Сортировать по Исключить новости Сквернословие: как бороться с бранной речью? Почему от привычки сквернословить стоит избавиться? 23 марта, 2012 Почему от привычки сквернословить стоит избавиться? Сквернословие происходит от слова «скверна», что означает нечто отвратительное и гнусное. Сквернословие — что это? Мы часто слышим бранные слова и даже не задумываемся, откуда они появились в речи. Употребление «крепкого словца» иногда даже кажется оправданным. Что говорит об этом Церковь и, почему от привычки сквернословить стоит избавиться? Сегодня мы расскажем о вреде непристойных слов и выражений. Сквернословие (по Толковому словарю русского языка С. Ожегова) — это речь, наполненная скверными, непристойными словами. У сквернословия много определений: непечатные выражения, нецензурная брань, матерщина. История сквернословия Сквернословие происходит от слова «скверна», что означает нечто отвратительное и гнусное. Корни сквернословия уходят в языческую древность. В те времена скверные слова произносили во время заклинаний, обращённых к идолам. Распространенный во времена язычества фаллический культ объясняет наличие в этих заклинаниях слов, которые связаны с половой сферой. Матерные слова — это способ общения с демоническими силами. Ведьмы и колдуны широко использовали их в своих заклятьях. Однако нельзя считать мат славянской традицией. До середины XIX века сквернословие было уголовно наказуемым. Матом не принято было ругаться даже в деревнях. При царе Алексее Михайловиче за матерные слова было введено суровое наказание вплоть до смертной казни. Считалось, что употребление бранных слов может привести к эпидемиям, несчастьям, катастрофам. В XIX веке положение изменилось. Мат можно было услышать повсеместно. Фабричные рабочие на нем «разговаривали». Что говорит Церковь? Церковь считает сквернословие тяжким и труднопреодолимым грехом. Апостол Павел говорит «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» (Еф. 4, 29), а святому Иоанну Златоусту принадлежат слова « уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб, вместилище мертвых костей и тел«. Никто из Святых не одобрял и не оправдывал сквернословие. Бранные слова и закон

http://pravmir.ru/skvernoslovie/

Скачать epub pdf Содержание Значение покаяния Значение Благодати Кого привлекает Царство? Заключение Да приидет Царствие Твое!   Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью Евангелия Царствия (Мат. 4:23). Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, – нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или – общество, построенное на евангельских принципах; или – всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения ( Откр. 20:4 )? Само наименование «Царствие» предполагает довольно большую и сложную общественную структуру – государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию – это весь Божий мир , вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть. – Но в таком случае, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, – которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть? – От греха и непослушания Богу, – учит Священное Писание , от сознательного противления Ему. Именно в даре свободы , которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли – это как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или – для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА собрание архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины, состоявшееся в Киеве 2-4 сент. 1922 г. Официально называлось «Заседание членов Киевского православного церковного Собора». Дало рекомендации по важнейшим вопросам церковных реформ, решения по к-рым были приняты на заседании Синода епископов Украины 5 сент. того же года. В нач. 20-х гг. ХХ в. церковная жизнь Украины оказалась осложнена последствиями «самосвятского» (см. в ст. Липковский В. ) и обновленческого (см. Обновленчество ) расколов. Обозначился ряд проблем, для решения к-рых был необходим созыв представительного собрания духовенства и мирян Украины. Так, после образования в окт. 1921 г. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) с самосвятской «иерархией» во главе с бывш. прот. В. Липковским особенно остро встал вопрос о языке богослужения и проповеди (часть укр. прихожан выступала за переход на укр. язык, чем пользовались сторонники УАПЦ), а также проблема будущего канонического статуса правосл. Церкви на Украине. Ранее, 25-28 февр. 1921 г., Синод епископов Украины признал возможным допустить, где того пожелают прихожане, совершение богослужения по церковнослав. книгам с укр. произношением и чтением Евангелия в переводе на укр. язык, а также проповедь на укр. языке. 6 июня того же года Синод уточнил, что для перехода на укр. язык богослужения необходимо пожелание 2/3 прихожан. Патриарх свт. Тихон признал эти решения согласными с духом правосл. Церкви. Однако патриарх отметил, что окончательное решение по этим вопросам должен принять Всеукраинский церковный Собор ([Обращение Патриарха Московского и всея России Тихона к чадам Православной Церкви на Украине от 23(10).07.1921]//Перший Всеукраïнський Правосл. Церк. Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 р.: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999. С. 503). На предстоящем Всеукраинском Соборе также предполагалось провести обсуждение вопроса о путях преодоления «самосвятского» раскола.

http://pravenc.ru/text/1684579.html

Соч.: К вопр. об атрибуции памятников древнерус. певч. искусства: (На примере ркп. Соловецкого собр., 690/751)//Источниковедение лит-ры Др. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1980. С. 191-203; Стихиры Евангельские - один из видов праздничных стихир: (Опыт текстол. исслед.)//Проблемы рус. муз. текстологии: (По пам-кам рус. хоровой лит-ры XII-XVIII вв.): Сб. Л., 1983. С. 78-93; Знаменная нотация XII-XIV вв.//Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры». Л., 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 44-45; Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв.//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 27-49; Руководства по теории знаменного пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; Вып. 4); «Путные тайны» Азбуки Христофора//Источниковедческое изуч. памятников письменной культуры: Сб. науч. тр./Сост.: Г. П. Енин. Л., 1990. С. 51-71; «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.: Дис. СПб., 1995; Жанр блаженн в церк.-певч. искусстве//Рукописные памятники: Публ. и исслед./Сост.: Г. П. Енин. СПб., 1997. Вып. 4. С. 193-214; «А сие в Кирилове монастыре поют…»: (О певч. репертуаре Кирилло-Белозерского мон-ря XVII в.)//Петербургский муз. архив: Сб. ст. и мат-лов. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24-43; Муз. учебники средневек. Руси//Царскосельские чт., 2-е: Науч.-теорет. межвуз. конф., 27-28 апр. 1998: Тез. докл./Ред.: В. Н. Скворцов. СПб., 1998. Т. 3. С. 47-55; Октоих нотированный (по мат-лам рукописей XV-XVII вв.)//Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 22-23 мая 1998 г./Отв. ред.: Г. В. Алексеева. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 128-134; Рус. муз. азбуки XV-XVI вв.: Учеб. пособие. СПб., 1999; C. В. Смоленский и Петербургская консерватория//Петербургский муз. архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 100-112; «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 РНБ//Певч. наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221; Певческие циклы Обихода//Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. М., 2003. С. 215-236. (Гимнология; Вып. 4).

http://pravenc.ru/text/168416.html

Литература Веселов Е. , свящ. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2019. Давыденко О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. Доброцветов П. К. Священное Писание как предмет созерцания у прп. Максима Исповедника //Экзегетика и герменевтика Священного Писания : Сб. мат-лов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии, 2007. Вып. 1. С. 62–75. Доброцветов П. К. Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению//Материалы кафедры богословия: 2010–2011 годы. Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2011. С. 228–282. Доброцветов П. К. Учение о ступенях последовательного развития греха, добродетели и богопознания в экзегетическом произведении прп. Максима Исповедника «Вопросы и затруднения»//Экзегетика и герменевтика Священного Писания : Сб. мат-лов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии, 2007. Вып. 1. С. 76–85. Дробот В. Г. Учение Жана Кальвина о Евхаристии в контексте межпротестантской полемики 50–60-х годов XVI столетия: Дис. канд. богословия. М.: ПСГТУ, 2014. Иванов М. В. Источники богословия российского баптизма//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. 3/4. С. 242–246. Конь Р. М. Несостоятельность сектантского герменевтического принципа «Писание изъясняет само себя» (на примере баптизма)//Вопросы богословия. 2019. 1. С. 140–157. Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Часть I//БВ. 2018. 29. 2. С. 203–232. Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Часть II//БВ. 2018. Т. 30. 3. С. 185–204. Конь Р. М. Представление баптистов о благодати//Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Вып. 3/Сретенская духовная семинария; Под. общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 81–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/otli...

В.В. Виноградов Чёрная сотня СОТНЯ Функциональные переносы названия с одного круга явлений на другой обусловлены историческими изменениями в материальной культуре или в социальном строе общества. Нередко вся история значений слова, в основном, определяется такими функционально-семантическими сдвигами. Примером может служить выражение черная сотня. В древнерусском языке черная сотня – это наиболее демократический, не пользующийся льготами разряд тяглого городского населения (при делении населения – по сотням). Эпитет черный (в противоположность белому) здесь обозначал: «тяглый, податно й, подлежащий общей государственной повинности, не пользующийся льготами». Сюда, например, примыкают древнерусские выражения: черная дань – «поголовная народная подать» (ср. черный бор); черная слобода – «слобода, населенная тяглыми, не имеющими никаких льгот людьми»; черный двор, черные люди, проторы черные и т. п. (см. Мат-лы для термин. словаря, с. 392; Срезневский, 3, с. 1563–1564). В словаре 1847 г. термин черная сотня истолковывается так: «низший класс городских обывателей, разделяющихся на гостиную, суконную и черную сотни» (ср. – с суконным рылом да в калашный ряд) (см. сл. 1867–1868, 4, с. 911–912). Ср. в статье «О правах и обязанностях купечества Российского до начала XIX столетия»: « Черных сотен и слобод купцы, также посадские тяглые люди лучшей, средней и меньшей статей производили мелочные торговые промыслы всякими товарами и имели свои лавки; в числе их находились всякого звания люди, как то: крестьяне патриаршие, митрополичьи, владычьни, монастырские, боярские, окольничих и всяких чинов людей, поповы дети, дьячки, пономари, ямщики, охотники и всякие вольные служилые и ремесленные люди» (Вестник Европы, 1826, 23 и 24, с. 183). В этом историческом смысле термин черная сотня к XVIII веку вышел из бытового употребления. Но в стиле исторической драмы, исторической повести и исторического романа он употреблялся и в литературном языке XIX в. Например, у гр. А. К. Толстого в «Смерти Иоанна Грозного»:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Федорович Фигуров (1886, с. Шершово Нижегородского у. и губ.- 2.11.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона. В 1906 г. окончил Нижегородскую ДС по 1-му разряду. В 1907 г. назначен законоучителем в Сормовское земское уч-ще. 23 авг. того же года назначен священником в с. Шершово. 9 сент. того же года Нижегородским еп. Назарием (Кирилловым ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея. Трудами Н. в с. Шершове было построено здание церковноприходской школы. Он был депутатом епархиальных съездов, членом благочиннического совета, с 1914 г.- окружным противосектантским миссионером. Награжден набедренником (1910) и скуфьей (1914). 15 марта 1928 г. Н. арестовали. 18 мая того же года он был приговорен к высылке из Нижегородской губ. на 3 года; выслан в г. Бузулук Средневолжской обл. Досрочно возвращен из ссылки летом 1930 г. Служил священником в ц. Похвалы Божией Матери над Похвалинским съездом в г. Горьком (ныне Н. Новгород). 4 нояб. 1935 г. Н. был вновь арестован и 28 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД за антисоветскую пропаганду к 3 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Карагандинском ИТЛ. 19 (по др. данным, 1) сент. 1937 г. был арестован в лагере. Н. обвинили в отказе от работы, участии в религ. собраниях и агитации среди заключенных. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. (по др. данным, 30 нояб.) 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 0689. Лит.: Рыньков Вал. Вл., Рыньков Вл. Вал. Шаги веков: история сел: Горышкино, Тилинино, Шершово. Перевоз, 1999. С. 64-72; Циркулёва М. В. Справ. мат-л по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939 гг. Н. Новг., 2011. С. 423-424. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/2565850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

Современная семья: сохраняя и преумножая. Зачем нам нужны слова? 23.10.2023 13:23:58 В какой момент ребенок начинает мыслить словами? Почему языки разных языковых групп имеют разную логику, и как эта разница в логике даёт разницу в мышлении? Существуют ли мысли без слов? Разница между мыслью и помыслом. Имеет ли смысл развивать эмоциональный интеллект? Чем обычные слова отличаются от мата? Как мат может воздействовать на человека на физическом уровне? Обязательно ли молитва должна быть облечена в слова? Должна ли быть молитва только по молитвослову - и можно поговорить с Богом своими словами? Как соблюдать гигиену речи? Автор и ведущий радиоцикла протоиерей Максим Первозванский, клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской слободе, вместе с гостьей нейропсихологом, руководителем олимпиад ПСТГУ, преподавателем древних языков Еленой Анашкиной поговорили о том, что такое слова и зачем они нужны. Программа создана при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2023/10/16/22-00 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Ваше имя Комментарии Plain text HTML-meru не обрабатываются и показываются как обычный текст Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Строки и абзацы переносятся автоматически. CAPTCHA Простите, это проверка, что вы человек, а не робот. Math question 14 + 0= Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.

http://radonezh.ru/2023/10/23/sovremenna...

А.А. Половцов Березников, Андрей Филиппович Березников , Андрей Филиппович, гравер резцом, ученик Клаубера, род. 21 мая 1771 г. в С.-Петербурге, ум. в 30-х годах XIX столетия. Отец его был отставной ученик живописного художества Императорской шпалерной мануфактуры. Березников воспитывался в Академии художеств с 1786 по 1793 г.; гравированию учился у Ст. Фад. Иванова. 5 сентября 1790 г. он получил первую серебряную медаль за гравирование, а 21 октября 1794 г. – малую золотую. Из Академии он был выпущен в 1793 г. художником первой степени, и потом служил в депо карт. Из работ Березникова, кстати сказать – очень редких, известны следующие: 1) Великая Княгиня Александра Павловна; 2) Император Александр 1-й; 3) Дмитрий Самозванец; 4–5) Иосиф Аргутинский (две гравюры); 6) Великий Князь Константин Павлович; 7) Император Павел 1-й; 8) Mort de Prince Potemkin T.; 9) Ходжемц, переводчик с армянского языка; 10) Авраам приносит Исаака в жертву; 11) Милосердие Самаряниново; 12) Богоматерь со Христом и Иосифом; 13) Явися Аврааму Бог у дуба Мамврийского; 14) Св. Екатерина обручается со Христом; 15) Кабак; 16) Четыре вида села Куракина (кн. Куракина); 17) Нагой человек на коленях молится Богу; 18) Красавица в задумчивости; 19) Одна картуш в «Российском атласе из 43 карт» (1800 г.); 20) Шесть досок в большой лист с изображением военных форм; 21) Шесть листов чертежей, изображающих разные военные формы польских гусаров и др.; 22) 44 листа, гравированных в очерках в издании: «Рисунки, изображающие разных видов одежду артиллерийских служителей правления инспектора графа Аракчеева» (1807 г.); 23) 33 номера в книге «Всеобщая картина Оттоманской империи» (т. I.); 24) 11 картинок к книге «Образование древних народов» (1796 г.); 25) Cupid und Psyche к книге «Неведомые Теодор и Розалия» (М. 1832 г.). Архив И. А. Худ. Д. 11 (1793). – Журнал Акад. Худ. 1793 г. – Петров, Мат. для ист. И. А. Худ., I, 151, 165, 305, 335. – Ровинский, Словарь русских граверов (1895). – Энц. словари: Брокгауза и Гарбеля. Читать далее Источник: Русский биографический словарь/изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913./Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - 796 c.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010