Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛИТИНА Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42) Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 42) (II в.), мц. Маркианопольская (пам. 16 сент.). Свидетельство о М. сохранилось лишь в визант. Синаксарях в виде небольшого сказания, которое, возможно, было составлено на основе утраченного Мученичества. М. жила в г. Маркианополе (Фракия, территория совр. Турции) при имп. Антонине (вероятно, Антонин Пий (138-161)). Она была христианкой, и правитель Маркианополя игемон Антиох принуждал ее отречься от истинной веры. При попытке игемона заставить ее принести жертву языческим богам идолы Геракла и Аполлона рухнули и рассыпались. По ее молитвам Господь сотворил мн. др. чудеса, свидетели к-рых обратились ко Христу. Антиох привел М. к своей жене, надеясь, что та сможет жен. хитростью и лестью переубедить святую, но после беседы с М. жена правителя сама исповедала себя христианкой. После этого игемон приказал обезглавить мученицу, и она предала свой дух Господу. Тело мученицы оставалось некоторое время непогребенным. Вскоре через Маркианополь возвращался к себе на родину в Македонию некий благочестивый человек по имени Акакий. Он обнаружил останки М. и попросил у игемона разрешения забрать их; тот, не подозревая, что Акакий - христианин, отдал ему честные мощи. Акакий положил их в ковчежец, сел на корабль и отплыл на родину. Однако по пути он скончался. Когда корабль пристал к о-ву Лемнос, местные христиане похоронили у себя честные останки М. и рядом - благочестивого Акакия. Возможно, легенда о перенесении мощей М. на Лемнос возникла уже на острове, чтобы обосновать почитание некой местной святой. Во всяком случае мощи М., вероятно, находились в К-поле, где ей был посвящен храм в квартале Петрион (ν τ Πετρ). По мнению прп. Никодима Святогорца и иером. Макария Симонопетрита, М. отличается от мц. Мелитины (пам. греч. 29 окт.; пам. визант. 29, 30 окт.), тогда как И. Делеэ и Ж. М. Соже склонны к их отождествлению. В Римском Мартирологе память М. помещена под 15 сент. (MartRom. P. 417).

http://pravenc.ru/text/2562896.html

II Вселенского Собора, а «более пространным исповеданием веры» является Никео-Константинопольский Символ. 9 июля Собор обратился с кратким посланием к имп. св. Феодосию, прося об утверждении его постановлений (Бенешевич В. Н. Синтагма XIV титулов. СПб., 1906. С. 94-95). Император, утвердив 19 июля все постановления Собора, в эдикте от 30 июля 381 г. приказал «передать немедленно все церкви епископам, исповедующим одно величие и силу Отца, Сына и Святого Духа, одну славу и одну честь, и состоящим в общении с Нектарием в Константинопольской Церкви, в Египте с Тимофеем Александрийским, на Востоке с Пелагием Лаодикийским и Диодором Тарсийским, в Асийском диоцезе с Амфилохием Иконийским и Оптимом, еп. Антиохии Писидийской, в диоцезе Понта с Элладием Каппадокийским, Отрием Мелитинским и Григорием Нисским, в Мисии и Скифии с Терентием, еп. Томским, и Мартирием Маркианопольским. Всех, кто не вступит в общение с названными епископами, как явных еретиков, изгонять из церквей» (CTh. 16. 1. 3). Данный эдикт существенно отличается от эдикта 380 г., где в угоду папистским тенденциям Рима и Александрии вселенскими центрами общения объявлялись епископы этих 2 городов. Здесь же не упомянут ни папа Дамас, ни кто-либо другой из зап. епископов. Западу, пытавшемуся навязать свой диктат в союзе с Александрией, противопоставляется поместный принцип церковного строя. Примечательно, что в эдикте не называются ни еп. Флавиан, ни еп. Павлин, оспаривавшие один у другого Антиохийскую кафедру, главную на Востоке. Император оставлял свободным путь примирения для 2 партий. Постановления, отвергающие канонические притязания 2 самых значительных кафедр древней Церкви, не могли не встретить противодействие. Заседавший почти одновременно со II Вселенским Собором зап. Собор в Аквилее под председательством свт. Амвросия Медиоланского (Mansi. Т. 3. Col. 599-624) адресовал послание императорам, благодаря их за восстановление Православия, но порицая вост. епископов за их действия и решения на Соборе 381 г. Отцы аквилейского Собора считали, что Тимофею I, еп.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

Бесспорно, что отцы Константинопольского Собора положили основание установлению патриаршества, вступившего потом в жизнь, но самого акта установления им все же нельзя приписать 553 . Вышеприведенньми словами Сократ не имеет намерения обозначить установление патриархов, но он хочет указать на тех епископов, которых, как православных, упоминает в своих законах император Феодосий и которые, подобно ветхозаветным патриархам, должны были руководить верными. По заключении собора Феодосий издал следующий закон: «Повелеваем, да будут все церкви преданы епископам, исповедующим Отца и Сына и Святаго Духа, как едино Божество, равной силы и славы, и ничего нечестивого не мыслящим, но находящимся в единомыслии с Нектарием, епископом Константинополя, с Тимофеем Александрийским в Египте, с Пелагием Лаодикийским и Диодором Терским на востоке, с Амфилохием Иконийским и Оптимом Антиохийским в проконсульской Азии и диэцезе Азии, с Елладием Кесарийским, Отерием Мелитинским и Григорием Нисским – в диэцезе Понта, и наконец с Терентием Скифским и Мартирием Маркианопольским в Мизии и Скифии. Все, не находящиеся в единомыслии с упомянутыми епископами, должны считаться отлученными еретиками и как таковые должны быть изгнаны из церкви без права получить в церкви когда-либо епископскую власть» 554 . Говоря о патриархах, Сократ несомненно подразумевал упомянутых епископов, как чрезвычайных уполномоченных, задачею которых было укрепление веры в некоторых церковных областях. Если бы Сократ подразумевал действительно патриархов, которые, как таковые, явились после в церковном управлении, то, перечисляя упомянутых епископов, он, во всяком случае, должен был бы назвать их по одному для каждого диэцеза, тогда как он упоминает их по нескольку в одном и том же месте; так, напр., в понтийском диэцезе упоминает Елладия и Григория, в азийском Амфилохия и Оптима, чем ясно показывает, что его слова не обозначали действительных патриархов, но особых уполномоченных, представителей чистого православия 555 . В этом смысле и должно понимать слова Сократа: «они установили патриархов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ист.: SynCP. Col. 49-51; ActaSS. Sent. T. 5. Col. 29-30; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 157-159. Лит.: ЖСв. Сент. С. 318; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye H. Les Saints des Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 272-273; Sauget J.-M. Melitina, santa, martire a Marcianopoli di Tracia//BiblSS. Vol. 9. Col. 306-307; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 331-332; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 277. О. Н. А. Иконография Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Мученичество св. Мелитины Маркианопольской. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). Миниатюра со сценой мученичества М. предваряет ее Житие в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 42, 1-я четв. XI в.). На фоне пейзажа с живописными горками воин замахивается мечом, чтобы отсечь голову святой, к-рая изображена в падении от толчка палача. М. молода, голова не покрыта, 2 вьющиеся пряди длинных каштановых волос спадают на спину; облачена в лилового цвета платье. В отдалении справа изображено строение, 2-й ярус к-рого представляет собой киворий, в его пространстве видна поверженная фигура кумира, еще одна падает на землю на уровне 1-го яруса здания. Предположительно святая изображена в Минологии на сент., созданном во 2-й пол. XI в. в скриптории к-польского мон-ря апостолов Петра и Павла в Пане (Bodl. Barocci 230; под 16 сент.), и в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 9v, 1322-1340 гг.) - ростовой образ вмц. Евфимии Всехвальной фланкируют 2 полуфигуры дев, одна из них, очевидно, М. (в красном мафории, с крестом в руке), другая - мц. Севастиана (в коричневом мафории). В настенных минеях ряда храмов представлена сцена мучения М., напр. в росписи притворов: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18); ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/2562896.html

Собор открылся в мае 381 г. и завершился 9 июля того же года. На нем присутствовало приблизительно 150 отцов 522 . Этот Собор начиная с V в. часто именовали как раз по числу участников. Отцы Собора прибыли из гражданских диоцезов Востока, Понта, Асии и Фракии. Несколько позднее – поскольку их пригласили позже остальных – прибыли из Египта Тимофей Александрийский и Дорофей Оксиринхский 523 . Примерно в то же время прибыл Асколий Фессалоникийский; он не был подданным императора Феодосия, поскольку Грациан в сентябре 380 г. настоял на передаче ему провинций восточного Иллирика 524 . Асколий, крестивший императора Феодосия, был приглашен им лично 525 . Хотя он и был доверенным лицом папы Дамаса, на Соборе он присутствовал не в качестве легата Римского престола, тем более что его имя не фигурирует в списках подписавших соборные постановления. Император пригласил на Собор и епископов полуарианского направления в надежде, что их удастся наставить на путь истинный. Делались попытки переубедить их, однако они оказались тщетными. Тридцать шесть епископов, принадлежавших этой группе, покинули столицу еще до начала заседаний Собора 526 . Как по замыслу императора Феодосия, так и по составу его участников, Константинопольский Собор 381 г. был собранием высшего духовенства епархий Восточной Церкви. Для того чтобы Собор носил действительно вселенский характер, необходимо было бы созывать его совместно императорам Грациану и Феодосию. Однако лишь последнего отцы Собора просили по завершении заседаний утвердить принятые ими решения 527 . Следует правильно понимать значение этого ходатайства: речь шла не о том, чтобы испросить одобрение императора, а о том, чтобы придать соборным решениям силу закона. Как можно было предвидеть, Феодосий согласился удовлетворить это ходатайство. С тем чтобы внести большую ясность в существовавшее положение дел, в императорском указе от 30 июля 381 г. перечислялись епископы, с которыми надлежало быть в общении в каждом из гражданских диоцезов, чтобы считаться православным. Разумеется, этот список касался только восточной части империи. Епископы эти были следующие: Нектарий Константинопольский 528 , для Египта – Тимофей Александрийский, для Востока – Пелагий Лаодикийский и Диодор Тарсийский, для Асии – Амфилохий Иконийский и Оптим Антиохии Писидийской, для Понта – Элладий Кесарийский, Отрей Мелитинский и Григорий Нисский , для Фракии – Теренний Скифский и Мартирий Маркианопольский 529 . Ничего не говорилось ни о епископе Эфесском, поскольку он был полуарианином, ни о епископе Антиохийском, так как не был еще избран преемник Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

7-е правило затрагивает тему присоединения к Церкви бывших еретиков и раскольников. Согласно этому правилу, евномиане, монтанисты, названные «фригами», савеллиане и «все прочие еретики… приемлются якоже язычники» – чрез крещение; а ариане, македониане, новациане и савватиане (последователи Савватия, отделившегося от новациан), четыредесятники и аполинаристы – через анафематствование собственной ереси и миропомазание. Может вызвать недоумение то обстоятельство, что отцы II Вселенского собора не только духоборцев-македониан, но даже и ариан постановили принимать без крещения. Объясняется это, вероятно, не только тем, что ариане не искажали крещальную формулу, но тем еще, что крайние ариане, кощунственно именовавшие Сына сотворенным и неподобным Отцу, ко времени II Вселенского собора выродились в секту евномиан, для которых при переходе их в Православие собор предусматривал перекрещивание, ибо ставил их наравне с язычниками, а наименованные в 7-м правиле арианами своим учителем считали Евсевия Никомидийского, а впоследствии Акакия Кесарийского, который исповедовал Сына подобным Отцу. 9 июля 381 года Вселенский собор направил императору Феодосию послание, в котором просил его об утверждении соборных постановлений. 19 июля святой Феодосий утвердил соборные постановления, тем самым придав им силу государственных законов, и на этом основании своим эдиктом от 30 июля повелел «передать немедленно все Церкви епископам, исповедующим одно величие и силу Отца, Сына и Святого Духа, одну славу и одну честь и состоящим в общении с Нектарием в Константинопольской Церкви, в Египте с Тимофеем Александрийским, на Востоке с Пелагием Лаодикийским и Диодором Тарсийским, в Асийском диоцезе с Амфилохием Иконийским и Оптимом, епископом Антиохии Писидийской, в диоцезе Понта с Елладием Каппадокийским, Отрием Мелитинским и Григорием Нисским, в Мисии и Скифии с Терентием, епископом Томским, и Мартирием Маркианопольским. Всех, кто не вступит в общение с названными епископами, как явных еретиков изгонять из В эдикте Феодосия характерным образом не упомянута важнейшая кафедра на Востоке – Антиохийская, и сделано это было по очевидной причине: вопрос о ее замещении – кому ее надлежит занимать: Флавиану или Павлину – оставался для императора открытым; он дожидался соборного согласования кандидатуры. Важно и то обстоятельство, что, в отличие от эдикта 380 года, в котором критерием кафоличности местных общин объявлялось каноническое общение с престолами Рима и Александрии, здесь Римская кафедра не упомянута вовсе.

http://pravicon.com/info-3111

7 правило посвящено присоединению к Церкви бывших еретиков и раскольников. Согласно этому правилу, евномиане, монтанисты, названные «фригами», савеллиане и «все прочие ере­тики... приемлются яко же язычники», чрез крещение. А ариане, македониане, новациане и савватиане (последователи Савватия, отделившегося от новациан), четыредесятники и аполлинаристы – через анафематствование собственной ереси и миропома­зание. Может вызвать недоумение то обстоятельство, что отцы II Вселенского Собора не только духоборцев-македониан, но даже и ариан постановили принимать без крещения. Объясняется это, вероятно, не только тем, что ариане не искажали крещальную формулу, но тем еще, что крайние ариане, кощунственно име­новавшие Сына сотворенным и неподобным Отцу, ко времени IIBceлehckoro Собора выродились в секту евномиан, для кото­рых при переходе их в Православие Собор предусматривал пере­крещивание, ибо ставил их наравне с язычниками, а наимено­ванные в 7 правиле арианами своим учителем считали Евсевия Никомидийского, а впоследствии Акакия Кесарийского, который исповедовал Сына подобным Отцу. 9 июля 381 г. Вселенский Собор направил императору посла­ние, в котором просил его об утверждении соборных поста­новлений. 19 июля святой Феодосий утвердил их, тем самым придав им силу государственных законов, и на этом основа­нии своим эдиктом от 30 июля повелел «передать немедлен­но все церкви епископам, исповедующим одно величие и силу Отца, Сына и Святого Духа, одну славу и одну честь, и состоя­щим в общении с Нектарием в Константинопольской Церкви, в Египте с Тимофеем Александрийским, на Востоке с Пелагием Лаодикийским и Диодором Тарсийским, в Асийском диоцезе с Амфилохием Иконийским и Оптимом, епископом Антиохии Писидийской, в диоцезе Понта с Элладием Каппадокийским, Отрием Мелитинским и Григорием Нисским , в Ми сии и Скифии с Терентием, епископом Томским, и Мартирием Маркианопольским. Всех, кто не вступит в общение с названными епископа­ми, как явных еретиков, изгонять из церквей» 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Азийский диэцез разделили между собой Амфилохий иконийский и епископ Антиохии писсидийской Оптим. Египетские церкви поручены Тимофею, епископу Александрии, а управление церквами восточной области вверено епископам оной Пелагию лаодикийскому и Диодору торсийскому, с сохранением преимуществ церкви антиохийской, предоставленных присутствовавшему тогда на соборе Мелетию. Бывшие на соборе епископы определили еще, чтобы, в случае нужды, дела каждого округа решал собор епископов того же округа 2603 .» Уже Петр де Марка заметил страшную путаницу, заключающуюся в данном месте церковной истории Сократа 2604 . Являющийся для времени Феодосия Великого более верным источником, Созомен не знает ничего подобного. По поводу тех же событий он пишет следующее 2605 : Отцы собора «определили, – чтобы церкви везде управлялись по древним церковным правилам, чтобы епископы пребывали при своих церквах, и не ходили без нужды в чужие и без приглашения не вмешивались в рукоположения, до них не касающиеся, как это часто случалось прежде, когда кафолическая церковь была гонима; чтобы делами каждой церкви управлял и распоряжался, по своему благоусмотрению, местный собор, чтобы епископ константинопольский после епископа римского, имел, преимущество чести, как занимающий престол Нового Рима... Таковы были постановления собора, – и царь утвердил их и дал закон, чтобы господствующей оставалась вера отцов никейских, и чтобы церкви повсюду были отданы тем, которые в существе трех лиц, равночестных и равносильных, исповедуют одно и то же Божество Отца, Сына и св. Духа. Исповедники этого учения должны были иметь общение в Константинополе с Нектарием, в Египте – с Тимофеем, епископом александрийским, в восточных церквах-с Диодором, епископом тарсийским и Пелагием, епископом Лаодикии-сирийской, в азийских церквах – с Амфилохием, предстоятелем церкви икоиийской, в городах понтийских, от Вифинии до Армении – с Елладием, епископом Кесарии каппадокийской, Григорием нисским и Отреем мелитинским; в городах, находящихся во Фракии и Скифии – с Терентием, епископом города Томиса, и Мартирием, епископом маркианопольским».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Для Фракии вместе с Нектарием константинопольским таковыми являлись епископы скифийский и маркианопольский; для Египта – Тимофей, для Понта – Элладий кесарийский, Отрий мелитинский и Григорий нисский ; для Азии – Амфилохий иконийский и Оптим из Антиохии Писидийской; для Востока – Пелагий Лаодикийский и Диодор тарсский. Главные города Азии и Востока – Ефес и Антиохия – не имели епископов, или вернее в Ефесе был епископ, но македонианин, а в Антиохии ожидали, чтобы Мелетию был назначен преемник. Последний был вскоре избран: то был флавиан, старый соратник Диодора, сделавшегося епископом тарсским. Флавиан имел все права и всевозможные достоинства. К сожалению, его избрание состоялось при таких условиях, что ни в Риме, ни в Александрии его невозможно было признать. Между тем вновь подул западный ветер, резкость которого была столь неприятна Восточным: император Феодосий получил письма 656 от собора, происходившего в Аквилее почти одновременно с Константинопольским собором. На этом соборе участвовало известное число епископов северной Италии, между прочим, Валериан аквилейский и Амвросий миланский, с делегатами от галльского и африканского епископатов. В письме Западные благодарили императора за возвращение церквей в руки кафоликов, но выражали прискорбие, что между последними не царит согласие. Тимофей александрийский и Павлин антиохийский, с которыми Западные всегда находились в общении, имели основание жаловаться на тех, «вера коих, в прошлом, была шаткой» 657 . Высказывалось пожелание, чтобы это дело было рассмотрено на большом соборе: он мог бы быть созван в Александрии. Вскоре затем в Аквилею, где собор еще заседал 658 , прибыл злополучный Максим. Ему удалось втереться в расположение Амвросия и предъявить ему письма от Петра александрийского , изложив при этом по-своему историю своего посвящения. Епископ миланский, не теряя времени для справок в Риме, поверил тому, что ему рассказывали, и новые письма италийских епископов 659 были отправлены в Константинополь с протестом в пользу этого странного клиента, права которого в глазах Амвросия имели преимущество над правами Григория Назианзина .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002