Согласно православной экклезиологии Собор православных епископов является высшей формой межправославного общения и выражения единства Вселенской Церкви. «Эту великую истину ясно выразили сами святые апостолы, когда, по случаю происшедших между новыми  христианами недоумений касательно обрезания и некоторых обрядов, желая постановить правила для всей, бывшей в то время Церкви Христовой, решили дело соборне ( См. Деян. 15, 28 ) » и узаконили Правила святых апостолов: «Дважды в году да бывает собор епископов и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия» . Следуя апостольской традиции, Церковь всегда стремилась к тому, чтобы решать важные вопросы своего бытия соборным разумом. При этом известно, что ни один из Вселенских Соборов Православной Церкви не мог a priori рассматриваться как «Вселенский». Такое наименование усваивалось им на последующих Соборах для того, чтобы подчеркнуть значимость и общеобязательность их решений для всех христиан. Оценка деяний того или иного Собора всегда осуществлялась post factum. Они становились частью православной традиции постепенно, после их соответствующего восприятия всей церковной полнотой. Подобный порядок в принципе исключает возможность навязывания некоего «тайного», но общеобязательного для всего Православия решения. Между тем, вопросы, которые требуют авторитетного общецерковного обсуждения, появляются в каждую историческую эпоху. Поэтому за столетия, прошедшие со времени VII Вселенского Собора 787 года, неоднократно созывались  общеправославные или межправославные Соборы . Следует признать, что на протяжении многих веков объективные факторы препятствовали полноценному соборному общению Православных Церквей между собой. Зачастую некоторым из них приходилось думать лишь о том, как выжить под натиском иноверцев и сохранить свою паству от физического уничтожения. К XX веку сложились новые условия общественно-политической жизни, связанные с распадом Османской империи и формированием принципиально иных принципов межгосударственных отношений. Образовался такой феномен как православная диаспора. Появилось несколько новых автокефальных Церквей. В связи с этим возник целый ряд вопросов, требующих всеправославного обсуждения и касающихся, прежде всего, межправославных отношений.

http://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923...

«Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Речь митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии 3 ноября 2011 г. 16:00 2 ноября 2011 года митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель  Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры посетил   Санкт-Петербургскую православную духовную академию . Во внимание к многочисленным богословским трудам и в связи с широкой научно-богословской деятельностью митрополита Илариона Ученый совет СПбПДА принял решение присвоить ему звание доктора Санкт-Петербургской духовной академии honoris causa. После вручения креста и диплома доктора богословия Санкт-Петербургской духовной академии председатель ОВЦС выступил с докторской лекцией, посвятив ее памяти митрополита Никодима (Ротова) . 1. Вступление Ваше Преосвященство, дорогой владыка ректор! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего, хотел бы сердечно поблагодарить Ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии за оказанную мне высокую честь — присуждение степени доктора богословия honoris causa. Воспринимаю это не столько как признание моих заслуг, сколько как аванс на будущее, как пожелание от одной из старейших наших академий еще более усердно трудиться на тех послушаниях, которые возлагает на меня Церковь. Санкт-Петербургская академия имеет 290-летнюю историю. На посту ее ректора трудились выдающиеся богословы и церковные деятели, в числе которых и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отдавший академии ровно 10 лет своей жизни. Немало трудов по благоустроению академии положил и приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), чей мемориальный кабинет и поныне находится здесь, напоминая нам об этом выдающемся святителе. Его светлой памяти я и хотел бы посвятить свою докторскую лекцию. Будучи председателем Отдела внешних церковных сношений, митрополит Никодим большое внимание уделял межправославному сотрудничеству. Он стоял у истоков того процесса, который в конечном итоге должен привести к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Знаменательно, что первое предсоборное межправославное совещание на острове Родос состоялось в 1961 году, спустя лишь год после того, как владыка Никодим занял пост председателя ОВЦС. Он был непосредственным участником предсоборного процесса вплоть до своей безвременной кончины в 1978 году. Участниками этого процесса были и его преемники на посту председателя ОВЦСмитрополиты Ювеналий , Филарет и Кирилл. Ныне же возглавление делегации Московского Патриархата на межправославных совещаниях вошло в круг моих обязанностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1663993.ht...

8) отношение Православных Церквей к остальному христианскому миру; 9) православие и экуменическое движение; 10) вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Шесть из десяти тем (с 5-й по 10-ю) были разработаны в 1971–1986 годах на двух Межправославных подготовительных комиссиях и трех Всеправославных совещаниях. Подготовлены для обсуждения на Соборе проекты соответствующих решений, касающиеся практических вопросов из области пастырского богословия, канонического права, современного богослужебного Устава, взаимодействия Православных Церквей с внешним миром. Значительная роль в разработке данных решений в их конечном варианте принадлежала делегациям Русской Церкви. Остановлюсь на этих решениях более подробно. 5. Календарный вопрос Календарный вопрос впервые обсуждался на Межправославной подготовительной комиссии 1971 года, которая определила, что данная тема имеет две стороны: теоретическую (богословскую) и практическую (пастырскую). Комиссия констатировала, что « канонических постановлений о календаре в настоящее время нет, кроме определения Пасхалии. Древняя Церковь приняла календарь, господствовавший в Римском государстве ... Разнообразие в богослужебной практике и церковных обычаях — явление, которое в принципе признается Православной Церковью ... Но разнообразие в календаре — явление иного рода, поскольку влияет на ослабление уз этого единства… Церковь с древних времен стремилась преодолеть расхождение в определении дня празднования Пасхи… Первый Вселенский Собор [ установивший единую пасхалию] считал астрономический фактор решающим как в определении дня празднования Пасхи, так и календаря вообще. Поэтому всем Православным Церквам следует праздновать Пасху согласно постановлению Первого Вселенского Собора — в первое воскресенье после полной луны весеннего равноденствия, в соответствии с данными астрономии. Это может быть достигнуто применением календаря, который астрономы считают наиболее точным. Таким в настоящее время считается новый православный календарь ».

http://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923...

Тема автокефалии последовательно включалась в каталоги Всеправославных совещаний. Первоначально она формулировалась так: Провозглашение автокефалии: а) кто ее провозглашает; б) предпосылки и условия; в) способ провозглашения автокефалии; г) какие Церкви признаются ныне автокефальными Затем ее название сократилось до следующего: « Автокефалия и порядок ее провозглашения ». Разрабатывать эту тему, как и тему автономии, было поручено Элладской Православной Церкви. Тем не менее, доклады по данной теме представили и другие Церкви, в том числе Русская. Их рассмотрела созванная 7-13 ноября 1993 года в Шамбези Межправославная подготовительная комиссия. Глава Секретариата по подготовке Святого и Великого Собора, митрополит Швейцарский Дамаскин, провел сравнительный анализ мнений Поместных Церквей и представил Комиссии свой доклад об их совпадениях и расхождениях. Из него явствует, что греческие Церкви (Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская и Элладская) единодушно отвергают единоличное право какой-либо Церкви даровать автокефалию своей части, выдвигая на первый план соборный способ принятия решения об автокефалии. При этом, согласие всей семьи Православных Церквей провозглашается ими conditio sine qua non (обязательным условием) для появления новой автокефальной Церкви. Утверждается, что каноническая компетенция в провозглашении автокефалии должна принадлежать Всеправославному Собору, или, по крайней мере, единодушному решению всех Поместных Церквей, при этом инициатива провозглашения автокефалии должна исходить, согласно греческим докладам, от Вселенского Престола « ввиду необходимости достижения всеправославного консенсуса » и непременно с согласия Церкви-Матери. Позиция Русской Православной Церкви по вопросу об автокефалии и способе ее провозглашения на основании постулата о равенстве всех Церквей, независимо от их древности и апостольского происхождения утверждала принцип полной независимости Церкви-Матери в деле дарования автокефалии какой-либо своей части. При этом утверждалось, что такое провозглашение автокефалии « должно сопровождаться последующим признанием новой Автокефальной Церкви со стороны всех Поместных Автокефальных Православных Церквей-Сестер, в чем проявляется единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3) ».

http://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923...

Далее в проекте говорилось, что « в настоящее время, по мнению ученых-астрономов, новый православный календарь точнее старого. Следовательно, наилучший путь к разрешению календарного вопроса и Пасхалии — это признание всеми Православными Церквами нового православного календаря — как для непереходящих праздников, так и для Пасхалии… Тем не менее, признавая, что в некоторых поместных Церквах существуют пастырские трудности (как это видно из доклада Русской Церкви, из заявления Сербской Церкви и из специального заявления Иерусалимской Патриархии), Межправославная подготовительная комиссия предлагает осуществление этого решения оставить на усмотрение Поместных Церквей ». Одобрительное внимание Комиссии было обращено на « достохвальный обычай, по которому в некоторых областях, где поместная Церковь соблюдает новый православный календарь и где общины или приходы другой Церкви, пребывающие на ее территории и соблюдающие старый календарь и Пасхалию, приспосабливаются к господствующей местной системе ». Как видно из текста документа, в результате усилий делегаций ряда Православных Церквей, в том числе и Русской, в проекте документа был существенно изменен пункт, первоначально говоривший об обязательности перехода на новоюлианский стиль всех Поместных Православных Церквей (доклад по этой теме готовила Элладская Православная Церковь). Следующее обсуждение данного вопроса состоялось ha I Всеправославном предсоборном совещании в 1976 году, которое не выразило принципиального суждения по данному вопросу. Несмотря на давление со стороны ряда делегаций, в результате поседовательных усилий делегаций Русской, Иерусалимской и Сербской Православных Церквей, Совещание признало необходимость « обстоятельно и всесторонне изучить этот вопрос [и поручить] как можно скорее созвать для этого конференцию, в которой участвовали бы ответственные пастыреначальники, канонисты, астрономы… и которая представила бы результаты своей работы в Секретариат к следующему Всеправославному предсоборному совещанию ».

http://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923...

Данные послабления обосновывались тем, что существующие постановления о посте в большей степени относятся к монашествующим, а многим остальным христианам трудно их соблюдать « в силу разных причин — климата, образа жизни, трудностей, связанных с добыванием постной пищи и т.д. ». Межправославная подготовительная комиссия констатировала, что « большинство верующих в современном обществе не соблюдает всех постановлений о посте из-за трудностей современных условий жизни. Все это требует, чтобы посты стали более легкими, в частности, чтобы сроки их были сокращены, дабы у верующих не создавались " допросы совести " из-за нарушения строгих церковных постановлений, отравляющих их духовную жизнь ». Данный проект вызвал критику со стороны ряда Церквей, и на II Всеправославном предсоборном совещании в 1982 году его проработка была признана недостаточной. Далее над вопросом о посте работала Комиссия 1986 года, которой, при значительном участии делегации Русской Православной Церкви, был подготовлен новый проект решения, утвержденный затем на III Предсоборном совещании в 1986 году. Как видно из данного текста, участниками совещания были отвергнуты все предложения, сделанные в 1971 году, а вопрос икономии в дисциплине поста предоставлен « на духовное усмотрение Поместных Православных Церквей ». Основные положения решения о посте, принятого на III Всеправославном предсоборном совещании в 1986 году следующие: " Пост – ... это великий духовный подвиг и преимущественное выражение православного аскетического идеала. …С самой апостольской эпохи Церковь ... определила среду и пятницу как дни постные (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой ... Устоявшееся разнообразие в отношении продолжительности и содержания этих постов ... подчеркивает  духовный характер поста, откликнуться на который призываются все верующие, каждый по своей силе и возможности, не давая, однако же, свободы для презрения этого святого установления. Истинный пост как духовный подвиг неразрывно связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием.

http://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923...

Примечания: Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Совету Церквей Эстонии. Май 1999 года. цит. по: Историческая справка Таллиннского епархиального управления, 1993 год. Архивные материалы ОВЦС МП, с. 10-11. Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с.38. Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение, с.113. Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение, с.117. цит. по: Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложен] с.129-131. Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с. 44. Закон о церквах и приходах ЭР, принятый Госсобранием 20 мая 1993 года. Архивные материалы ОВЦС МП. Газета " Эстония " . 9 сентября 1993 года. Заявление пресс-службы МВД ЭР от 18 сентября 1993 года. Архивные материалы ОВЦС МП. цит. по: Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение с. 158. Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с. 52-53. Сообщение для органов информации от 13.10.1994 ОВЦС МП.47) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. Краткий обзор исторически-правового положения ЭАПЦ и Таллиннской Епархии РПЦ в 1919-1994 годах в Эстонии. Архивные материалы ОВЦС МП. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия президенту США Клинтона. 1 декабря 1995 года. Архивные материалы ОВЦС МП. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с. 19. Меморандум о положении Православной Церкви в Эстонии. 12.01.1996 г. Архивные материалы ОВЦС МП. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.25. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.26. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.28. Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.30. Письмо Конрада Райзера Святейшему Патриарху Московскому Алексию. 28.02.1996 г., Женева. Архивные материалы ОВЦС МП. Письмо Александрийскою Патриарха Парфения Святейшему Патриарху Московскому Алексию. 7.03.1996г., Александрия. Архивные материалы ОВЦС МП. Письма Патриарха Сербского Павла и архиепископа Кипрского Хризостома Святейшему Патриарху Московскому Алексию. Соответственно 8.03.1996 г. и 28.02.1996 г. Архивные материалы ОВЦС МП. OSCE Mission to Estonia Activity Report 95, Вена, 11 апреля, 1996 года. Архивные материалы ОВЦС МП. Сообщение EN1, 7.03.1996 года. Архивные материалы ОВЦС МП. SOP (Service Orthodoxe de Presse) 207, 24 апреля 1996 года. To Vima, 10.03.1996 года. Сообщение Агентства BNS, 20.08.1996 года. Архивные материалы ОВЦС МП. SOP (Service Orthodoxe de Presse 232. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси /Ридигер A.M./. Православие в Эстонии. М., 1999. С.482. Мария Зорина 12 / 05 / 2003

http://pravoslavie.ru/analit/estonia-cer...

Примечания: 1) Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Совету Церквей Эстонии. Май 1999 года. 2) цит. по: Историческая справка Таллиннского епархиального управления, 1993 год. Архивные материалы  ОВЦС МП, с. 10-11. 3) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с.38. 4) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение, с.113. 5) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение, с.117. 6) цит. по: Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложен]  с.129-131. 7) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с. 44. 8) Закон о церквах и приходах ЭР, принятый Госсобранием 20 мая 1993 года. Архивные материалы ОВЦС МП. 9) Газета «Эстония». 9 сентября 1993 года. 10) Заявление пресс-службы МВД ЭР от 18 сентября 1993 года. Архивные материалы ОВЦС МП. 11) цит. по: Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение с. 158. 12) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с. 52-53. 13) Сообщение для органов информации от 13.10.1994 ОВЦС МП.47) 14) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. 15) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. 16) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. 17) Краткий обзор исторически-правового положения ЭАПЦ и Таллиннской Епархии РПЦ в 1919-1994 годах в  Эстонии. Архивные материалы ОВЦС МП. 18) Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия президенту США Клинтона. 1 декабря 1995 года. Архивные материалы ОВЦС МП. 19) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с. 19. 20) Меморандум о положении Православной Церкви в Эстонии. 12.01.1996 г. Архивные материалы ОВЦС МП. 21) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.25. 22) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.26.

http://pravoslavie.ru/5121.html

18 . Телеграма на Светейшия Архиепископ на Константинопол – Новия Рим и Вселенски Патриарх Атинагор до председателя на ОВЦС митрополит Ленинградски и Ладожки Никодим от 18.02.1966 г., ответна телеграма на митрополит Никодим до Патриарх Атинагор от 24.02.1966 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1966; поздравително послание на Патриарх Атинагор до митрополит Никодим за именния му ден от 13.04.1972 г., ответна телеграма на митрополит Никодим до Патриарх Атинагор от 15.06.1972 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1972. 19 . Писмо на Светейшия Архиепископ на Константинопол – Новия Рим и Вселенски Патриарх Атинагор до Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия Алексий от 1.07.1961 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1961. 20 . Информационна справка на Синодалния комитет по общохристиянските въпроси от 24.02.1962 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1962. С. 1–13. 21 . Писмо на Светейшия Архиепископ на Константинопол – Новия Рим и Вселенски Патриарх Атинагор до Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия Алексий от 14.06.1962 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1962. 22 . Писмо на Светейшия Архиепископ на Константинопол – Новия Рим и Вселенски Патриарх Атинагор до Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия Алексий от 20.01.1964 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1964. 23 . Мисия на делегацията на Вселенската патриаршия в Римокатолическата църква за съобщаване на решенията на Третото всеправославно съвещание. Информационна справка на главната канцелария на Светия Синод на Константинополската православна църква//Архив ОВЦС. Д. 31. Ч. 1. 1965. С. 1-10. 24 . Мисия на делегацията на Вселенската патриаршия в Англиканската църква за съобщаване на решенията на Третото всеправославно съвещание. Информационна справка//Архив ОВЦС. Д. 31. Ч. 1. 1965. С. 1-14; Мисия на делегацията на Вселенската патриаршия в Старокатолическата църква за съобщаване на решенията на Третото всеправославно съвещание. Информационна справка//Архив ОВЦС. Д. 31. Ч. 1. 1965. С. 1-8. 25 . Единствено изключение е хрониката на срещата на Константинополския Патриарх Атинагор с Александрийския Папа и Патриарх Николай, изпратена от предстоятеля на Константинополската църква на Патриарх Алексий. Писмо на Светейшия Архиепископ на Константинопол – Новия Рим и Вселенски Патриарх Атинагор до Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия Алексий от 27.03.1969 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1969.

http://mospat.ru/ge/authors-analytics/91...

Письмо епископа Мелоисского Емилиана протоиерею В. Боровому и А.С. Буевскому//Архив ОВЦС. Д. 31./Переписка с разными лицами/. 1961. Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 14.08.1968 г., телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Афинагору от 16.09.1968 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1968. Письма Святейшего Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 4.09. и 15.11.1968 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1968. Письмо Святейшего Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 17.08.1967 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1967. Телеграмма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 14.09.1967 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1967. Записка от 14.09.1967 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1967. Кончина Вселенского Патриарха Афинагора//Журнал Московской Патриархии. 1972. 8. С. 1. Там же. С. 1-2. Известительная грамота Патриарха Константинопольского Димитрия и ответ на нее//Журнал Московской Патриархии. 1973. 2. С. 3-4. Письмо митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Святейшему Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 16.06.1972 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1972. Телеграмма Святейшего Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 18.02.1966 г., ответная телеграмма митрополита Никодима Патриарху Афинагору от 24.02.1966 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1966; поздравление Патриарха Афинагора митрополиту Никодиму с днем тезоименитства от 13.04.1972 г., ответная телеграмма митрополита Никодима Патриарху Афинагору от 15.06.1972 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1972. Письмо Святейшего Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 1.07.1961 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1961.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010