Святынями храма Свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе являются частицы мощей Свт. Мартина Исповедника, Митрополитов Московских Иннокентия и Филлипа, преподобного Серафима Саровского, преподобного Саввы Сторожевского, святого праведного Алексия Мечева, святой равноапостольной Нины и некоторых Киево-Печерских подвижников. После открытия мощей прп. Матроны Московской, в храм Свт. Мартина Исповедника были переданы для поклонения рубашечка (срачица), в которой она была похоронена и частица мощей. Мартина Исповедника, папы Римского, святителя, в Алексеевской Новой слободе церковь (Большая Коммунистическая улица, дом 15/2, строение 1). Первый храм в этой местности был выстроен в 1492 г. Современное церковное здание создано по проекту RR Казакова в стилистике развитого классицизма в 1793–1806 гг. Это – монументальное двухярусное здание, основной объем которого завершает купольная световая ротонда. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды; ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными композитными капителями. Ордерные обрамления венчают и большие окна нижнего яру Трехъярусная колокольня (верхний ярус – цилиндрический) состоит из объемов, постепенно уменьшающихся к верху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт этой местности. В начале XIX в. церковь была расписана (фрески частично сохранились). Ограда относится к концу XIX столетия. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу. Храм закрыли в 1931 г. Вначале 1950-х гг. он ремонтировался. В 1980-е гг. здесь размещалось хранилище Всесоюзной книжной палаты. Богослужения возобновились в 1991 г. Среди святынь храма чудотворная Грузинская икона Божией Матери, частицы мощей святителя Мартина, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Серафима Саровского, погребальная срачица (рубашка) блаженной старицы Матроны.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 1882 г. В 1791 г. К. получил заказ на постройку ц. св. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе в Москве (ныне ул. А. Солженицына), ставшую самой известной его работой. Вкладчиком храма был живший по соседству купец и впосл. городской голова В. Я. Жигарев. Храм строился до 1806 г., и многие детали убранства остались незавершенными из-за смерти К. По преданию, образцом для постройки был собор св. Павла в Лондоне (1675-1708, архит. К. Рен). Сходство с прототипом касается в основном венчающей части: храм св. Мартина Исповедника стал первым в Москве, увенчанным большим куполом на высоком световом барабане по типу собора св. Петра в Риме (1506-1626), в подражание к-рому и был в свою очередь выстроен собор в Лондоне. Крупная 4-столпная 5-главая церковь в основе имеет двухосно-симметричный план. Прямоугольный, слегка вытянутый с востока на запад объем дополнен полукруглыми выступами на востоке и западе и прямоугольными лоджиями на севере и юге. Первоначально предполагалось сделать план квадратным, но по требованию духовенства проект был изменен, и алтарь сделали «круглообразным». Для симметрии на западе появился полукруглый притвор, соединенный узким переходом с 3-ярусной колокольней, увенчанной шпилем и являющейся высотной доминантой композиции. Нижний ярус колокольни крестообразный, 2 верхних - цилиндрические, перекликаются с мощным центральным барабаном, увенчанным высоким куполом с люкарнами и главкой-фонариком. По углам барабан уравновешен 4 малыми купольными главами на цилиндрических тамбурах. Трапезная отсутствует; эта деталь, как и размер храма, его 4-столпная структура, весь облик - довольно необычны для приходских церквей и более характерны для крупных соборов. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве. 1791–1806 гг. Архит. Р. Р. Казаков. Фотография. 2010 г. Церковь св. Мартина Исповедника в Москве.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " .  http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Этот храм, что стоит в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III. Первые упоминания о храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. В первом письменном источнике, где сказано о дате возникновения храма, - " Историческом известии о всех церквах столичного города Москвы " за 1796 год - читаем: " Мартына Исповедника, празднуемаго Апреля 14 числа, церковь, что в Алексеевской, первоначально построена в 7000 (1492) " . Сведений о том, каким было первоначальное строение храма - каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. Согласно исследованиям, проведённым журналистом и краеведом Таганки Натальей Леоновой, можно твёрдо сказать, что храм появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года. Храм был построен в Алексеевской Новой слободе. Новой она как раз стала в начале XVIII столетия, а до того была так называемой чёрной; жили тут чёрные тяглецы, несшие государственные повинности (ремесленники, торговцы). А Алексеевской она звалась по имени одного из местных храмов, освящённого во имя святителя Алексия Митрополита Московского " что за Яузой " . В старину это место носило ещё одно название - " Хлебники " , вероятно, в честь хлебопеков или торговцев зерном, которые жили в этом месте. В конце XVIII века московский купец Василий Жигарёв, богатый чаеторговец, чувствуя скорую кончину, решил отдать все свои средства на строительство нового храма недалеко от своей усадьбы. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков. Василий Яковлевич был известным человеком в Москве. Он имел собственную усадьбу с главным домом на нынешней улице А. Солженицына (дом купленную и перестроенную впоследствии Владимиром Семёновичем Алексеевым, дедушкой К. С. Станиславского, родившегося в 1863 году в этом доме. Жигарёв был городским головой (председателем Московской городской думы) и многое сделал на своей должности для улучшения жизни Москвы и москвичей. На его долю выпали колоссальные приготовления города к коронации в ноябре 1796 года Павла I: он руководил работами по украшению Москвы, строительством деревянных триумфальных ворот, размещением иностранных делегаций, заказом драгоценных подарков императорской чете. Строительство нового храма благословил московский митрополит Платон (Левшин), и в 1792 году работы начались. Только в 1806 году, то есть через 14 лет, грандиозная стройка завершилась - огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья.

http://sobory.ru/article/?object=02328

(Москва, ул. Южнобутовская, 19) Первое Белградское певческое общество (Сербия). Худ.рук. и дирижер — С.Вилич 22 апреля, 14.00 Храм Троицы Живоначальной в Останкине (1-я Останкинская, 7, стр. 2) Пасхальный звон 22 апреля, 19.00 Большой зал Консерватории (Б.Никитская, 13) Женский хор «Le Mystere des Voix Bul-gares» (Болгария). Худ.рук. и дирижер — Д.Христова 23 апреля , 14.00 Храм Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе (Б.Коммунистическая, 15) Женский хор «Le Mystere des Voix Bul-gares» (Болгария). Худ.рук. и дирижер — Д.Христова 23 апреля, 15.00 Богоявленский кафедральный собор (собор Богоявления в Елохове) (Спартаковская, 15) Пасхальный звон 23 апреля, 19.00 Московский театрально-концертный центр Павла Слободкина (Старый Арбат, 48) Московский Государственный академический камерный хор. Худ.рук. и главный дирижер — В.Минин 24 апреля , 15.00 Храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе (Старая Басманная, 16) Пасхальный звон 24 апреля, 15.30 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе (Нижняя Красносельская, 12) Пасхальный звон 24 апреля, 14.00 Храм великомученика Никиты на Старой Басманной слободе (Старая Басманная, 16) Камерный хор «Озарение» (Москва). Худ.рук. и дирижер — О.Бурова 24 апреля, 18.00 Благотворительная программа Детская музыкальная школа им. Й.Гайдна (Оренбургская ул., 3-а) Московский Государственный академический камерный хор. Худ.рук. и главный дирижер — В.Минин 25 апреля , 12.00 МГУ им. Ломоносова (Воробьевы горы) Благотворительный концерт Тимур Мартынов (труба), солисты и симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер — В.Гергиев. В программе: Мендельсон — фрагменты из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира, соч.61, Щедрин — Концерт для трубы с оркестром, Равель — «Болеро», Круглик — «Коляска» (мировая премьера — 1 апреля 2009 г. в Мариинским театре) 25 апреля, 19.00 Концертный зал им. П.И. Чайковского (Триумфальная площадь 4/31) Сергей Хачатрян (скрипка), симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер — В.Гергиев. В программе: Барток — «Замок герцога Синяя Борода», Шостакович — Концерт для скрипки с оркестром 1, Равель — «Болеро»

http://e-vestnik.ru/culture/pashalnyj_fe...

В конце доклада отец Максим предложил построить общими силами епархии коттеджный поселок недалеко от Москвы для семей священников с пятью и более детьми с беспроцентной долгосрочной ипотекой. Высокопреосвященный Арсений дополнил доклад подробным рассказом об усилиях Священноначалия епархии г. Москвы по обеспечению жильем нуждающихся многодетных священников. Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма свв. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, в своем выступлении рассмотрел проблемы многодетной семьи священнослужителя в современном мегаполисе. Отец Феодор скрупулезно перечислил все основные сложности: отсутствие времени для общения с детьми (ненормированный график, выходные в будние дни, когда дети учатся, недостаточное время отпуска), невозможность для семьи приехать на службу в храм к своему отцу, недостаточная помощь жене в быту и решении воспитательных и иных семейных проблем и ряд других конкретных трудностей. Доклад был снабжен конкретными примерами из героической жизни многодетных священнических семей. Комментируя выступление отца Феодора, митрополит Арсений отметил важность поставленных проблем, предложил подготовить конкретные меры по их решению. Например, владыка отметил, что вопрос увеличения семейного отпуска для больших семей иногда может быть решен за счет полагающихся каждому священнику дополнительных 15 дней на совершение паломничества. Высокопреосвященный владыка призвал настоятелей подумать об организации служения таким образом, чтобы это было возможно осуществить без ущерба для приходов. Проблема «значимого другого» для детей священника была поднята в докладе священника Валерия Степанова, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе. Название доклада «Воскресная школа как пространство для формирования коммуникативной среды для детей и подростков» отражает его основное содержание. В сообщении дискутировались различные типы воскресных школ. Клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской Слободе протоиерей Максим Первозванский предложил доклад «Основные трудности воспитания подростка в православной семье», в котором попытался представить реконструкцию сознания современного подростка и поставить вопрос о вытекающих из этого проблемах религиозного воспитания. Главным тезисом доклада была оппозиция «тензорного» и «векторного» сознания. Отец Максим утверждал, что проблемы церковного воспитания во многом связаны с одновременным проживанием современным подростком совершенно разных, зачастую конфликтующих жизней — верующего человека, ролевика, человека общества потребления и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/5058066.ht...

Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Николо-Перервинского монастыря г. Москвы под управлением регента и художественного руководителя диакона Сергия Шебуренкова.  На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Алексия Тимофеева, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы.  Проповедь перед причастием произнес иерей Антоний Кошелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, сотрудник Московской Патриархии.  По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Егорьевский Матфей.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх поблагодарил за усердные труды настоятеля новоосвященного храма игумена Сергия (Рыбко), который по причине болезни не смог присутствовать на богослужении: «Хотел бы мысленно передать выражение моей благодарности отцу Сергию, настоятелю сего святого храма, который очень много потрудился над его созданием. Я радуюсь, что он собрал такую большую общину, такой приход, который, несомненно, любит своего настоятеля. Но так бывает, что иногда Господь посещает нас скорбью, и мы заболеваем, хотя никогда невозможно понять, к чему болезнь — к славе Божией или к какой-то еще большей скорби. Надеюсь, что и недуг, который отца Сергия посетил, дается ему Спасителем для очищения души и для оставления грехов, и для подготовки своей души к вхождению в Великий пост. Хотел бы еще и еще раз особо выразить ему свою сердечную благодарность и за этот построенный храм, и за всех вас, мои дорогие, кто собран в этом приходе и вносит свой вклад в процветание сего Божиего дома».  В дар храму Святейший Владыка передал вышитую плащаницу. «Пусть Господь хранит вас всех, укрепляет в жизни духовной, дает физические силы и помогает восходить от силы к силе, приуготовляя себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Аминь», — добавил Предстоятель Русской Церкви. 

http://patriarchia.ru/db/text/5595774.ht...

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. Полежаевская). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. Таганская (кольцевая), м. Марксистская). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери. В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошёлся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм. Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Никитников пер., дом 3 (м. Китай-город, Старая площадь) Телефоны: +7 495 698 34 51 ; +7 495 698 26 43 См. карту Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Накануне воскресных, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

В храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище (Измайловское шоссе, дом 2) можно помолиться перед иконой святой Матроны с частицей мощей и перед другими ценными святынями: иконой святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их мощей, а также иконой блаженного Августина, епископа Иппонийского, также с частицей мощей. В храме святой благоверной княгини Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, влад.6) также есть икона с частицей мощей блаженной Матроны, а также частицы мощей многих других святых, в числе которых: великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский, святитель Тихон Московский, святитель Димитрий Московский и другие. В храме святых бессребренников Косьмы и Дамиана в Шубино (Столешников пер., 2) также есть икона блаженной Матроны с частицей мощей. Такая же икона пребывает в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке. Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) На подворье Соловецкого монастыря — в храме великомученика Георгия Победоносца в Ендове (ул. Осипенко, 6) — кроме частицы мощей блаженной Матроны, пребывают частицы мощей других святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Пантелеимона и других. Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Ендове В храме святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Большая Полянка, 29а) также можно поклониться не только блаженной старице Матроне, но и святителям Григорию Неокесарийскому и Григорию Богослову, чьи мощи также находятся в храме. Особая святыня, связанная с почитанием святой Матроны Московской, хранится в храме святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (улица Александра Солженицына, дом 15) — погребальная рубашка старицы. В самом Покровском монастыре находится чуть менее известная святыня, связанная с именем блаженной — икона Божией Матери «Взыскание погибших». Часто оказывается, что к этому чудотворному образу очередь совсем небольшая или вовсе отсутствует. За эту икону мы можем поблагодарить блаженную старицу Матрону Московскую — образ написан по ее благословению.

http://pravmir.ru/moshchi-matrony-moskov...

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма - такой европейский - спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалёку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для её охраны взвод солдат под командованием офицера. Однако большой московский пожар 1812 года, нанёсший городу серьёзный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет - до 1823 года - продолжалась реставрация церкви, а особенно - пострадавшей облицовки храма. В 1904 году в летнем храме было установлено отопление. Средства пожертвовал староста храма, московский купец Сергей Андреевич Александров. В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишён части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра. 23 марта 1923 года газета " Известия " писала: " Беспартийные рабочие Рогожско-Симоновского района постановили: просить Моссовет предоставить помещение ц. Мартина Исповедника на Б. Коммунистической улице под общие собрания трудящихся и для других культурно-просветительских целей. Исполком райсовета возбудил об этом ходатайство " . В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата - в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили " Востоккино " - киностудию документальных фильмов. Эта организация существовала в СССР в 1928-1934 годах. Она была создана на базе двух кинокомпаний: " Немкино " и " Чувашкино " - двух советских кинокомпаний, занимавшихся закупкой, производством кинопродукции, хранением и прокатом как документальных, так и художественных фильмов. Целью " Востоккино " было обслуживание областей РСФСР и национальных республик. Впрочем, кинопродукция этого кинообъединения была не слишком высокого качества, а более ориентировалась на пропагандистские цели. Поэтому в 1934 году " Востоккино " прекратил своё существование. После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата зранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объёме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне " Храм святого Мартина Исповедника " также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что " не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь " . Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма. В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: " ... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве " . А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье " Святой Мартин на Большой Коммунистической " : " Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов " . В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

http://sobory.ru/article/?object=02328

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010