К эпигонам назарейцев причисляют Н. Кессанлиса (1859-1931) и Ф. Малукиса (1887-1960). Кессанлис известен картиной «Смерть Григория V», созданной по заказу К-польского патриарха Иоакима III, и росписями кафедральных соборов во имя свт. Афанасия Великого в Митилини на Лесбосе (1900-1901) и во имя свт. Григория Паламы в Фессалонике (1912). Малукисом выполнены фрески в ряде храмов на Лесбосе и в Египте, в ц. сщмч. Елевферия в афинском р-не Като-Патисия (1936), иконы для ц. Св. Софии в р-не Нео-Психико (1937) в Афинах. Н. Гизис (1842-1901), получивший образование в Академии художеств в Мюнхене и затем ставший ее профессором, в последние годы жизни отошел от академического реализма и создал ряд картин на религ. темы в духе символизма («Матерь Божия», «Се Жених грядет» и др.). В работах К. Парфениса (1878-1967), учившегося в Вене и Париже, «нашли себе место приемы и мотивы импрессионизма, символизма, «стиля модерн», экспрессионизма, неоклассики, фовизма» ( Полевой. 1975. С. 279). В 1905-1909 гг. Парфенис увлекся визант. живописью (ц. Введения Пресв. Богородицы в с. Хористи близ Драмы, ц. вмч. Георгия в Поросе близ Кавалы). Его произведения представляли смесь академического и визант. искусства, образцом подражания служили росписи Тирша в ц. Св. Троицы в Афинах. В 1907 г. он написал 3 полотна для греч. ц. вмч. Георгия в Вене («Рождество Христово», «Свт. Николай Чудотворец», «Ап. Павел в Афинах») и ок. 1909 г. работал в ц. вмч. Георгия в Каире. Во время пребывания в Париже (1909-1911) Парфенис испытал влияние франц. символизма. Его последняя работа как иконописца - росписи ц. св. Александра в афинском р-не Палео-Фалиро (1919), выполненные в индивидуальном стиле. Затем Парфенис перешел к созданию картин на религ. темы: один из любимых сюжетов - «Благовещение» (работы 1911-1938). Под влиянием art nouveau А. Лукидисом (1884-1972) выполнены росписи ц. равноап. Константина близ пл. Омония в Афинах. На греч. территориях в составе Османской империи в XIX в. господствовало традиц., или народное, искусство, почти не затронутое новыми художественными течениями. Наиболее значительными центрами в Эпире и Зап. Македонии были Хионадес, Капесово, Самарина, Клисура, Селица (совр. Эратира) близ Сьятисты, окрестности г. Козани, в Центр. Македонии - Кулукия (совр. Халастра) и Галатиста.

http://pravenc.ru/text/166461.html

С неба грядет Тот, Кто будет судить живых и мертвых, грядет Испытующий сердца и утробы, грядет – и кто в состоянии будет избежать рук Его? Грядет Сидящий на престоле Херувимов и взором Своим Проникающий бездны; грядет Бог богов и Господь господствующих; грядет Начальник начальствующих и Судия судей; грядет Царь царствующих и Решитель решающих; грядет Тот, Кто обнаруживает и обличает всякое дурное и сокровенное тайное дело; грядет Тот, Кто делает известными перед лицом всех намерения, дела, слова и всякое помышление; грядет истинный и неусыпный Глаз, нелицеприятный Судия, немздоимный Испытатель, предающий огню и отсылающий в геенну всякое мерзкое деяние и постыдное удовольствие; грядет Тот, Кто любит мир и ненавидит всякое злое слово, всякое хищение и всякий грех и предает вечному наказанию творящих соблазны; грядет Тот, от лица Которого бежит земля, иссушается море, небо свивается подобно свитку, ниспадают звезды, возмущается воздух, померкает солнце, луна не дает света своего, Силы Небесные колеблются, трепещут Херувимы, изумляются Серафимы, ужасаются Ангелы, страшатся Архангелы, колеблются небо и преисподняя, и все трепещет; грядет Тот, Кто не смотрит на лицо человека и не оказывает сострадания нищему на Суде; грядет Тот, Кто воздает каждому по делам его, Кто обличает и предает на позор намерения и предприятия всякого дыхания; грядет Тот, Кто милует милостивых и осуждает жестоких... грядет Тот, перед Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних; грядет Тот, престол Которого – пламень огненный и колесница Его – огонь палящий; грядет, чтобы спасти и прославить праведных, грешников же предать мучениям; грядет объявить блаженными жаждущих и несчастными пресыщенных; грядет, чтобы оказать почести тем, кто предается подвигам и бодрствует в молитвах и псалмопениях, в благодарении, прошении и терпении, а беспечных и нерадивых предать мучениям и наказаниям; грядет страшный и неумолимый к грешникам, которых удалит от Себя с великою угрозою, – и кроткий, снисходительный и нежный по отношению к праведным (свт. Иоанн Златоуст , 52, 892–893).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Содержание 1. Середина ночи 2. Христос как Жених 3. Восьмой день Воскресения 4. Что важнее: день или тысячелетие? О вечном и временном 5. О восьмом веке Небесного Царствия 6. Общие итоги     «Се Жених грядет в полунощи…» (Из богослужения Страстной Седмицы) «Воскресни Боже, судяй земли,…» (Из богослужения Великой Субботы) В Евангелии ( Мф. 25:6 ) есть стих, который лёг в основу литургической поэзии Страстной седмицы 1 . Сам перевод стиха звучит следующим образом: «В середине ночи крик раздался: вот жених, выходите для встречи его». (ср. синодальный перевод: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – μσης δ νυκτς κραυγ γγονεν, δο νυμφος, ξρχεσθε ες πντησιν ατο). Многие святые отцы повторяли этот стих дословно – и первую, и вторую часть. По сути дела, они цитировали евангельский текст, в ряде случаев снабжая его своими комментариями-пояснениями. Прп. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) в своём «Типиконе» приводит эти слова как указание на великопостное песнопение 2 . Тропарь: «Вот Жених грядет в полунощи, и блажен раб, которого обрящет бдящим…» является самым устойчивым церковным толклванием-обобщением данного стиха 3 . Конечно, помимо данного тропаря были и другие толкования. Так, в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина находим следующие утверждения: «Вот Жених грядет, вот Судья является!» 4 Очевидно, что для автора данной формулы, которая повторяется неоднократно, оказалось недостаточным называть Христа Спасителя Женихом. Он не только Жених. Жених – это одно из ряда имён. Христос – это прежде всего Судия, что соответствует точному смыслу цитируемого места. Однако одно из самых детальных толкований появляется у автора XVIII в. – прп. Никодима Святогорца , в его исповедании веры. Прп. Никодим обращает особое внимание на понятие «середина ночи» («полночь», ср. «полунощница») – то есть на время, когда приходит Жених. Указание на это время содержится как в самом евангельском стихе, так и в тропаре «Се жених грядет». Прп. Никодим соединяет всё в единое смысловое целое, поскольку «середина ночи», о которой он пишет, которую он оправдывает, это воскресная полунощница 5 . С точки зрения прп. Никодима воскресная полунощница имеет огромный внутренний духовный смысл. Воскресенье – это не седьмой день; это восьмой день, День будущего века. А воскресная полунощница – это начало восьмого дня. Пришествие Жениха в день восьмой означает иное духовное измерение, введение всего человечества в совершенно иную систему координат – вселенную вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Из Огласительных бесед. Беседа третья Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Его же [святителя Иоанна Златоуста] последняя Огласительная беседа с готовящимися к просвещению 1. Последний день оглашения ныне, потому и я, последний из всех, пришел преподать последнее [наставление]. Пришел же я в последний раз возвестить вам, что спустя два дня грядет Жених 1 . Но [уже теперь] восстаньте, возьмите светильники и ярким светом встречайте Царя небес. Восстаньте и бодрствуйте, ибо не днем, но в полуночи Жених к вам грядет: ведь таков обычай брачной церемонии, чтобы поздним вечером вручать невест женихам. Но, услышав лишь, что грядет Жених, не оставьте без внимания это слово, ибо оно поистине велико и исполнено человеколюбия. [Христос] не человеческой природе повелел возвратиться к Нему, но Сам к нам пришел. Таков брачный закон, чтобы жених приходил к невесте, даже если он самый богатый, а она проста и презренна. Однако нет ничего удивительного, что так происходит у людей: как бы ни было велико различие в достоинстве, природа у них одна. Даже если жених богат, а невеста бедна и проста, у обоих та же самая природа. Дивно же сие в отношении Христа и Церкви: Сущий Бог, обладатель блаженной и чистой сущности — а вам известно, какова пропасть между Богом и людьми 2 , — соблаговолил снизойти до нашей природы и, оставив Отчий дом, не в силу изменения, но благодаря домостроительству по плоти, поспешил к невесте. Зная об этом, сам блаженный Павел, дивясь такому преизбытку попечения и почести, громко возопил и сказал: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31–32). 2. И что удивительного, если [Жених] пришел к невесте, тогда как Он не отказался и душу за нее положить? Ведь несомненно ни один жених не положил душу за невесту, ибо никто, ни один любящий, хотя бы и сильно одержимый [страстью], не воспламеняется таким чувством к своей возлюбленной, с каким Бог желает спасения душ наших. “Пусть надлежит Мне быть преданным оплеванию, — говорит Он, — и бичеванию, взойти на самый Крест, — не откажусь быть распятым, чтобы получить невесту”. Сие Он претерпел и перенес, не будучи вовсе поражен ее красотой, ибо ничего более постыдного и безрадостного, чем она, не было доселе. Послушай, как Павел описывает ее безобразность и позор: Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит 3:3). Друг друга мы ненавидели (такова была преизбыточность злобы!). Бог же нас, ненавидящих друг друга, [не только] не возненавидел, но, пребывающих в столь гнусном виде, в таком воистину обезображенном состоянии души, спас.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Кто же сретит Христа и оправдится? Если сознал он свои преткновения и падения, то обнаженный и скорбный предстанет в ожидании приговора, какой выйдет ему. Ибо каждый увидит, что собственные дела его, и добрые и худые, стоят пред лицом его. Тогда шествовавшие путем узким и тесным, все искренно покаявшиеся, все милостивые и странноприимные предстанут веселыми, с великою радостию, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:13), Ибо грядет Он увенчать подвизавшихся во бдениях, молитвах и псалмопениях. Грядет ублажать плакавших о своих грехопадениях; грядет возвеселить милостивых; грядет возвысить обнищавших ради имени Его, не любивших мира и всего, что в мире, но все оставивших и последовавших Ему единому; грядет не с земли уже, но с неба, подобно страшной молнии. Тогда будет великий вопль: се Жених грядет, се приближается Судия, се открывается Судия судей, се Бог всяческих идет судить вселенную и воздати каждому по делам его. Тогда, братия мои возлюбленные, от вопля сего содрогнутся и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны. Тогда, возлюбленные, всякого человека обымут страх, трепет и исступление, от вопля сего и от гласа трубы и от чаяния того, что грядет на вселенную. Тогда Силы небесные подвигнутся; и вот предшествуют молнии, текут впереди воинства ангельские, уготовляются лики Архангелов, Херувимы, Серафимы и многоочитые с крепостию громогласно взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, Сый, Иже бе и грядый Вседержитель (Апок.4:8). И вся тварь на небе и на земле с силою взывает: благословен грядый во имя Господне (Мф.21:9). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царей и Князь князей подобно страшной молнии с силою многою и несравнимою славою, и узрит его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о себе вся колена земная (Апок.1:7). Тогда небо и земля предадутся бегству, как предвозвестил Иоанн, говоря: видех престол велик бел и седящаго на нем, Егоже от лица Его бежа небо и земля (Апок.20:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/858/...

Аминь. 5. Молитва над верными Оглашенные, исходите, да не прикоснетесь Тайны Христовой прежде времени своего, и не повреждены будете, подобно тому, как коснулись Тайного плода Адам и Ева и повредили само естество человеческое. Но через послушание Богу восстановите в себе Образ Его. Верные, Господу помолитесь! Господи, мы не достойны приносить Тебе дары и жертвы. И если бы Ты Сам не призывал нас к Себе, то не было бы у нас ни решимости, ни сил приближаться к Тебе. Но Ты сам создал Свою Церковь, поставив всех верных Тебе на разные степени для служения Тебе в Духе и Истине. И вот мы все, служащие Тебе как народ избранный Нового Израиля, как царственное священство — священники и миряне; мужчины и женщины; старые и молодые; здесь и по всему мipy единой Церковью приступаем к Тебе и молимся: позволь нам смиренно принести Тебе хлеб и вино, смешанное с водой, как Ты заповедовал нам. И да не будем осуждены, приходя к Тебе с чистым сердцем. Ибо Ты — единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков! Аминь. Херувимская песнь И Дух Твой, и Невеста Твоя Церковь Поют и зовут, не умолкая: Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Грядет Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний! Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Грядет корень и отрасль Давида, звезда светлая и утренняя! Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Се, Вода Живая даром раздается всем таинственно, Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Приходите все, жаждущие и чающие воскресения мертвых! Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Херувимы и серафимы да взывают непрестанно с нами, Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! Приди, Господи Иисусе Христе, Боже наш! – Маранафа! Господь грядет! Аллилуйя! (Ольга Шульчева-Джарман) 6. Молитва предложения Даров Господи! Что мы можем принести в жертву Тебе, владеющему всем на Небе и на земле, кроме своего сердца? Кроме своей верности и любви? Но Ты Сам заповедовал нам приносить Тебе в жертву бескровную хлеб и вино, молясь о прощении наших грехов, и грехов просивших молиться о них. Потому приносим Тебе то, что Ты дал нам, ибо всем мы обязаны Тебе. Прими наши дары от всего рода человеческого, ибо над созиданием их трудилось множество людей — сеявших, растивших, собиравших, моловших, пекших, придумавших необходимые машины и механизмы, чтобы они сказались здесь. Прими как символ всех людей, и верных Тебе, и даже не знающих о имени Твоем, но творящих благо и живущих в мире. Прими через дары эти всех нас и воздай нам Небесным Твоим дарованием и помяни каждого, о ком мы молимся и просим (имена) , услышь всех нас по потребе нашей. Ибо Ты — единый в Троице Бог — Отец, Сын и Святой Дух, любящий нас и царствующий во веки веков!

http://blog.predanie.ru/article/mysli-o-...

Новую жертву Богу принес Иеффай — не познавшую мужа дочь (Суд. 11:38), подобно агнице; она же мужественно представляя образ плоти Твоей, Блаженный, громко взывала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Смелая Иудифь удачною хитростью обезглавила иноземного вождя народов, прельстив его красивым видом и не потерпев осквернения в членах своего тела (Иуд. 13:8), и победоносно воззвала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Увидев благовидную красоту Сусанны, два судьи воспламенились к ней страстною любовью (Дан. 13:19) и сказали: любезная жена, мы пришли, желая тайно разделить с тобою брачное ложе; она же дрожащим голосом сказала: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Гораздо лучше мне умереть, нежели, предав ложе вам, развратники, терпеть вечное осуждение Божие на огненные мучения (Дан. 13:23). Спаси меня, Христе, от этого и ныне. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Предтеча Твой, омывавший очистительными потоками людей, злым человеком беззаконно был отведен на смерть за девственность; оросив же землю пролитою своею кровью, восклицал к Тебе, Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. И Твоя Родительница, благодатная, непорочная, нетленная Дева, нося в чистом чреве Тебя, безсеменно зачатого, подверглась подозрению, как бы предавшая ложе (Мф. 1:18); но имея внутри плод, восклицала (к Тебе), Блаженный: Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Желающие видеть брачный день Твой, Блаженный (Мф. 2:1), приходят, сколько Ты сам свыше призвал их, Царь Ангелов, принося величайшие дары Тебе, Слово, в чистых одеждах. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Песнями ныне мы, служительницы чертога Твоего, величаем Тебя, блаженная Богоневеста, чистая Дева — Церковь, белая, как снег, темноволосая, целомудренная, непорочная, возлюбленная. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Миновалось тление и трудные плачевные болезни; разрушена смерть; погибло всякое безумие; умерла душепагубная скорбь, и внезапно опять воссияла смертным радость Христа Бога. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Рай уже не остается пустым без смертных; ибо опять по Божественному повелению, как прежде, обитает в нем человек, избегший разных козней змия, нетленным, бесстрашным, Блаженный.

http://predanie.ru/book/67685-tvoreniya/

И когда пройдешь все это, поднимись еще выше, дабы, украсившись душой, вместе с Невестой воспеть эту Песнь песней. Из скольких лиц состоит Песнь? Не могу сказать с уверенностию, но, благодаря вашим молитвам и откровению Бога, слышатся мне здесь четыре голоса: Жених, Невеста, хор девиц с Невестой и хор юношей с Женихом. Одно говорит Невеста, другоеЖених, иное – девушки, иное – товарищи Жениха. Ведь принято, чтобы на свадьбе с невестой было множество подруг, с женихом – множество друзей. Обо всем последующем не расспрашивай никого, кто не с нами и не «спасен проповедью Евангелия» 113 . Разумей: Жених – Христос, Невеста «без пятна и порока» – Церковь , о которой написано: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» 114 . Те же, кто, хотя и верны, но не настолько, как говорится в этом слове, однако же идут по дороге спасения – это души веры 115 и подруги Невесты. А товарищей Жениха разумей как ангелов и тех, кто «пришел в мужа совершенного» 116 . Итак, мне видятся здесь четыре рода пения: Жених с Невестой, два хора, перекликающиеся между собой, Невеста, поющая вместе с девушками, и Жених – вместе с юношами. Уразумев все это, спеши услышать Песнь песней и понять ее, и повторяй за Невестой слова ее, чтобы услышать то, что услышала она. Если ты не в силах говорить вместе с Невестой и внимать тому, что говорится ей, присоединись к товарищам Жениха. Если и это для тебя много, будь с девицами, участвующими в радости Невесты. Таковы лица этой книги, драмы и эпиталамы 117 (Песнь песней – настоящая эпиталама, от нее язычники и заимствовали себе этот род пения) 118 . В начале Невеста молится и тут же, во время молитвы, слышит ответ. Она видит предстоящего Жениха, видит сопровождающих ее девиц. Затем Жених отвечает ей, а после Его слов «пока жених в покое своем и не восстал от страстей своих» 119 , то есть страдает ради ее спасения, поют Его товарищи, делающие украшения Невесте. Должно рассмотреть сами слова, которыми в начале молится Невеста. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» 120 . Смысл этого таков: доколе будет Жених мой посылать мне лобзания через Моисея, лобзания через пророков? Хочу уже прикоснуться к устам Его, хочу, чтобы Сам Он явился, Сам снизшел ко мне. Итак, она молится Отцу Жениха и говорит Ему: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих!» И так как она достойна, чтобы исполнилось на ней слово пророческое: «Они еще будут говорить, и Я услышу» 121 , Отец внемлет ей и посылает Сына Своего. Увидев Того, о Чьем пришествии она молилась, Невеста прекращает мольбы и обращается прямо к Нему: «Ибо сосцы твои лучше вина, и запах благовоний твоих превыше всех ароматов» 122 . Ибо Жених, посланный Отцом, приходит к Невесте помазанный, и сказано о Нем: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

пают на торжище елей добрых дел? Но они вовсе не думают о добрых делах, и в таком случае уподобляются юродивым девам. Прежде надлежит о том позаботиться, чтобы собрать в руки елей добрых дел; а тогда, когда уже смерть будет за плечами; когда Жених станет за дверями, – тогда, о, тогда уже поздно будет! Знайте, что церковь не напрасно повторяет слова: «се жених грядет в полунощи». В полночь Он явится к тебе, душа христианская: когда ты погружена будешь в глубокий сон греха, когда мрак страстей обложит твой ум, воспламенит твое сердце, омрачит твою совесть, наполнит темнотою греха твою душу; когда все вокруг тебя и внутри тебя покроется мраком грехов; когда любовь оскудеет, ненависть, гнев и любостяжание и все страсти умножатся, мерзость запустенья водворится на месте святее 73   – среди сердца твоего, среди сего жилища Духа Святого. Ибо Иисус Христос – сей пребожественный Жених всегда является тогда, когда грешник, как пред потопом, гуляет, пьет, богатеет и веселится, когда он вовсе забывает о своем возлюбленном Женихе. О, какой глубокий мрак будет в душе и около тебя тогда, когда дверь гроба отворится и тебе только скажут: «ступай, Жених идет к тебе!» Что ж – если другим двери рая отворятся, а для тебя навсегда закроются, когда ты только издали увидишь чертог Спасов, украшенный; но, как одежды добродетельной ты не будешь иметь, то и не войдешь в Его чертог. Помни, помни душа христианская, что вот скоро, скоро придет Жених к тебе, придет в тот час, когда ты будешь спать глубоким сном греха, когда ты Его не чаешь и не ожидаешь. «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его же обрящет бдяща: не достоин же напротив тот,  которого Он найдет унывающим, нерадивым. Блюди, убо, и ты – душа моя, бедная добродетелями и богатая грехами, – блюди, бодрствуй, стой на страже своего вечного спасения, да не сном греховным отяготишься, и да вечной смерти предана будешь, и вне царствия Божия затворишься: но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят –  еси Боже, Богородицей помилуй нас». Аминь. 58. В великую среду

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Как удивительно сильно звучат эти слова: «Приидите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира, ибо Я был голоден, и вы накормили Меня; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приютили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; был в темнице, и вы пришли ко Мне» (см. Мф. 25:34-46). И Господь на суде оправдывает тех, кто сделал все это ближнему своему, ибо, творя добро ближним, мы совершаем то, что Бог повелел нам, то есть приносим Ему самую дорогую и благоуханную жертву. Те же, кто не видел в ближних образ Божий, кто не растворил свою жизнь милосердием, того Господь извергает в геенну огненную. Размышляя о сегодняшнем Евангельском чтении, святитель Иннокентий Херсонский высказал очень правильную, глубокую мысль, помогающую нам понять, что происходит с человеком во время его земного бытия. «Се, Жених грядет в полунощи...», — воспевает Церковь. Кто же Сей Жених? Это Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Почему же мы называем Его Женихом? Жених — это тот, кто обещает своей избраннице вступить с ней в брак; но брака еще нет, потому что если жених вступает в брак, он уже именуется мужем. Но мы ждем жениха: «се, Жених грядет в полуночи…» И, размышляя об этом, святитель Иннокентий говорит, что жених — это тот, кто обручен невесте, мы же все обручены Сыну Божиему в момент нашего Крещения. А брак отложен — до того момента, когда мы переступим черту физической жизни и смерти; и особым образом этот брак отложен до Страшного суда, когда окончательно определится судьба каждой человеческой души. Как в жизни земной те, кто обручен, могут находиться рядом или жить на расстоянии или даже быть отдаленными на многие и многие километры друг от друга; как те, кто обручен, несомненно сталкиваются с искушениями и соблазнами, в том числе с соблазном изменить данному в обручении обещанию — «ведь брака еще нет!», так и в жизни Церкви это обручение Спасителю есть не что иное, как обещание верности. Но если мы в нашей земной жизни изменяем Христу, отказываемся от исполнения Его воли, Его закона, тех правил жизни, которые Он нам дал, если вместо Него мы обретаем иные цели и ориентируемся на иные ценности, то мы нарушаем верность и никакого брака не будет, ибо на нарушивших верность не женятся и замуж за них не выходят.

http://patriarchia.ru/db/text/1456159.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010