Брент Аллен Скачать epub pdf 7. Заключение Мы начали свое исследование с характеристики критических исследований наследия Игнатия в контексте Англии XVII столетия и споров Ашера с пуританами. Ключевым вопросом была форма церковного управления, дающая право церкви называться истинной. Также это был вопрос политического устройства общества, по крайней мере до Локка, и он совершенно не касался отделения церкви от государства или оценки законности правительства, которое можно было отделить от религиозных притязаний, даже если бы эти притязания понимались в утилитарных терминах относительно гражданского мира, как у Марсилия Падуанского. Божественное право королей шло рука об руку с божественным правом епископов управлять церковью. В таком контексте подлинность писем средней редакции, написанных Игнатием в конце апостольского периода, была вопросом о законности управления церкви епископами, а также законности гражданского правительства, которое епископы благославляли. Поэтому, отрицая подлинность писем Игнатия, континентальные протестанты и английские пуритане защищали также пресвитерианское управление своих церквей и гражданское правительство, правомочность которого, по их утверждению, следовало установить также, как и правомочность церквей. Совершенно ясно, что мой аргумент в пользу подлинности средней редакции не поддерживает ни одну из сторон тех исторических дебатов. Нарисованный мною потрет Игнатия – это портрет епископамиссионера, входящего в интеллектуальную среду определенной культуры с тем, чтобы полностью преобразить ее, к большому недоумению традиционных сторонников веры, из среды которых он вышел. Игнатий был готов переосмыслить церковное управление в терминах языческих религиозных культов с их сакральными предметами и в терминах их ведущих священнослужителей, изображавших божество и в некотором смысле становившихся божеством в разыгрывавшемся ими религиозном действе. Посланники городов во время Второй софистики, возрождавшие идеалы города-государства IV столетия до P. X., устанавливали между собой соглашения homonoia, в которых признавалось единство автономных городов в пределах греческого идеала. Игнатий наделил функциями этих послов представителей клира, которые как божественные послы и божественные «гонцы» убеждали малоазийские церкви в необходимости единства посредством принятия иерархии, сосредоточенной вокруг единоправного епископа 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

н. внутреннюю капеллу (capella intrinseca), ведавшую вопросами богослужения при курии, боролся против коррупции и взяточничества среди куриальных служащих. Первые записи решений папского трибунала Rota Romana относятся к его понтификату. Б. вернул кафедральным капитулам и мон-рям право самим избирать настоятелей, существенно ограничил практику получения комменд и диспенсаций , а также т. h.«expecmanmia» - предварительной раздачи бенефициев до того, как они стали вакантными. Папские доходы, к-рые в результате этих мер сократились более чем на треть, Б. предназначал для раздачи милостыни, строительства храмов, покупки литургического облачения, утвари и книг. В понтификат Б. в папской тиаре появилась 3-я корона, и возникло ее толкование как символа тройственных прав папы - верховного первосвященника, судьи и законодателя. Реформа монашества, проводимая Б., затрагивала в первую очередь старые ордена. Комиссия из представителей монашеских орденов и кардиналов подготовила постановления против бродячих монахов, предписав им вернуться в монастыри, и против перехода в др. ордена. Адм. организацию, богослужение и нормы общежития в мон-рях, вопросы судебной юрисдикции и учебы монахов регламентировали указы Б. о реформе отдельных орденов: цистерцианцев (1335), бенедиктинцев (1336), францисканцев (1336) и регулярных каноников (1339). Др. подготовленные им постановления были обнародованы его преемником Климентом VI . Большая часть реформенных преобразований Б. не достигла результата из-за краткости его правления. Ученый теолог, Б. принимал активное участие в богословских спорах. Он выступал против францисканцев- спиритуалов , учений Иоахима Флорского , У. Оккама , Михаила из Чезены, Марсилия Падуанского , Майстера Экхарта, написал неск. трактатов против еретиков. В своем трактате «De statu animarum sanctorum ante generalem judicium» (О состоянии душ святых до Страшного Суда), а затем и в булле «Benedictus Deus» (29 янв. 1336) Б. положил конец полемике о т. н. блаженном видении (visio beatica), определив, что только душам святых на небесах доступно непосредственное интуитивное созерцание Бога, в отличие от опосредованного знания Бога, к-рого человек может достичь в земной жизни.

http://pravenc.ru/text/78048.html

Виппер Р.Ю. Марсилий Падуанский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Падуанская школа//Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.   Газенко Г.В. Марсилий Падуанский в русской дореволюционной и советской литературе//Политические институты и обновление общества. – М., 1989. Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.180–181. Егорова Т.Е. Трактат Марсилия Падуанского «Защитник Мира»//Культурология ХХ в в. – М., 2000. – 3. Ефремова Н.В. Марсилий Падуанский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Ефремова Н.В. Марсилий Падуанский//Политическая энциклопедия в двух томах. – М.: Мысль, 2000. – Т. 2. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение/Отв. редактор В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986. С.46–54. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.    Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. – М.: Мысль, 1978.   Малашенко И.Е. Марсилий Падуанский и Данте: преемственность философского обоснования независимости светской власти//Человек, общество, познание: Историко–философские очерки. – М., 1981. Мелещенко З. Марсилий Падуанский//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  Новгородцев П. Марсилий Падуанский и Вильгельм Оккам// Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. –  Вып.  IV. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.441–442. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.  

http://bogoslov.ru/person/2992761

Серебряный денарий с изображением Иоанна XXII (Serafini C. Le monete e la bolle pontificie del Medaqliere Vaticano. Milano, 1910. Vol. 1. Tav. XI. 4) Серебряный денарий с изображением Иоанна XXII (Serafini C. Le monete e la bolle pontificie del Medaqliere Vaticano. Milano, 1910. Vol. 1. Tav. XI. 4) Конфликт папы и герм. короля получил отражение в ряде полемических сочинений, посвященных проблеме взаимоотношений светской и духовной властей, напр. в трактате итал. мыслителя Марсилия Падуанского «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), где отрицалось верховенство папы над светскими государями и заявлялось о необходимости полного подчинения Церкви светской власти. Отлученный от Церкви как еретик в 1327 г. Марсилий Падуанский нашел покровителя в лице Людовика IV Баварского. При дворе Людовика Баварского также нашли убежище отлученные папой от Церкви спиритуалы (фратичелли) ( Убертино да Касале , Уильям Оккам , Михаил из Чезены). В нач. 1327 г. герм. король в сопровождении Марсилия Падуанского и советников из числа спиритуалов отправился в поход на Италию. В Милане он был коронован железной короной короля Италии и в нач. 1328 г. вступил в Рим, к-рый с апр. или мая 1327 г. находился во власти горожан, восставших против кор. Роберта Неаполитанского. 17 янв. от имени «римского народа» сенатор Рима Скьярра (Шарра) Колонна возложил на Людовика Баварского имп. корону (по традиции только папа имел право короновать императора), а 18 апр. собравшимся на площади перед базиликой св. Петра мирянам и рим. клирикам Людовик IV объявил И. низложенным за его еретические воззрения. Новым папой 12 мая был провозглашен францисканец Пьетро Райнальдуччи из Корваро (см. ст. Николай V , антипапа). Эдикт о низложении И. был встречен неоднозначно: он был сомнителен как с т. зр. формы («суд» над И. проводился в отсутствие обвиняемого или его представителей, в нем не принимали участия представители католич. Церкви), так и по существу (папу называли еретиком только его политические противники). Когда в дек. 1329 г. из-за военных неудач и развала гибеллиновской коалиции Людовик IV Баварский покинул Италию, большинство городов Папской области (в т. ч. Рим) объявили о своей покорности И., а антипапа Николай V обратился в Авиньон за прощением и отпущением грехов. Лишившись поддержки герм. и итал. подданных, имп. Людовик IV Баварский в 1330 г. был вынужден вступить в переговоры с папой.

http://pravenc.ru/text/469712.html

В период Раннего Средневековья Запад и Восток Европы остаются еще достаточно близкими в духовной области; это подтверждается, в частности, династическими связями Византии и Киевской Руси с ведущими государствами Европы. Языческому, варварскому отношению к месту человека в этом мире, в биосфере, могло противостоять только истинное христианство, но от него все дальше и дальше отходили западные страны. Происшедшее в 1054 г. отделение римо-католической церкви лишь юридически оформило уже явно обозначившееся размежевание двух мировоззрений - православного, сбалансированного с биосферой, и еретического, потребительского. Это обусловило более быстрый прогресс Запада, то есть количественное и качественное изменение и развитие всех аспектов существования цивилизации, несущее в себе по самой своей природе нестабильность, деградацию и конечную гибель - изначально в духовной, а затем и в физической сферах. Католичество, отделившись от православия, заявляет претензии не только на духовную, но и на светскую власть. Длительный конфликт римских пап и германских императоров хорошо известен в истории. Этот конфликт, а также безнравственное поведение папства и его окружения, подрывает у народов Запада веру в духовную власть. Возникает идея о необходимости повиноваться не папе, а светскому главе государства, поскольку последний является " уполномоченным " народа, осуществляющим его чаяния и стремления. Эта принципиально новая мысль высказывается в трудах Марсилия Падуанского, Уильяма Оккама и Жана Жандена уже в XIV в. Упоминается также о новом суверене, каковым является народ (Марсилий Падуанский, Данте). По иронии судьбы Православную Церковь на Западе называют " ортодоксальной " , тем подтверждая ее неразрывную связь с истинным учением Спасителя. Последующая самоизоляция Руси - прямое следствие этого идеологического размежевания. Весь Запад стал считаться " поганым " и это емкое понятие полностью осмысливается только сейчас. В результате изменения политической ситуации, Московский царь занимает место царя Византии. " В 1561 году, - пишет Вл. Сокольский, - венчавшийся еще в 1547 году на Царство Великий Князь Московский Иоанн IV был утвержден в сане царя соборною грамотою Вселенского Патриарха Иоасафа и духовенства Восточной Церкви. В этой грамоте Царь Московский рассматривается как состоящий в том же отношении к Церкви, в котором состояли прежде Греческие Цари. Замечательно, что Патриарх и Собор называют Иоанна своим царем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Папская автократия развилась в целую юридическую систему. Церковные постановления стали получать силу государственного закона. Главную добродетель её членов начали усматривать во внешнем соблюдении церковных предписаний и повиновении центральной духовной власти. Духовно нравственный порядок жизни, предполагаемый церковным общением, выродился в римском католицизме лишь в порядок правовой, подчинение которому обеспечивалось и чисто принудительными средствами, характеризующими общение государственное. Границы церковного и государственного слились, и это сопровождалось полным пренебрежением к христианскому началу свободы совести. Понятие еретика и даже вообще грешника у римского католицизма смешалось с понятием уголовного преступника. Великий авторитет средних веков Фома Аквитанский, например, сравнивал еретиков с фальшивомонетчиками. Если подделыватели монеты по справедливости предаются смерти, рассуждал Фома, то не тем ли более еретики по справедливости же должны быть не только отлучаемы, но и убиваемы, как скоро они изобличены. Истина или смерть – так, можно сказать, проповедовали иногда христианство представители римского католицизма. Напрасно раздавались голоса, как, например Марсилия Падуанского, о том, что св. Писание не учит о принуждении к исполнению заповедей обычными наказаниями. Предоставлять епископам и священникам принудительную власть в делах религий, разъяснял Марсилий Падуанский, бесполезно. Людям не послужит для их вечного спасения совершаемое ими вынужденно... Бог не хочет принудительного исповедания, не хочет, чтобы кто-либо приводим был к исповеданию насилием и страхом. 11 Но все эти справедливые указания тонули в общем направлении тогдашней церковной политики, касавшейся почти всех сфер жизни. Борьбу со злом в людях и с их заблуждениями представители церкви сосредоточивали не на внутреннем воздействии, рассчитанном на свободные нравственно-духовные перемены в человеке, а на требовании прежде всего внешнего подчинения церковному порядку и взглядам на всё, устанавливаемым высшей духовной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Распространению антиклерикальных настроений в Европе вв. способствовали труды Марсилия Падуанского (ок. 1280 – ок. 1343), французских легистов, богословов-номиналистов, францисканцев-миноритов и гуманистов. 4 . Историю формирования и идеи книг новозаветного канона, поскольку идеологи Реформации, отрицая конституциональную набожность католицизма, ставили целью возрождение традиций раннего христианства и возврат к новозаветному учению. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации 1.2. Проблема новозаветного канона до эпохи Реформации Апелляция к раннехристианским ценностям и «истинной вере», призыв вернуть христианство к апостольским временам составляют центральную идею Реформации, противопоставившей себя католицизму. Рассмотрение предпосылок Реформации целесообразно начать с характеристики канона Нового Завета, процесса его складывания и состояния в средние века, так как прочтение Библии «по новому» давало возможность идеологам протестантизма XVI в. «найти» «истинное» христианское учение и иные пути спасения. Обращаясь к периоду первоначального христианства вв., следует учитывать многие факторы. Прежде всего, сам сложный процесс отделения нового учения от других направлений в иудаизме и этапы его развития, на протяжении каждого из которых оно переживало эволюцию, касающуюся вероучения, культа и организации. В пределах указанных временных рамок принципиально изменился статус христианской церкви. Из церкви гонимой она превратилась в Римской империи в IV в. в признанную, а затем и в господствующую. Пережив закат античной цивилизации, стала структурообразующим компонентом средневекового общества. Середина I в. время вероучительной, культово-обрядовой (ритуальной) и организационной разобщенности, наличия большого числа сект как в иудаизме (саддукеи, фарисеи, зелоты, сикарии, терапевты, ессеи и др.), так и раннем христианстве (николаиты, валаамиты, последователи Иезавели). На данной стадии своей эволюции христианство еще не порвало связи с иудаизмом, в нем в наиболее оформленном виде были выражены мессианские и эсхатологические настроения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Минориты крайних взглядов, находившиеся при дворе короля, ждали от поездки Людвига Баварского в Рим, от коронации его императорской короной осуществления их мечты – создания единой Италии. Людвиг по призыву гибеллинов в 1327 году направился в Италию и в Милане был коронован ломбардским королем. В январе 1328 года Людвиг Баварский в ореоле императорского мифа въехал в покинутый папами Рим. 17 января он принял императорскую корону, но не из рук папы или его легата, а из рук уполномоченного народа Рима – городского префекта. Церковное помазание совершили двое отлученных епископов. Так, казалось, была осуществлена основная идея Марсилия – принцип верховенства народа. Император же в знак благодарности назначил Марсилия Падуанского своим наместником в Риме. Народ Рима и император лишили Uoahha XXII папского престола, а его место занял миноритский монах Пьетро Райналуччи, принявший имя Николая V (1328–1330), который принял регалии первосвященника Рима из рук императора. Верховенство народа, подпираемое королевской властью, осуществлялось, однако, лишь до тех пор, пока войско императора Людвига Баварского находилось в Риме. Как только в 1330 году Людвиг покинул Рим, с ним вместе уехал и антипапа. (Возведение на престол антипапы не пошло на пользу императору: в 1330 году Николай V прибыл в Авиньон и там покаялся перед Иоанном XXII.) Император уже не обладал достаточными силами, чтобы осуществить свою волю в Италии; в Риме вскоре действительно одержали верх последователи принципа верховенства народа, но уже против папы и императора. Упадок авиньонского папства (1334–1377) После Uoahha XXII , сыгравшего эпохальную роль во время своего понтификата, на папский престол под именем Бенедикт XII (1334–1342) взошел незначительный настоятель цистерцианского монастыря. Новый папа, действуя в соответствии с желанием французов, был непримирим в отношении Людвига Баварского, но без какого-то видимого успеха. Его понтификат достоин упоминания лишь потому, что Бенедикт XII начал строительство в Авиньоне мощной, похожей на крепость папской резиденции, которое продолжалось при его преемниках.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

У Марсилия уже отчетливо выступает идея народного верховенства. Он различает universitas civium (совокупность граждан) и pars principans (принцепс, мо- нарх, правительственная власть). Верховная власть принадлежит законодателю, а законодатель есть и всегда остается народ, который осуществляет ее в собрании имеющих право голоса граждан или избранных ими представителей. Народная воля, через посредство законодательства, создает государство со всею его организацией, а для ведения дел управления, которых сам народ, в целой своей совокупности (universa communitas) вести не может, учреждается должность приципата. Принцепс или монарх подчинен законодателю; он есть второстепенная, производная, зависимая, исполнительная власть. Законодатель поставляет его на должность, исправляет и, в случае необходимости, низлагает. Политическая точка зрения у Оккама и Марсилия падуанского совпадала с церковной. Они не довольствуются тем направлением, которое делалось господствующнм около этого времени в католической церкви (пере- носившим власть с папы на собор епископов – т. н. епископальная теория), но и мирян, наравне с епископами, считает законными носителями церковной власти. В средневековых учениях важную роль играло римское право, которое с XII в. усердно изучалось в университетах, тем более, что германская империя считалась продолжением римской. Учение римских юристов об universitates personarum, т. е. о юридических лицах с их администраторами могло быть применяемо и в области политических учений, что и выразилось, напр., в выше приведенных рассуждениях о принципате. § 25. Учение о государственном договоре в средние века Позднее, в эпоху господства философии естественного права (в собственном или специфическом смысле) выступили в произведениях почти всех писателей школы естественного права два договора, в силу которых возникают государство и государственная власть в момент перехода индивидов из естественного состояния в гражданское: договор о соединении (pactum unionis, Gosellschaftsvertrag) и договор о подчинении с одной стороны и о господстве с другой (pactum subjectionis, Herrschaftsvertrag).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

(423, 875) Поэтому мы заявляем, говорим, определяем и провозглашаем, что всем человеческим тварям для спасения абсолютно необходимо подчиниться [subesse] Римскому Первосвященнику. Конституция «Licet Iuxta Doctrinam» папы Иоанна XXII (23 октября 1327 г.) Заблуждения Марсилия Падуанского Марсилий Падуанский (1280–1343), ректор Парижского университета в 1313 г., и Иоанн Яндунский (1250 –1328), профессор того же университета, пожелали в своем Defensor pacis, опубликованном в 1324 г., «защитить покой», которому угрожал, по их мнению, папа в своем конфликте с Людовиком Баварским. Согласно этим авторам, Церковь подчинена государству, власть которого зиждится на народе. Это от государства Церковь получает свои временные юридические права; единственная сфера ее влияния – духовная. Распространив на Церковь эту демократическую концепцию, Defensor pacis выступил против примата Римского Понтифика и самого принципа церковной иерархии, открывая, таким образом, путь Соборным (консилиаристским) теориям. Это учение, изложенное в нескольких положениях, было вскоре осуждено папой Иоанном XXII. 4-е положение особо отмечено как еретическое. Заблуждения: 942) (2) Блаженный Апостол Петр имел не большую власть, чем другие апостолы, и не был главою Апостолов. Христос не оставлял Церкви никакого главы и не делал никого Своим наместником. 944) (4) Все священники, будь то папа, архиепископ или простой священник, имеют, по установлению Христа, одинаковую власть и равные права. Констанцский Собор (XVI Вселенский) (5 ноября 1414 г. – 2 апреля 1418 г.) После смерти папы Григория XI в 1378 г. Церковь была разделена Великой Схизмой: католические государства разделились на два противоположных лагеря, каждый из которых имел своего папу и свою священную коллегию. Эта ситуация ощущалась на всех уровнях христианства как губительный разрыв. Со всех сторон искали путь возвращения к единству. Он был найден в «пути Собора», представлявшемся наиболее уместным. Чтобы это закончилось, император Сигизмунд поставил на службу Церкви свой авторитет и свое постоянство. Это по его просьбе 5 ноября 1414 г. в Констанце открылся Вселенский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

  001     002    003    004