Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» упоминает М. и Ф. как преподобных среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах (К., 1638; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского Патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым»; М., Ф. и И. прославляются соответственно в 1, 2 и 3-м тропарях 5-й песни канона (Дива. 1997. С. 147). Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991p. С. 155-161; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 56-60. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14, 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 210-211; Пуцко В. Г. Крест Марка Пещерника//Сов. Арх. 1987. 1. С. 217-230; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 168, 469; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era A. D. 843-1261. N. Y., 1997. Р. 302-303; Бобровський Т. А. Noxobaльhi споруди давньокиïвських neчephukib за даними письмових джерел та apxeoлoriчrux дocлiджehь//Moruляhcьki читання, 2001. К., 2002. С. 43-50; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 729-731. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ) Прп. Марк Гробокопатель. Гравюра мон. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Титульный лист (РГБ) Описание облика М. содержится в неск. иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. Без указания памяти в Соборе Киево-Печерских святых он представлен в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском подлиннике) со следующей характеристикой: «Сед, брада Феодосиева, на главе клобук черн, руки молебны, персты вверх, ризы преподобнически, испод празелень, левой ногой стоит впрям» (кон.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Через многое время Марк, получив свыше извещение о своем близком исходе из сей жизни, призвал к себе Феофила и испросил его прощение за то, что был причиной слепоты его. «Не скорби, отче, — сказал он ему, — ты ослеп плотскими очами, но духовные твои отверзлись. Я хотел добра твоей душе, претворяя высокоумие твое в смирение. Бесполезно тебе видеть век сей преходящий, но молись Богу показать тебе Славу Свою и не желай смерти, она придет, даже если ты не захочешь. Знамением ее прихода будет тебе прозрение за три дня до кончины!» С тех пор плач Феофила усугубился. Слезы свои он собирал в сосуд. Наконец настал день, когда он прозрел. В тот день явился ему ангел и сказал: «Ты хорошо молишься, но зачем ты хвалишься тщетой слез своих? — и, показав ему сосуд больший его, ангел продолжал: — Вот слезы, которые ты проливал от сердца на молитве, которые ты утирал рукой и платком, которые падали на твою одежду. По повелению Создателя нашего я собрал их в этот сосуд. Но я прислан возвестить тебе великую радость: „Блаженны плачущие, ибо они утешатся " » (Мф. 5,4). И, оставив ему сосуд, ангел стал невидим. А в день, пророченный ангелом, прп. Феофил преставился и был погребен с прпп. Марком и Иоанном. Сосуд же со слезами, собранными ангелом, был вылит на тело его, и вся пещера исполнилась благоухания. Затем был вылит и сосуд со слезами, собранными им самим. На могиле прп. Марка до наших дней хранились вериги и крест его. Память сих преподобных — Марка, Иоанна и Феофила — чтится Русской Православной Церковью с незапамятных времен. • Прп. Марк по послушанию копал пещеры и готовил каморы — места для погребения братии. • В Печерскам монастыре иноки погребалисъ в боковых стенах пещер. Тела умерших полагались не в гробах, а в одном одеянии. Каморы с положенными в них телами не засыпались землей, как засыпаются могилы, заделывались только отверстия этих камор. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/438014/

XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 319 - «левыя страны» 54-й). В подлиннике из собрания М. П. Погодина в описании М. под 29 дек. тип его лика (или уподобление) отсутствует, но к характеристике святого помимо указания на преподобнические ризы добавлено, что клобук лежит на плечах и он бос (20-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 210 об.). Упоминание атрибутов, связанных с подвигом святого, появляется только в позднее время в пространном описании облика М. в пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым: «...старец русскаго типа, с бородой средней величины и с большой проседью; лицом, как и костями тела, широковат, но очень худ от поста и трудов; одежда: подпоясанная ремнем власяница и короткая мантия, на голове куколь. В руках лопата, на груди, на тяжелой железной цепи, большой медный крест, устроенный как коробка крестообразной формы. Можно писать ему хартию с изречениями…» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 123; под 29 дек.). На ксилографии из цикла гравюр для 1-го издания Киево-Печерского патерика мастера мон. Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 629; Кн. 4. 1519. С. 763-764) М. посвящены 3 изображения на листовой гравюре (Л. 217 об.). Центральным является образ святого в трудах - он (подпись: «Прп(д)б Марк Гробокопатель Печерникъ») представлен с лопатой в руках копающим пещеру (локулы обозначены схематически и по виду напоминают места погребений на схеме пещер в том же издании), рядом стоит свеча и лежит лопатка - орудие, которым расширялся лаз в пещере (см. подобный инструмент в экспозиции НКПИКЗ). Святой облачен в рясу, мантию, в схиме, клобук лежит на плечах, босой. Два клейма под центральным изображением иллюстрируют историю о воскрешении М. 2 иноков, чьи погребения были не готовы; клейма снабжены пояснительными надписями: «Повеле: Марка. ме(р)твый масло boзлi: нася» и «Втории мер(т)вый воста ждаше до утра»; в надписи под гравюрой даны характеристики М. и Ф.: «Марко гласъ есть Архагг(е)лскъ мртвых возбж(д)ающъ, Фефилъ снимъ потокъ слезъ ада оугащающъ.».

http://pravenc.ru/text/2562276.html

объявлялся запрещенным и преступным. Ф. существовали не только в Риме, но и в других местностях, где возникали группы христиан. В катакомбах нередко попадаются эпитафии их, наприм.: «Diogenes, fossor»; «fossor Leo sibi fecit et Virginae suae». Иногда встречаются там же фрески, изображающие Ф. во время работы с их принадлежностями — киркой, ломом, лампой, отвесом, циркулем (таковы изображения в римских катакомбах Петра и Марцеллина и Домитиллы). Когда устроилась церковь , Ф. были причислены к клирикам. Константин освободил их от промыслового налога (lustralis collatio). В IV в. коллегия начала вырождаться вследствие изменившихся условий жизни христиан; Ф. нередко спекулировали местами погребения, продавали локулы в последних катакомбах. См. F. F. Kraus, «Realencyclopaedie der chnstlichen Alterthümer» (под словом fossor) и указанную у него литературу». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Цитаты о труждающихся в сугубой ектинье «Так назывались могильщики, из которых  Константин Великий  составил особую корпорацию, свободную от податей и подчиненную церковной власти, следовательно, некоторую степень клира. Едва ли они разумеются здесь и поставлены ранее певцов, потому что были выше их ( Вениамин (Краснопевков-Румовский) , архиепископ. Новая скрижаль: в 4 ч. СПб., 1858. с. 26); скорее здесь разумеются чернорабочие монастыря и поставлены они выше певцов по тяжести службы». проф. Михаил Скабалланович , Толковый Типикон «Св. Епифании в кн. о вере, число 21: „Последи (идут) труждающиеся (Κποιατα), тела усопших опрятовающие“. Св. Иероним о седми степенцерковн. 9. „Первый между клириками чин есть погребателей (Fossariorum), которые, по подобию Товии Святого, погребать умерших „увещаемы бывают“. Таковых погребателей Константин Бел. определил в Константинопольской Церкви тысячу сто человек; каковое число их после подтвердили Императоры Анастасий и Иустиниан. Novellae 43 и 59. А по таковому многочисленному и многотрудному их сословию, Церковь в молениях своих воспоминать их не оставила». И.И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии прп. Марк Печерский, Гробокопатель Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/truzhdajushhiesja

XVII в. Среди наиболее почитаемых чудотворцев М. представлен на фронтисписе Патерика 1661 г. работы мастера мон. Илии - в правой части заставки во 2-м сверху медальоне, образованном листьями виноградной лозы. Он изображен в развороте влево (к центру), в монашеской мантии, в схиме, в клобуке, с бородой средней величины, руки молитвенно вытянуты вперед. На фронтисписе Патерика 1702 г. и последующих изданий, воспроизводящих гравюру Тарасевича (напр.: К., 1762, 1768), несмотря на то же место, занимаемое в композиции, облик М. изменен (и не согласуется с гравюрой перед его Житием): преподобный изображен в развороте вправо (от центра), голова не покрыта, волосы кудрявые, борода окладистая, кудрявая, руки сложены на груди крестообразно, голова наклонена, взор направлен вниз. Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ) Прп. Марк Гробокопатель, с клеймами чудес. Гравюра Леонтия Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 219 об. (РГБ) В изводе композиции Собора «Древо Киево-Печерского монастыря» его образ представлен на киевской гравюре мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ), а также на ее иконописных повторениях: на иконах 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК) - полуфигура М. (в повороте влево) в чаше, образованной листьями лозы в правой части композиции вверху (2-й сверху, крайняя ветвь лозы); на голове куколь, руки протянуты в молении. На происходящей из Ризоположенского мон-ря в Суздале иконе «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми» письма игум. Корнилия (Уланова) (1724, ГВСМЗ) рядом с М. представлен Ф. Их образы входят в Собор вместе с «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском» в молении Пресв. Богородице; помещены в 5-м ряду в левой группе: М.- 2-й, за ним - Ф. Оба с окладистыми бородами, головы не покрыты, в схиме, у М.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

(2-я пол. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. 29 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерские, в Ближних пещерах почивающие. Постриженики Киево-Печерского монастыря (см. Киево-Печерская лавра ). Рассказ о святых содержится в древнейшей части Киево-Печерского патерика (Слово 32 «О блаженем Марце Печернице»), составленной мон. Поликарпом (нач. 30-х гг. XIII в.) по просьбе киево-печерского архимандрита прп. Акиндина . Согласно рассказу из патерика, М. жил в пещере, день и ночь трудился над ее устройством, копая и вынося на своих плечах землю. В числе прочего его обязанностью было копать могилы для погребения усопших монахов (отсюда прозвище Гробокопатель). За работу святой никогда не требовал мзды, если же что-то и получал не по своей воле, то раздавал убогим. Молитвой и воздержанием он стяжал дар чудотворения, его повелений слушались даже мертвые. Однажды в монастыре преставился болевший инок. Студийский устав требовал скорого погребения усопшего, но подготовленного места для захоронения на тот момент не нашлось: святой не успел закончить работу вовремя. Локула (погребальная ниша, расположенная в стене подземной галереи), над к-рой он трудился, была еще слишком тесна для совершения обряда погребения. Братия начала роптать, обвиняя М. в нерадении. Тогда преподобный смиренно попросил умершего инока самостоятельно возлить на себя елей, что тот и исполнил. Спустя нек-рое время ситуация повторилась: после долгой болезни преставился брат, хоронить которого оказалось негде. М. повелел душе умершего вернуться в тело, а утром, когда место для погребения было приготовлено,- вновь покинуть его. По просьбе 2 иноков, Ф. и И., к-рые пожелали быть похороненными вместе, святой выкопал общую могилу (она представляла собой т. н. однолежанковую крипту; см.: Бобровський. 2002. С. 46-47). Младший из иноков И. преставился раньше и был погребен, когда старшего не было в монастыре. Когда Ф. вернулся в обитель и посетил пещеру, он стал укорять М. за то, что И. положили «на вышнем месте», которое принадлежало ему по праву старшинства. Тогда по слову святого на глазах Ф. и пришедших с ним монахов мертвый поднялся и лег ниже, освободив место. Это чудо, а также обращенные к Ф. слова М. о необходимости покаяния привели того к глубокому раскаянию. Ф. раздал все свое имущество, оставив только свитку и мантию, и с того времени проводил время в постоянном пощении, молитве и плаче, так что тело его сильно иссохло, а очи ослепли.

http://pravenc.ru/text/2562276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви МАРИЯ КЛЕОПОВА (I в.), ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. в Неделю св. жен-мироносиц; пам. греч. 23 мая; пам. визант. 30 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРК († после 1630), Белавинский, основатель Белавинского в честь Богоявления муж. мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРК прп., Киево-Печерский, Гробокопатель - см. в ст. Марк, Феофил и Иоанн, преподобные, Киево-Печерские МАРК (кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский МАРК прмч. Синайский (пам. 14 янв., в Соборе Синайских преподобных) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики МАРК (Махров Михаил Емельянович; 1875-1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский

http://pravenc.ru/rubrics/122336_61.html

Иконографическая справка: В центре композиции - фронтальное изображение тронной Богоматери с Младенцем, восседающим у Нее на коленях и благословляющим двмя руками. За спинкой престола два архангела с мерилами и зерцалами. В верхней части иконы, в сегменте неба с облаками, изображена сцена Коронования Богоматери Пресвятой Троицей - Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. Богоматери с Младенцем предстоят в молитве святые Киево-Печерского монастыря, возглавляемые его основателями печерскими преподобными Антонием, в одеждах схимника и Феодосием, в священническом облачении. Оба предстоят с развернутыми свитками. На свитке прп. Антония молитва с точным указанием строительства первого каменного храма монастыря во имя Успения Богоматери. На свитке прп. Феодосия слова его предсмертной беседы с монастырской братией. За прп. Антонием и Феодосием предстоят Богоматери киево-печерские святые группами по семь рядов в каждой. За прп. Антонием справа на лево и снизу вверх: 1. Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); 2. Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); 3. Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); 4. Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); 5. Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); 6. Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); 7. Кукша, свящмч. (+1114), Лаврентий, затворник (13-14 вв.), Афанасий, затворник (13 в.), Никола, святоша (+1143); За прп. Феодосием слева направо и сверху вниз: 1. Нифонт, еп. Новгородский (+1156), Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+1226); 2. Никон, игумен Печерский (+1088), Поликарп, архим. Печерский (+1182); 3.Никодим (?), Алимпий, иконописец (+1114), Агапит, врач (11 в.); 4. Григорий, чуд. (+1093), Моисей Угрин (+1043); 5. Феодор и Василий, прпмч. (+1098), Пимен, многоболезный (+1110); 6. Евстратий, постник и мч. (+1097), Никон Сухой (12в.); 7. Еразм (+1190), Нестор, летописец (+1114). В двух нижних рядах предстоят святые, ставшие в дальнейшем епископами и игуменами, а в верхних - святые монахи.

http://pravicon.com/info-767

Марк, епископ Бородянский, викарий Киевской епархии (Андрюк Владимир Иванович) Дата рождения: 9 марта 1988 г. Дата хиротонии: 22 марта 2020 г. Дата пострига: 24 марта 2016 г. День ангела: 11 января Страна: Украина Биография: Родился 9 марта 1988 г. в с. Корытное Вижницкого р-на Черновицкой обл. Украины в семье священника. В 2005 г. окончил Корытненскую общеобразовательную школу. В 2005-2009 гг. учился в Одесской духовной семинарии. Во время обучения исполнял послушание уставщика правого семинарского хора. 7 декабря 2008 г. митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом  поставлен во чтеца. В 2009-13 гг. проходил обучение на заочном отделении Киевской духовной академии . В 2014 г. защитил дипломную работу на тему «Жизнь монашеских общин на Буковине в первой половине ХХ века». В 2011 г. поступил на заочное отделение Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича на факультет педагогики, психологии и социальной работы, по окончании которого в 2017 г. получил профессиональную квалификацию «Специалист социальной работы, социальный педагог». В 2009-2014 гг. — иподиакон митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (будущего Предстоятеля Украинской Православной Церкви ). Исполнял различные послушания при епархиальном управлении  Черновицко-Буковинской епархии . В 2014-16 гг. — старший иподиакон Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. 25 декабря 2015 г. принят в число братии Успенской Киево-Печерской лавры . 24 марта 2016 г. в храме прп. Антония Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Онуфрием пострижен в мантию с наречением имени Марк в честь прп. Марка Гробокопателя, Печерского. 10 апреля 2016 г. в Трапезном храме в честь прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Онуфрием рукоположен в сан иеродиакона. 19 марта 2017 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Онуфрием рукоположен в сан пресвитера с возложением наперсного креста. 11 июля 2017 г. назначен на должность настоятеля Свято-Троицкого крестового храма при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в киевском Пантелеимоновом женском монастыре в Феофании.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5622230...

Марк Печерский, Гробокопатель, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Марк Печерский, Гробокопатель, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Марк Печерский, Гробокопатель, прп. Преподобный Марк Печерский, гробокопатель (память 28 сентября и 29 декабря по старому стилю) Подвизался в конце XI и в начале ХП вв. в Киево-Печерской обители. Чистый по сердцу и простой по жизни, он занимался копанием пещер и могил. За этот тяжелый труд преподобный не брал ничего, разве кто сам давал ему что-нибудь да и это он раздавал нищим. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда святого мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собой. Богу угодны были непрестанные труды и подвиги преподобного Марка, и он сподобился такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса. Случилось так, что для умершего брата не было выкопано место для погребения. Тогда, по просьбе преподобного Марка, умерший брат ожил и снова почил на следующий день, когда место для погребения было готово. В другой раз преподобный Марк, сильно утомясь, выкопал узкую и неудобную могилу, куда и положили умершего брата. Из-за неудобства могилы невозможно было ни поправить одежды на умершем, ни даже возлить на него елей. Тогда преподобный Марк, со смирением прося у всех прощения, повелел мертвецу самому возлить на себя масло. И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и на лицо свое и, отдавши сосуд, лег и снова почил вечным сном. Провидев час своей кончины, преподобный Марк с миром отошел ко Господу и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Марк Печерский, Гробокопатель, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2883

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010