Итак, всмотритесь пристальнее в предстоящий пред лицем вашим нерукотворенный образ Спасителя, перенеситесь от него мыслию вашею к самому изображенному на нем Христу – Сыну Божию, Иже есть образ Бога невидимого и сияние славы Отчия ( 2Кор. 4:4 ; Кол. 1:15 ), уловите тщательным вниманием благолепные черты Его и постарайтесь непрестанным воспоминанием и непрерывною деятельностию перенесть их в ваш ум и сердце, и отпечатлеть их в вашей жизни и деяниях. Дух Святый устами царствующего пророка Давида, говоря о лице первообраза нашего – Христа Господа, вообще превозносит красоту Его великими похвалами. Красен, вещает он, добротою паче всех сынов человеческих ( Псал. 44:3 ). Подобную же красоту усматривает он и во всех членах Его, начиная с головы до ног. Так о главе устами возлюбленной невесты Его – Церкви выражается он в Песни песней следующим образом: Глава Его, глава злата (Песн. песн. 5:11). Сию главу, слушатели, вы пристойно изобразите, когда главу всех добродетелей, то есть, православную веру в том самом виде, в каком она преподана нам в слове Божием и ясно изложена в никейско-константинопольском Символе веры , сохраните целою и неповрежденною без всякой примеси человеческих мудрований, и когда чистотою ея возблистаете паче всякого злата, седмижды в горниле искушенного. Глава наша – Христос вознесся на небо и седит одесную Бога и Отца, а потому и мы должны обращать главы наши, а с ними умы и сердца наши горе, дабы мудрствовать небесная, а не земная. Красоту главы Христовой возлюбленная невеста Его описывает так: власы Его суть широки (Песн. песн. 5:11). Под власами же св. толкователи Писания разумеют мысли. Да будут убо и в наших главах мысли широки, по широте заповеди Господней: заповедь Твоя, Господи, широка ( Псал. 118:26 ), взывает пророк Израиля. Широки, по широте необъятного пространства царствия небесного, в котором, по словам Христовым, обители многи суть у Отца небесного ( Иоан. 14:2 ), и в которое, по Его же словам, мнози приидут от востока и запада, от севера и юга, и возлягут с Авраамом ( Матф. 8:11 ), для вечного субботствования. Широки столько, чтобы в тех пространных вратах и на том широком пути, который вводит в пагубу и по которому весьма много идущих, никак не могли поместиться, а напротив те узкия врата, и тот тесный путь, которые, по свидетельству небесного Учителя, вводят в живот вечный ( Матф. 7:14 ), легко и удобно помещались в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Ныне блаженный Давид, видя псалтирь свою в руках младенцев, радуется радостью, ликует духом и торжествует с ними, как некогда пред ковчегом Божиим, сливает стройные песни свои с их песнями и радостно взывает: благословен грядущий во имя Господне! Спросим же его: скажи нам, Пророк: кто – тот, грядущий во имя Господне? „Ныне, отвечает он, не мое дело научать: младенцам предоставлено от Того, Кто из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу, – сделать безмолвным врага и мстителя ( Пс. 8:3 ), дабы и чрез что чудо возвратить сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников ( Лук. 1:17 )“. – Скажите же нам, дети, откуда у вас – это прекрасное усердие и радостная песнь? Кто внушил, кто составил (ее)? Кто собрал (вас)? Из каких книг, от каких наставников вы заимствовали (ее)? „Примите, отвечают они, участие в нашем торжестве и песнопении, и вы узнаете то, что желал знать Моисей и прочие пророки ( Лук. 10:24 )“. – Итак, когда приглашение нам сделано, и дети подали нам руки в знак общения, – приидите, возлюбленные, с усердием примем и мы участие в священном ликовании, и вместе с Апостолами будем сопутствовать возшедшему на небо небес на восток ( Пс. 67:5, 34 ), и на земле благоволившему воссесть на сына подъяремной ( Матф. 21:5 ). Возьмем ветви вместе с отроками и восплещем масличными отраслями, чтобы и нас осенил Дух Святой, и нам стройно воспеть Богодухновенную песнь: благословен грядущий во имя Господне! осанна в вышних ( Матф. 21:9 )! Ныне и патриарх Иаков, видя совершившимся свое пророчество, торжествует духом, и с верными поклоняется Отцу: ибо привязавший к виноградной лозе осленка своего ( Быт. 49:11 ) воссел на молодого осла. Ныне приготовляется осленок, безсловесный образ бессмысленных некогда язычников, в знак покорности народа из язычников; и младенцы изображают младенчество их в богопознании и последующее за тем совершенство в боговедении. Ныне, согласно с пророчеством, Царь славы прославляется на земле, и земнородных делает участниками торжества небесного, дабы показать, что Он есть Господь тех и других, как там и здесь согласно воспеваемый. Посему горние, возвещая о спасении, совершающемся на земле, пели: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 )! А дольние, принимая радостное счастье в небесном торжестве, взывали: осанна в вышних! осанна сыну Давидову! Горние славословили: благословенна слава Господня от места своего (Иезек. 3:12)! А дольние восклицали: благословен грядущий во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В Евангелии сказано: все, что «не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» 8 . Вспомним Гитлера, Наполеона… Они хотели подчинить себе весь мир, загубили множество человеческих жизней и не добились ничего. Такие начинания Бог не благословляет. Вспомним Византию – величайшую империю в истории человечества, просуществовавшую 1200 лет. И она (некогда величественная и всемогущая) угасла. Почему? Из-за людских грехов. Содом и Гоморра, Всемирный Потоп… История знает множество таких примеров. К сожалению, когда наступает благоденствие (нет войн, голода, эпидемий) люди забывают Бога и перестают принимать Его в расчёт. Всё что мы можем добиться – можем достигнуть с помощью Божией. Без Господа мы ничто. Он наша опора и надежда. 1Мк. 13, 31 2Апостасия (греч.Αποστασα — отступничество ) – вероотступничество. 3 Интересно, что беседа со старцем Парфением состоялась весной прошлого года, то есть ещё до развернутой в России масштабной анти-церковной кампании 4Лк 9, 23 5 Мф. 7,7. 6 Ин. 15,5. 7 Пс. 32:12. 8 Матф. 15.13. Читайте также: Что может помешать монаху достигнуть цели его жизни? О современных технологиях, обновлении Церкви и социальном служении Подвизаться с радостью… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 июля, 2020 27 июня, 2020 3 апреля, 2022 15 января, 2022 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 31 июля, 2020 27 июня, 2020 3 апреля, 2022 15 января, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kak-spasatsya-xristian...

Если бы Началоположник Церкви, Иисус Христос, не дал ей овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф. 4:11,12 ) то и сама Церковь – это таинственное тело Его – не могло бы создаться и возрасти, как исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф. 1:23 ). Краеугольный камень Церкви есть сам Зиждитель и Глава ее; вера в Него служит основанием, на коем мы, как камни живые зиждемся в храме духовен ( 1Петр. 2:5 ); но вера – от слышания, слышание же – от проповедания: како уверуют, восклицает св. Павел, его же не слышаша, како же услышат без проповедующего ( Рим. 10:14 )? Посему, в самом начале устроения Церкви на земле, Господь избрал из числа учеников своих двенадцать Апостолов, именно с тем, чтобы они возвестили Его небесное учение во всем мире и всякой твари ( Марк. 16:15 ). Заметьте, что Спаситель Христос не всем верующим в Него предоставил право проповедовать и изъяснять Евангельские истины, а только тем, коих нарочито избрал для сего. Их только назвал светом мира и солью земли ( Матф. 5:13,14 .); пред ними особенно глаголал яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ); им одним открывал свое учение не в притчах только, но и с объяснениями ( Лук. 8:9–11 ); их одних послал в мир точно также, как и сам Он послан был от Отца своего ( Иоан. 20:21,22 ); то есть, с такими же правами и властно не только благовествовать, но и избирать из среды верующих преемников благовествования, что св. Апостолы и делали, неотложно, поставляя в свою чреду пастырей по всем насаждаемым ими Церквам, и передавая им не только свою власть и права, но и заповедь непрестанно пребывать в слове и учении. Чада Церкви! Все мы призваны в благодатный свет Христов; всем нам заповедано возрастать во всякой премудрости и разуме духовнем (Колосс. 1:9). Итак, если вы хотите достойно ходить звания ( Еф. 4:1 .) вашего, и мудрствовать во спасение: прибегайте к Церкви святой в простоте и незлобии сердца, слушайте ее гласа как гласа Христова, повинуясь во всем и покоряясь наставникам вашим ( Евр. 13:16 ), так – как им от самого Господа вверено попечение о душах ваших, и так как они пред Ним же должны дать отчет в своем служении Слову и вашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Долг его болеть болезнями своих овец и тем исцелять их, подобно Пастыреначальнику Христу, «раною Которого мы исцелехом» (Ис. 53:5). Нет у него личной жизни, весь должен он отдаться делу спасения душ человеческих и водительству их в Царство Небесное. Он должен быть готов перенести все озлобления, гонения и самую смерть ради истины, пить чашу Христову и креститься Его крещением (Матф. 20:23; Мк. 10:39). Он должен заботиться не только о приходящих к нему, но и сам искать и возвращать стаду заблудших овец, нося их на раменах своих. Долг его возвещать Христово учение его незнающим, памятуя заповедь Господню: «шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Будучи проникнут сознанием вселенскости Церкви, он не должен ограничиться заботой только о тех, кто непосредственно поручен ему, но должен духовным оком озирать всю вселенную Церковь Христову, желать просвещения всех народов и преуспеяния их в вере истинной, ибо в Церкви «несть еллин, ни иудей, ...варвар и скиф» (Кол.3:11), но все суть одинаково любезныя дети Отца Небесного. Заботясь о спасении людей, должно применяться к их понятиям; дабы привлечь всякого, подражая в том апостолу Павлу, и подобно ему нужно быть способным сказать: «Быть Иудеем яко иудей, да иудеи приобрящу, ...беззаконным яко беззаконен, ...да обрящу беззаконныя. Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9:20—22). Заботясь о спасении душ человеческих, нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедывать Евангелие, не проявляя любовь в делах. Но при том нужно опасаться, чтобы заботы о телесных потребностях ближних не поглотили все внимание пастыря и не шли бы в ущерб попечению о духовных нуждах, помня слова апостолов: «не угодно есть нам оставльшим слово Божие служити трапезам» (Деян. 6:2). Все должно быть направлено к снисканию Царства Божия и исполнению Христова Евангелия. Истинное христианство не состоит в умоотвлеченных рассуждениях и учениях, а воплощается в жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3275...

Блаж. Августин: «Христос помазан быть и царем, и первосвященником. Как царь, Он вел брань за нас; как первосвященник – принес Себя за нас в жертву» 395 . Блаж. Феодорит: «слова: аз же поставлен есмь царь от него ( Пс. 2, 6 ) относятся к человечеству Иисуса Христа: ибо, как Бог, Он имеет царство во всей природе; а как человек, Он приемлет определенное царство» 396 . § 158. В каких действиях выразилось царское служение Иисуса Христа? Его чудеса Главные действия, в которых выразилось царское служение Иисуса Христа, суть: во-первых, все чудеса, которые совершал Он в доказательство своего божественного посольства и истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во-вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом; в-третьих, Его воскресение и победа над смертию; в-четвертых, Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам вход в царство небесное. 1) Господь Иисус совершал свои чудеса в доказательство своего Божественного посольства и истины своего учения. Об этом говорит Он сам: аще не творю дела Отца моего, не имите ми веры: аще ли творю, аще и мне не веруете, делом моим веруйте ( Иоан. 10, 37. 38 ); дела бо, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец мя посла ( Иоан. 5, 36 ; снес. 14,11; 15, 24). Говорили также св. Апостолы, например, ап. Петр в речи своей к Иудеям: послушайте словес сих: Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, якоже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян. 2, 22–23 ), – и ап. Павел в послании к Евреям: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении; еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися: сосвидетельствующу Богу знаменми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделенми, по своей ему воли ( Деян. 2:3–4 ). 2) Господь Иисус проявлял в чудесах своих власть над всею природою. Так, Он претворил воду в вино ( Иоан. 2, 1–11 ), ходил по водам ( Матф. 14, 26 ), одним словом укротил бурю морскую ( Лук. 8, 24 ; Матф. 8, 23–27 ); одним словом, или одним прикосновением своим исцелял всякие болезни ( Матф. 9:20–23, 14:35. 36 ), давал зрение слепым ( Марк. 10, 46–52 ), слух глухим, язык немым ( Матф. 9, 32–35; 12, 22 ; Лук. 11, 14 ), исцеление прокаженным ( Матф. 8, 1–5 ); немногими хлебами и рыбами напитая однажды пять, в другой раз четыре тысячи человек, кроме жен и детей (Матф. гл. 14. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Если после крещения приступит к тебе враг света – искуситель (а он непременно приступит к свету, сокровенному под видимою оболочкою, поскольку приступал и к Самому Слову и Богу моему, по причине телесного покрова Его); то ты имеешь, чем победить его, – не страшись войны с ним. Если искуситель вооружится против тебя нуждою, как он и со Христом дерзнул поступить и, посредством алчбы строя тебе ковы, потребует, чтобы камни соделались хлебами ( Матф. 4:3 ); то не забудь его при сем намерении; ты научи его тому, чему он еще не доучился: противоположи ему слово жизни – хлеб посланный с небесе и дарующий жизнь миру. Если он будет искушать тебя, как Христа, тщеславием и, поставив на криле церковном, скажет: верзися отсюда низу для доказательства Божественности своей ( Матф. 4:5–6 ), то смотри, чтобы он не низложил тебя превозношением: ибо если успеет в сем, то не остановится на том; он ненасытим и на все простирается: сначала льстит добром, а после оканчивает злом. Таков способ его брани! Даже в Писании сведущ сей душегубец: знает, что там говорится о хлебе, а здесь об ангелах. Писано бо есть, говорит он, яко ангелом своим заповесть о тебе..., и на руках возмут тя ( Матф. 4:6 ; Пс. 90:11 ). О, злоковарный мудрователь! для чего ты не договорил и последующего (я помню сие, хотя и умолчишь ты!), что, ограждаемый Троицею, я наступлю на тебя – аспида и василиска и буду попирать тебя – змию и скорпию ( Лук. 10:19 )? Если же искуситель станет преодолевать тебя ненасытимостью, в одно мгновение времени и зрения показывая царства земные, как ему принадлежащие, и требуя поклонения, то ты презри его, как нищего, и скажи ему: „я сам – образ Божий и не лишился еще, как ты, за превозношение, небесной славы; я во Христа облекся, во Христа преобразился крещением; ты поклонись мне». И враг, побежденный и посрамленный сими словами, как отступил от Христа – первого Света, так отступит и от тех, которые просвещены сим Светом!... Такие-то благодеяния дарует купель крещения тем, которые ощутили благодатную силу ее! Такое-то пиршество предлагает она имеющим благую алчбу!...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пс.2:3 . Расторгнем узы их, и отвержем от нас иго их Слова эти сказаны или от лица Духа Святаго, заповедующего верующим потомкам отстать от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, «расторгнув узы» рабства первых, коими они связывались, и «свергнув с себя иго» последних, коим они под законом тяготились, как бременем невыносимым и убивающим, а в замен того воспринять на себя «иго» и «бремя» Христово «благое» и «легкое», тяжесть закона и самые узы рабства любовию растворяющее и животворящее ( Матф.11:30 , 1Иоан.5:3 ). Или же сказаны они (что вернее с самым контекстом речи) от лица тех, которые, возмутившись и словом и делом, распяли Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну и порвали узы всякого подчинения Отцу, с коими связаны они были по самому закону природы. Пс.2:4 . Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им Тут богохульствующие как бы останавливаются в своем богохульстве тем, что живущий на небесах Отец и Сын Господь всяческих по своему божеству представляются посмевающимися и издевающимися над ними. Речь принимает тон усиленный для того, чтобы показать им и убедить в том, как они безрассудны были, что покушались на тщетное и невозможное, думая даже самого Господа, источника и начало жизни вечной ( Иоан. 3:16, 5:26, 20:31 ), умертвить, и что язычники избрали себе вместо Бога демонов, а Иудеи удовольствовались вместо истины призраком. Пс.2:5 . Тогда возглаголет к ним гневомь своим Тогда уже, разумеется, возглаголал к ним Господь, когда Христос явно изобличил Иудеев в их неправдах и возвестил им грядущие бедствия, имеющие их постигнуть, повторяя при перечислении этих неправд и бедствий каждый раз слова: «горе вам книжницы и фарисеи лицемеры», и проч; а в заключение присовокупил: «сего ради отимется от вас царствие Божие» ( Матф. 21:43, 23 ). Пс.2:5 . И яростию своею смятет я Указывая в негодовании на крайнюю развращенность их, раскрывая пред ними и гибельные последствия, коим они неминуемо должны подвергнуться, Он приводит их в смятение и страх от недоумения различных предположений, так как многие из них принимали Его (Христа) за пророка. Другие же именно разумеют здесь то бедственное состояние, которое грозило им осадою и порабощением от римлян. А иные относят это к будущему суду, когда Верховный Судья за тяжкие грехи их подвергнет их и тяжким наказаниям.Слова: «гнев» и «ярость» иногда принимают значение тождественное, а иногда отличаются большею или меньшею степенью своего значения, так что ярость выражает собою высшую степень гнева, как бы неистовство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

I. Бог – творец мира § 74. Главные предметы в учении о Боге – Творце мира; учение о начале мира Первая часть космологии откровенной – учение о творении мира, решает три вопроса: 1) откуда мир получил свое начало? 2) В каком порядке совершилось его творение? 3) Какое назначение его? 295 Вопрос: откуда мир получил свое начало? заключает в себе две мысли – мысль о мире, и мысль о происхождении мира. § 75. Библейское понятие о мире Слово thebel вселенная, употребляемое в писании, заключает в себе далеко не все конечное. Оно означает а) населенную землю, или вселенную, οικουμενη ( Ис. 14:17 . Прит. 8:31 . Иов 37:12 . Псал. 90:2 ); б) весь земной круг (1 Дар. 2:8. Псал. 18:16, 93:1 ). Все это конечно не то, что весь объем вещей сотворенных. И однако Писание отличает полный объем вещей сотворенных от Творца словами – небо и земля. Первый бытописатель начинает свое описание происхождения мира так: в начале Бог сотворил небо и землю ( Быт. 1:1 ). Боговдохновенные писатели, следуя за Моисеем в описании начала мира, ясно показывают, что небо и земля заключают в себе все, что существует вне Бога. В тех самых местах Писания где предмет творения Божия именуется небом и землей, видим, что под сим надобно разуметь весь состав вещей, существующих отдельно от Бога. Псалмопевец, возбуждая славить Бога за дела творения, говорит о небе и перечисляет солнце, звезды, ангелов; говорит о земле и обращается к рыбам, зверям, стихиям ( Пс. 148:1–6. 7–11 ). В другом псалме поет Он: «Твое небо и земля Твоя; Ты создал вселенную и что наполняет ее» ( Псал. 88:12 ). Апостолы проповедуют, что Бог создал небо и землю и все, что на них ( Деян. 14:14 ), все на небе и все на земле, видимое и невидимое, в том числе и высшие духи ( Кол. 1:16 ), без Него ничто не существует, что только существует случайно, во времени ( ογεγονεν) ( Иоан. 1:3 . Ефес. 3:9 . Евр. 3:4 ). Слово κσμος, употребляемое в Н. завете о целом, существующем отдельно от Бога, собственно означает украшение, как κοσμζειν украшать (Тим. 2:10, 1Петр. 3:3 ), отсель означает мир, устроенный в правильном, целесообразном, порядке ( Матф. 24: 21, 25:34 , Лук. 11:50 ). 296 Ηο это не значить, что там, где говорится о начале мира, словом κσμος означается только устройство мира. Так апостол ( Деян. 17:24 ) в ареопаге называет то, что сотворено, словом κσμος (мир). Если бы апостол хотел сказать только то, что Богом устроен порядок мира, то слова егö и вся яже в нем не имели бы никакого значения. Таким образом, под словом мир, в Н. завете означается не одно устройство вселенной в правильном порядке, но совокупность вещей конечных, отдельно существующих от Бога ( Иоан. 17:5, 24 ; Ефес. 1:24 ), и ни в каком случае не содержится под тем мысль о самобытном существе. § 76. Начало мира:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010