патриарх Григорий V подтвердил дарения К. подворья на Самосе и владений (дом, лавка, виноградники) на о-ве Алони (Пашалиманы) в Мраморном м. (Ibid. N 77, 79). В 1618 г. господарь Гаврил Мовилэ признал владельческие права К. на 20 селений в Валахии. В 1623 г. господарь Раду Михня (по др. источникам, его сын Александру) предоставил обители в качестве подворья монастырь Клокочов близ Слатины со всеми его владениями. Матей Басараб (1632-1654) подтвердил прежние владения и подарил мон-рь Слатина. В 3-й четв. XVII в. в К. проживали 300 чел. В келлии вмч. Георгия, принадлежавшей К., подвизался сщмч. Киприан († 1679). В 1744 г. В. Г. Григорович-Барский застал в К. 15 монахов, тогда как численность братства приближалась к 100 чел. Однако большинство из них были отправлены за сбором милостыни, т. к. мон-рь был обременен большим долгом ( Григорович-Барский. 1887. С. 166). Большой ущерб К. нанес пожар 1767 г. Восстановление монастыря осуществил бывш. Александрийский патриарх Матфей III, который проживал там на покое. Он построил вост. корпус и трапезную. В 1793 г. в К. принял постриг ученый мон. Варфоломей с о-ва Имброс († 1851), к-рый впосл. стал известным дидаскалом и справщиком литургических книг. Вместе с др. афонскими мон-рями К. пережил тяготы оккупации Св. Горы тур. войсками во время Греческого восстания 1821-1829 гг. В 1842-1844 гг. К. передал принадлежавшую ему келлию св. Иоанна Предтечи в Карее академии Афониада. В 1846 г. в К. проживали 45 монахов, а в келлиях - 60 ( Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты. М., 1880. Ч. 2. Отд. 2. С. 238). В 1856 г. в мон-ре был введен общежительный устав. Однако вмешательство К-польского патриарха Кирилла VII в выборы нового игумена К. Никандра вызвало протесты нек-рой части братии и Свящ. Кинота. В 1857 г. в результате поджога, устроенного группой недовольных новыми порядками насельников, сгорела сев. часть мон-ря (Там же. С. 238). Игум. Никандр оставил свой пост, и монастырь возглавил игум. Иоасаф. Но в 1860 г.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) На протяжении XVII в. Валахия продолжала оказывать помощь афонским мон-рям. Большей частью она осуществлялась через преклоненные мон-ри, скиты и церкви. Мон-рю Ивирон были дарованы неск. мон-рей: Раду-Водэ в Бухаресте вместе с его подворьями - скитом Тутана в Арджеше и храмом с. Бэлтени в у. Ильфов, мон-ри Главачок в Арджеше и Стеля в Бухаресте. Дарителем мон-ря Ивирон был господарь Раду Шербан (1602-1611). 3 авг. 1607 г. Раду Шербан даровал также мон-рю Ксенофонт поместья Рацка и Силиштя и сделал вклад в 9 тыс. аспр. Храму Успения Богородицы в Карее был дарован мон-рь Котрочени в Бухаресте, возведенный Шербаном Кантакузино (1678-1688). Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Известным покровителем Церкви и ктитором мн. мон-рей был господарь Матфей Басараб . Дарственные грамоты 1641 и 1649 гг. и др. лет, полученные в его правление мон-рями Ксенофонт, Ивирон, Дохиар, св. Дионисия и Кутлумуш, свидетельствуют о значительности недвижимого имущества, к-рым владели преклоненные мон-ри в Валахии с настоятелями из греков. Тщанием господаря в Вел. Лавре была возведена новая ц. св. Михаила Синадского, в ее росписях присутствуют изображения господаря и его супруги Елены. Им же были дарованы храму 2 служебных Евангелия. Миниатюра одного из Евангелий изображает коленопреклоненных пред св. Михаилом Матфея Басараба и Елену. В 1642 г. Лавра получила от господаря значительное денежное пожалование за присылку в Валахию главы св. Михаила Синадского, что чудесным образом предотвратило нашествие саранчи. Однако им же в 1639 г. был принят указ, запрещавший даровать А. или др. св. местам Востока целый ряд древних и крупных мон-рей Валахии, среди к-рых были такие мон-ри, как Тисмана, Козия, Арджешский и др. В следующем году появился еще один указ: в дополнение к 22 мон-рям, упомянутым ранее, добавился запрет на «преклонение» еще неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Rösier, Romänische Studien, Leipzig, 1871). O валахах впервые упоминается в источниках в 976 г. в связи с убийством брата болгарского Царя Самуила св. Давида валашскими кочевниками (Cedr., р. 435). Земледельческое оседлое сельское население состояло в основном из болгар, а валашское – из скотоводов. Господствующий слой состоялся из болгарских служилых бояр, которые упражняли болгарскую административную власть. Из-за татарского нашествия с середины XIII в. Болгария не упражняла свою власть над этой областью и местные болгарские правители – бояре были вынуждены считаться с существующим положением и сообразовывать свою подчиненность с той властью, которая преобладала в соответствующее время. Так, сначала они подчинялись Ногайским татарам, а потом венгерским королям, которые вели войны против татар. С ослаблением болгарской власти в области местные болгарские бояре почувствовали себя свободней и среди них усилились сепаратистские тенденции, как впрочем и среди всех болгарских правителей отдельных болгарских областей болгарского государства в вв. Татары владели Подунавием до начала XIV в. События в начале XIV в. привели к ослаблению противоборствующих сил – Болгарии, Ногайских татар и Венгрии, что создало условия для возвышения власти (господарства) воеводы Иоанна (Иванко) Александра Басараба I (1310 или 1324–1352 гг.) в области Мунтения (в серединной равнинной части к северу от р. Дуная). Иоанн Басараб сумел утвердить свою власть над другими отдельными областями, находившихся под властью местных бояр и объединить их в одно воеводство. Басараб, естественно, рассчитывал в первую очередь на Болгарию, помогая ей в ее военных действиях против Византии и Венгрии. В 1330 г. Иоанн Басараб победил в Карпатах при Посадах венгерского короля Карла Роберта. Эта победа утвердила его власть и авторитет над местными болгарскими боярами. В 1344 г. венгерский король Лайош I утвердил его как воеводу Валахии в качестве своего вассала. Иоанн Александр Басараб поддерживал самые теснейшие родственные связи с Велико Терновским болгарским царским двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крайова. Собор Димитрия Солунского (утраченный). Biserica domneasca /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1651 и 1654. Год утраты:1889 (разобран по ветхости) Адрес: Румыния, жудец Долж, г. Крайова (Craiova), ул. Матей Басараб, 14 ( Str. Matei Basarab, 14) Изменить описание объекта Церковь Святого Димитрия, также известная как княжеская церковь (Biserica domneasca), церковь Бэняса (Biserica Baneasa) или кафедральный собор (Catedrala Mitropolitana), является самым старым и самым важным культовым сооружением в Крайове. Расположенная в центральной части города, в непосредственной близости от Дома Бэний, церковь на протяжении веков последовательно перестраивалась на фундаменте, датируемом, по некоторым предположениям, примерно XI-XII веками. Основанная Барбу Крайовеску, где проживал Матей Басараб, она была отремонтирована и перестроена принцем Константином Бранковяну и местными боярами (Обедяну, Аргетояну) под эгидой короля Кароля I. Церковь Св. Димитрия в настоящее время является одним из самых важных духовных центров и туристических достопримечательностей Крайовы. По словам историка собора Святого Димитрия, зарождение церкви кажется ошибочным с самим историческим существованием Крайовы. Хотя дату постройки первой церкви на этом месте и имя первого основателя нельзя установить с уверенностью, археологические раскопки, проведенные в 1888 году, выявили доказательства того, что самая старая церковь Святого Димитрия «относится к VIII-IX векам». Другие мнения, не подтвержденные документально, подтверждают гипотезу о том, что церковь была построена во времена братьев Петра и Асана из династии Асанести (XII век), принца Иоанна (XIII век) или даже во время правления великого правителя Мирчи Старого (1355-1418). Историк Петре Константинеску-Ясси связывает строительство церкви с победой последнего над османами при Ровине (1395 г.). Согласно большинству исторических мнений, каменная церковь Святого Димитрия - Бэняса или Домняска (Biserica Sf. Dumitru – Baneasa sau Domneasca) - была основана великим Барбу Крайовеску, старшим сыном Нягое из Крайовы, основателя семьи Крайова. Он владел поместьем и городом Крайова еще до 1500 года. Название церкви Бэняса (Biserica Baneasa) происходит от того факта, что она считалась старым фондом семьи Крайова, которая давала Крайове большой денежный доход, аргументом в этом отношении является близость их кассовых домов. Свое название княжеская церковь (Biserica domneasca) получила в связи с тем, что несколько правителей Валахии происходили из семьи ее основателей (Негое Басараб в XVI веке, Матей Басараб в XVII веке и Константин Бранковяну в XVII веке и XVIII веке), каждый из которых обращал внимание на потребности места поклонения.

http://sobory.ru/article/?object=54166

Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

38 Протосингел Викентий Мэлэу (1887–1945) поступил в монастырь в семилетнем возрасте. Его родители решили вести монашескую жизнь, и отец вместе с мальчиком поступил в монастырь Секу, а мать с двумя дочерьми – в Вэратик. В следующем 1895 г. отец с сыном удалились на Святую Гору Афон, где и сформировался будущий знаменитый духовник румынских христиан второй четверти ХХ в. Погребен старец Викентий в усыпальнице монастыря Секу. 39 В апреле 1964 г. Пленум ЦК Румынской рабочей партии взял курс на независимость от СССР, ив Румынии началась десоветизация и десталинизация. Однако полного освобождения от коммунизма не произошло: в 1965 г. с приходом к власти Н. Чаушеску в стране был провозглашен социализм. 40 Спондилез – деформация позвонков за счет разрастания костной ткани в виде выступов и шипов на поверхности отростков позвонков. 42 Скит Лак, или румынский скит великомученика Димитрия Мироточивого, расположен в получасе ходьбы от Великой Лавры святого Афанасия Афонского , к которой он и относится. В восьми келиях скита в настоящее время подвизаются 39 монахов-румын. 43 Мунтения, или Большая Валахия,– историческая область на юге Румынии, восточная часть Валахии между Дунаем (на юге и востоке), Карпатами и Молдавией (на севере) и рекой Олт на западе. 44 Нягое Басараб – румынский святой, господарь Валахии с 1512 по 1521 г. При нем велось большое церковное строительство. Святой Нягое написал «Поучения благого и благоверного господаря страны Румынской Благое Басараба сыну своему Феодосию воеводе». Нягое Басараб был духовным чадом святителя Нифонта, ватопедского монаха, который в бытность свою Валашским митрополитом отстоял Православие в Румынии от поглощения его католиками. Впоследствии святитель Нифонт дважды был Константинопольским Патриархом. После сорока лет святительства Патриарх Нифонт тайно вернулся на Святую Гору Афон и, не узнаваемый никем, выполнял в своей родной обители самую черную работу. О святителе Нифонте рассказано в «Письмах Святогорца» (М., 2007. Ч. 1.С. 154–157).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

В 1614-1618 гг. в документах упомянут еп. Дионисий, затем - еп. Феофил II, к-рый участвовал в посольствах господаря Леона I Томши в Трансильванию и Стамбул и летом 1636 г. занял Унгро-Влахийскую кафедру (Ibid. 2006. Vol. 2. P. 138). Епископом Рымникским осенью 1636 г. стал Игнатий Серб , в Летописи Кантакузинов он назван посредником между Матеем Басарабом и османским везиром Абаз-пашой, способствовашим возведению Басараба на валашский престол. Возможно, в ведении еп. Игнатия находилась типография монастыря Говора , т. к. с 1637 г. он постоянно упоминается в предисловиях говорских изданий. Его имя встречается в господарских грамотах (иногда с титулом «архиепископ Рымникский и всей Мехадии»). Он участвовал в «собрании страны» 1639 г., где было вынесено постановление о запрете преклонять монастыри зарубежным обителям, а также в церковном Соборе, созванном митр. Молдавским Варлаамом (Моцоком), где было выработано отношение Валашской и Молдавской Церквей к кальвинистскому прозелитизму (утвержден «Ответ на кальвинистский катехизис» - Ibid. P. 138-139). В 1653 г. Матей Басараб отстранил митр. Унгро-Влахийского Стефана и на его место возвел Игнатия. В 1655 г. господарь Константин Щербан вернул кафедру Стефану, а Игнатий Серб возвратился в Олтению и жил за штатом в Рымнике и затем в мон-ре Козия. Его преемник на Рымникской кафедре с осени 1653 г. Дионисий II до поставления, возможно, был игуменом Козии. 2 июня 1657 г. Рымникскую кафедру занял еп. Игнатий Грек. В грамотах сохранились сведения о его попечении об укреплении материальной основы епископии. По-видимому, он скончался в первые месяцы 1668 г., т. к. в «Реестре святой митрополии Унгро-Влахийской» ( Ghenadie (En ceanu), ep. Condica sfânta a mitropoliei Ungro-Vlahiei. Bucur., 1886. P. 17) указано, что 21 марта Матей Басараб назначил на его место еп. Бузэуского Серафима. Во 2-й пол. 1670 г. в преклонном возрасте он удалился на покой и принял схиму с именем Сильвестр в основанном им скиту Стрихарец близ г. Слатина († 1672/73). Кафедру занял настоятель мон-ря Главачок еп. Варлаам ; сохранился документ, в котором он обращался к господарю Антонию Водэ с просьбой освободить от налогов сыновей священников.

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Свиштова, а также на селения Команка, Лайова (Лайовул-луй-Строе), Дэнешти, Уйбэрешти, Чиряшов, Гречий-Кэлугэрешти, Хыртешти и др. При этом К. был освобожден от уплаты к.-л. налогов за эти владения ( Nsturel. 1986. P. 54). В 1492 г. Влад IV выделил кутлумушской келлии прор. Илии, куда удалился на покой прот Косма, ежегодную субсидию в 1 тыс. аспр. По ходатайству этого правителя султан Баязид II в 1492 г. освободил земли К. от уплаты десятины. В реставрации К. принимал участие Басараб IV Молодой (1477-1481), о чем известно из более позднего документа Нягое Басараба - 1512 или 1513 г. (Ibid. P. 55). В хрисовуле 1514 г. о выдаче К. ежегодной субсидии в размере 10 тыс. аспр этот правитель упоминает, что до него такую же материальную поддержку монастырю предоставляли Мирча Старый (1386-1394/95, 1397-1418) и Влад V Молодой (1510-1512). В слав. грамоте Влада VII Утопленника (1531) говорится о восстановлении Мирчей Старым собора Преображения Господня и о том, что Влад V застал мон-рь в бедственном положении и оказал ему помощь. В 1497 г. К. пострадал от сильного пожара, но был восстановлен на пожертвования валашских господарей. Господарь Раду IV Великий (1496-1508) в 1497 г. построил сев.-зап. часть мон-ря (в 1598 отремонтирована Серрским митр. Кириллом), а в 1508 г.- башню. Восстановительные работы были завершены Нягое Басарабом (1512-1521). В Житии свт. Нифонта II, патриарха К-польского, написанном протом Гавриилом, повествуется о том, что этот господарь украсил мон-рь снаружи и изнутри, обнес стенами, построил келлии, трапезную, большие и малые ворота, больницу, странноприимницу, архондарик, сокровищницу, амбар и др. хозяйственные помещения, воздвиг ц. свт. Николая Чудотворца с куполами (в одноименной келлии рядом с К., приобретенной в 1369), а также в 1514 г. покрыл свинцовыми листами кровли церкви и нартекса. Обычно последнее известие относят к монастырскому собору, однако П. Фунтас предположил, что речь идет о ц. свт. Николая Чудотворца. Кроме того, Нягое Басараб отстроил пристань К.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

В довершение всего, в 1356 г. в результате интриг Царицы-еврейки, Иоанн Александр разделил Болгарское Царство между своими сыновьями от своего первого и второго брака. Иоанну Срацимиру он отдал Видинскую область, под именем Видинского «царства», Преславскую – Иоанну Асеню, а Терновское Царство завещал своему сыну полукровку от еврейки Иоанну Шишману. Очевидно, все это делалось с благим намерением из стремления пресечь феодальное дробление государства и поставить все болгарские области под надзор центральной царской власти. Вышло наоборот. Когда нет Божьего благословления на царские дела и когда Царь и правящая верхушка вокруг него своими действиями собирают на свою голову гнев Божий, ткань государства распадается. Дробление государства не приостановилось, а наоборот, усилилось. Всем своим остальным сыновьям Царь Иоанн Александр по-соломоновски раздал царские титулы, чтоб они не были в обиде. В конце 50-х годов XIV века он даровал своему родственнику Доброгице титул деспота и тем признал самостоятельность его владений – северо-восточную причерноморскую часть болгарского государства 6 . И это во время завладения Фракии турками! Задунайские болгарские бояре, родственники Царя Иоанна Александра по его первому браку, взбешенные его разводом, нашли удобный повод отложиться от Болгарского Царства. (Румынская историография туманно ссылается на это, считая его началом валашской государственности, хотя по сути на основании феодального сепаратизма задунайских болгарских бояр со временем постепенно образовались Угро-Валашское и Молдовское княжества.) В 1359 г. шурин Царя Иоанна Александра, сын тестя Царя Иоанна Александра и брат его первой жены Феодоры I, воевода Николай Александр Басараб, перешел под церковную власть Вселенской Патриархии и тем отторгнул Задунайскую Болгарию от диоцеза Велико Терновской Патриархии (Acta patriarchates constantinopolitani, 1.1, 171, p. 383–8). Задунайские епархии Велико Терновской Патриархии входили в ее диоцез по той простой причине, что Задунайская Болгария была составной частью Болгарского Царства до середины XIV в. и диоцез Велико Терновской Патриархии охватывал территорию болгарского государства. Болгария была сведена к незначительной территории среднедунайской равнины Мизии. Царь Иоанн Александр обессилил страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010