А.А. Хвостов Преосвященный Мелетий, – до монашества Михаил Косьмич Якимов, – родился 29-го октября 1835 года в селе Немском 1 Вятской губернии, где родитель его о. Косьма Павлович Якимов был священником. Приход, в котором указан был о. Косьме жребий служения, был заражен расколом, требовавшим неослабной пастырской деятельности для спасения окраин в недрах православия. Имея богословское образование с миссионерским направлением, о. Косьма вел энергичную борьбу с расколом, причем, в видах ограждения православных от раскольников и привлечения последних к св. церкви, был озабочен устройством храма для образования православнаго прихода, ныне находящагося в селе Митрофановском. Сын Михаил родился в то время, когда о.Косьма строил дом, в котором живут священники и поныне. Семейное событие это так обрадовало отца, что он созвал всех рабочих, и, угощая их, говор ил: – «радуйтесь со мною, Бог даровал мне сына!..» Чрез год он заболел простудноюгорячкою, а 18 октября 1837 г. отошел в вечность. Священствовал не более пяти лет, оставив двух сыновей на попечение матери 2 . Мать Александра Капитонова, – урожденная Рязанова, дочь чиновника тоже духовнаго происхождения (сын причетника), – по приглашению преосвященнейшаго, впоследствии оставила свою родину и переехала в г. Читу. Здесь она основала Читинскую Богородицкую общину, ныне преобразованную в общежительный монастырь. 29 декабря 1888 года, основательница общины скончалась 75 лет от роду; погребена в основанной ею обители, йод церковью св. мученицы Александры, у леваго клироса. Не красна была жизнь оставшихся после отца малолетних сирот с матерью, обреченных на крайнюю бедность, тяжелая, грустная картина которой несколько смягчалась получением половиннаго дохода с причетническаго места, во имя добраго Вятскаго обычая – зачислять за сиротами места. При таких-то печальных условиях пришлось обоим братьям получить первоначальное образование в Нолинском духовном училище. Пред поступлением старшаго сына Павла в семинарию, мать должна была переехать в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

12. 1276 г. августа 12. Ответы константинопольского патриаршего собора на вопросы сарайского епископа Феогноста Списки этого памятника до крайности разнообразны. В одних вопросы Феогноста перемешаны с вопросами Кирика: по таким списками зложено содержание памятника в статье о нем, помещенной в «Правосл. Собеседнике» 1863 г. кн. I, стр. 142 и сл. Другие разнятся между собой по количеству вопросов и ответов: так в Строевском списке, изданном во 2 томе «Русск. Истор. Библиотеки» 1), пишется только 24 главы; из трех Кирилловских списков, изданных в «Чтениях» Моск. Общ. Ист. и Древ. 1860 г. кн. 2, отд. III, стр. 32 и сл., в одном 2) – 30 глав, а в двух – 33. Списки последнего разряда бесспорно имеют преимущество сравнительной древности и исправности. Для настоящего издания взят список XVI в. – из Кормчей Публ. Библиот. Л. F. Отд. II, 80, л. 581 (по счету внизу); разночтения к нему приведены из четырех списков того же века и той же редакции: Лаврского 209, л. 71 об., Общ. Ист. и Древ. 109, л. 105, Ундольского л. 35, л. 403, и Кирилловского 1 (см. выше). Памятник сохранился и в греческом подлиннике (см. в Приложениях 1); но здесь содержится только 15 вопросов и ответов, из коих последний не встречается ни в одном списке славянского перевода. Очень может быть, что подлинник сокращен позднейшими (греческими) переписчиками; но, с другой стороны, и перевод носит на себе ясные следы русских дополнений ; одно из них – упоминание о русском митрополите Максиме, как члене патриаршего собора 1276 г., есть очевидный анахронизм (см. под текстом примечание 1 и 8). Месяца августа .bi. день, среда, индикта .д. 973 , седящим святым патриархом в месте своем в церкви Святой Софии, антиохийскому и Константина града патриарху Иоанну 974 , и с ними митрополиты 975 халкидонский Николае, афинейский Мелетий 976 , ахирайский Лавреньтий, визийский 977 Иоанн, дереский 978 Константин, лефадский 979 Софроний и всея Руси Максим 980 , и предстоящим ту избранным попом и диаконом, и благочестивый епископ сарайский Феогност, седящу в соборе смирению нашему, и положил посреде нас вопросы некие, и ответ всякому подобен вопросу прия 981 , яже суть сице: 1

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

(Якимов Михаил Кузьмич; 29.10.1835, с. Нема (Немдинское, Введенское) Нолинского у. Вятской губ.- 14.01.1900, Рязань), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель. Род. в семье приходского священника Космы Павловича Якимова и Александры Капитоновны (урожд. Рязановой; † 29 дек. 1888), дочери чиновника. Впосл. мать стала одной из основательниц читинской Богородицкой общины, преобразованной в мон-рь (в к-ром и была похоронена). Свящ. Косма, получив богословско-миссионерское образование в Вятской ДС, не только проповедовал в храме, но и посещал дома прихожан, стараясь оградить паству от влияний раскольников, проживавших в приходе. Через год после рождения М., крещенного в честь арх. Михаила, свящ. Косма скончался. Михаил и его брат Павел поступили в Нолинское ДУ. Когда Павел окончил уч-ще и готовился к поступлению в семинарию, семья была вынуждена переехать к родственникам в Вятку. М. Якимова перевели в высшее отд-ние Вятского ДУ, по окончании к-рого он поступил в Вятскую ДС. Несмотря на слабое здоровье, Михаил с успехом завершил обучение. Ему предложили рукоположение в сан иерея после женитьбы. Но М. Якимов решил принять монашество и обратился с просьбой о постриге к ректору Вятской ДС архим. Амвросию (Красовскому), настоятелю Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 26 марта 1857 г. он был пострижен в иночество без перемены имени. В Вятской ДС исполнял обязанности библиотекаря и проповедника, с нового учебного года служил учителем истории и нотного пения (в дневные часы), надзирал за учениками и семинаристами, жившими в мон-ре (в часы вечерние и утренние). Во время каникул М. встретился с одноклассником Федором Георгиевичем Кибардиным (впосл. протоиерей кафедрального собора г. Вятки), к-рый убедил его продолжить образование. По благословению Вятского и Слободского еп. Елпидифора (Бенедиктова) и с согласия матери Михаил поступил в КазДА, в к-рой было открыто неск. миссионерских отделений. Ректор архим. Иоанн (Соколов) (впосл. епископ Смоленский) отметил живой ум и твердость характера молодого инока. 1 февр. 1859 г. инок был пострижен в монашество с наречением имени в честь свт. Мелетия Антиохийского, а 16 марта того же года еп. Чебоксарский Никодим (Казанцев) рукоположил его во диакона.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Барнаульская епархия 24 травня 2010 р. 12:45 Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апп. Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII в. и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии . Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 г. С 1834 г. алтайская земля стала относиться к Томской епархии . В 1908 г. было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии; епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 гг. викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 г. была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 г. именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 г., в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 г. входила в состав Новосибирской епархии. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г. прп. Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской миссии был г. Бийск. До 1917 г. здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Прп. Макарий (Глухарев) и свт. Макарий (Невский) прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Также миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров), Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками были известные миссионеры — протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211238...

Дудишки. Старообрядческая моленная Николая Чудотворца. Свято-Никольская моленная Дудишкской староверческой общины Часовня. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Литва, Каунасский уезд, Кайшядорский район, деревня Дудишки Ddišks, Nemaitoni seninija, Kaišiadori rajono, Kauno apskritis, Lietuva Координаты: 54.715559, 24.353318 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дудишская община - одна из древнейших в южной Литве. По данным словаря «Староверие в Балтии и Польше», она образовалась в 1763 как федосеевская, а со второй половины XIX в. стала поморской брачной. Ранняя история общины недостаточно известна, но до настоящего времени местные староверы сохранили память о том, что первый деревянный староверческий храм в Дудишках был построен " еще при царе, или даже раньше " . Храмовым праздником был праздник Св. Николы (22 мая). В 1937 Дудишская община насчитывала 406 прихожан. В 1941 г. деревянный храм сгорел. Община приступила к строительству каменного храма. В этот период молились по частным домам: у Игнатия Бульбова или Василия Дорчанова. Во время немецкой оккупации и в послевоенные годы пострадала часть прихожан общины, многие были вывезены на принудительные работы в Германию. В 1944 часть мужчин мобилизовали в советскую армию, некоторые погибли на фронте. После 1944 последовали массовые депортации местного населения в Сибирь. Пострадали местные староверы и ототрядов антисоветского партизанского движения. После 1945 г. было закончено строительство нового каменного храма. В 1949 г. община насчитывала около 500 прихожан. В самой деревне Дудишки было 22 усадьбы и 108 жителей, староверы проживали и в окрестных деревнях Скарбишки (Скарбишкес), Дембняки (Дубнекай), Застенок, Кубиляй и других. Наставниками общины в разное время были Мелетий Савельевич Павлов, 3. И. Алексеев, Михаил Давыдович Гаврилов. В конце 1940-1960-х гг. быстро сокращалась численность прихожан. Коллективизация и урбанизация способствовали тому, что многие местные старообрядцы, особенно молодого возраста, уезжали в Кайшядорис, Каунас, Вильнюс, некоторые - в Борисов. В 1970-1980-х гг. отток населения из сельской местности продолжался. Постепенно община приходила в упадок. С середины 1980-х г. у нее не стало своего наставника, прихожан осталось мало, богослужения и требы проводились редко, из храма была украдена большая часть икон. К 2000 г. дер. Дудишки почти опустела - осталось 6 усадеб и 8 жителей. Оставшиеся прихожане общины посещают ближайшую Муро-Стревининскую общину.

http://sobory.ru/article/?object=33093

святитель Мелетий (Якимов) (11.11.1835–27.01.1900) Миссия Речи святитель Мелетий (Якимов) Епископ Рязанский и Зарайский, святитель, миссионер и подвижник, просветитель Сибири, «апостол якутов». В миру Якимов Михаил Козьмич, родился 29 октября 1835 года в с. Нема (Введенское) Нолинского уезда семье священника Вятской епархии Космы Павловича Якимова (+ 18 октября 1837 года). В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, в 1850 году с большим успехом прошел курс Елабужского духовного училища и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию. Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 (26?) марта 1857 года был пострижен в рясофор без перемены имени и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем (с 1 сентября) учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище. В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г. Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии. 16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где 1 февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона епископом Никодимом. 9 декабря 1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали (уехал 31 марта 1862 г.) в Посольский Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение " политической панихиды " по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения. Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

А.Н. Панин Скачать epub pdf Рязанский Свято-Троицкий мужской монастырь имеет древнюю и славную историю. Как и все монастыри на территории нашей страны он пострадал в годы гонений на Русскую Православную Церковь , был разрушен и сейчас возрождается. В его стенах пребывает много святынь, в том числе покоятся святые мощи святителя Мелетия, епископа Рязанского и Зарайского. Святитель Мелетий (Якимов) при своей земной жизни был активным деятелем Императорского Православного Палестинского Общества, для процветания которого он очень много потрудился. Михаил Косьмич Якимов (будущий святитель) родился 29 октября 1835 года в селе Немском Нолинского уезда Вятской губернии в семье священника Косьмы Павловича Якимова и супруги его законной Александры Капитоновны. Через год после рождения сына Михаила отец Косьма Якимов тяжело заболел и 18 октября 1837 года скончался, когда его сыну не исполнилось и двух лет. Тяжелое детство не озлобило доброго от природы юношу, а, напротив, создало в нем ту религиозную настроенность, которая отличает натуры впечатлительные и мягкие. Первоначальное воспитание и образование Михаил Якимов получил в Вятской Духовной Семинарии. Еще до ее окончания у него возникло желание уйти в монастырь, и тогда юный Михаил обратился к настоятелю Вятского Успенского Трифонова монастыря архимандриту Амвросию (Красовскому), ректору Вятской Духовной Семинарии, с просьбой о пострижении в монашество. 26 марта 1857 года Михаил Якимов был пострижен в рясофор в этой обители без перемены имени. Его послушанием стало исполнение обязанностей библиотекаря, а вскоре он получил должность учителя Священной Истории и нотного пения в Вятском Духовном училище, а затем – надзирателя за учащимися и семинаристами, жившими в монастыре. В период каникул один из его друзей (кафедральный протоиерей Федор Георгиевич Кабардин) убедил молодого инока продолжить образование уже в академии. Получив благословение епископа Вятского Елпифидора (Бенедиктова), Михаил отправился в Казань, где поступает в Казанскую Духовную Академию. 1 февраля 1859 года состоялся его постриг в мантию с наречением Мелетием в честь святителя Мелетия Антиохийского . Затем он был рукоположен во иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Arhiva La Iakutsk s-a desfurat conferina „Sfântul ierarh Inochentie (Veniaminov) în destinele Iakutiei” 24 martie 2015 14:36 23 марта 2015 года в Якутске по благословению епископа Якутского и Ленского Романа прошла международная научно-практическая конференция «Святитель Иннокентий (Вениаминов) в судьбах Якутии». Форум открыл череду мероприятий, посвященных 145-летию учреждения Якутской епархии . Первое пленарное заседание в конференц-зале Академии наук Республики Саха (Якутия) началось с общей молитвы. Перед участниками конференции выступил хор Якутской духовной семинарии под управлением Татьяны Мазур. На конференции присутствовали наместник Спасского мужского монастыря игумен Никон (Бачманов) и настоятельница Покровского женского монастыря игумения Архелая (Биянова), благочинный I Центрального округа протоиерей Алексий Зарубин, благочинный Северного округа протоиерей Михаил Павлов, благочинный Нерюнгринского округа иеромонах Аркадий (Мамай), благочинный Алданского округа иеромонах Макарий (Золотавин), благочинный Покровского округа иеромонах Мелетий (Ткаченко), благочинный II Центрального округа иеромонах Симеон (Березкин) и все духовенство г. Якутска. Участников форума приветствовали заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) А.Ю. Соловьев, президент АН РС (Я) И.И. Колодезников. Приветствия управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А.С. Галушко зачитал модератор первого пленарного заседания, секретарь Якутского епархиального управления и благочинный Городского округа иеромонах Никандр (Горбатюк), а приветствие руководителя департамента по делам народов РС (Я) А.Е. Сергучева — заместитель руководителя Департамента А.В. Бушева. От администрации города Якутска выступила заместитель мэра по социальным вопросам Е.И. Евсикова. На конференции также присутствовала руководитель департамента общественного развития Я.Р. Иванова, в ходе работы конференции к участникам присоединился руководитель департамента по делам народов РС (Я) А.Е. Сергучев. Также к собравшимся обратилась ректор филиала Байкальского государственного университета экономики и права в г. Якутске Л.Н. Цой.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4016702...

Αρχεο История православия на Алтайской земле 15 Νοεμβρου 2005 τος 12:12 Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году. С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской духовной миссии был город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Кроме них Алтайской духовной миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров) и Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками и деятельнейшими сотрудниками были известные миссионеры протоиереи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и многие другие.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4513495...

Барнаул Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 53.346785; 83.776856 Россия, Алтайский край, Барнаул Барнаул, Алтайский край Россия Знаменский женский монастырь (Барнаул) Барнаул — город в России (статус города с 1771 года), административный центр Алтайского края (с 1937 года) и одноимённого городского округа. Расположен на юге Западной Сибири в месте впадения реки Барнаулки в Обь. Город краевого значения и центр Барнаульской агломерации. Население — 635 530 чел. (2015), по этому показателю Барнаул занимает 21-е место в России. Основан в 1730 году как посёлок при сереброплавильном заводе Акинфия Демидова. Ныне — крупный промышленный, культурный, медицинский и учебный центр Сибири. Содержание Православие в Барнауле [ править править код ] Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви — во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода — появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм — Петро-Павловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году. С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения.

http://azbyka.ru/palomnik/Барнаул

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010