С.В. Шумило Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского На Святой Горе Афон, удалившись от суеты «мира сего», отец Иоанн Вишенский пытался постичь основы святоотеческой аскетики, опыт святогорского исихастского подвижничества и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось. Приходившие из родного края известия об отступлении высшей иерархии от православия, подготовке и принятии Брестской унии с Римом заставили подвижника включиться в борьбу за чистоту православия. Именно с Афона, в ответ на поступавшие из Украины неоднократные обращения и просьбы, он начинает посылать свои знаменитые послания, которые дали мощный импульс украинской полемической литературе конца XVI – начала XVII веков. Уже в 1596 году на Афон к старцу Иоанну пишет письмо местоблюститель Константинопольского патриаршего престола патриарх Александрийский Мелетий I Пигас (1549–1601). Тот факт, что к Иоанну Вишенскому обращается сам патриарх, свидетельствует о том, что старец был уже довольно известен и имел определенный духовный авторитет как среди святогорцев, так и на родине. В письме к Иоанну Вишенскому святитель Мелетий обращался такими словами: «Пойми эту тайну чадо мое, и не оставайся в пустыне с целью жить только для себя одного, да и то, пожалуй, не вполне довольный. Не порицаю я пустыни, потому что и сам я ее сторонник, но, заботясь о спасении ближних, зову тебя в боевые ряды сынов Божиих. Братьям твоим, мучительные заботы которых общи с твоими, грозит в Польше опасность потерять святыни. Православные жители Польши остаются даже беспомощными пред людьми, мыслящими неправо. Нашего старанья мало; нужно и вам поусердствовать для Бога Вседержителя. Ведь и Илия-пустынножитель изобличил Ахава и избил жрецов Иезавелиных. Стало быть, мы знаем, что Илия, предтеча евангельской благодати, одновременно с пустынными занятиями не переставал провозглашать народам путь ко спасению и даже не колебался умереть за истину». 108

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Александрийский Томос о Пасхалии Блаженнейшего и Святейшего папы Александрийского господина Мелетия о Пасхе Сильвестру, Блаженнейшему и Святейшему Папе и Патриарху великого града Александрии, Судии Вселенной, отцу и владыке о Господе, воздаёт должное благоговение Мелетий, великий протосинкелл и архимандрит Александрийский (теперь же папа Александрийский). Правильно, истинно и благочестиво сказал Василий Великий в «Первом слове против Евномия», что мы живём в безмолвии, если утверждаемся в отеческих догматах и преданиях, с простой и нелюбопытствующей верой, и это даже не требует обсуждения 1 . Он говорит о том, что если мы ничего не опускаем из святоотеческого учения, и держимся пути святых отцов, тогда ничего из церковных дел не приходит в смятение, и ничего не препятствует цели нашего спасения. И самая твёрдая надежда наша на спасение состоит в том, что мы научены следовать древним догматам и преданиям отцов. А если кто из новоявленных учителей изобретает какие-нибудь новые догматы и учения, которые их тешат (как говорится по латыни, omnia nova placent 2 ), то уловляют такие учителях только души мужей непостоянных, которые колеблются легко как камыш даже при самом слабом дуновении ветра, но ни в коем случае не души мужей основательных, благочестивых и украшенных мудростью. Ибо такие мужи «весьма многопытны» 3 и видят далеко вперёд, зная, что от нововведений в будущем непременно произойдут бедствия и смута в Церкви. Ибо благомыслящие мужи видят, что действительно все эти нарушения порядка в Церкви и нововведения тщеславных мужей оборачиваются нестроениями, междоусобицами и вторжением ересей. Поэтому можно вместе с Апостолом назвать изобретателей новшеств отродьем «пустословов и обманщиков» ( Тит. 1, 10 ). Думаю, что Бог праведно предупредил это злонравие человеческого честолюбия, когда повелел в Святом Писании: «Вопроси отца... и возвестит тебе, старейших тебя – и из рекут тебе» ( Втор. 32, 7 ). Если бы Арий умел бы задавать вопросы своим отцам, он бы не разразился теми хулами на Бога, которыми он богохульствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Aleksa...

Дело в том, что русское правительство ко времени приезда Паисия в Москву окончательно решилось устроить в Москве греческую школу, и теперь сильно было озабочено приисканием для нее надежного учителя из православных образованных греков. Мысль об учреждении греческой школы в Москве, где бы преподавался греческий язык и вместе славянский, была далеко не новая. Восточные патриархи не раз указывали русским царям на необходимость завести в Москве греческую школу. Так, еще в 1585 году Александрийский патриарх Сильвестр писал царю: «Составь училища и поставь наказателя, чтобы в нем учились греческой грамоте и были бы научены от многих Божественных книг всей мудрости Божией православной веры». 1099 Знаменитый преемник Сильвестра на Александрийской кафедре патриарх Мелетий Пигас в 1593 году писал с своей стороны Феодору: «Устрой у себя, царь, греческое училище, как живую искру священной мудрости, потому что у нас источник мудрости грозит иссякнуть до основания» 1100 . Но эти благие советы знаменитых восточных иерархов, ради смутного времени на Руси, не могли быть исполнены. За их выполнение, и то уже в конце своего патриаршества, взялся Филарет Никитич, задумавший устроить в Москве училище. Прежде всего нужно было найти сведущего учителя, который бы был притом строго православен. Понятно, что отыскать такого человека можно было только на православном Востоке. И потому, когда в 1632 году прибыл в Москву доверенный архимандрит Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса Амфилохий, патриарх и государь наказали ему, чтобы он попросил Лукариса приискать для Московской школы подходящего вполне православного учителя и прислал его в Москву. Но учитель неожиданно сам явился в Москву. Это был протосингел Александрийского патриарха Иосиф, ранее живший несколько лет в южной России, где он изучил славянский язык. Это последнее обстоятельство делало его особенно годным для переводных работ, а вместе конечно и для учительского дела. По просьбе царя и патриарха, Иосиф решился остаться в Москве для перевода книг с греческого языка на славянский, и отчасти для учительства во вновь устроенной школе на учительском дворе. В грамате царя и патриарха к Иосифу сказано: «Протосингеллу архимандриту Иосифу будучи в нашем государстве нам... служити... духовными делы, переводити ему греческия книги на словенский язык и учити на учительском дворе малых ребят греческаго языка и грамоте. Да ему ж переводити книги с греческаго языка на словенский на латинские ереси... А корму ему давати по полтине на день; да ему ж давати жалованья на всякий год по десяти аршин камки куфтерю да по сороку куниц». 1101

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ (Борискович; † 30.12. 1643, Межигорский Преображенский мон-рь (находился близ совр. с. Нов. Петровцы Киевской обл., Украина)), еп. Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии (1621-1633). О ранних этапах биографии И. сохранилось его свидетельство в письме патриарху Московскому и всея Руси Филарету от 22 авг. 1622 г. И. писал, что в течение 7 лет он был учеником Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса (занимал кафедру в 1590-1601, в 1597-1598 также являлся местоблюстителем К-польского престола) и был рукоположен последним во диакона. В 1600 г. из Александрии И. совершил путешествия в Иерусалим, где встречался с патриархом Софронием V , и в Антиохию, где был принят патриархом Иоакимом VI , присутствовал при кончине патриарха Мелетия в сент. 1601 г. И. был рукоположен во иерея ближайшим учеником и преемником Мелетия на Александрийской кафедре Кириллом I Лукарисом . И. также писал патриарху Филарету о том, что провел 15 лет на Афоне . Исследователи отождествляют И. с Исаакием, степанским архимандритом, принявшим участие в Брестском правосл. Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ). Такое отождествление представляется обоснованным, поскольку известно о более поздних тесных связях И. со Степанским Михаило-Архангельским мон-рем (существовал в окрестностях пос. Степань Ровненской обл., Украина). Возможно, И. вернулся в Речь Посполиту в 1594 г., когда Мелетий Пигас отправил туда со своим посланием Кирилла Лукариса. Степанский мон-рь принадлежал к числу обителей, находившихся под патронатом кн. Константина Константиновича Острожского и предназначенных для проживания в них правосл. вост. иерархов, приезжавших по приглашению князя из Османской империи и др. стран. Настоятелем Степанского мон-ря И. являлся до 1599 г., т. к. 30 сент. 1599 г. по распоряжению князя Острожского обитель была передана прибывшему в его владения в 1596 г. и оставшемуся на Волыни Белградскому митр. Луке Сербину.

http://pravenc.ru/text/674778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ СЕВИР [греч. Γαβριλ Σεβρος] (ок. 1540/41 - 21 окт. 1616, Лесина, совр. Хвар, Хорватия), титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист. Наст. фам. Свир (Σβρος) переделана на манер лат. Severus; родители Г. С. выехали из Монемвасии после захвата города турками (1540), незадолго до или вскоре после его рождения. В юности жил на Крите и на Ионических о-вах. Приехав в Венецию (1572), уже имел сан иерея; через год получил место священника в храме св. Георгия греч. общины и вскоре зарекомендовал себя как деятельный и образованный клирик (он учился в Падуанском ун-те, переписывался с учеными, собирал рукописи). Во время посещения К-польского Патриархата Г. С. был рукоположен во митрополита Филадельфийского (18 июля 1577). Но, вместо того чтобы отправиться на свою кафедру (находившуюся на тур. территории), он решил вернуться в Венецию. Не без нек-рых затруднений венецианские власти признали Г. С. в качестве фактического духовного предстоятеля греч. общин в венецианских владениях в Сев. Италии и Далмации, а также на Ионических о-вах и на Крите; тем самым православные этих областей получили особый статус вне юрисдикции католич. Венецианского Патриархата. На протяжении всей архипастырской деятельности Г. С. пользовался неизменным уважением со стороны властей республики. Впрочем, эти отношения едва не были омрачены в 1588 г., когда по доносу некоего священника митрополит был обвинен в заговоре против гос-ва, арестован и отдан под суд, но затем торжественно оправдан. Жалобы филадельфийцев на постоянное отсутствие их архиерея долго игнорировались в К-поле, где у Г. С. были влиятельные друзья (среди них - буд. патриарх Мелетий Пигас ). Наконец, в 1590 г. патриарх Иеремия II (Транос) вынес этот вопрос на обсуждение Синода; Г. С. было предложено либо обратить внимание на нужды епархии, либо отказаться от кафедры. В ответ он сослался на то, что его пребывание в Венеции необходимо, а Филадельфия слишком бедна, чтобы содержать митрополичий двор, и предложил назначить его патриаршим экзархом для попечения о многочисленных греч. общинах в Венеции и Далмации. Это предложение нашло поддержку в К-польском Патриархате, церковная власть к-рого распространялась т. о. на области Италии. С того времени (1591) митрополиты Филадельфийские пребывали в Венеции в качестве патриарших экзархов.

http://pravenc.ru/text/161375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ II [Транос; греч. Ιερεμας Τρανς] (между 1530 и 1536, Анхиал, ныне Поморие, Болгария - 1596, К-поль), патриарх К-польский (5 мая 1572 - 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 - 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 - сент. 1595), один из участников учреждения Патриаршества на Руси. Основными источниками сведений о жизни И. являются «Турецкий дневник» Стефана Герлаха ( Gerlach. 1674), капеллана посольства имп. Свящ. Римской империи Максимилиана II Габсбурга к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573-1578); записки З. Швайггера ( Schweigger. 1608), сменившего Герлаха в К-поле; дневник проф. Тюбингенского университета М. Крузия (неизд. часть), другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени. Среди эпистолярных источников следует выделить переписку И. с православными иерархами и зап. лютеранскими учеными и богословами, а также переписку Крузия с И. и отцом и сыном Зигомалами . Среди греч. корреспондентов И. были Гавриил Севир , Александрийский патриарх Мелетий I Пигас , Максим Маргуний. Сведения об И. также содержатся в «Политической истории Константинополя», к-рая была опубликована Крузием вместе с «Патриаршей историей» (новогреч. перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита ). К главным источникам о визите И. в Москву и об учреждении им Патриаршества на Руси относятся помимо офиц. греч. грамот рус. записи в Греческой посольской книге (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988), а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима… и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. 703 (2-я пол. XVII в.). Важным источником являются грамоты И. Происхождение И. род. в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов. Воспитывался в небольшом мон-ре Иоанна Крестителя на Чёрном м., близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у Иерофея , митр. Монемвасийского, Арсения, митр. Тырновского, и Дамаскина Студита, одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи. С юных лет И. отличала любовь к просвещению. В период Патриаршества он основал в К-поле изд-во. Митр. Иерофей Монемвасийский, сопровождавший И. в путешествии на Русь, называет его «мудрым» (σοφς) и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского И. именуется «малограмотным и необразованным» (γρμματος, πειρος παιδεσεως), хотя не исключено, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений, нередко встречающихся в этом сочинении (см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)). Уже будучи первосвятителем, И. продолжил образование в патриаршей школе в К-поле, изучая диалектику, риторику и этику под рук. Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни И. продолжал изучать богословие, философию, историю Церкви и др. науки.

http://pravenc.ru/text/293660.html

С.В. Шумило Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца Источник Содержание Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вместо предисловия Старец Иоанн Вишенский Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Уход Иоанна Вишенского на Афон Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского     К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» – К. : Издательский отдел УПЦ, 2016. – 208 с, ил. Книга посвящена афонскому старцу и православному писателю-полемисту Иоанну Вишенскому (1550-е – 1620-е гг.) – одному из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. В работе впервые на основе малоизвестных архивных документов предпринята попытка воссоздания подробного жизнеописания святогорского старца. Также анализируется его духовно-литературное наследие. В отличие от большинства светских исследователей, автор пытается взглянуть на Иоанна Вишенского и его произведения через призму афонской исихастско-святоотеческой традиции, в рамках которой мыслил, писал и жил подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАТФИЙ († ок. 63), ап. (пам. 9 авг.; пам. зап. 24 февр., 25 февр. в високосные годы), избранный вместо апостола от 12 Иуды Искариота МАТФИЙ Михайлович Вознесенский (1860 - 1919), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФИЙ Михайлович Рябцев (1870-1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕЛЕТИЙ свт. (сщмч.?) (пам. 21 сент.), еп. Кипрский - см. в ст. Исаакий и Мелетий, святители (священномученики?) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ прп., Киево-Печерский, иерей - см. Мелетий, Петр, Серапион, Филарет, преподобные, Киево-Печерские, иереи МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ I (Пигас) (1535/40 - 1601), св. (пам. (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель К-польского Патриаршего престола (март 1597 - апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_63.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МЕЙНАРД [Мейнгард] († 1196), каноник августинского мон-ря в Зегеберге (ныне Бад-Зегеберг, Германия), в Гольштейне, католич. миссионер, 1-й епископ Ливонии (с 1186), св. Римско-католической Церкви (пам. 11 окт.) МЕКСИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ Православной Церкви в Америке (с 14 янв. 2009; с весны 1972 по 14 янв. 2009 - Мексиканский экзархат ПЦА) МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ (Картушин Михаил Поликарпович; 1859-1934), старообрядческий архиеп. Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕЛЕТИЙ I местоблюститель К-польского патриаршего престола в 1597-1598 гг.- см. ст. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский (1590-1601) МЕЛЕТИЙ IV (Метаксакис; 1871 - 1935), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_169.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010