Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть VII Костяк общины составляли монахини. Кто-то освободился из Карлага, кто-то специально приехал из России, зная преподобного по Оптиной пустыне. Монахинь было немного – около 10-12 человек. Но были и тайные. Вокруг преп. Севастиана собираются вдовы, сироты, девицы, жизнь которых была близка к монастырской. Их еще называют «чернички» или «монастырки». Вспоминает Раиса Ивановна Кузьмичева: «В военные годы батюшка стал приезжать к нам в Компанейск. Всех вдов и сирот он собирал вокруг себя и старался помочь им, хотя и сам жил очень бедно. В день его приезда мама просила меня взбираться на крышу и смотреть, когда батюшка пойдет от железнодорожной станции к нашему дому. Я помню, как он шел – белая борода, белые волосы, светлый плащ, серая шляпа, с палочкой идет. Мать Варя, мать Груша с ним, и все бегут к батюшке за благословением. А я стремглав бежала к маме, а мама посылала меня в 15-й поселок сказать и там, что батюшка приехал». Всю общину объединял храм и преп. Севастиан. Совершал литургию преп. Севастиан тайно – по праздникам, субботам и воскресным дням. В 1944 году он покупает домик на Западной улице 18, который будет зарегистрирован как молитвенный дом. Там батюшка совершал литургию по большим праздникам с официальным разрешением властей. В другие дни преп. Севастиан совершал литургию тайно, по домам. Вспоминает Вера Афанасьевна Ткаченко, келейница батюшки: «Лет десять мы ходили молиться по домам. Вот, допустим, на Федоровку надо идти молиться и батюшка говорит: «Утром встаем в половине пятого и идем на Федоровку». И мы все встаем и идем пешочком на Федоровку. Через плечо книги, батюшка с бодожочком, мать Варя, мать Груша – это батюшкин хор. Там помолимся, и в половине восьмого батюшка благословлял меня идти на работу. А с работы прихожу – опять надо идти молиться. С одного конца Караганды идем в другой, потому что нельзя было служить на одном и том же месте». Дополняет ее Мария Образцова: «Батюшка ходил раньше, договаривался. Ходил к «своим», которые его с радостью принимали. Договаривается, а потом мы всю Церковь несем: облачение, книги. Вечером служим и утром. Вечером в одном доме, а утром в другом. Стахановский переулок 6. Дом был специально куплен в 1947 году. Там была нежилая комната – алтарь. В нем жило четыре человека: о. Александр Кривоносов, мат. Ксения. Часть дома принадлежала батюшке. Приглашал только причастников. Служба начиналась в три часа ночи». Много людей просилось, но не всех батюшка приглашал. Всего на литургии молилось около 15 человек.

http://pravoslavie.ru/2277.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Основа христианского учения По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, Священная История Новаго Завета, Петроград, 1915 г. Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Господа Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит оттуда. Содержание: 1. Введение 1 – Десять Заповедей Ветхого Завета. (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21). Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились и одна группа пошла за Иисусом Христом, а другая нет. 10 заповедей из Ветхого Завета и Заповеди Блаженства из Нового Завета (Евангелия), в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от них). Внизу они даются в сокращенном виде. 1. Я Господь Бог твой, (Исход) да не будет у тебя других богов, (20:2,3) 2. Не делай себе идолов и не служи им, (20:4) 3. Не говори имя Господа Бога если не нужно, (20:7) 4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу, (20:8) 5. Почитай отца и мать твоих, (20:12) 6. Не убивай (20:13) 7. Не прелюбодействуй, (20:14) 8. Не кради (20:15) 9. Не говори неправду про других, (20:16) 10. Не желай ничего чужого; не завидуй. (20:17) 1.1 Толкование Десяти Заповедей Завета По учению Иисуса Христа, эти заповеди толкуются широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который ведет к нарушению заповеди. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми которые придерживаются первого или второго. Внизу даны более подробные объяснения:

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют, ее. (Мат. 16: 18). Христос глава церкви, и той есть спасители тела ( Ефес. 5:23 .) И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: доидеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Ефес. 4: 11,12,13 .) Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. (1. Тим. 3:15).    Церковь Христова всегда живет теми жизненными началами, которые Божественным Основателем были положены в ее основу в самом начале, при ее образовании и устройстве. И она во все время существования своею на земле не ждет других каких-либо новых начал для своей жизни и своего возрастания, подобно тому, как дерево, питаясь соками, получаемыми им из глубины своего корня, не ждет для своего питания и поддержания жизни других каких-либо новых особенных соков. Отсюда, в церкви Христовой, как долго она ни существует на земле, всегда замечалось и замечается чувство ее внутреннего родства и нравственной связи с церковью первых веков христианства, – чувство, всегда сопровождающееся несомненною уверенностью в своей истинности, которая, само собою понятно, бывает тем тверже, чем яснее и отчетливее бывает ее сознание о своем тождестве с первоначальною, древнейшею по началу, церковью. Этот путь, посредством которого церковь убеждается в своей истинности, так естествен и законен, что его неоспоримое значение невольно признают даже многие, отделившиеся от истоков церкви Христовой, общества, которые, для оправдания своего, прибегают ко всевозможным попыткам, доказать свою родственную близость к древнейшей церкви, к церкви первых трех веков христианства, против истинности которой они не имеют чего сказать. Понятно после сего, почему для богословской науки имеют особенное значение исследования о предметах, относящихся к истории первоначальной и древнейшей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Я сказал: Господь Иисус Христос по своем воскресении послал Апостолов проповедывать св. Евангелие свое всей твари (Мат. зач. 116), значит еще людям неверным. А проповедывать неверным Евангелие значит проповедывать им воскресение Христово, как о том свидетельствует и книга Деяний Апостольских. Св. Петр Апостол по исцелении хромого, проповедуя иудеям Христа, между прочим говорил о его воскресении: егоже Бог воскреси от мертвых (зач. 8). И паки в той же книге Деяний Апостольских повествуется: Велиею силою воздаяху свидетельство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа (зач. 12). Да и все вообще священное Писание поведает, что Апостолы, проповедуя неверным Христа, проповедывали им воскресение Христово и тем удостоверяли их в божестве Иисуса Христа: аще Христос не воста, пишет Апостол Павел, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). А произносимые во дни святой недели православными слова: Христос воскресе, служат сокращением Апостольской проповеди о воскресении Христовом, и обвинять кого-либо за то, что он скажет человеку христианину, не одного с ним согласия : Христос воскресе, значило бы то же, что обвинять и Апостолов за проповедь воскресения Христова неверным. Я согласен, что какому-нибудь кощуннику не должно пометать этого бисера; но думаю, что если бы кто из неверных даже с сомнением вопросил кого из Апостолов: правда ли, что Христос воскрес? и тогда Апостол с радостью во уверение ему отвечал бы: воистину воскресе. Да иначе не могло и быть. Посему верные христиане, торжествуя Христово воскресение, победу Христа над смертью , приветствуют друг друга этою радостью: Христос воскресе! А другие, подтверждая сию проповедь, ответствуют: воистину воскресе! Что может быть выше и радостнее этого приветствия, этой проповеди о избавлении Христом рода нашего от смерти? Я знаю, что вы не принадлежите к нашей православной церкви; но не сомневаюсь в том, что вы верите в воскресение Христово, еже есть источник и нашего воскресения: потому я и не сомневаюсь эту веру вашу приветствовать словами: Христос воскресе. А если бы даже и неверный, только по случаю, для приветствия, сказал мне эти же слова: Христос воскресе, я с восторгом известил бы ему веру мою и со утешением ответил бы: воистину воскресе! Если полагать за грех иного согласия христианину на приветствие: Христос воскресе отвечать: воистину воскресе, и вместо такого ответа молчать: это молчание не подаст ли повода о том человеке думать, что есть в нем какое-то неверие воскресению Христову и что он подражает тем иудеям, которые дали сребренники воинам, чтобы они умолчали о Христовом воскресении? Также и тот, кто верующему во Христа при свидании не хочет сказать пасхального приветствия Христос воскресе, тем самым не дает ли повод подозревать его в неуважении ко всеобщему христианскому торжеству о воскресении Христовом?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1. В следующем писании твердо верующими и познавшими истину, обличается зловерие внешних (неправоверующих). 2. Господь, желая показать, что исполнение всякой заповеди есть наш долг, и что усыновление Он даровал людям Своею кровию, говорит: Егда сотворите вся поевленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17,10). Посему царство небесное не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам. 3. Раб не требует свободы, как возмездия, но благоугождает, как должник, и ожидает оной по благодати. 4. Христос умре грех наших ради, по писанием (1Кор. 15,3). И тем, которые верно Ему служат, дарует свободу. Ибо говорит: добрый, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мат. 25,23). 5. Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном простом ведении: но кто изъявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди. 6. Почитающий Владыку своего, исполняет повеленное Им. Согрешивший же, или преслушавший Его, претерпевает находящее, как им заслуженное. 7. Будучи любознателен, будь и трудолюбив. Ибо одно просто ведение надмевает человека. 8. Искушения, неожиданно с вами случающиеся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми, и невольно влекут к покаянию. 9. Скорби, постигающие людей, суть порождения их собственных худых дел. Если же мы перенесем их в молитве, то опять обретем приращение в добрых делах наших. 10. Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились сим, и сласть тщеславия своего приняли за утешение. А другие, будучи обличены во грехе, опечалились, и сию полезную печаль сочли действием злобы. 11. Те, которые под предлогом подвигов возносятся пред нерадивыми, думают оправдаться делами телесными; мы же, которые, утверждаясь на одном ведении, уничижаем незнающих, бываем гораздо безумнее оных. 12. Ведение без дел, соответствующих ему, еще нетвердо, хотя и истинно; ибо всякую вещь подтверждает дело. 13. Часто от нерадения о делании помрачается и разум. Ибо что совершенно перестают делать, то мало-по-малу и из памяти истребляется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/620/...

Я в аду бывал здесь, на земле Я не верующий, а доверяющий Богу человек. Я знаю, что волос с моей головы не упадет без Его воли. Иногда из Дураково уходит кто-то, и я думаю: а как же теперь коров доить? Но тут же приходит другой, который умеет доить коров… 12 декабря, 2011 Я не верующий, а доверяющий Богу человек. Я знаю, что волос с моей головы не упадет без Его воли. Иногда из Дураково уходит кто-то, и я думаю: а как же теперь коров доить? Но тут же приходит другой, который умеет доить коров… Михаил Морозов – предприниматель по призванию. В первые годы перестройки он наладил производство круглых металлических значков. Это с его значками, на которых красовались разные «народные герои» и модные надписи, ходили в 80-х московские подростки. В 1991–1992 годах фирма Морозова наладила производство слайд-фильмов. Может, и сейчас у кого-нибудь дома лежат наборы слайдов «Пушкинская Москва», «Палех», «Жостово». Он не наживался на купле-продаже. Он все время что-то производил. Производит и сейчас. Мы беседуем с Михаилом Федоровичем в его приемном кабинете в Новоспасском монастыре. Михаил Федорович Морозов – владелец иконной фабрики, руководитель Центра реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости «ТИЛь» (Калужская область) – Расскажите, что представлялось Вам успехом в юные годы? – Изначально была тяга стать полезным стране. Мне нравились профессии первооткрывателей: геолог, педагог. Во мне с детства была потребность поиска правильности. Я родился в центре Москвы, где грубых слов никогда не слышал, а потом мы переехали в рабочий поселок, где присутствовал мат в полной мере и тому подобные вещи. Когда я был в третьем классе, один парень ударил меня по лицу. Тогда для меня это было настолько трагично, что произошла какая-то внутренняя катастрофа. А уже к моим 15 годам я удивлялся, что с одного моего удара человек не падает. Вот такая метаморфоза произошла. И это был первый успех: я стал самым сильным в классе, даже дерзким, при условии, что сохранял в учебе своего рода лидерство. Я легко схватывал, отличался сообразительностью, но первая трудность – и я переключался на другое.

http://pravmir.ru/ya-v-adu-byval-zdes-na...

Виктор Мараховский: «Минутка правдивой правды» 15.09.2022 12:32:25 Я, ув. друзья, очень люблю такие показательные выступления. Европейское издание Politico, комментируя ( ) вчерашний звонок Шольца Путину «рус, сдавайся, а то так есть хочется, что аж жить негде», в частности, пишет: «Кремль обвиняет Украину в продолжающемся насилии и повторяет ЛОЖНЫЕ заявления о зерновой сделке». На «ложные» стоит гиперссылка ( ). Если по ней пытливо пройти, то можно прочесть: « " Без учета Турции как страны-посредника практически все зерно, экспортируемое из Украины, идет не в беднейшие страны, а в Евросоюз " , - сказал Путин. Он пояснил, что из 87 кораблей, идущих по Черноморской сделке, только два были отправлены в развивающиеся страны. Однако, по данным ООН, более 20 судов направляются в развивающиеся и наименее развитые страны (за исключением тех, которые направляются в Турцию). Шесть кораблей направляются в Египет в качестве конечного пункта назначения, а остальные направляются в Джибути, Йемен и Судан». Шах и мат, лживый Кремль. Но есть нюансы. В действительности Путин сказал ( http://rg.ru/2022/09/11/vse-hody-zapisany.html ): «Из 87 кораблей, которые вышли из украинских портов с зерном, 32 остались в Турции, и я считаю, что это абсолютно нормально, потому что Турция, страна - организатор всего этого процесса, безусловно, имеет на это право. Три направлено в ЮАР, три - в Израиль, семь - в Египет, 30 - в Евросоюз, и только два - в беднейшие страны по продовольственным программам ООН, это Йемен и Джибути. Это 60 тысяч тонн и всего три процента». Таким образом, европейское издание, столкнувшись с неправдивой (потому что неправильной) правдой, поступает смело: 1) Перевирает слова русского президента (заменяя в них " беднейшие страны по программам ООН " на " развивающиеся страны " , а это в том числе и ряд стран ЕС, получающих зерно - типа Румынии). 2) Перевирает то, что осталось от перевирания ( " Путин врёт, что большая часть зерна, помимо Турции, идёт в ЕС. А на самом деле меньшая часть зерна идёт НЕ в ЕС! " - в расчёте на то, что нормальный евроабориген не заметит).

http://radonezh.ru/2022/09/15/viktor-mar...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Добрый день, мой протестантский друг когда узнал что так как я православный то я буду соблюдать Великий пост, и он мне пишет и говорит что Великому посту не учит Библия и поэтому это язычество, но я ему объяснил, что пост это не только воздержание от определённой пищи, а время изменений и покаяния. Можете сказать кто прав? Похожие вопросы 6 Ответов К проведенным Владом примерам добавим ещё 40-дневный пост Ильи пророка, всю жизнь Иоанна Предтечи, посты апостолов, особенно ап. Павла, который постоянно был в постах. Уже в древнейшем христианском памятнике 1го века “Дидахэ” (“Учение 12 апостолов”) говорится о посте каждую среду и пятницу. Несколько позже появился и Великий пост. Но с той же целью — дать христианам повод научиться телесному воздержанию и более усердной молитве, а также исполнить заповеди Христа: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мат 6:16–18) И ещё: “И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.” (Мат 9:15) Так кто же язычник: постившиеся Илья пророк, Иоанн Предтеча, Иисус Христос и ап. Павел или Ваш знакомый? Или просто он невежда, не знающий Писание и церковные обычаи? Великому посту не учит Библия и поэтому это язычество. Библия много говорит о посте, о его пользе. Это не может быть язычеством, поскольку язычество — это служение ложным богам, а не Богу. Однако Церковь Христова, в которую не верит ваш протестант, имеет от Бога власть упорядочивать религиозные практики ради пользы своих чад. В Библии сказано о важности поста, а Церковь уже определяет когда и как следует поститься. Великий пост появился задолго до того, как появилась религиозная организация, к которой принадлежит ваш товарищ.

http://azbyka.ru/vopros/chto-otvetit-pro...

А.В. Попов Поучение в Неделю Сыропустную Сегодняшнее воскресенье, братие, называется «прощенным» или «прощальным». Такое наименование получило оно потому, что у православных христиан существует добрый обычай испрашивать в этот день за вечернею друг у друга прощение в обидах и оскорблениях. Делается это затем, что предстоящим постом мы приступаем к таинству покаяния и испрашиваем у Господа прощения себе грехов, а оно будет дано нам лишь в том случае, если мы сами простим друг другу согрешения: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец, ваш небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших, – читалось в сегодняшнем евангелии ( Матф.6:14–15 ). Но говорят: чрезвычайно трудно бывает прощать обиды, забывать оскорбления. Быть может, для самолюбивой природы нашей и действительно трудно прощать обиды, хотя простить, по изречению св. отцев, легче, чем мстить (свят. Тих. Зад. «Сокр. дух.», II, 140; то же и у св. И. Злат.). Но ведь и все доброе в нас совершается не легко, а с трудом, принуждением и усилием: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мат.11:12). Посему не будем смущаться трудностью подвига сего, а лучше поищем средств к совершению оного. Св. Церковь предлагает нам немало средств к тому; из них мы остановимся на одном, которое наиболее отвечает предстоящему времени покаяния. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего: в зрении (сознании) наших грехов заключается источник прощения грехов ближним, их неосуждения. «Представь, – говорит современный нам великий пастырь, знаток сердца человеческого о. Иоанн Кронштадтский , – представь множество своих грехов и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, тогда как ты не хочешь и малого простить ближнему твоему, вздохни, поплачь о своем безумии, – и вот теснота внутри исчезнет как дым, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты чрез это приучишь себя к незлобию, как будто не ты слышал укоризны и обиды, а кто-либо совсем другой, или тень твоя» (Уроки благод. жизни, 149 стр.). Кто сознает свою греховность, кто по собственному опыту знает слабость человеческой природы, её удобопреклонность к злу, такой человек скорее и ближнему простит, и извинит его прегрешения и удержится от высокомерного осуждения чужих грехов: вспомним, что даже книжники и фарисеи, приведшие ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, принуждены были уйти, когда совесть их заговорила и стала обличать их в собственных грехах ( Иоан.8:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010