Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. – СПб., 1905. – С. 70–80. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 471. Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202. Шестаков И. В., священник. Преосвященный Мелетий Леонтович. епископ Пермский и Екатеринбургский. – СПб., 1907. Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 1899). – Пермь. 1899. – С. 118–123. Чисгович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 266, 351. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович. архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков. 1881. Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиепископе Харьковском Мелетии Леонтовиче//Афонские листки. – М., изд. Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря, 1881 – 1917, 192. – С. 1071–1074. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856; Киев. 1889. Н. Д(урново). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 63, 70, 71. Ефимов А., священник. Архимандрит Сергий, настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. – 2-е изд. – Одесса, 1907. – С. 6, 7, 33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1401, 1403, 1408, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 257. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 270–271. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 335. Святогорская Успенская общежительная пустынь Харьковской епархии. – Одесса, 1898. – С. 71, 72, 73. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М., 1867. – С. 13. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К 1718 г., при игум. Мелетии (Чайковском), в мон-ре проживали всего 18 иноков (Там же. С. 222). Надзор за ними Киевские митрополиты Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский) перепоручили ведомству Белорусского епископа. В 1759 г. обитель была передана в подчинение еп. Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому) , в 1762 г. переведена в 3-й класс, в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, окончательно вошла в состав Могилёвской епархии. В авг. 1805 г., при настоятеле Феофане (Романовском), мон-рю был дарован статус архимандрии. Во время Отечественной войны 1812 г., при архим. Иустине (Сементовском), мон-рь сильно пострадал. Его наиболее ценное имущество, включая часть серебряной утвари и окладов икон, было расхищено воинами отступающей франц. армии. Нек-рые предметы и реликвии были обнаружены освободившими Оршу казаками атамана М. И. Платова и возвращены в обитель. В 1815-1821 гг. мон-рь возглавлял архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1821-1823 гг.- архим. св. Мелетий (Леонтович ; впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский), в 1823-1824 гг.- архим. Аркадий (Фёдоров ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский). В 1842 г., при архим. Фавстиане, обитель стала заштатной, приписной к оршанскому Покровскому мон-рю. В нее переселились настоятель и братия, а здание самого Покровского мон-ря было передано ДУ. В 60-х гг. XIX в. архим. Агапит (Сахаров) на свои средства открыл школу, позже - одноклассное ДУ. В 1883 г. воссоздана школа иконописи. Архитектурный комплекс Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Архитектурный комплекс О. К. Б. м. состоял из Богоявленского собора, Свято-Духовской ц., колокольни, госпиталя, жилых и хозяйственных построек. С 3 сторон территория обители была огорожена кирпичной стеной (высота - 2,5 м). Планировка мон-ря была регулярной, а его двор имел прямоугольную форму. Пятиглавый деревянный на каменном фундаменте Богоявленский собор (1623-1635), возведенный в стиле виленского барокко, стоял на высоком месте и являлся доминантой архитектурного комплекса.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Но во время своей учёбы он заметно выделялся среди однокашников своей молчаливостью и благочестием, вызывая порой колкости и насмешки (однажды он получил выговор от начальства за то, что перекрестился на собор во время марша, нарушив тем военную дисциплину). О крепкой живой вере мальчика свидетельствует, например, то, что, когда Михаилу было 15 лет, его бывшая французская гувернантка – католичка приняла Православие, обращённая своим воспитанником. Вероятно, в эти годы Михаил продолжает участвовать в ежегодных процессиях из Харькова в Куряжский монастырь с чудотворной Елецкой иконой Божией Матери. Возможно, уже в кадетские годы он слышал предания о знаменитом Харьковском епископе – аскете Мелетии Леонтовиче († 1840), который, отказавшись от сна, проводил все ночи в молитве – этим подвигом впоследствии и владыка Иоанн прославит Бога. И уже точно известно, что к концу учёбы в корпусе Михаил застал другого известного иерарха, епископа Феофана Быстрова , как раз в те годы занимавшего Полтавскую кафедру, который произвёл на него сильное впечатление своей сосредоточенностью во время богослужения. К тому времени Михаил уже внутренне был готов вступить на путь священства. Он принимает решение поступать в Киевскую Духовную Академию. Однако родители настаивают на светском образовании, избрав для юноши юридическую карьеру, и он из послушания соглашается. Здесь снова сыграли свою роль семейные, на сей раз уже «судейские», предания (двоюродный дед Михаила был председателем Рижского окружного суда, его прямой предок Семён Михайлович занимался «почепским межеванием», и многие другие Максимовичи совмещали судейскую карьеру с военной). Таким образом, следующий период своей жизни (1914–1918) Михаил проводит в стенах юридического факультета Харьковского университета. «Изучая мирские науки, – вспоминает он, – я всё более входил в изучение науки наук – в изучение духовной жизни». Необычным студентом за­интересовался владыка Антоний Храповицкий . Первая их встреча состоялась в Земском собрании, на лекции архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

В числе создателей и благодетелей этого храма в первом ряду стоят подполковник Михаил Иванович Батезатул, вызолотивший иконостас и купола; надворная советница Анастасия Петровна Дупина (владелица благовещенского базара), устроившая в 1831 г. на местные иконы Спасителя и Божией Матери " серебряные шаты " и церковный староста Купец Михаил Нечаев, устроивший подобные шаты на храмовую икону Благовещения и св. Николая. В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. Главным устроителем и украсителем этих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрыпник, бывший 13 лет церковным старостой. В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так: " Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков - 2 и пономарей - 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель - протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин - 484 чел., женщин 568 " . По своему архитектурному решению этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма. Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г. Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором " . Статус " собора " Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г. В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень " градскаго собора " . Бурный рост Харькова в конце XIX в. обусловил необходимость построения совершенно нового по своему архитектурному решению храма. Впервые вопрос об этом был поднят в 1858 г., однако он остался открытым, и прежняя церковь была только несколько расширена. По инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения Высокопреосвященнейшего Амвросия (Ключарева) 22 ноября 1887 г. состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно решено было соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый " строительный комитет " и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных.

http://sobory.ru/article/?object=03884

За время существования монастыря, в него поступило множество историко-культурных ценностей. Это, прежде всего, старопечатные книги русских и украинских издательств, иконы и изделия декоративно-прикладного искусства церковного значения, среди которых - серебряная дарохранительница, выполненная гамбургскими мастерами «... ценою в три тысячи рублей... высокой работы, выписана из Германии коштом С.-Петербургского Архиепископа Феодосия (Янковского)». После закрытия монастыря летом 1788 г., при настоятеле архимандрите Венедикте, его насельники были переведены в Куряжский мужской монастырь Харьковской губернии. И хотя архимандрит Венедикт направлялся настоятелем в Московский Данилов монастырь, он и братия обители долго не хотели покидать Ахтырскую обитель. Благодаря стараниям майора Ивана Войновича, владельца деревни Доброславовки, Троицкий собор в ноябре 1788 г. был переименован в приходскую церковь с назначением настоятелем её свящ. Иоанна Яковлева. Другие храмы обители - Благовещенский и Преображенский - были разобраны, все имущество монастыря, даже ограда - распродано. Только при Троицкой церкви была оставлена самая необходимая церковная утварь и чудотворная Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Жители окрестных мест не теряли надежды на восстановление и возрождение святой обители. В 1835 г. ахтырчане и местные помещики обратились к Харьковскому архиепископу Мелетию(Леонтовичу) с просьбой о восстановлении монастыря «не требуя на то пособия от казны». Они полностью брали на себя восстановление древней обители за счет пожертвователей, среди которых были такие известные помещики, как Бразоль и Кулябка, купцы Алтухов и Греков, «девица Зверева и вдова Наталья Костевская» и много еще других достойных людей. Среди подателей был и куряжский монах Николай Калашников с сыном Михаилом. Всего же на восстановление монастыря было пожертвовано 65 дес. земли и 23 тыс. рублей ассигнациями. Однако в 1840 г. дело о возобновлении монастыря Святейший Синод возвратил в Консисторию для некоторых дополнений, а вскоре скончался и Архипастырь Мелетий. При архиепископе Мелетии, причисленному уже в наше время к лику святых, был изменен титул управляющего епархией. Святейший Синод, готовясь отпраздновать столетие со дня явления Ахтырской иконы Божией Матери, своим указом от 13 февраля 1838 г. повелел «...именовать управляющего Слободско-Украинской епархией - Харьковский и Ахтырский».

http://sobory.ru/article/?object=37596

Лит.: Прокопович И., прот. Речь при отпевании тела преосв. Мелетия, архиеп. Харьковскаго и Ахтырскаго. Х., 1843; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 27, 48; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 351, 368; Аскоченский В. И. История КДА по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Ковалевский А. Ф. Из восп. о почившем архиеп. Харьковском Мелетии (Леонтовиче)//ДЧ. 1867. Ч. 1. 4. С. 164-168; он же. К биографии преосв. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского//Харьковские ЕВ. 1869. 21. С. 255-259; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о харьковских иерархах. Х., 1869; Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879; Кулжинский Г. И. Свт. Мелетий (Леонтович). X., 1881; он же. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 70-74; он же. Возлюбленный Христом: Житие свт. Мелетия Харьковского. М., 2001; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до наст. времени. К., 1889. С. 136; Буткевич Т. И., прот. Ист.-стат. описание харьковского кафедр. Успенского собора. Х., 1894. С. 95-98; Шестаков И. В., свящ. Краткий ист. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 118-123; он же. Преосв. Мелетий (Леонтович), еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907; Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоятель Ахтырского Св.-Троицкого мон-ря. Од., 19072. С. 6, 7, 33; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; Поселянин Е. Н. [Погожев]. Рус. подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 70-80; [Стефан (Проценко), архиеп.] Харьковский свт. Мелетий Леонтович//ЖМП. 1948. 11. С. 60-67; ЖПодв. Февр. С. 324-329; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. М., 1996; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии: XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Иркутская летопись, 1661-1940 гг./Сост., предисл. и примеч.: Ю. П. Колмаков. Иркутск, 2003; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История г. Харькова за 250 лет его существования: (1655-1905). Х., 2004. Т. 2; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 3, 189, 261, 295; Талалай М., протодиак. «Я прославлю прославляющих Меня...»: Новые мат-лы к истории канонизации свт. Мелетия, архиеп. Харьковского и Ахтырского//Вестн. Харьковской ДС. 2013. 3. С. 4-15.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Благоговейно-молитвенное почитание памяти святителя Софрония как угодника Божия началось непосредственно после его кончины. Тело святителя целых 6 месяцев и 10 дней находилось в им же самим устроенном Казанском приделе Иркутского собора, причём гроб стоял поверх пола и был прикрыт только одною крышкою. И только 8 октября 1771 г. состоялось предание его земле. Все это время тело оставалось нетленным, что вместе с подвигами христианской добродетели, бывшими у всех в памяти, убедило жителей Иркутска в святости почившего иерарха. С раннего времени от гроба святителя начинают совершаться чудеса и исцеления больных, с верою прибегающих к усопшему праведнику с усердной просьбой о небесной помощи и заступлении. Вместо с тем все более и более крепнет благочестивое желание иркутской паствы видеть своего благоговейно чтимого иерарха в лике святых, почитаемых Церковью. Это усердное почитание памяти святителя Софрония возрастает по мере того, как неоднократные освидетельствования его мощей, бывшие в 1833 г. при епископе Мелетии [Леонтовиче] (при вскрытии пола в Казанском приделе), в 1853 г. при архиепископе Ниле [Исаковиче] (также при переделке соборного пола), в 1870 г. 5 февраля при архиепископе Парфении [Попове] (во время капитального ремонта собора – на этот раз уже особой комиссией), в 1877 г. при архиепископе Вениамине [ Благонравове], – убеждали жителей Иркутска, а вместе с ними и всей Восточной Сибири в нетлении тела святителя, одежд и гроба его. 18 марта 1909 года особой Комиссией в составе архиепископа Тихона [Троицкого-Донебина], епископа Иоанна [Смирнова Ф. И.] Киренского, викария Иркутской епархии, а ныне архиепископа Иркутского, ректора семинарии архимандрита Евгения [Бережкова], а ныне епископа Благовещенского, находившегося в командировке синодального миссионера-проповедника протоиерея И. Восторгова и членов местного кафедрального собора было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причём обнаружилось следующее: через 138 лет, несмотря на близость к воде (вблизи реки Ангары), несмотря на постоянную сырость в пещере и вообще под всеми полами собора, особенно в летнее время, гроб, одежда и тело святителя Софрония обретены нетленными. Лицо святителя, по открытии воздуха, оказалось целым, митра низко надвинута на лицо и закрывает очи, но под нею, при поднимании ее (не довольно свободном), можно видеть часть чела, покрытого кожею, брови, впалые очи; нос и уста целы, но уста значительно открыты, «как бы у поющего», так что видно все небо, зубы, часть гортани. Левая сторона лица вся сохранилась более, чем правая: всюду до ушей и волос видна кожа со всеми складками, присохшая к костям, в правой же стороне лица на щеке ниже скулы заметны следы тления; местами на лице и руках и под облачением видны белые налёты и осадки плесени от сырости, довольно легко очищаемые ватою. Брада святителя, губы, усы целы совершенно; власы держатся на высохшей коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Много утекло воды в реках со времени упразднения Святогорской обители, много перемен произошло в церковном положении Слободской Украйны. В 1799 году образована самостоятельная Слободско-Украинская епархия, и архиерейская кафедра назначена в городе Харькове. По день восстановления Святогорской обители на Слободско-Украинской кафедре были преемственно нижеследующие архиереи: Христофор Сулима 1799–1813), Аполос Терешкевич (1813–1817), Павел Сабатовский (1817–1826), Виталий Борисов–Жигачев (1826–1832), Иннокентий Александров (1832–1835), Мелетий Леонтович (1835–1840), Смарагд Крыжановский (1840–1842) и Иннокентий Борисов (1842–1848). Вероятно, каждый из них, объезжая для ревизии епархию, осматривал и Святогорские храмы. К сожалению, мы не имеем под руками решительно никаких документов о посещении Святогорья шестью из вышепоименованных архиереев и вообще об отношении этих последних к судьбе закрытой обители. Есть предание, что при святителе Мелетии некоторые из иноков Рыхловского монастыря, Черниговской епархии, и между ними соименный Святителю иеромонах Мелетий, возвращаясь с богомолья на восток, ходатайствовали о восстановлении иноческого жития на Святых Горах. В 1835 году или в начале 1836 года монахи упраздненного Покровского (общежительного) монастыря бывшей Сечи Запорожской (Екатеринославской губ. и уезда, близ м. Никополя, где ныне село Покровское) входили в Св. Синод с прошением о восстановлении Святогорской Успенской обители, с учреждением общежития, для водворения в оном их и других иноков. Св. Синод, указом от 15 апреля 1836 года, за 4290, предписал местному епархиальному начальству: «войти в рассмотрение, можно ли и на каких именно основаниях восстановить там обитель иноков». Вследствие сего, Св. Синоду епархиальное начальство донесло, что восстановить в означенном упраздненном Святогорском монастыре обитель иноков и поместить в ней монашествующих бывшей Запорожской Сечи общежительного Покровского монастыря признается возможным на том основании, чтобы состоящих в приходе означенной Успенской церкви крестьян, бывшей тогда владелицы кн. Юсуповой, причислить по удобности к другим ближайшим приходам, на что эти крестьяне, без дозволения их помещицы, согласия дать не решились... На это донесение от 12 мая 1837 года, последовал из Св. Правительствующего Синода, за 5577 указ, коим предписано: «оставить дело сие без дальнейшего производства, за сделанным от Св. Синода назначением монахов бывшей Запорожской Сечи и по неимению в виду желания со стороны кн. Юсуповой на пожертвование в пользу монастыря необходимой оному земли» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Виссарионе Нечаеве: ПБЭ. 3. Стб. 514–516; Корсунский И. Преосв. Виссарион, еп. Костромской. М., 1886; об Анастасии Добрадине: Церк. вед. 1913. 18/19. 1015 Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). 1016 В течение синодального периода к лику святых были причислены следующие епископы XVIII в.: Ростовский — Димитрий Туптало, Иркутский — Иннокентий Кульчицкий, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский (см. § 25 в т. 2). 1017 О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2–е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Mönchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском: Жмакин В., в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. 1018 Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 455 и след. 1019 Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. 1020 Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 (Иннокентию Борисову); БВ. 1913. 1 (Игнатию Брянчанинову). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер—Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 458 и след. 1021

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

О Виссарионе Нечаеве: ПБЭ. 3. Стб. 514–516; Корсунский И. Преосв. Виссарион, еп. Костромской. М., 1886; об Анастасии Добрадине: Церк. вед. 1913. 18/19. Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). В течение синодального периода к лику святых были причислены следующие епископы XVIII в.: Ростовский — Димитрий Туптало, Иркутский — Иннокентий Кульчицкий, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский (см. § 25 в т. 2). О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2-е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Mönchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском: Жмакин В., в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 455 и след. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 (Иннокентию Борисову); БВ. 1913. 1 (Игнатию Брянчанинову). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер—Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 458 и след.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010