Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» священник Валерий Духанин Как объяснить современным подросткам, что мат действительно вредит душе? " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > священник Валерий Духанин Как объяснить современным подросткам, что мат действительно вредит душе? В Избранное ( 7  голосов:  4.6 из  5) Очень ли приятно общаться с человеком, от которого, скажем так, не совсем хорошо пахнет? А мат есть словесное зловоние. Вообще, по словам другого человека мы познаем его душу, речь человека приоткрывает внутреннее, сокровенное содержание сердца. Поэтому древнегреческий философ Сократ как-то сказал: «Говори, чтобы я мог узнать тебя». Что слышно в речи, тем и наполнена душа говорящего, произнести что-либо — значит показать, кто ты есть. Господь Иисус Христос выразил это известной евангельской фразой: От избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:34 ). Чем же избыточествует сердце сквернословящего человека? И если мы признаем, что вымаранная одежда — это не очень красиво, то надо признать, что и грязная речь — не самое лучшее украшение своей личности. Поэтому сквернословие есть то же самое, как наплевать самому себе на одежду и вот так и ходить. Вообще, слово играет слишком большую роль в жизни человека, который, кстати, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение нашего чувства. И еще, у каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матерщинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно и, как кажется, простой привычкой произносить нечистые слова. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься ( Мф. 12:37 ), — сказал Господь.

http://azbyka.ru/deti/kak-obyasnit-sovre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Михаил Степанович (род. 16.09.1941, г. Вязьма Смоленской обл.), богослов, проф. МДА. В 1967 г. окончил Московскую ДС, в 1971 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по патрологии «Прп. Иоанн Лествичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству». В том же году оставлен в МДАиС преподавателем. Преподавал в МДС Свящ. Писание ВЗ, сравнительное богословие; в МДА - патрологию, древнеевр. язык, догматическое богословие. С 1975 г. доцент, с 1979 г. профессор. С 1975 по 1983 г. исполнял обязанности секретаря Совета МДАиС. В 1983 г. назначен проректором по учебной работе. В 1985 г. И. была присвоена ученая степень д-ра богословия за совокупность богословских трудов. С 1984 по 2002 г. И. являлся членом редколлегии сб. «Богословские труды». С 1996 по 2000 г. участвовал в разработке «Основ социальной концепции РПЦ», автор разд. «Церковь и экология» (М., 2001). На протяжении ряда лет состоял членом Синодальной богословской комиссии. С 1998 г. И.- член Научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии и автор многочисленных статей в ней. С 2004 г. заведует кафедрой богословия МДА. В 2005 г. получил звание заслуженного профессора. В 1980-1988 гг. И. являлся участником конференций и богословских собеседований, проходивших по линии ВСЦ и КЕЦ в России и за рубежом, а также конференций правосл. богословских фак-тов и международных конференций, организованных РПЦ. Имеет церковные награды: Патриаршую грамоту (1978), орден св. кн. Владимира 3-й степени (1981), орден св. кн. Даниила Московского 3-й (1996) и 2-й (2006) степени, орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2001), орден свт. Макария, митр. Московского, 3-й степени (2002). Соч.: Особенности библейской терминологии//ЖМП. 1975. 10. С. 72-78; Язык Библии//Там же. 1975. 8. С. 75-80; Христианское отношение к природе//Там же. 1976. 2. С. 40-44; Псалтирь - книга молитвы//Там же. 1979. 9. С. 73-77; Библейская стилистическая симметрия//Там же. 1981. 7. С. 69-72; К вопросу о богословии символа//Там же. 1984. 4. С. 68-74; По Святой Земле//Там же. 1984. 2. С. 13-16; Академическое богословие: (Ист. обзор)//Там же. 1986. 1. С. 59-70; Вера: уверенность, доверие, верность//БТ. 1986. Юбил. сб.: 300-летие МДА. С. 188-192; К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI - нач. XIII в.)//Там же. 1989. Сб. 29. С. 20-26; Церковь и мир//О вере и нравственности по учению Православной Церкви: Сб. ст. М., 1991. С. 243-257; Академический устав 1949 г.//БВ. 1996. 2. С. 19-41; Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории//ИВ. 2000. Вып. 5/6 9/10). С. 177-185; К проблеме числа 666//ЖМП. 2001. 3. С. 72-77; О времени основания Церкви//БТ. 2002. Сб. 37. С. 180-189; М. В. Ломоносов и его отношение к науке и религии//Мат-лы конференции МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. М., 2006. С. 44-58.

http://pravenc.ru/text/200487.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 5я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (35) от Марка: 10:32–45 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Евангельское чтение пятой недели великого поста состоит из двух частей. В первой части (32–34) Иисус Христос, как всеведующий Бог, предсказывает своим двенадцати ученикам о своих добровольных страданиях, смерти и воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. « Вот, мы восходим » — говорит Он — «в Иерусалим», где должны совершиться Мои страдания, « и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам » иудейским (Мат. 26:57; Мар. 14:53 ) « и осудят Его на смерть » (Мат. 26:66; Лук. 22:6, 4 ), « и предадут Его язычникам », язычнику Пилату, римскому игемону (Мат. 27:2; Мар. 15:1; Лук. 23:1 ), « и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его » во дворе архиерейском (Мат. 26:67; Мар. 14:65; Лук. 22:63–64 ), пред Иродом (Лук. 23:11 ) и Пилатом (Мат. 27:27–32; Мар, 15:16–19; Иоан. 19:1–5 ), « и убьют Его » распятием на кресте (Мат. 27:21–50; Марк. 15:20–37; Иоан. 19:16–30), « и в третий день воскреснет » из гроба (Мат. 28:1–7; Мар. 16:1–8. 10; Лук. 24:1–11; Иоан. 19:1–18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАН ПРОКОПЬЕВ (ПРОКОФЬЕВ) КОНЮХОВСКИЙ (? - лето 1654, Москва), государев певчий дьяк. С марта 1635 г. упоминается как певчий- нижник 2-й станицы царского хора с годовым окладом сукном в 5 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 92. Л. 128). Ежегодно в 1635-1641 гг. и 1646 г. дополнительно получал также в качестве пожалования на 2-ю станицу певчих дьяков по 2 р. от патриаршего рождественского славленого (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 9. Л. 123; 12. Л. 133; 15. Л. 121). В 1635 г. при освящении дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасова на Сенях пел в составе 1-й станицы (Там же. Ф. 396. Оп. 2. 291. Л. 400 об.). В том же году 30 нояб. пел среди дьяков в придворной ц. Нерукотворного образа «перенос (т. е. херувимскую песнь.- Ред.) спускной» демественным распевом (Там же. 92. Л. 235 об.; 291. Л. 110). В 1638 г. его двор находился на «Микицкой» улице, в переулке недалеко от ц. сщмч. Дионисия Ареопагита; за ним числилась пищаль для обороны города (Росписной список г. Москвы 1638 г./Изд.: И. С. Беляев//Тр. Моск. отд-я имп. Рус. военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 68). В мае 1642 г., во время обряда поставления патриарха Иоасафа, он и его товарищи по станице пели и «ходили по три дни около Кремля, Китая и Белого города» (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 967). До марта 1645 г. ему принадлежал певч. сборник (Обиход и Октоих двухстрочные), к-рый он продал некоему А. Б. Камынину, оставив запись на переплетном листе книги (РГБ. Ф. 37. 142. Л. 1 об.). С сент. 1647 г. переведен в 1-ю, «большую» станицу государевых певчих дьяков с прежним окладом (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 303. Л. 229). В дек. 1648 г. пел среди дьяков на крещении царевича Димитрия (Там же. Оп. 1. 4095. Л. 2). В 1649-1652 гг. ежегодно получал на всю «большую» станицу патриаршее рождественское пожалование - славленого по 2 р. (Там же. Ф. 235. Оп. 2. 28. Л. 92, 340; и др.). В марте 1650 г. пел на крещении новорожденной царевны Евдокии (Там же. Ф. 396. Оп. 1. 4095. Л. 1). Умер во время «морового поветрия» в Москве (ДАИ. Т. 3. С. 509). В 1657/58 г. его двор «за Неглиннинскими вороты, за Мучным рядом» был отдан государеву певчему Елисею Гаврилову (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. 17440. Л. 8). Лит.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 250. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200459.html

В нач. 1998 г. по благословению Тульского митр. Серапиона (Фадеева) Успенский храм был передан Щегловскому тульскому мон-рю для организации подворья, 1 нояб. того же года обращенного в сестричество. Указом Свящ. Синода от 19 июля 1999 г. сестричество было преобразовано в жен. мон-рь, настоятельницей назначена мон. Алексия (Бажина). В 1999-2004 гг. в В. м. был отремонтирован храм, в нижней церкви освящен сев. придел во имя прп. Пафнутия Боровского, построены 3 келейных корпуса, хозяйственные помещения. К марту 2004 г. в В. м. живут 9 сестер. В особой каменной нише Никольской ц. в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. В обители чтится память прот. Афанасия Реутова, рядом с могилой к-рого в 1996 г. был погребен др. почитаемый тульский старец схиархим. Христофор (Никольский) , инициатор подготовки канонизации о. Афанасия. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 463 [Описание Венева мон-ря]; Ф. 3 [Тульская духовная консистория]. Оп. 10. Д. 5452; Оп. 17. Д. 1047. Л. 576; Ф. 55 [Тульская провинц. канцелярия]. Оп. 2. Д. 3098; Ф. 291. Оп. 14/58. Д. 3; Ф. 562. Оп. 5. Д. 51. Л. 11; Ф. 1735. 1 ед. хр. 1749-1764. Оп. 1; Ф. 2139 [Успенская ц. с. Богоявленское, Венев мон-рь (1809-1907)]. Ист.: Калачов Н. Писцовые кн. Московского гос-ва. СПб., 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 1209-1210; ПСПиР. 1888. Т. 5. 1919; ОДДС. 1885. Т. 7. С. 63-64; Базилевич В. М. Несколько док-тов к истории веневских засек в XVII в.//Тр. Тульской губ. учен. арх. комис. 1915. Кн. 2. С. 157-161; Белоцерковский Г. М. Из тульской старины//Там же. С. 163-173; Тульский край: Док-ты и мат-лы. Тула, 1966. Ч. 1, 44; Яковлев В. В. Новгородско-Псковская летопись 1630 г.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 436, 442. Лит.: Русский временник, сиречь Летописец, содерж. Российскую историю от лета 862 до лета 1681. М., 1790. Ч. 1. С. 220; Сахаров И. П. Достопамятности Венева мон-ря. М., 1831; Снегирёв И. Достопамятства Венев-монастыря. М., 1834; Гедеонов Д. Г. Венев мон-рь и княжия ворота//Изв. имп. археол. об-ва. 1861. Т. 3. Вып. 4. С. 271-273; Шумов В. И. Муж. Николаевский Венев мон-рь//Тульские ЕВ. 1862. 21, 23, 24; Олсуфьев Ю. Памятники церк. искусства Тульской епархии//Тульские ЕВ. 1914. 7. 15 февр.; Памятники искусства Тульской губ.: Мат-лы. М., 1914; Богуславский В. В. Тульские древности. Тула, 1995. С. 37-38, 90, 115; Захарова Л. М. Свящ. А. Д. Реутов (старец о. Афанасий): 1829-1904//Тула историческая: прошлое и настоящее. Тула, 1996. С. 58-60; Красное знамя: Газ. Веневского р-на. 1999. 10 февр.; Юркин И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде рус. города XVIII в.//Благотворительность в России: Ист. и соц.-экон. исслед. СПб., 2003. С. 64-77.

http://pravenc.ru/text/150203.html

К. был похоронен в Кирилловом Белозерском монастыре на «паперте Успения Богородицы, на правой стороне у передних дверей», рядом с погребениями Вологодского еп. Алексия и Крутицкого еп. Матфея ( Никольский. 1897. С. LVI). Корм в память о нем творился в монастыре 21 окт. ( Сахаров. 1851. С. 48), его имя было внесено в братский синодик ( Никольский. 1897. С. LXVIII). Ист.: Бодянский О. М. Московские Соборы на еретиков XVI в., в царствование Ивана Васильевича Грозного//ЧОИДР. 1847. 3. С. 1-2; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. T. 1. Отд. 3; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; Памятники рус. письменности XV-XVI вв.: Рязанский край/Ред.: С. И. Котков. М., 1978. С. 38; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 239, 267; Сметанина С. И. Вотчинные архивы рязанских духовных корпораций XIII - нач. XVII в.//РД. 2000. Вып. 6. С. 258-259. 37-39; Мазурова Н. Б. Вкладчики коломенского Старо-Голутвина мон-ря XV-XVII вв.//Славянский мир: Общность и многообразие: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Коломна, 22-24 мая 2007. Коломна, 2007. Ч. 3. С. 54. Лит.: Филарет (Гумилевский), архим. Рязанские иерархи//ХЧ. 1859. Ч. 1. 5. С. 367-368; Строев. Списки иерархов. Стб. 414; Мат-лы для истории Рязанской епархии: Рязанские иерархи//Рязанские ЕВ. 1879. Приб. 10. С. 249-250; Титов А. А. Рязанские епископы. М., 1891. Ч. 2. С. 21-22; Бочкарёв В. Н. Стоглав и история Собора 1551 г.: Ист.-канонич. очерк. Юхнов, 1906. С. 20-21; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. общ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958 (по указ.); Курукин И. В. Заметки о «нестяжательстве» и «иосифлянстве»: Историогр. традиция и источники//Вопросы источниковедения и историографии истории СССР: Дооктябрьский период. М., 1981. С. 67; Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990. С. 45-46; Дёгтев Ю. А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 89-90; Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 389-402; он же. Еп. Рязанский Кассиан (1551-1554)//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 306-314. (Тр. ЦМиАР; 3).

http://pravenc.ru/text/1681263.html

В июне 1993 г. В. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II, передавший братии икону Божией Матери «Троеручица». В дек. 2004 г. братия мон-ря состояла из 18 монахов и 5 послушников. Богослужения совершаются в храме Св. Троицы, освященном на 1-м этаже монастырского корпуса. В нем хранится ковчежец с частицами мощей преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Киево-Печерских святых. В обители находится резиденция Волгоградского архиерея, епархиальное управление, духовное уч-ще, Царицынский правосл. ун-т прп. Сергия Радонежского , редакция епархиальной газ. «Православное слово», проходят вечерние духовные чтения. Обязанности настоятеля с 1992 г. исполнял митр. Волгоградский и Камышинский Герман (Долганов) . В окт. 2011 г. по его прошению решением Свящ. Синода игуменом назначен иером. Гавриил (Куликов). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 5. Оп. 1. Д. 5; Ф. 6. Оп. 1. Д. 205, 223, 272, 273, 304, 372; Ф. 19. Оп. 1. Д. 1; Ф. 37. Оп. 2. Д. 12; Ф. 71. Оп. 1. Д. 104, 144, 404, 1637; Ф. 122. Оп. 1. Д. 543, 544; Ф. 129. Оп. 3. Д. 8; ГА Саратовской обл. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1051. Лит.: Водовозов В. Изв. с Царицынского театра военных действий//Современник. 1911. 4. С. 346-355; Гражданов Ю. Д. Илиодоровщина и правосл. монархизм в России//Вел. Октябрь и крах непролетарских партий в России. Калинин, 1989. С. 20-29; Супрун В. , Самойлов Г. Илиодоров мон-рь//Правосл. слово. Волгоград, 1991. 4. С. 7; Пряникова Н. В. Илиодор в Царицыне//Проблемы отеч. истории. Волгоград, 1993; Болотова Е. Ю. , Савицкая О. Н. Деятельность Илиодора (С. Труфанова) в Царицыне//Вопр. краеведения. Волгоград, 1998. Вып. 4/5. С. 90-93; Редькина О. Ю. Илиодор в Сов. России: 1918-1922 гг.//Стрежень. Волгоград, 2001. Вып. 1. С. 164-168; Гос-во и религиозные организации Ниж. Волги и Дона в XX в.: Сб. док-тов и мат-лов/Сост. О. Ю. Редькина и Т. А. Савина. Волгоград, 2002; Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской обл. Волгоград, 2002; она же. Храмовое зодчество Царицына XVIII - нач. XX в.//Стрежень. 2002. Вып. 2. С. 267-280; Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003; Боев А. Царицынский Свято-Духов муж. мон-рь//Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2004. С. 443-455. А. В. Дубаков, В. В. Серебряная Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/155150.html

Елизаветы Петровны от 7 дек. 1744 г., находится описание гробницы святого: «...на той гробнице на доске написанной образъ его преподобнаго Паисеи из давных летъ. А о чюдесехъ, каковые в прошедших годехъ происходили, того де в писании не обретается, а приходящей де народ, какия исцеления получаютъ ли, о томъ известия не имеютъ» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-а. Л. 442 об.). В 1995 г. была сделана попытка обретения мощей святого (подробнее об археологических раскопках под руководством А. Г. Авдеева см.: Авдеев. 2009. С. 202-209). Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. С. 1-40 (то же: Каз., 1898); Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI в. из архивов рус. монастырей и церквей//РД. 1998. Вып. 3. С. 36-37. 27, 28; Маштафаров А. В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в.//Там же. Вып. 4. С. 43-44. 5; Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 305-388; Житие Паисия Галицкого/Подгот.: С. А. Семячко//БЛДР. Т. 17: XVII в. СПб., 2013. С. 372-397, 620-628; Служба//Минея. Май (МП). М., 2002. Ч. 3. С. 71-87; Семячко С. А. К истории почитания прп. Паисия Галицкого и Овиновской иконы Богоматери//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 176-180, 192-197. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 447-450; Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы с показанием времени, когда оные случились, и мест, где сии святые иконы находятся//Собр. из разн. ист. книг Г. С. М., 1838. Вкл.: С. 16-17. 79; Козловский А. Взгляд на историю Костромы. М., 1840. С. 52-55, 142-144; Ист. сведения о нек-рых городах Костромской губ.//ЖМВД. 1848. Ч. 22. С. 5-6; Муравьёв. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382. М., 1995р; Памятная кн. Костромской губ., 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; СИСПРЦ. С. 194-195; Martinov J. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 148; Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресв.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Ист.: ГНИМА. PV 1524-1555; Кр. курс истории рус. архитектуры//Б-ка ЛИСИ. Соч.: Псковский Георгиевский со взвоза храм//Зодчий. 1905. 45. С. 481-483; 46. С. 489-492; Ц. Иоанна Богослова на р. Ишне//Там же. 1906. 38. С. 377-382; 39. С. 385-388; 41. С. 405-407; Псковские звонницы//Там же. 1906. 23. С. 241-243; 24. С. 249-252; 27. С. 281-286; 28. С. 289-294; Колокольный храма Василия Великого в с. Чириково, Московской губ., Коломенского у.//Там же. 1907. 39. С. 409; 40. С. 417; 41. С. 425; Церковь Спаса в Зварине//Там же. 1907. 9. С. 83-85; 11. С. 97-102; Путевые заметки: Коломенское и Дьяково//Там же. 1908. 15. С. 131-133; 16. С. 139-144; Церковь в с. Храпове Рязанской обл.//Зодчий. 1908. 4. С. 23-24; 5. С. 31-36; 6. С. 43-45; Памяти Н. В. Султанова//Там же. 1908. 37. С. 343-346; Кремлевский собор Архангела Михаила в Москве//Там же. 1909. 51. С. 519; Путевые наброски: Село Измайлово//Там же. 1909. 46. С. 445; 47. С. 457; 48. С. 469; Мат-лы по истории рус. архитектуры: Многошатровые церкви Москвы//Там же. 1911. 15. С. 165-174; 16. С. 181-185; Очерк истории московского периода древнерус. церк. зодчества: (От основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.). М., 1911; Вознесенская (Исидоровская) ц. в Ростове Ярославском//Зодчий. 1912. 13. С. 123-127; 15. С. 147-152; Планы древнерус. храмов: (Опыт исслед. допетровского церк. рус. зодчества в связи с церк. зодчеством Византии). Пг., 1915; Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в Княжеской долине в Вырице//Зодчий. 1915. 21. С. 211-212; Курс истории рус. архитектуры. Пг., 1916. Т. 1: Деревянное зодчество. Лит.: Проф. М. В. Красовский: Некролог//Архитектура Ленинграда. 1939. 3. С. 79, С. 3 обл.; Славина Т. А. Михаил Витольдович Красовский и рус. ист.-архит. наука//Архит. наследие. М., 1985. Т. 33. С. 259-265; Савельев Ю. Р. Михаил Витольдович Красовский//Три искусства. СПб., 1997/1998. 1. С. 21-22; Защук Г. Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в пос. Вырица//Оредеж: Лит.-краевед. альманах. СПб., 2002. Вып. 1. С. 75-84; Попов И. В. Святая Вырица//С.-Петербургские ЕВ. 2003. 28/29. С. 79-102; Красовский Ю. М. Воспоминания об отце//История Петербурга. 2004. 5(21). С. 11-23.

http://pravenc.ru/text/2458983.html

Главной темой всех сочинений Г. является критика богослужебной реформы. Автор обосновывает свою позицию через сверку новопечатных книг с широким кругом ранних изданий и авторитетных рукописей, его труды перегружены цитатами в ущерб логическим доводам или лит. приемам. Для Г. характерен фундаментальный подход к проблеме, во многом основанный на непоколебимой уверенности в авторитете древних книг (когда Новгородский митр. Иоаким (дек. 1672 - июль 1674; впосл. патриарх Московский и всея Руси) заявил, что у него есть старинные книги, соответствующие новопечатным, Г. хотел поехать в Новгород, чтобы лично с ними ознакомиться, но его не отпустили из обители). Примеры и аргументация в сочинениях Г. сгруппированы по темам (об аллилуие , о форме креста, о «последнем времени» и проч.). Арх.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 22. Л. 1-11 и 13-35 списка разн. редакций Пятой соловецкой челобитной]. Изд.: Три челобитные: справщика Савватия, Саввы Романова и монахов Соловецкого мон-ря: (Три памятника из первонач. истории старообрядчества)/Изд.: Д. Е. Кожанчиков. СПб., 1862. С. 9-10, 147-181; МДИР. Т. 3. С. 19-23, 36-39, 178-186, 208-211, 213-276; Барсков Я. Л. Памятники первых лет рус. старообрядчества. СПб., 1912. С. 12-27, 283-289. Ист.: Игнатий (Семёнов), архиеп. Истина святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о вере. СПб., 18472; Крижанич Ю. Обличение на Соловецкую челобитную/Изд.: А. Башкиров, по ркп. Синод. б-ки 889//ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 2. С. I-XI, 79-167. Лит.: Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в. Кострома, 1888; Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 416, 459-460; Описание Рукописного отдела БАН СССР/Сост.: Н. Ю. Бубнов. Л., 1984. Т. 7. Вып. 1: Соч. писателей-старообрядцев XVII в. С. 5, 18-23, 52, 122, 275; Бубнов Н. Ю. Работа древнерус. книжников в мон-рской б-ке: (Источники соловецкого «Сказания… о новых книгах» 1667 г.)//Книга и ее распространение в России в XVI-XVIII вв. Л., 1985. С. 37-58; он же. «Сказание… о новых книгах» (1667 г.) - источник Пятой Соловецкой челобитной//БАН. Мат-лы и сообщ. по фондам Отдела рукоп. и редк. книги за 1985 г. Л., 1987. С. 12-133; он же. Старообрядческая книга в России во 2-й пол. XVII в. СПб., 1995. С. 185-219; Чумичева О. В. «Ответ вкратце Соловецкого монастыря» и Пятая челобитная: Взаимоотношение текстов//Исследования по истории лит-ры и обществ. сознания феод. России. Новосиб., 1992. С. 59-69; она же. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосиб., 1998. С. 28-29, 34, 44-50, 53, 62, 64, 74, 81, 82, 86, 105-107, 111, 112, 157, 158, 193; Синицына Н. В. К истории раскола посл. трети XVII в.: (Соловецкое и Московское восстания)// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 506-516; Каган М. С. Геронтий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 200-203.

http://pravenc.ru/text/164867.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010