Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Матфей» найдены статьи: МАТФЕЙ (Копылов), архиепископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ Иванович Александров (1872-1921), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Алоин (1879 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Васильевич Казарин (1886-1942), протодиак., сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Банников Михаил Яковлевич; 1881 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Померанцев Михаил Владимирович, 1881 - 1918), архим. , прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополиии в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Иванович Гусев (1868-1938), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/text/Матфей.html

Для них выяснение истины тогда было вопросом жизни и смерти. В результате собеседований, которые проводил исполненный любви, кротости и смирения миссионер, множество людей присоединилось к Церкви. Авторитет Алексея Даниловича в Москве был столь высок, что в 1917 году он был избран делегатом сначала на уездный съезд духовенства и мирян Московской епархии, затем — на епархиальный, который и избрал его делегатом на Поместный Собор Российской Церкви, в работе которого он затем принимал активное участие. И было время, когда он оставался на Соборе единственным представителем от мирян. 16 августа 1918 года Священный Синод принял решение направить в Пермь комиссию в составе архиепископа Черниговского Василия (Богоявленского), ректора Пермской духовной семинарии архимандрита Матфея (Померанцева) и миссионера Московской епархии Алексея Даниловича Зверева для выяснения обстоятельств ареста архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). 21 августа об этом решении было сообщено на пленарном заседании Собора. В Пермь члены комиссии прибыли утром 23 августа. По завершении работы комиссии архиепископ Василий встретился с местными руководителями советской власти, которые заверили его, что будут всячески содействовать благополучному отъезду членов Собора из Перми. Поезд должен был оправляться на рассвете 26 августа. Незадолго до отправления главного кондуктора вызвал к себе комендант станции и распорядился, чтобы кондуктор остановил состав сразу же после того, как он проедет мост через Каму. Мост через реку Каму неподалеку от Перми.  Фотография начала XX века Тела убитых вынули из могилы, перетащили в стоявшую у берега моторку, вышли  на  середину реки и, обвязав каждое тело цепями, сбросили их в воду — отправили  в «камский комитет», как называли в то время реку Каму чекисты.  Когда поезд тронулся и миновал мост, кондуктор дал знак машинисту, и тот остановил поезд. Из вагона, в котором ехали члены Собора, вышли вооруженные красноармейцы во главе с комиссарами, затем вышли архиепископ Василий, архимандрит Матфей и Алексей Данилович Зверев, и кондуктору было приказано, чтобы он подавал знак машинисту.

http://foma.ru/muchenik-aleksij-zverev.h...

Особую благодарность мы приносим республике Турции, которая, в лице представителей администрации Стамбула, активно поддержала сложный процесс реставрации храма и способствовала тому, что к своему 120-летию он приобрел новый вид — яркий и величественный. Он вновь открыт — как для богослужений, так и для простых посещений. От всего сердца благодарим и Его Святейшество Вселенского Патриарха Варфоломея за поддержку, которую он оказывает охране исторических святынь Болгарии, находящихся под его юрисдикцией. Свой вклад внесла здесь и наша страна — мы благодарны и признательны премьер-министру Болгарии господину Борисову. Благонамеренное сотрудничество различных государственных и церковных структур дало прекрасный результат. — Храм-памятник Святого Александра Невского в Софии был воздвигнут по проекту русского архитектора А.Н. Померанцева, там находятся росписи в том числе наших выдающихся художников, например, В.М. Васнецова. Сейчас храм требует реставрации — какими силами вы будете проводить ее? Планируется ли привлечение российских мастеров? — Реставрация патриаршего собора — очень трудный и дорогостоящий проект, к которому уже ведется подготовка. Финансирование частично осуществляется со стороны государства, но мы ищем и другие источники. Каждый этап реставрационных работ требует участия высоких профессионалов, так что ищем и их. А поскольку для реставрации фресок собора от мастера требуется не только мастерство, но и вера, то, думаем, в этом важном деле совершенно естественно участие и русских монументалистов, иконописцев. Открытие Железной церкви Я люблю исполнять песнопения обеих традиций — Поделитесь, пожалуйста, вашими воспоминаниями о времени учебы в Московской духовной академии. Что запомнилось больше всего? — Я с большой радостью и удовольствием поступил в аспирантуру Московской духовной академии, где в течение двух лет (с 1971 по 1973) проходил обучение в Регентской школе при Академии под руководством замечательных регентов и педагогов архимандрита Матфея (Мормыля) и Николая Васильевича Матвеева.

http://pravmir.ru/patriarh-bolgarskiy-ne...

В. активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами к-рого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губ. действовали 15 уездных отд-ний братства, 1059 сельских братств, в к-рых состояло до 20 тыс. чел. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению В. произошло объединение всех епархиальных миссионеров в об-во при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство св. Филарета Милостивого при жен. епархиальном уч-ще. В. придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сент. посещением Чернигова св. имп. Николаем II под рук. В. была создана кн. «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский ж. «Вера и жизнь» . С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно). В 1913-1914 гг. В. присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 окт. того же года возведен в сан архиепископа. После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губ. исполкома В. дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, освобожден за недоказанностью обвинений. 14 апр. того же года по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой, назначен настоятелем Теребенской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. , 11 авг. переведен настоятелем в Заиконоспасский московский в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь . 20 июля 1918 г. Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В. был включен в состав Собора, 24 июля назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 14-17 авг. Патриарх св. Тихон и Синод постановили послать В., архим. Матфея (Померанцева) и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) . На обратном пути в вагон, где ехала делегация Собора во главе с В., ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150523.html

По словам архим. Матфея (Померанцева), одного из составителей про­екта «О церковном большевизме», «Священному Собору надлежит поста­вить диагноз этой страшной болезни и освободиться от врагов Церкви, вышедших из нас, будут ли то епископы, клирики или миряне. Мы знаем, что в Курске свящ. Ломакин, в Твери свящ. Поветский состоят в числе комиссаров у врагов Православия 8 и ведут политику против Церкви: эти лица должны понести заслуженное наказание» 9 . Принятое Собором определение запрещает в священнослужении еписко­пов, обращающихся к гражданским властям за содействием в борьбе с цер­ковной властью, священников, обращающихся к гражданской власти с жало­бами на архиерея или работающих в антицерковных организациях, и т. д. Таким образом, еще во время работы Поместного Собора возникает противостоящее Собору церковно-политическое движение, стремящееся при помощи новой гражданской власти добиться независимости от органов Высшего церковного управления. Одним из первых документов, излагающих программу церковного дви­жения, ищущего сближения с новой властью, является публикуемая ниже записка прот. В.Д. Красницкого. Записка содержит адресованные власти рекомендации по вопросу об отношении к Церкви. Отмечается, что если Поместный Собор занял реакционную позицию, то, например, Братство приходских советов Петроградской епархии стоит на революционных по­зициях. «От советского коммунистического движения это церковное совет­ское движение отличалось только принципиальным религиозным харак­тером и со стороны правящей церковной партии было встречено полной холодностью... Братство приходских советов было признано церковным большевизмом более опасным, чем большевизм атеистический» 10 . Следует отметить, что утверждение о революционности Петроградско­го братства приходских советов не имеет оснований. Об этом может сви­детельствовать избирательный список Братства приходских советов, с ко­торым оно выступало на выборах в Учредительное собрание. Из 10 чело­век, чьи имена включены в избирательные списки Братства от Петрограда и Петроградской губернии, ни один не примкнул к обновленческому дви­жению. Среди них мы видим митрополитов Антония (Храповицкого) , Ве­ниамина (Казанского), Кирилла (Смирнова), которые никогда не питали симпатий к большевизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Сообщение члена Собора архимандрита Матфея (Померанцева) на 29-м заседании Священного Собора об оскорблении святых мощей угодников Божиих Печерских 23 октября (5 ноября) 1917 года. В издательстве ПСТГУ вышла книга «Приспело время подвига…» Этот сборник представляет собой уникальное собрание документов, характеризующих самый первый этап гонений на Русскую Церковь после революций 1917 года.В него вошли малоизвестные и ранее не публиковавшиеся материалы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, касающиеся начала гонений на Церковь и реакции Собора на эти события. В необычайно тяжелых исторических условиях распада Российской империи и начинающейся гражданской войны Собор, единственный на тот момент законно избранный орган власти России, призывал русский народ к миру, согласию и единству. Читайте также: Молитва о спасении Церкви Православной Уроки истории Александра Феофанова Люди жаждали слова о вере: у истоков Свято-Тихоновского Молодежь должна иметь возможность найти ответы на все свои вопросы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 апреля, 2023 30 августа, 2022 25 августа, 2022 20 апреля, 2022 5 апреля, 2022 21 ноября, 2021 23 августа, 2021 16 мая, 2020 25 февраля, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/1nado-vsem-prinesti-po...

334-338 МАТРОНИНСКИЙ (Мотронинский) во имя Святой Троицы монастырь - см. Мотронинский во имя Святой Троицы монастырь МАТТА АЛЬ-МАСКИН [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919-2006), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви 338-340 МАТТЕИ Христиан Фридрих фон (1744-1811), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та 340-341 МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии» 340-341 МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) 342-367 МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ (Швецов Митрофан Кузьмич; 1855-1927), иером., прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых) 371-374 МАТФЕЙ Иванович Александров (1872-1921), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Алоин (1879 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 374-375 МАТФЕЙ Васильевич Казарин (1886-1942), протодиак., сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 375-376 МАТФЕЙ (Банников Михаил Яковлевич; 1881 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Померанцев Михаил Владимирович, 1881 - 1918), архим. , прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополиии в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Собрание приняло следующую резолюцию: «Организованное законоучительным Отделом Всероссийского Церковного Собора собрание Всероссийского Совета родительских организаций, Союза Союзов родительских комитетов г. Москвы, представителей родительских комитетов г. Петрограда и законоучителей всех учебных заведений г. Москвы, в заседании 4 (17) февраля единогласно постановило: признать преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях обязательным, а все попытки на его изгнание из школы считать посягательством на народную святыню, давлением на совесть родителей и учащихся» 267 . 14 (27) февраля Поместный Собор учредил комиссию под председательством архиепископа Кирилла и в составе архимандрита Матфея (Померанцева) и П. Я. Руднева для расследования обстоятельств мученической кончины митрополита Киевского Владимира. Позднее, когда выяснилось, что в Киеве по постановлению Всеукраинского Православного Церковного Собора была также организована под председательством епископа Елисаветградского Прокопия (Титова) подобная комиссия, исследовавшая все обстоятельства мученической кончины священномученика Владимира Киевского, Поместный Собор Российской Церкви упразднил собственную комиссию, тем более что никто из трех членов комиссии не смог добраться до Киева 268 . Тем не менее назначение владыки Кирилла председателем этой комиссии говорило о высоком доверии Собора к Тамбовскому иерарху. На другом соборном заседании 22 марта (4 апреля) 1918 года архиепископ Кирилл был избран в комиссию по борьбе с большевизмом в Церкви, составленную из 12 человек – митрополита Одесского Платона (Рождественского), епископа Вятского Никандра (Феноменова), архимандрита Матфея (Померанцева), протоиерея Π. Н. Лахостского, протоиерея А. П. Рождественского, П. И. Астрова, профессора И. М. Громогласова, Н. Д. Кузнецова , генерала Л. К. Артамонова, В. Г. Рубцова, С. П. Руднева 269 . Не будучи политически ангажированным церковным деятелем, которого можно было бы заподозрить в некритичном отношении к какой-либо из государственных систем, архиепископ Кирилл уже тогда являл собой тот тип истинно православного иерарха, который в XX веке станет совестью Русской Церкви, ничем не уронив церковного достоинства и стяжав мученический венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Стефана Пермского. Архиерей анафематствовал «посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся». 13 мая архиеп. сщмч. Андроник дал указание протоиерею красноуфимского собора сщмч. Алексию Будрину закрыть все красноуфимские церкви в случае ареста благочинного (ГАПК. Ф. 664. Оп. 1. Д. 39. Л. 3). В связи с выступлением Чехословацкого корпуса 29 мая в Перми было введено военное положение. В окрестностях Перми в ночь на 13 июня 1918 г. был убит вел. кн. Михаил Александрович (канонизирован РПЦЗ в 1981). Архиеп. сщмч. Андроник, предчувствуя свой арест, подготовил на этот случай распоряжение о прекращении священнодействий во всех пермских и мотовилихинских церквах, «кроме крещения и напутствия умерших»; об этом распоряжении архиерей сообщил патриарху. В ночь на 17 июня архиепископ был арестован. На следующий день закрылись храмы в Перми, Мотовилихе, а также по решению местного духовенства в Усолье. 20 июня Пермский архиерей погиб. Для выяснения обстоятельств ареста архиеп. сщмч. Андроника Поместный Собор направил в Пермь комиссию в составе Черниговского архиеп. сщмч. Василия (Богоявленского), ректора Пермской ДС архим. прмч. Матфея (Померанцева) и миссионера мч. Алексия Зверева . Завершившие расследование члены комиссии 27 авг. были убиты красноармейцами по дороге в Москву. В. В. Вяткин, Э. П. Р. 16 июля 1918 г. вышло постановление Совнаркома об организации Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией на «чехословацком фронте». Организовать комиссию поручалось М. И. Лацису. Новой комиссии были подчинены все комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Советах прифронтовой полосы. В сент. 1918 г. Лацис выпустил приказ, в к-ром, обвинив духовенство прифронтовой полосы в агитации против советской власти, предписал «всем прифронтовым чрезвычайкам обратить особое внимание на духовенство, установив тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против Советской власти» (цит. по: Нечаев. 2004. С. 214). 18 авг. 1918 г. началось 4-дневное крестьянское антибольшевистское восстание в 4 волостях Оханского у. После подавления восстания чрезвычайная следственная комиссия в нач. сент. 1918 г. постановила расстрелять 83 участника восстания, в т. ч. священника Сретенской ц. с. Сепыч (ныне Верещагинского р-на) сщмч. Иоанна Бояршинова († 4 сент. 1918).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010