В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Будучи епископом, И. поддерживал связь с виленским Свято-Духовским братством. 21 янв. 1634 г. архиерей просил виленского стольника Гедеона Тризну о помощи в решении имущественных проблем братства. По просьбе виленских братчиков И. собирался поехать на сейм в Варшаву для защиты позиций православных. Очевидно, благодаря усилиям И. кор. Владислав IV 14 марта 1635 г. подтвердил привилеи, данные Белорусскому (Могилёвскому) еп-ству. В марте 1634 или в 1635 г. И. отправился в Вильно. В письме членам Могилёвского братства епископ сообщил, что едет в столицу Великого княжества Литовского по просьбе Виленского братства. В связи с состоянием здоровья архиерей предполагал задержаться в Вильно, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь (письмо было написано 14 марта 1634 (С. Т. Голубев , А. И. Малевич) или в 1635 (Ф. Жудро, Миронович)). Приехав в Вильно, И. тяжело заболел и скончался вскоре после Пасхи (в 1634 или в 1635). По преданию, узнав о его смерти, митр. Петр (Могила) сказал: «Ах, правая бе мне рука усечена» (АСЗР. 1867. Т. 2. Прил. С. X). Ходили слухи, что смерть И. была насильственной. Униаты (Я. Кречмер, И. Стебельский) утверждали, что И., будучи тяжело болен, якобы пригласил к себе священника-униата и за это был умерщвлен монахами мон-ря Св. Духа. Игум. правосл. Минского мон-ря Феофилакт (Заяц), дававший в 1635 г. показания в консисторском суде Киевской митрополии, утверждал, что И. был отравлен Елисеем (Илковским), монахом-униатом, перешедшим в Православие. Похороны И. состоялись 9 апр. 1635 г., когда в Вильно приехал свт. Петр (Могила). Надгробное слово произнес преемник И. на Белорусской кафедре Сильвестр (Косов), в 1635 г. проповедь была издана в переводе на польск. язык: «Cherubin, przy akcie pogrzebowym... Józepha Bobrykowicza, episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, archimandryty wileskiego, w cerkwi bratskiej wilenskiej Zeycia Ducha w. roku 1635 aprilis 9 przez sucsessora jego... Sylwestra Kossowa, electa episkopa Mcisawskiego, Orszaskiego, Mohilowskiego, wykonterfetowany, a wieo z ruskiego na polski przeoony» (Херувим, при погребении...

http://pravenc.ru/text/578493.html

Деятельность архиепископа не ограничивалась сбором доходов и дисциплинарными мерами. Он устраивал крестные ходы, связанные с важными событиями церковной жизни, напр. с возвращением в Софийский собор привезенных из Москвы икон Спаса и Петра и Павла. Летописец отмечает, что были отлиты новые колокола для Софийского собора. 2 июля 1572 г. он выступил с поучением перед верующими и духовенством в соборе Св. Софии. Ряд летописных известий говорит о почитании в нач. 70-х гг. XVI в. местных Новгородских святых. Так, еще до поставления Л. была изготовлена новая рака на гробницу прп. Саввы Вишерского вместо старой, разбитой опричниками. В июле 1572 г. Л посетил обитель, «игумена и братию поил, кормил» (Там же. С. 162). Одним из первых действий нового архиерея была отправка в февр. 1572 г. 2 священников в Боровичи, чтобы провести запись чудес, происходивших у гроба св. Иакова Боровичского. Исцеление слепой женщины у гробницы свт. Никиты , еп. Новгородского, в Софийском соборе способствовало тому, что его останкам были оказаны почести и царем и архиепископом. Свт. Никите был посвящен храм, к-рый начали строить на Софийском дворе в Москве. 9 окт. 1572 г. «весь освященный собор» и Боярская дума приняли приговор: «...в болшие монастыри, где вотчины много, вперед вотчин не давати» (Законодательные акты Русского гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер. Л., 1986. С. 56. 37). Основные сведения о деятельности архиерея и событиях церковной жизни в Новгородской епархии в первые годы правления Л. содержатся в тексте т. н. Новгородской II летописи, к-рая велась в Софийском доме во 2-й пол. XVI в. По наблюдениям Р. Г. Скрынникова , записи за 1571-1572 гг. сделаны каким-то приближенным архиепископа, сопровождавшим иерарха в его поездке в Москву весной 1572 г. Текст летописи обрывается описанием событий кон. 1572 г., и о деятельности Л. в последние годы его правления можно судить лишь по выходившим из его канцелярии грамотам подчиненному духовенству и служилым людям Софийского дома.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

Время следующего игумена Козмы (со 2-го сентября 1572 года по декабрь 1581 года 1154 совпало с тяжелыми годами для русского монастырского землевладения. 9-го октября 1572 года состоялось известное соборное постановление о том, чтобы «в большие монастыри, где вотчены много, вперед вотчин не давать». Ради этого было воспрещено записывать их в поместной избе, а велено «отдавати такие вотчины роду и племени служилым людем, чтоб в службе убытка не было и земля-б из службы не выходила» 1155 . Для Кирилова монастыря, принадлежавшего, бесспорно к числу больших обителей, закрывался чрез это самый главный способ приобретения земель 1156 , и хотя тем-же указом запрещено было «вотчичам» (т. е. родственникам лиц, дававших в монастырь вотчины) вперед выкупать монастырские вотчины 1157 , т. е. вотчины, данные в монастырь до издания указа (чем отчасти отменялось повеление 1557 года августа 5-го 1158 о выкупе родственниками отданных в монастырь вотчин по цене, означенной в завещании), но этим в существе дела нисколько не ограничивалась вся запретительная важность новой меры. С другой стороны во время игуменства Козмы стали более заметными попытки Московского правительства к частной секуляризации нескольких кирилловских вотчин. По указу Грозного у монастыря неоднократно отписывались на царя разные земли то под ямские слободы, то к Вологодским селам и т. п. 1159 . He смотря однако на эти неблагоприятные условия, в годы игумена Козмы к монастырским вотчинам и владениям было присоединено множество новых участков 1160 . Постановление от 9 октября 1572 года было понято в Кирилловом монастыре не так, как понимают его иногда (напр. В. Милютин 1161 и другие), что оно будто бы запрещало монастырям принимать землю, а в том смысле, что оно запрещало получать в виде вкладов земли вотчинные только от высшего сословия: бояр, князей и т. п. Поэтому посредством дарения Кириллов монастырь приобретал беспрепятственно земли и после издания закона 1572 года, но уже с тем различием, что эти земли не были вотчинами боярских людей, а состояли из мелких владений, – преимущественно из черных дворов по городам и из промысловых угодий на северном побережье, которые приобретались не от бояр, а от посадских людей (и от крестьян), от лиц духовных и проч. Эти приобретения ничуть не были обходом буквы закона, ибо в указанном смысле (т. е. в смысле ограничения права бояр распоряжаться вотчинами) постановление 1572 года понималось вообще современниками. Так относительно «данной» (или вкладной) грамоты Федора Васильевича Шереметева от 157 4 / 5 –7083 года, по которой он передал в Кириллов монастырь вотчину, представитель Шереметева во время судебного разбирательства 14 января 1630 года говорил: «на вотчины де данных и никаких крепостей боярским людем писать не велено» 1162 . Между тем до 157 4 / 5 –7083 года кроме распоряжения 1572 года не было другого указа о не дозволении писать данные в монастыри на вотчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

III. О Сретенском соборе . Не говорит о ремонте его в 1620 г. (см. столбцы 1 разряда 7128 г. 31 августа, о даче каменных дел подвязщику Алексею Новгородцу государева жалованья за сделанное им у Сретения Господня, что на сенях, для крепости деревянных связей). IV. Не упоминает о бывших ремонтах и последовавших вследствие этого освящениях церквей вел. муч. Екатерины 1 ноября 1653 г. и прп. муч. Евдокии 15 ноября того же года (кн. под сими числами). V. Построение собора Спаса Нерукотворного образа (Верхоспасскаго собора) о. Извеков относит к 1635–1636 гг. и в подтверждение этого довольствуется ссылкой на И.Е. Забелина. Между тем, среди документов бывших Дворцовых приказов имеются более точные указания. В июле 1635 г. еще продолжалось «каменное дело церкви Спаса Нерукотворного и придела Иоанна Белградского» (столбцы 1 разряда 7143 г. июля 9, но 17 августа она уже была освящена и притом самим патриархом (см. «Материалы» И. Е. Забелина, ч. I, стр. 183) и от 20 августа известен полный состав причта ее (кн. под 20 августа. См. также царские награды мастеровым людям за их работы при этой стройке, а певчим за пение при освящении церкви – кн. под 10 и 30 ноября 1635 г., 20 января и 2 августа 1636 г.; кн. 292/961, под 25 ноября 1636 г. Об отпуске сукна на обшивку дверей и окон 25 сентября 1635 г., столбцы 1 разряда, 7144 г. Документы указывают местонахождение ее: 5 августа 1635 г. отпущен бархат «к киоту на поволочку, где стоять образу Спаса Нерукотворному в новой церкви, что против хором государя царевича князя Алексея Михайловича» (кн. под 5 августа). VI. Говоря о времени освящения Похвальской церкви полезно было бы или привести надпись, которая была высечена на камне в стене при входе в церковь (ныне не существует), или по крайней мере указать на нее и сказать, что она напечатана в «Путеводителе» Максимовича, ч. I, стр. 271. VII. О. Извеков приводит сведения о построении церкви Нерукотворного Спаса образа у царевен на сенях и о бывших в нем ремонтах (стр. 74–75), но ни слова не говорит об освящении ее, бывшем 11 мая 1687 г. (См. «Путеводитель» Максимовича, ч. I, стр. 270).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Не остановив прироста монастырской недвижимости, постановление от 9-го октября 1572 года отразилось однако на географическом районе ее расширена. Среди новых приобретений монастыря мы видим (если исключить случайное присоединение нескольких вотчин) или черные городские дворы, или черные земли на северной окраине. О приобретении же (путем частных сделок) крестьянских черных волостных земель и после 1572 года (как и ранее этого года, см. выше) мы не встречаем никаких указаний. Чем объяснить этот факт, нам неизвестно в настоящее время. Едва ли он мог зависеть от малодоходности черных земель средней Руси для частного владельца (если таковое владение было возможным). Более правдоподобно объяснять его отсутствием у монастыря права на такие приобретения. Как бы то ни было, но постановление 1572 года прикрепило деятельность монастыря к Беломорскому побережью, где завязались узлы владений еще при прежних игуменах. Относительно захвата подьячими и другими должностными лицами земель, принадлежавших Кириллову монастырю, игумен Козма обыкновенно подавал одна за другою по нескольку челобитных до тех пор, пока не достигал восстановления нарушенных прав 1163 . При такой настойчивости своей, в течение 9-ти летнего игуменства, он успел сосредоточить во владении монастыря столько новых участков, сколько не удавалось ни одному из его предшественников, хотя в первое время он действовал как-бы нерешительно. Это зависало, впрочем, как надо полагать, от печального положения, в котором находились в то время Кириллова обитель и ее вотчина. Перед 1577 годом (и перед 24 марта 1574 года 1164 ) Белозерский уезд посетило «лихое поветрие и тем лихим поветрием в Кириллове монастыре люди деловые повымерли», у братии была «от того нужа великая», в монастыре некому было ставить «келей новых» «и старых починивати, ни сен косити и возити, ни дров сечи, ни возити на брацкие кельи и в службы, и пашни монастырской пахати» 1165 Все «дела делали монастырскою казною», т. е., по найму. Эти расходы, вероятно, и заставили Кирилловских иноков позабыть на время заботы о новых землях. По крайней мере с сентября 1572 года по январь 1574 года было заключено лишь шесть крепостей на новые земли, именно: 2 октября 1572 года (7081) Ефрем Малафеев сын Толмачев дал на Угличе на посаде в середнем четвертке у Трех Святителей двор с хоромами, под которым было «земли дворовой «поперег 30 сажен, и земли огородные вдоль 30 же сажен» 1166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Из этих соображений следует признать справедливым, что послание появилось не позже весны 1575 года. Если доверять показаниям Послужного списка, что все Собакины выбыли и умерли в 7083 году, т.е. в промежуток времени с сентября 1574 по сентябрь 1575 года, то позднейшим предлогом посылки ими злокозненной грамоты должна быть весна 1575 года. Но если послание, как указал А. П. Барсуков, не могло появиться позже 1575 года, то, вопреки мнению того же исследователя, оно могло быть составлено ранее весны 1574 года. Под походом в немецкую землю действительно следует разуметь поход 7081 (1573) года. Но поход этот состоялся осенью и зимою 7081 года, т. е. в последних месяцах 1572 и в январе 1573 года. Для похода в Эстонию царь уехал из Москвы (осенью) 15 , в сентябре 1572 года 16 и пробыл там зиму. Следовательно, еще весной 1573 года Собакины могли посылать в Кириллов монастырь злокозненную грамоту, а царь мог видеться с Варлаамом Собакпным по окончании похода весной или летом 1573 года. Потому и послание могло быть составленным ранее весны 1574 года, непосредственно после зимы 1572–1573 года и после весны 1573 года. Но мало того, из самого послания видно, что зима 1574 года еще не наступала. Иоанн писал: «Зиму сю по него (т. е., по Варлаама Собакина) потому не послали, что нам поход учинился в немецкую землю, и как из похода пришли» и т. д. Очевидно, что зима, следовавшая за годом похода, т. е., зима 1574 года еще не наступала. С этим согласна и дата новооткрытого списка: 23 сентября 1573 года. Нам остается теперь проверить, не противоречит ли дата 23 сентября 1573 года другим историческим данным, которые находятся в послании. Для этой цели нет надобности пересматривать все многочисленные сведения о событиях царствования Грозного, упоминаемых здесь. Достаточно разобраться в известиях о живых современниках из состава кирилловской братии. Во-первых, послание адресовано игумену Косме 17 , стоявшему во главе Кирилло-Белозерского монастыря со 2 сентября 1572 года 18 до 29 декабря 1581 года 19 . Таким образом 23 сентября 1581 года Грозный имел возможность обращаться к нему с письмом. Но и в самом письме можно видеть намек, что Косма не очень давно стал игуменом. «Год уже равен», писал Грозный, «как был игумен Никодим на Москве; отдоху нет-таки Собакин, да Шереметев, а яз им отец ли духовный или начальник?» 20 . Следовательно, возможно, что около года пред тем временем, когда Иоанн трудился над письмом, Косма не был еще игуменом, а монастырем управляли Никодим, ошибочно названный в письме игуменом 21 . Так и было в действительности, ибо Косма был возведен в этот сан 2 сентября 1572 года почти за год до 23 сентября 1573 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 1572 г. все земли, кроме находящихся в пределах населенных пунктов, были объявлены общественными. Владения, к-рые ранее принадлежали КПЦ, были переданы в ведение особого чиновника. За их возвращение правосл. архиереи единовременно выплатили огромную сумму - 700 тыс. аспр, а мон-ри в свою очередь выкупили свои земли у архиереев ( Θεοχαρδης Ι. Οθωμανικ γγραφα, 1572-1839. Λευκωσα, 1993. Τ. 1. Σ. XXXV). По решению Мехмед-паши К-польский патриарх рукоположил во архиепископа Кипрского неизвестного по имени серб. монаха (единоплеменника и, возможно, родственника вел. везира). Тот в сопровождении янычар прибыл на Кипр, однако из-за незнания греч. языка и корыстолюбия его отношения с местным населением не сложились. Он занимал кафедру очень непродолжительное время: с окт. по нояб. или дек. 1571 г. По рассказу кипрского доминиканца Анджело Калепио, с жалобой на архиепископа-серба в К-поль отправился некий кипрский игумен, к-рый стал добиваться своего поставления во архиепископа Кипрского ( Cobham. 1908. P. 161). Ряд исследователей доверяют этим сведениям ( Μιτσδης. 1990. Σ. 25). Распоряжение наместника Кипра Мехмед-паши относительно владений Киккского мон-ря. 1572 г. (Архив Киккского мон-ря) Распоряжение наместника Кипра Мехмед-паши относительно владений Киккского мон-ря. 1572 г. (Архив Киккского мон-ря) В 1572 г. в К-поле был созван Собор, в к-ром приняли участие К-польский патриарх Иеремия II Транос, Александрийский патриарх Сильвестр, Иерусалимский патриарх Герман I, представитель Антиохийского патриарха Иоакима IV митр. Лаодикийский и 53 архиерея, которые простили киприотам вынужденное подчинение папе Римскому и приняли кипр. духовенство в каноническое общение. Кипрским архиепископом был избран постриженик Киккского мон-ря Тимофей , происходивший из огречившегося франц. рода д " Акр. Ок. 1550 г. он покинул Кипр и занимал должность протосинкелла Великой ц. В К-поле архиеп. Тимофей рукоположил епископов Пафосского и Солийского и вернулся на Кипр, где был с радостью встречен правосл.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Тогда другие две старицы сказали, что и они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной, и все вместе пошли по Киевской дороге, где они вскоре встретили неизвестных трех странниц, которые приближались уже к городу… Юнейшая из трех инокинь шла впереди других и на руках несла створчатый киот со святой иконою. Подойдя близко к старицам, она спросила: «Далеко ли еще до города Севска? И кто есть в гор[оде] такой боголюбивый, который бы приютил их странных?» Тогда старицы Севские исполнились великой радости и объяснили, что они посланы от самой Царицы Небесной им навстречу и просят инокинь усердно посетить их убогий храм и келии. Так совершилось перенесение чудотворной иконы Молченской Божией Матери в г. Севск, апреля 24 дня». Молченская икона Божией Матери путивльского Молченского мон-ря. Литография. Кон. XIX — нач. XX в. Факт переноса иконы в Севск оставался малоизвестным на протяжении XVII-XVIII вв. Знаток Богородичных икон С. Ф. Моховиков в рукописи 1714-1715 гг. «Солнце Пресветлое» датировал явление М. и. 1635 г., обойдя молчанием 1405 и 1612 гг.: «Образ Престыя Бдцы Молченския, чудотворный, явися в лето 6143 апреля в 24 де во пределех града Путивля северныя страны российского црьства, яко з поприщ от града того, на месте зовомо молченское, инже на той превысочайшей горе создан мнтрь Престыя Бдцы, аки звезда издалеча зрится всеми» (МГУ НБ. 10536-22-71. Л. 83 об.- 84). Архим. Палладий (Батенин) также считал, что М. и. вернулась в Софрониеву пуст. в 30-х гг. XVII в., когда на Чудной горе «около 1630 г. вместо деревянной церкви построена… каменная… и перенесена, в числе других святынь, чудотворная икона Богородицы Молченския. С тех пор она неразлучно пребывает в Молчанской Софрониевой пустыни» ( Палладий. 1914. С. 22). Он также оставил замечание, что в Б. Молченском мон-ре в Путивле была своя чудотворная М. и., к-рая явилась, «как сказано об этом в московских описных реестрах, 24 апреля 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодезя, называемого «Кобозева Криница», которая во время бывшего в этом монастыре в 1752 г. пожара сделалась неизвестной, о чем и возбуждалось тогда дело в Путивльском Духовном Правлении» (Там же). К этому же времени относил появление иконы в Софрониевой пуст. ее настоятель архим. Сосфен, о чем сообщил в составленном и изданном им в 1855 г. описании обители. Е. Н. Поселянин в нач. XX в. отмечал, что «чудотворный образ исчез неизвестно куда», и датировал 1635 г. принесение в Софрониеву пуст., при строителе этой обители Серапионе, списка М. и. «от сумского атамана Лукиана Константинова» ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 600). Следов., ни церковные историки, ни насельники Софрониевой пуст. и путивльского Б. Молченского монастыря не знали, где точно находилась чудотворная икона начиная со Смутного времени до 1635 г.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010