Что же касается различных наименований земли, в которую прибыл Спаситель с учениками после укрощения бури на море (по Матфею это была страна Гергесинская (ср. Мф.8, 28), по Марку и Луке – Гадаринская (ср. Мк.5,1; Лк.8, 26)), то это обозначение одной и той же местности, берущее свое наименование от разных городов, расположенных на другом берегу – Гергеса и Гадара. Эпизод с исцелением бесноватых также представлен у евангелистов в разном изложении. Согласно Евангелию от Матфея, бесноватых было двое (Мф.8, 28), но святые Марк и Лука говорят только об одном бесноватом (Мк.5, 2; Лк.8, 27). Златоуст по этому поводу говорит, что в этом нет противоречия. Оно имело бы место, если бы евангелисты уточнили, что бесноватый был один, и другого с ним не было. «Когда же один говорит об одном, а другой о двух, то это не есть признак противоречия, а показывает только различный образ повествования. И мне кажется, что Лука упомянул только о том, который был из них более лютым, поэтому и бедствие его представляет более плачевным» . Похожая ситуация наблюдается и в повествовании об исцелении слепцов . Евангелист Матфей говорит, что слепых было двое (ср. Мф. 20, 30), но евангелисты Марк и Лука говорят об одном слепце, сидящем у дороги (ср. Мк. 10, 46; Лк. 18, 35). Блаженный Феофилакт довольно просто разрешает это недоумение и даже предлагает для этого несколько вариантов. По первому, несмотря на то, что слепцов сидело двое, евангелисты Марк и Лука упомянули лишь об одном из них, как наиболее известном в том обществе. Подтверждением этому служит то, что евангелист Марк знает имя его отца (Вартимей – то есть сын Тимеев). Согласно же другой версии, первое исцеление было совершено при входе Иисуса Христа в Иерихон, о чем говорят и слова «когда же подходил Он к Иерихону» (Лк.18, 35), а второе – при Его выходе, что подтверждают слова «и когда выходил он из Иерихона» (Мк.10, 46). То есть Марк и Лука повествуют о двух разных исцелениях, а Матфей, по своему обычаю, сгруппировывает эти события и описывает их как одно.

http://pravoslavie.ru/154438.html

«Сквозь кровлю», т.е. через черепицу ( δι τν κερμων), которой была выложена крыша дома. Черепицу они разобрали в одном месте (у Мк.2:4 , кровля представляется такой, которую нужно «прокапывать»). «Сказал человеку тому: прощаются...» – правильнее: «сказал ему: человек!прощаются...» Христос называет расслабленного не «чадом», как в других случаях (например, Мф.9:2 ), а просто «человеком», вероятно, имея в виду его прежнюю греховную жизнь. «Уразумев помышления их». Некоторые критики указывают здесь на противоречие евангелиста Луки себе самому: только что он сказал, что книжники между собой рассуждали вслух, так что Христос мог слышать их разговоры, а теперь он говорит, что Христос проник в их мысли, которые они держали про себя, как отметил евангелист Марк. Но противоречия здесь нет никакого. Христос мог слышать разговор книжников между собой – об этом Лука умолчал, – но в то же время Он проник мыслью в тайные помышления, которые они скрывали. Они, следовательно, согласно евангелисту Луке, не всё высказывали, что думали... Впечатление, оказанное этим чудом на народ (стих 26), согласно евангелисту Луке, было сильнее, чем изобразили его Матфей и Марк. Лк.5:27 .  После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Лк.5:28 .  И он, оставив все, встал и последовал за Ним. Лк.5:29 .  И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Лк.5:30 .  Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Лк.5:31 .  Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Лк.5:32 .  Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Лк.5:33 .  Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Лк.5:34 .  Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Лк.5:35 .  Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.5:23 .  Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Лк.5:24 .  Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Лк.5:25 .  И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. Лк.5:26 .  И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне. Итак, Он говорит: что вам кажется удобнее – грехи отпустить или телу дать здоровье? Конечно, по вашему мнению, отпущение грехов кажется удобнее, как дело невидимое и необличимое, хотя оно труднее, – а выздоровление тела кажется труднее, как дело видимое, хотя в сущности оно удобнее. Однако ж Я сделаю и то, и другое, и через исцеление тела, что для вас кажется труднейшим, удостоверю и в уврачевании души, которое хотя и трудно, но, как невидимое, вам кажется удобным. Смотри: грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью: ибо дверь заперта. Но об этом предмете мы сказали обширнее в объяснении других евангелистов (см. Мф. 9, Мк. 2). Лк.5:27 .  После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. Матфей не прикрывает, но прямо объявляет свое имя, говоря: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея» ( Мф. 9, 9 ). Но Лука и Марк, из уважения к евангелисту, выставляют другое имя его, именно Левий. Лк.5:28 .  И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. Подивись человеколюбию Божию, как Он похищает сосуды лукавого. Ибо мытарь – сосуд лукавого и зверь лукавый. Испытавшие жестокости сборщиков знают это. Ибо мытари суть те, кои откупают народные подати, чтобы через то приобрести выгоду и уплатить повинности за собственные души. Лк.5:29 .  И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

2) Милостыня есть приятнее Богу всякого жертвоприношения, по оному: милости хощу а не жертвы ( Ос.6:6 ). 3) Милостыня умножает временные добра. Милостыня подобна земле, на которой сеял Исаак, и которая принесла плод сторицею ( Быт.26:12 ). Изрядно на сие Августин 133 : „Плодоносное есть поле бедных, скоро воздаёт дающим плод: иже бо дает убогим, (слова Соломоновы) не оскудеет: а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе« ( Притч.28:27 ). Сие свидетельствует оной Сарептской жены водонос и чванец, о коем пишется: и от того дне водонос муки не оскуде, и чванец елеа не умалися ( 3Цар.17:16 ). А за что сие? Для того, что требующему Илии сотворила милостыню. „Поистине, нет искусства прибыльнейшего, как милостыня», – говорит Златоуст 134 . 4) И что есть милостыня? милостыня есть земледелие духовное. Поле есть человек, помощи твоей требующий. Семя есть всякое добро, которое ему сообщаешь. Дождь суть слёзы бедного, которые он проливает пред Богом, испрашивая тебе от него благословения. Жатва есть последний день, в который бедные воздадут тебе благодарение, егда примут тебя в Вечные Кровы. 5) И что есть милостыня? Есть оное древо Даниилово, о коем пишется: в ветвех его живяху вся птицы небесныя, и от него питашеся всяка плоть ( Дан.4:9 ). Древо таковое есть богатый, благотворения не забывающий. Под сенью милосердия его бедный получает прохладу, оживление и подкрепление немощам своим. 6) Милостыня есть гривна златая, знак сынов Божиих. 7) Милостыня есть свет оный, о коем пишет Матфей: тако да просветится свет ваш пред человеки яко да видят ваша добрая дела ( Мф.5:16 ). „Милостыня, – говорит Златоуст, – есть пернатая, лёгкая, златыя крила имеющая, самих Ангелов веселящая» 135 . § VIII Превосходная добродетель есть милосердие. Но какие суть предметы, около которых оно обращаться должно? 1) Около бедных требующих, как говорит Апостол: тако труждающымся заступати немощныя подобает ( Деян.20:35 ). И так говорит Давид: блажен разумеваяй на нища и убога ( Пс.40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

языка. Если, несмотря на это, он составил свое Е. на др.-евр. или арам. языке, это должно свидетельствовать о том, что первонач. его книга предназначалась израильтянам, не вполне свободно владевшим греч., поскольку их разговорным языком оставался арам., а литературным – в первую очередь иврит. Большое число ссылок и указаний на исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств можно рассматривать как свидетельство того, что книга была задумана как миссионерское послание; 5) ПОДЛИННОСТЬ ЕВАНГЕЛИЯ. Несмотря на единодушное свидетельство древней Церкви, вышеприведенные слова Папия дали повод к сомнениям. Папий говорит о речениях, или словах, Иисуса, которые Матфей записал. На основании этого некоторые исследователи делают вывод: существовало собрание изречений Иисуса, которое лишь позднее, дополненное заимствованными из других источников рассказами о деяниях Иисуса, в переработанном виде составило основу Е. Нечто подобное этому собранию представляет собой найденное в Египте апокрифич. Е. от Фомы. Однако Е. от М., несомненно, является оригинальным авторским произведением, и в нем многие изречения Иисуса обретают свой смысл именно в контексте рассказов о Его деяниях. Хотя исследователи не располагают др.-евр. или арам. оригиналами Е. от М., этот факт не может свидетельствовать против его подлинности. Из многих греч. переводов один был признан самым верным и заслужил всеобщее признание: в этом следует видеть достоинство дошедшего до нас греч. текста. Необходимость включения Е. от М. в канон книг НЗ никогда не вызывала сомнений. III. КОМПОЗИЦИЯ I. Приготовление Иисуса к служению ( Мф. 1 – Мф. 4:25 ): 1) родословие Иисуса ( Мф. 1:1–17 ); 2) путь к людям ( Мф. 1 – Мф. 3:17 ); 3) победа над искусителем ( Мф. 4:1–11 ); 4) первая общественная проповедь и призвание первых учеников ( Мф. 4:12–25 ). II. Сеяние ( Мф. 5 – Мф. 9:38 ). А. Сеяние посредством слова – Нагорная проповедь ( Мф. 5 – Мф. 7:29 ): 1) семь Божьих заповедей блаженства ( Мф. 5:3–9 ); 2) особые заповеди для учеников ( Мф. 5:10–16 ); 3) непреходящее значение Закона ( Мф. 5:17–19 ); 4) высшая праведность ( Мф. 5:20–48 ); 5) жизнь в Боге ( Мф. 6 – Мф. 7:27 ); 6) действие слов Иисуса ( Мф. 7:28.29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Далее Виталий пишет: Простые этические положения Моисеева Закона и Божьи Заповеди он доводит до абсурда, делая их невыполнимыми. “ Вы слышали, что сказано древним: “Не прелюбодействуй!” – а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем! ”(Матфей 5:27-28). Но мужчина не может смотреть на красивую женщину без вожделения, такова его природа, таковым его создал Бог! Это заведомо невыполнимое требование заставляет несерьезно относиться к исходной заповеди – “ Не прелюбодействуй! ”. Простите, но почему же несерьезно? Слова о прелюбодеянии в сердце своем относятся все же к кому? К любому ли мужчине? Да вовсе нет, если под прелюбодейством понимать супружескую измену, а не что-то другое. В таком случае, именно ЖЕНАТЫЙ мужчина, если засмотрится с пожеланием на постороннюю женщину, вот уже и начал прелюбодействовать в сердце своем, все правильно. А зародившееся внутреннее пожелание может привести и к реальному физическому. Но молодых и холостых, ищущих супружества, понятное дело, это не может касаться. В других случаях следует более внимательно размышлять над тем, когда и кому многие слова Иисуса были сказаны. Это не всегда легко различить из самих повествований, но один из критериев довольно ясен: внешним людям в притчах, своим ученикам – прямым текстом. Спрос с ближайших учеников был другой, чем со всех остальных, это вполне понятно. Нагорная проповедь ведь начиналась со слов «вы соль земли», «вы свет мира…» и т.д., то есть предназначалась к ближайшему кругу последователей Иисуса. В таком случае именно им и относились слова «не заботьтесь о завтрашнем дне» и т.д. Уровни постижения христианского откровения разные, но ученикам Иисус сразу задает высочайшую планку, которая ими самими была достигнута далеко не сразу. Да и не случайно о. Александр Мень считал, что 2000 лет христианства – весьма маленький срок для усвоения Благой Вести в земном масштабе. «Враги человеку домашние его» — так это очень даже банально и реально, и нет, и не может быть тут никаких попыток разрушения института семьи. Дети, которых Иисус так превозносил и говорил, что «таковых есть Царство Небесное» где появлялись, росли и воспитывались, не «в капусте» же? Просто нет ни одной семьи, где не было бы трений между родителями и детьми.

http://pravmir.ru/kem-byl-iisus-iz-nazar...

Лука печерский подвижник 21 сентяб. Лукиан печер. священномученик 28 авг. Макарий белевский 22 янв. Макарий каневский мученик 7 сент. Макарий колязменский 17 мар. Макарий киевский митрополит 1 мая. Макарий печерский диакон 28 авг. Макарий печерский мних 19 янв. Макарий унженский 25 июля. Максим юродивый московский 11 нояб. Максим киевский митрополит 6 дек. Максим преподобный 21 янв. Максим тотемский 16 янв. Мардарий затворник 28 авг. Марк преподобный пещерник 29 дек. Марк псковский 29 мар. Мартиниан преподобный белозер. 12 янв. Мартин, инок 27 июня. Мартирий зеленецкий 1 мар. Мартирий новгородский архиепископ 10 фев. Мартирий печерский диакон 28 авг. Мартирий печерский затворник 28 авг. Марфа преподобная псковская 20 мая. Матфей прозорливый печерский 5 окт. Меладий печерский 21 сент. Меркурий печерский постник 28 авг. Меркурий смоленский епископ 21 сент. Меркурий смоленский мученик 24 нояб. Мефодий пешношский 14 июня. Митрофан епископ воронежский 23 нояб. Михаил киевский митрополит 15 июля. Михаил клопский юродивый 11 янв. Михаил тверской князь 22 нояб. Михаил черниговский князь 20 сент. Михей ученик Сергия 5 мая. Моисей белозерский 23 фев. Моисей новгородский архиепископ 25 янв. Моисей печерский многострадальный 26 июля. Моисей печерский подвижник 28 авг. Мстислав великий князь 15 окт. Мстислав князь новгородский 14 июня. Нектарий бежецкий 3 апр. Нектарий печерский 29 нояб. Назарий олонецкий 4 июня. Нестор преподобный летописец 27 окт. Нестор некнижный печерский 28 авг. Никандр преподобный городноезерский 15 мар. Никандр псковский 24 сент. Никанор корель. 17 апр. Никита новгородский епископ 30 янв. Никита переяславский столпник 24 мая. Никифор преподобный важеозерский 9 фев. Никодим кожеозерский 3 июля. Никодим печерский 31 окт. Николай новгородский юродивый 27 июля. Николай псковский юродивый 28 фев. Николай Святоша печерский 14 окт. Никон игумен печерский 23 мар. Никон сухой печерский 11 дек. Никон игумен Сергиевой лавры 11 нояб. Нил преподобный сорский 7 мая. Нил столбенский 7 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О мессианском помазании Христа говорится и в Деян 10. 38. К. Г. знаменует собой наступление эсхатологической эпохи, когда Св. Дух будет пребывать с народом Божиим (Деян 2. 17-21; ср.: Иоил 2. 28-32). В Евангелии от Матфея к описанию К. Г., представленному у евангелистов Марка и Луки, добавляются новые подробности (Мф 3. 13-17). Только евангелист Матфей сообщает о диалоге Иисуса Христа с Иоанном Предтечей, к-рый отказывается совершить над Ним крещение, возражая, что это ему самому «надобно креститься» от Спасителя. Ответ Христа подчеркивает принятие Им крещения как следование божественному замыслу, состоящему в том, чтобы «исполнить всякую правду» (πληρσαι πσαν δικαιοσνην - Мф 3. 15). Вероятно, этот эпизод призван обосновать проблему необходимости принятия крещения Тому, Кто не имел греха, тем более что, как подчеркивается в Евангелии от Матфея, прерогатива очищать от грехов принадлежит только Христу (Мф 1. 21; 26. 28). Представление о правде (δικαιοσνην) как о реализации в этом мире Божественного Промысла становится одним из центральных понятий Евангелия от Матфея (Мф 5. 6, 10; 6. 33; 21. 32), а тема богосыновства связывается у Матфея с послушанием божественной воле (Мф 4. 1-11; 26. 39; 27. 43). Матфей единственный из евангелистов, кто говорит о сошествии именно «Духа Божия» (τ πνεμα το θεο - Мф 3. 16; в Мк 1. 10 говорится просто о Духе; в Лк 3. 22 - о Духе Святом). Только у Матфея божественный глас с неба предстает как обращение к Иисусу в 3-м лице: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф 3. 17). В др. Евангелиях эти слова носят форму личного обращения, чей адресат представлен во 2-м лице: «Ты Сын Мой возлюбленный» (Мк 1. 11; Лк 3. 22). Эта же усыновительная фраза присутствует в рассказе о Преображении Господнем (Мф 17. 5; ср.: 2 Петр 1. 17). В отличие от Евангелия от Луки в описании сцены К. Г. у Матфея нет указаний, что др. ее участники, а не только Иисус или Иоанн Креститель могли слышать голос с неба. В Евангелии от Иоанна К. Г. представлено как повествование от лица Иоанна Предтечи об уже происшедшем и известном событии.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Но это не исключает возможности присутствия около Христа и 12-ти, в том числе и Матфея, если бы даже он и не был еще призван к ученичеству. Христос начал им, вслух всего народа ( Мф.7:28 ), говорить Свою проповедь. По словам Феофилакта и других, Он учил не только учеников, но и народ. Мф.5:2 .  И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Мф.5:3 .  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Ср. Лк.6:20 .) Та же самая речь, но только в сокращенном виде и с изменениями, помещена у Луки ( Лк.6:20–49 ). Вопрос об отношении Нагорной проповеди Матфея к Нагорной проповеди Луки чрезвычайно труден. Одни говорят, что это одна и та же речь, сказанная при одинаковых обстоятельствах и в одно время, но только изложенная в разных редакциях. Другие, наоборот, думают, что это были две речи, сказанные два раза по различным поводам и при различных обстоятельствах. В пользу первого мнения говорит то, что многие выражения у Матфея и Луки совпадают, например, Мф.7:3–5 и Лк.6:41–42 , или Мф.7:24–27 и Лк.6:47–49 . Начало, ход мыслей и заключение обеих речей почти одинаковы. Исторические обстоятельства сходны. Против тождественности речей указывают, что сходство не простирается до полной точности. У Матфея Спаситель произносит, как сказано выше, Свою речь сидя, у Луки – стоя; у Матфея – на горе, у Луки – на ровном месте. Согласно Матфею перед произнесением речи у Спасителя были только 4 ученика, согласно Луке – 12. Греческая церковь признает обе речи тождественными. Различия, по нашему мнению, хорошо объясняются только и исключительно теорией фрагментов, причем вовсе не отрицается, что некоторые части учения могли быть и повторены. Мы должны предположить, что речь Спасителя была записана вскоре после ее произнесения одним или несколькими лицами; и Матфей и Лука воспользовались записями речи, причем для Матфея они оказали помощь при его личных воспоминаниях. Вполне вероятно, что Матфей записал речь и сам. Мнения новейших критиков о компилятивном характере Нагорной проповеди настолько шатки, что почти не заслуживают никакого рассмотрения и опровергаются уже тем, что Нагорная проповедь превосходит своей глубиной понимание даже современных нам богословов, и потому совсем не могла быть каким бы то ни было измышлением древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  Согласно Ригельсону, пребывая на покое, получил назначение на кафедру в 1927 году, кафедра не указана. См. " Изменения в составе епископата 1917-1939 " . Список составлен в 1977 году для первого издания книги Льва Регельсона " Трагедия Русской Церкви.1917 - 45 гг. " , " Епископы, подписавшие акт о восприятии митр. Петром власти Местоблюстителя " , http://www.apocalyptism.ru/Russian-Episkopat-.htm   Согласно официальным данным - с 1930 года. Архивные материалы, собранные Косик О. В., говорят о том, что в 1929 году, на момент пребывания епископа Дамаскина (Цедрика) в Стародубе, правящим архиереем на Брянской кафедре был Матфей (Храмцов). См. " Совершается суд Божий над Церковью и народом русским... " (вступ. статья, публикация и комментарии). Архивные материалы к житию священномученика Дамаскина, епископа Стародубского (1877 - 1937)/Вступ. ст., публ., коммент//Богословский сборник. Выпуск 9. М., 2002. С. 322-375, http://pstgu.ru/download/1253193283.4.pdf   Станюкович А. К, Основные проблемы церковной археологии//Проблемы комплексного изучения церковных и монастырских некрополей. Звенигород, 2003. С. 10-27,   МАТФЕЙ (Храмцев), еп. Брянский и Севский Хиротонисан в 1923 году во епископа Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. С 1926 по 1927 гг. - епископ Городнянский, вик. той же епархии. С 1930 года - епископ Брянский и Севский. Скончался на покое в г. Брянске 7-го апреля 1931 года в день Благовещения./В 1930 г. поддержал в печати известное интервью митр. Сергия и др./. Литература: " ЖМП " 1931, No 5, стр.5. " Церк.Обн. " , 1924, No 2, стр.6. ФПС I, No 158, стр.6. ФПС П, стр.3. ФПС 1У, стр.1. ФПС У, No 8. ФАМ I, No 9, стр.1. Кат-АМ N 17. Редакция текста от: 25.10.2019 21:28:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675811.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010