Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) [Мэтью Пэрис; лат. Mattheus Parisiensis; англ. Matthew Paris] († май или июнь 1259, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия), англ. монах-бенедиктинец, историк, агиограф. Биографические сведения о М. П. немногочисленны и основаны гл. обр. на его собственных сочинениях, а также на документах из мон-ря Сент-Олбанс и неск. сообщениях англ. хронистов. На основании прозвища Парижский (Parisiensis или, иногда, de Parisius) высказывались предположения о его франц. происхождении или об учебе в Парижском ун-те. Однако такое прозвище было достаточно широко распространено в Англии XIII в. и часто выступало как патроним. Из сочинений М. П. известно, что он воспринимал себя англичанином и скорее всего не получил университетского образования, хотя внимательно следил за деятельностью как Парижского, так и Оксфордского ун-та. По его словам, 21 янв. 1217 г. он вступил в бенедиктинский мон-рь Сент-Олбанс (основан ок. 793 королем Мерсии Оффой на предполагаемом месте погребения мч. Альбана Британского ). Вероятно, сначала он был новицием и через 1-2 года принял монашеский постриг. По-видимому, уже в молодости М. П. был определен на работу в монастырский скрипторий, впосл. стал главным помощником мон. Роджера Уэндоверского, автора обширной исторической компиляции «Цветы историй» (Flores historiarum; изд.: Rogeri de Wendoveri Chronica, sive Flores historiarum/Ed. H. O. Coxe. L., 1841-1844. 5 vol.). После смерти Роджера (6 мая 1236) М. П. сменил его в качестве монастырского хрониста, хотя, по-видимому, не занимал никаких адм. должностей в аббатстве. В составе монастырских делегаций он, возможно, присутствовал при перенесении мощей католич. св. Фомы Бекета в новую раку в Кентербери (7 июля 1220) и на бракосочетании кор.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ [Албаний, лат. Albanus, англ. Alban] (Веруламский), св., первомученик Англии (пам. 23 авг.; пам. зап. 22 июня). Единственный бриттский мученик, почитание к-рого сохранилось и после англосакс. завоевания Британии в V в. А. Б., рим. воин-язычник, укрыл в своем доме скрывавшегося от гонителей пресвитера, к-рый обратил его ко Христу; когда об этом стало известно, к дому были посланы воины, чтобы схватить пресвитера, однако А. Б., надев одежду пресвитера, выдал себя за него. Приведенный к судье, он исповедал Христа, отказался принести жертвы и после пыток был приговорен к усечению мечом. Воин, к-рый должен был казнить А. Б., устрашенный чудесами (пересохло русло реки, забил источник на горе), обратился ко Христу и тоже был обезглавлен. Над могилой А. Б. в окрестностях Верулама (Verulamium) впосл. воздвигли церковь и, вероятно в VIII в., возник мон-рь Сент-Олбанс . Почитание А. Б. фиксируется с 428/29 г. с упоминания о посещении гробницы А. Б. святыми Германом , еп. Осера, и Лупом , еп. Труа (Vita Germani. 16; Bedae Hist. Eccles. I 18). «Страсти св. Албана», традиционно приписываемые Гильде Премудрому (VI в.) (De excidio Britaniae. 10), были, вероятно, составлены в Аутиссиодуре (совр. Осер) ок. 515 г. Хотя имени А. Б. нет ни в 1-й (италийской), ни во 2-й (галльской) редакциях мартиролога Иеронима, о широком почитании его в Галлии свидетельствует упоминание у Венанция Фортуната (Carm. VIII 3). О мученичестве святого повествует также Беда Достопочтенный (Hist. Eccles. I 7), на к-рого в основном опираются позднейшие средневек. историки, Гальфрид Монмутский (Hist. Brit. V 5) и Матвей Парижский (XIII в.) (Chron. maior. I 149). Беда и проч. древние авторы единогласно относят мученичество А. Б. ко времени гонения Диоклетиана (304 или 305), однако утверждения Лактанция (De mort. persecut. 15) и Евсевия Кесарийского (Церк. ист. VIII 13. 13) о том, что правивший в то время на Западе империи Констанций Хлор не преследовал христиан, заставляет нек-рых ученых сдвигать дату мученичества А. Б. к гонениям более раннего времени - 2-й пол. III в. (S. Borig-Could; W. Levison).

http://pravenc.ru/text/115636.html

Большее распространение получили сокращенные версии «Большой хроники», выполненные М. П. или под его руководством. Сильное влияние на позднейшую англ. хронистику оказали «Цветы историй» (Flores historiarum), к-рые исследователи до сер. ХХ в. ошибочно приписывали некоему Матвею Вестминстерскому (жившему предположительно ок. 1300). Это сочинение охватывает период от сотворения мира до 1249 г. и представляет собой извлечения из «Большой хроники», дополненные информацией из других исторических сочинений. Наиболее ранняя рукопись (Manchester. Chetham " s Library. 6712) частично написана почерком М. П. (анналы за 1241-1249), позднее была продолжена в Сент-Олбансе (за 1250-1265) и Вестминстерском аббатстве (за 1265-1327). Ок. 1250-1253 гг. М. П. написал «Историю англов» (Historia Anglorum; известна также как «Малая история» (Historia minora)), охватывающую период от Нормандского завоевания 1066 г. до 1253 г. (в наст. время рукопись-автограф М. П. переплетена в кодексе вместе с частью «Большой хроники» - Lond. Brit. Lib. Royal. 14 C VII; 2-я пол. XIII в.; по одной из версий, эта рукопись была завершена уже после смерти М. П. и предназначалась в подарок англ. кор. Генриху III - Connolly D. K. Copying Maps by Matthew Paris: Itineraries fit for a King//The «Book» of Travels: Genre, Ethnology, and Pilgrimage, 1250-1700. Leiden, 2009. P. 159-203). Она основана гл. обр. на информации из «Большой хроники», относящейся к Англии, но также включает целый ряд дополнительных сведений. Несколько позднее (ок. 1255) М. П. написал «Сокращение хроник» (Abbreviatio chronicarum; рукопись-автограф М. П.- Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius. D VI), охватывающее период с 1000 по 1255 г. Возможно, не самим М. П., но под его общим руководством была проведена работа над «Хроникой, извлеченной из больших хроник» (Chronica excerpta a magnis cronicis; London - Lond. Brit. Lib. Cotton. Vitellius A XX; почерком М. П. написана лишь небольшая часть рукописи), охватывающей период с 1066 по 1246 г. Кроме того, М. П. создал краткий обзор истории Британии в форме генеалогической диаграммы (сохр. 6 различающихся между собой версий), оказавший значительное влияние на развитие в Англии в XIV-XV вв. жанра «генеалогических хроник» (см.: Laborderie. 2013). Помимо рисунков в качестве иллюстративных дополнений к «Большой хронике» и др. сочинениям М. П. использовал карты, составленные и нарисованные им самим. В его автографах сохранились карта мира, 4 карты Св. земли, 4 версии графической схемы пути из Лондона в Италию, 4 карты Британии, а также диаграммы важнейших дорог Британии и 7 англосакс. королевств.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

включительно он закончил к февр. 1251, а работать над продолжением начал не ранее 1252). Сочинение М. П. основывалось прежде всего на устной информации, а также на различных документах (письмах, грамотах, папских буллах, постановлениях Соборов, финансовой документации казначейства и др.); многие из документов полностью или частично приведены в тексте «Большой хроники» либо как приложения к ней. Сочинение М. П. отличает широкий географический и тематический охват. Он приводит сведения о событиях не только в Англии, но и во всем «христианском мире», от Скандинавии и Ирландии до Палестины и Руси. «Большая хроника» содержит не только сведения о событиях военно-политической и церковной истории, но и этнографические и географические экскурсы, рассказы о необычных природных феноменах, об архитектурных сооружениях, о произведениях искусства и др. Примечательно, что оригинал «Большой хроники» М. П. рассматривал как личное имущество и завещал передать ее мон-рю лишь после своей смерти. М. П. был также миниатюристом. В «Большой хронике» содержится более 130 рисунков, помещенных гл. обр. на полях. Часто это были условные знаки, призванные помочь читателю ориентироваться в объемном тексте. Стилистический анализ эволюции рисунков М. П. свидетельствует о том, что он не учился живописи, а был самоучкой, используя в качестве образцов иллюминированные рукописи из монастырской б-ки, а также различные предметы (напр., ювелирные изделия). Согласно позднейшему хронисту Томасу Уолсингему († ок. 1422), М. П. также был искусным ювелиром и художником (Gesta abbatum monasterii Sancti Albani. 1867. Vol. 1. P. 395), однако принадлежавшие ему изделия не сохранились или не идентифицированы. Среди иллюстраций на полях представлено большое количество гербов, как английских, так и континентальных. М. П. одним из первых европ. авторов предпринял попытку систематического сбора информации о гербах. «Большая хроника» в своей оригинальной форме не получила широкого распространения, возможно, из-за чрезмерно большого объема, хотя в Сент-Олбансе рукопись-автограф продолжали пополнять новыми сведениями до нач. XV в. Ок. 1250 г. под рук. М. П. была сделана частичная копия «Большой хроники» (анналы за 1189-1250; ныне рукопись Lond. Brit. Lib. Cotton. MS Nero. D V. Part 2), возможно предназначавшаяся для кор. Генриха III или др. важного лица. Примечательно, что в этой копии, в соответствии с сохранившимися письменными указаниями самого М. П., были опущены наиболее резкие высказывания в адрес Генриха III, пап Римских того времени и др. Уже после смерти М. П. в Сент-Олбансе были сделаны 2 копии начальной части «Большой хроники» по 1188 г. включительно (Lond. Brit. Lib. Cotton. MS Nero. D V. Part 1 и Lond. Brit. Lib. Harl. 1620).

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Основным повествовательным источником сведений по истории Л. С. является «Brevis Nota» (Краткое сообщение; также «Relatio de Concilio Lugdunensi»). Его автором был клирик, входивший в число служащих Римской курии, что определило пропапскую направленность сочинения ( Karajan. 1850. S. 83; Tangl. 1891. S. 247-250). Главное внимание в нем уделяется литургическим и процедурным вопросам. Изучение «Brevis Nota» затруднено из-за отсутствия критического издания; в последнем издании (MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513-515) не учтены неск. рукописей, открытых в XX в. Ценным источником является «Appellatio» (Documents Illustrative of English History. 1844. P. 351) - краткое изложение некоего документа, составленного вскоре после Л. С. (возможно, письменного отчета английских послов перед кор. Генрихом III (1216-1272)). В 1-й части составитель «Appellatio» опирается на сообщение «Brevis Nota», затем следует вставка о присутствовавшем на Соборе посольстве англ. короля. Др. фрагмент также повторяет текст «Brevis Nota». В конце документа практически дословно воспроизведена апелляция магистра и великого юстициария имп. курии Фаддея Свесского. Самое пространное описание Л. С. приводится в «Chronica maiora» (MGH. SS. T. 28. P. 256-268). Несмотря на то что Матвей Парижский не присутствовал на Л. С., он был осведомлен о его ходе. Автор довольно точен в вопросах хронологии, однако в нек-рых случаях фальсифицирует документы и вносит сознательные искажения в повествование. Хронист испытывал симпатию к Фридриху II, однако изменил свое мнение в 1245 г., что было связано не с низложением императора, а с обнародованными им планами реформы Церкви, в т. ч. возвращения ее «к первоначальной бедности» ( Vaughan. P. 126-148). Подготовка к созыву Л. С. К 40-м гг. XIII в. перед католич. Церковью стояло множество нерешенных вопросов; серьезной проблемой являлся длительный конфликт Папского престола с имп. Фридрихом II. В 1239 г. папа Григорий IX отлучил императора от Церкви. Обе стороны использовали в своих целях идею вселенского Собора, к-рый должен был положить конец данному противостоянию.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Тронхейма) и реформировать там монашескую дисциплину в соответствии с нормами бенедиктинского устава. Возможно, впрочем, что М. П. был призван не только как опытный монах, но и как эксперт по финансовым вопросам, чтобы помочь норвежским монахам разобраться с долгами, которые оставил бывший аббат, бравший деньги от имени монастыря у ростовщиков из Кагора (Юж. Франция). Рассказ об этом путешествии М. П. включил не только в «Большую хронику», но и в позднейшие сочинения, добавляя детали, призванные подчеркнуть собственную значимость: в «Истории англов» он утверждал уже, что ему было поручено реформировать все бенедиктинские монастыри Норвегии, а в «Сокращении хроник» - что франц. кор. Людовик IX Святой обратился к нему с просьбой доставить послание норвежскому кор. Хокону IV ( Weiler. 2012). За исключением достаточно редких поездок, М. П. провел всю жизнь в Сент-Олбансе, где в его обязанности прежде всего входила работа в скриптории. Идентифицированы 18 рукописей, содержащих его почерк и рисунки. Их анализ позволил исследователям проследить эволюцию М. П. как писца и миниатюриста. Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Крупнейшее сочинение М. П.- «Большая хроника», в к-рой изложены события мировой истории от сотворения мира до 1259 г. (в наст. время рукопись-автограф разделена на 3 кодекса: рукописи Cantabr. Corp. Christ. 26, 16 и Lond. Brit. Lib. Royal. 14 C VII). Ее начальная часть основана гл. обр. на «Цветах историй» Роджера Уэндоверского, хотя и содержит многочисленные изменения и дополнения. М. П. использовал также сочинения ряда англ. и континентальных авторов ( Уильяма из Малмсбери , Генриха Хантингдонского, Гальфрида Монмутского, Петра Ломбардского, Петра Коместора и др.). С 1234 или 1235 г. М. П. начал писать оригинальный текст, над которым он трудился до самой смерти, хотя и с перерывами (в частности, установлено, что рассказ о событиях по 1250 г.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Генриха III и Элеоноры Прованской в Вестминстере (14 янв. 1236). Подробно М. П. описывает свое пребывание при королевском дворе в Вестминстере в 1247 г., на празднике св. Эдуарда Исповедника (13 окт.), и беседу с кор. Генрихом III. Вероятно, король специально вызвал ко двору М. П., чтобы тот засвидетельствовал торжественную церемонию передачи Вестминстерскому аббатству реликвии - недавно приобретенного Генрихом III сосуда с Кровью Христовой (подробнее см.: Vincent N. The Holy Blood: King Henry III and the Westminster Blood Relic. Camb., 2001). К тому времени М. П. был уже известен королю как автор «Большой хроники» (Chronica majora), их знакомство могло состояться в ходе одного из посещений монархом аббатства Сент-Олбанс. Генрих III поручил М. П. правдиво записать все увиденное и услышанное, а затем пригласил отобедать с собой. В дальнейшем М. П. еще несколько раз встречался и беседовал с королем (в 1250 или 1251 и в марте 1257 в Сент-Олбансе, в июле 1251 в Уинчестере). Ок. 1256 г. М. П. побывал в Лондоне и осмотрел содержавшегося в Тауэре слона, подаренного Генриху III франц. кор. Людовиком IX Святым . М. П. оставил подробное описание и 2 рисунка слона, которые считаются первыми в Европе изображениями этого животного, выполненными с натуры ( Lewis. 1987. P. 212-216). Возможно (судя по подробным описаниям в своих сочинениях), он присутствовал при освящении церкви в аббатстве Хейлс (графство Глостершир, осень 1251), а также на свадьбе дочери Генриха III Маргариты с королем Шотландии Александром III в Йорке (26 дек. 1251). М. П. поддерживал регулярные и достаточно тесные контакты со многими представителями англ. знати (в т. ч. с Ричардом, гр. Корнуоллом, братом кор. Генриха III), чиновниками королевской канцелярии и казначейства («Палаты шахматной доски»), к-рые, по-видимому, были его информаторами. Достоверно известно об одной его поездке за пределы Англии. В 1248-1249 гг. по поручению папы Римского Иннокентия IV и аббата Сент-Олбанса М. П. посетил Норвегию, чтобы уладить конфликт в бенедиктинском мон-ре Нидархолм (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

I Лионский Собор. Миниатюра из Новелл папы Римского Иннокентия IV (Syracuse University Library. Departament of Special Collections. 1. Fol. 2). 2-я пол. XIII в. I Лионский Собор. Миниатюра из Новелл папы Римского Иннокентия IV (Syracuse University Library. Departament of Special Collections. 1. Fol. 2). 2-я пол. XIII в. Текст 19 Новелл «Collectio I» из числа постановлений Л. С. сохранился в «Chronica maiora» (ок. 1259), сочинении монаха бенедиктинского аббатства Сент-Олбанс Матвея Парижского (ок. 1200-1259). Вероятно, список соборных декретов вместе с др. документами по истории Собора он получил от прокураторов настоятеля мон-ря магистров Джона де Булума и Роджера де Холдерна, присутствовавших на Л. С., или от др. англ. участников Собора: папского коллектора в Англии магистра Мартина; послов кор. Генриха III во главе с Уильямом Повиком; избранного, но еще не утвержденного Кентерберийского архиеп. Бонифация; Вустерского еп. Уолтера; философа и теолога Роберта Гроссетеста , еп. Линкольнского, и его людей - францисканца, ученого и теолога Адама Марша, линкольнского декана Рожера де Визема и др. ( Roberg. 1990. S. 62-65; Hilpert. 1981. S. 198-200). Матвей Парижский пользовался при написании хроники мн. источниками информации, предположительно, имел доступ к королевскому архиву (подробнее см.: Hilpert. 1981. S. 132-152, 174-180, 200-204). Состав и форма Новелл у Матвея Парижского отличаются от официально провозглашенных соборных декретов, вошедших в свод «Collectio I»; Новеллы из «Хроники» Матвея Парижского представляют собой, вероятно, одну из ранних редакций этого свода, скопированную кем-то из англ. участников Л. С., близких к папской курии в Лионе. Из 22 декретов Л. С., вошедших в состав «Collectio I», у Матвея Парижского приводятся с разночтениями лишь 19, последовательность их нарушена (Collectio III, N 37, 17, 14, 2, 16, 3, 12, 18, 5, 1+9, 4, 10, 15, 21, 22, 25, 35, 36). Помимо «Хроники» Матвея Парижского сведения о принятых на Л. С. решениях содержатся в «Королевской кёльнской хронике» (Chronica regia Coloniensis: (Annales maximi Coloniensis)/Hrsg. G. Waitz//MGH. Script. Rer. Germ. T. 18. P. 287) и в «Хронике понтификов и императоров» Гильберта (Chronicon pontificum et imperatorum Gilberti/Hrsg. O. Holder-Egger//MGH. SS. T. 24: Annales aevi Suevici. Gesta saec. XII. XIII. P. 136).

http://pravenc.ru/text/2110518.html

После взятия К-поля крестоносцами (1204) в Европу было доставлено неск. реликвий, которые, как считалось, были К. с. или его фрагментами. Так, К-польский имп. Генрих I (1206-1216) передал аббатству Клерво неск. визант. реликвариев «из сокровищ св. Елены, захваченных в Константинополе»; в одном из них находилась частица К. с. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae/Ed. P.-É.-D. Riant. Gen., 1878. Fasc. 2. P. 194). После закрытия монастыря во время Французской революции 1789-1799 гг. святыня хранилась в кафедральном соборе в Лангре. В XIX в. ее поместили в реликварий в виде фигуры ангела с копьем в руках (в 2011 частица К. с. была похищена из ризницы собора). Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин) Копье святое из мон-ря Гегард. VII в. (Эчмиадзин) Среди реликвий, доставленных в 1205 г. из К-поля в Суасон еп. Нивелоном (1175-1207), была «часть острия, которым пронзили Господа» (Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 8). В Кливлендском музее искусств (США) хранится готический реликварий-ставротека, датированный 1214 г. (изготовлен скорее всего в рейнских землях). Согласно надписи, в числе находившихся в нем святынь была частица «копья Господня». Несмотря на распространение фрагментов К. с., хранившихся в церквах и мон-рях Европы с XIII в., считалось, что основная часть реликвии по-прежнему находилась в К-поле. С 1238 г. франц. кор. Людовик IX Святой выкупил у имп. Балдуина II значительную часть святынь, ранее хранившихся в Фаросской церкви, в т. ч. наконечник К. с. Акт передачи реликвий был подписан императором в июне 1247 г. (Ibid. 1878. Fasc. 2. P. 133-135). Перенесение святынь, среди к-рых наибольшее значение придавалось терновому венцу Христа, описано в ряде источников (напр.: Ibid. 1877. Fasc. 1. P. 45-56; 1878. Fasc. 2. P. 241-258; Journal des Savants. 1885. P. 295-302). Так, Матвей Парижский в «Великой хронике» уточнил, что доставленное в Париж К. с. представляло собой наконечник копья ( Matthaei Parisiensis Chronica majora/Ed. H. R. Luard. L., 1877. Vol. 4. P. 90-92). Для хранения святынь при королевском дворце в Париже была возведена Св. капелла (Сент-Шапель); празднование в честь хранившихся там реликвий совершалось 30 сент. (Exuviae sacrae Constantinopolitanae. 1878. Fasc. 2. P. 47-49). К. с. находилось в византийском реликварии в форме креста, инкрустированном по краям драгоценными камнями. В 1791 г. святыни из Св. капеллы перевезли в аббатство Сен-Дени ; в 1793 г. бóльшая часть реликвариев была переплавлена, но некоторые предметы передали в Кабинет медалей Национальной б-ки. Среди них было К. с., последнее свидетельство о котором относится к 1796 г. В 1804 г. терновый венец и др. уцелевшие реликвии были переданы в кафедральный собор Нотр-Дам, но К. С. признали утраченным ( [Gosselin J. E. A.] Notice historique et critique sur la sainte couronne d " épines de Notre Seigneur Jésus-Christ. P., 1828. P. 158-159, 161).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

М. П. обращался также к истории обители Сент-Олбанс. Его перу принадлежат «Деяния аббатов монастыря св. Альбана» (Gesta abbatum monasterii Sancti Albani), собрание биографий 23 настоятелей Сент-Олбанса с 793 по 1255 г. Согласно утверждению М. П., начальная часть «Деяний аббатов…» основана на несохранившемся сочинении келаря Адама или его клирика Варфоломея, живших во 2-й пол. XII в. (см.: Hagger. 2007). В кон. XIV в. продолжение «Деяний аббатов…» написал другой монах Сент-Олбанса, Томас Уолсингем. К этому сочинению по содержанию примыкает псевдоисторический трактат «Жития двух Офф» (Vitae duorum Offarum). В нем изложена легендарная версия основания монастыря Сент-Олбанс в кон. VIII в. королем Мерсии Оффой II, который тем самым якобы исполнил обет своего далекого предка, легендарного короля англов Оффы I. Существует предположение, что «Жития двух Офф» были написаны не М. П., а более ранним автором (возможно, в кон. XII в.), однако вопрос авторства остается открытым (см.: Vincent N. Review of The Lives of the Two Offas/Transl., ed. M. Swanton//History. Oxf., 2012. Vol. 97. N 327. P. 477-479). Наиболее ранний список «Жития двух Офф», как и «Деяний аббатов…», находится в составе написанной М. П. «Книги дополнений» (Liber additamentorum; рукопись: Lond. Brit. Lib. Cotton. MS Nero. D I). Кроме того, рукопись включает копию составленного в XII в. картулярия аббатства Сент-Олбанс ( Keynes. 1993), а также большое число документов общеисторического значения и является своеобразным приложением к «Большой хронике» (в ее рукописи М. П. на полях отмечал отсылки к «Книге дополнений»). С художественной т. зр. большой интерес представляет включенная в «Книгу дополнений» иллюстрированная опись драгоценных камней и перстней, хранившихся в аббатстве Сент-Олбанс ( Lewis. 1987. P. 45-48). М. П. создал ряд житий святых как на латыни, так и на англо-нормандском диалекте старофранцузского языка. Между 1247 и 1253 гг. он написал Житие св. Эдмунда Рича, архиеп. Кентерберийского (1234-1240; канонизирован в 1246), сохранившееся в копии XIV в.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010