Очевидно же, что все упомянутые выражения неточны. «Человека Христа Иисуса, ходатая Бога и человеков, должно именовать Господом», – заметил бл. Августин, исправляя неточность одного из таких выражений (бл. Августин. Обозр. своих, сочинений, кн. 1, гл. 19. чл. 8: твор. т. 1, стр. 22. Антверпен, 1701 г.); а св. Василий великий говорит, в приводимом месте, собственно о том, что во Иисусе Христе плоть обожена. 91 В древности было в обычае, чтобы главный епископ и от себя говорил что-нибудь в назидание народа, после того, как в его присутствии скажет слово священник или епископ, подведомый ему. Христ. чтен. 1842 г. ч. 3, стр. 351. 94 Св. Кирилл. александр. 4 письм. к Несторию: твор. т. 5, ч. 2, стр. 23–24. Париж, 1638 г. Еще: «Сущее от Бога Отца Слово бесстрастно и бессмертно; ибо Божеское нетленное естество выше страданий. Оно животворит все и возвышается над тлением и над всем, что причиняет скорбь. Но, будучи таковым по естеству, Слово, сущее от Бога Отца, соделало своею собственною плоть, способную умереть, дабы посредством того, что способно терпеть страдания, воспринять на самого Себя страдания за нас и ради нас, и избавить всех нас от смерти и тления, оживотворив, яко Бог, свое тело и соделавшись начатком в числе усопших и первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Кол. 1:18 ). Св. Кирилл. александр. Изъяснен, анафематизм: твор. т. 6, стр. 157. Париж, 1638 г. Снес. Феодот. анкирск. Беседу, говорен. в Ефесе против Нестория: христ. чтен. 1839 г. ч. 2, стр. 196–197. 96 Са. Кирилл. александр. Прот. Феодора мопсуестского, кн. 2: у Ф. Ляббея Деян. втор. константиноп. собора. 98 Св. Григор. нисск. Письм. к Евстафии: твор. т. 3, стр. 660. Париж, 1638 г. снес. 1 бесед. о блаженстве: твор. т. 1, стр. 767, и бесед. на Богоявление: твор. т. 3, стр. 460. 101 Св. Иустин.. муч. Разгов. с Трифон. иудеан. стр. 45. Москва, 1843 г. Снес. св. Иоан. златоуст. Бесед. о неясн. ветх. Завета: христ. чт. 1844 г. ч. 3, стр. 271–272; пр. Нил. подвиж. письм. Аглаю всаднику: христ. чт. 1845 г. ч, 1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

619 Первую индульгенцию и притом полную по поводу крестовых походов дал епископ римский Урбан II на соборе клермонском. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 2, стр. 271–272. Литтих, 1850 г. 620 Давались индульгенции землям, городам, за дела общественные, каковы: устройство мостов, и проч. Флер. Истор. церк. т. 5, стр. XV. Париж, 1844 г. Миерцвинск. Небывал. разсужд. о происхожд., возрастан. и плодах. индульгенций. Вильно, 1841 г. 621 Бароний откровенно сознается, что еще в одиннадцатом веке небо всегда отверсто было дли богатых. Барон. Летопис. церк. под 1055 г. 622 Т. е. от строгого поста, от телесных изнурений, от самоумерщвления, от продолжительных и частых молитв, от странствования на поклонение св. мощам и других дел благочестия христианского. 623 Латеранский (IV) собор (1215 г.) воспретил откупаться от эпитимий каким бы то ни было образом. Берж. Словар. богословск. под словом Penitensiers. 625 За чтение напр. молитв, называемых корунками, розариями и проч., которые любопытный может видеть в Новом. тракт. об индульгенциях, соч. Пинарта. Париж, 1852 г. 626 Муравьев. Римск. письм. ч. 1, стр. 127. Спб. 1847 г. Серединск. О богослуж. западн. церкви ст. 2, стр. 23. 60. 61. 64. 78. Спб. 1849 г. Ст. 4, стр. 194. 201. 212. 258. 278. Спб. 1856 г. 627 Такого же рода жезлы, с соединенною с ними папскою благодатию разрешения от удовлетворения правде Божией, есть и в других местах, наприм. в кармелитском монастыре, в местечке Бердичеве киевской, и в белыницком костеле могилевской губернии. А. Востоков. Записк. об отнош. римск. церкв. к друг. христ. церквам, ч. 2, стр. 303. Спб. 1857 г. 631 Св. Амврос. медиоланск. О покаян. кн. 1, гл. 2 и 7, л. 2 и 6 на обор. и 7. Спб. 1778 г. Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве, стр. 59–60. Спб. 1836 г. Св. Кирилл. александр. Толкован. на еванг. Иоанна, твор. т. 4, стр. 1101. Париж, 1638 г. Бл. Августин. О град Бож. кн. 20, гл. 2, чл. 2: твор. т. 7, стр. 443. Антверпен, 1700 г. 632 VI вселенск. собор. прав. 102: книг. правил, стр. 107. Спб. 1843 г. Снес. I bceлehck. собор. прав. 12. Собор. анкирск. прав. 5, Собор. карфагенск. прав. 52, св. Васил. велик. прав. 3: там же, стр. 33–34. 126–127. 187. 290–291. Спб. 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

679 Собор. тридент. Засед. 24, прав. 9. Латины не знают, по божественному ли праву, или же по самочинию воспрещен у них брак для духовенства приходского. Одни из них (напр. Иоанн Мажор, Клихтовей) думают – по божественному, а другие (напр. Ф. Аквинат, Кайетан, Сотус) говорят, что это случилось по воле епископов римских, которые побуждены были к тому политическими причинами (Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик, т. 2, стр. 167, чл. 2–3. Прага, 1721 г.). Те же из латин (наприм. Костер и Пиггий), которые усильно старались отстоять законность безбрачной жизни духовенства приходского, позволяли себе говорить, что священник живущий с блудницею, грешит легче, нежели как грешил бы он, если бы вел жизнь брачную (Турретин. Богослов. обличит. ч. 3, стр. 276. Женева, 1685 г.). 681 Так, один из соборов толедских (300 г.) повелевает низводить иподиакона на степень чтеца, если он вступит в брак по смерти жены (собор. толедск. прав. 2); а из других соборов западных, бывших в конце третьего и в начале четвертого, века, видно, что там требовалось, от священнослужителей строгое воздержание, без расторжения брака их, а развод требовался от них только в случае бесчестного поведения их жен (Собор. ельвир. (305 г.) прав. 65. 682 Таковы были: гностики (св. Епифан. О ереси 3: твор. т. 1, стр. 63. Кельн, 1683 г.), Сатурнин, Василид (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 24; Твор. стр. 100. Париж, 1710 г. Климент, александр. Стромат. кн. 3: твор. стр. 426 и след. Париж, 1741 г.), энкратиты (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 28: стр. 106–107. Евсев. Церк. истор. кн. 4, гл. 29, стр. 249. Спб. 1848 г.), манихеи (бл. Августин. О нравах. манихеев, гл. 10: твор. т. 1, стр. 538. Антверпен, 1700 г.) и другие (бл. Августин. О ерес. прискиллианитов: твор. т. 8, стр. 17. Антверпен, 1700 г. Сократ. Церк. истор. кн. 2, гл. 43, стр. 243. Спб. 1850 г.). Все эти лжеучители производили брак от диавола. 685 Анкирск. собор. прав. 10: книг. правил. стр. 128. Спб. 1843 г. На этом соборе позволено было даже рукоположенному во диакона вступить в брак, если он при самом рукоположении объявит епископу, что не может вести безбрачной жизни. Известно также, как Дионисий, епископ коринфский, убеждал кносского епископа Пинита, чтобы не налагал тяжкого ига безбрачия на всех служащих Церкви. Евсев. Церк. истор. кн. 4, гл. 23, стр. 233. Спб. 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

727 «Апостол много рассуждает о сем предмете и в других посланиях, когда рассуждает о подчиненности как слуг господам, так и подначальных начальникам. А чрез сие желает он показать, что Христос ввел свои законы не для ниспровержения общего гражданского устройства, но для исправления и улучшения оного… И желая внушить, что заповедь его простирается не на одних мирских людей, но на всех, и на священников и на монахов, (он) объявляет о том наперед, говоря так: всяка душа властем предержащым да повинуется. Хотя б ты был апостол, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто, повинуйся. Подчинение власти не подрывает благочестия». Св. Иоан. Златоуст. Бесед. 23 на Послан. к римлянам, стр. 552. 553. Москва, 1855 г. 732 Св. Игнат. богонос. Послан. к филадельф. стр. 147. Казань, 1855 г. Св. Амврос. медиол. твор. 2, л. 225 на обор., изд. 1516 г. 733 Климент александрийский . «Воздержен тот, кто сдерживает стремления, противные здравому смыслу, или владеет собою (κατεχων αυτον)... Всяк подвизаяйся, от всех воздержится ( 1Кор. 9:25 ), не удаляясь от всего, но умеренно пользуясь, чем разсудит». Св. Златоуст. «Воздержным называем мы того, кто, будучи удручаем какою-нибудь похотию, побеждает ее». Климент. александр. Стромат. кн. 2 и 3: твор. стр. 395. 469. Париж, 1641 г. Св. Златоуст. Письм. к Олимпиаде 2: воскр. чтен. год, 12, стр. 13. Киев, 1848–1849 г. 734 «(Когда говорит апостол: подобает епископу быти воздержительну, то) разумеет здесь не постящегося только, но воздерживающегося от всякой страсти, обнаруживаемой языком, и рукою, и бесстыдным взором: ибо в том и состоит воздержание, чтобы не предаваться никакой страсти». Св. Златоуст. Бесед. 2 на посл. к Титу, стр. 24–25. Спб. 1859 г. 735 Собор. анкирск. прав. 10. Собор. неокесар. прав. 1. I всел. собор. прав. 3. Собор. трулльск. прав. 6 и 48. Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик. т. 2, стр. 169, чл. 12, 13. Прага, 1721 г. 743 Катихиз. римск. стр. 496. Освящение елея для таинства Елеосвящения совершается епископами латинскими в великий четверток посредством заклинания и молитвы. Серединск. О богослуж. западн. церкви ст. 4, стр. 142. Спб. 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Таким образом, мысль гр. Толстого о недозволительности войны ничем и никак ни подтверждается с христианской точки зрения, а лишь опровергается и разрушается. (Сост. Г. Д-ко посоч. проф. А. Гусева : «Основные религиозн. начала гр. Толстого», Казань, 1893 г. стр. 260 – 273, с дополнениями из др. цитов. источников). 171 Намеренное отравление тяжело больных для облегчения их предсмертных страданий. Тяжесть этого греха видна из следующих соображений: а) Последнюю нить жизни человека властен прервать только Господь Бог. б) Ктому же бывали примеры, что больные, совсем приговоренные к смерти, мало-по-малу выздоравливали. в) Кроме того люди, решающиеся из ложного человеколюбия насильственно прервать нить жизни страждущего больного, нагружают в отношении в больному долг истинного человеколюбия и в другом роде. Чем он больше больной у самого порога к вечной жизни пострадал от своей болезни, тем в большую заслугу милосердый Бог вменил бы ему эти страдания. А они, из ложного человеколюбия, имеющего в виду только здешнюю жизнь, между тем, лишают его этой заслуги, этого средства в очищению им грехов еще в настоящей жизни, сокращая его часы. 172 О женщинах, принимающих врачевства для извержения зачатого плода. 91-е пр. вс. соб. повелевает подвергать наказанию убийцы тех из женщин, которые или принимают или другим дают врачевства для извержения плода. Ибо женщины, тайно совокупляясь с мужчинами и зачиная, из боязни, чтобы не быть уличенными в блуде родителями, может быть, или господами, ухищряются истребительным питьем повреждать зачатые плоды, или сдавливают живот тяжестью, отчего зачатые плоды выпадают мертвыми, и не только истребляют плод, но иногда, вместе с зародышем, губят и самих себя (сн. Зонары толк. на пр. 91-е вс. соб.; толк. на пр. 21-е анкирск.). А 21-е пр. соб. анкирского говорит: «хотя прежнее определение принимающих детогубительные отравы удалило от общения до кончины, но мы, делая нечто более человеколюбивое, определили, что достаточно для них на покаяние десятилетнего времени». В конце 8-го пр. св. Василий Великий говорит: «и дающие и принимающие детоубийственные отравы причисляются к вольным убийцам. Полагает же он здесь таковым в епитинию десятилетие, как за невольное убийство, я думаю, потому, что носимое в утробе еще не существует в природе, и потому, что они решились на убийство не по бесчеловечному расположению, но по причине стыда или необыкновенного страха пред родителями, может быть, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностию». (Извлеч. из «Алф. Синтагмы» Властаря, стр. 142 – 143, гл. 28-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Там же. 175–176 Сравн. I Всел. Соб. прав. 8; II Всел. Соб. прав. 7; Лаодик. прав. 8; VI Вселенск. Соб. прав. 92 Там же. 183 Там же. 196 Снес.: VI Всел. Соб. прав. 29 Там же. 173, 176, 177, 179, 194, 197, 201 Там же. 178 Снес.: Номокан. при больш. Требнике. Прав. 142 Там же. 179, 182–183, 185–186 Снес.: Дионис. Александр. прав. 2; Тимоф. Александр. прав. 7 По списку Новг. Кормчей. Гл. 27. Памятн. российск. словесн. XII в. С. 185, 186 Снес.: I Собор. прав. 13 Там же. 176–177, 184–185, 198, 200–201 По списку Новг. Кормчей. Гл. 1–4. Снес.: Номокан. при больш. Требнике. Прав. 144 В списке именно читается: «Прашах владыки: «Аще человеек блюет причащався?» «Аще,— рече,— от объядениа или пиянства блюет, 40 дней епитемья; аще ли от возгнушениа — 20 дний; аще ли от напрасныя болезни — мнее. Аще ли поп, да тако же 40 дний не служит со инем воздержанием; аще по нужи, яко некого нарядити служить за ся, да не служить с неделю, и паки начнет служити, опитемью держа от меду, от мяса, от молока. Аще блюет на другой день по причащении, то нету за то опитемьи; такоже и на третий. Обаче в суботу и в неделю не поститися, но инеми денми исполнити 40. Також аще ино что сътворить; а се не в которой заповеди налезох: аще кто объедся, изблюет причастие, да трегубо 40 дний — 100 и 20. Аще ли кто болезни ради изблюет причастие, 3 дни да постится; а еже есть изблевал, да сохранит на огни, 100 псалом да испоет; аще ли его пси вкусят, 100 дний да постится». Эти слова, опущенные в печатном, собственно и составляют начало записок Кириковых. Памятн. российск. словесн. XII в. С. 198–199 Снес.: апостол. прав. 52 Там же. 202–203 Снес.: апост. прав. 12, 13, 32; I Всел. Собор. прав. 5 Там же. 201 Снес.: VI Всел. Соб. прав. 102 Там же. 201 Снес.: I Всел. прав. 13; Анкирск. прав. 6; Карф. прав. 7; Григор. Нисск. прав. 2, 5 Там же. 189, 194 Там же. 189 Снес.: апост. прав. 17; I Всел. прав. 8; Неокес. прав. 8; Василия Велик. прав. 89 Там же. 190 Снес.: Григор. Нисск. прав. 6 Там же. 187, 190 Снес.: Неокесар. прав. 8; Феофил. Алекс. прав. 3, 6

http://sedmitza.ru/lib/text/435843/

А. Толстой. 206 Беседа на Еф. 20, 8. Mg. 62, 137. Ср.: Похвала Максиму. 207 Великий Требник. М., 1732, лист 33. 208 «Я не спрашиваю, не беспокоюсь,        есть ли вина в твоем сердце,        я знаю, что люблю тебя,        какова бы ты ни была».   209 А. А. Фет. «Alter ego». Поли. собр. стих. Т. 1. СПб., 1912. С. 108. 210 Об этом грехе Ламеха см., например: Тертуллиан, De exhort. Cast. 5; De monog. 4; Иероним, Epist. 85(9), Contra lov. 1, 24 и др. 211 Афинагор (ок. 174 г.), Прошение о христианах. Ср.: Иустин Мученик. Апология 1. Гл. 50. Mg. 6, 349. 212 Тертуллиан, De pudicitia, 9; Ad uxorem 1, 4, 8. 213 Василий Вел. Правила 4 и 50. Ср.: Климент Александрийский. Строматы, 3, 11. Mg. 8, 1189. 214 Ориген, 18 Гом. на Евангелие от Луки. Ml. 17, 1846. Ср.: Гом. 19 на Иеремию. Mg. 13, 509. 215 Августин, De bono conjug., 21. Ml. 40, 387-388; и Климент Александрийский только первый брак признает таинством. Строи. 2, 23. Mg. 8, 1085, 3, 91. Mg. 8, 1173. 216 Амвросий, поел, к Верч. церкви, 64. Ml. 26, 1205; Златоуст, Гом. на поел, к Титу. Mg. 62, 671. 217 Святой Григорий Нисский: De vita S. Macrinae. Mg. 46, 964 С: «???? ????? ?? ?? ????? ??? ?????, ?? ??? ???????, ??? ??????? ???». 218 Последование о второбрачном, Великий Требник. М., 1732, лист 45 об. 219 Анкирск. 19; Лаодик. 1; Вас. Вел. 4; Никиф. Ис-пов. 2; Иоанна Постн. 19; Васил. Вел. 4 и 80. 220 Иоан. Мосхом (619), Софронием, патр. Иерусалимским (f 638), друзьями патр. Иоанна, а также Леонтием Неапольским (f 642), автором жития патр. Иоанна (греческий текст Mg. 93, 1613—1668 и отд. изд. Gelzer, Leipzig, 1893, лат. перевод Ml. 73, 331—392. Ср. Пидалион, изд. 1908 г. С. 135, примечание). 221 De bono viduitatis. 9, Ml. 40, 437-438. 222 Беседа на Еф. 20. Mg. 62, 146. 223 См. также мою книгу «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование». СПб., 1912. 224 Творческая эволюция. Глава 3 in fine. С. 240, французский оригинал, ed. 21. Р. 293. 225 Об устроении человека. Глава 16. Mg. 44, 180. Рус. пер., 1861. С. 143. Ср.: глава 20. Mg. 44, 200: «Догадки и предложения». 226

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

634 Св. Златоуст. Слов. 2 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 41, стр. 122–123. Снес. Бесед. 4 на 2 послан. к коринфянам, стр. 66. Москва, 1851 г. 635 Тертуллиан. Послан. к мученикам, гл. 1; твор. ч. 2, стр. 194. Спб, 1847 г. Св. Киприан. Слово о падших; христ. чтен. 1847 г. ч. 2, стр. 179. 636 Перв. вселенск. собор. прав. 12, Собор. анкир. прав. 5. 21, Собор. лаодик. прав. 9: книг. правил, стр. 33–34. 126–127. 131, 152. Спб. 1843 г. 637 «Павел утвердил и любовь (к беззаконнику коринфскому), когда увидел исправление, и причину представил, да не многою скорбию пожерт будет таковый, обремененный чрезмерностию наказания». Св. Григор. богослов. Слов. на свят. светы явлен. Господних: твор. ч. 3, стр. 269. Москва, 1844 г. 640 Собор. анкир. прав. 5. 16: там же, стр. 126–127. 129–130. Снес. св. Григор. нисск. прав. 4. 5: там же, стр. 337–341. Св. Киприан. Письм. к Антониану: твор. стр. 149–150. Венеция, 1728 г. Св. Златоуст. Бесед. 14 на 2 посл. к коринфянам, стр. 323–327. Москва, 1843 г. Св. Григор. богослов. Слов. на свят. свет. явлен. Господних: твор. ч 3, стр. 270. Москва, 1844 г. 641 Собор. анкирск. прав. 5: книг. правил, стр. 126–127. Спб. 1843 г. Перв. вселенск. собор. прав. 12: там же, стр. 33–34. 642 Перв. вселенск. собор. прав. 13: там же, стр. 34. Снес. Дионис. александр. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 44, стр. 393–394. Спб. 1848 г. Св. Киприан. Письм. к клиру: твор. стр 57–58. Венеция, 1728 г. Собор. арелат. I прав. 14. Собор. аврелианск. II прав. 3. 12. Собор. толедск. I прав. 18, и другие. 643 Св. Григор. нисск. прав. 5: книг. правил. стр. 341. Спб. 1843 г. Собор. аравзик. I прав. 3. Собор. епаонск. прав. 4. Собор. анкир. прав. 6: книг. правил. стр. 127. Спб. 1843 г. прав. 76. 78. 646 Сокровищница эта (thesaurus Ecclesiasticus или thesaurus meritorum) выдумана на Западе в тринадцатом веке (в 1230 г.) францисканцем Александром Галенским. Впрочем, сей учил о ней, только предполагая бытие ее и назначение, а решительно стали проповедывать о ней писатели того же века Алберт великий и Фома Аквинат. В следующем (XIV) веке буллою Климента VI учение о сокровищнице сей возведено уже на степень догмата. Кле Ручн. книг. истор. догмат. христ. т. 2, стр. 272. Литтих, 1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...