Предвидя пророческим взором неистовство и бешенство их, Давид с прискорбием и со слезами предначинает свой псалом так: увы! почто они с таким безумием мятутся, подняли такую тревогу и замышляют все ниспровергнуть? Под язычниками ( «языцы) разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом ( «людие») – народ иудейский с Анной и Каиафою; под именем же царей ( царие земстии) и верховных правителей или архонтов ( князи) – Ирод и Пилат, из коих первый был царем, а последний правителем, как повествуется об этом, с уяснением самого текста, в книге Деяний Апостольских ( Деян. 4:6, 25–27 . слич. Лук. 23:1–15 . Иоан. 18:12–14, 27 . Матф. 14:9, 27:2 . Мк. 6:14, 22, 25–27 ). А что «царие» и «князи» во множественном числе сказано, вместо единственного, то это обясняют свойством языка еврейского, допускающего такое употребление, или же видят в том другой смысл – таинственный, именно: с именем Ирода царя соединяют и другого царя греха – диавола, вооружившегося против Христа, и с Пилатом князем – многих князей, т. е. «начала и власти тми века сего, духов злобы поднебесных», против которых, по Апостолу, надлежит нам вести «брань» ( Еф. 2:2, 6:12 . Иоан. 12:31, 14:30, 16:11 ). Ибо так как во Христе (Богочеловеке) две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая); то Ему надлежало и двойную борьбу вести с невидимыми и видимыми врагами. Слова же: «поучишася тщетным» ( κενα εμελετησαω – замышляют пустое) сказаны вместо – усиливаются попусту ( ματην εσπουδασαν), воображая, что они могут погубить Того, Кто воскрес и живет во веки, и эти слова относятся к одним только иудеям, которые, «почивая на законе» Писаний ( Рим. 2:17 ), вотще поучались в них, не вникая и не уразумевая, что эти самыя «Писания свидетельствуют о Нем» ( Иоан. 5:39 ). «На Господа и на Христа Его», то есть, возмутились, восстали и совещаются не менее против Отца, как и против Сына Его, Которого Он поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику своему. Эта брань против Сына коснулась и Отца. Таким образом в этом месте надобно разуметь под «Господом» Бога – Отца, а под «Христом» Бога – Сына. Ибо сам Отец, по своему Божественному домостроительству, поставил над ними царем Сына своего. Если же в последних словах текста: «на Христа Его» ( αυτου) допустить чтение: «на Христа их» ( αυτων) вместо единственного во множественном числе, как это можно встречать во многих списках Псалтири: то при этом и мысль, выражающую собою отношение, надобно разширить и распространить на всех, не только иудеев и язычников, но даже и самых духов падших, как сказано о Нем: «да о имени Его всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних» ( Филип. 2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

14. В чем будут состоят муки грешников? Мучения, на которые будут осуждены грешники праведным судом Божиим, слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает: 1 . Об удалении грешников от Бога и их проклятии. «Идите от Мене, проклятии» ( Мф. 25:41 ), скажет им грозный Судия, – «не вем вас... отступите от Мене, вси делателие неправды» ( Лк. 13:27 ; снес. Мф. 7:21 ). И это удаление от Бога и проклятие будет для несчастных само по себе величайшим наказанием. «Для имеющего чувство и разум, – замечает св. Иоанн Златоуст , – быть отверженным от Бога значить вытерпеть уже геенну» (На «Римл. бесед.», стр, 95 по русс. пер.). «Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавиденным быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» («На Ев. Матф. бесед. XXIII», т. 1, стр. 495). 2 . О том, что грешники будут лишены всех благ Царствия Небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что, тогда как мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небеснем, недостойные сынове царствия изгнаны будут во тьму кромешнюю ( Мф. 8:11, 12 ; снес. Мф. 22:13 ); и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его ( Лк. 16:23 ). «Это лишение благ, – рассуждает св. Златоуст, – причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что, если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души...» И далее: «Многие безрассудные желают только избавиться геенны; но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание» (Слов. 1 к Феодору падш., в «Хр., чт.» 1844, 1, 370, 375).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПРОчтение Выпуск 17. Песни отца Романа Песни иеромонаха Романа (Матюшина) давно полюбились самому широкому кругу слушателей. Его сборники поэзии неоднократно издавались, но нынешнее издание совершенно уникально. О нем рассказывает сам автор. 10 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 2 марта 2016, 19:18 Потрясающие стихотворения!Но хотелось бы узнать мнения других:как вы считаете каким будет восприятие этого материала(творечества) через год,а каким через несколько лет?Обоснуйте свою позицию раба божья Ольга 30 января 2016, 12:22 Небесной красоты слова и голос.Хочется бесконечно слушать,любить и верить,верить.верить. клеопатра хлюпина 27 мая 2015, 12:19 Душа переполнена до краев.Боюсь расплескать.Храни вас Бог! Екатерина 29 марта 2015, 00:13 На все БОЖЬЯ воля я это понимаю и только сейчас я случайно услышала песни и стихи отца Романа и теперь уже и дня не могу прожить без этих стихов и песен-они мне как воздух нужны и голос этот будто ручей-родник в душу льется и тревожит душу и заставляет ее встрепенуться от глубокого сна.Боль живого сердца и неравнодушного человека видно за этими словами.Благодарю Господа за эту прекрасную встречу с прекрасным!Благодарю отца Романа за его творчество-потомучто оно от Творца ему дано для пробуждения наших заблуших душ.Очень сожалею что так много потеряла не знав Вас раньше.но на все Божья воля-значит так ему угодно чтоб я все это услышала именно сейчас на склоне лет и это вселяет Надежду.что я Создателем не забыта и он дает мне время на покаяние.Низкий поклон ВАМ о.Роман за ваши труды и сохрани Вас Господь в здравии. Наднжда 28 февраля 2015, 15:51 Спасибо за лучший способ доступного лечения от скорбей Анна Митривна 11 января 2015, 19:25 Когда же будет издано полное собрание сочинений? Очень ждём! Георгий 1 февраля 2014, 00:18 Так творить может только Бог... и человек, когда всецело погружен в Бога. Какая гармония!... Какая красота!... Всё так просто, но в то же время - настолько глубоко, что твоя душа - очерствелая, огрубевшая и обессиленная - потихоньку оттаивает, она, как некогда безжизненный, сломанный инструмент, - начинает вдруг оживать, настраиваться на новое звучание, настраиваться на ВЕЧНОСТЬ. В этих стихах - мотивы Вечности, мотивы никогда не опаздывающего покаяния, мотивы духовного пробуждения... После этих стихов и песен просто невозможно что-то добавить... Хочется только не потерять ТО, что вот-вот едва заметно коснулось души, открылось внутреннему взору и нежным щипком озвучило твою дотоле молчащую сердечную струну. Иногда просто хочется плакать, иногда появляется сильное желание стать истинным Христианином, хочется подвига и кажется, что силы переполняют всё твоё существо! " По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? " (Матф.7:16). Вот и видно, какие плоды приносит Господу этот талант - этот дар служит Богу, и ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ПРИОБЩАЛИСЬ К ЭТОМУ ЖИВИТЕЛЬНОМУ РОДНИКУ!!!

http://pravoslavie.ru/54740.html

Произнесено в великой церкви Киево-Братского монастыря 6-го Января 1912 года. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Матф. 3:15 ) Сын Божий, Сын человеческий приходит на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какое величайшее смирение, какое божественное самоуничижение! Имел ли нужду в крещении во оставление грехов ( Лук. 3:3 ), в крещении покаяния ( Матф. 3:11 ) Тот, Кто греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его ( 1Петр. 2:22 ), Кто искушен был по всяческим по подобию, разве греха ( Евр. 4:15 ), Кто сам о Себе говорил своим врагам: кто от вас обличает мя о гресе ( Ин. 8:46 )? Иоанн трепещет, по откровению от Духа знает, что Пришедший к нему крепче его есть ( Матф. 3:11 ), что хотя Он приходит по времени после него, но по достоинству Он пред ним ( Ин. 1:27 ), что поэтому он не достоин отрешити ремень сапогу Его ( Ин. 1:27 ; Матф. 3:11 ). И Иоанн Креститель возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? Но Сын Божий, Сын человеческий не выделяет Себя из других сынов человеческих: Он подчиняется закону. Крещение Иоанна было божественным установлением ( Матф. 21:25 ) и Он исполняет его. Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. ( Матф. 3:15 ). «Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона, потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и таким образом прекратить действие закона»! 1 . Христос Спаситель был под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем ( Гал. 4:5 ). Братие! Ныне на место закона правда Божия явися, свидетельствуема от закона и пророк ( Рим. 3:21 ). Нужно нам исполнить всяку правду – не ветхозаветную, упраздненную Христом, а правду новозаветную, правду Христову. Пусть эта правда проникнет все наши отношения: семейные, общественные, государственные, пусть она одухотворяет нашу науку, наше искусство, проникает нашу промышленность. Много ныне говорят об отношении личности и общества, взаимодействие между ними, несомненно, самое живое и тесное. Но Христово учение требует прежде всего личного духовного творчества, оно обращается прежде всего к отдельной личности. Пусть последняя всецело проникнется правдой Христовой, соделает ее своей внутренней жизненной силою, станет по слову Апостола рабом правды ( Рим. 6:19 ), и тогда все просветлеет, все преобразится, все будет служить нам во благо. Правда Христова – это жизнь мира, без которой он разлагается; она – соль земли ( Матф. 5:13 ), предохраняющая мир от гниения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... Глава 1. О Боге, едином в существе Глава 2. О Боге, троичном в лицах Часть 2. О Боге в общем отношении Его к миру и человеку... Глава 1. О Боге, как Творце Глава 2. О Боге, как промыслителе Информация о первоисточнике Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Благословен Бог ! Поспешим, братия, от чудес к чудесам Господа, и пойдем как бы от силы в силу ( Псал. 83:8 ). Как в золотой цепи, составленной из колец, взаимно соединенных, каждое из них держится другого из соприкосновенных с ним, одно прикреплено к другому и одно следует за другим: так и в ряду чудес, о которых повествуют святые Евангелия, одно ведет к другому чтительницу празднеств, Церковь Божию; и все вместе услаждают ее не пищею тленною, но пребывающею в жизнь вечную ( Ин. 6:27 ). Посему, возлюбленные, и мы с готовностью сердца ( Псал. 9:38 ), и внимательным ухом ( Притч. 25:12 ) послушаем, что скажет нам Господь Бог, чрез пророков и Евангелие, о настоящем святейшем празднестве. По истине, Он скажет мир народу Своему и избранным Своим и обращающим сердца к Нему ( Псал. 84:9 ). Ныне вещания пророков, подобно трубным звукам, привели в движение вселенную, преисполнили радостью и восторгом все церкви Божии и, отвлекши верных с поприща святого поста, от подвигов борьбы со страстями, возбудили их петь гимн победы и новую песнь мира в честь Победителя Христа. Итак, приидите все, воспоем Господу ( Псал. 94:1 )! Приидите все народы, восплещем руками, воскликнем Богу Спасителю нашему гласом радости ( Псал. 46:2 ). Никто не оставайся непричастным благодати, никто не уклоняйся от призывания: ибо племя непокоряющихся бывает в пагубу ( Ис. 33:2 ). Никто не пренебрегай сретением Царя, чтобы не остаться вне брачного чертога ( Матф. 25:10 ). Никто не будь между нами с мрачным лицом, когда нужно принять Его, чтобы не подвергнуться осуждению вместе с лукавыми гражданами, и именно с теми, которые не хотели принять Господа своего Царем над собою ( Лук. 19:27 ). Все стечемся с радостью; все примем Его с усердием и будем торжествовать с благолепием. Вместо распростертия одежд излием пред Ним сердца наши ( Пс. 61:9 ), воздадим Ему благодарение с псалмами и песнопениями, и непрестанно будем взывать: благословен грядущий во имя Господне ( Марк. 11:9 )! Ибо благословляющие Его благословенны, а проклинающие Его прокляты ( Быт. 27:29 ). И снова скажу, не преставая побуждать к святому делу: приидите, возлюбленные, благословить Благословенного, дабы и Он благословил нас! Слово Божие равно приглашает принесть хвалу Господу все возрасты и звания, – царей земных и все народы, князей и всех судей земных, юношей и девиц ( Пс. 148:11, 12 ), и, что ново и удивительно, юному и незлобивому возрасту младенцев и грудных детей предоставляет честь, чтобы они, как в древности Моисей пред исшедшим из Египта народом, прежде всех начали славословить Господа богодухновенною песнию: благословен грядущий во имя Господне!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Антихрист Слово «антихрист» имеет двоякое значение: общее и частное. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. Так говорит об антихристе ев. Иоанн Богослов в своем первом послании, прибавляя, что антихристов появилось много ( 1Ин.2:18,22, 4:3 ). Таких антихристов было много прежде, есть они и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле слова, о котором Иоанн же Богослов и в том же послании говорит: «вы слышали, что придет антихрист» ( 1Ин.2:18 ). Этот антихрист один, он еще не пришел, но некогда явится, и в отличие от своих предшественников, или антихристов ненастоящих, называется великим или последним антихристом. Его то обыкновенно и разумеют, когда говорят об антихристе. Слово «антихрист» греческое ( ντχριςτος). Оно означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом; предлог ντ в сложении с другим словом значит обыкновенно «против», но значит также «вместо». Что антихрист действительно будет и врагом или противником Христа и лже-Христом, об этом свидетельствует Священное Писание . Апостол Павел описывает человека греха, т. е. антихриста, так: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). Он будет противиться Богу и Христу, и выдавать себя за Бога. Иисус Христос сказал иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Иоан.5:43 ). Иной – антихрист; иудеи примут его за ожидаемого ими Мессию или Христа. Указание на антихриста, как лжехриста, есть и в речи Иисуса Христа о кончине мира ( Матф.24:24 ). В Писании антихристу даны и многие другие названия. Он – «нечестивый» ( Ис.11:4 ), «опустошитель» ( Дан.9:27 ), «человек греха» или «человек беззакония», «сын погибели», «беззаконник» ( 2Фес.2:3,8 ), «малый рог», выросший среди десяти рогов четвертого, ужасного и весьма сильного зверя ( Дан.7 ), зверь, выходящий из моря с семью головами и десятью рогами, похожий на барса, медведя и льва ( Апок.13:1–2 ), «зверь багряный», выходящий из бездны, «восьмой» из числа семи ( Апок.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.В. Попов Поучение в Праздник Рождества Христова В настоящий радостный день, когда Cb. Церковь торжественно воспоминает Рождество Христово, без сомнения многим из нас, братие, хотелось бы, для полноты радости, не мыслию только и сердцем, а и самым бренным телом нашим перенестись в Вифлеем. Хотелось бы полететь туда к вертепу, где родился Христос, – к яслям, где Он возлежал. Хотелось бы вместе с пастырями поклониться Ему, вместе с волхвами принести дары Ему. А иные, быть может, даже готовы и умереть у ног Его, умереть за Него же вместе с младенцами, которых повелел убить жестокий Ирод. Однако, братие, это не осуществимо: мы не современники родившегося Христа. Взамен того, утешимся тем, что Господь близ и не далече от единаго коегождо нас ( Филип.4:5 , Деян.17:27 ); и нам нужно только самим взыскать Его (Иерем.29:13) и приблизиться к Нему, тогда и Он приблизится к нам ( Иак.4:8 ). Что же нас может приблизить ко Христу? Что нам делать для сего? Посмотрим, кто и за что был приближен ко Христу при рожденьи Его. Ближе всех к родившемуся Христу является Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дева Мария. Свою близость к Господу, высокую честь быть матерью Христа, – честь, сделавшую Ее честнейшею херувим и славнейшею серафим, Она заслужила величайшею чистотою и непорочностию по телу и душе, глубоким смирением и благоговейною покорностию и преданностью воле Божией. Далее при рождестве Христовом близким к Нему является нареченный отец Его, Иосиф. Св. Евангелист называет Иосифа мужем праведным ( Матф.1:19 ), и без сомнения за свою праведность, за соблюдение закона, за справедливость и честность, соединенные с великодушием (по отношению к Богоматери – ст. 19), Иосиф и удостоился чести быть близким ко Христу. После Богоматери и Иосифа обручника прежде других к родившемуся Христу приблизились Вифлеемские пастыри. Почему именно к ним прежде других обратились Ангелы с благовестием о рождении Христа? Пастыри Вифлеемские были простые по званию люди (пастухи), но, конечно, не за это они удостоились счастия приблизиться к Господу, а за то, что эти простые люди были просты и по сердцу своему, по душе, а в простых сердцах, по народному изречению, обитает Сам Бог . Тайны царствия Божия, по словам Самого Христа, открываются младенцам ( Матф.11:25 ) – младенцам не по летам и возрасту, а по душе, – тем людям, у которых младенческое сердце – незлобивое, кроткое, доверчивое, чистое, невинное. Такое сердце с готовностию и радостию принимает глаголы Божии и, не мудрствуя лукаво, верит им, как и Вифлеемские пастыри, которые лишь только услышали благовестие Ангелов, тотчас поспешили пойти поклониться Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Слово на Святое Богоявление. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Христос явился миру и, умирив мятежный мир, пролиял в нем свет веселия, принял на Себя грехи мира и, поправ врага его, освятил потоки вод и озарил души человеческие. Чудеса сопровождаются большими чудесами. Ныне земля разделяет с морем благость Спасителя, и весь мир исполняется радости. Нынешнее торжество продолжает ряд славнейших чудес праздника предшествующего. В день Рождества Богочеловека праздновала земля, нося Господа всяческих в яслях; в нынешний праздник Богоявления светло торжествует море, приемля благословение освящения чрез посредство Иордана. В минувшее празднество явился слабый Младенец, изображая нашу немощь; в празднество наступившее Он является совершенным, извествуя о своем происхождении от Совершенного. Тогда указала Родившегося звезда ( Матф. 2:2 ), светившая на востоке; а ныне свидетельствует о Нем крещающемся Отец, родивший Его ( Матф. 3:17 ). Тогда волхвы, пришедшие с востока, принесли Ему дары, как Царю; а ныне ангелы, явившиеся с небес, оказали Ему достойное служение, как Богу. Тогда Он связывался пеленами, ныне же Он разрешает узы греховные. Тогда Владыка облачился в порфиру плоти, а ныне Источник облекается водами реки. Итак, придите и видите славные чудеса: Солнце правды омывается во Иордане. Огнь очищается в воде. Бог освящается от человека. Ныне вся тварь хвалебно вопиет: Благословен грядый во имя Господне ( Псал. 117:26 ). Благословен грядущий всегда, ибо Он явился ныне не в первый раз. Благословен посещающий тварей Своим промыслом; благословен сохраняющий небесную твердь незыблемою; благословен мудро определяющий путь солнцу, стройно ведущий бесчисленные полки звезд, растворяющий воздух приспособительно к дыханию живущих тварей, согревающий недра земли соразмерно ее плодоношению, укрощающий бурно волнующееся море песком весьма мелким, проводящий невидимо источники из глубин морских, направляющий правильными путями течение рек. Обозревая все это, воскликнем и мы: Благословен грядый во имя Господне. Кто – Сей грядущий? возвести ясно, о блаженнейший Давид! – Бог Господь, и явися нам ( Псал. 117:27 ). Но к предсказанию пророка Давида присоединяет свое свидетельство и апостол Павел: явися благодать Божия, спасительная всем человеком ( Тит. 2:11 ), – явилась не некоторым, а всем, и всем – как иудеям, так и еллинам, дарует спасение чрез крещение, предлагая всем благотворное таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

А.В. Попов Поучение прихожанам Миннеаполисской церкви При посещении приходов Богом хранимой епархии нашей я избрал ваш Миннеаполисский приход первым не потому, чтобы он первым лежал на пути от кафедрального города нашего: первыми вас, братие, посещаю потому, что вы первые из здешних (американских) униатов воссоединились с православною церковию; вы для неё первенцы, первородные начатки её из бывших униатов. Первородство же и по Божественному чину и в житейском быту имеет важное значение. Первенцам усвояются многие права и преимущества по сравнению с остальными, на них обильно изливаются благословения Божии: да благословит тебя Бог , да возрастит и умножит! да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина; да поработают тебе языцы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего, – так благословляли ветхозаветные патриархи своих первенцев ( Быт.27:28–29;28,3 ). А вот и весь Израиль, Богоизбранный еврейский народ, возлюбленный Господом первенец: сколько было излито Богом благодеяний на этот народ, которому принадлежали некогда всыновление, слава, заветы, законоположение, служение, обетования, которому вверены были словеса Божия и от которого произошел и Христос по плоти ( Римл.9:4–5;3,2 )! Из Божественного миропорядка многие права первородства перешли и «обычный строй жизни человеческой: первенцу даются известные права над братьями, он получает значительно большую часть имущества, в царском роде он наследует престол отца своего... На вас, братие, как на перворожденных из униатов в Православии, излиты предстоятелями Православной Церкви здесь великие и богатые милости в мере полной и ущедренной. Перечислять эти милости я почитаю излишним, так как думаю, что ваше благодарное сердце само подскажет вам, сколько и чего сделано для вашего блага! Но, братие мои, первородство не только дает известные права, а на обладателей его налагает и особые, преимущественные обязанности. Так, у евреев первенцы посвящались Богу, и самому еврейскому народу, этому первенцу и избраннику Божию, Господь дает заповедь: святи будите, якоже Аз свят есмь ( Лев.11:44 ). Так и вы, братие, первенцы, люди обновления, род избранный Провидением Божиим, дабы возвещать неведущим чудный свет Православия, его истину и силу ( 1Петр.2:9 ). Как старшие в семье должны для младших служить примером, так и вы младшим, тем, которые позднее вас воссоединились с Православною Церковию, должны подавать пример и служить образом в житии, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Тако да просветится свет ваш пред окружающими вас человеки, яко да видят ваши добрыя дела и прославят ( Матф.5:16 ) нашу Святую Православную Церковь , членами коей, по милости Божией, соделались вы восемь лет тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010