Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ III СОБОР (Март 1179), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признается XI вселенским Собором; созван папой Римским Александром III (1159-1181). Поводом к созыву Л. С. стало завершение длительной схизмы в католической Церкви, когда Александру III последовательно противостояли антипапы Виктор IV (V) (1159-1164), Пасхалий III (1164-1168) и Каллист III (1168-1178), поддержку к-рым оказывал имп. Фридрих I Барбаросса (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), Фридрих Барбаросса начал переговоры с папой Александром III и его союзниками. Заключив мир в Венеции (июль 1177), Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским и прекратил оказывать поддержку Каллисту III. Герм. епископы отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап». В марте 1178 г. папа Александр III при поддержке имп. войск вступил в Рим, 29 авг. того же года Каллист III отрекся от Папского престола. Вскоре после этого Александр III направил в европ. страны легатов с приглашениями на Собор, намеченный на 1-е воскресенье Великого поста следующего года (18 февр. 1179). Сохранились папские послания, датированные 21 сент. 1178 г. и адресованные прелатам Тосканы, Венгрии и архиеп-ства Бурж (PL. 200. Col. 1184-1185). Акты Л. С. не сохранились; ход Собора можно реконструировать лишь приблизительно на основе имеющихся источников. Присутствовавший на Соборе Вильгельм, архиеп. Тирский (1175-1186), включил краткое сообщение о Л. С. в свою «Хронику» ( Willelmi Tyrensis Chronicon. 1986. Р. 997-998). «По просьбе святых отцов», принимавших участие в Соборе, он также составил акты и список участников Л. С. Копия этого труда находилась в архиве Тирского архиеп-ства (до наст. времени не сохр.). Клирик Вальтер Мап († 1209/10), один из представителей на Соборе англ. кор. Генриха II (1154-1189), включил воспоминания о Л. С. в соч. «О забавах придворных» ( Walter Map. 1983). О Соборе упоминается в хрониках Альберта из Штаде (MGH. SS. T. 16. P. 348-349), Арнольда Любекского (MGH. SS. T. 21. P. 132), Роджера из Ховедена (Gesta regis Henrici secundi. 1867. P. 222-238; Chronica magistri Rogeri de Houedene. 1869. P. 173-189), Гервасия Кентерберийского ( Gervase of Canterbury. 1879. P. 278-292), Вильгельма Ньюбургского ( William of Newburgh. 1884. P. 206-223), Радульфа из Дицето ( Radulfi de Diceto. 1876. P. 430), Матвея Парижского ( Matthaei Parisiensis. 1866. P. 411-414), в трактате Петра Кантора «Сокращенное слово» (PL. 205. Col. 158, 235) и др.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

«архиепископ из Руси» («archiepiscopus de Russia», «archiepiscopus Ruthenus»), присутствовал на Лионском I Соборе летом 1245 г., где давал подробные ответы на вопросы о монголо-татарах (Tartari): об их происхождении и вождях, о вере, об образе жизни, обычаях, о военной силе, намерениях, об особенностях обращения с послами и т. п. Сведения о П. сохранились в англ. источниках: «Великой хронике» Матвея Парижского из мон-ря св. Альбана (Сент-Олбанс, к северо-западу от Лондона) (под 1244, вне рассказа о Соборе) и анналах Бертонского мон-ря (Бертон-апон-Трент) в Стаффордшире. Согласно Матвею, П., «муж почтенный, набожный и достойный доверия», бежал от татар в поисках «совета и помощи» со стороны Римской Церкви и зап. государей. По сообщению «Бертонских анналов», П. прибыл на Собор «в числе прочих прелатов [со всего] света» и хотя «не знал ни латинского, ни греческого, ни еврейского языка, но через толмача перед папой превосходно толковал Евангелие. Сверх того, будучи приглашен, он сослужил господину папе и другим прелатам, облаченный в священные одеяния, но не такие, как у них». Текст ответов встречается в рукописях и как самостоятельный, без упомянутых пояснительных заметок о П., в форме, предполагающей протокольную запись ответов П. (нач.: «Requisitus Petrus archiepiscopus de Russia super factis Tartarorum… respondit sic», т. е.: «Петр, архиепископ из Руси, на вопросы о татарских делах… отвечал так…»). В наст. время известны 3 таких списка: кембриджский (Gonville and Caius College. 162/83. Fol. 106-108v, нач. XIV в.), копенгагенский (Copenhagen. The Royal Library. Acc. 2011/5. Fol. 315-318v, 2-я пол. XIV в.), линцский (Linz. Oberösterreichische Landesbibl. 446. Fol. 267vb, XIV в.). Последний представляет особый интерес, т. к. здесь П. поименован «архиепископом из Белграба на Руси» («archiepiscopus de Belgrab in Ruscia»). Вряд ли подлежит сомнению, что имеется в виду Белгород под Киевом (ныне с. Белогородка Киевской обл.), где существовала одна из первых на Руси епископских кафедр (см. Белгородская епархия ).

http://pravenc.ru/text/2580296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФЛЕЕМИТЫ наименование неск. монашеских орденов, существовавших в разное время. Орден крестоносцев, отличительным знаком к-рого была красная звезда на белом плаще, владел неск. домами в Вифлееме - отсюда его название «В.». В 1217 г. католич. св. Агнесса Богемская (пам. 2 марта) вверила их попечению 2 больницы в Богемии. В. занимались уходом за больными и просвещением. О времени прекращения их деятельности данные отсутствуют. О 2-м ордене известно из хроники Матвея Парижского, где под 1257 г. сообщается, что англ. кор. Генрих III позволил рыцарям, носившим плащи с изображением звезды из 5 лучей, испускаемых небесной лазурью (Вифлеемская звезда), открыть дом в окрестностях Кембриджа (Chronica major. Vol. 5. P. 631). Об истории ордена, его основателях, времени существования и деятельности «Великая хроника» умалчивает. Отмечается только, что обычаи В. напоминали уклад доминиканцев. В 1459 г. для защиты Эгейского м. от турок папа Пий II буллой учредил орден в честь св. Девы Марии Вифлеемской (лат. Religio militans ac hospital Mariae Bethlemitabae). Орден управлялся избираемым магистром и объединял воинов-рыцарей и священников. Местом расположения В. был назначен о-в Лемнос. Для его содержания папа временно распустил католич. ордена св. Лазаря, св. Марии Бретонской, св. Марии Болонской, Гроба Господня, Св. Духа, св. Иакова в Лукке, передав их доходы в распоряжение В. Орден просуществовал недолго, до захвата Лемноса турками (1479), и был упразднен; распущенные ради него ордена были вновь восстановлены. Амер. об-во «Братьев В.» (лат. Fratres Bethlemitae) было основано католич. св. Петром Бетанкуром (1626-1667; пам. 26 апр.) в 1653 г. и имело странноприимный дом (госпиталь) в Гватемале в честь св. Девы Марии Вифлеемской. В 1687 г. папа Иннокентий XI преобразовал в орден (Ordo Fratrum Bethlemitarum) с августинским уставом. Папа Климент XI даровал ему привилегии нищенствующих орденов. В 1688 г. появилось жен. ответвление этого ордена. Амер. В. помимо Гватемалы подвизались в Мексике и Перу, открывая там госпитали и школы до нач. XIX в., когда испан. парламент (кортесы) ликвидировал все их начинания, после чего орден постепенно прекратил существование. В 1984 г. он был восстановлен, ныне центр ордена находится в г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские о-ва).

http://pravenc.ru/text/158892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИМБАЛЬД Гримбальд [лат. Grimbaldus] (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия). Основные сведения о жизни Г. содержатся в бревиарии уинчестерского аббатства Хайд (Liber Breviarium de Hyde, или Уинчестерские анналы). Краткие заметки о святом можно найти у Ассера Валлийского, еп. Шерборнского, в «Жизни короля Альфреда Великого» (Vita Alfredi. 78), у авторов XII-XIII вв. Уильяма из Малмсбери , Матвея Парижского , а также в «Хронике Сен-Бертенского мон-ря» Иоанна Ипрского (сер. XIV в.). Агиограф Иоанн Молан в кон. XVI в., основываясь на известном ему жизнеописании Г. Госцелина Кентерберийского (Natales Sanctorum Belgii. Lovanii, 1595. P. 34), составил заметку о Г. Компендиум Молана близок по содержанию литургическим чтениям в честь Г. из бревиария аббатства Сен-Бертен (XVI в.). Г. род. во Фландрии, впосл. стал монахом в аббатстве Сен-Бертен. По сообщению Иоанна Ипрского, вступил в мон-рь при аббате Гуго I. В 80-х гг. IX в. кор. зап. саксов Альфред Великий , воспользовавшись миром с датчанами, на протяжении полувека разорявшими англосакс. королевства, начал возрождение церковной жизни в своей стране. Король искал на континенте достойных и образованных людей, к-рые смогли бы не только восстановить церковную дисциплину, но и поднять уровень образования англосакс. духовенства. Он обратился к Фулькону, архиеп. Реймсскому, к-рый рекомендовал королю Г., к тому времени уже известного праведной жизнью и блестящим богословским образованием. Святой был назначен настоятелем Нового мон-ря (Ньюминстера) в Уинчестере, основанного кор. Альфредом. Постройка обители, получившей это название в противовес Старому мон-рю (Vetus monasterium, Олдминстер), комплексу зданий при кафедральном соборе, заложенному в VII в., являлась частью реконструкции Уинчестера. По просьбе Альфреда Великого Г. осуществлял переводы христ. лат. сочинений, в частности «Regula pastoralis» (Пастырское правило) свт. Григория I Великого , на древнеангл. язык. Был одним из духовников кор. Альфреда.

http://pravenc.ru/text/168135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАЛЬДИКА (от лат. heraldus - герольд, глашатай), совокупность гербов, выделяемая по географическим, социальным, хронологическим, тематическим и иным критериям (напр., Г. Московской обл., городская Г., церковная Г.); специальная историческая дисциплина, изучающая герб как исторический источник, явление культуры и часть истории социума (гербоведение); практическая деятельность по созданию и описанию гербов. Герб Ватикана Герб Ватикана Предметом изучения Г. являются гербы, объектом - обширный круг письменных и вещественных памятников, на к-рых они изображались. Основные источники гербоведения: гербовые столбцы, гербовники, грамоты на дворянство и титулы, законы, миниатюры рукописей, печати, монеты, знамена, оружие, надгробия, предметы быта и др. В гербоведении выделяются: теория Г. (изучает наиболее общие закономерности дисциплины, ее предмет, объект и структуру, функции и принципы классификации гербов, методы их изучения, терминологию и т. п.), история Г. (изучает развитие геральдических систем, деятельность учреждений и орг-ций в области Г., геральдическое искусство и т. п.), источниковедение Г. (изучает геральдические источники, разрабатывает методы их анализа), историография Г. (изучает развитие геральдической мысли), археография Г. (изучает публикации геральдических памятников и разрабатывает методы их издания), библиография Г. (занимается текущим и ретроспективным учетом геральдической лит-ры), формальная Г. (разрабатывает научно обоснованные методы составления и описания (блазонирования) гербов; устаревшее наименование - теоретическая Г.). Г. тесно связана с нумизматикой, сфрагистикой, вексиллологией, филигранологией, историей искусства, культуры, политологией, музейным делом, социальной историей, правом и др. отраслями знания. Становление европ. Г. произошло в сер. XII-XIII в., когда сформировалось понятие герба, выделились предметно-тематические области Г. и основные группы гербов, сложился институт герольдов (особых должностных лиц, в обязанности к-рых входили составление, описание и проверка гербов). Для фиксации гербов и их закрепления за владельцами началось создание гербовых свитков, в дальнейшем эволюционировавших в гербовники - собрания расположенных в алфавитной или логической последовательности гербов (рисунков, описаний, объяснений семантики), к-рые могли сопровождаться генеалогическими, историческими, географическими, биографическими и иными сведениями; наиболее ранний - в составе хроники Матвея Парижского (XIII в.). Возникнув на территории между реками Рейном и Луарой, к нач. XIV в. Г. распространилась по всей Зап. Европе.

http://pravenc.ru/text/164529.html

Упоминания о создании Новелл отсутствуют в жизнеописании папы Иннокентия IV, составленном его капелланом и исповедником францисканцем Никколо да Кальви (Paris. lat. 5150. Fol. 106-116; изд.: Pagnotti F. Niccolò da Calvi e la sua Vita d " Innocenzo IV//SRStP.A. 1898. T. 21. P. 7-75 (текст жизнеописания - P. 76-120); см. также: Melloni A. Innocenzo IV: La concezione e l " esperienza della cristianità come regimen unius personae. Genua, 1990. P. 259-293). В издании постановлений Л. С. в «Conciliorum oecumenicorum decreta» под ред. Дж. Альбериго текст 22 соборных декретов («Collectio I») подготовлен с использованием ватиканских регест, «Хроники» Матвея Парижского и 8 рукописей, которые издатели разделяют на 2 группы (1-я группа: Arras. Bibl. municip. 541; Bratislava. Archív hlavného mesta. 500 (ранее - A 14). Fol. 7-8v (фрагмент утраченной рукописи Bratislava (Pressburg). Domkapitel. 13. Fol. 224-231v); Innsbruck. Universitätsbibliothek. 70; 2-я группа: Monac. Clm 8201E. Fol. 219v-220r; Monac. Clm 9654; Trier. Stadtbibliothek. 864; Kassel. Landesbibliothek und Murhardshe Bibliothek. Ms. iur. Fol. 32; Vindob. 2073. Fol. 238v - 242v). Т. о., вошедшие в состав Новелл Иннокентия IV декреты прошли следующие этапы подготовки: принятие отдельных постановлений до Л. С., чтение всех декретов на 3-й сессии Собора (17 июля), доработка ряда постановлений в Римской курии и окончательная правка, в ходе к-рой тексты были разбиты на рубрики согласно порядку расположения декреталий в «Liber Extra» папы Григория IX (1227-1241). Одним из важнейших документов Л. С. является булла «Ad apostolice» (17 июля 1245) о низложении имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250). Булла была зачитана на 3-й сессии Собора, а затем, по всей видимости, разослана по церковным провинциям и диоцезам Франции, Италии, Германии, Англии и Испании. Кроме того, на Л. С. были обнародованы «Лионские инвентари» (Transumpta) - папское постановление, представлявшее собой список привилегий, пожалованных Церкви светскими правителями, в т. ч. императорами Оттоном I (962-973), Генрихом II (1014-1024), Генрихом VI (1191-1197), Оттоном IV (1209-1215), Фридрихом II, а также королями Сицилии, Чехии, Венгрии, Англии, Арагона, Сардинии и городскими властями Рима (изд.: Battelli. 1954). «Лионские инвентари» были составлены с целью доказать нарушение имп. Фридрихом II дарованных привилегий и одновременно закрепить их за Папским престолом.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Жизненный путь С.П.Мельгунова Семья и ранние годы Сергей Петрович Мельгунов родился 25 декабря 1879 года (7 января 1880 года) в Москве. Он происходил из старинного дворянского, но изрядно обедневшего рода. Отец – Пётр Павлович Мельгунов (1847–1894) – известный ботаник и историк, педагог. Окончил курс в Московском университете, дружил с В.О.Ключевским , преподавал историю в Московском Николаевском институте и гимназии Ф.И. Креймана. Стал знаменит, благодаря своему учебнику «Первые уроки истории», неоднократно переиздававшемуся и вызывавшему восхищение лучших умов России. Родственниками Сергею Мельгунову по отцу приходились просветитель и масон А.П. Мельгунов (1722–1788), известный общественный деятель XIX века Николай Александрович Мельгунов (1804–1867), который сотрудничал с Герценым, а также Юлий Николаевич Мельгунов, известный дирижёр и композитор. Мать С.П. Мельгунова , Надежда Фёдоровна (17.08.1853 – ?) происходила из дворянского рода Грушецких. Дедом Сергея по матери был двоюродный брат декабристов Матвея и Сергея Муравьевых-Апостолов Фёдор Александрович Грушецкий, который также был привлечён к дознанию по делу декабристов. В 1885 году семья распалась, и Сергей остался с матерью. Отец, любивший поиграть в карты и выпить, вскоре умер, оставив в наследство единственному сыну только свою библиотеку. Денег на жизнь катастрофически не хватало. Кроме Сергея, в семье было ещё три сестры – Мария, Екатерина и Ольга. Все они впоследствии стали актрисами, а Ольга Петровна Мельгунова выступала как певица Московской Частной Камерной Оперы. Один сезон она пела в парижской «Гранд-Опера», была очень хороша собой и блистала в партии Кармен. После поступления в гимназию Сергей, начиная с 5 класса, стал зарабатывать репетиторством. В гимназии Мельгунов заинтересовался темой раскола Русской православной церкви и под влиянием «Очерков по истории русской культуры» П.Н. Милюкова написал сочинение «Был ли раскол движением прогрессивным или регрессивным?». Впоследствии эта тема станет предметом его научных исследований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

С 1527 г. помимо выполнения академических и адм. обязанностей в Кембриджском ун-те король и кард. Т. Уолси поручали К. и др. дела. Наиболее значительным был бракоразводный процесс Генриха VIII и Екатерины Арагонской, начавшийся в 1527 г. Провал переговоров с папскими легатами в 1529 г., фактически завершивший политическую карьеру кард. Т. Уолси, вынудил короля искать др. пути решения этого вопроса. Летом того же года, находясь в аббатстве Уолтем, где он спасался от эпидемии чумы, которая свирепствовала в Кембридже, К. встретился с Эдуардом Фоксом (впосл. епископ Херефордский) и со Стефаном Гардинером (впосл. епископ Уинчестерский), также активно участвовавшими в бракоразводном процессе (в 1528 они ездили в Рим как послы короля). К. предложил им изменить стратегию решения этого вопроса: вместо апелляций к папе обратиться к мнению представителей европ. университетов для доказательства недействительности королевского брака (основанием должно было стать то, что Екатерина Арагонская до брака с Генрихом была замужем за его рано умершим старшим братом Артуром). Этот план был одобрен королем, хотя не вполне понятно, обсуждал ли он его с К. лично (25 окт. 1529 К. в числе других богословов говорил о бракоразводном процессе с новым канцлером Т. Мором). К этому времени К. заручился покровительством Т. Болейна, отца буд. кор. Анны Болейн, благодаря к-рому он поселился в Дарем-Плейс в Лондоне, где и занимался обоснованием возможности развода короля. С янв. 1530 г. К. сопровождал своего патрона в ходе посольства к Карлу V Габсбургу (1519-1556), встреча с к-рым (и с папой) состоялась в Болонье. Во время путешествия по Германии К. познакомился с нек-рыми идеологами Реформации, в частности с М. Буцером. Находясь в Италии, К. стал ректором прихода в Брендоне (графство Вустершир). Во время этой поездки К. занимался опросом представителей итал. университетов о действительности брака Генриха VIII. Результатом этой работы стали 2 трактата 1530-1531 гг., к-рые содержали обоснования королевской супрематии. В «Collectanea Satis Copiosa», трактате, составленном Фоксом и, вероятно, К., были собраны исторические свидетельства из сочинений Беды Достопочтенного, Матвея Парижского, Уильяма Малмсберийского и др. авторов для доказательства недействительности верховной власти папы. В трактате «The Determinations» было изложено мнение представителей 8 итал. ун-тов о недопустимости заключения брака с женой умершего брата (намеренно составлен как отражение отвлеченной академической дискуссии, без указаний на конкретный казус Генриха VIII).

http://pravenc.ru/text/2458929.html

Сохранилось ок. 400 рукописей с Новеллами Иннокентия IV (см.: Казбекова. Рукописная традиция. 2014); в большинстве из них Новеллы даны как приложения или вставки в «Liber Extra» и реже как самостоятельный свод. Текст Новелл из разных собраний сохранился также в относящихся к сер. XIII в. папских регестах и в одном из статутов папской канцелярии, в «Chronica maiora» англ. хрониста Матвея Парижского , а также в составе «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (кроме Новеллы «Praesenti decreto» (Collectio III, N 2 - нумерацию Новелл принято давать по наиболее полному своду «Collectio III»)). В ватиканских регестах Иннокентия IV (Archivio Segreto Vaticano. Regesta. T. 21. Fol. 210r-211v) зафиксированы 12 из 22 Новелл, входивших в состав «Collectio I». Вместе с 5 главными декретами Л. С. (о финансовой помощи Латинской империи и другим гос-вам крестоносцев («Arduis mens», «Perennis obtentu»), о новом крестовом походе на Св. землю («Afflicti corde»), о борьбе против татар («Christianae religionis»), об улучшении финансового положения обремененных долгами капитулов и мон-рей («Cura nos»)) они без указания даты и под неправильным, как полагал Куттнер, титулом «Institutiones (вместо Constitutiones) facte in concilio generali apud Lugdunum» помещены в конце раздела, содержащего litterae curiales Иннокентия IV за 2-й год его понтификата (июнь 1244 - июль 1245). В регестах представлен один из ранних вариантов Новелл (по мнению исследователей, litterae curiales - грамоты, составлявшиеся по инициативе Римской курии, а не ходатаев,- регистрировались не по оригиналам, а еще на стадии черновиков - Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre f. Deutschland und Italien. Lpz., 19122. Bd. 1. S. 117; Kuttner. 1940. S. 102); вероятно, текст этих Новелл близок к соборной редакции. Последовательность постановлений в регестах отличается от окончательной редакции «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3, 17, 18, 26, 37; см.: Kuttner. 1940. S. 80-81). Восходящий к папским регестам текст вводной буллы «Cum nuper» и 8 Новелл-постановлений из «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3) был включен в состав статутов (ordines) Римской курии, оформившихся в понтификат Иннокентия IV ( Tangl M. Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500. Innsbruck, 1894. S. 55-57). Известны 2 поздних списка кон. XIV - нач. XV в. в кодексах Paris. lat. 4169 и Vat. Ottob. lat. 911 (тексту буллы и Новелл предпослан заголовок «Sequuntur alique constitutiones facte in concilio Lugdunensi»). Помимо 8 декретов Л. С., касающихся работы куриальных судов (статуты 2-9), в текст статутов включены еще 9 постановлений о делопроизводстве и судопроизводстве в папской курии (статуты 10-18), к-рые, как полагал издатель этих статутов М. Тангл, были составлены в Лионе в первые годы понтификата Иннокентия IV (Ibid. S. XLV).

http://pravenc.ru/text/2110518.html

А. Б. изображается как рим. солдат с мечом или крестом на миниатюре Альбановой Псалтири в Санкт-Годехарде (Хильдесхайм) и иллюстрированного жития XIII в., принадлежащего перу Матвея Парижского, мон. из Сент-Олбанса (Dublin, Trinity College E. I. 40), на витраже в Уорике (капелла Бошан, 1447). Трудно определить, А. Б. или Альбану Майнцскому († ок. 406) посвящены многие церкви во Франции и Германии. В Майнце патроциний св. Альбана Майнцского впервые упоминается в 756 г. Раскопки под Санкт-Альбаном в Майнце выявили, однако, достаточно крупное здание V в., построенное на античном кладбище, где христ. захоронения совершались уже в IV в. и продолжались в ср. века. Это может служить объяснением сведений IX в. из мартиролога Рабана Мавра (21 июня), а также сочинений X-XI вв. о мученической смерти А. Б. в Майнце от рук ариан. Не вполне ясно происхождение св. Альбина (Albinus, пам. зап. 22 июня), к-рого, согласно сообщению (ок. 984) о перенесении его мощей императрицей Феофано из Рима в Кёльн в мон-рь св. Пантелеимона (сер. XI в.), стали называть так по просьбе архиепископа Майнцского, дабы отличать от св. Альбана Майнцского. В этом сообщении и в позднейшей традиции Альбин отождествлялся с А. Б., указывалось также, что в Риме Альбина почитали отдельно как рим. мученика. Вероятно, совмещение Альбина Римского и А. Б. произошло в момент обретения мощей первого в Риме, когда для идентификации Альбина избрали созвучное имя и тот же день поминовения в Римском мартирологе. Ист.: BHL, N 210d - 211a; Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum//Opera historica/Ed. J. E. King. L., 1979. Vol. 1; Translatio s. Albini//MGH. T. 15. Pt. 1. P. 686-688; Constans de Lyon. Vie de S. Germain de Auxerre/Ed. R. Borius. P., 1965. (SC; 112). P. 12-18, 27; Mayer W. Die Legende des hl. Albanus des Protomartyr Angliae in Texten vor Beda//Abhandl. der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philos.-hist. Kl. N. F. 1904. Bd. 8. Heft 1. Лит.: Levison W. St. Alban und St. Albans//Antiquity. 1941. Vol. 15. P. 337-359; Kracht H. J. Geschichte der Benediktinerabtei St. Pantaleon in Köln, 965-1250. Siegburg, 1975; Borig-Could S. Lives of the English Saints. S. l., 1990r. P. 5-11; Crusius I. Basilicae muros urbis ambiunt: Zum Kollegiatstift d. frühen u. hohen Mittelalters in deutschen Bischofsstädten//Stud. zum weltlichen Kollegiatstift in Deutschland. Gött., 1995. S. 9-34.

http://pravenc.ru/text/115636.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010