Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕРКУРИЙ Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Авраамий и мч. Меркурий Смоленские. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявших». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) (XIII в. (?)), мч. (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), Смоленский. Житие М. в ранних списках датируется 2-й четв. XVI в., оно вошло в ВМЧ митр. Макария под 24 нояб. (Успенский и Царский списки). В некоторых списках Житие отнесено к 28 июля - дате празднования Смоленской иконе Божией Матери. По наблюдениям Ф. И. Буслаева, архиеп. Сергия (Спасского), А. П. Кадлубовского, Л. Т. Белецкого, Ф. Г. Спасского и др. исследователей, почитание М. может рассматриваться как проявление на рус. почве греческой и общеевроп. традиции культа вмч. Меркурия Кесарийского: совпадает дата празднования памятей святых, много параллелей обнаруживается в Житиях святых, в службах им. Составление Жития М. в 1-й сохранившейся версии, т. н. минейной редакции, было связано с идеологической программой прославления смоленских святынь после взятия Смоленска вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем в 1514 г., как и утверждение праздника Смоленской иконы Божией Матери, а также строительство Смоленского собора в Новодевичьем мон-ре. По-видимому, наиболее ранний из ныне известных списков Жития М. находится в рукописном сборнике, принадлежавшем игум. Нифонту (Кормилицыну), настоятелю Волоколамского мон-ря (1522-1543) (РНБ. Q. XVII. 15. Л. 351-355, ок. 1538 г.). Повесть о М. представлена здесь как история чуда Пресв. Богородицы, заступницы Смоленска, и расположена рядом с Повестью о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери. В сборнике материал организован по «Главизнам», отсюда это название было заимствовано в ВМЧ и сохранилось за минейной редакцией Жития М.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор 10 октября 2018 г. 15:21 Жизнь и молитва на Смоленской земле В этом году Смоленск отпраздновал свое 1155-летие. За почти 12 веков существования этот город неоднократно становился крепостью на пути рвущихся к Москве захватчиков и навсегда вписал себя в ле­топись воинской славы России. Но есть у него и еще одна особенность. Не случайно на Днепровских воротах, на въезде в историческую часть Смоленска, на огромном плакате с изображением Предстоятеля Русской Церкви написано: «Смоленск — земля Патриарха». Над духовным возрождением города Святейший Патриарх Кирилл трудился без малого четверть века. Как сегодня организована и развивается здесь духовная жизнь, какие проблемы стоят перед ее духовенством и как оно отвечает на вызовы времени, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. ПДФ-весия — Ваше Высокопреосвященство, вы возглавляете Смоленскую кафедру уже пять лет. Святейший Патриарх Кирилл посвятил ей почти 25 лет своего архипастырского служения. И две его известные фразы — «милейший город Смоленск» и «через Смоленск я узнал Россию» — ёмко характеризуют отношение Его Святейшества к своему служению на Смоленской земле. А с чем у вас ассоциируется Смоленск? Связывало ли что-то вас с этим городом раньше? — У меня Смоленск ассоциируется прежде всего с той великой славной историей, с примером воинской доблести и мужества, которые стали частью истории России. С героями Великой Отечественной войны, с защитниками Родины, отдавшими за нас с вами свои жизни. Поэтому я считаю, что к памяти погибших в Вяземском котле, на Соловьёвой переправе и в других местах Смоленщины, нужно относиться со благоговением и любовью. Но история Смоленска — это и подвиг воина-мученика Меркурия, решившего исход битвы во время нашествия хана Батыя, героев, сопротивлявшихся польской интервенции в XVII веке, и воинов, павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Первый раз в жизни я оказался в Смоленске на следующий день после своей архиерейской хиротонии, чтобы принять дела от преосвященного епископа Пантелеимона. Сегодня я чувствую себя частью Смоленска, я такой же его житель, как и 300 с лишним тысяч смолян. И очень надеюсь, что Смоленск меня полюбит так же, как полюбил его я. У меня такое ощущение, словно я прожил здесь всю жизнь. И другого города, если благословит Его Святейшество, мне не нужно.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_sm...

Смоленск. Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская). Нижне-Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный двухэтажный Нижне-Никольский храм построен в 1745-1748 году на средства купца Федора Щедрина. Верхний храм – в честь святителя Николая чудотворца, внизу приделы – во имя Тихвинской иконы Божией Матери и мученика Меркурия Смоленского. В 1812 году храм разорен французами. Для его восстановления в 1813 году из государственной казны выделено 5000 рублей и прислан из Санкт-Петербурга иконостас. На средства мещанки Рубцовой устроена трехъярусная колокольня. Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с 1925 года до закрытия в 1927 году. В 1996 году храм передан епархии. Реставрационные работы выполнил хозяйственный отдел Епархиального управления. Перекрыт купол и позолочен крест на храме ремонтно-строительной бригадой А.Е. Копейчикова. Престол в честь святителя Николая освящен 21 мая 1997 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Ремонт колокольни Никольского храма проведен в 1998 году Н.Б. Раструбиным, при поддержке хозяйственного отдела Епархиального управления. Официальный сайт Смоленской и Калининградской епархии www.smolenskeparxi.ru Нижне-Николаевская церковь построена в 1748 г. усердием купца Щедрина. В 1812 г. была разорена и ограблена, на восстановление ее в 1813 г. отпущено из казенных сумм 5000 руб. и сверх сего прислан из С.-Петербурга от 1-го кадетского корпуса иконостас, стоявший до 1848 г. в Тихвинском приделе. Зданием каменная, двухэтажная, с таковою же колокольнею, устроенною мещанкою Рубцовою. Престолов три: в верхнем этаже холодном — во имя святит. Николая, в нижнем теплом — во имя Меркурия, муч. Смоленского и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. С восточной стороны церкви устроена часовня. Земли церковной 788 кв. саж., церковного капитала 19 225 руб.; кроме сего, с аренд. стат. получается до 1000 руб. ежегодно. Прихожан муж. пола 281 чел., жен. пола 315 чел. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Причт живет в церковных домах, казенного жалованья не получает, причтового капитала 6309 руб.

http://sobory.ru/article/?object=01018

а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕРКУРИЙ (Иванов Игорь Владимирович; род 21.01.1964, Порхов Псковской обл.), митр. Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии. Из рабочей семьи. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1982 гг. работал медбратом в районной больнице. В 1982 г. поступил в Ленинградский педиатрический мед. ин-т. В юности был иподиаконом у Псковских архиереев - митр. Иоанна (Разумова) и архиеп. Владимира (Котлярова , впосл. митрополит, ныне на покое). 12 марта 1988 г., во время учебы в институте, по благословению старца Псково-Печерского мон-ря архим. Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг с именем в честь вмч. Меркурия Кесарийского . 15 янв. 1989 г. рукоположен Смоленским и Калининградским архиеп. Кириллом (Гундяевым , ныне Патриарх Московский и всея Руси) во диакона. В том же году окончил мед. ин-т. 6 авг. 1989 г. был рукоположен во иерея и назначен штатным священником Никольского собора Калининграда. С 3 апреля 1990 г. настоятель Казанской церкви в пос. Янтарном Калининградской обл. 13 января 1991 г. назначен настоятелем Серафимовского храма в г. Светлогорске той же области. 17 ноября 1992 г. возведен в сан игумена. 5 мая 1993 г. переведен на должность настоятеля храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Калининграде. 5 мая 1996 г. назначен настоятелем строящегося кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде. 28 дек. 1999 г. решением Синода РПЦ избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, управляющим Патриаршими приходами в США. 9 янв. 2000 г. возведен в сан архимандрита. 6 февр. того же года архиерейскую хиротонию М. в московском кафедральном соборе в честь Богоявления Господня в Елохово возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . М. руководил работами по реставрации и реконструкции Свято-Николаевского патриаршего кафедрального собора Нью-Йорка. Экстерном окончил С.-Петербургские духовные школы. 7 июня 2007 г. удостоен Ученым Советом СПбДА ученого звания кандидата богословия за соч. «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник».

http://pravenc.ru/text/2596405.html

сост. Александр Ратшин Смоленской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОРОДИЦКИЙ-УЧИЛИЩНЫЙ, муж. 2 класса, в Смоленске; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Смоленской Семинарии. Основан в первой половине XII века епископом Смоленским Игнатием, при Мономаховом сыне, Мстиславе Владимировиче. Вскоре по основании обители, когда уже Игнатий епископ умер, поставлен здесь преемником его Лазарем во игумна св. Авраамий Смоленский, который был гоним Игнатием, но епископ Лазарь обнаружил невинность его. Чрез несколько времени тот же Владыка посвятил Преподобного Авраамия во архимандрита – и с тех пор архимандрия в сем монастыре продолжалась непрерывно до того времени, когда Смоленск отторгнут был поляками от владений России. Тогда Богородицкий монастырь обращен в доминиканское училище. В таком положении обитель находилась 254 года. По возвращении Смоленска, царь Алексий Михайлович восстановил ее и вновь учредил здесь, 1658, архимандрию. Ныне в сем монастыре соб. церковь двухэтажная, построенная вместо древней, иждивением купца Бориса Писарева и освященная в 1755 году; здесь престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Преподобного Авраамия и мученика Меркурия Смоленских, коих и св. мощи здесь почивают; над гробницею св. Меркурия висит его оружие. Тут же погребены: основатель обители, епископ Игнатий, и Преподобный 4 Ефрем архимандрит, преемник Авраамия. В сей обители было с 1728 года духовное училище, а ныне помещается Семинария, учрежденная епископом Гедеоном (Вишневским), в 1752; от чего, также и по бывшему Доминиканскому училищу, монастырь и Училищным именуется. ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Вязьме; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1542 году. Здесь три церкви: 1) Соб. Одигитрии Смоленской Божией Матери, с приделами Симеона Богоприимца и Усекновения главы Иоанна Предтечи; 2) Николая Чудотворца, и 3) Вознесения Господня. В сем монастыре находилась прежде семинария, учрежденная по именному указу императрицы Анны Иоанновны, в 1739, которая, 1744, переведена в Московский Крутицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Е. Л. Конявская. К истории святыни Новодевичьего монастыря – Смоленской иконы Божией Матери   Знаменитая обитель, возникшая в первой четверти в XVI в., носит имя «Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь» .  Главный храм обители– в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»– был построен в 1525 г. Икону, о которой пойдет речь, торжественным крестным ходом перенесли в храм, и в память об этом событии крестный ход 28 июля стал для обители ежегодным. Прежде икона пребывала в московском Благовещенском соборе на княжем дворе «на десни стран от святыхъ двереи царскых» . Но, как известно из летописей, это был список с первоначального чудотворного образа. Предание связывает ее появление на Руси с византийской принцессой Анной, вышедшей замуж за Всеволода Ярославича. Затем Владимир Мономах привез икону в Смоленск. Но эти сюжеты из области догадок, ибо ранние источники подобных сведений не содержат. Приход древней иконы в Смоленск вместе с Владимиром Мономахом возможен, но не менее вероятно (если исходить из древнего происхождения образа), что икона появилась в городе в период основания Смоленской епархии и поставления епископом грека Мануила. Известно, что в 1136 г. «поставленъ бы скопечь Маноуило еп(и) с(ко)помъ Смоленескоу пвечь гораздыи, иже б пришелъ изъ Грекъ. самъ третии. къ бл(а)голюбивому кн(я)зю Мьстиславоу, предъ симъ бо б не былъ еп(и) с(ко)пъ Смоленьск» . Не менее проблематичен и другой поздний легендарный сюжет – упоминание иконы в Житии мч. Меркурия Смоленского. Икона предрекает Меркурию подвиг – победу над осадившими Смоленск монгольскими войсками и гибель. В раннем варианте предания (Слове о Меркурии Смоленском) говорится, что икона находилась в пригородном Печерском монастыре, а не в главном смоленском соборе . Батый к Смоленску не подходил. Все это говорит о позднем и сугубо мифологическом происхождении сюжета. О том, что икона в какой-то момент оказалась в Москве в Благовещенском соборе Кремля, информация имеется в рассказе о ее возвращении по просьбе смольнян в Смоленск в 1456 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

«Мы открываем постоянную экспозицию, тематика во многом связана с Отечественной войной 1812 года, поскольку и само здание Главного штаба посвящено победе над Наполеоном, — отметила куратор Анна Иванникова. — Сейчас в церкви установлен походный иконостас, заказанный императором Александром Первым в 1816 году, поскольку иконостас, который сопровождал императора во время военной кампании, был перевезен по его приказу в Вильно. Этот иконостас называли придворно-походным, он находился во дворце, и перед ним совершались богослужения, когда император был нездоров и не мог посещать храм. В 1826 году, после смерти Александра Первого, иконостас был перевезен в Александровский дворец Царского Села. Он был установлен в Малиновой гостиной, которая стала неглавной домовой церковью. Перед ним молилась и семья последнего российского императора Николая Второго. Иконостас поступил в Эрмитаж в 1956 году из Александровского дворца. Ценнейший экспонат — походный сундук с литургическим прибором, изготовленный по эскизам знаменитого архитектора Андрея Воронихина по распоряжению Александра Первого, сопровождал императора во время военной кампании 1813-1814 годов. Возможно, принимал участие в богослужении в 1814 году на площади Согласия в Париже по случаю полной победы над Наполеоном. Среди икон обращает на себя внимание образ Смоленской Богоматери с предстоящими преподобным Авраамием и мучеником Меркурием — небесными покровителями Смоленска. Внизу иконы — редчайшее для иконографии изображение разрушенного, горящего Смоленска, как он выглядел после ухода наполеоновских войск. Икона была заказана жителями Смоленска в дар полководцу Михаилу Кутузову, но вручить ее не удалось — в 1813 году он скоропостижно скончался. Икона какое-то время находилась в Успенском соборе Смоленска, а в 1815 году туда приехала дочь Михаила Илларионовича — Дарья Опочинина, которая захотела иметь этот образ в память о любимом папеньке. Она заказала список с иконы, который находился в Успенском соборе, а сейчас хранится в смоленском музее. А сама икона передавалась по наследству в семье Кутузова, и в Эрмитаж поступила от частного лица в 1945 году». 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5814654...

В Калининграде проходят торжества по случаю 60-летия со дня рождения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 ноября 2006 г. 11:55 18-19 ноября 2006 года в Калининграде проходят торжества в честь 60-летия со дня рождения и 30-летия архипастырского служения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 18 ноября в Калининградском драматическом театре состоялись торжественный акт и праздничный концерт, посвященные этим юбилейным датам. На праздник в Калининград собрались архипастыри Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и различных христианских конфессий, видные государственные и общественные деятели, региональные руководители, деятели культуры, ученые и военачальники, настоятели зарубежных приходов Московского Патриархата, духовенство Смоленской и Калининградской епархии . Среди участников торжества — митрополиты Киевский и всея Украины Владимир , Патриарший Экзарх всея Беларуси, Минский и Слуцкий Филарет , Симферопольский и Крымский Лазарь , Кишиневский и всея Молдавии Владимир , архиепископы Берлинский и Германский Феофан , Брюссельский и Бельгийский Симон , Херсонский и Таврический Ионафан , Костромской и Галичский Александр , Саранский и Мордовский Варсонофий , Рязанский и Касимовский Павел , Львовский и Галицкий Августин , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , епископы Ставропольский и Владикавказский Феофан , Балтийский Серафим , Венский и Австрийский Иларион , заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк , епископ Вяземский Игнатий . На празднике также присутствуют представители Поместных Православных Церквей: от Александрийской — епископ Киринский Афанасий, Экзарх Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси; от Антиохийской  — епископ Филлипопольский Нифон, Представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; от Сербской — епископ Моравичский Антоний, Представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси ; от Румынской — архиепископ Тырговишский Нифонт; от Болгарской — Представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Игнатий (Карагьозов); от Элладской — митрополит Калавритский и Эгиалейский Амвросий; от Польской — епископ Белостокский и Гданьский Иаков; а также протоиерей Алексий Ющенко, Представитель Митрополита Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси и архимандрит Закхей (Вуд) , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/162853.htm...

Смоленск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты В 1708-12 гг. был построен деревянный собор на высоком каменном основании со сводчатым проездом к архиерейскому двору. Это изображено на иконе " Авраамий и Меркурий " (в Успенском соборе). Богоявленский собор был тогда крестообразным: высокий объем с двухярусной главой над ним окружали 4 прируба с главками на высоких шатрах. Так же, как и окружавшие храм двухъярусные галереи, эта группировка объемов связана с традициями белорусского и украинского зодчества. В 1781 г. деревянный собор разобрали и к 1787 г. на этом месте возвели кирпичный. Основание под собором было также изменено. Прежде сквозь него проходил прямой проезд в направлении север-юг. К 1780-м гг. он неудачно сочетался с соборной лестницей перед ним. Поэтому теперь проезд направили к западу, к Большой Благовещенской улице. Основание под собором - параллелепипед, врезанный с запада на восток в склон горы. Длинные стороны членятся мощными рустованными пилястрами с аркатурой, несущими более узкие пилястры под гульбищем вокруг храма. Объем собора расширен на вост. стороне прямоугольными дьяконником и жертвенником - по сторонам полукруглой апсиды. Над храмом длинная четырехскатная кровля, над вальмой возведена глухая деревянная глава на крупном 8-гранном барабане. Фасады декорированы в духе раннего классицизма. Стены равномерно прорезаны проемами в два света: 7 осей на длинных фасадах и 3 на западном. Окна по вертикали заключены в неглубокие прямоугольные ниши. Тосканские пилястры в средних простенках образуют портики, подчеркнутые легкими раскреповками антаблемента. В наличниках еще ощутимы барочные мотивы (ленты с расширениями-ушами), но общий геометризм и плоскостность связаны с классицизмом. К дьяконнику примыкает ограда Успенского собора . При строительстве Богоявленского храма вдоль нее с южной стороны сделана одноэтажная пристройка, протянувшаяся от дьяконника до ворот. Ее цоколь над понижением холма декорирован аркатурой. Двухэтажная галерея идет от Богоявленского собора к архиерейским палатам. Ограда и лестница, 1760-70-е гг.. конца XVIII в. Довольно высокая глухая ограда объединяет здания вокруг Успенского собора. Она начинается от жертвенника Богоявленской церкви и, обойдя колокольню и собор с запада, юга и востока, примыкает к зданию консистории. От Богоявленского собора к востоку идет небольшой отрезок ограды - до ворот въезда с архиерейского двора. Другие въездные ворота устроены с восточной стороны, а пешеходные - с западной. Перед западными воротами находятся гульбище и лестница, ведущие к собору от Большой Благовещенской улицы. Все эти постройки в формах барокко возникли в 1760-70-е гг. Ступени лестницы гранитные, кирпичные стены оштукатурены. Ограда гульбища с фонарями и металлические решетки ворот.

http://sobory.ru/article/?object=01023

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010