III. Митрополит Исаия Копинский К оглавлению Два лица преимущественно могли считаться кандидатами на митрополитскую кафедру по смерти митрополита Иова: Смоленский и Черниговский архиепископ Исаия Копинский и архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Первый преимуществовал пред всеми по своему сану и по своим духовным качествам. Он один оставался теперь архиепископом у православных по отпадении Мелетия Смотрицкого в унию. Известен был всем как высокий подвижник, много лет проведший в Антониевой пещере Киевской лавры, устроивший потом несколько монастырей и копавший пещеры собственными руками даже в сане епископа. Но наиболее выдавался Исаия в глазах народа своею пламенною ревностию о православии, наиболее прославился своими универсалами (1628), в которых, извещая православных об опасности, угрожавшей их вере, смело восставал не только против Смотрицкого, но и против самого митрополита, замышлявших сближение с униею. Второй, т. е. Петр Могила, возвышался над всеми в Русской Церкви своими внешними преимуществами: как человек знатный, «воеводич земель молдавских», что обыкновенно и выставлял в самом своем титуле; как человек богатый, чего недоставало тогдашним православным владыкам и что для тогдашнего митрополита было весьма нужно для удовлетворения самых существенных потребностей Церкви, и, наконец, как настоятель в собственном смысле ставропигиальной лавры, вследствие чего признавал над собою власть только Вселенского патриарха, не был подчинен никому из русских архиереев и занимал среди русского духовенства самое почетное и независимое положение, называясь не просто архимандритом, но иногда, даже в официальных бумагах, «великим архимандритом св. великой чудотворной лавры Печерской» . На Могилу, как на своего преемника, как бы предуказал сам митрополит Иов, когда, величая его в своем духовном завещании также «великим архимандритом», избрал его первым опекуном не только своего имущества, но и своего Киево-Михайловского монастыря и предоставил ему окончить начатую здесь колокольню.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

Иов, митрополит Киевский и Галицкий (Борецкий Иван Матвеевич) Родился в Галиции в местечке Боречи. Есть предположение, что образование получил в заграничных учебных заведениях. Окончил Львовскую Братскую школу и с 1604 года стал ее ректором и преподавателем латинского и греческого языков. Затем священник в Киеве. С 1617 года – первый ректор Киевского Богоявленского Братского училища. В 1618 году пострижен в монашество в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. С 1619 года – игумен этого же монастыря. 9 октября 1620 года Иерусалимским патриахом Феофаном хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан митрополита. 22 марта 1621 года королевскими универсалами был объявлен шпионом и возмутителем республики и подлежал заключению в тюрьму. 25 мая того же года подал протест на митрополита и епископов униатских, распространявших ложные слухи о его самозванстве. В 1628 году собрал в Киеве большой Собор по разбору дела о переходе в унию архиепископа Мелетия (Смотрицкого, – 1633). Скончался 2 марта 1631 года, не признанный польским правительством в сане митрополита. Погребен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Митрополит Иов занял кафедру в трудное время, когда большинство епископов в подчиненных Польше епархиях отпало в унию, изменив Православию. Даже Киевскую митрополичью кафедру некоторое время занимали униаты. Потом она пустовала, так как не было возможности поставить туда православного митрополита. Когда в 1620 году в Киеве проездом оказался Иерусалимский патриарх Феофан, весь народ, духовенство, дворянство и запорожские казаки во главе с гетманом П. К. Сагайдачным упросили его поставить им православного митрополита и епископов. Патриарх Феофан выполнил их неотступную просьбу, посвятив митрополита Иова и других. Однако после отъезда патриарха начались ужасающие по жестокости и изуверству преследования православных со стороны иезуитов и униатов. Как сказано выше, сам митрополит был объявлен шпионом и возмутителем республики, подлежащим заключению в тюрьму, и он был вынужден защищаться, подав в сейм протест против действий униатов. Преследования ненадолго прекратились, когда гетман Сагайдачный, отправленный на войну против турок, услышал о происходящем и вернулся в Малороссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М. В. Ломоносов. Гравюра Э. Фессара. 1757 г. Михаил Васильевич (8.11.1711, дер. Мишанинская (Машанинская), близ Холмогор Архангелогородской губ.- 4.04.1765, С.-Петербург), ученый-естественник, поэт, филолог, историк; академик С.-Петербургской АН (1745), почетный член Шведской (1760), Болонской АН (1764) и С.-Петербургской АХ (1763). Род. в семье черносошного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова (1681-1741) и Елены Ивановны (урожд. Сивковой; † 1720), дочери диакона Матигорского Николаевского прихода. После ее смерти отец Л. еще дважды женился (в 1721 и 1724). С 10 лет с отцом на парусном судне «Чайка» Л. ходил на промыслы, бывал в Архангельске, Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , Пустозерске, на Кольском п-ове и др. В 11-12 лет выучился грамоте у 16-летнего соседа И. А. Шубного (буд. отца скульптора Ф. И. Шубина) и С. Н. Сабельникова, дьячка куростровской Димитриевской ц. В храме Л. стал лучшим чтецом, пел на клиросе, видимо, переписывал богослужебные книги (переписал «Службу и житие Димитрия Мироточца»; список не сохр.). По воспоминаниям его земляка В. Варсонофьева, Л. «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жития святых, напечатанные в Прологах, и в том был проворен, а при том имел у себя природную глубокую память. Когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно». Л. также указывал на свое «от молодых лет обращение в церковных обрядах и служебных книгах» (Зап. о плане научных работ А.-Л. Шлёцера. 1764). Пользовался б-кой Х. П. Дудина, сына холмогорского священника; после его смерти в 1724 г. получил в собственность «Грамматику» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) и «Арифметику» Л. Ф. Магницкого, а также, видимо, «Псалтирь рифмотворную» иером. Симеона (Полоцкого), которую, по словам Н. И. Новикова, читал «многократно», отчего «пристрастился к стихам». В 1728 г. Л. познакомился с настоятелем Соловецкой обители архим. Варсонофием († 1759; впосл. архиеп. Архангелогородский), которому с письмом от 19 нояб. 1746 г. послал в подарок свой перевод «Вольфианской экспериментальной физики» (1746).

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОИЛЬ (Труцевич; † ок. 1655, с. Болдино (совр. Дорогобужский р-н Смоленской обл.)), игум., белорус. церковный деятель, книгоиздатель, писатель. Детство и юность И., вероятно, прошли в Могилёве (Белоруссия). По-видимому, он учился в одной из лучших в то время западнорус. правосл. школ при могилёвском Богоявленском братстве. Ок. 1616 г. И. мог познакомиться с ректором могилёвской братской школы типографом и издателем С. Соболем. Возможно, монашескую жизнь И. начал в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , поскольку в 20-х гг. XVII в. И. назван среди членов киевского Богоявленского братства, при котором существовал мон-рь (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 43). И. упоминается в документах 2-й четв. XVII в. как один из наиболее активных и влиятельных членов могилёвского Богоявленского братства. В 1628 г. И. принял участие в прошедшем в Киеве Соборе, на котором были осуждены униат. воззрения Мелетия (Смотрицкого) . Начиная с 20-х гг. XVII в. И. активно занимался восстановлением монашеского общежительства на белорус. землях, пришедшего в упадок во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. вслед. вмешательства шляхты в дела монастырей и насаждения католичества и унии польск. властями. Первой обителью, основанной под рук. И., был Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь . 9 мая 1620 г. по просьбе Могилёвского братства Иерусалимский патриарх Феофан IV благословил создание близ Орши ставропигиального мон-ря в подчинении К-польского патриарха с «неуклонным содержанием чина и устава монашеского общежития». Обитель была построена в 1623-1635 гг. на средства православного шляхтича Б. В. Стеткевича-Заверского, подкомория мстиславского и каштеляна новгородского, освящена в июле 1635 г. Киевским митр. св. Петром (Могилой) , утвердившим И. в должности игумена. К 1635 г. вслед. обширности и большого числа братии (ок. 200 насельников) Богоявленский мон-рь называли лаврой. Хотя в соответствии с патриаршей грамотой обитель была ставропигиальной по отношению к К-польскому первоиерарху, фактически ею управлял Киевский митрополит. В 30-х гг. XVII в. в Кутеинском мон-ре жил прмч. Афанасий (Филиппович) . Последний засвидетельствовал в «Диариуше», что за разрешение строительства Свято-Духовской ц. в Кутеинском мон-ре правосл. жители Орши заплатили литов. подканцлеру большую сумму - «двесте червоных золотых».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (Карпович Лонгин; ок. 1580 - 24.09.1620, Вильно), прп. (пам. 24 сент.) , 1-й настоятель виленского Свято-Духова мон-ря (см. вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь ), проповедник и полемист, типограф. Биографические сведения о Л. содержатся в «Казанье на погреб Леонтия Карповича» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) , анонимном соч. «Лямент у света убогих на преставление отца нашего Леонтия Карповича», также они приведены митр. Петром (Могилой) со слов игум. Исаии (Трофимовича-Козловского) , к-рый поступил в Свято-Духов мон-рь при Л. (Записки Петра (Могилы). 1887. С. 57-59). Преподобный род. в семье священника, был, по-видимому, младшим сыном Михаила Федоровича Карповича, протопопа пинской замковой ц. св. Димитрия. Шляхетский священнический род Карповичей жил в Пинском повете и на Киевщине. Карповичи получили во владение о-в Асов в Пинском повете (им владел прадед Л.). Вероятно, Лонгин учился сначала в школе при пинском Лещинском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , затем в школе православного Виленского братства при Свято-Троицкой ц., куда поступил благодаря родственнику - И. Карповичу, члену Виленского братства (необоснованным является встречающееся в лит-ре указание на обучение Карповича в Острожской академии ). Л. Карпович также вступил в Виленское братство. Достигнув совершеннолетия (ок. 1598), стал «слугой и писцом» братским, являлся послом братства на сеймах. Участвовал в строительстве братского Свято-Духовского храма, был пономарем, «шпитальным дозорцой», «строителем церковным, албо вытрикушом». Ок. 1600 г. возглавил братскую типографию (стал корректором и главным типографом, отвечал за отбор материалов для печати), сменив на этом посту погибшего Стефана Зизания (см. в ст. Зизании (Куколи) ). С ок. 1605 г. преподавал в братской школе. В янв. 1609 г. Л. Карпович в качестве одного из послов представлял Виленское братство на Варшавском сейме, задачей посольства был протест против действий униат. митрополита. По пути на сейм Карпович посетил в Заблудове экзарха К-польского патриарха в Киевской митрополии протопопа Нестора Козменича. Возможно, вскоре после этой поездки, во 2-й пол. 1609 - нач. 1610 г., Карпович принял монашеский постриг с именем Леонтий, после был рукоположен во иерея к Свято-Духовской ц. в Вильно, через нек-рое время возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Свято-Духова мон-ря. Впрочем, есть основания считать, что Карпович принял монашеский постриг позднее - во 2-й пол. 1614 - нач. 1615 г. В мандате короля Виленскому братству в июле 1614 г. он упоминается как Лонгин Карпович - один из «трех попов» братства; в 1615 г. в изданиях его проповедей уже назван архимандритом. По мнению Ф. К. Смирнова, Л. был рукоположен во иерея, затем возведен в сан архимандрита Львовским еп. Иеремией (Тиссаровским) , к-рый в 1610-1620 гг. был единственным в Речи Посполитой правосл. архиереем.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

310 лет со дня рождения основателя первого университета Он родился в свободной Архангельской губернии, с десяти лет отец стал брать его на рыбный промысел. Так бы и вырос в хорошего архангельского мужика, но была в нем одна особенность — он хотел учиться. Удивительное дарование Такая необычная жизнь по закону жанра полнится легендами. Что из них вымысел, что правда — уже не всегда разберешь. Дьячок упал перед «вундеркиндом» на колени, честно признавшись, что ему больше нечего передать мальчику — запас его знаний исчерпался. У односельчан Михайло раздобыл тот книжный максимум, который вообще можно было найти в русской провинции того времени — «Грамматику» церковнославянского языка Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого, в которой были изложены основы геометрии, астрономии и навигации. С равным рвением и удовольствием он изучал и числа, и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого — через нее он познакомился с азами поэзии. Как в любой сказке, он с самого зачина терпит лишения и трудности. Деревенские парни однажды даже поколотили Михайлу — за чтение прихожанам псалмов. Драка произошла прямо при выходе из церкви. Меня оставил мой отец И мать еще в младенстве, Но восприял меня Творец И дал жить в благоденстве. В этих строках, написанных много лет спустя, Ломоносов довольно откровенно расскажет, что полноценного семейного счастья в родительском доме он так и не познал. Злая мачеха Когда Михайле было девять лет, его мама умерла и отец женился снова. Но и вторая жена вскоре умерла — отец женился в третий раз. Обе женщины относились к пасынку как совершенно классические мачехи из сказок. Даже его — казалось бы, очевидно похвальную — тягу к знаниям они обернули в желание отлынуть от дела и сидеть «попусту за книгами». И постоянно настраивали против него родного отца: «Я… имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод, пока не ушел в Спасские школы ».

http://pravmir.ru/pomorskij-muzhik-russk...

В.В. Виноградов Действительность, действительный ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ Слово действительность образовано от прилагательного действительный, которое, в свою очередь, произошло от глагола «дйствити». Глагол «дйствити» (νεργεν, agere), как синоним глагола диствовати, отмечен в «Церковно-славянском словаре» А. X. Востокова. По типу словообразования параллелью к действительный могут служить слова чувствительный, а также старинное и просторечное пользительный. Слово действительный появилось в русском литературном языке не ранее второй половины XVII b., когда в высоком стиле становятся особенно модными и активными «причастно-детельные» (как тогда их называли) прилагательные с суффиксом -тельный. Действительный сперва обозначало «действующий, активный, имеющий полную свою силу, действенный». Синонимность с более древним прилагательным действенный, унаследованным от старославянского языка (ср. у Мелетия Смотрицкого: действенный глагол, т. е. глагол действительного залога), была преодолена тем, что слово действительный, вступив в круг стилей официально-делового языка, развило новые оттенки: 1) «фактический, осуществляемый на деле, в противоположность номинальному, существующему только на словах, формально». Например, действительная служба, действительный член; 2) «точный, истинный, подлинный, не подлежащий сомнению». Например, это его действительные слова. Оба эти новых смысловых оттенка развились у слова действительный в русском литературном языке XVIII b. «Два колодезя – самые ближайшие к главному источнику, и потому самые действительные – бывают всегда открыты для бедных» (Карамзин, Письма русского путешественника//Моск. журн., 1792, ч. 5, с. 18). Вся эта система значений нашла себе довольно ясное отражение в словарях Академии Российской и в словаре 1847 г. Здесь читаем: «Действительный, ая, ое, -лен, -льна, о, пр. 1) «Имеющий полную свою силу». Действительное лекарство. 2) «Не подлежащий сомнению; точный, истинный». Это его действительные слова. Действительный тайный советник. Чин 2 класса. – Действительный статский советник. Чин 4 класса. – Действительная служба. Служба, отправляемая самым делом. – Действительный член. Член ученого общества, действительно исполняющий свои обязанности по обществу. – Действительный глагол. Грам. Глагол, обозначающий действие одного предмета на другой» (сл. 1847, 1, с. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Новшество НОВШЕСТВО С прилагательным новый связаны: областное и затем сельскохозяйственное слово новь 220 («целина, не паханная земля», а также «хлеб нового урожая, новые плоды»), получившее в русском литературном языке широкий метафорический смысл после романа Тургенева «Новь»; старинное и областное новина 221 – синоним новь, а затем «суровая небеленная холстина» – слово, которое могло выражать и более отвлеченное значение – «новизна, новость» (ср. старин а); производное от него новинка – «товар нового сорта, новая вещь», а затем и «обновка, новость»; более позднее слово новость, сложившееся, однако, не позднее XVI–XVII вв., а во второй половине XVIII b. в столичной и дворянской речи подвергавшееся некоторому воздействию со стороны французского слова nouveauté и, наконец, отвлеченно-книжное новизна, появившееся не ранее XVII b. Во всяком случае, в «Лексиконе треязычном» Ф. Поликарпова указаны лишь новость, новина и новшество (для передачи греческих νεóτης и καινοτομα и латинского novitas; с. 200). Однако уже в «Немецко-латинском и русском лексиконе» 1731 г. (Deutsch-Lateinisch und Russisches Lexicon) для перевода немецкого Neuerung и латинского novatio рекомендуются русские слова: новина, новость и новизна (с. 445). Из всех имен существительных, связанных с прилагательным новый, резко выделяется и по своему морфологическому составу, и по стилистическим нюансам, и по оттенку предупреждающей оценки, подчеркнутого сравнения книжное слово новшество, которое зарегистрировано в «Лексиконе треязычном» Ф. Поликарпова. Ср. тут же производный глагол новшествую – «новое что издаю». Книжное слово новшество, обозначающее новый обычай, нововведение, не помещено ни в одном толковом словаре русского литературного языка до словаря Даля включительно. На это слово обратил внимание акад. Я. К. Грот в своих «Дополнениях и заметках к Словарю Даля». Он привел его со ссылкой на историка С.  М. Соловьева и истолковал так: «введение новизн» (Грот, Доп. к сл. Даля, с. 100). Слово новшество не могло появиться раньше XVI–XVII вв. На это указывает и морфологический состав его; в древнерусских памятниках отмечено лишь слово новьство (см. Соболевский, Материалы, с. 68). Слово новшество образовано от формы сравнительной степени новший (с суффиксом -ш-, ср. худший, высший, низший и т. п.), которая была признана за норму грамматикой Мелетия Смотрицкого (между прочим, и в московской переработке ее 1648 г.). К тому же периоду – XVII b. – ведет и идеологическое наполнение этого слова. При его посредстве выражался протест старообрядцев, консерваторов против реформ XVII b. как в области церковной, так и в общественно-бытовой и политической.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

архимандрит Виленский Леонтий (Карпович) 20 мая 2011 г. 14:02 " Непоколебимый защитник Православия " . К прославлению архим. Виленского Леонтия (Карповича) 15 мая в Свято-Петропавловском соборе Минска было совершено прославление преподобного Леонтия (1580-1620), архимандрита Виленского, исповедника, в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви . Божественную литургию и чин канонизации возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет . По малом входе митрополит Филарет огласил определение Святого Синода Белорусской Церкви от 4 апреля 2011 года о причислении архимандрита Леонтия (Карповича) к лику местночтимых святых в чине преподобных. «Взирая на подвиг святых угодников Божиих, которых мы почитаем и прославляем, и ныне прославленного Виленского исповедника, будем оставаться верными Церкви Христовой, не ослабляя сил в проведении жизни своей в смирении, стяжании любви друг ко другу», - сказал по окончании богослужения митрополит Филарет. Будущий архимандрит Леонтий (в миру Лонгин Федорович Карпович) родился в Пинске около 1580 года в семье священника, происходил из шляхетского рода. Он был энергичным защитником Православия в период введения унии, возглавлял типографию Виленского православного братства. В 1610 году типография напечатала книгу Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В материалах Святого Синода отмечается, что книга произвела огромное впечатление как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и без суда и следствия бросили в тюрьму. «Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых были заметны даже после его праведной кончины», - говорится в материалах к прославлению подвижника.

http://e-vestnik.ru/news/nepokolebimyy_z...

Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси Дата смерти: 15 апреля 1652 г. Страна: Россия Биография: Патриарх Иосиф был родом из Владимира, где его родной брат служил соборным протоиереем. В 1639 г. стал настоятелем московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. После смерти Патриарха Иоасафа I Русская Церковь более года оставалась без Первосвятителя, т.к. царь Михаил Феодорович хотел привлечь к участию в выборе Патриарха не только архиереев, но и всех наиболее достойных представителей духовенства. 20 марта 1642 г. царь предложил участникам Собора шесть запечатанных жребиев, из них с молитвой был выбран жребий с именем Иосифа. Поставление новоизбранного Патриарха состоялось 27 марта. Вскоре после избрания Патриарх Иосиф вступил в прения о вере с лютеранами. Его оппонентом был пастор Фильгобер, приехавший в Москву в 1643 г. вместе с датским принцем Вольдемаром. Целью их приезда было предполагаемое бракосочетание царевны Ирины Михайловны с датским принцем. Патриарх Иосиф настаивал на переходе Вольдемара в Православие, от чего последний решительно отказался, таким образом, переговоры о браке были сорваны. Большое внимание уделялось делу духовного просвещения. По благословению Патриарха в 1648 г. в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре — «Ртищевское братство» (по имени боярина Феодора Ртищева, пригласившего ученых монахов из Киева). При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги. Кроме нескольких изданий богослужебных книг впервые были изданы жития русских святых (преподобных Сергия и Никона Радонежских, преподобного Саввы Сторожевского), творения святых отцов и учителей Церкви: «Слова преподобного Ефрема Сирина», «Лествица» преподобного Иоанна, «Поучения» Аввы Дорофея, «Толкования на Четвероевангелие» блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Издавались книги апологетические и полемические — против латинян и протестантов: «Кириллова книга», «Книга о вере» и другие. Были напечатаны «Грамматика Славянская» Мелетия Смотрицкого, «Кормчая» — сборник церковных законов и правил. Всего при Патриархе Иосифе за десять лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198591...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010