Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

В апр. 1943 г. З. возведен митр. Сергием (Воскресенским) в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину. Награжден правом ношения за богослужением митры. В февр. 1944 г. эвакуирован немцами из Пскова в Ригу, затем в Шяуляй (Литва), в марте назначен начальником Внутренней православной миссии. Служил в шяуляйском Петропавловском храме. 18 авг. 1944 г., после освобождения Шяуляя советскими войсками, арестован. Находился в заключении в тюрьмах Вильнюса, Москвы, Ленинграда (с сент. 1944). Проходил по следствию вместе с др. участниками Псковской миссии. 15 янв. 1945 г. Военным трибуналом НКВД Ленинградского округа приговорен к 20 годам ИТЛ. С авг. 1945 г. находился в Карагандинском ИТЛ (Карлаг) в с. Долинское (Долинка). В лагере поддерживал переписку с духовными детьми, оставшимися в Пскове, наставлял их в письмах. Скончался в заключении. Похоронен на «Мамочкином» кладбище с. Долинского в безвестной могиле. Соч.: Церковь Бога Живаго: Столп и утверждение истины: (Собеседование с баптистами)//СПбЕВ. 2002. Вып. 26/27. С. 119-121; Христос - лоза, мы - ветви. Духа не угашайте. Веротерпимость//Там же. С. 119-121. Арх.: ГИА Латвии. Ф. 4754. Оп. 2. Д. 187; Архив УФСБ Псковской обл. Д. 1118-44; А-10676; А-21232; ЦГА С.-Петербурга. Ф. 9384. Оп. 1. Д. 7. Лит.: Сахаров С. П. Правосл. церкви в Латгалии. Рига, 1939. С. 26-29, 34-38; Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Мат-лы к истории Рус. Студенческого Христ. Движения. [П.], 1993. С. 300; В огне войны: РПЦ в 1941-1945 гг. (по мат-лам Ленинградской епархии)/Сост.: М. В. Шкаровский//Русское прошлое. СПб., 1994. Кн. 5. С. 285, 313; Полчанинова Р. В. Псковская Православная Миссия//Правосл. Русь. Джорд., 1998. 12. С. 14-15; Синодик С.-Петербургской епархии. С. 51; Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955): Мартиролог правосл. священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг. М., 1999. С. 31-32, 132-135, 218; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002. С. 381-387, 396-397, 513; он же. Политика Третьего Рейха по отношению к РПЦ в свете архивных мат-лов, 1935-1945: Сб. док-тов. М., 2003. С. 240-246; Обозный К. П. Народное образование, Псковская миссия и церк. школа в условиях немецкой оккупации северо-запада России//ВЦИ. 2006. 4. С. 176-206.

http://pravenc.ru/text/182489.html

Соч.: Жизнь и творчество Виктора Несмелова//Вестн. Белорус. Экзархата. 1990. 5. С. 32-36; 1991. 6. С. 40-44; История Новогрудской епархии от основания до наст. времени//Habarpaдckiя чыmahhi. Навагрудак, 1993. С. 16-30; Leben und Werk des russischen Theologen V. I. Nesmelow//Wort und Dienst. Biefeld, 1995. Bd. 23. S. 187-199; Библия и медицина//Вестн. С.-Петербургского отд-ния РАЕН. 1997. Т. 1. 3. С. 297-303; Церковь, Литургия и образование//ХЧ. 1999. 18. С. 92-104; Естественные науки и правосл. нравственная идея в XXI в.//Вестн. РАЕН. СПб., 2001. Т. 5. 1. С. 5-12; Опыт встречи: К 100-летию Религиозно-филос. собраний//ЖМП. 2003. 1. С. 64-71; Церковь и Евхаристия//Правосл. учение о Церкви: Мат-лы богосл. конф. Клин, 2004. С. 153-172; Патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отеч. войны//Вестн. образования и развития науки РАЕН. СПб., 2005. Т. 9. 2. С. 27-38; Эсхатологическое учение в творениях св. отцов и его значение в совр. мире//ХЧ. 2005. 25. С. 33-66; РПЦ и Гос. Дума: К 100-летию учреждения Гос. Думы в России//Диалог отеч. светской и церк. образовательных традиций: Мат-лы Покровских чт. 2005-2006 гг. СПб., 2006. С. 5-24; Становление личности в духовных школах: св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон//ХЧ. 2007. 28. С. 4-37; «Да будет воля Твоя»: К 90-летию убиения Царской семьи//Родная Ладога. СПб., 2008. 4. С. 8-23; «Господь не оставит Россию»//Рус. поле Зауралья. Курган, 2009. 1. С. 2-11; Таинство Евхаристии: богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: 5-я междунар. богосл. конф. М., 2009. Т. 2. С. 11-27; С верой в Победу//Тобол. Курган, 2010. 19. С. 58-69; О духовном образовании и патриотическом воспитании студентов духовных школ//Вестн. Екатеринбургской ДС. 2011. Вып. 1. С. 12-27; Оружием Божией веры: О величии и совр. значении проповеднического и пророческого подвига св. прав. Иоанна Кронштадтского//Иркутский Кремль: Правосл. альм. 2012. 1(8). С. 10-17; «...Остается одна Россия»: К 200-летию изгнания войск Наполеона с Земли Русской//Родная Ладога. 2012. 2(20). С. 157-177; Брестская уния 1596 г. как церк.-полит. плод унионального богословия//Родная Ладога. 2013. 1(23). С. 167-191; Путь Царский//Вестн. Екатеринбургской ДС. 2013. Вып. 1(5). С. 14-38; …И «тогда воздвигается Сергий»: (К 700-летию великого святого земли Русской Сергия Радонежского)//Родная Ладога. 2014. 2(28). С. 16-31; «Не разлучившись с паствой»: Подвиг рус. правосл. духовенства в первую мировую войну 1914-1918 гг.//Там же. 3(29). С. 75-105; Украденная победа: К 100-летию начала первой мировой войны//Русь Державная: Газ. М., 2014. 237.

http://pravenc.ru/text/2057000.html

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

Точная дата смерти Г.- 2 июля 1609 г., указанная в кормовой части синодика Рождество-Богородицкого собора, свидетельствует, что владыка умер в Суздале. Похоронен в кафедральном соборе «у правого столпа». Г. завещал собору «Октай печатный и колокол большой, и за тот вклад поминать июля в 13 день». Со смертью владыки следует связывать описание суздальского собора и его имущества 1609 г., текст к-рого не сохранился, часть информации описи была использована А. Фёдоровым. Арх.: РГАДА. Ф. 149. Оп. 1. 9. Л. 1-1 об.; Ф. 281. ГКЭ (Казань). 6427-6429; ГИМ ОР. Увар. 252. Л. 10 об.- 11 об.; ГА Владим. обл. Ф. 575. Оп. 1. 34. Л. 27-28. Ист.: СГГД. Т. 2. С. 208, 292; ААЭ. Т. 2. С. 41, 46, 106; АИ. Т. 2. С. 132, 133; Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1: 1578-1613 гг. С. 407, 416; ПСРЛ. Т. 14. С. 82; АССЕМ (по указ.); Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. 10. С. 86; 14-15. С. 89-94; АСЗ. М., 2002. Т. 3. 325. С. 267. Лит.: Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Мат-лы. С. 31, 32, 46, 201; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. Стб. 293, 655-656; Воробьёв Г. А. Смутное время: Деятельность духовенства (1605-1613 гг.)//РА. 1892. 1. С. 24; Диев М. Я. , Титов А. А. Суздальская иерархия. М., 1892. С. 62, 65-68. (Мат-лы по истории РЦ; Вып. 4); Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 179, 360; Мордовина С. П. К истории утвержденной грамоты 1598 г.//АЕ за 1968 г. М., 1970. С. 138-139; Ульяновский В. И. Правосл. церковь и Лжедмитрий I//Архив РИ. 1993. Вып. 3. С. 37; Тюменцев И. О. Смута в России в нач. XVII столетия: Движение Лжедмитрия II. Волгоград, 1999. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/161487.html

1930) тюрьмах. 3 сент. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к расстрелу с заменой 10 годами ИТЛ. 28 сент. отправлен по этапу в Карелию. Отбывал срок в Свирьском ИТЛ: с 3 окт. 1931 г.- в Бажанах, а с янв. 1932 г.- в Свирьстрое. 7 нояб. 1932 г. переведен в Соловецкий ИТЛ, до нояб. 1933 г. занимался канцелярской работой в г. Кемь. В 1934 г. отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ на строительство канала: отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, с мая по нояб. 1934 г.- в Тунгуде, со 2 нояб. 1934 по 15 июня 1937 г.- в Надвоицах и с 18 июня 1937 г.- в Уросозере. В лагере работал на лесоповале, был сторожем, пильщиком, экономистом, делопроизводителем, плетельщиком корзин. В свободное время писал стихи. 14 окт. 1937 г. взят под стражу в лагере по обвинению в антисоветской агитации. 20 нояб. Особой тройкой УНКВД Карельской АССР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение, Ж. расстрелян вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Похоронен в общей безвестной могиле. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. 100256; Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-13738; Архив СБУ. Д. 38183фп; Информ. центр МВД Карелии. Картотека Соловецкого лагеря. Карточка личн. д. 2507; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Соч.: К вопросу о вечных муках//Христ. мысль. 1916. 7/8. С. 78-93; 9. С. 52-69; Тайна любви и Таинство брака//Там же. 1917. 1. С. 61-75; 3/4. С. 34-54; 5/6. С. 41-51; 7/8. С. 15-29; Из дум о братстве в Церкви//Там же. 1917. 5/6. С. 142-149; Литургический канон теперь и прежде: К вопр. о церк. реформе. В ограде верных//Там же. 1917. 9/10. С. 3-26; С.-Петербургские ЕВ. 1991. 1. С. 24-28; «Солнце здесь невечереющее. Оно не знает заката»//Сев. просторы. 1992. 1/2. С. 27-31; 3/4. С. 28-33; «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»//Рус. пастырь. Джорд., 1997. 28/29. С. 5-8; «Много званых, но мало избранных»//Там же. 2000. 37/38. С. 18-20; «Мы должны все претерпеть ради Христа...»: Проповеди, богосл. эссе, письмо из ссылки к своей пастве. М., 2008. Лит.: Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 73, 74, 78, 79, 99, 100; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 428, 438-439; Шкаровський М. В. Icmuhho-Npabocлabha Церква проти радянськоï влади: укр. cmopihku//Людина i cbim. 1997. 8. С. 40, 41, 43; он же. Истинно-православные на Украине//Правосл. жизнь. Джорд., 1998. 9. С. 3-11; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 70, 91-96, 103, 112, 117, 124, 125, 152, 365, 366, 375; Цыпин. История РЦ. С. 209, 661; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 13, 40-42, 86, 90, 93, 94, 307; Semenenko-Basin I., Procenko P. Anatolij hurakovskij. Mil., 1999. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/182361.html

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

Соч.: Триодь Моисея Киянина в аспекте историко-типологического изучения древнерус. певч. рукописей//Musicae ars et scientia. К., 1999. С. 100-109. (Наук. bichuk НМАУ; 6); Методы информатики в источниковедении древнерус. церк. пения//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. С. 447-453; Принципы организации каталога древнерус. песнопений//Монастырская традиция в древнерус. певч. искусстве. СПб., 2000. С. 243-256 (совм. с Ю. В. Артамоновой); О соотношении певч. книг эпохи Студийского устава: Триоди, Постные Стихирари и богослужебные певч. сборники//ЕжБК. 2000. С. 514-520; Отражение устной истории древнерус. певч. искусства в курсе истории музыки//Муз. образование в контексте культуры: Мат-лы науч.-практ. конф. Москва, 27-29 окт. 1998 г. М., 2000. С. 77-83; Церковно-певч. рукописи Древней Руси XI-XIV вв.: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001, 2005; Древнерус. певч. рукописи эпохи Студийского устава как источник сведений о богослужебном пении//Церк. древности: VIII Рождеств. чт.: Сб. докл. конф. (27 янв. 2000 г.). М., 2001. С. 272-284; Древнерус. церковно-певч. книжность XI-XIV веков в историко-функциональном аспекте: Докт. дис./РАМ. М., 2002; Функциональные особенности богослужебных певч. книг эпохи Студийского устава//Гимнология. М., 2003. Вып. 3. С. 53-63; Древнерус. певч. рукописи Студийской эпохи в их отношении к богослужебному уставу//Там же. Вып. 4. С. 100-115; Региональные аспекты изучения древнерус. певч. книжности//Муз. образование в контексте культуры: Мат-лы науч.-практ. конф., 25-27 окт. 2000 г. М., 2003. С. 108-118; Муз. культура Др. Руси в певч. рукописях XI-XIV вв.: Учеб. пособие/РАМ. М., 2004; Специфика древнерус. певч. книжности XI-XIV веков//Рус. муз. культура: Совр. исслед. М., 2004. С. 5-25. (Сб. тр. РАМ; 164); Церковно-певч. искусство//БРЭ. [Т. :] Россия. М., 2004. С. 778-780; Диахронические аспекты древнерус. певч. искусства: о преемственности в монастырском церковном пении//Муз. образование в контексте культуры: Мат-лы науч.-практ. конф., 20-22 ноября 2002 г. М., 2004. С. 111-122; О взаимодействии устной и письменной традиции в древнерус. певч. искусстве XI-XIV вв.//Музыка России: От средних веков до современности. М., 2004. С. 5-25; Об устройстве певч. дела домонг. Руси//Звуковое пространство православной культуры. М., 2008. С. 52-61. (Сб. тр. РАМ; 173).

http://pravenc.ru/text/182407.html

Соч.: Житие Алексея, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937; Древнерусская повесть. М.; Л., 1940; Слово о полку Игореве: Библиогр. изданий, переводов и исследований. М.; Л., 1940; Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947; [Вступ. ст.]//Хождение за три моря Афанасия Никитина, 1466-1472. М.; Л., 19582; Древнерусская литература и фольклор. М., 19742; «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII вв. М.; Л., 1968. Лит.: Еремин И. П. Очерк научной деятельности члена-корреспондента АН СССР В. П. Адриановой-Перетц//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 21-32; В. П. Адрианова-Перетц/Вступ. ст. Д. С. Лихачева; Библиогр. сост. Р. И. Горячевой. М., 1963. (Мат-лы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. лит-ры и языка; Вып. 4); Гудзий Н. К. К семидесятилетию В. П. Адриановой-Перетц//РЛ. 1963. 2. С. 264-266; Дробленкова Н. Ф. К 75-летию В. П. Адриановой-Перетц//ИзвОЛЯ. 1963. Т. 22. Вып. 2. С. 153-155; она же. Список печатных трудов члена-корреспондента АН СССР В. П. Адриановой-Перетц за 1957-1968 гг.//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 15-20; она же. Адрианова-Перетц В. П.//Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 1: А-В. С. 38-40; Лихачев Д. С. Изучение русской литературы X-XVII вв. за 50 лет//РЛ. 1967. 3. С. 88-101; он же. История древней русской литературы в трудах В. П. Адриановой-Перетц//ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 5-14; Кузьмина В. Д. В. П. Адрианова-Перетц: К 80-летию со дня рождения//ИзвОЛЯ. 1968. Т. 27. Вып. 2. С. 174-176; Дробленкова Н. Ф. , Дмитриев Л. А. , Лихачев Д. С. , Панченко А. М. В. П. Адрианова-Перетц (некролог)//ИзвОЛЯ. 1973. Т. 32. Вып. 1. С. 100-103; Каган М. Д. Традиции изучения древнерусской литературы в филологической науке//РЛ. 1973. 4. С. 237-240; Бялый Г. А. В. П. Адрианова-Перетц//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 44-46; Там же статьи Дробленковой Н. Ф. , Колпаковой Н. П. , Коноваловой О. Ф. , Лихачева Д. С. , Лурье Я. С. , Назаревского А. А. , Панченко А. М. ; Указатель статей и материалов, напечатанных в т. 21-30 ТОДРЛ (1965-1975)//ТОДРЛ. 1975. Т. 30. С. 367; Адрианова О. Н. , Адрианова Л. Н. Воспоминания о Варваре Павловне Адриановой-Перетц//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 9-11.

http://pravenc.ru/text/63628.html

переводов Свящ. Писания Нового Завета, связанных с С.-Петербургом - Ленинградом//Из истории православия к Северу и Западу от Вел. Новгорода. Л., 1989. С. 85-114; Тайна и откровение: О смысле жизни//ХЧ. 1991. 1. С. 87-95; 2. С. 97-107; 3. С. 61-67; 5. С. 44-55; Библеистика в РПЦ в XX в.//Правосл. богословие на пороге 3-го тысячелетия: Богосл. конф. РПЦ. Москва, 7-9 февр. 2000 г.: Мат-лы. М., 2000. С. 30-38; То же//ЦВ. СПб., 2004. 4. С. 43-47; Die Macht der Kirche und die Auslegung der Bibel: Eine orthodoxe Perspektive//Auslegung der Bibel in orthodoxer und westlicher Perspektive: Akten des west- ö stlichen Neutestamentler/innen-Symp. von Neamt vom 4.-11. Sept. 1998. Tüb., 2000. S. 73-79. (WUNT; 130); История начала//Правосл. летописец С.-Петербурга. 2001. 8. С. 36-44; Основные антропологические понятия в Посланиях св. ап. Павла//АиО. 2002. 1(31). С. 13-18; Элементы триадологии в Свящ. Писании Нового Завета//Там же. 2002. 2(32). С. 15-22; Взгляды на теорию эволюции в Правосл. Церкви//Teoria dell " evolutione: Lo sguardo della scienza e della fede Cristiana: Seminario scientifico italo-russo. Gargnano, Р. 98-121; Церковь Христова в Посланиях св. ап. Павла//ЖМП. 2003. 11. С. 60-67; То же//АиО. 2004. 1(39). С. 13-24; Ап. Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени//ЦВ. СПб., 2004. 5; Концепция личности в Ветхом и Новом Завете//Там же. 6/7; Мудрость равновесия// Аверинцев С. С. Собр. соч. К., 2004. [Т.: Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы.] С. 482-488; Этюд о толерантности//ЦВ. СПб., 2005. 5(65). С. 30-33; С кем спорил великий апостол?: Диатрибы в Посланиях св. ап. Павла//Там же. 6/7(66/67). С. 27-31; Связь новозаветной антропологии с сотериологией//Церковь и медицина. СПб., 2005. 1. С. 8-9; Посттрадиционное общество и катехизация//Личность и традиция: Аверинцевские чт. К., 2005. С. 42-55; Евангельские переводы С. С. Аверинцева//Там же. С. 213-219; Эсхатология в Новом Завете: Темы и проблемы//ХЧ. 2005. 25. С. 67-79; Диатриба в Посланиях ап. Павла//Библия и европейская лит.

http://pravenc.ru/text/200389.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010