Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть VII Костяк общины составляли монахини. Кто-то освободился из Карлага, кто-то специально приехал из России, зная преподобного по Оптиной пустыне. Монахинь было немного – около 10-12 человек. Но были и тайные. Вокруг преп. Севастиана собираются вдовы, сироты, девицы, жизнь которых была близка к монастырской. Их еще называют «чернички» или «монастырки». Вспоминает Раиса Ивановна Кузьмичева: «В военные годы батюшка стал приезжать к нам в Компанейск. Всех вдов и сирот он собирал вокруг себя и старался помочь им, хотя и сам жил очень бедно. В день его приезда мама просила меня взбираться на крышу и смотреть, когда батюшка пойдет от железнодорожной станции к нашему дому. Я помню, как он шел – белая борода, белые волосы, светлый плащ, серая шляпа, с палочкой идет. Мать Варя, мать Груша с ним, и все бегут к батюшке за благословением. А я стремглав бежала к маме, а мама посылала меня в 15-й поселок сказать и там, что батюшка приехал». Всю общину объединял храм и преп. Севастиан. Совершал литургию преп. Севастиан тайно – по праздникам, субботам и воскресным дням. В 1944 году он покупает домик на Западной улице 18, который будет зарегистрирован как молитвенный дом. Там батюшка совершал литургию по большим праздникам с официальным разрешением властей. В другие дни преп. Севастиан совершал литургию тайно, по домам. Вспоминает Вера Афанасьевна Ткаченко, келейница батюшки: «Лет десять мы ходили молиться по домам. Вот, допустим, на Федоровку надо идти молиться и батюшка говорит: «Утром встаем в половине пятого и идем на Федоровку». И мы все встаем и идем пешочком на Федоровку. Через плечо книги, батюшка с бодожочком, мать Варя, мать Груша – это батюшкин хор. Там помолимся, и в половине восьмого батюшка благословлял меня идти на работу. А с работы прихожу – опять надо идти молиться. С одного конца Караганды идем в другой, потому что нельзя было служить на одном и том же месте». Дополняет ее Мария Образцова: «Батюшка ходил раньше, договаривался. Ходил к «своим», которые его с радостью принимали. Договаривается, а потом мы всю Церковь несем: облачение, книги. Вечером служим и утром. Вечером в одном доме, а утром в другом. Стахановский переулок 6. Дом был специально куплен в 1947 году. Там была нежилая комната – алтарь. В нем жило четыре человека: о. Александр Кривоносов, мат. Ксения. Часть дома принадлежала батюшке. Приглашал только причастников. Служба начиналась в три часа ночи». Много людей просилось, но не всех батюшка приглашал. Всего на литургии молилось около 15 человек.

http://pravoslavie.ru/2277.html

БЕЛЛЮСТИН, Белюстин Иван Степанович [ок. 1820, Новгород – 2(14).6.1890, Калязин Тверской губ.], публицист. По окончании Новгородской (по др. сведениям – Тверской) сем.– сел. священник; с нач. 40-х гг. служил в гор. соборе г. Калязина. Хорошо образованный (в частности, самостоятельно овладел франц. и англ. языками), Б. мечтал о лит. деятельности. Однако митрополит Филарет, к-рому, рассчитывая на его ученость, Б. в 1850 передал свое соч. «Наука и религия», назвал его мысли «мудрованиями» и отказал в переводе в Москву, что оставило горький след в душе Б. (см.: Барсуков, XII, 247) и, по-видимому, способствовало формированию его оп-позиц. настроений. С 1852 Б. опубл. в ж. «Москвитянин» (гл. обр. б. п.) неск. психол. и ист. очерков («Из наблюдений над умирающими» – 1852, No 20; «Разбойники прошедших веков» – 1853, No 18, и др.); М. П. Погодин, с к-рым его сблизила страсть к собиранию ист. мат-лов, расплачивался с многодетным Б. подпиской на свой ж-л. В 1858 один из друзей Погодина издал в Лейпциге без согласия Б. (см.: Погодин М. П., Объяснение.– PB, 1859, май, кн. I; Барсуков, XV, 115–30) и без имени автора его кн. «Описание сельского духовенства» – страстное публицистич. произв., где Б. нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности осн. массы рус. духовенства, с яростным негодованием обрушившись на церк. элиту, в к-рой он видел гл. виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, «эта громкая книга... написанная... не чернилами, а кровью», получила распространение: «все интеллигентные люди... постарались е е достать... или прочитать...» ( Певницкий В. Г., Записки...– PC, 1905, No 9, с. 542–43). Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой назвал Б. «духовным Щедриным» (ЛН, т. 63, с. 198; др. отклики – Никитенко, ук.; ЛН, т. 63, ук.). Задаче нейтрализовать влияние книги (вскоре перевод на франц. и нем. языки) служили тенденциозная брошюра ( А. Н. Муравьёва ) «Мысли светского человека о книге Описание сел. духовенства» (СПб., 1859), в к-рой Б. обвинялся в клевете на рус. церковь , и составл. бывш. цензором Н. В. Елагиным сб. «Рус. духовенство» (Б., 1859), в свою очередь подвергнутые резкой критике Н. А. Добролюбовым (рец. на «Мысли...» и ст. «Заграничные прения о положении рус. духовенства»). По сообщению «Колокола» (1859:15 апр.), Б. «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской фамилии помешало этому. В дальнейшем церк. начальство дважды, в 1861 и 1875, отклоняло ходатайство прихожан о назначении Б. настоятелем собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер. XVI в. (?) - 5.07. 1610, Пафнутиев Боровский мон-рь), сщмч. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архим. И. принял монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где стал игуменом не позднее февр. 1592 г.: в это время он по повелению царя Феодора Иоанновича принимал в обители Тырновского митр. Дионисия , к-рый в мае 1591 г. доставил в Москву грамоту К-польского Собора о признании Патриаршества на Руси. Царь Феодор Иоаннович посещал мон-рь в 1591-1592 и в 1594-1595 гг. В эти годы в обители был построен и освящен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 90-х гг. XVI в. Боровский мон-рь получил ряд вкладов: неск. облачений от царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны, богослужебную утварь, земельные владения. В 1598 г. И. участвовал в Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова. В 1599 г. царь Борис и царевич Феодор ездили в Можайск «да х Пафнотию чюдотворцу в город Боровск» ( Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из Моск. гл. архива МИД. М., 1889. Вып. 1: 1578-1613 гг. С. 317. (ЧОИДР. 1888; Кн. 3)). В 1601 г. Борис Феодорович вновь посетил Боровский мон-рь, куда была доставлена рака для мощей прп. Пафнутия . 18 марта 1605 г. И. стал настоятелем Троице-Сергиева мон-ря и был возведен в сан архимандрита (предыдущий настоятель архим. Кирилл (Завидов) был хиротонисан на митрополичью Ростовскую кафедру). В перечне троицких настоятелей об И. сказано: «...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны» (ВКТСМ. С. 15). Царь Василий Иоаннович Шуйский, занявший рус. престол в 1605 г., 8 авг. следующего года дал И. подтвердительную жалованную грамоту на рыбные ловли на Волге, в том же году решил в пользу обители спор из-за вотчины, пожалованной царем Феодором Иоанновичем, освободил мон-рь от пошлины на мед, собиравшийся в Юрьеве Польском; по просьбе И. царь повелел восстановить все грамоты на монастырские нижегородские вотчины (документы сгорели в авг. 1607 в Московском Кремле). В нояб. 1607 г. Василий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, «принося благодарение за победу над мятежниками» (было подавлено восстание И. И. Болотникова). В 1609 г. царь пожаловал Троице-Сергиеву монастырю место «за Сретенскими вороты у Неглинной» для строительства подворья.

http://pravenc.ru/text/578048.html

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют, ее. (Мат. 16: 18). Христос глава церкви, и той есть спасители тела ( Ефес. 5:23 .) И той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: доидеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Ефес. 4: 11,12,13 .) Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. (1. Тим. 3:15).    Церковь Христова всегда живет теми жизненными началами, которые Божественным Основателем были положены в ее основу в самом начале, при ее образовании и устройстве. И она во все время существования своею на земле не ждет других каких-либо новых начал для своей жизни и своего возрастания, подобно тому, как дерево, питаясь соками, получаемыми им из глубины своего корня, не ждет для своего питания и поддержания жизни других каких-либо новых особенных соков. Отсюда, в церкви Христовой, как долго она ни существует на земле, всегда замечалось и замечается чувство ее внутреннего родства и нравственной связи с церковью первых веков христианства, – чувство, всегда сопровождающееся несомненною уверенностью в своей истинности, которая, само собою понятно, бывает тем тверже, чем яснее и отчетливее бывает ее сознание о своем тождестве с первоначальною, древнейшею по началу, церковью. Этот путь, посредством которого церковь убеждается в своей истинности, так естествен и законен, что его неоспоримое значение невольно признают даже многие, отделившиеся от истоков церкви Христовой, общества, которые, для оправдания своего, прибегают ко всевозможным попыткам, доказать свою родственную близость к древнейшей церкви, к церкви первых трех веков христианства, против истинности которой они не имеют чего сказать. Понятно после сего, почему для богословской науки имеют особенное значение исследования о предметах, относящихся к истории первоначальной и древнейшей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   13 травня 2014 р. 13:33 В.Р. Легойда: Для табу — не може брехати [Ihmepb " ю] " ю голови Синодального Московського В.Р. Легойди ризькому виданню «Субота». (рос.) 13 травня 2014 р. 11:18 " ю з кафедри нових мов та докторантури (Гуайта) [Ihmepb " ю] (Гуайта), кафедри нових мов та докторантури святих Кирила й викладач та мов, на запитання сайту ЗЦАД. (рос.) 9 травня 2014 р. 20:11 Привалов: Священики прийшли у не заради грошей слави [Ihmepb " ю] Про розвиток духовенства, про моральний бойовий дух про проблеми та Церквою Дня Перемоги в " ю кореспонденту «Новости» виконуючий обов " язки голови Синодального Збройними силами та правоохоронними органами Привалов. (рос.) 7 травня 2014 р. 19:40 Дотик до подвигу чуда [Ihmepb " ю] У 2014 преподобного Радонезького. На питання журналу «Родина» про та подвиг голова Синодального й глава Церкви з проведення святкування преподобного Радонезького митрополит Ростовський Новочеркаський (рос.) 6 травня 2014 р. 17:44 Митрополит Волоколамський Мат заборонити не у а й у [Ihmepb " ю] 5 травня Президент В.В. закон, що введення за вживання лексики в теле- в " ю голова церковних зв " митрополит Волоколамський (рос.) 6 травня 2014 р. 14:03 Митрополит Волоколамський Створений у роки штучний розрив образотворчого мистецтва Церкви зник [Ihmepb " ю] 4 травня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський стала художниця Затуловська. (рос.) 29 2014 р. 16:41 Митрополит Волоколамський на християн [Ihmepb " ю] Про християн у та в " ю «Новости» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський (рос.) 28 2014 р. 16:15 Митрополит Волоколамський себе народами [Ihmepb " ю] 26 гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський став глава Церкви (Нерсисян).

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   17 травня 2014 р. 23:45 Мета свята — пробудити в людях бажання допомагати [Ihmepb " ю] У 2014 150 з дня народження — милосердя. До приурочено чимало урочистих Серед них — свято яке в Про це свято, а також про справи милосердя настоятелька монахиня (Позднякова). (рос.) 15 травня 2014 р. 21:21 (Петрова): Чаша не страждання, але [Ihmepb " ю] Владичний Введенський монастир Серпухова насамперед шануванням чудотворного образу «Невипивана Чаша», святкування якого 18 травня. Сюди щодня з паломники — помолитися про стражденних Тут допомагають повернутися до здорового способу життя наркозалежним (Петрова) цим монастирем з моменту його в 1995 (рос.) 13 травня 2014 р. 21:25 Митрополит Церква залишалася величезною духовною силою, яка допомагала людям у роки [Ihmepb " ю] Черговим гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський став письменник, телеведучий Розумовський. Передача вийшла в 10 травня. (рос.) 13 травня 2014 р. 13:33 В.Р. Легойда: Для табу — не може брехати [Ihmepb " ю] " ю голови Синодального Московського В.Р. Легойди ризькому виданню «Субота». (рос.) 7 травня 2014 р. 19:40 Дотик до подвигу чуда [Ihmepb " ю] У 2014 преподобного Радонезького. На питання журналу «Родина» про та подвиг голова Синодального й глава Церкви з проведення святкування преподобного Радонезького митрополит Ростовський Новочеркаський (рос.) 6 травня 2014 р. 17:44 Митрополит Волоколамський Мат заборонити не у а й у [Ihmepb " ю] 5 травня Президент В.В. закон, що введення за вживання лексики в теле- в " ю голова церковних зв " митрополит Волоколамський (рос.) 6 травня 2014 р. 14:03 Митрополит Волоколамський Створений у роки штучний розрив образотворчого мистецтва Церкви зник [Ihmepb " ю] 4 травня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський стала художниця Затуловська.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Добрый день, мой протестантский друг когда узнал что так как я православный то я буду соблюдать Великий пост, и он мне пишет и говорит что Великому посту не учит Библия и поэтому это язычество, но я ему объяснил, что пост это не только воздержание от определённой пищи, а время изменений и покаяния. Можете сказать кто прав? Похожие вопросы 6 Ответов К проведенным Владом примерам добавим ещё 40-дневный пост Ильи пророка, всю жизнь Иоанна Предтечи, посты апостолов, особенно ап. Павла, который постоянно был в постах. Уже в древнейшем христианском памятнике 1го века “Дидахэ” (“Учение 12 апостолов”) говорится о посте каждую среду и пятницу. Несколько позже появился и Великий пост. Но с той же целью — дать христианам повод научиться телесному воздержанию и более усердной молитве, а также исполнить заповеди Христа: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мат 6:16–18) И ещё: “И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.” (Мат 9:15) Так кто же язычник: постившиеся Илья пророк, Иоанн Предтеча, Иисус Христос и ап. Павел или Ваш знакомый? Или просто он невежда, не знающий Писание и церковные обычаи? Великому посту не учит Библия и поэтому это язычество. Библия много говорит о посте, о его пользе. Это не может быть язычеством, поскольку язычество — это служение ложным богам, а не Богу. Однако Церковь Христова, в которую не верит ваш протестант, имеет от Бога власть упорядочивать религиозные практики ради пользы своих чад. В Библии сказано о важности поста, а Церковь уже определяет когда и как следует поститься. Великий пост появился задолго до того, как появилась религиозная организация, к которой принадлежит ваш товарищ.

http://azbyka.ru/vopros/chto-otvetit-pro...

Arhiva Ediia a XV-a a conferinei anuale „tiina. Filozofia. Religia” va avea loc la Dubna 18 octombrie 2012 16:15 25-26 октября 2012 года в подмосковном наукограде Дубне состоится XV ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия». Организаторами форума выступают Фонд святого апостола Андрея Первозванного и международная межправительственная научно-исследовательская организация «Объединенный институт ядерных исследований». Конференция традиционно проводится при активном участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института философии Российской академии наук, Московской духовной академии  и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Конференция, темой которой в 2012 году обозначены «Проблемы экологии и кризис ценностей современной техногенной цивилизации», соберет ученых, философов, богословов для обсуждения современных проблем в области экологии и отношений человека с окружающей средой. Планируется проанализировать философские, культурные и религиозные основания современной цивилизации. Особое внимание будет уделено осмыслению взаимосвязи ценностных установок техногенной цивилизации и кризисных явлений в сфере экологии. Данная конференция — третья в рамках исследовательского проекта «Человек перед вызовами XXI века», в рамках которого уже прошли конференции «Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий» (2010) и «Человек в техническом мире: вызовы XXI века» (2011). Методологический подход конференций «Наука. Философия. Религия», согласно которому проблема рассматривается как с позиций точных и естественных наук, так и с позиций философии и богословия, способствует объективному и всестороннему анализу исследуемой темы. Среди участников конференции — председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, проректор Киевской духовной академии епископ Ирпенский Климент ; секретарь Ученого Совета МДА, кандидат физ.-мат. наук, кандидат богословия игумен Адриан (Пашин); заведующий межвузовской кафедрой теологии и истории религий на базе Самарского государственного университета путей сообщения, доктор философских наук протоиерей Димитрий Лескин; директор Института физики атмосферы РАН им.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2539128...

XV «Наука. пройде в 18 жовтня 2012 р. 16:15 25-26 октября 2012 года в подмосковном наукограде Дубне состоится XV ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия». Организаторами форума выступают Фонд святого апостола Андрея Первозванного и международная межправительственная научно-исследовательская организация «Объединенный институт ядерных исследований». Конференция традиционно проводится при активном участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института философии Российской академии наук, Московской духовной академии  и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Конференция, темой которой в 2012 году обозначены «Проблемы экологии и кризис ценностей современной техногенной цивилизации», соберет ученых, философов, богословов для обсуждения современных проблем в области экологии и отношений человека с окружающей средой. Планируется проанализировать философские, культурные и религиозные основания современной цивилизации. Особое внимание будет уделено осмыслению взаимосвязи ценностных установок техногенной цивилизации и кризисных явлений в сфере экологии. Данная конференция — третья в рамках исследовательского проекта «Человек перед вызовами XXI века», в рамках которого уже прошли конференции «Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий» (2010) и «Человек в техническом мире: вызовы XXI века» (2011). Методологический подход конференций «Наука. Философия. Религия», согласно которому проблема рассматривается как с позиций точных и естественных наук, так и с позиций философии и богословия, способствует объективному и всестороннему анализу исследуемой темы. Среди участников конференции — председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, проректор Киевской духовной академии епископ Ирпенский Климент ; секретарь Ученого Совета МДА, кандидат физ.-мат. наук, кандидат богословия игумен Адриан (Пашин); заведующий межвузовской кафедрой теологии и истории религий на базе Самарского государственного университета путей сообщения, доктор философских наук протоиерей Димитрий Лескин; директор Института физики атмосферы РАН им.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2535516...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010