была миссия Маруты , еп. Майферкатского (Мартиропольского), проповедовавшего в Месопотамии, принадлежавшей Сасанидскому Ирану. По поручению А. он прибыл ко двору шаханшаха Йездигерда I, у к-рого он добился такого доверия, что смог восстановить Персидскую Церковь, почти уничтоженную в гонения при Шапуре II. Марута собрал мощи многочисленных мучеников в своем Майферкате, названном им «городом мучеников» (греч. Μαρτυρπολις). В отношениях двора со свт. Иоанном Златоустом произошел разлад, поскольку святитель, обличавший нравы знати, задевал юную императрицу, вызывал недовольство столичных клириков и зависть Александрийского Патриарха Феофила I . А. не препятствовал осуждению и низложению свт. Иоанна с К-польской кафедры, утвердив решения Собора «У Дуба», созванного по инициативе императрицы Евдоксии и возглавленного Феофилом Александрийским (403). После происшедшего из-за удаления Иоанна народного возмущения А. был вынужден пригласить его обратно в столицу, однако вскоре Иоанн вновь оказался в ссоре с двором и был осужден новым Собором. 20 июня 404 г. Иоанн добровольно предался властям и был отправлен в ссылку. Епископом К-поля стал Арсакий . Приверженцы Иоанна не признали его, и против них власти проводили репрессивные меры, несмотря на то что императрица Евдоксия вскоре умерла. Древние календари Иерусалимской Церкви и вслед за ними груз. и арм. литургические памятники (см. в ст. «Иерусалимское богослужение» ) включают А. в число святых и отмечают его память 27 авг. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 126; Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86; Tarchnischvili M. Grande Lectionnaire. P. 31). Лит.: Thierry A. Nouveaux récits de l " histoire aux IVe et Ve siècles: Trois ministres des fils de Théodose, Rufin, Eutrope, Stilicon. P., 1865; idem. St Jean Chrysostome et les mœurs de son temps. P., 1905; G ü ldenpennig A. Geschichte des oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885. Amst., 1965r; Kaufmann С. Menastempel. Fr./M., 1909; Кулаковский. История. Т. 1. С. 157-226; Demougeot E. De l " unité à la division de l " empire romain, 395-410. P., 1951; Strub J. Parens principum: Stilichos Reichspolitik und das Testament des Kaisers Theodosius//La Nouvelle Clio. 1952. T. 4. P. 94-115; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 250-253; Козлов A. C. Основные черты политической оппозиции правительству Византии в 399-400 гг.//АДСВ. 1979. Сб. 16. С. 23-31; Liebeschuetz J. H. W. G. Barbarians and Bishops: Army, Church, and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxf., 1990. Cameron Al. , Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkely; Los Ang.; Oxf., 1993.

http://pravenc.ru/text/76036.html

Лит.: Райт. Очерк. С. 32-33; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 87-99; Tisserant E. Marouta de Maypherkat//DTC. T. 10. Col. 142-149; Baumstark. Geschichte. S. 53-54; Marcus R. The Armenian Life of Marouta of Maipherkat//HarvTR. 1932. Vol. 25. P. 47-71; Vosté J. M. Marouta de Maïpherqat et le «Liber ad baptizandos» de Théodore de Mopsueste//OCP. 1946. Vol. 12. P. 201-205; Ortiz de Urbina. PS. P. 48-51; Sauget J.-M. Maruta//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 1305-1309; Тер-Петросян Л. А. Два сирийских агиогр. памятника, известных по арм. переводу//ППС. 1974. Вып. 25(88). С. 144-151; он же. О значении предисловия к сборнику Маруты Майферкатского//Древний Восток. Ер., 1976. Вып. 2. С. 238-250; idem (Ter-Petrossian L.). L " attribution du recueil des Passions des martyrs perses à Maroutha de Maypherqat//AnBoll. 1979. Vol. 97. N 1/2. P. 129-130; Fiey J.-M. Martyropolis syriaque: Après Ma  ru  ta  //Le Muséon. 1976. Vol. 89. N 1/2. P. 5-38; idem. Maruta de Martyropolis d " après Ibn al-Azraq (1181)//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 35-45; Sanspeur C. L. La préhistorie de la plus ancienne vie grecque de S. Marouthas//OLP. 1978. Vol. 9. P. 159-165; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в ср. века. М., 1979. С. 197-198; Drijvers J. W. Marutha of Maipherqat on Helena Augusta, Jerusalem and the Council of Nicaea//StPatr. 2001. Vol. 34. P. 51-64; Dupont V. L. À propos de l " hémine de vin: une source inexplorée?: Les canons de Maruta//Collectanea Cisterciensia. Chimay, 2005. Vol. 67. N 4. P. 322-325; Смелова Н. С. Правила Первого Вселенского Никейского собора по ркп. Сир. 34 из собр. ИВР РАН///Письменные памятники Востока. СПб., 2009. Вып. 2(11). С. 42-65; Munt H. Ibn al-Azraq, Saint Marutha, and the Foundation of Mayyafariqin (Martyropolis)//Writing «True Stories»: Historians and Hagiographers in the Late Antique and Medieval Near East/Ed. A. Papaconstantinou et al. Turnhout, 2010. P. 149-174; Stevenson W. John Chrysostom, Maruthas and Christian Evangelism in Sasanian Iran//StPatr. 2010. Vol. 47. P. 301-306; Brock S. Marutha of Maypherqat//GEDSH. 2011. P. 273; Calzolari V. Figures de l " hagiographie syriaque dans la tradition arménienne ancienne (Šalita, Jacques de Nisibe, Maruta de Mayperqat)//L " hagiographie syriaque/Éd. A. Binggeli. P., 2012. P. 141-170. (Études syr.; 9).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

Гомилии кафедральные Севира Даниил Юноша, апокриф Декрет Геласия Деяния (акты) апокрифические Аддая (см. также Учение Аддая) Иоанна Матфея и Андрея Павла и Феклы (см. также Деяния Феклы) Павла Петра (см. также Учение Петра) Филиппа Фомы Деяния апостолов, комментарий Деяния апостола Фомы Деяния Гурия и Шамуны Деяния Феклы (История Феклы) – см. также Деяния Павла и Феклы Диатессарон Дидаскалия Евангелие Двенадцати апостолов Евангелие Детства – см. Евангелие Фомы Евангелие от Матфея, комментарий на Евангелие Фомы Израильтянина Евангелия Кьюртоновские – см. Переводы Св. Писания Евсевиевы каноны Екклесиаст Жемчужина Жизнеописание Нестория Жизнь Авраама Житие Авраама Кидунаи Житие Антония ( Афанасия Великого ) Житие Ахудэммеха Житие Ефрема Сирина Житие Иакова Бурдеаны Житие Иоанна бар Афтоньи Житие Map Авы Старшего католикоса Житие Петра Ивера Житие Раббан-Хормизда Житие Савришо католикоса Житие Севира Антиохийского Житие Симеона Столпника Житие Филоксена Маббугского Житие Map Ахи Завет Господа Нашего Иисуса Христа – см. Testamentm Domini Завещание Адама Завещание Ефрема Сирина Законы гражданские римских императоров Изгарад История Ахикара (Хикара) – см. История Сеннахерима История Бет-Селоха и его мучеников История Ишосаврана История Константина Великого и его сыновей и т. д. История Map Мари История монахов, или Книга Начальников (Фомы Маргского) История обретения Креста История палестинских мучеников (Евсевия) История Преблагословенной Девы Марии История Сенахирима, его визиря Ахикара (Хикара) и т. д. История Феклы – см. Деяния Феклы Исход, комментарий Катену (анонимная) Катена Севира монаха Калила и Димна Каноны апостолов Книга Адама и Евы Книга Гераклида– см. Книга торговли Гераклида Книга законов стран Книга Иерофея Книга Мучеников (Маруты Майферкатского) Книга Начальников (см. также История монахов Фомы Маргского) Книга подсвечника святилища Книга предстоятелей Книга пророка Иова Книга пророка Исайи Книга Пчелы Книга степеней Книга Судей Книга торговли Гераклида Книга халифов

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Ж. л. появилась с распространением в Армении христианства, к-рое в 301 г. было провозглашено гос. религией. IV век был периодом внедрения христ. лит-ры на греч. и сир. языках в арм. церковную среду. Ж. л. переживала бурный расцвет после создания письменности в нач. V в. В этот период армяне приобщились почти ко всем видам христ. лит-ры, в т. ч. и к житийной. Из переводов с греч. на арм. язык был составлен сб. «Жития святых отцов»; с сирийского были переведены Житие равноап. Феклы, «Послание царя Авгаря Эдесского», Деяния Персидских мучеников («Мученики Востока») еп. Маруты Майферкатского, с греческого - риторические пособия, послания, речи, похвальные слова святителей Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, оказавшие заметное влияние на арм. Ж. л. Одновременно зарождается арм. оригинальная Ж. л., в к-рой представлены как панегирические произведения, так и простые повествовательные. В V в. были составлены армянские версии Сказаний об апостолах Фаддее и Варфоломее, Житие свт. Григория Просветителя, Мученичество Рипсимянских дев (см. подробнее в ст. Рипсимия, Гаиания и 35 св. дев ), вошедшие как составные части в «Историю Армении» Агафангела , а также Мученичество св. Шушаник. Ранние памятники проникнуты легендарно-эпическим духом, полны рассказов о чудесах; в них созданы монументальные и цельные образы героев. Драматизмом отличаются Мученичества Рипсимянских дев и св. Шушаник. К жанру Ж. л. обращались арм. историографы V в. Фавстос Бузандаци, Агафангел, Мовсес Хоренаци, Елише. В их произведениях искусно сплетены исторический, эпический и агиографический стили. Самое значительное произведение арм. Ж. л. V в.- Житие Маштоца. Будучи похвальным житием, оно сочетает характерные черты исторической прозы и античной биографии. Со 2-й пол. V в. арм. Ж. л. приобретает новую особенность: христианство становится важным фактором борьбы за независимость. Яркий пример этого - исторический труд Елише «О Вардане и войне армянской». Эта черта армянских мученичеств прослеживается в дальнейшем вплоть до позднего средневековья.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Это подражание ангельской жизни накладывало свою печать и на всю прочую деятельность монастыря: одна группа занималась хозяйственными делами, другая – научением и молитвой, третья принимала посетителей или же отдыхала. На склоне лет благодаря обретённой среди монахов репутации, Йахбаллаха пользовался исключительным авторитетом. После смерти католикоса Ахая Йахбаллаха был поставлен на пустующее место патриарха и также пользовался уважением Йездигерда, который включил его в посольство, отправленное к императору Феодосию II. 2. Попытки проведения реформ Дружеские отношения между Йездигердом и византийским императором Аркадием создали благоприятные условия для влияния западного христианства на христианство персидское и его аскетические традиции. В первую очередь следует рассмотреть посольства Мар Маруты, епископа Майферкатского. В своём родном городе Мар Марута был известен как собиратель мощей персидских мучеников – он несколько раз ездил в Персию в качестве византийского посла. Доверие Йездигерда Мар Марута смог завоевать благодаря своей праведной жизни, тактичности и, вероятно, в наибольшей степени благодаря своим познаниям в медицине. Итак, Марута получил возможность не только помочь в восстановлении церковной жизни, но и активно участвовать в реорганизации персидской Церкви. Первостепенную важность имеет созыв Собора, который открылся 1 февраля 410 года в главной церкви Селевкии-Ктесифона. Принятый на нём план реформ, разумеется, не мог обойти монашеское движение, в первую очередь, древние аскетические традиции и практики. Безусловно, каноны, включённые в соборные акты, не рассматривают монашество как единое целое, однако некоторые из них имеют дело с древними аскетическими традициями, пытаясь определить их место в церковной жизни. Как мы увидим, имеются и другие следы попыток реформировать монашество. Начнём с материала, включённого в соборные каноны; наше внимание сразу привлекает второй канон, имеющий дело с евнухами, «которые оскопили сами себя». Собор постановляет, что они не могут быть приняты в клир. Текст канона говорит следующее: «никакой человек, добровольно сделавший себя евнухом и уничтоживший свою родовую природу, не может быть принят в церковное служение». Важно место этого правила в его связи с другими канонами. Оно следует непосредственно за установлением относительно избрания епископов, зафиксированном в первом каноне. Отсюда можно сделать вывод, что практика оскопления отнюдь не была маргинальной, но представляла собой острую проблему. При этом несомненно, что речь шла именно о влиянии аскетизма: когда аскеты и монахи постепенно стали участвовать в церковном служении, принимая рукоположения, в клире появились и евнухи. Таким образом, реформаторы, действовавшие в духе стандартов, пришедших с запада, столкнулись с проблемой легитимности такого вида поставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

2. Араб. перевод Д., дошедший в 5 рукописях разной степени полноты и неск. фрагментах. Имеются 2 варианта текста: в одном родословия Иисуса Христа (Мф 1 и Лк 3) расположены ближе к началу Д., в другом - в конце, в виде приложения. 3. Персид. гармония Евангелий. Дошла в рукописи 1547 г. Является, по-видимому, свободным переводом c сирийского, выполненным мирянином-яковитом по имени Иваннис Изз ад-Дин. Хотя мн. чтения персид. гармонии, по-видимому, восходят к тексту Д., однако существующие отличия не позволяют считать, что она переведена непосредственно с труда Татиана ( Мецгер. 2002. С. 20). 4. Евангельские цитаты, дошедшие в произведениях сир. и арм. авторов: Афраата, Ефрема Сирина, Раввулы, Агафангела, Езника, Маруты Майферкатского и др. 5. Старосир. текст Евангелий ( Kiraz. 1996) является особенно ценным источником, если считать языком оригинала Д. сирийский. Дошел в 2 кодексах (т. н. Синайском и Кьюртоновском), к-рые датируются рубежом IV и V вв., однако передают более раннюю текстуальную традицию, восходящую ко II в. В нач. XX в. большинство исследователей считали, что этот текст был источником для Д., однако в последнее время многие склоняются к тому, что Д. был 1-м евангельским текстом на сир. языке и использовался при создании старосир. текста ( Schedinger. 2001. P. 21). Авторы сир. перевода «отдельных Евангелий взяли бóльшую часть своего материала, если можно так выразиться - камни для строительства, из гармонии Татиана» ( Black. 1972. P. 127). Западные свидетельства 1. Фульдский кодекс, написанный в 541-546 гг. по заказу еп. Виктора Капуанского. Евангелия приводятся в нем в виде единого повествования, построенного по плану Д. Является древнейшим западным источником Д. В предисловии, написанном 2 мая 546 г., еп. Виктор сообщает о том, что, после того как рукопись этой евангельской гармонии попала к нему, он тщательно исследовал вопрос авторства. Он приводит почерпнутые из «Церковной истории» и «Послания к Карпиану» Евсевия сведения об Аммонии Александрийском и Татиане; сравнивая их с построением текста Д., он делает вывод, что автором был, вероятнее всего, Татиан.

http://pravenc.ru/text/171943.html

По своим художественным особенностям они составляют единое целое с предшествующими произведениями. Но в то же время в них есть и нечто новое. Они отличаются большим богатством содержания и образов. Со второй половины V в. герои армянских мученичеств по национальности армяне, а христианство в Армении давно уже не только господствующая религия, но и важный фактор борьбы за независимость. В роли язычников – гонителей христиан – выступают иноземные захватчики, а героями мартирологов становятся военачальники и воины, светские князья, сменившие проповедников-миссионеров; лица же духовного сана стоят в рядах армянского войска и своей проповедью укрепляют дух воинов (Гевонд у Егишэ). Сама идея непоколебимости, борьбы за веру наполняется иным содержанием. Дух «христианизации» здесь отходит на второй план, уступая место духу национально-освободительной борьбы. К числу таких произведений, прежде всего, следует отнести исторический труд Егишэ «О Вардане и войне армянской» с его мартирологическими фрагментами, мученичества Атомянцев (V в.), Шушаник (V в.), памятники несколько более позднего времени -мученичества Ваана Гохтнаци (VIII в.), Амазаспа и Саака (VIII в.). К этой же группе примыкают и переводные произведения, созвучные политическим настроениям армян. После поражения восстания 451 г. против персидского владычества в Армении возникла такая же ситуация, как и во время «великих» гонений на персидских христиан. В 450–560-х годах Абраам Зенакеци переводит с сирийского на армянский мартирологический сборник Маруты Майферкатского «Мученики Востока», посвященный персидским мученикам 32 . Христианский мученик и борец, погибший за свободу родины, настолько отождествляются, что в историческом произведении Егишэ герои освободительной борьбы представлены как мученики и наделены их чертами. Не случайно 1037 воинов, павших в Аварайрской битве (451 г.), вместе с Варданом Мамиконяном были причислены к лику святых. Сочинение Егишэ, послужившее источником и для проложных мученичеств Вардана и его соратников, определило характер армянских мартирологов, в которых с этого времени и на протяжении полутора тысяч лет патриотическая тема становится ведущей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

7 Возможно конечно и то, что Павлин был в Анкире случайно, может быть, во время гонения, подобно тому как напр. Мелитий севастопольский прожил 7 лет в Палестине, Euseb. h. e. VII, 32, 28. Но вероятность этой возможности не особенно велика, так как самое содержание разговора между Павлином и Маркеллом доказывает, что арианский спор уже начался. 9 Philostorg. III, 15, ed. Valesius (Moguntiae 1679) p. 486 f. и у Свиды под словом τιος, у Valesius рр. 542–543. 10 Hieronymi, Chronicon Olymp. 277, 4 (ehr. 332) Constantini 22 ap. Migne S. G. е. XIX coll. 587–588. – Eusebii Chronicorum libri duo ed. A. Schoene. Vol. II. Berolini 1866. p. 192 (Olymp. 277, i. Abr. 2345). – Место это, приведено будет далее – в главе. 11 Theodoret. h. e. I, 22, р. 53. Philostorg. ар. Nicetas Thesaurus orthod. fid. 1. 5. c. 7. in fin. ap. Valesius p. 539. 12 Epiph. haer. 69, 4 y Schwartz VI, 259: κα γρφει [св. Александр александрийский ] πιστολς γκυκλους, ατινες παρ φιλοκλοις τι σζονται ς τν ριθμν βδομκοντα, τν πισκπων κστ, Εσεβω εθς [diese standen also am Anfang des Bandes, поясняет Швартц: собрание начиналось с посланий к палестинским епископам] τ ν Καισαρε (περιν γρ) κα Μακαρ εροσολμων, σκληπιω ν Γζ, Λογγν ν σκλωνι, Μακριν τ ν αμνα κα λλοις [т.е. Палестине], ν δ τ Φοινκη Ζνων τινι χα ν Τνρω κα αλλοις [nämlich in Phoenike], λλ [μα в рукописи] κα ν τ κολ Συρ. 13 Вот полная справка по Н. Geizer, H. Hilgenfeld, O. Cuntz, Patrum nicaenorum nomina latine graece coptice syriace arabice armeniace, Lipsiae 1898: Latin. I, VI. Prouinciae Phenices 41. Zenon de Tyro [thiro B de ».t.] cletiro F 1 ]. II, VI Phoenicis 40. Zenon Tyrius [zeno H thyrius L thirius KMN thyryus O terius H], III, VI Phoeniciae, 40. Zenon Tyri (zeno Q tyria S thyria T tiria U]. IV, VI Prouincia Phenicis 37. Zenon Tyro [zonon X zeton Z tiro Z]. Феодор Чтец [=Сократ по Е. Schwartz] VIII. Φοινκης 41 Ζνων Τρου. Коптский 43 ζνων ν τρος. Сирский Index coenobii Nitriensis VI =Phoenices =десять [епископов], 40 Авдишо VI 40 . Список Маруты майферкатского (О. Braun, De sancta Nicaena synodo. Syrische Texte des Maruta von Maupherkat. Münster i. W. 1898. S. 30); Z’nön von Sr. Армянский ξενον ι τιυροσ. Арабский 194 Zjnwn ’Tjrw’ [так, конечно, нужно читать – вместе с Hilgenfeld – вместо наличного: ’bθrw’]. Vaticanus 91 Ζνων Τρου. – В найденных В.Н. Бенешевичем списках: Синайский 195=оба иерусалимские (Metoch 2 и Patr 167) 196 Ζνων Τρου. – Таким образом имя Зинона приводится решительно во всех сохранившихся списках никейских отцов и во всех систематических занимает 1-е место в числе епископов провинции Финикии. – Имени же Павлина тирского нет, решительно ни в одном из списков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

226 Мученики едесские („amôna w-Gûryâ maudyn“ 15 ноября, „abîby maudynût h â b h nûra, исповедание во огне“, 2 сентября=мин. Вас. 15 ноября: θλησις τν γων μολογητν [­ maudyn! ориентализм в выражении] Г ουρα, Σαμων κα Αββου, μαρτυρησντων ν Εδση τ πλει) и нисивинские (после 7 апр.; 30 июля) записаны уже в первой части как „исповедники западные“. Следовательно, „исповедники, убиенные на востоке“, жили восточнее Нисивина, – в пределах парфянско-персидского царства. 227 Даже и акты св. Симеона не во всех подробностях достоверны. Напр., Bedjan II, 131: „мар-Шимон, архиепископ и католикос церкви востока, который первый в земле восточной просиял в добром свидетельстве Божием, и Гаддъяв и Савина, епископы бет-лапатские, и Йоханнан, епископ хормизд-ардширский, и Болида, епископ прат-д-майшанский, и Йоханнан, епископ карка-д-майшанский, и девяносто семь пресвитеров и диаконов и Гухшатазад, глава евнухов, – которые вместе с блаженным Шимоном увенчались в добром свидетельстве Божием“. Два епископа бет-лапатские пострадали вместе со св. Симеоном! Это самоочевидная историческая невозможность. Если и Гаддъяв, и Савина были, действительно, епископы бет-лапатские, то один из них пострадал или ранее (что не очень вероятно) или позже св. Симеона. Вероятно, одним из первоисточников для Маруты (ср. «Хр. Чт.» 1899. стр. 803) был список „исповедников“, подобный тому, которым пользовался составитель мартирология 411–412 г. Копия у Маруты была более исправная (мартирологий читает: „Болида и Бар-Авда, и Йоханнан, епископы прат-д-майшанские“; Марута же называет Йоханнана епископом карка-д-майшанским), но ошибка могла быть и в ней (Савина мог быть одним из епископов бет-хузанских, но не бет-лапатским); и, во всяком случае, это был сводный список всех „исповедников“ первых семи лет гонения (до марта-апреля 346 г., когда † св. Я’ков, пресвитер из Тлаты-Шлилы, men tlt h â šlîlâ), и Марута, вероятно, не всегда умел отличить современников св. Шим’она от исповедников, увенчавшихся в следующие шесть лет гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Греческие и арабские источники античной эпохи четко различают посольства, предпринятые Марутой к двум персидским царям – Шапуру II и Йездигерду I, тогда как прочие источники сообщают лишь о посольстве к последнему. Итак, не позднее 379 г. Шапур II пригласил к себе Маруту, знаменитого врача, чтобы тот вылечил его дочь. По завершении лечения Марута, в качестве платы, испросил у Шапура «мира и согласия» для христиан, до тех пор жестоко угнетаемых. Марута также получил мощи персидских мучеников, которые поместил у себя на родине в надежном месте, которое впоследствии по его решению стало называться Мартирополем или Майперкатом. По-видимому, в это же время Марута собирал устное предание о мученичествах, некоторые источники даже без достаточных оснований приписывают ему какие-то из текстов мученичеств (martyria). Другие же сообщают, что Марута, во время исполнения обязанностей посла византийского императора, излечил самого Йездигерда I (399–420), и испросил у него за это помилования для христиан, так что по настоянию Маруты в 399 г. был избран католикос Персии Исаак. В 403 г. Марута присутствовал на Соборе против Иоанна Златоуста , состоявшемся в Константинополе. В 404 г. Златоуст с одобрением писал о Маруте как о друге (loan. Chrys. Ер. ad Olymp. 9. 5). Присутствие Маруты на I Константинопольском и Сидском Соборах не засвидетельствовано. Согласно Деяниям Собора 410 г. в Селевкии-Ктесифоне, Марута присутствовал на нем. «Хроника Сеерта» даже приписывает самому Маруте избрание католикоса Ахая в 411 г. В этом направлении Марута также осуществлял функции императорского и, в некотором роде, церковного посланника. Он был автором законопроекта, по которому епископы Персии должны были принять важнейшие канонические законы, объявленные остальной Церковью в IV в. Вероятнее всего Марута оставался легатом и при католикосе Йавалахе, который в 417–419 гг. был направлен во главе персидского посольства в Константинополь. Но так как Деяния Собора в Селевкии-Ктесифоне 420 г. ничего не сообщают о Маруте можно справедливо заключить, что он умер ранее этой даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

  001     002    003    004    005    006