В Новом Завете слово: δμος, встречающееся только в одних Деяниях Апостольских, означает собрание представителей из народа иудейского и язычников, вече: Деян. 12:22 : Когда Ирод сел на судище и говори к народу, народ возглашал: δμος πεφνει; Деян. 17:5 : иудее, собравше народ, χλοποισαντες, искаху их (Павла и Силу) извести к народу (ες τòν δμον); Деян. 19:30. 33 : в Ефесе, во время народного восстания против Павла, Павел хотяше внити в народ, ισελϑεν ες τòν δμον. От народа же (κ το χλου) избраша Александра, который хотел отвечать народу, πολογεισϑαι τ δμ. Из всех сих мест видно, что δμος означает нарочитое сходбище народа, собрание народное, – этот δμος в собрании иногда шумел, вел себя беспокойно, как χλος – буйная чернь. Πλϑος употребляется и у LXX (редко) и в Новом Завете также в смысле множества народа, напр., 2 Парад. 12:3: и не бе числа народу, το πλϑους, пришедшему с ним. Деян. 14:4 : разделишася множество града, πλϑος τς πóλεως, ови бяху со иудеи, ови же со Апостоли; 19:9: нецыи ожесточахуся, злословяще путь Господень пред народом – νπιον το πλϑους; 21, 22: всяко подобает народу снитися, πλϑος συνελϑεν. Иногда при πλϑος поставляется λαòς, напр., Лук. 6:17. 23, 27 . Иоан. 5:3 . Деян. 14:1 , πολ πλϑος το λαο, многое множество людей. ’χλος употребляется у LXX и в Новом Завете в значении толпы простого народа, черни, народа из всех сословий и обоего пола: 3. Цар. 20:13 – видиши ли весь народ, χλον, сей великий; Езек. 23:24: и приидут на тя вси колесницы со многим народом, μετ’ χλου λαν; Мат. 4:25 по нем идоша народи мнози, χλοι πολλο; 13:2 и весь народ на брезе стояше, πς о χλος; 15:10: и призвав народы, προσκαλεσμενος τòν χλον. χλος составляет плотную массу народа, сквозь которую трудно пробиться, которая ломится тысячами, которая угнетает, давит самого Иисуса, которая не дает к Нему доступа матери и братьям: Лук. 8:48 егда же идяше, народи угнетаху Его, ο χλοι συνπνιγον ( Марк. 5:31 συντλιβον); 8:19 мати и братия не можаху беседовати к Нему народа ради, δι τòν χλον; Марк. 2:4 когда в Капернауме к дому, где был Иисус, принесли расслабленного и не могли взойти в дом от тесноты (не могущим приблизитися к нему народа ради, δι τòν χλον), тогда проломали крышу на доме и спустили расслабленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

• игумен Марк (Лозинский) (сост.) Злые духи и их влияние на людей — Паломник, 1991. — 192с. • Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского./Сост. игумен Марк (Лозинский). М.-СПб., 1995. • Марк (Лозинский; игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) — М., Моск. Патриархия: Благо, 1997. — 303 с. • Игумен Марк (Лозинский). Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. • Отечник проповедника (Составитель игумен Марк (Лозинский)) — 2008. — 736с. — 5 000 экз. • Игумен Марк (Лозинский) Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова — Ладан, 2008. — 152с. — 3 000 экз. —ISBN 9-785869-83031 • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Завершение многолетнего богословского труда [присвоение степени доктора богословия проф.-прот. Александру Ветелеву]//Журнал Московской Патриархии. М., 1968. 2. С. 21-24. • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов)//Журнал Московской Патриархии. М., 1968. 11. С. 78-79 • Марк (Лозинский), иеромонах, доцент МДА. Святитель Игнатий (Брянчанинов)//Журнал Московской Патриархии. М., 1969. 2. • Матфей (Мормыль), игумен, преподаватель МДА. Защита диссертации [Игумен Марк (Лозинский). «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)»]//Журнал Московской Патриархии. М., 1969. 9. С. 16-17. • Марк (Лозинский), профессор-игумен. Столетие храма Московской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. М., 1970. 4. • Марк (Лозинский), игум. Пособие для практических занятий студентов МДА. Загорск, 1970. • Марк (Лозинский), игумен. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) (автореферат магистерской диссертации)//Богословские труды. М., 1971. 6. С. 226—231. • Марк (Лозинский), игумен, профессор МДА. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского//Журнал Московской Патриархии. М., 1972. 12.Марк (Лозинский), игумен, профессор. Магистерский диспут протоиерея Н. Демьяновича («История Православия на Холмщине (1768—1917 гг.)»)//Журнал Московской Патриархии. М., 1973. 1. С. 23-24.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Краткая историческая справка – Апостол и Евангелист Марк: Святой апостол и евангелист Марк, называемый так же Иоанн-Марк ( Деян. 12, 12 ), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы , родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Еврейское имя его было Иоанн, а по-латински – Марк. Он происходил из колена Левиина, от племени священнического. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов ( Мк. 14, 51–52 ). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ( Деян. 12, 12 ). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла, и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ( Деян. 13, 6–12 ). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, оттуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь . Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе и в Вавилоне. Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святой Евангелие (ок. 62–63 гг.). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учителя Церкви, как Климент Александрийский , святитель Дионисий, свт. Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для александрийских христиан. Затем Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собрались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Дай Бог нам всем мудрости для добра и любви к каждому человеку, даже врагу, потерявшему человечность! р. Б. Анна 29 апреля 2014, 01:11 Была у нас в школе учительница одна. И она так хорошо сказа про мат, я до сих пор помню: " Вот мат-это что? Вы сами-то подумайте! Он весь построен на одних детородных органах! На той части организма откуда мы с вами все и появились! " Через пару лет в дополнение к этим словам я услышала проповедь священника: " Мат-это проклятие своих родителей! Своей матери и своей земли! " . Павел Ребровский 28 апреля 2014, 23:14 мат-это проблема человека, которую он решает по мере своих ощущений. Светлана 28 апреля 2014, 18:52 Я считаю, что мат-это спам, духовная грязь, разрушающая душу человека. Мат-это грех, в котором нужно каяться и изживать. Матерится,сквернословит человек от скудности своего языка. На мат отзываются бесы. Иван Иваныч 28 апреля 2014, 17:16 Татиана, не надо лгать, Вы не на Майдане. Я прожил на Западной Украине 20 с лишним лет, и много раз был свидетелем, как местное население ругалось матом не только по-украински, но и по-польски и даже по-мадьярски. Светлана К. 28 апреля 2014, 15:55 Согласна с Дмитрием! Мат - явление инфернальное, бесовское. И он не русский (почитайте Василия Ирзабекова " Тайна русского слова " ). Очень жаль что мы, православные, переняли его от язычников во время монголо-татарского ига и вместо молитв к Богородице, грязно хулим Ее честное имя. Эта мерзкая брань настолько вьелась в души наших людей, что они даже не понимают, что ругаться матом неприлично и искренне удивляются, когда делаешь замечания. Больно и грустно смотреть на почти поголовную деградацию нашего народа. Да поможет нам Господь и Его Пречистая Матушка победить это непотребство в душах наших соотечественников! Лариса Воронина 28 апреля 2014, 14:11 Матерятся не от плохой жизни, а от привычки. Стоит себя пол годика сдерживать, так привычка уйдет. Потом матерные слова начнут резать слух и вызывать отвращение. Способ протестирован:). Дмитрий 28 апреля 2014, 13:38

http://pravoslavie.ru/70250.html

Пермь, 1997. Ч. 1: 1918-1928 гг.; он же. Духовенство Пермской епархии в 1928-1965 гг.: Век гос. атеизма. Пермь, 1997. Ч. 2; он же. РПЦ в 1943-1965 гг. по мат-лам Пермской епархии//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 2001; он же. Пермская епархия в 20-х гг. ХХ в.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 64-83; он же. Духовенство Пермской епархии в годы гражданской войны//Гражданская война на Востоке России: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Пермь, 25-26 нояб.). Пермь, 2008. С. 9-13; Мухин В. В. Из истории крестных ходов Пермской губ.//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 2. С. 147-152; Нечаев М. Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале//Там же. Т. 1. С. 83-91; он же. Благотворительная деятельность Православной Церкви в Пермской епархии в нач. ХХ в.//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 117-119; он же. Милосердие и благотворительность Церкви на Урале//Милосердие и благотворительность в рос. провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2002 г. Екат., 2002. С. 114-116; он же. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004; Носов А. В. Мемориал скорби: К захоронению жертв полит. репрессий в р-не 12-го км Моск. тракта вблизи г. Екатеринбурга. Екат., 1997; Серафим (Кузнецов), игум. Памяти прот. Стефана Луканина//Святоотечество. Пермь, 1997. Вып. 1. С. 69-88; Черных А. В. Миссионерство среди народов Прикамья//Христ. миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 1. С. 83-91; Благотворительность: история и возрождение: Мат-лы науч.-практ. конф. Пермь, 1998; Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екат., 1998; Вяткин В. В. Пермской епархии - 200 лет. Пермь, 1999; он же. Ставший символом Перми: Спасо-Преображенский кафедр.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Пояснения: I. Господь Иисус Христос Сам Себя называл то Сыном Божьим, то Сыном Человеческим. Первое название относится к Его Божеству, второе к Его человеческому существу. Чтобы дать нам пример скромности, Он обыкновенно называл Себя Сыном Человеческим. II. И люди называются сынами и дочерьми или детьми Божьими, но не в настоящем, действительном смысле, как будто бы они были от Бога рождены, а в другом смысле, в образном, т. е. что они созданы Богом, а также в том смысле, что людям, когда они каются, Бог отпускает грехи и дарует Свою милость, как отец, принявший своего раскаявшегося блудного и расточительного сына, и что через приобщение святых Таин они по милости Божией духовно возрождаются. Если бы кто-нибудь из людей назвал себя сыном Божиим в таком смысле, как назвал Себя Господь Иисус Христос, то это было бы богохульством. III. Апостол Павел говорит, что в Господе Иисусе Христе «обитает вся полнота Божества» ( Кол.2, 9 ). IV. Апостол Иоанн написал: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (I Иоанн 5, 20). V. Господь Иисус Христос не хотел блеском Своего Божества удивить людей; наоборот, Он говорил и действовал так, чтобы возбудить в их душах доверие, уважение, веру и любовь к Себе. Он хотел, чтобы люди сами почувствовали потребность вникнуть в тайну Его личности и чтобы, наблюдая за Его жизнью и деятельностью, особенно же видя Его чудеса и переживая Его слова, они с Его благодатной помощью сами начали познавать Его Божество. Это был самый верный, самый истинный прием воздействия на человеческие души, достойный Богочеловека и Искупителя. VI. Главные чудеса, совершенные Спасителем, следующие: превращение воды в вино (Иоанн 2, 1–11); воскрешение мертвых – именно дочери Иаира (Мат.9, 25), сына наинской вдовы (Лука 7, 11–17) и Лазаря (Иоанн 11, 1–44); исцеление тяжело больных без лекарств: слепых (Мат.9, 27–32; Марк 8, 22–26 ), слепого от рождения (Иоанн 9, 1–8), глухонемого ( Марк 7, 32–37 ), женщины, страдавшей кровотечением (Мат. 9, 20–22), прокаженных (Лука 17, 12–17) и многих других больных; усмирение морской бури (Мат.8, 24–28); хождение по морю (Мат.14, 25), насыщение свыше пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мат.14, 15–21); знание человеческих мыслей и действий (Мат.9, 4; 12, 14–15; 14, 13–16; Иоанн 1, 48–49) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она – а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная ( Лук. 10, 27 ); б) должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей ( Иоан. 14, 15. 21 ); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мат. 5, 16) и г) простираться до того, чтобы мы готовы были, ради имени Божия, погубить самую свою душу ( Марк. 8, 35 ). Равным образом, изображая свойства любви к ближним, учил, чтобы мы – а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мат. 5, 44–48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мат. 5, 22; 7, 1. 2. 12); в) сами великодушно переносили все оскорбления и прощали за все обиды не только до седьми крат, но до седьмидесяти крат седмерицею (Мат. 5, 38. 39; 6, 14; 18, 22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мат. 5, 36. 42; Лук. 6, 35 ), и д) были готовы, в потребных случаях, положить самую душу свою за други своя ( Иоан. 15, 13 ). А чтобы возбудить людей к принятию и исполнению того и другого закона, закона веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствия и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению (Мат. 25, 41; Лук. 13, 28 ); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. 19, 28. 29; 25, 34) 320 ; в) наконец – на ту беспредельную и, в высшей степени, трогательную любовь Божию к нам грешным, которая явилась в деле искупления нашего от вечных бедствий и дарования нам вечного блаженства ( Иоан. 3, 16. 17; 15, 9. 13–15 ). § 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева Этот закон веры и деятельности, преподанный Христом Спасителем и всецело направленный к спасению человека, есть закон новый, совершеннейший закона Моисеева или ветхозаветного, и заменил его собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Св. Кирилл александрийский : «Поистине нуждались в премудрости и просвещении те, которые заблудились, – которые, по крайнему неразумию, поклонялись твари вместо Творца, называли богами древа и камни. Для того и воплотилось Слово, и внушало им, говоря: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым, прозрение ( Лук. 4, 18 ). Ибо таковы были болезни народов. Но чрез Него они уврачевались: потому что обогатились от Него премудростию и получили просвещение» 317 . § 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди Пророческое служение Свое человеческому роду Господь совершил двояким образом. Сначала – непосредственно, когда, достигнув тридцатилетнего возраста жизни ( Лук. 3, 23 ), Он вступил в должность общественного Учителя, и около трех с половиною лет до самой своей кончины обходил грады и веси земли иудейской и всюду благовествовал евангелие царствия (Мат. 9, 35). Потом – посредством учеников своих, которых сам же предварительно избрал ( Лук. 6, 13 ), и нарочито приготовил к делу учительства; которых, кроме того, по вознесении своем на небо, облек силою свыше ( Лук. 24, 49 ), и которые, по заповеди Его ( Марк. 16, 15 ), пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народем ( Рим. 10, 18 ), и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2, 15 ). Это учение объемлет собою все существо религии восстановленной, и состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности 318 , всецело направлено к одной великой цели – спасению человека. Сущность закона веры сам Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мip, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ), или: се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (17, 3). И соответственно тому, в частности, учил: 1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. 5, 45; Иоан. 4, 24 ), едином по существу ( Марк. 12, 29 ), но троичном в Лицах (Мат. 28, 19), самобытном ( Иоан. 5, 26 ), вездесущем ( Иоан. 4, 21–23 ), всеблагом (Мат. 19, 17), всемогущем (Мат. 19, 26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. 6, 26–29), который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о человеческом роде ( Лук. 12, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С. 150-214; Кончин Е. В. «Хранить постоянно…»: Очерки. Тула, 1982. С. 109-120; Белоброва О. А. О древнерус. подписях к нек-рым нидерландским цельногравированным изданиям XVII в.//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 76. Примеч. 34; Пуцко В. Г. Иконы с изображениями калужских святых//Tausend Jahre Taufe Russland: Russland in Europa/Hrsg. H. Goltz. Lpz., 1993. S. 518-528; он же. Иконы 2-й пол. XVII и 1-й пол. XVIII вв. из храмов Калуги//Калуга в шести веках: Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. Калуга, 2000. С. 331-342; он же. Рус. иконопись XVIII - нач. XX в.: На перекрестках культурных традиций//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX в. М., 2001. С. 33-37; он же. Икона из старой Калужской ц. Георгия «на песку»//Калуга в шести веках: Мат-лы 4-й гор. краевед. конф. Калуга, 2003. С. 103-115; он же. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; он же. О калужской миниатюрной иконописи XVIII-XIX в.//Там же: Мат-лы 5-й гор. краевед. конф. Калуга, 2005. С. 325-326; он же. Икона Богоматери Казанской, что в Калуге//Вопросы истории, культуры и природы Верх. Поочья: Мат-лы XIII Всероссийской науч. конф., посвящ. 200-летию Н. В. Гоголя. Калуга, 2009. С. 172-177; Днепровский А. С. Судьба правосл. храмов г. Калуги и их реставрации с 1968 г.//Там же. Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. 2000. С. 308-317; Осипов В. И. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губ. в XIX - 1-м десятилетии XX в.//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 33-38; Французова Е. Б., ред. Строельная книга Калужского посада. 1590-е [гг.]// Она же. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Zacharuk R. Lebendige Zeugen: Datierte und Sigmerte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 18-19. Ил. 138, 139; Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края//Калуга в шести веках: Мат-лы 7-й гор. краевед. конф. 2009. С. 226-233; Паутова Л. П. Из истории калужского храма Покрова Богородицы на рву//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010