Заседание завершилось обсуждением Плана основных мероприятий программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители», а также проекта Положения о Попечительском совете программы. В рамках выполнения программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители» уже осуществлен вывод мастерских реставрационного центра им. Грабаря из Покровского храма и установлен Поклонный крест на территории Марфо-Мариинской обители. В ближайшее время планируется выпустить брошюру «Краткое житие преподобномученицы Елисаветы и акафист» и издать книгу «Великая княгиня Елисавета Феодоровна в воспоминаниях современников». В издательстве Марфо-Мариинской обители готовится переиздание книги «Марфо-Мариинская обитель милосердия» (под редакцией Великой княгини Елисаветы). Также выйдут в свет книги «Покровский храм» (о храме обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенном по новгородским и псковским образцам архитектором А.В. Щусевым и расписанном художниками Н.В. Несторовым и П.Д. Карелиным), «Мученики христианского долга» (воспоминания игумена Серафима (Кузнецова) о преподобномученице великой княгине Елисавете), «Молитвослов для родителей», «Молитвы матери». На лето 2007 г. намечено проведение выставки фотографий и переписки Великой княгини Елисаветы, а также детского праздника для воспитанников детских приютов. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Возрождение Обители во всей многогранности ее деятельности и полноте духовной жизни, созданной ее основательницей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, сегодня актуально как никогда. В настоящее время возникла острая необходимость укреплять традиционное самосознание народа, развивать духовно-нравственные ценности в обществе. Воссоздание Марфо-Мариинской обители как Всероссийского центра милосердия должно стать в этих условиях одним из важнейших направлений совместной деятельности Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/196314.htm...

В 1992 году постановлением правительства Москвы комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской патриархии. Однако главный Покровский храм был возвращён Центром имени И. Э. Грабаря лишь в конце 2006 года, поскольку выезжать ему было некуда. В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сёстры работают в военных госпиталях, НИИ скорой помощи имени Склифосовского. В 2010 году на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В октябре 2011 года открылась детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение. Марфо-Мариинская обитель имеет около двадцати отделений, работающих по её уставу, в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на европейской части России, в Белоруссии и на Украине. 29 сентября 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону (Шатову) совершать богослужения в Марфо-Мариинской обители, наблюдать за духовной жизнью сестер, принимать участие в решении текущих дел обители. 30 мая 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елизавете. При этом было определено, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Социальное служение [ править править код ] Сегодня в обители действуют: Пожертвовать на помощь подопечным Обители – детям с неизлечимыми заболеваниями и людям в тяжелой жизненной ситуации можно по ссылке (доступна функция подписки на регулярную помощь).

http://azbyka.ru/palomnik/Марфо-Мариинск...

В Марфо-Мариинской обители действует целый ряд социальных проектов, большинство из них — совместные проекты обители и православной службы «Милосердие». В частности, в обители работают медицинский центр «Милосердие», развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад», детская выездная паллиативная служба, респис для тяжелобольных детей, Елизаветинский детский дом. «Наш центр не только для детей — он для ребенка в контексте его семьи. Это целиком история про семью. Мы работаем с родителями, братьями и сестрами, — рассказала директор развивающего центра для детей с ДЦП " Елизаветинский сад " Татьяна Мышатина. — Мы как раз тот центр, где не только дети с инвалидностью получают помощь, но и где родитель может получить поддержку». Руководитель Группы работы с просителями в Марфо-Мариинской обители Виктория Стронина рассказала о людях, которые приходят в обитель за помощью. «Когда у человека случается беда, он обращается к родным, близким, друзьям, знакомым, коллегам, то есть к ближнему кругу. Если он пришел к нам, то это значит, что ближнего круга у него нет, — сказала Виктория Стронина. — Возможно, этот круг исчерпан или его и не было никогда, и человек очень одинок. Тогда он идет к нам, в Церковь». Она отметила, что в трудной ситуации могут оказаться совершенно разные люди: случаются болезни, бывает, что у людей сложный характер, и они не справляются с жизненными трудностями. «Некоторым семьям нужно просто пережить сложный переходный период — мы стараемся подставить им плечо и помочь самым необходимым. Бывает, что семьи постоянно живут в дефиците, их критичная ситуация не заканчивается». Она подчеркнула, что их подопечные получают помощь постоянно: в месяц они принимают порядка 700 человек, а на постоянном попечении находятся около 400 семей. На территории обители работает респис для тяжелобольных детей, и этому проекту требуются новые помещения для развития. Об этом рассказала главный врач медицинского центра «Милосердие» в Марфо-Мариинской обители Ксения Коваленок.

http://patriarchia.ru/db/text/5377268.ht...

«Особую признательность хотелось бы выразить благотворителям, – сказал далее Святейший Владыка. – Благодаря их стараниям грандиозные ремонтно-восстановительные работы были проведены в обители за короткий срок. Я сердечно вас всех благодарю… Вы занимаетесь не только восстановлением Марфо-Мариинской обители, а несете еще огромное попечение о других восстанавливающихся храмах, монастырях, оказываете помощь в сфере религиозного образования, социальной работы». Состоявшееся заседание Попечительского совета по возрождению Марфо-Мариинской обители – одна из последних подобных встреч перед торжественным празднованием 100-летия основания обители, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. В связи с этим было принято решение разработать подробный план и программу праздничных мероприятий и начать их подготовку. «Теперь, после того, как обитель воссоздана, необходимо продолжить совместную работу по сохранению памяти о великой княгине Елизавете Феодоровне, по развитию духовных и социальных учреждений обители, а также по распространению опыта социальной деятельности этой обители в России и за рубежом. Очень важно, чтобы эти замечательные стены, с такой любовью и с таким вкусом восстановленные, содействовали созданию духовной и культурной атмосферы, в которой будут воспитываться девочки», – отметил Его Святейшество, выразив убеждение, что тогда Марфо-Мариинская обитель станет одним из мест, где совершается высокое духовное и культурное воспитание детей, молодежи. «Создание Марфо-Мариинской обители было новым словом в социальной работе Русской Православной Церкви, и ничего подобного практически до ее создания во всей великой Русской Церкви не существовало», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, добавив: «Сегодня, возрождая церковную жизнь и делая акцент в том числе на образовательных, социальных, культурных программах, мы должны иметь «пилотные» учреждения и проекты». Как подчеркнул Его Святейшество, воссозданная обитель может стать таким «пилотным» учреждением». В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил членов Попечительского совета по возрождению Марфо-Мариинской обители за труды и пожелал им помощи Божией.

http://pravoslavie.ru/30332.html

  Покровский собор Марфо-Мариинской обители возвращен Церкви . Марфо-Мариинская обитель. Покровский собор 10 ноября Алексей Владимиров, директор научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, занимавшего собор, передал ключ от Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия и.о. начальницы обители Наталье Молибога, после чего стороны подписали соответствующий акт. Все помещения, которые центр занимал на территории обители, включая хозяйственные постройки, будут освобождены им в течение ближайших нескольких дней. Помимо ключей директор центра передал представителям Церкви отреставрированные надвратную икону, напрестольный крест, принадлежавший этому храму, несколько резных фрагментов старого иконостаса и кресло первой настоятельницы великой княгини Елизаветы Федоровны. Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана в феврале 1909 году Великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой. Духовным центром обители являлся собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1913 году. В 1926 году собор был закрыт большевиками и переделан в клуб. С 1944 года здесь расположилась мастерская научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. Коллективу художников удалось восстановить роспись храма. Возрождение же Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году .   Русская Православная Церковь оказывает помощь беженцам на территории Чечни. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата осуществил осенью 2006 года на территории города Грозного специальную гуманитарную программу – были открыты и укомплектованы оборудованием три благотворительные швейные мастерские. Более семисот семей беженцев смогут бесплатно изготавливать здесь одежду . Это не разовая акция – а один из этапов постоянной программы Русской Православной Церкви, цель которой – помочь людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. На Северном Кавказе с 1995 года Церковь осуществила целый ряд действий по оказанию помощи беженцам, а также пострадавшим от наводнений 2002 года на Юге России и жертвам теракта в Беслане.

http://pravoslavie.ru/4993.html

Посещение имп. Николаем II и его семьей Марфо-Мариинской обители. Фотография. 1912 г. Посещение имп. Николаем II и его семьей Марфо-Мариинской обители. Фотография. 1912 г. Два раза в неделю духовник проводил с сестрами катехизические беседы, 4 раза в неделю в храме читали акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного образа Спасителя и Покрова Пресв. Богородицы, на обратной стороне - образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая насельница должна была вычитывать 100 Иисусовых молитв. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна стремилась создать такую обитель, в уставе к-рой сочетались бы монашеский уклад жизни и деятельная помощь ближним. Прообраз будущего мон-ря она увидела в служении 2 евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии (Лк 10. 38-42). Вел. княгиня обратилась также к опыту древней Церкви - к служению диаконисс , считая приемлемой для сестер обители только 1-ю, начальную ступень посвящения в диакониссы по одеянию. В 1911 г. она подала в Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам звания диаконисс. Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора (см.: Постернак. 2001. С. 212-219). Но на Поместном Соборе 1917-1918 гг. чин диаконисс восстановлен не был. Впосл. вел. княгиня предполагала выстроить вне Москвы скит, куда потрудившиеся сестры милосердия по желанию и с согласия совета обители могли бы удаляться, приняв мантийный постриг. Для престарелых сестер милосердия, не принимавших монашеского пострига, планировалось устроить приют при обители. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г. Насельницы осуществляли 3 вида служения: деятельное, попечительное и просветительное. Были устроены больница, аптека, амбулатория (с 25 янв. 1910), столовая, воскресная школа для взрослых женщин, трудовой приют для девочек-сирот и общедоступная б-ка. Вне обители, на Донской ул., размещалось помещение для чахоточных женщин, главная цель которого состояла в утешении умирающих и предоставлении им христианского напутствия.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Елизавета. [Инфографика] . Значение имени : Елизавета – от древнееврейского «Элишева», что означает «Бог — моя клятва»; Святая преподобномученица Елизавета Федоровна.  День памяти: 18 июля.  Житие   преподобномученицы. История о том, как немецкая принцесса Элла, родившаяся в семье Людвига IV, герцога княжества Гессен-Дармштадт и принцессы Алисы, дочери британской королевы Виктории, в 1884 году обвенчалась с братом Александра III великим князем Сергеем Александровичем Романовым, получив имя Елизавета Федоровна, и через семь лет, вдохновленная его верой, перешла из лютеранства в православие. Как с 1891 года, когда Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, занималась благотворительностью, а после страшной гибели мужа (февраль 1905) от руки террориста Каляева, всю свою дальнейшую жизнь посвятила делам милосердия. В 1909 году создала в Москве  Марфо-Мариинскую обитель, которая принимала страждущих до середины 1920-х годов. В июле 1918 года ее с несколькими представителями Дома Романовых зверски казнили в уральском городе Алапаевске. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Елизавету и не оставившую ее до последней минуты сестру Марфо-Мариинской обители Варвару (Яковлеву) к лику святых новомучеников. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Елизавета : Святая праведная Елисавета (конец I века до Р. Х. - начало I века по Р. Х.) - мать святого пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи, жена священника Захарии. Преподобная Елисавета (V век) — прославилась даром чудотворений, предотвратила гибель Константинополя, предупредив императора Льва  I, что в городе случится большой пожар. Елизавета Петровна (1709-1761) — родная дочь Петра I, российская императрица (1741-1761). Елизавета II (род. в 1926 году) - королева Великобритании с 1952 года. Елизавета Глинка, или «доктор Лиза» (1962-2016) — основательница первого бесплатного хосписа на Украине, в Москве создала и возглавила благотворительный фонд «Справедливая помощь», летом 2010 года помогала пострадавшим от лесных пожаров, многое сделала для помощи жителям Восточной Украины, организовывала эвакуацию в Россию раненых и больных детей. Погибла вместе с другими пассажирами потерпевшего катастрофу самолета ТУ-154, на котором летела, сопровождая гуманитарный груз лекарств в сирийскую клинику; [ Интересные факты ]: Гробница на Святой Земле ( где покоятся мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары). Верная спутница (о Варваре Алексеевне Яковлевой); Фотоиллюстрации : Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы; Елизавета Федоровна в монашеском облачении; В Марфо-Мариинской обители; Гробница на Святой Земле; Марфо-Мариинская обитель в Москве; Сестра Марфо-Мариинской обители — Варвара Алексеевна Яковлева//Фома. - – июль 2019. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7195-i...

Великая княгиня Елизавета, по словам епископа Пантелеимона, выносила в своем сердце этот уникальный проект. «Через 110 лет мы можем увидеть то, что сделали ее любовь, мужество, вера и то, что она создала, движимая желанием утверждать на земле добро. Она пошла против того течения, которое тогда увлекало Россию, против кровавого потока страшных чувств и мыслей революционного времени». Он подчеркнул, что преподобномученица Елисавета своей жизнью и организацией благотворительного служения в обители явила образец соединения молитвы и милосердия. «Обитель — это удивительное место победы добра над злом, место радости и любви, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Поражает дальнейшая судьба обители, которая разделила судьбу своей основательницы: она была разрушена, но возродилась, и теперь в ней продолжается дело преподобномученицы Елисаветы». Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) отметила, что, несмотря на внешние изменения, главным в служении Марфо-Мариинской обители остается продолжение дела великой княгини Елизаветы Федоровны. «Поменялось все: время, реалии, люди. Сделать так, как было в начале, при великой княгине, невозможно в наше время, — сказала игумения Елисавета (Позднякова). — При зарождении обители главным центром была личность преподобномученицы Елисаветы, ее личный подвиг и святость. Сегодня великой княгини Елизаветы у нас нет. И мы поняли, что на место духовного центра должна встать монашеская обитель. А социальная деятельность, в которой участвуют не только монашествующие, но и сестры милосердия с добровольцами, могла бы развиваться на духовном фундаменте монашеской жизни». Настоятельница отметила, что эту модель обитель реализует с 2011 года, и она себя оправдывает. Сегодня Марфо-Мариинская обитель — это женский монастырь, в котором сохраняются особенности, которые были заложены Елизаветой Федоровной. «В обители проживают монашествующие сестры, которые живут монашеской жизнью и выполняют монашеские обязанности. Их жизнь не связана с социальной деятельностью, — отметила игумения Елисавета (Позднякова). — При этом в обители действуют порядка 10 социальных проектов, которые призваны помогать тем, кому хуже всех. Преподобномученица Елисавета руководствовалась актуальностью той или иной помощи. Мы тоже стараемся руководствоваться этим принципом».

http://patriarchia.ru/db/text/5377268.ht...

“Стяжи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся”-говорил преподобный Серафим Саровский. Молясь у гроба мужа Елизавета Феодоровна получила откровение-“отойти от светской жизни, создать в помощь бедным и больным обитель милосердия ”. После четырехлетнего траура 10 февраля 1909 года Великая княгиня не вернулась к светской жизни, а облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия, и собрав семнадцать сестер основанной ею Марфо-Мариинской обители, сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих.» В основу Марфо-Мариинской обители Милосердия был положен устав монастырского общежития. Одним из главных мест бедности, которому Великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Многие были обязаны ей своим спасением. Еще одно славное деяние Великой княгини — постройка русского православного храма в Италии, в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мирликийского. С самого начала своей жизни в Православии и до последних дней Великая княгиня находилась в полном послушании у своих духовных отцов. Без благословения священника Марфо-Мариинской обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей, она сама ничего не предпринимала. Ее смирение и послушание были удивительными. 9 апреля 1910 года она принимает монашеский постриг. После Февральской революции, летом 1917 года, к Великой Княгине приехал шведский министр, который, по поручения кайзера Вильгельма, должен был уговорить ее уехать из все более неспокойной России. Тепло поблагодарив министра за заботу, Великая княгиня совершенно спокойно сказала, что не может оставить свою обитель и вверенных ей Богом сестер и больных и что она решила твердо остаться в России. В апреле 1918 г. на третий день Пасхи Елизавету Федоровну арестовывают, вместе с ней добровольно пошла под арест ее келейница Варвара Яковлева. Вместе с Великими князьями Романовыми их привозят в Алапаевск.

http://pravmir.ru/romanovy-velikaya-knya...

Последнее письмо Великой Княгини Елизаветы Федоровны сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия, 1918 год. «...- Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, - сказала она. Я засмеялся: - Опять в обитель? - Нет, это я так...» Марфо-Мариинская обитель милосердия, один из главных персонажей бунинского «Чистого понедельника», - до сих пор там, на Большой Ордынке. Вот только на нынешней односторонней улице трудно припарковаться. У метро «Третьяковская» работает «McDonald " s». Недалеко располагается Государственное училище эстрадного и джазового искусства. Его часто называют «колледжем», но слово «училище» - дореволюционного, дворянского окраса - звучит на Большой Ордынке более органично. Сюда приезжал рассказчик «Чистого понедельника». Он хотел зайти в обитель, но дворник «загородил ему дорогу», предупреждая, что «там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна...» Герой сунул дворнику рубль - тот «сокрушенно вздохнул и пропустил». Но только рассказчик «вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня...» Читая снова и снова «Чистый понедельник», я бьюсь над загадкой, что же - что конкретно - так поражает читателя и рассказчика (а может быть, и самого Бунина) в этом образе, который ставит в финале рассказа не точку, но многоточие... Говорят, ни один художник, писавший портрет великой княгини Елизаветы Федоровны, не оставался доволен своей работой. Красота - ослепительная в реальности - ускользала, когда ее пытались зафиксировать на холсте. А современники, знавшие княгиню лично, говорили, что в Европе есть только две красавицы - и обе Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, брата императора Александра III. Может быть, потому гениальный Бунин не описывает ее лицо - глаза? губы? скулы? - что эта красота уловима только между строк, в самом духе образа, а попытаться передать ее словами - значит разбить ее?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010