Католикос-Патриарх Мелхиседек III Патриарх Мелхиседек (Пхаладзе)(4) был человеком исключительных дарований. За всю историю Тбилисской семинарии он был единственным учеником, который никогда не получал других оценок, кроме высшего бала. Затем он поступил в Казанскую Духовную Академию. Его способности отмечал известный богослов Несмелов , желавший, чтобы молодой человек остался при Академии и занимался научной работой. Будучи студентом, Михаил (таково было мирское имя будущего Патриарха) настолько хорошо овладел греческим языком, что переводил на грузинский язык Геродота (эти переводы хранятся в библиотеке Тбилисского университета), а помимо того, самостоятельно изучал высшую математику. Он разработал оригинальный метод вычисления пасхалии, имеющий значение для исторической хронологии. Еще до принятия сана, являясь преподавателем математики, Михаил разрабатывал также математическую теорию шахмат. Кроме того, будущий Патриарх был церковным композитором и оставил несколько музыкальных литургических произведений, в том числе Херувимскую песнь. Вскоре после рукоположения во священники у него умерла супруга, и он принял монашество с именем Мелхиседек. Жизнь его была полна скорбей. Власти преследовали его, не давали ему служить. Рассказывают, что когда после епископской хиротонии владыка Мелхиседек был направлен в Сухуми, то первую свою проповедь он начал словами псалмопевца: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога 24 . В то время эти слова воспринимались как оскорбление атеистической власти, и владыка оказался в положении человека, окруженного сворой разъяренных псов. Многие годы он оставался практически без средств пропитания – с детьми, которым надо было помогать. Наконец Патриарх Калистрат(5) выпросил для него, как большую милость, место при кладбищенской церкви, где владыка Мелхиседек, в то время уже митрополит, служил панихиды на могилах. Затем трагически погибла его дочь, и он всецело посвятил себя Церкви. При нем были восстановлены и открыты такие известные в Грузии храмы, как храм святого великомученика Георгия в Сигнахи, где находятся мощи святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, храм Моцамета в Кутаиси, куда были вновь перенесены мощи святых великомучеников Давида и Константина, князей Арагветских, Илорский храм святого Георгия, а также другие храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В сент. 1917 г. М. вернулся в Грузию и был назначен инспектором Горийского ДУ, служил в храме при училище. 27 нояб. 1917 г. избран членом епархиального совета восстановленной Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 21 нояб. 1918 г. возведен в сан протоиерея (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). В том же году овдовел. ДУ закрыли новые власти. Для того чтобы прокормить семью, М. в 1920-1922 гг. работал ревизором поездов на Кахетинской железной дороге (Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2014. 3. С. 17-20 (на груз. яз.)). Прот. Никита Талаквадзе вспоминал, как М. в нач. 1922 г. пришел к католикосу-патриарху всей Грузии исп. Амвросию (Хелае) и попросил место священника в любом тифлисском соборе. Католикос-патриарх разгневался на него из-за того, что М. посмел явиться в гражданской одежде, однако спустя неск. дней предложил ему место священника в церкви с. Диди-Гомарети, от которого М. отказался ( Талаквадзе. 2013. С. 189). 5 апр. 1922 г. М. был назначен ключарем в тифлисский кафедральный собор Сиони (Тбилисский Сиони) (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 28 апр. 1922 г. скончался еп. Алавердский Пирр (Окропиридзе), М. вместе с еп. Манглисским Христофором (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ) во главе тифлисской делегации присутствовал на погребении архиерея. Нек-рые члены Католикосского Совета ГПЦ высказывали мнение о необходимости хиротонисать М. во епископа Алавердского ( Талаквадзе. 2013. С. 230-231). В февр. 1925 г. М. был назначен настоятелем тифлисского собора Анчисхати (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). 15 марта 1925 г. псаломщик церкви с. Кандаура Давид Пхаладзе обратился к католикосу-патриарху исп. Амвросию с просьбой назначить на место священника новооткрывающейся церкви уроженца села М., который «будет заботиться о церквях и воодушевит верующих». 9 апр. 1925 г. исп. Амвросий «ввиду того, что в настоящее время во всей Алавердской епархии не нашлось подобающего кандидата на место благочинного, для пользы дела» назначил М. на эту должность, а Давида Пхаладзе определил быть диаконом (НЦРГ. Ф. 31 (В. Карбелашвили). Д. 870. Л. 96).

http://pravenc.ru/text/2562940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАУМ [Груз. ] (Шавианидзе Наум Григорьевич; 27.07.1889, с. Охомира Кутаисского у. и губ.- 3.03.1969, Кутаиси), митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Род. в семье псаломщика Григория Окропировича Шавианидзе († 17 марта 1905) и дворянки из с. Заратели Евдуки Гошхетелиани (ДВГЭ. 1905. 9. С. 6). В 1896 г. определен в Кутаисское ДУ (окончил 2 июля 1904). Преподавателем Н. был М. Г. Пхаладзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) ); в одном классе с Н. учился А. Шанидзе (впосл. груз. ученый, академик), с к-рым Н. был дружен до конца жизни. В 1905 г. Н. открыл школу в родном селе, где обучал крестьянских детей, прививая им любовь к Богу и родине. Односельчане высоко почитали Н.; современники рассказывали, что машинисты останавливали поезд, когда видели Н. возле путей, и сажали его в состав, чтобы подвезти. Впосл. усилиями Н. и известного врача Н. Мхеидзе в с. Орпири открыли железнодорожную станцию (Митр. Наум//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1984. Вып. 2. С. 48 (на груз. яз.)). Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) Наум (Шавианидзе), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. 60-е гг. XX в. (ГА РФ) В 1908 г. Н. поступил в Кутаисскую классическую гимназию и был назначен преподавателем церковно-приходских школ сел Набослеви, Кока и Охомира (ныне в муниципалитете Ткибули). 18 янв. 1912 г. его определили псаломщиком в храм в честь Вознесения Господня в Цуцхвати. В февр. 1913 г. в связи с 300-летием Дома Романовых награжден юбилейной нагрудной медалью (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57641). Ок. 1916 г. Н. женился на Нимфодоре (домашнее имя Додола) Тариеловне Кекелидзе (род. в 1895, умерла в молодости); в семье было двое сыновей - Шалва и Отар. 15 сент. 1915 г. переведен на должность псаломщика в кутаисский храм в честь Вознесения Господня в Сапичхии; 30 марта 1916 г. занял должность внештатного диакона в кутаисском кафедральном соборе во имя блгв.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД V (VI) (Девдариани Харитон Джибоевич; 24.03.1903, с. Миронцминда Шорапанского у. Кутаисской губ.- 9.11.1977, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1972-1977). Совр. груз. историографическая традиция считает Д. 6-м среди предстоятелей Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с этим именем, что связано с обнаружением в кон. XX в. еще одного, неизвестного до этого времени, католикоса-патриарха XV в. Давида V . Д. родился в семье служащего. В 1917 г. поступил в уч-ще с. Саргвети, образование продолжил в мон-ре прп. Шио Мгвимского в Чиатуре. В 1918 г. Кутаисско-Гаенатский митр. Антоний (Гиоргадзе) в ц. во имя свт. Николая (с. Миронцминда) посвятил его в стихарь, в том же году Д. сдал экзамен на священника, но рукоположен не был, т. к. не достиг совершеннолетия. Известно, что Д. был женат. 26 февр. 1927 г. митр. Маргветский Варлаам (Махарадзе) рукоположил его в Преображенском кафедральном соборе г. Сачхере во диакона, 27 февр.- во иерея, назначив его настоятелем ц. вмч. Георгия в Саргвети. С 1928 г. благочинный Харагоульского благочиния, в 1930 г. переведен в Патриарший собор Сиони в Тифлисе. В 1932-1945 гг. служил в тбилисской ц. Квашвети во имя вмч. Георгия (в 1947-1956 настоятель), в 1945-1947 - в ц. св. Нины в Тбилиси (р-н Кукиа). В 1956 г. Католикос-Патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) благословил Д. на епископское служение: 25 авг. 1956 г. принял постриг, 26 авг. возведен в сан архимандрита, 28 авг. в Тбилисском Сиони рукоположен во епископа Маргветского и Урбнисского. В 1959 г. в его ведение вошла также и вдовствующая Манглисская кафедра. В 1956-1962 гг. преподавал в Мцхетской ДС древнегруз. и церковнослав. языки. 10 янв. 1960 г., согласно письменному завещанию почившего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III, Д. был назначен патриаршим преемником, но по смирению от Патриаршего престола отказался. 18 февр. 1962 г. возведен в сан митрополита. 3 июня 1972 г. возглавлял делегацию ГПЦ на торжествах, посвященных годовщине интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 1 июля 1972 г. на XI Всегрузинском Поместном Церковном Соборе избран Католикосом-Патриархом Грузии, 2 июля в мцхетском патриаршем соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовала делегация РПЦ во главе с митр. Эстонским и Таллинским Алексием II (Ридигером; ныне Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/168524.html

24 окт. 1944 г. Н. назначен настоятелем ц. св. Архангелов в Мцване-Квавила и вернулся в Кутаиси, однако через месяц католикос-патриарх вновь отозвал его в Тбилиси и 2 дек. 1944 г. написал архиеп. Кутаисско-Гаенатскому Ефрему (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ): «Ввиду того, что Вы не получили телеграмму от 24 ноября, высылаю Вам копию телеграммы: «Сообщите просителям, Наум мне нужен, хотя бы временно. Прошу так и разъяснить верующим: пока я никуда не отпущу Наума»» (Семейный архив митр. Наума). Несмотря на то что католикос-патриарх Каллистрат просил Н. не оставлять Тбилиси и Тбилисский Сиони, Н. из-за отсутствия постоянного жилья 19 сент. 1946 г. подал митр. Ефрему прошение о переводе его в Кутаиси. 27 янв. 1947 г. Н. награжден палицей, 21 апр.- митрой. 1 июля 1947 г. Н. был вновь назначен настоятелем ц. св. Архангелов в Мцване-Квавила и вернулся в Кутаиси. Однако он активно продолжал заниматься внешнецерковной деятельностью: так, в 1955 г. Н. в составе делегации ГПЦ присутствовал на избрании и интронизации арм. католикоса Вазгена I (Джвари вазиса. 1989. Вып. 4. С. 85). После кончины 3 июля 1956 г. митр. Кутаисско-Гаенатского Гавриила (Чачанидзе) католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) 9 июля издал указ о назначении управляющим епархией Н. «с правами архиерея». Н. также было поручено «в короткий срок провести собрание епархии, на котором будет обсуждена забота о епархии. Протоиерею Науму Шавианидзе как иерарху епархии будет назначено ежемесячно 100 тумани (1 тумани равен 10 р.- Авт.)» (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 2312. Л. 151). Мелхиседек III неоднократно предлагал Н. принять архиерейскую хиротонию, однако тот всегда отказывался. Несмотря на это, 20 июня 1957 г. церковный Собор избрал Н. Кутаисско-Гаенатским архиереем. 7 июля Н. был хиротонисан. В своем слове он сказал, что с детства хотел стать священнослужителем, но об архиерейском служении не помышлял, поскольку считает, что «епископ должен быть награжден многими достоинствами», каковых у него нет, но, следуя воле Божией и выбору Церкви, он, «недостойный раб Божий, объявляет полное смирение и благодарит Господа Бога» (Семейный архив митр.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что “всегда молится и призывает благословение на всех Глинских”, и сам просил их молитв» 183 . Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел. И уже на закате своей жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского . Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении тридцати пяти лет. 4 Католикос-Патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе; 1876–1960) родился в Тифлисской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Михаилом. Его отец, будучи человеком небогатым, стремился, однако, дать своим детям образование. Когда Михаилу исполнилось девять лет, он был отдан в Духовное училище, а затем продолжил свое образование в Тифлисской Духовной семинарии и Казанской Духовной Академии, которую окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Еще в период обучения в Академии будущий Патриарх занимался математикой, причем сохранил любовь к точным наукам и в последующие годы. По завершении образования Михаил какое-то время работал преподавателем в духовных школах. Затем, в 1915 г., принял священство и служил в Подольской епархии, а позднее, когда Грузинская Церковь восстановила свою автокефалию, возвратился на родину. Овдовев, отец Михаил в 1925 г. принял монашество с именем Мелхиседек и в том же году был хиротонисан во епископа. С 1943 г. он – митрополит Урбнисский, а с 1952 по 1960 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии. 5 Католикос-Патриарх Калистрат (Цинцадзе; 1866–1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном училище, затем – в Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии. Окончил Академию в 1892 г. со званием кандидата богословия, годом позднее был рукоположен в сан священника и в течение тридцати двух лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Калистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. После смерти жены он принял монашество и в 1925 г. был возведен в сан епископа. С 1932 по 1952 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

1994. С. 79). 27 марта архим. Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх Ефрем II ) был хиротонисан во епископа на Манглисскую кафедру и назначен хорепископом католикоса-патриарха (НА Грузии. Ф. 1698. Оп. 1. Д. 39. Л. 6), 4 июля был переведен на Ниноцминдскую кафедру и определен временным главой Сухумско-Абхазской епархии (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1804. Л. 2). 4 окт. 1928 г. еп. Ефрем был освобожден от должности хорепископа (НА Грузии. Ф. 1699. Оп. 1. Д. 72. Л. 6). 16 дек. во епископа Ниноцминдского был хиротонисан настоятель (с 8 дек. 1916) тифлисского собора во имя Св. Троицы прот. Иерофей Аивазашвили, также он был назначен хорепископом католикоса-патриарха (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1823. Л. 166). 23 мая 1943 г., после кончины еп. Иерофея (28 окт. 1942), во епископа был хиротонисан прот. Димитрий Лазаришвили († 8 нояб. 1947), он получил в управление Ниноцминдскую кафедру и стал хорепископом католикоса-патриарха ( Жвания. 1994. С. 63-64). В 1947-1952 гг. должность хорепископа была вакантной (Календари Грузинской Патриархии за 1948-1952 гг.). 14 июня 1952 г. католикос-патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) постриг в монашество Давида Иашвили с наречением ему имени Димитрий; на 2-й день он был хиротонисан во архиерея, возведен на Ниноцминдскую кафедру и назначен хорепископом. С 1953 г. еп. Димитрий управлял Бодбийской епархией, в 1957-1958 гг.- также и Алавердской ( Мачуришвили, Тогонидзе. 2012. С. 489). В 1959-1963 гг. хорепископом католикоса-патриарха был еп. Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани; впоследствии католикос-патриарх Грузии Давид V (VI) ) (Календари Грузинской Патриархии за 1959-1963 гг.). 25 авг. 1963 г. католикос-патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) хиротонисал во архиерея архим. Илию (Гудушаури-Шиолашвили; ныне Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II ) и назначил его руководителем Батуми-Шемокмедской епархии и своим хорепископом (исполнял эту должность до 1 сент. 1967 г.) (Личное дело Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II//Канцелярия Грузинской Патриархии).

http://pravenc.ru/text/2564528.html

В 1945-1947 гг. служил в ц. свт. Николая в с. Киров Степанаванского р-на (ныне с. Амракиц Лорийской обл.) в Армении; в 1947-1950 гг. настоятель кладбищенской ц. Св. Духа в Батуми. В 1949 г. награжден палицей; в 1950 г. возведен в сан архимандрита. С 1950 г. до конца жизни З. был настоятелем ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси. С 11 июня 1952 г. член Синода ГПЦ. В 1953 г. получил право ношения 2-го наперсного креста; в 1954 г. пожалован архимандритским жезлом. 30 нояб. 1955 г. Католикосом-Патриархом Грузии Мелхиседеком III (Пхаладзе ; 1952-1960) назначен благочинным находившихся в юрисдикции ГПЦ русских приходов в Картли, Кахети и Армении ( Тихон (Емельянов), Диденко М. 1985. 6. С. 58). 29 дек. 1956 г. З. был наречен во епископа; Католикос-Патриарх Мелхиседек III 30 дек., в день своего тезоименитства (Неделю святых праотец), хиротонисал З. Посвящение негрузина во архиерея ГПЦ стало единственным случаем за историю Грузинской Церкви XX - нач. XXI в. 6 марта 1957 г. З. был назначен 2-м хорепископом Католикоса-Патриарха Мелхиседека III с титулом епископ Степанаванский ГПЦ. 16 апр. в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси З. постриг в монахи Ираклия (впосл. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) ) и предсказал ему дальнейшее Патриаршее служение. 22 апр. Католикос-Патриарх Мелхиседек III и З. совершили освящение Вознесенского храма в мон-ре Бодбе ( Радковский. 1957). 17 нояб. 1958 г. З. был награжден высшим церковным отличием ГПЦ - правом ношения креста на скуфье. В 1960 г. Католикосом-Патриархом Ефремом II (Сидамонидзе ; 1960-1972) З. был переведен на Тетрицкаройскую кафедру ГПЦ; в 1972 г. возведен в сан митрополита. После кончины Католикоса-Патриарха Грузии Давида V (VI) (Девдариани ; 1972-1977) З. принял деятельное участие в подготовке и проведении XII Поместного Собора ГПЦ, избравшего на Патриарший престол Илию II, а также в интронизации Католикоса-Патриарха, состоявшейся в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете 25 дек. 1977 г. ( Никитин. 1978. 3. С. 48).

http://pravenc.ru/text/199827.html

12 июля 1945 г. Е. возведен в сан митрополита с правом ношения на клобуке бриллиантового креста (подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) ). Управлял Аргветской, Ниноцминдской, Цагерской епархиями. Входил в состав делегации ГПЦ на торжествах, посвященных 500-летию автокефалии РПЦ, являлся участником Совещания Глав и Представителей автокефальных правосл. Церквей, проходившего в Москве (июль 1948). Е. председательствовал на IX Соборе ГПЦ, 5 апр. 1952 г. избравшего Католикосом-Патриархом митр. Урбнисского Мелхиседека III (Пхаладзе) . В правление этого Католикоса-Патриарха Е. был награжден 2-й панагией (апр. 1952), правом ношения бриллиантового креста на скуфье (1957) и митре (1958). Управлял Чкондидской епархией (27 сент. 1952 - 8 сент. 1953), а также Батуми-Шемокмедской (8 сент. (или 29 окт.) 1953 - 11 янв. 1960), включившей территорию Чкондидской епархии. Е. заботился о восстановлении и об украшении храмов Грузии: перестроил, соблюдая груз. стиль, иконостас мцхетского кафедрального собора Светицховели во имя Двенадцати апостолов; восстановил ц. во имя св. Нины на территории мон-ря Бодбе; содействовал перенесению мощей мучеников Давида и Константина Аргветских в мон-рь Моцамета ; выстроил 2-этажный епархиальный дом с гостиницей в Батуми; отреставрировал кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Батуми (1958-1959). Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). Фотография. 60-е гг. XX в. Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). Фотография. 60-е гг. XX в. 10 янв. 1960 г., после кончины Католикоса-Патриарха Мелхиседека и согласно его письменному завещанию, патриаршим преемником был назначен еп. Маргветский Давид (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI)), к-рый по смирению отказался от Патриаршего престола. 11 янв. на специальном заседании Синода ГПЦ по предложению еп. Давида Е. был избран Местоблюстителем Патриаршего престола.

http://pravenc.ru/text/182141.html

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

  001     002    003