(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

(Новицкий Сергей Васильевич; 4.09.1900, с. Кривичи Минской губ.- 14.10.1976, Чебоксары), архиеп. Чебоксарский и Чувашский. Из семьи священника, брат сщмч. Валериана Новицкого. В 1914 г. окончил Слуцкое ДУ, поступил в Воронежскую ДС, через год перешел в Минскую ДС, где учился до ее закрытия. В 1919-1921 гг. работал учителем в начальной школе в с. Печураны Минской губ., к-рое после подписания в 1921 г. Рижского мирного договора оказалось на территории Польши. В 1921-1928 гг. по благословению Минского и Туровского еп. Мелхиседека (Паевского) нес послушание псаломщика в церкви с. Дарево Пинской епархии, одновременно продолжал богословское образование: в 1922-1924 гг. учился в старших классах Виленской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, в 1925-1929 гг. был студентом правосл. богословского фак-та Варшавского ун-та. В авг. 1928 г. вступил в число братии Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры , где 15 сент. того же года был пострижен в монашество, на следующий день рукоположен во иеродиакона, 25 дек.- во иеромонаха. 15 июля 1929 г. вошел в состав духовного Собора лавры с назначением на должность правителя дел Собора. С 6 марта по 26 окт. 1931 г. нес послушание настоятеля собора в г. Остроге Волынской епархии, затем вернулся в лавру. 17 мая 1934 г. возведен в сан архимандрита. 15 июля 1936 г. был назначен настоятелем Покровского храма во Львове и благочинным правосл. храмов Галиции. Имея хорошие муз. способности, во всех местах своего служения организовывал профессиональные хоры, во Львове создал миссионерское уч-ще и вел активную миссионерскую работу среди униатов. В июне 1937 г. был отозван в Почаевскую лавру, где нес послушания преподавателя иноческой 6-классной богословской школы и законоучителя в 7-классной народной школе при лавре. В дек. 1937 г. в Варшавском ун-те защитил магист. дис. «Об изменяемости канонов православной Церкви». В 1939 г., после присоединения Зап. Украины к СССР, В. вместе с др. клириками, ранее входившими в юрисдикцию Польской автокефальной православной Церкви, воссоединился с Московской Патриархией.

http://pravenc.ru/text/150303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Владимир Хираско. Фотография. 1929 г. (Архив ПСТБИ) Григорьевич Хираско (11.01.1874 - 1933, г. Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. Окончил Подольскую ДС, преподавал в церковноприходских школах в дер. Киевец Минского у., затем в мест. Туров. В 1899 г. был рукоположен во иерея, служил настоятелем Спасо-Вознесенской ц. в с. Омельне, с 1906 г.- настоятелем Свято-Георгиевской ц. в с. Юревичи Игуменского у. Минской губ., одновременно преподавал в народном уч-ще и в церковноприходской школе. С 1911 г. настоятель ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске при уч-ще слепых, одновременно преподавал Закон Божий в муж. и жен. городских гимназиях, трудился в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания. В 1915-1922 гг. состоял в причте храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1919 и 1920 гг. подвергался кратковременным арестам. С 1923 г. вновь являлся настоятелем Скорбященской ц. В кон. 1925 г. В. вместе с прихожанами выступил в защиту Минского и Белорусского митр. Мелхиседека (Паевского) , высланного из Минска за противодействие обновленчеству . В. был арестован 29 дек. того же года по ложному обвинению в связях с генеральным консульством Польши, в марте 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Орёл. 12 марта 1929 г. вернулся в Минск. Совершив неск. богослужений в Скорбященской ц., в нач. апр. того же года снова был арестован, обвинен в «контрреволюционной деятельности» (одной из причин ареста были планы властей по сносу храма и строительству на его месте Дома правительства, что и было вскоре осуществлено). В. виновным себя не признал. По постановлению особого совещания ОГПУ от 26 июля 1929 г. был выслан на 3 года в Сибирь, за время ссылки почти ослеп. Освобожден в 1932 г., умер спустя неск. месяцев. Канонизирован в лике местночтимых святых деянием Синода Белорусской Православной Церкви 28 окт. 1999 г. К общецерковному почитанию прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/159034.html

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества, посвященные памяти митрополита Мелхиседека (Паевского) 19 мая 2011 г. 10:40 В Минске состоялись торжества, посвященные памяти митрополита Минского и Белорусского Мелхиседека (Паевского) — видного церковного деятеля первой трети XX века. 17 мая 2011 года, в день 80-летия со дня кончины приснопамятного владыки, на здании Института теологии БГУ была открыта памятная доска с барельефным изображением митрополита Мелхиседека. Церемонию возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет . Патриарший экзарх всея Беларуси совершил литию по митрополиту Мелхиседеку и всем почившим правящим архиереям Минской епархии . Слова благодарности в адрес всех исследователей жизни и деятельности митрополита Мелхиседека, а также скульптора и меценатов, усилиями которых установлена памятная доска, прозвучали из уст внучатой племянницы архиерея Анны Бадуровой. Родственница приснопамятного владыки поблагодарила также всех минчан, которые хранят память о митрополите, возглавлявшем Минскую епархию в драматические 20-е годы прошлого века. После открытия мемориальной доски в Институте теологии состоялись научно-просветительские чтения «Митрополит Мелхиседек (Паевский) — церковный деятель и просветитель». Митрополит Мелхиседек (Паевский) — один из авторитетнейших деятелей Белорусской Церкви XX века. Родился в 1879 г. д. Витулина Бельского уезда Холмской губернии (ныне Люблинское воеводство в Польше). Монашеский постриг принял в 1898 г., в 1916 г. рукоположен во епископа. Служил в Минской епархии с 1919 г. Период его церковного служения совпал с наиболее трагическими событиями в истории Церкви и государства. В этих условиях все усилия митрополита были направлены на сохранение Церкви, преодоление раскола, примирение враждующих сторон, защиту мирного населения во время немецкой и польской оккупации.  За верность пастырскому долгу и противодействие обновленцам митрополит Мелхиседек трижды был арестован советскими властями. Владыка славился как просветитель и проповедник. Его называли «художником слова», речи и проповеди архипастыря ходили среди народа в рукописях. Последние три года митрополит Мелхиседек служил на Енисейско-Красноярской кафедре, при этом он всегда стремился вернуться в родную Беларусь. Преосвященный Мелхиседек скоропостижно скончался 17 мая 1931 года во время службы в Покровском храме Москвы. Похоронен на московском Преображенском кладбище. По материалам сайтов  sobor.by и pravoslavie.by Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1486589.ht...

В Минске состоялись торжества, посвященные памяти митрополита Мелхиседека (Паевского) Минск, 19 мая 2011 г. 17 мая 2011 года, в день 80-летия со дня кончины приснопамятного владыки, на здании Института теологии БГУ была открыта памятная доска с барельефным изображением митрополита Мелхиседека. Церемонию возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Патриарший экзарх всея Беларуси совершил литию по митрополиту Мелхиседеку и всем почившим правящим архиереям Минской епархии. Слова благодарности в адрес всех исследователей жизни и деятельности митрополита Мелхиседека, а также скульптора и меценатов, усилиями которых установлена памятная доска, прозвучали из уст внучатой племянницы архиерея Анны Бадуровой. Родственница приснопамятного владыки поблагодарила также всех минчан, которые хранят память о митрополите, возглавлявшем Минскую епархию в драматические 20-е годы прошлого века. После открытия мемориальной доски в Институте теологии состоялись научно-просветительские чтения «Митрополит Мелхиседек (Паевский) — церковный деятель и просветитель». Митрополит Мелхиседек (Паевский) — один из авторитетнейших деятелей Белорусской Церкви XX века. Родился в 1879 г. д. Витулина Бельского уезда Холмской губернии (ныне Люблинское воеводство в Польше). Монашеский постриг принял в 1898 г., в 1916 г. рукоположен во епископа. Служил в Минской епархии с 1919 г. Период его церковного служения совпал с наиболее трагическими событиями в истории Церкви и государства. В этих условиях все усилия митрополита были направлены на сохранение Церкви, преодоление раскола, примирение враждующих сторон, защиту мирного населения во время немецкой и польской оккупации. За верность пастырскому долгу и противодействие обновленцам митрополит Мелхиседек трижды был арестован советскими властями. Владыка славился как просветитель и проповедник. Его называли «художником слова», речи и проповеди архипастыря ходили среди народа в рукописях. Последние три года митрополит Мелхиседек служил на Енисейско-Красноярской кафедре, при этом он всегда стремился вернуться в родную Беларусь. Преосвященный Мелхиседек скоропостижно скончался 17 мая 1931 года во время службы в Покровском храме Москвы. Похоронен на московском Преображенском кладбище, пишет Патриархия.Ру. 19 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46601.html

Моздокская Основана 18.04.1793 (по Н.Д. Иерархия... – 19.04.1793). Именование – по г. Моздок (Терская область, ныне – Северная Осетия). Астраханское викариатство. Упразднена в 1799 г. Возобновлена 25.02.1871 (по Н.Д. Иерархия... – 21.12. 1870). Ставропольское (или Кавказское и Черноморское) викариатство. Упразднена 23.04.1885. Именовалась: Моздокская и Пожарская; с 25.02.1871 – Моздокская. 29.05.1793 16.10.1799 09.05.1871 14.05.1881 Исаакий Положенский Мозырско-Туровская, белор. Основана в 1923 г. Именование – по гг. Мозырь, Туров (Гомельская область БССР). Минское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 13(26)03.1923 Мозырьская, обн. Основана в 1928 г. Именование – по г. Мозырь (Гомельская область БССР). Минское викариатство. Упразднена в 1935 г. 07(20)07.1934 06.1935 06.1935 23.07(05.08)1935 23.07(05.08)1935 09.1935 Варлаам Покровский, паки Молдавская, обн. Основана в 1922 г. Каменец-Подольское викариатство. Самостоятельная с 1927 г. (?) Упразднена в 1938 г. Именовалась: Балтская и Молдавская; с 1927 г. – Молдавская и Балтская. Викарная кафедра: Аккерманская. 1922 Герасим Строганов 1930(?) 03(16)02.1938 2754 Один из трех Минских викариев, поставленных «митрополитом Минским и всея Белоруссии» Мелхиседеком (Паевским), провозгласившим тогда «автокефалию Белорусской Церкви» (находился в юрисдикции обновленческого ВЦУ). Осенью 1925 г. каноничность всех трех хиротоний вызывала сомнение, и вопрос этот специально рассматривался по представлению Гомельского Преосвященного Тихона (Шарапова) Патриаршим Местоблюстителем, митрополитом Крутицким Петром (Полянским) , однако, за удалением последнего, окончательного разрешения не получил. По-видимому, позже, при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) (возможно, одновременно с приемом покаявшегося и воссоединившегося Мелхиседека (Паевского) вопрос был разрешен в благоприятном для ставленников смысле. Возможно, что был принят в общение ранее, ибо был арестован в 1926 г. и 3 года был в заключении. Далее см. Туровская. По ММЛ РПИ, первая дата (дата хиротонии) указывается иная (неверная ?): 10(23)03.1923. 2757 Фамилия неизвестна. Упоминается как еп. Балтский и Молдавский, участвовавший в «хиротонии» 26.06.1925 Гавриила (Рогута) во «епископа» Барского. 08(21)08.1925 утвержден в достоинстве еп. Балтского и Молдавского. См. Украинский Православный благовестник. 1925. 17. С. 8. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В комплекс Архиерейского подворья входили еще два здания. Первое занимала духовная консистория, то есть епархиальное управление.  Сейчас в нем находится Институт теологии Белорусского государственного университета. На стене установлена мемориальная доска в память о первом митрополите Минском и Белорусском Мелхиседеке (Паевском).  Второе здание — Юбилейный дом — трехэтажный каменный терем в неорусском стиле, созданный к юбилею Дома Романовых. Сначала здесь разместился созданный тремя годами ранее церковно-археологический музей. В нем были выставлены этнографические экспонаты и религиозные предметы, старинные книги и рукописи. Сохранившаяся часть той экспозиции сейчас находится в Национальном историческом музее Республики Беларусь. Юбилейный дом использовали и непосредственно как музей, и как удобную площадку для собраний духовенства Минской епархии и других мероприятий. После Октябрьской революции его, как и весь комплекс Архиерейского подворья, национализировали и стали приспосабливать под нужды советского государства. Какое-то время тут располагался Народный дом, затем фондохранилище Белорусской государственной и университетской библиотеки. С 1963 года в отреставрированном здании прописался Республиканский Дом работников искусств. В 1999 году здание Юбилейного дома вернули Белорусской Православной Церкви. К сожалению, из-за отсутствия средств на ремонт оно пребывало в плачевном состоянии. Удавалось содержать в порядке лишь главный фасад, выходящий на проспект Независимости. В 2013 году было принято решение о восстановлении этого архитектурного комплекса с устроением там приходского храма в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла.  А 14 августа 2015 года, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, состоялся чин освящения и воздвижения креста на куполе Юбилейного дома. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5933677.ht...

Спасибо. А я вот, Лиечка, всегда удивляюсь несоответствию и неадекватности. Как будто у некоторых левое полушарие не дружит с правым. Когда, например, когда " святые отцы " , призванные быть образцом и примером чистоты, обожают копаться в грязи да еще как бы и бравируют этим... Или когда те, кто выдают себя за почитателей Святой Царской Семьи поносят грязью ее друга... Или когда те, кто считают себя " ярыми " монархистами поносят законный Дом Романовых... И, наконец, когда те, кто хорошо понимают роль Сталина и величие его свершений, вдруг не в состоянии оценить роль Путина, который в наше время делает то же самое, только демократическим и цивилизованным путем... Догадываюсь, что на этом пункте наше взаимопонимание закончилось... 101. Ответ на 96., о. Николай Савченко : Дорогая Анастасия! Вы перечислили нескольких представителей иерархов и духовентсва, с которыми Распутин встречался, но только вот ведь какая незадача, что они все были из других городов. А потому могли только иногда встретиться с ним. А кто из петербургских? ... Митр. Владимир был резким противником Распутина. И почти все иерархи. Это хорошо, что Ваши " ничуть не бывало " и " все отвернулись " обросли наречием " почти " . Уже прогресс. Просто зафиксируем факт, что Ваши предыдущие утверждения ничуть не соответствовали действительности. Но почему-то это не задержало Вас от втягивания в полемику. Если Вас интересуют именно петербургские знакомые Григория Распутина из духовных - то можно еще добавить имена духовника Их Величеств о. Александра Васильева, еп. Мелхиседека (Паевского), архимандрита Александро-Невской Лавры Александра. Не понимаю, что Вас смущает, вокруг Гр. Распутина было много лиц из духовенства. 100. Ответ на 93., Анастасия Рахлис: Давайте еще не будем забывать, что Распутин вел сеансы экстрасенсорики. То есть он накладывал руки и как он сам говорил " лечил теплом благодати " . От его рук исходило странное тепло, о котором свидетельствовали многие. Государь и Государыня приняли это за действие Святого Духа. Конечно это была ошибка! Но это никак не порочит мученичество Государя и Государыни. Они заблуждались. Неужели нам теперь всех " православных экстрасенсов " признавать?

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/29/ka...

«Вот бы так умереть!» Здоровье владыки всё ухудшалось. И он, и близкие ему люди   хранили в памяти предсказание блаженной Матрёнушки. Вспоминает протоиерей Глеб Каледа: — История с Матрёнушкой хорошо известна. Она изложена в «Невыдуманных рассказах», которые ходили по рукам, а сейчас уже и опубликованы. Я хотел бы дополнить эту историю несколькими чрезвычайно важными фактами, касающимися непосредственно владыки Стефана. Когда Сергей Алексеевич вошел в ее тёмную избу, он услышал голос: «Проходи, владыка, проходи». А владыкой ведь он не был, был ли он в это время священником – не знаю. Она сказала ему, что он будет владыкой, епископом, но только два года. Поэтому когда состоялась хиротония во епископа владыки Стефана, то близкие с одной стороны радовались за него, а с другой стороны были огорчены, потому что оставалось жить ему только два года». Поэтому и владыка уже готовил себя к кончине. Рассказывает протоиерей Василий Евдокимов (†1993), бывший прихожанином храма святителя Николая в Клённиках на Маросейке, прошедший ссылки и лагеря, хорошо знавший владыку Стефана по служению в Ташкентской и Среднеазиатской епархии: «Ну, потом с ним паралич случился. И его решили послать в Калугу. Там он немножко поправился, постоянно служил. И Александре Александровне Семененко он говорил: «Я ведь сейчас готовлюсь служить, читаю правила – как готовлюсь к смерти». Диакон Дмитрий Пономаренко: — Осенью у владыки Стефана начались жёстокие боли в сердце, но пока он мог, он служил и работал. Весь Великий пост 1963 года он не посещал церковь: очень плохо себя чувствовал. Служил на Пасху, в четверг на Светлой седмице, затем в Фомино воскресение. Всю последнюю неделю своей жизни вспоминал архиепископа Мелхиседека (Паевского), скончавшегося в храме рядом с престолом, и говорил «вот бы так умереть». Протоиерей Василий Евдокимов: — И был такой случай: он готовится к служению. А тётя Катя, старушка, которая была с ним в Самарканде, потом поехала за ним дальше, говорит: «Владыка, да ведь Вы же умрете». «Ну и очень хорошо». Понимаете? И он служил.

http://pravmir.ru/o-episkope-stefane-nik...

12 августа 1915 года епископ Митрофан назначил отца Владимира настоятелем Казанской привокзальной церкви. 16 ноября 1916 года он снова был избран в члены правления Минской духовной семинарии. В 1917 году отец Владимир был возведен в сан протоиерея. 11 апреля того же года в соответствии со своим прошением он был уволен с должности благочинного храмов города Минска, но через две недели, 26 апреля, вновь был избран духовенством и утвержден епархиальным архиереем в должности благочинного. В 1919 году отец Владимир был арестован советскими властями, но вскоре освобожден, затем снова арестован, но уже польскими властями и также вскоре освобожден. 29 декабря 1925 года он был вновь арестован по обвинению в связях с Польским генеральным консульством, а также в призыве к верующим города Минска помочь находящемуся в тюрьме епископу Минскому Мелхиседеку (Паевскому). 16 января 1926 года уполномоченный секретного отдела ГПУ Околович допросил священника. Отвечая на его вопросы, протоиерей Владимир сказал: «Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю. В Польском консульстве я никогда не был и не имею представления, где оно находится. Побуждений к шпионажу у меня никогда не было и не может быть, в особенности к польскому правительству, так как к польской национальности никогда особых симпатий не питал и за время польской оккупации, не смотря на внешние знаки внимания со стороны польских властей к духовенству вообще, я видел, что на словах они относятся хорошо, а на деле стремятся к подавлению православия. О чем я мог судить по той комиссии смешанной, которая была образована для рассмотрения спорных вопросов между православными и католиками, и факта моего личного ареста поляками. По поводу второй части моего обвинения могу сказать, что об аресте владыки и необходимости помочь ему я сказал всего один раз, когда узнал об аресте. Причем в своем слове с амвона сказал, что преждевременно судить о причинах ареста не следует, пока обстоятельства дела не выяснятся». Стремясь поддержать арестованного священника, прихожане Казанского храма писали ему в тюрьму: «Высокоуважаемый отец наш духовный Владимир! Поздравляем Вас с праздником Рождества Христова!.. Нашлись и такие люди, которые посчитали Вас преступником и уже арестовали Вас и посадили в тюрьму за ту святую правду, которой велел следовать Сам Иисус Христос. Разумеется, это уже давно известно, что ложь правду дико ненавидит. Так поступал в Вифлееме Ирод, избивший четырнадцать тысяч младенцев для того, чтобы уничтожить правду, а правда осталась жить, и будет жить. Так и теперь поступают состоящие во власти квалифицированные безбожники... Они считают Иисуса Христа преступником, идут по стопам Ирода, Иуды-предателя и всех тех разбойников, которые убивали Христа... Дорогой, милый наш пастырь! В сегодняшний торжественный день Рождества Христова мы не в состоянии Вас видеть... как нам больно, как обидно, как невольно слезы льются из наших глаз за Ваше незаслуженное страдание...»

http://fond.ru/kalendar/67/vladimir/

  001     002    003