А.В. Слесарев Содержание Об авторе Введение Глава I. Календарный вопрос в астрономическом, историческом и литургическом осмыслении I.1. Календарь в современной жизни Поместных Православных Церквей I.2. Календарь и принцип церковного единства I.3. Календарь в литургической жизни Церкви I.4. Календарь и православная Пасхалия I.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской I.4.2. Иудейская пасхалия и календарная традиция I.4.3. Юлианский календарь. Преимущества и недостатки I.4.4. Зарождение христианской Пасхалии I.4.5. Православная Пасхалия и юлианский календарь в свете решений Никейского собора I.4.6. «Вместе с иудеями» («Мετ των ’Ιουδαων») I.4.7. Окончательное оформление пасхалических таблиц и общехристианское календарное единство I.5. Григорианская календарная реформа I.5.1. Причины реформы I.5.2. Календарная реформа 1582 года I.5.3. Григорианская реформа и православный Восток Глава II. Календарная реформа в Элладской Православной Церкви II.1. Исторический контекст и предпосылки проведения реформы II.1.2. Вопрос перехода на новый стиль в Греческом государстве II.1.3. Вопрос перехода на новый стиль в II.2. Константинопольское Совещание 1923 г. и его постановление о календарной реформе II.3. Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) II.4. Введение новоюлианского календаря в Глава III. Зарождение и развитие старостильного движения в первое десятилетие после календарной реформы (1924–1934 гг.) III.1. Предпосылки раскола III.2. Начало разрыва с «новостильной» Церковью III.3. Начало крупномасштабных гонений на старостильников III.4. «Старостильная уния» Глава IV. Возникновение и развитие греческой старостильной юрисдикции IV.1. Учреждение Священного Синода «Церкви Истинных Православных Христиан» Греции и возникновение старостильной иерархии IV.2. Первые старостильнические несогласия и разделения IV.3. Новая волна разделений (1943–1948 гг.) IV.4. Формирование «матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции» IV.4.1. Возникновение «матфеевской» иерархии IV.4.2. Каноническая оценка действительности хиротоний IV.5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слесарев А. В. Заключение При изучении явления старокалендарной схизмы становится очевидным, что возникновение этого феномена является следствием целого ряда причин, главной из которых представляется неглубокая укоренённость в богословии и церковном предании. Изучение древней истории Христианской Церкви позволяет убедиться в том, что в эпоху формирования Александрийской Пасхалии и принципов церковного времяисчисления, которая совпала с периодом Вселенских Соборов, при разрешении календарных вопросов Отцы Церкви всегда ориентировались на принцип церковного единства и принцип астрономической точности. Именно поэтому каноническое указание на запрет совершения Пасхи одновременно с иудеями означает отказ от неточной иудейской пасхалии. Неприятие схизматиками новоюлианского календаря основывается на том, что при переходе на это исчисление в определённые годы праздник Пасхи будет совершаться совместно с иудеями. В данном случае раскольники, ссылаясь на известный канон, трактуют его в абсолютно противоположном смысле. Более того, заявляя о нарушении новостильными Церквями канонических норм, старокалендаристы возводят вопрос времяисчисления на догматический уровень, что даёт им повод к разрыву церковного единства. Таким образом, главнейшей причиной возникновения старостильного раскола является вышеупомянутое неглубокое укоренение в Предании Церкви и забвение базовых принципов разрешения календарного вопроса. В связи с этим весьма уместна характеристика сущности всякой традиции, в том числе и церковной, которую даёт современный религиозный мыслитель Мартин Бубер: «Традиция – благороднейшая свобода для тех, кто воспринял её ясно и осознанно, но зато убогое рабство для унаследовавших её как привычку, воспринятую косно и инертно» 1053 . Помимо неверного понимания православной традиции в вопросе календаря, весьма важной причиной, подтолкнувшей греков к уходу в схизму, является психологическое неприятие нововведений, совершавшихся ради достижения более тесного единства с западными христианскими исповеданиями, что виделось крайне необходимым для реализации политического проекта воссоздания Великой Греции в пределах Византийской Империи. Поражение в Греко-турецкой войне, приведшее к «малоазийской катастрофе», породило разочарование в инициаторах сближения с Западом, наиболее представительным из которых в церковной среде был патриарх Мелетий (Метаксакис), «отец» календарной реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подчинение Автономной Православной Церкви в Эстонии юрисдикции Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. на Константинопольский патриарший престол был избран митрополит Афинский Мелетий (Метаксакис), сторонник антитурецкого политического курса премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса. Патриарх Мелетий IV прибыл в оккупированный в то время войсками Антанты Стамбул на корабле под византийским желтым флагом с черным орлом. Высокая Порта решительно опротестовала это избрание. Патриарх Мелетий IV занимал Константинопольскую кафедру около двух лет (до 20 сентября 1923 г.). Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной Поместной Православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США. Став Патриархом Константинопольским, Мелетий IV в декабре 1921 г. на конференции православных епископов Америки заявил о праве Константинопольского Патриарха на юрисдикцию над всей православной диаспорой, в том числе и над Алеутской и Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном (Рождественским). Вольно или невольно, но наибольший ущерб внешняя деятельность Святейшего Патриарха Мелетия IV причинила Русской Православной Церкви. 1 марта 1922 г. по инициативе своего председателя Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение об обязательном и исключительном подчинении Константинопольскому Патриарху всей православной диаспоры всего православного рассеяния и всех православных приходов и епархий, находящихся вне границ государств, в пределах которых пребывают Поместные Православные Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мелетий IV, патриарх К-польский. Фотография. Кон. XIX в. (Метаксакис; 21.09. 1871, с. Парсас, ныне Метаксохори, Крит - 28.07.1935, Александрия, Египет), предстоятель Элладской Православной Церкви (ЭПЦ; 28 февр. 1918 - 16 нояб. 1920), К-польской Православной Церкви (КПЦ, 25 нояб. 1921 - 20 сент. 1923), Александрийской Православной Церкви (АПЦ, 20 мая 1926 - 28 июля 1935). Род. в горном местечке недалеко от Иерапетры, мирское имя Эммануил. Обучался в местной начальной школе, затем в средней школе в Иерапетре, к-рую не окончил и вернулся домой. В 1889 г. в возрасте 18 лет прибыл в Иерусалим, где временно служил его дядя свящ. Стефан Проватакис, и вскоре стал келейником архим. Вениамина, игумена греч. мон-ря свт. Николая Чудотворца, который в 1892 г. был возведен в сан митрополита Амидского в Антиохийской Церкви. Эммануил последовал за ним в Дамаск, и 10 марта 1892 г. митр. Вениамин постриг юношу в монашество с именем Мелетий и рукоположил во диакона. После избрания на Антиохийский престол патриарха-араба Мелетия II (Думани) и последовавшего затем разрыва канонических отношений греч. Патриархатов с Антиохийской Православной Церковью, М. в 1899 г. покинул Сирию и возвратился в Иерусалим, где вступил в Святогробское братство . Здесь в 1900 г. М. окончил богословскую школу Честного Креста, стал секретарем в Патриаршей канцелярии, начал публиковать статьи в греч. прессе. В 1902 г. М. был назначен секретарем Свящ. Кинота и членом Свящ. Синода с титулом геронта. В 1903 г. в Неделю ваий М. был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита. Кроме работы в Синоде М. курировал образовательную деятельность Иерусалимской Патриархии и считал, что его задачей является противодействие активной работе русских в Палестине. Он увеличил число патриарших школ для арабских детей с 50 до 75, поощрял издание арабоязычной учебной лит-ры, открыл реальное училище в Яффе (1905). При участии М. Иерусалимская Патриархия в 1904 г.

http://pravenc.ru/text/Мелетий IV.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ КОНГРЕСС» [греч. Πανορθδοξον Συνδριον], самоназвание проходившего в К-поле 10 мая - 8 июня 1923 г. совещания представителей ряда Поместных Православных Церквей, созванного по инициативе К-польского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) . 3 февр. 1923 г. Патриарх Мелетий обратился к Предстоятелям Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии с посланием, в к-ром он просил «дать свое согласие на создание комиссии с участием представителей от каждой Церкви для заседания в К-поле сразу после предстоящего праздника Св. Пасхи, чтобы обстоятельно изучить календарный вопрос и др. актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения» (Πρακτικ κα ποφσεις. Σ. 6-7). Послание не получило положительного отклика со стороны Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов, однако было поддержано Предстоятелем Элладской Православной Церкви Афинским архиеп. Хризостомом I (Пападопулосом) , а также Сербской, Румынской и Кипрской Церквами, направившими в К-поль своих представителей. В совещании участвовали от К-польского Патриархата - Патриарх Мелетий IV (председатель), Кизический митр. Каллиник и проф. богословской школы на о-ве Халки В. Антониадис; от Сербской Церкви - Черногорский и Приморский митр. Гавриил (Дожич , впосл. Патриарх Сербский) и проф. математики и механики Белградского ун-та М. Миланкович; от Кипрской Церкви - Никейский митр. Василий (Георгиадис, впосл. Патриарх К-польский); от Элладской Церкви - Диррахийский митр. Иаков; от Румынской Церкви - архим. Юлий (Скрибан), проф. механики П. Дрангич и проф. богословия Д. Димитреску. В работе совещания также принимали участие архиереи Русской Православной Церкви за границей - Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский) (присутствовал на первых 6 заседаниях) и Алеутский и Североамериканский архиеп. Александр (Немоловский) , но они не имели полномочий представлять Русскую Церковь ни от Патриарха Московского свт. Тихона , ни от Архиерейского Синода РПЦЗ. Несмотря на отсутствие представителей Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, офиц. представителей Русской Церкви, а также Болгарской Православной Церкви , не находившейся в тот момент в общении с К-польским Патриархатом, на 3-м заседании совещания по предложению Диррахийского митр. Иакова его первоначальное название - «комиссия православных Церквей» - было заменено названием «Всеправославный конгресс». Работа конгресса

http://pravenc.ru/text/155528.html

Православная Церковь в Эстонии в ХХ столетии В.И.Петрушко, кандидат богословия, преподаватель церковной истории ПСТБИ Протоиерей Александр Паулус, впоследствии митрополит Таллинский и всей Эстонии (фото начала ХХ в.) Эстонская Православная Церковь была создана в 1919 г., в этом же году Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви признали Эстонскую Православную Церковь автономной впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором. В октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии избрали священника Преображенского храма в г. Пярну Александра Паулуса, которого хиротонисали во епископа Ревельского и Эстонского. Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Управление Православной Церковью в Эстонии было возложено на ее исполнительный орган - Синод, в который кроме архипастыря вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и оформлена Священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. К сожалению, нормальное течение церковной жизни в Эстонии в дальнейшем было нарушено вмешательством в дела Эстонской Православной Церкви со стороны Патриарха Константинопольского Мелетия IV (Метаксакиса), деятельность которого в целом носила весьма деструктивный для православного мира характер. 1 марта 1922 г. по инициативе Патриаха Мелетия Синод Константинопольской Церкви принял незаконное решение об обязательном и исключительном подчинении всей православной диаспоры в мире юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://sedmitza.ru/text/428551.html

А.А. Кострюков Глава 10. Положение Православной Церкви на территориях, отошедших от Российской империи Поражение Советской России в Первой мировой и советско-польской войнах привело к тому, что огромные территории бывшей Российской империи оказались вне пределов коммунистического государства. Независимыми странами стали Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Миллионы православных жителей западных губерний Российской империи оказались в пределах Польши. Православная Бессарабия вошла в состав Румынии. Церковная жизнь в лимитрофных (пограничных) странах протекала не без скорбей, сопряженных с ущемлением прав православных христиан. Серьезная проблема, определившая ход истории православия на этих территориях, заключалась в невозможности полноценного общения с московской церковной властью и в давлении местных правительств, настаивавших на независимости местных епархий от Московской Патриархии. § 1. Церковная жизнь в Финляндии Финляндия объявила о своей независимости в декабре 1917 г. Попытки установить в стране коммунистический режим окончились неудачей. В скором времени финское правительство, желавшее максимально отмежеваться от Москвы, потребовало от местной епархии отделиться от Российской Церкви. Не желая конфликта, патриарх Тихон и Священный Синод в феврале 1921 г. издали указ о предоставлении Финляндской епархии права именоваться Финляндской Православной Церковью. Новой структуре были даны права автономии в церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских делах. К широким компромиссам в угоду местным властям был готов и архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов). Однако местное государственное руководство не устраивал ни статус автономии в рамках Московского Патриархата, ни личность самого архиепископа Серафима, вместо которого правительство хотело видеть своего, «национального» иерарха. Таковой вскоре был избран. Это был вдовый протоиерей Герман Аав. Финляндское руководство нашло поддержку в лице Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), который к тому времени уже успел прославиться своими модернистскими симпатиями. В частности, в мае 1923 г. он провел в Константинополе собрание из 10 человек, громко названное «Всеправославным конгрессом». Наиболее известным результатом конгресса стало решение о переходе на новоюлианский календарь, являвшийся слегка измененным вариантом григорианского календаря, принятого в Римско-Католической Церкви. Более того, конгресс разрешил священникам вступать в брак после хиротонии, а также жениться вдовым священнослужителям. Итоговые документы этого мероприятия подписали шесть архиереев (два от Константинопольской, по одному от Сербской, Элладской, Кипрской и Русской Зарубежной Церквей), два архимандрита (от Румынской и Константинопольской Церквей) и два мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Слесарев Глава III. Зарождение и развитие старостильного движения в первое десятилетие после календарной реформы (1924–1934 гг.) III.1. Предпосылки раскола Переход Элладской Церкви на новоюлианский календарь в 1924 г. вызвал резкое осуждение этого новшества отдельными представителями низшего духовенства, монашества и мирян, что вскоре после реформы породило движение сопротивления, вылившееся в церковный раскол. Своим возникновением явление старокалендарного протеста обязано целому комплексу причин, его обусловивших. Во-первых, как уже упоминалось, изменение церковного календаря проходило в особо тяжелое для греческого народа время. Это была эпоха крушения национальных надежд, острого ощущения всеобщей нестабильности и народного страдания, вызванного ужасами «малоазийской катастрофы». Но смутное время, все-таки, оставляло нетронутым единственное пристанище для исстрадавшихся душ, тихое прибежище для ищущих утешения – Православную Церковь , жизнь которой протекала в своем особом размеренном ритме. Однако календарная реформа внесла в церковную ограду веявший повсеместно ветер перемен. Изменение привычных устоев церковной жизни часто становилось причиной расколов, ибо для многих в нововведениях был «утерян священный ритм и уклад, […] ритуал жизни, видимое благообразие и благостояние быта» 186 . Поэтому и в стихийно зародившемся старостильном движении было, вполне объяснимое психологически, стремление вернуть Церкви ее «неотмирность», непричастность духу времени. «Раскол весь в воспоминаниях и в предчувствиях, в прошлом или в будущем, без настоящего. Весь в истоме, в грезах и в снах» 187 , – переадресовываем мы слова протоиерея Георгия Флоровского в отношении к греческим старостильникам. Вторая причина возникновения церковных нестроений в Элладской Церкви самым непосредственным образом вытекает из первой и также носит психологический характер. В результате «Малоазийской Катастрофы» популярность премьер-министра Греции Е. Венизелоса сменилось всеобщим народным презрением, поскольку его планы по осуществлению «Великой идеи» привели к национальной катастрофе. Негативное отношение естественным образом распространилось и на все его окружение, в том числе и церковное. Отказ западноевропейских стран от военно-политической поддержки Греции обесценил в народном сознании прозападные экуменические инициативы митрополита Брусского Дорофея, патриарха Мелетия (Метаксакиса) и архиепископа Хризостома (Пападопулоса). Их деятельность прямо воспринималась как антинародная, а, следовательно, и антицерковная. В облике инославного Запада снова увидели извечного врага православного Востока. Следует особо отметить, что усиление антивенизелистских настроений привело к отставке премьер-министра уже в феврале 1924 г. 188 , то есть на один месяц ранее проведения календарной реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР (ПАУЛУС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Александр (Паулус) Митр. Александр (Паулус) Под настойчивым давлением эстонских властей и радикальной части эстонского духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от Константинопольского Патриарха, 23 сентября 1922 года Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к патриарху Константинопольскому и Священному Синоду Константинопольской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 года в Стамбуле прошли переговоры между патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом) , провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей православной диаспоры, к которой Константинополь относил также и епархии Русской Церкви, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой архиеп. Александром. 7 июля 1923 года патриарх Мелетий вручил главе эстонской делегации томос, которым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе Константинопольского Патриархата под названием " Эстонская Православная Митрополия " . Правящему Таллинскому епископу присваивался титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, совершившийся в то время, когда патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 года Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ). В состав ЭАПЦ в годы возглавления ее митр. Александром входило 147 приходов, из которых 30 были русскими или смешанными. Общее количество православных в Эстонии достигало 210 тыс. (130 тыс. эстонцев и 80 тыс. русских). В 1924 году митр. Александр содействовал образованию в ее составе Нарвской епархии , состоявшей исключительно из русских приходов. К управлению этой епархией он привлек проживавшего в Эстонии бывш. Псковского и Порховского архиеп. Евсевия (Гроздова) , принявшего титул архиепископа Нарвского и Изборского. После кончины архиеп. Евсевия в 1929 году и периода временного управления Нарвской епархией еп. Печерским Иоанном (Булиным) митр. Александр сам управлял Нарвской русской епархией с 1932 по 1937 год, вплоть до избрания епископом Нарвским и Изборским Павла (Дмитровского) .

http://drevo-info.ru/articles/13680216.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФИНАГОР (СПИРУ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афиногор I, патриарх Константинопольский Афинагор I (Спиру) ( 1886 - 1972 ), патриарх Константинопольский (1949 - 1972) В миру Спиру Аристоклис, родился 25 марта 1886 года в с. Цараплана (совр. Василикон ), Эпир , в семье врача. В 13 лет потерял мать, она умерла от тифа. Начальное образование получил в родном селе, в 1895-1899 гг. обучался в школе г. Коница, с 1901 г. продолжил учебу в Янине. В 1903 году поступил на гимназическое отделение Богословского училища на острове Халки , в 1907 - 1910 годах изучал богословие и др. науки, в т. ч. церковнославянский и русский языки; защитил диссертацию «Об избрании Константинопольских патриархов с эпохи Константина Великого до падения Константинополя». После смерти отца (+ 1908) решил стать монахом; в марте 1910 года принял постриг с именем Афинагор и был рукоположен в сан диакона . С июля 1910 года был помощником митр. Пелагонийского Стефана в г. Монастир (совр. Битола ), возведён в сан архидиакона . В 1912 году назначен начальником секретариата новым митрополитом Хризостом (Кавуридис) . После перехода епархии в юрисдикцию Сербской Православной Церкви (осень 1918 ) Афинагор, сопровождая удалившегося на покой митр. Хризостома, отправился на Афон , в обитель Келлион (Милопотамос). В марте 1919 году назначен первым секретарем Священного Синода Афинской Архиепископии ( Элладская Православная Церковь ), которую в то время возглавлял архиеп. Мелетий (Метаксакис) . В начале 1920-х годов Афинагор участвовал в процессе создания экуменической комиссии «Вера и церковное устройство». В декабря 1922 году избран митрополитом Керкирским и Паксийским . Зарекомендовал себя как поборник интересов простого народа. В митрополичьей резиденции были открыты медицинский центр и бюро по трудоустройству для греков, переселенцев из Малой Азии и Восточной Фракии . После обстрела итальянской эскадрой крепости Корфу (31 августа 1923) погибло множество мирных жителей, и митр. Афинагор на рыбацкой лодке прибыл на итальянский флагман, чтобы выразить протест адмиралу Солари.

http://drevo-info.ru/articles/25135.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010