Определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 3153, 9559, 9953. Лит.: Справ. кн. по Томской епархии за 1898-1899 г. Томск, 1900. С. 254; Справ. кн. по Томской епархии за 1909-1910 г.: С доп. и изм. в личном составе священно-церковно-служителей. Томск, 1911. С. 102; Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. 64; Цыпин. История РЦ. С. 752; Акты свт. Тихона. С. 982; Гришаев В. Крестный путь еп. Бийского Никиты//Алтайская Миссия: Из мат-лов 3-х Св.-Макариевских чт. на Алтае. 2003. 10-12. С. 31-37; Мат-лы к жизнеописанию сщмч. Никиты (Прибыткова)/Сост.: Ю. А. Крейдун. Барнаул, 2003; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров (Вятка), 2004. Кн. 2. С. 37-38. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Гаврилович Гаврилов (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Павлушков (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565372.html

   Грех внес разлад в нашу природу, стал помехой на пути к совершенству. Яд греха оказался настолько силен, что никто из людей своими усилиями не мог освободиться от него. Явилась необходимость прийти в мир Сыну Божию. Он не только научил людей правильно жить, но, приняв нашу природу, Он влил в дряхлый человеческий организм свежую струю Божественной жизни и, таким образом, дал нам силы к нравственному возрождению. Это приобщение человека к Божественной жизни осуществляется в Церкви. Вот почему она именуется телом Христовым (См.: 1 Кор. 6:15; Еф. 4:12).    Процесс духовного обновления начинается в таинстве Крещения, в котором человек освобождается от яда греха и приобщается к благодати Божией. Он изымается из мира, лежащего во зле, и вводится в ограду Церкви. Господь Иисус Христос и Его Апостолы всегда противопоставляли мирскую жизнь, мир «во зле лежащий» христианской жизни. «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия», — наставляет ап. Павел (Рим. 12:2). Благодатная сила Крещения настолько велика, что человек, крестившись, становится как бы новым творением: «Кто во Христе, – тот новое творение. Древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). В Крещении христианин умирает для всего греховного. Приобщаясь к возрождающей силе крестных страданий Спасителя, он умирает для всего греховного и начинает жить праведной жизнью. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят, и я для мира, – пишет ап. Павел. – Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:14-15). С этого момента у христианина происходит полная переоценка ценностей: он начинает желать и искать то, чем он раньше пренебрегал, и презирать то, чем раньше пленялся.    Это состояние Священное Писание именует «переходом от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24; 1 Иоан. 3:14) и воскресением с Христом (Кол. 3:1-17). Бог переводит его из области тьмы в Царство света, где его озаряет Дух Святой (1 Пет. 2:9-10). Поэтому «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного», – призывает нас Господь Иисус Христос (Мат. 5:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Расцвет М. А. м. в Чертолье начался после рождения в марте 1629 г. царевича Алексея Михайловича , названного в честь прп. Алексия, человека Божия, чья память празднуется 17 марта. Обитель становится местом царского богомолья: цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович посещали его в дни празднования именин почти ежегодно (8 и 12 раз; см.: Выходы государей. 1844. С. 29-127). Патриарх совершал богослужения в М. А. м. в день именин царя Алексея Михайловича в 1647 г., присутствовал на праздничных службах в 1654, 1657, 1666, 1668, 1675 гг. ( Токмаков. 1896. С. 30-31). Главным царским вкладом в М. А. м. было строительство каменного собора, завершившееся в кон. 1634 г.: 18 дек. в присутствии царя Михаила Феодоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарета освятили 2 престола: в честь Преображения Господня и в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (Выходы государей. 1844. С. 38). Сведения об освящении престолов ц. прп. Алексия, человека Божия, и придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери не сохранились, что, впрочем, не позволяет сделать вывод о более позднем их освящении. Не менее вероятно, что Алексиевская ц., как государево богомолье, была освящена ранее, осенью 1634 - весной 1635 г. Сложнее определить время возникновения Тихвинского придела Алексиевской ц. Впервые этот придел упоминается в нач. XVIII в., но не исключено, что он появился одновременно с 3 др. монастырскими престолами. Возведение 2 каменных церквей с 2 приделами относится к летнему строительному сезону 1634 г., поскольку в этом году подмастерья каменных дел Антип Константинов и Трефил Шарутин упомянуты как бывшие «у заводу и указу в Алексеевском девичьем монастыре у церкви Преображения Господня и да Алексея человека Божия». Подмастерья были награждены через 2 дня после освящения Преображенской ц., 20 дек. 1634 г. (Мат-лы для археол. словаря. 1867. Т. 1. Ч. 2. С. 37; Уваров. 1910. С. 383; Забелин. История города Москвы. 2003. С. 332). Возведение монастырских церквей за один строительный сезон объясняется стремлением не прерывать череду ежегодных царских выходов на богомолье «к ангелу» наследника. Сохранившиеся книги царских выходов начинаются с сент. 1632 г.; в 1633 и 1634 гг. царь Михаил Феодорович молился на вечерней службе 16 марта и на Божественной литургии 17 марта (Выходы государей. 1844. С. 11, 29).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

12. Мы искали солидарность, а пережили реальную соборность//Мы в России и зарубежье. 2007. 4 (47). С. 35-37 13. Ранние дневники о. Иоанна Кронштадтского и Л.Н. Толстого: поиск путей самопознания//Исповедальные тексты культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 2007. С.58-66 14. Миф и ритуал в романе И.А. Гончарова «Обломов»//Российская словесность: эстетика, теория, история. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию Б.Ф. Егорова. СПб-Самара, 2007. С. 197-200. 15. «Много я страдал…» Новая книга о святителе Игнатии Брянчанинове//Вода Живая (СПб Церковный вестник). 2008. 3. С.36-37 16. Пометы Н.В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация//Н.В.Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения: Мат-лы докладов и сообщений междунар. конф. М., 2008. С. 302-312 17. «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!» Св. прав. Иоанн Кронштадтский и адмирал С.О. Макаров (в соавторстве с А.Беляковым)//Родная Ладога. Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал. 2008. 2(4). С.73-82 18. Сурский  И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Примечания (в соавторстве с Т.Б.Ильинской). М., Отчий дом, 2008. С.583-649 19. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.5. Примечания. М., 2009. С. 442-447 20. О. Иоанн Егоров. Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008  ЕГОРОВ Иоанн Федорович, авторы  Ю. В. Балакшина и свящ. А. Берташ. Том 18-й, М., 2008.  С. 36-38. 21. Возвращение «блудного сына»: отношения церкви и культуры на рубеже XIX – XX веков//Вода живая. Приложение. 2009. 3 (110). С. 23-32. 22.  С.П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках//Восьмые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и его литературное окружение. М., 2009. С.92-98 23. Была ли услышана «чистосердечная повесть» Н.В.Гоголя? история распространения «Авторской исповеди» в списках (К постановке проблемы)//Н.В.Гоголь. Материалы и исследования.  Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 160-170 24. «Авторская исповедь»: парадоксы жанра. Тезисы//Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С.28-30

http://bogoslov.ru/person/4506664

Соч.: Миссия в РПЦ в современных условиях//Правосл. община. 1995. 30. С. 15-25; [Интервью по окончании междунар. конференции «Христ. миссии в XVIII-XX вв.»]/Корр.: Ю. Клиценко//ЖМП. 1995. 5. С. 44-45; Миссия Церкви в правосл. понимании: экклезиологические и канонические обоснования//Там же. 1996. 1. С. 70-77; [Интервью]/Корр.: О. Кирьянов//Там же. 1997. 7. С. 24-25; О миссионерской деятельности РПЦ//РЧ, 5-е. 1997. С. 138-148; Миссионерское служение РПЦ и вызовы современного мира: [Докл. на III Всецерк. миссионерском съезде. Моск. обл., «Поляны», 31 окт. 2002 г.]//ЦиВр. 2003. 1(22). С. 49-59; Миссионерское служение РПЦ на современном этапе: Докл. на архиерейском Соборе РПЦ 2004 г.//МисОб. 2004. 10(108). С. 16-24; За праздником «День всех влюбленных» стоит индустрия торговли и развлечений//Там же. 2005. 3(113). С. 10; Особенности современной миссии РПЦ//ЦиВр. 2006. 4(37). С. 44-59; Каждый приход должен стать миссионерским: Интервью//МЦВ. 2007. 4(353). С. 4; Любовь долготерпит. М., 2007 (совм. с: М. Годова); Современные основы образования и духовно-нравственного здоровья общества: Мат-лы участников Образовательных чтений Центр. Федерального округа, г. Белгород, 17-19 сент. 2007. Белгород, 2007; Корабль спасения. М., 20082 (совм. с: М. Годова); Прямой эфир владыки Иоанна на ГТРК «Белгород»//МисОб. 2008. 4(150). С. 10; [Интервью]/Корр.: А. Данилова, Ю. Годик//Там же. 8(154). С. 9-12. Лит.: Наречение и хиротония архим. Иоанна во епископа Белгородского//ЖМП. 1993. 4. С. 33-36; 15-летие архиерейской хиротонии владыки Иоанна//МисОб. 2008. 4(150). С. 9-10; Свят. Патриарх удостоил архиеп. Иоанна ордена св. блгв. кн. Даниила Московского//Там же. 7(153). С. 7-8; Архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн//http://www.blagovest.bel.ru/pages/arch.htm [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/469528.html

§ 176. Свидетельство новозаветнаго откровения Странно говорить, хотя и говорят иные 75 , что свидетельства в. завета о Христе Спасителе ничего не значат для христианина. Странно это уже и потому, что сам И. Христос отсылал иудеев к писанию в. завета как ясному свидетельству о Нем . Испытайте писания Аще убо бысте веровали Моисеови, и Мне веровали бысте; о Мне бо той писа ( Иоан. 5, 39. 48 . Тоже Лук. 18, 31 – 33; 24, 25. 27 ; Мат. 26, 54). Ап. Петр, указывая на основания веры в Христа Иисуса, говорит о себе и прочих самовидцах величия Иисусова и имамы известнейшее пророческое слово. Потом обращаясь к принявшим туже веру хвалит их за то, что они обращаются к сему слову как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Петр. 1, 16–19 ). Тем не менее христианин основывает свою веру в Христа Иисуса, как Спасителя мира, не на одном свидетельстве откровения ветхозаветного. Иисус Христос, показывая иудеям, как известное им откровение учит их о Нем, говорит, что Он имеет свидетельство о Себе более важное, чем свидетельства свидетелей земных, что Сам Отец пославший Его свидетельствует о Нем ( Иоан. 5, 34 – 37 ). Отец небесный не раз голосом с неба свидетельствовал о Иисусе: сей есть Сыне мой возлюбленный (Мат. 3, 17; 17, 5. Иоан. 12, 28. 29 ), свидетельствовал о том же чудесами. При самом благовестии о рождении Иисуса ангел назвал Марии и Иосифу Иисуса Спасителем потому именно, что Он спасет людей своих от грехов их (Мат. 1, 21. Лук. 1. 30–33 ). Сам Иисус Христос неоднократно исповедывал, что Он есть Мессия: исповедывал в беседе с самарянкою ( Иоан. 4, 25. 26 ), пред учениками Иоанновыми (Мат. И, 2 – 8), пред апостолами (Мат. 16,17 – 21), пред народом, требовавшим от Него исповедания о Себе ( Иоан. 10, 24. 25; 9, 37 . Мат. 22, 42), в молитве пред отцом своим ( Иоан. 17, 4. 5 ), пред первосвященником, заклинавшим Его сказать правду о Себе (Мат. 26, 63. 64). Свидетельство Иисуса о Себе Самом есть вполне несомненное для нас свидетельство о лице Его. Он знал, откуда и для чего пришел ; а слова и дела Его показывают, что Он мог говорить только одну истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арх.: РГАДА. Ф. 210. Московский стол. Стб. 189. Ст. 4. Л. 1-58; Белгородский стол. Стб. 1108;. Ф. 388. 845. Л. 328-350 [Копия 1785 г.]; Ф. 1180. Муромская губная изба. Оп. 1. 1; Ф. 1209. Столбцы по Мурому. 103/35995. Л. 61 об.- 62, 77, 219; Ф. 1209. Столбцы по Н. Новгороду. 629/20978. Л. 36-38; РГБ. Ф. 215. Архив М. М. Осоргина. Картон 3. 7, 14-17, 19. Соч.: Скрипиль М. О., ред. Повесть об Ульянии Осорьиной: Ист. коммент. и тексты//ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 256-323; Рус. повесть XVII в./Сост.: М. О. Скрипиль. Л., 1954. С. 39-47, 200-208; Повесть об Ульянии Осорьиной/Подгот. текста, коммент.: Т. Р. Руди//ПЛДР: XVII в. 1988. Кн. 1. С. 98-104, 612-615; То же//БЛДР. 2006. Т. 15: XVII в. С. 108-117; Житие Юлиании Лазаревской: Повесть об Ульянии Осорьиной/Исслед., подгот. текста: Т. Р. Руди. СПб., 1996. Ист.: ААЭ. Т. 3. 163. С. 230; 210. С. 308; 295. С. 437; 297. С. 438; АЮБДР. Т. 1. Стб. 694-696; Тихонравов К. Владимирский сб.: Мат-лы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губ. М., 1857. С. 147; Сторожев В. Н. Мат-лы для истории рус. дворянства. М., 1891. Вып. 1: Тысячная книга и десятни XVI в. С. 73, 86; Титов А. А. Ист. обозрение г. Мурома//Тр. Владимирской УАК. 1902. Т. 4. Прил. С. 45 (отд. паг.); Док-ты Печатного приказа (1613-1615 гг.)/Сост.: С. Б. Веселовский. М., 1994. С. 14, 150, 153. Лит.: Буслаев Ф. И. Идеальные жен. характеры Др. Руси// Он же. Ист. очерки. СПб., 1861. Т. 2. С. 238-268; Толстой М. В. Юлиания Иустиновна Осоргина, благочестивая и праведная помещица XVI в.// Он же. Рус. подвижники. М., 1868. С. 67-78 (То же//ДЧ. 1869. Ч. 1. 1. С. 3-17); Ключевский. Древнерусские жития. С. 322-323; он же. Добрые люди Др. Руси. М., 18962. С. 9-16; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Лихачев Н. П. Грамоты рода Осорьгиных//ИРГО. 1900. Вып. 1. Отд. 3. С. 14-40; История рус. лит-ры X-XVII вв./Ред.: Д. С. Лихачев. М., 1980. С. 351-354; Кротов М. Г. Новое об авторе «Жития Улиянии Лазаревской»//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 16-18; Руди Т. Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной»//Лит-ра Др. Руси.: Источниковедение. Л., 1988. С. 177-179; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 119-121; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной: (Лит. история произведения): АКД. Л., 1989; она же. «Повесть об Ульянии Осорьиной» и нижегородские земли//В память Отечества: Мат-лы науч. чт. Горький, 1989. С. 81-87; Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/2581645.html

В 1922 г. Д. литографически издал «Литургию» (для 3-голосного однородного хора), где воспроизвел сельские напевы устной традиции (вероятно, в своей обработке). В последние годы жизни принимал активное участие в деятельности гос. хоровой капеллы «Думка» и хоровой студии им. К. Стеценко, организовывал этнографические концерты. Из наследия Д. были переизданы только народные песни (лирницкий репертуар и духовные сочинения не издавались после 1903). Возможно, записи обработок церковных напевов наряду с коллекцией инструментов Д., каталогом песен и личными вещами погибли во время Гражданской войны в 1918-1920 гг. Имя Д. присвоено Уманскому муз. уч-щу, с 1995 г. в Киеве проводится ежегодный смотр-конкурс народных хоров его имени. Арх.: Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии НАНУ. Ф. 36-4, 16-17: Автобиография; Ф. 6-1: Васильчук М. Мат-ли до бuorpaфiï П. Д. Демуцького. Муз. соч.: Литургия. К., 1921; Дума о Федоре Безродном (слова народные); Зanobim, «Б " ють пороги», Чернець, «Yчimecя, брати моï» (песни на слова Т. Г. Шевченко). К., 1926; Лipa та ïï мотиви. К., 1903, 19072; Нар. укр. nichi в Kuïbщuhi. К., 1905. Ч. 1; 1907. Ч. 2; Перший десяток нар. укр. nicehь з репертуару Oxмamibcьkoro хору. К., 1906; Др. десяток нар. укр. nicehь з репертуару Oxмamibcьkoro хору. Б. м., 1906. Лит.: Козицький П. 50 pokib мyзuчho-emhorpaфiчhoï npaцi//Музика. К., 1924. 7-9; Kbimka К. В. П. Демуцький//Етногр. bichuk. К., 1928. Кн. 6. С. XXXV-LXV; Ященко Л. И. П. Д. Демуцький. К., 1957; он же. Украïнське народне багатоголосся. К., 1962; Зеленко Г. З icmopiï Oxмamibcьkoro хору П. Демуцького//Нар. mbopчicmь i emhorpaфiя. К., 1973. 4; Вакульчук О. А. Музично-фольклористична спадщина П. Демуцького//Рукописна та книжкова спадщина Украïни. К., 2000. Вип. 6. С. 28-35; Богданова О. В. Збiphuk П. Демуцького «Лipa та ïï мотиви» у kohmekcmi лiphuцьkoï mpaдuцiï//Украïнське музикознавство. К., 2001. Вип. 30. С. 116-129. Л. А. Пархоменко, Е. Ю. Шевчук Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/171677.html

Этим признаком христианские догматы отличаются а) от частных мнений о предметах откровения божественного; и ещё более б) от догматов еретических или, как выражаются св. отцы, от догматов нечестия, составляемых произволом, с намеренным извращением смысла слов откровенных 15 . Догмат вселенской церкви выражает возможно-точным образом мысль ума Божия о созерцательном предмете веры. Учение о предметах веры в первые времена излагали не отдельно от учения о жизни христианской, так как самые созерцательные истины христианства по своему свойству находятся в неразрывной связи с правилами жизни. – Тем не менее отцы церкви уже с точностью отделяли область догматов, как истин созерцательных, от области правил христианских. «Благочестие, говорит св. Кирилл иерусал., состоит из двух предметов, из точных священных догматов и из дел добрых; догматы без добрых дел неприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия» 16 . Св. Григорий нисский разделяет содержание откровенного учения ιςτο θικον μρος κα ις δογμτον κριβεαν «на нравственную часть и на точные догматы» и в подтверждение указывает на слова Спасителя: шедше научите вся языки – учаще блюсти вся, елика заповедах (Мат. 28:19, 20) 17 . – По словам св. Златоуста, христианство требует как правильности догматов, и так и здравой жизни» 18 . Так и соборы вселенские называли догматами исповедания веры, составленные ими по нуждам времени, а все другие постановления свои называли канонами или правилами жизни 19 . Таким образом, догматы – предмет догматического богословия – означают неизменные созерцательные истины откровенной религии. Иначе сущность может быть выражена так: тогда как религия есть связь человека с Богом, определяемая отношением Бога к человеку или человека к Богу, догматы, в противоположность нравственным мыслям, означают созерцательные мысли откровения о Боге и Его общении с человеком, иначе откровенны созерцательные истины, сознаваемые отдельно от истин практических. § 3. Различие догматов а) по отношению к познанию нашему

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В наст. время не потеряли своего значения лингвистические, естественнонаучные и этнографические труды миссионера. В 1869 г. в «Томских ГВ» под названием «Алтайцы» публиковались этнографические статьи В., впосл. изданные отдельной книгой - «Алтайские инородцы» (М., 1893). В «Трудах имп. Вольного экономического общества» выходили статьи В. по пчеловодчеству. Н. И. Анненков использовал собранные В. сведения о флоре Алтая при составлении «Ботанического словаря» (1856). В 1871 г. РГО присудило миссионеру серебряную медаль, в 1878 г. он был избран членом-сотрудником Зап.-Сибирского отдела об-ва. В. являлся также действительным членом имп. Об-ва акклиматизации животных. Большое внимание миссионер уделял изучению алтайского языка. В 1857-1868 гг. работал над «Грамматикой алтайского языка» (Каз., 1869) и «Руководством к изучению алтайского языка». В 1884 г. Правосл. миссионерское об-во издало «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (Каз., 1884), над составлением к-рого В. трудился ок. 30 лет. Неск. сочинений В. посвящены истории Алтайской миссии. В ЦХАФАК (Барнаул) хранится автограф написанной В. в 60-х гг. истории миссии при ее основателе прп. Макарии (Глухарёве) . В работе широко использованы документы из первоначального архива миссии, уничтоженного пожаром в 1886 г. В июне 1989 г. в Горном Алтае прошла научная конференция, посвященная 120-летию издания «Грамматики алтайского языка». 12 окт. 1990 г. в Новосибирске состоялась всесоюзная конференция, посвященная 100-летию со дня кончины В. Соч.: Заметки кочевого алтайца//Вестн. РГО. 1858. Ч. 24. Кн. 11. С. 77-109; Зап. миссионера Кузнецкого отд-ния Алтайской духовной миссии свящ. В. Вербицкого за 1860 г.//ДЧ. 1861. Ч. 3. 9. С. 75-98; Зап. …за 1861 г. М., 1862; Зап. …за 1862 г.//ПО. 1863. Т. 10. Февр. С. 143-161; Лечение болезней у калмыков-алтайцев//Томские ГВ. 1863. 24, 25; Пчеловодство на Алтае в 1874 г.//Тр. Вольного экон. об-ва. 1875. Т. 3. Вып. 3. С. 245-346; Миросозерцание и нар. творчество сибир. инородческих племен: Этногр. мат-лы//Литературный сб. СПб., 1885. С. 337-351; Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю 50-летнего ее юбилея//Памятная книжка по Томской губ. 1885 г. Томск, 1885. С. 142-221; Мат-лы для истории Алтайской духовной миссии//Томские ЕВ. 1888. 17. С. 16-18; Катехизическое поучение «О Боге едином, но троичном в Лицах»//Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сб. Новосиб., 1998. С. 46-55; [список тр. В.//Там же. С. 202-211].

http://pravenc.ru/text/150383.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010