Маклаков. Некоторые дополнения к воспоминаниям Пуришкевича и кн. Юсупова об убийстве Распутина. «Сов. Зап.», кн. 1934. Маргулиес. Год интервенции. Берлин. 1923 г. Максаков и Турунов. Хроника гражданской войны в Сибири. М. 26 г. Марков С. Ответ Маркову 2. Вена, 1929 г. Марков С. Покинутая Царская Семья. Вена. 1926 г. Марков Н. «Ловцы правды». «Истина спасения царской семьи». «Вестн. В. Мон. Сов.», 9 – 22 июня 1924 г. Мартынов. Царская армия в февральском перевороте. Лен. 1927 г. Мартынов. Корнилов. Москва. 1927 г. Мельгунов. Предисловие к воспоминаниям Иллиодора «Святой чорт». «Гол. Мин.», 17 г., 3. Мельгунов. Статья о Чрез. След. Ком. «Власть Народа», авг. 1917 г. Мельгунов. «Золотой ключ» к большевистской революции. Париж. 1940 г. Мельгунов. Приоткрывающаяся завеса. «Гол. Мин.» (На Ч. Ст.), I. 1926 г. Мельгунов. Чайковский в годы гражданской войны. Париж. 1929 г. Мельгунов. Трагедия адм. Колчака. Белград. 1930 г. Мельгунов. Красный террор в России. 2-е изд. Берлин. 1924 г. Мельник-Боткина. Воспоминания о царской семье. Белград. 1921 г. Милюков. История второй русской революции, т. I. София 1921 г. Милюков. Мои объяснения. «Посл. Нов.», 17 июня 1932 г. Милюков. Март-апрель 17 г. «Посл. Нов.», 12 июня 1932 г. Милюков. Кто виноват (по поводу доклада гр. Коковцева). «Посл. Нов.», 26 янв. 1936 г. Милюков. Россия на переломе, т. I. Париж. 1927 г. Милюков. Мои сношения с Алексеевым. «Посл. Нов,», 1211, 1214. Мордвинов. Отрывки из воспоминаний. «Рус. Лет.», кн. 5. Мосолов. Царь и его семья. «Посл. Нов» 1931 г. (отдельное издание «При дворе Императора». Рига). М. В. Как Арон Симанович хотел спасти Николая II. «Сегодня», 24 июня 1931 г. Мстиславский. Пять дней февральской революции. Берлин. 1922 г. Мстиславский. Гибель царизма. Лен. 1927 г. Мякотин. Великий переворот и задачи момента. М. 1917 г. Мякотин. Из недавнего прошлого. «На чужой стороне», X. Прага. 23 г. Набоков В. Временное Правительство. «Арх. Рус. Рев.», кн. I. Набоков. Испытания дипломата. Стокгольм. 1921 г. Наживин. Записки о революции. Вена. 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Во время Второй мировой войны Мельгунов жил во Франции, под Парижем. Он решительно отверг любую форму сотрудничества с фашистской Германией, осуждал тех эмигрантов, которые готовы были встать под знамёна Третьего Рейха во имя «освобождения» России от коммунизма. По своей позиции он был, скорее, ближе к «оборонцам», чем к «пораженцам», но никогда не разделял политической наивности тех «оборонцев», которые считали, что сталинский режим, обратившись во время войны к народному патриотизму, сам собой изменится в национальную сторону. По окончании войны многие их таких «оборонцев», тот же И.А. Бунин, поняв свою ошибку, возвратились на безоговорочно антикоммунистическую платформу. В послевоенные годы С.П. Мельгунов также выступал против просоветских настроений, возникших в среде «старой» эмиграции под влиянием победы СССР. Мельгунов утверждал, что «Сталину нельзя верить», «надежда на мирную эволюцию большевистской власти, на мирное сожительство с красным самодержавием – утопия». На этой платформе Мельгунов с 1946 года издавал во Франции сборники: «Свободный голос», «Российский демократ». На страницах сборников публиковались историко-публицистические работы, размышления, иногда просачивались сведения о судьбах послевоенных реэмигрантов и репатриантов, добровольно или насильственно вернувшихся в СССР. С 1950 по 1954 год Мельгунов являлся редактором журнала «Возрождение», также стоявшего на антикоммунистических позициях. С 1948 года он – председатель Союза борьбы за свободу России; с 1951 года – председатель Координационного центра антибольшевистской борьбы. В последние годы жизни С.П. Мельгунов издал в Париже книги «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), «Как большевики захватили власть: октябрьский переворот 1917 года» (1953), «Мартовские дни 1917 года» (1956). Умер Сергей Петрович Мельгунов в местечке Шампиньи-сюр-Марн, близ Парижа (Франция). Посмертно вышли его книги: «Легенда о сепаратном мире» (1957), а также «Воспоминания и дневники», подготовленные к публикации женой С.П. Мельгунова – П.Е. Степановой-Мельгуновой (1964. Ч. 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Жизненный путь С.П.Мельгунова Семья и ранние годы Сергей Петрович Мельгунов родился 25 декабря 1879 года (7 января 1880 года) в Москве. Он происходил из старинного дворянского, но изрядно обедневшего рода. Отец – Пётр Павлович Мельгунов (1847–1894) – известный ботаник и историк, педагог. Окончил курс в Московском университете, дружил с В.О.Ключевским , преподавал историю в Московском Николаевском институте и гимназии Ф.И. Креймана. Стал знаменит, благодаря своему учебнику «Первые уроки истории», неоднократно переиздававшемуся и вызывавшему восхищение лучших умов России. Родственниками Сергею Мельгунову по отцу приходились просветитель и масон А.П. Мельгунов (1722–1788), известный общественный деятель XIX века Николай Александрович Мельгунов (1804–1867), который сотрудничал с Герценым, а также Юлий Николаевич Мельгунов, известный дирижёр и композитор. Мать С.П. Мельгунова , Надежда Фёдоровна (17.08.1853 – ?) происходила из дворянского рода Грушецких. Дедом Сергея по матери был двоюродный брат декабристов Матвея и Сергея Муравьевых-Апостолов Фёдор Александрович Грушецкий, который также был привлечён к дознанию по делу декабристов. В 1885 году семья распалась, и Сергей остался с матерью. Отец, любивший поиграть в карты и выпить, вскоре умер, оставив в наследство единственному сыну только свою библиотеку. Денег на жизнь катастрофически не хватало. Кроме Сергея, в семье было ещё три сестры – Мария, Екатерина и Ольга. Все они впоследствии стали актрисами, а Ольга Петровна Мельгунова выступала как певица Московской Частной Камерной Оперы. Один сезон она пела в парижской «Гранд-Опера», была очень хороша собой и блистала в партии Кармен. После поступления в гимназию Сергей, начиная с 5 класса, стал зарабатывать репетиторством. В гимназии Мельгунов заинтересовался темой раскола Русской православной церкви и под влиянием «Очерков по истории русской культуры» П.Н. Милюкова написал сочинение «Был ли раскол движением прогрессивным или регрессивным?». Впоследствии эта тема станет предметом его научных исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Окончив гимназию, в 1899 году Мельгунов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, активно участвовал в деятельности студенческих научных обществ. С 1900 года он становится сотрудником либеральной газеты «Русские ведомости», издававшейся в Москве. Это сотрудничество, начавшееся с публикации небольших заметок на злободневные темы (ради заработка), продолжалось вплоть до 1916 года, когда на страницах газеты стали появляться написанные Мельгуновым солидные историко-публицистические статьи. После окончания курса историко-филологического факультета, в 1904 году Мельгунов поступил на юридический факультет, а затем в Лазаревский институт восточных языков (Москва), но курса не закончил. Некоторое время он работал преподавателем истории в московских частных гимназиях, входил в Педагогическое общество при Московском университете. В 1905–1906 годах он отбывал воинскую повинность в 3-й гренадерской бригаде, расквартированной в Ростове Ярославском. До 1917 года В 1906 году Мельгунов вступил в партию конституционных демократов (кадетов), где примкнул к левому крылу. Он считал, что кадеты должны «полеветь», но его надежды не оправдались, и в 1907 году Мельгунов переходит на позиции народно-социалистической партии (энесов). Одновременно, в начале 1900-х годов, он публикует историко-публицистические материалы в газете «Русские ведомости», журналах «Русское богатство», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Вестник воспитания» и др. В тот же период в Москве выходят его работы «Из истории студенческих обществ в русских университетах» (1907), «Студенческие организации 80–90-х гг. в Московском университете» (1908); сборники статей «Старообрядцы и вопросы совести» (1907), « Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести)» (1907–1908). Вскоре Мельгунов становится признанным авторитетом по вопросам истории церкви в России и на этой почве сближается с Л. Н. Толстым. Во время одной из встреч великий писатель настаивал: «Бросьте вы эту ерунду – «Русские ведомости», они вас совсем испортят», уговаривая Мельгунова посвятить себя «исключительно изучению религиозных движений в России, может быть, единственному положительному и самому важному в современной общественной жизни». Однако историк не внял этому совету. Он предпочёл не замыкаться в узких рамках, а, напротив, все более расширять сферу своих интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Как подчеркивал историк, «Кедров больше всего интересовался разгадкой, существует ли теперь масонство в России или нет». С Кедровым связано и другое неожиданное приключение, пережитое в ЧК Мельгуновым. Однажды на допросе к начальнику Особого отдела принесли кипу каких-то документов. Историк поинтересовался, что это за документы, и получил ответ, что это бумаги одной из местных организаций партии эсеров и что в ЧК часто попадают еще более интересные документальные материалы. Например, недавно поступил архив из могилевской Ставки Николая II как Верховного главнокомандующего. У Мельгунова мелькнула дикая мысль, и он попросил Кедрова ознакомиться с этим архивом. Немного подумав, чекист ответил: «Хорошо. Вы получите документы на одну ночь при условии никому их не показывать». И вот Мельгунов всю ночь при электрическом свете в камере, где содержалось 15 человек, знакомился и делал выписки с официальной и полуофициальной переписки Ставки, переговоров по прямому проводу, автографов Николая II. Здесь им и был обнаружен, в частности, уникальный документ о гарантиях для себя и своей семьи, которые требовал император от Временного правительства во время своего отречения (позднее этот документ был опубликован историком за границей). На следующий день Кедров заявил, что он хочет издать архив Ставки, и спросил, не поможет ли ему в этом Мельгунов. Тот ответил категорическим отказом: «С большевиками невозможна никакая совместная работа». Выйдя на свободу, Мельгунов неотступно ждал нового ареста, его все сильнее стали изматывать постоянные обыски. «С лета 1919 года мы все ходили под угрозой… – писал он впоследствии. – Мы продолжали свое дело. Жили легально и, может быть, даже слишком беспечно и открыто». В это время чекисты уже вышли на след «Союза возрождения» и других контрреволюционных организаций. 29 августа 1919 года был арестован Н. Н. Щепкин. Узнав об этом, Мельгунов решил срочно уехать с женой в деревню под Серпухов, и сделал это не напрасно: дважды его приезжали арестовывать на московскую квартиру, оставив там на 6 недель засаду. Начались полгода мучительной нелегальной жизни: историку пришлось изменить внешность, поменять паспорт, преобразиться в бухгалтера и переезжать с женой с места на место. В конце концов «прятание по углам» надоело, и Мельгунов через знакомых большевиков, в том числе Л. Б. Каменева и Д. Б. Рязанова, попросил узнать, можно ли ему безопасно для себя выйти из подполья. Получив положительный ответ, он вернулся в середине февраля 1920 года в свою квартиру и… был тут же арестован.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В 1906 году Мельгунов вступил в партию конституционных демократов (кадетов), где примкнул к левому крылу. Он считал, что кадеты должны «полеветь», но его надежды не оправдались, и в 1907 г. Мельгунов переходит на позиции народно-социалистической партии (энесов). Одновременно, в начале 1900-х годов, он публикует историко-публицистические материалы в газете «Русские ведомости», журналах «Русское богатство», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Вестник воспитания» и др. Выходят его работы «Из истории студенческих обществ в русских университетах» (М., 1907), «Студенческие организации 80–90-х гг. в Московском университете» (М., 1908); сборники его статей «Старообрядцы и вопросы совести» (М., 1907); « Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести)» (Т. 1–2. М., 1907–1908). В 1911 г. Мельгунов основывает кооперативное издательство «Задруга». За 11 лет «Задруга» сумела издать более 500 книг, многие из которых были предназначены для просвещения бедных слоев населения и стоили очень дешево. В этом издательстве под редакцией Мельгунова и при его авторском участии выходят коллективные труды: «Великая реформа» (Т. 1–5. М. 1911), «Крестьянское право в России и реформа 19 февраля» (М. 1911), «Отечественная война и русское общество. 1812–1912» (Т. 1–7. М., 1911–1912), «Масонство в его прошлом и настоящем» (Т. 1–2. М., 1914–1915) и др. В 1913 г. Мельгунов организует издание журнала «Голос минувшего» и становится его редактором. Журнал выходил до 1923 г., всего было выпущено 65 томов. Февральскую революцию Мельгунов встретил с одобрением и вскоре вошёл в Организационный комитет народно-социалистической партии. С марта 1917 года он был назначен Временным правительством уполномоченным по обследованию архивов. Теперь ему был открыт доступ в архивы Министерства внутренних дел, Московской духовной консистории и Миссионерский архив. На основе документов предполагалось издать тома, посвященные 1905 году, русской провокации, майскому погрому 1915 года в Москве, Ходынке, деятельности «Священной Дружины» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

В эмиграции Мельгунов сразу же включился в жизнь русского зарубежья. В 1923–1928 гг. совместно с В.А. Мякотиным и Т.И. Полнером издавал историко-литературный журнал «На чужой стороне», с 1926 года название журнала изменилось на «Голос Минувшего» на чужой стороне». Наряду с П.Н. Милюковым, чьи исследования по Февральской и Октябрьской революции только сейчас становятся известными отечественному читателю. Мельгунов одним из первых попытался проанализировать события 1917 года и периода гражданской войны. В 1920–1950 гг. он написал серию книг, наиболее значительными из которых были: «Красный террор в России: 1918–1923 гг.» (Берлин, 1923–1924), «Н.В. Чайковский в годы гражданской войны. (Материалы для истории русской общественности. 1917–1925 гг.)» (Париж, 1929), «Гражданская война в освещении П.Н. Милюкова: критико-библиографический очерк по поводу «Россия на переломе«». (Париж, 1929), «Трагедия адмирала Колчака. Из истории гражданской войны на Волге, Урале и в Сибири»» (Ч. 1–4. Белград, 1930–1931), «На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года» (Париж, 1931), «Российская контрреволюция. Методы и выводы генерала Головина» (Париж, 1938), «Золотой немецкий ключ большевистской революции» (Париж, 1940). В 1931 году в семи выпусках еженедельника «Борьба за Россию», издаваемого Мельгуновым публикуется его исследование «Чекистский Олимп», так и не вышедшее отдельной книгой. До конца своей жизни Мельгунов оставался непримиримым противником большевиков, считавшим, что единственным средством свержения их власти является вооруженная борьба. Однако во время второй мировой войны, находясь под Парижем, он решительно отверг любую форму сотрудничества с нацистами. Неоднократно выступая за организацию единого антикоммунистического фронта, объединяющего все силы русской эмиграции, Мельгунов организовал в 1948 г. Союз борьбы за свободу России и стал его председателем. Он так же возглавил возникший в 1951 г. Координационный центр антибольшевистской борьбы. После войны Мельгунов продолжает вести исследовательскую работу. Выходят и пользуются спросом его книги – «Судьба императора Николая II после отречения. Историко-критические очерки» (Париж, 1951), «Как большевики захватили власть: октябрьский переворот 1917 года» (Париж, 1953), «Мартовские дни 1917 года» (Париж, 1956), «Легенда о сепаратном мире» (Париж, 1957). Одновременно в 1949–1954 гг. он редактировал журнал «Возрождение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

С. П. Мельгунов придерживался иных взглядов. Он изучал сектантство и написал много статей, собранных в книгах «Религиозно-общественные движения в России в XIX веке», «Религиозно-общественные движения в России XVII–XVIII веков», « Церковь и Государство в России» (в двух томах). Но его интересы не ограничивались сектантством. Он написал объемный труд «Дела и люди Александровского времени», представляющий интерес до сих пор. Под редакцией С. Мельгунова вышли многотомные коллективные работы, в которых участвовали крупнейшие русские ученые: «Великая Реформа 19 февраля 1861 г.» (7 томов), «Отечественная война и русское общество» (6 томов), «Русское масонство в его прошлом и настоящем» (3 тома). Он составил «Книгу для чтения по истории нового времени» (в 7 томах). В 1913 г. совместно с известным историком русского крестьянства B. И. Семевским С. П. Мельгунов организовал исторический журнал «Голос минувшего», посвященный прежде всего истории русского общественного движения. Общественное движение интересовало С. П. Мельгунова не только как историческое явление – он принимал в нем живейшее участие. Сотрудник «Русских ведомостей» – оплота русского либерализма, C. П. Мельгунов был близок и кругу писателей, группировавшихся вокруг журнала «Русское богатство», представлявшего народническое движение. В 1907 г. С. П. Мельгунов принял участие в создании народно-социалистической партии. «По своим воззрениям, – писал Мельгунов, – эта партия отличалась от других социалистических партий тем, что в основу она клала не классовую борьбу, а интересы человеческой личности, как таковой... Партия не могла иметь широкого развития в буйное время революции, когда на сцену выступила демагогия. Но ее умеренный социализм, ее непрерывная защита интересов государства как целого, интересов нации привлекло в ее ряды много лучших представителей русской демократической интеллигенции» 5 . Выражением общественно-политических взглядов С. П. Мельгунова было созданное им в 1911 г. издательство «Задруга». Сербским словом, означающим большую патриархальную сельскую семью, живущую под одной крышей, под руководством старейшины, было названо авторское кооперативное издательство. «Задруга» насчитывала около 600 членов, выпустила (до ликвидации в 1922 г.) несколько сот книг – в том числе собрание сочинений В. Г. Короленко (члена кооператива), готовила полное собрание сочинений Л. Толстого (под редакцией С. П. Мельгунова и А. Л. Толстой). Частью издательства были две типографии, также организованные на товарищеских началах (рабочие типографии были полноправными членами кооператива).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Содержание От автора I. «Легенда» о немецком золоте Введение II. Прелюдия.(1915–16 гг.) 1. Австро-украинская авантюра 2. Злой гений-Парвус 3. «Чудовищно-неправдоподобное» III. Золотой ключ (1917 г.) 1. Пломбированный вагон 2. Прапорщик Ермоленко 3. «Русская Дрейфусиада» 4. Американская сенсация 5. 50 миллионов марок IV. Заключение     Сергей Петрович МЕЛЬГУНОВ (1879–1956) – известный общественный деятель, журналист и историк. Издатель и редактор исторического журнала «Голос минувшего» (Петербург-Петроград, 1913–1923, 23 тома), впоследствии выходившего в Праге, Берлине и Париже под названиями «На чужой стороне» (1923–1925, 13 томов) и «Голос минувшего на чужой стороне» (1926–1928, 5 томов). В 1920 г. по делу «Тактического центра» в Москве Мельгунов был приговорен к смертной казни, замененной десятью годами тюрьмы. За рубежом Мельгунов издал ряд фундаментальных исторических трудов: «Красный террор в России» (1924), «Трагедия адмирала Колчака» (3 тома, 1930–1931), «На путях к дворцовому перевороту» (1931), «Как большевики захватили власть» (1939), «Золотой немецкий ключ большевиков»(1940), «Судьба императора Николая II после отречения» (1951), «Легенда о сепаратном мире» (1957). Посмертно издана его книга «Мартовские дни 1917 г.» (1961). В «Золотом немецком ключе большевиков» (в одном из изданий книга названа «Золотой немецкий ключ к большевицкой революции») исследуется важнейшая историко-революционная тема: о финансировании немцами ленинской партии в период подготовки и осуществления ею Октябрьской революции. Известно, что прямые доказательства связей ленинцев с германскими властями были собраны при Временном правительстве и сведены в 21 том «Дела по обвинению Ленина, Зиновьева и других в государственной измене». Немедленно после Октября большевики захватили все материалы следствия и запрятали в секретные фонды Центрального партархива в Москве. В распоряжении историков остались только случайные публикации в повременной печати и воспоминания тех, кто имел отношение к событиям. Мельгунов свел их воедино, подвергнув тщательному сопоставительному анализу. В результате он получил хотя и мозаичную, вполне убедительную картину. Да, немцы революцию субсидировали. Больше того, без их поддержки она могла бы и не состояться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

И хотя из-за развода родителей Сергей отца почти не знал, ему было суждено пойти по его стопам. В 1893 году П. П. Мельгунов умер, не оставив своей многочисленной семье почти ничего, кроме прекраснейшей библиотеки. Полубедственное состояние вынудило Сергея уже с седьмого класса гимназии содержать себя самого, пробуя свои силы в журналистике и переводах. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, учась лишь на первом курсе историко-филологического факультета Московского университета, он становится сотрудником «Русских ведомостей» – самой популярной и влиятельной из газет начала ХХ века. Около 10 лет сотрудничал Мельгунов в этой газете, пройдя путь от автора на случайные сюжеты провинциальной хроники до обозревателя по темам истории и церкви. Этот опыт и определил в конце концов особенность творческого облика Сергея Петровича, не ставшего после окончания университета в 1904 году «чистым», академическим историком, а гармонически соединившего в себе неослабевающий интерес к истории, профессиональную журналистику и активную общественную деятельность. Главным предметом своего внимания историк Мельгунов сразу же выбрал историю русской церкви, прежде всего старообрядчества, сектантства. Из-под его пера на эту тему вышли следующие труды, получившие высокую оценку современников: « Церковь и государство в России» (2 кн.), «Религиозно-общественные движения в России в XVII – XVIII вв.», «Религиозно-общественные движения в России XIX в.», «Старообрядцы и свобода совести», «Великий подвижник и протопоп Аввакум», «Москва и старая вера». Кроме того, свет увидели книги Мельгунова «Дела и люди александровского времени», «Из истории студенческих обществ в русских университетах», «Студенческие организации 80 – 90 х гг. в Московском университете» и многочисленные статьи. Мельгунов становится признанным авторитетом по вопросам истории церкви в России и на этой почве сближается с Л. Н. Толстым. Во время одной из встреч великий писатель настаивал: «Бросьте вы эту ерунду – «Русские ведомости», они вас совсем испортят», уговаривая Мельгунова посвятить себя «исключительно изучению религиозных движений в России, может быть, единственному положительному и самому важному в современной общественной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010