Беседа 88 «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил». ( Матф. 27:45–46 ) Величие небесного знамения, явленного при кресте. – Мрак при распятии не был следствием обычного затмения. – Почему это чудо не оказало действия на язычников. – Знамения власти и силы, показанные Христом при смерти. – Мужество жен и Иосифа. – Милостыня, подаваемая бедному, дается Христу. – Почему проповедник часто беседует о милостыне. – Почему не говорит о борьбе против врагов веры. – Добродетели христиан – лучше оружия против неверующих. – Против производящих шум и разговор в церкви. 1. Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! «Род лукавый и прелюбодейный», – так говорил Он, – «знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Матф. 12:39 ; Лук. 11:26 ), – то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» ( Иоан. 8:28 ), – то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу. Действительно, после того как Он был распят, их город истреблен, иудейство кончилось, гражданское бытие и свобода их исчезли; напротив, евангельская проповедь процвела и простерлась до пределов вселенной: земля и море, обитаемые и необитаемые страны, повсюду возвещают силу слова Христова. Итак, вот что говорит Он, и вот что случилось во время распятия на кресте! И это тем более удивительно, что случилось в то время как Он пригвожден был к кресту, а не тогда, когда ходил по земле. Но не это одно дивно; дивно то, что знамение, которого они искали, было и с неба, и явилось во всей вселенной, чего прежде никогда не случалось, разве только в Египте, когда надлежало совершить пасху, поскольку то было образом настоящих событий. Заметь и то, когда это происходит: в полдень, когда по всей вселенной был день, дабы знали все обитатели земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ПСАЛОМ 21 В конец, на заступление утреннее Этот псалом, по Феодориту и Григорию Богослову , очевидно относится ко Христу. Он пророчествует о вочеловечении и спасительном страдании Его, что и сбылось наконец. Далее в надписи стоит «на заступление», потому что содержись прошение от лица Христа к Отцу о том, чтобы пришел к нему на заступление и на укрепляющую Его к страданию помощь. К сему присовокуплено: «утреннем» иначе Христовом. Потому что Христос называется утро, или начало дня; так как по истине Христос воссиял в нас, находившихся во тьме заблуждения, как солнце правды и свет познания. Христос молился к Отцу, как человек, научая тем и нас молиться во время смерти нашей, так как во время смерти естественно страшится и более праведный. Некоторые, принимая один предлог вместо другого, вместо – «на – о», (ибо и этот образ речи обыкновенен у древних) говорят, что этот псалом о страданиях Христовых, поелику они суть утреннее заступление; ибо тогда уже воссияло в нас умственное утро Христос, победивши вместе с смертью и имевшего власть смерти, то есть, диавола 51 Пс.21:2 .  Боже, Боже мой! вонми ми, Вскую оставил мя еси? Это слово, свойственное человеческой боязливости, удостоверяет в истине Христова вочеловечения, т.е. уверяет, что Он был совершенный человек, а потому и подлежал человеческому страху. «Вонми ми», сказал Отцу. Ибо те, которые предают кого-либо мучителям на смерть, отвращают глаза свои и уже более не видят имеющего быть казненным. «Вскую оставил мя еси?» Сии слова говорит Господь не потому, чтобы Отец когда-либо отделился от Него после личного соединения Сына и Бога с человечеством; но Он говорит это по причине страха смерти. Ибо если Ты, Отец, говорит, не устранишь от Меня Твоей помощи, то Я не устрашусь смерти. О сем страхе Господа повествует и евангелист, что Он, молясь в саду, просил о том, чтобы миновала Его чаша смерти: Отче, говорил Он, если возможно, да минует Меня чаша сия! ( Матф.26:39 ). Начало сего псалма произнес Господь громким голосом на кресте еврейским наречием: «Или, или, лима савахфани», то есть, Боже мой, Боже мой, почто Ты Меня оставил ( Матф.27:46 ), то есть, что Ты Меня оставил, чтоб овладел Мною страх в то время, в которое, как Тебе известно, дух усерден, а плоть немощна? Или для чего Ты попустил Мне быть умерщвленным, когда Ты знаешь, что Я не сделал ничего достойного смерти 52

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа на святой и досточтимый праздник Богоявления Господня. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского И крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих ( Матф. 3:16–17 ). Велика и высока, братие, тайна крещения Христова, содержащаяся в сих немногих изречениях. Она трудно обозрима, трудно объяснима, трудно постижима. Но поскольку она и особенно спасительна, то, внимая Повелевшему испытать Писаний ( Ин. 5:39 ), мы дерзновенно будем исследовать, сколько постижимо, силу этой тайны. Подобно тому как в начале, при создании нашего естества в лице Адаме, после слов Божиих: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ), было дано ему вдуновением в лице его дыхание жизни ( Быт. 2:7 ), и вместе с тем явлена была Ипостасная Троичность Божества, – подобно тому и ныне, при воссоздании нашего естества во Христе, явившийся Дух Святой Своим снисхождением с небес на Крестившегося во Иордане явил спасительную для разумных созданий тайну Животворящей Троицы. Почему же при создании человека от- крывается тайна Святой Троицы? – не только потому, что один человек посвящен в сию тайну и есть земной почитатель Святой Троицы, но и потому, что он единственный создан по Ее образу. В самом деле, прочие чувственные и неразумные существа обладают лишь одною живительною душою, которые притом же не способны существовать сами по себе, совершенно лишены ума и дара слова, а сверхчувственные твари разумные (ангелы и архангелы) обладают умом и словом, но не имеют дыхания жизни, поскольку у них нет и тела оживотворяемого сим духом: один человек по образу Триипостасного естества обладает умом, словом и духом. Посему и при воссоздании нашей природы во Иордане появляется Высочайшая Зиждительница всего – Троица, как бы первоначальный образ нашей души; потому же и крещающие после Христа и по учению Христову крестят в три погружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Житие Антония Великого – один из ранних переводных памятников славянской агиографии. Ж. – древнейшее греческое агиографическое произведение, написано около 365 г. (Безобразов П. Древнейшие греческие жития. – ЖМНП, нов. сер., 1917, т. 71, октябрь, с. 150) одним из видных греческих христианских писателей IV в. Афанасием Александрийским (греческий текст см.: PG, 1857, t. 26, col. 835–976; русский перевод: Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903, ч. 3, с. 178–250; Памятники византийской литературы IV–IX вв. М., 1968, с. 39–44 – отрывки). Знаменитый египетский подвижник Антоний Великий , память которого церковь отмечает 17 января, – лицо историческое; его именем надписан целый ряд сочинений (см.: Лобачевский С. Святый Антоний Великий (его жизнь, писания и нравственно-подвижническое учение). Одесса, 1906, с. 139–195), хотя их принадлежность святому вызывает сомнения, ибо, по свидетельству Ж., Антоний был неграмотным. Афанасий Александрийский рассказывает в Ж. о своем герое следующее. Святой с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было всего двадцать лет, и у него на руках осталась малолетняя сестра. И все же, вняв евангельскому слову – «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым» ( Матф. 19, 21 ), подвижник раздал свое имение, поручил воспитание сестры надежным людям и удалился в пустыню. Антоний жил в гробнице, а затем ушел еще дальше, поселился в развалинах, и здесь предавался аскезе. Ж. подробно описывает диавольские козни, которые пришлось преодолевать святому; однажды Антоний до такой степени изнемог в борьбе с «нечистым», что его приняли за мертвого. В конце концов Антоний восторжествовал над диаволом, его слава распространилась повсюду (чему способствовали чудеса, благодатью которых был отмечен святой), у него появились многочисленные ученики и последователи. Прославился Антоний и в борьбе с арианами, в непримиримости к которым он не уступал своему агиобиографу – Афанасию. Слава Антония как основателя монашества, а также подробно разработанные демонологические мотивы, которыми отличается Ж. святого, способствовали популярности произведения Афанасия Александрийского . Культ Антония особенно распространен в западной церкви. В XI в. был учрежден орден святого Антония. Ж. Антония Великого нашло широкое отражение в западноевропейской иконографии (в том числе работы И. Босха, П. Рубенса, Д. Тенирса старшего и др.), его использовал в «Искушении святого Антония» Г. Флобер.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Цитаты из Библии об отношении к людям «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ). «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ). «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23 ). «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9 ). «И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22 ). «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21 ). «Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2 ). «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5 ). «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12 ). «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21 ). «Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6 ). «Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18 ). «Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Потщися же искусна себе поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины ( 2Тим.2:15 ). Для сего не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть ныне возложением руку моею ( 1Тим.4:14 ). Се тебе данный талант трудолюбно делай, не скрывай, а приумножай его. Возгревай дар Божий ( 2Тим.1:6 ), сошедший ныне в душу твою; он опаляет неправды наши, очищает сердце от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений, погашает в плоти нашей пламень страстный, исторгает плевела себялюбия, кои нередко примешиваются у нас к добрым семенам, к похвальным намерениям и хорошим поступкам. Посему забота о возгревании сего дара в себе, о внутреннем очищении и самоусовершенствовании должна быть у тебя первою и главною, так как от этого более всего будет зависеть успех твоего пастырского служения. Очищение же это и усовершенствование достигается чрез скорби и страдания, чрез самоотвержение и крест, кои заповедуются Христом в другом ныне читанном Евангелии ( Мрк.8:34 ). Как золото очищается в горниле, где изгарь отделяется от металла, так и душа наша очищается от греховного чрез скорби и страдания, в которых тлеет внешний наш человек, но зато обновляется внутренний, созданный по Богу ( 2Кор.4:16 ). Путем страданий и Креста шел Сам Святейший Пастыреначальник Христос, о чем говорит нам предлежащий ныне Крест Господень. Этим же путем должен идти и всякий, кто хочет служить Ему. Если Сам Богочеловек отметал Свою человеческую волю, ставил ее в полное подчинение воле Божественной, взывал «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче» ( Матф.26:39 ), то тем более мы, немощные и греховные, должны отвергнуться себя, свою грехолюбивую волю подчинить воле Божией, творить не свою волю, но волю Пославшего нас. Если Он, будучи Сыном, страданиями навык к послушанию ( Евр.5:8 ), то тем паче мы не в состоянии достигнуть нравственного совершенства без спасительных скорбей. Если Он невинно терпел и обиды, и поношения, и страшные страсти, и животворящий крест, то тем более мы должны безропотно переносить страдания, которые вполне заслужили своими грехами. Словом, каждый из нас должен сораспяться Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Как нужно всегда воевать против трех врагов   Как нужно всегда воевать против трех врагов   Как воины этого мира, собираясь на битву, стараются взять с собой как можно больше оружия для того, чтобы устрашить врагов, и затем мужественно выстаивают в битве против них, подобно этому и воин Христов, собираясь выступить на открытую битву против невидимых врагов, должен вооружиться разнообразным духовным оружием.   Об этом апостол Павел написал: «Наша брань не против крови и плоти, а против начал и властей и миродержителей тьмы…». Он имеет в виду трех сильных врагов: тело, мир и диавола.   Об этом говорит и Сам Господь в Евангелии от Матфея: «…Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее…» (Матф.10:37-39)   И в другом месте: «…Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:26)     К оглавлению Комментарии

http://isihazm.ru/1/?id=1534

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Прямой эфир. Священник Андрей Ткачёв отвечает слушателям радио «Радонеж» 23.08.2014 21:00 Протоиерей Андрей Ткачев Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 25.08.2014 - 02:58 Простите, не открывается файл : Простите, не открывается файл. Не могу послушать о. Андрея ! ответить 25.08.2014 - 11:29 Спаси, Господи! Очень : Спаси, Господи! Очень огорчена тем, что не открывается файл, также как и файлы передыдущих передач, которые раньше открывались. Для нас на Украине радио " Радонеж " - один из немногих источников правды, как глоток свежего воздуха. Крайне важно, чтобы люди имели возможность слышать передачи Православного радио. Пожалуйста, кто это может, выкладывайте как можно быстрее передачи отца Андрея (и другие полезные) еще и на ютубе. Это ведь и вправду война добра со злом. ответить 26.08.2014 - 13:25 Прослушала в начале этой : Прослушала в начале этой передачи рекламу о дне памяти схимонаха Сампсона, которого хотят канонизировать и решила найти что-нибудь о нем в интернете. И вот что нашла. " Духовная фальшь схимонаха Сампсона (Сиверса) " . Ещё ничего не прочитав взгляд упал на его фото - очень суровое. Я понимаю, что пока мы живём в этом греховном мире мы будем заблуждаться, но зачем это рекламировать? Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Матф.18:7 Не хочется думать, что даже на таком сайте деньги от рекламы главнее её содержания. Спаси нас Господи. Комментарии Plain text HTML-meru не обрабатываются и показываются как обычный текст Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Строки и абзацы переносятся автоматически. CAPTCHA Простите, это проверка, что вы человек, а не робот. Math question 7 + 10= Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.

http://radonezh.ru/radio/2014/08/23/21-0...

Скачать epub pdf Слово в неделю мироносиц И исуса ищете Назарянина распятого? Воста, несть зде ( Марк. 16:6 ). Святым мироносицам, искавшим Господа Иисуса во гробе, Ангел возвещает, что между мертвыми Его нет: несть зде, но воста, говорит он им. Итак, возлюбленные братия, не ищите во гробе истощавшего гробы, не ищите Жизнодавца между лишенными жизни; не взыскуйте Нетленного во тли: не даде бо Бог Сыну Своему видети истления ( Деян. 2:27 ): воста, несть зде. Н есть зде: где же Он? Кто нам об этом скажет? В прошедшую неделю любопытствовал о сем св. Фома, желая очевидно и осязательно увериться о воскресении Христовом. Аще не вижду, аще не осяжу, не иму веры, говорил он между собратиями своими Апостолами тоном решительным упорства и неверия, против единогласного свидетельства многих других, глаголавших к нему: видехом Господа ( Иоан. 20:25 ). А в настоящую неделю я недостойный хочу полюбопытствовать и дознать достоверно, где ныне Христос, по Своем воскресении, находится? На каком именно месте? Где можно сказать об Нем безошибочно: зде есть. Н о скажут: известно, что Христос, по воскресении, вознесся на небо и седит одесную Бога и Отца. Это правда, но правда и то, что Он Сам же обещал нам пребывать с нами всегда и везде до скончания мира: се Аз с вами есмь, глаголал Он, во вся дни до скончания века ( Матф. 28:20 ). Итак, если Он с нами и во все дни до скончания века, то где же Он с нами, в каком месте, между какими лицами и чинами, и почему узнать можно наверное Его присутствие? Я искренно желаю искать и найти Тебя, Господа моего. Тебе рече сердце мое: взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу ( Псал. 26:8 ); только Ты Сам дай знать мне о Себе; скажи нам, Учителю, где живеши ( Иоан. 1:39 )? Яви лице Твое, и спасени будем. Но, приступая к исканию Христа, мы должны тщательно остерегаться, чтобы не попасть на ложного Христа, в чем Он Сам предостерегал учеников Своих. Аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры. Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные. Се прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите; се в сокровищах: не имите веры ( Матф. 24, 23–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Глава 2. Задача и цель псалмов Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Глава 4. Кто написал псалмы? Глава 5. Объяснение разных терминов, употребляемых в Псалтири Глава 6. О собрании псалмов в одну книгу, о начальниках хоров и о музыкальных еврейских инструментах Глава 7. Порядок псалмов Глава 8. О переводах Псалтири Глава 9. О пении псалмов Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150     Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена , монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: «и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего» ( 4Цар. 20:6 ), отец Сына Божия по плоти, как сказано: «книга родства Иисуса Христа Сына Давидова» ( Матф.1:1 ). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов, – наш собственный Орфей – певец; первый краснописец добродетелей; – Давид, первый провозвестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь, – Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя – Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010