– «Встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый духом нечистым»: ев. Матфей говорит, что встретили Господа двое бесноватых ( Мф.8:28 ); ев. же Марк говорит об одном, и это разногласие приводило иногда в большое затруднение толкователей евангельских сказаний. Впрочем нетрудно с первого же раза приметить, что ев. Марк не говорит, что был только один бесноватый при этом случае, а лишь говорит об одном. Действительное разногласие или противоречие между священными повествователями было бы только в том случае, если бы Марк говорил именно, что был только один бесноватый, тогда как по Матфею их было именно два; но первый, говоря об одном, не исключает другого (Злат. 1, 578 «Когда один говорит об одном, а другой о двух, то это не есть признак противоречия, а показывает только различный образ повествования»). Вопрос значит только в том, почему ев. Марк из двоих бесноватых, встретивших Господа, по сказанию ев. Матфея, говорит лишь об одном. Предполагают (особенно бл. Августин de Cons. Evang. 24), что один из этих бесноватых был лицо в том месте известнейшее, особенно страшное, исцеление которого поэтому произвело сильное впечатление и прославило Господа, а потому ев. Марк и упоминает только о нем одном, умалчивая о другом, о котором упоминает Матфей при подробном рассказе об этом событии. Предположение это, и само по себе очень вероятное, находит себе полное подтверждение в самых чертах повествований об этом событии ев. Марка и Луки. Ев. Лука замечает, что этот бесноватый был из этого города ( τς πο’λεως – вероятно из Гадары), т. е. житель этого города, гражданин, человек известный, которого знали жители города и к которому быть может возбуждено было участие жителей той местности. Ев. Марк подробными чертами изображает ужасное состояние этого бесноватого, и отсюда вероятно, что он особенно страшен был для жителей местности той. Итак, двое было бесноватых гадаринских, и один из них особенно был известен в той местности и особенно страшен, исцеление которого поэтому и произвело особенное впечатление на народ; и вот причина, по которой два евангелиста говорят только о нем одном («избрали лютейшего из них и повествуют о нем» Феофил., ср. Злат. 1, 578), тогда как Матфей говорит и о другом, бывшем с ним, и может быть неизвестном и не так страшном, исцеление которого при одновременном с ним исцелении другого, известного и страшного, осталось как бы в тени и не обратило на себя особенного внимания. [Подобное замечаем в повествованиях евангелистов о распятых с Христом разбойниках, когда Матфей и Марк говорят, что и разбойники, распятые с Ним, поносили Его ( Мф.27:44 . Мк.15:32 ); Лука же определеннее говорит, что один только из разбойников ругался над Ним ( Лк.23:39–43 )]. – «Одержимый нечистым духом»: см. прим. к Мф.4:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 24 Зач. 112. Путешествие жен мироносиц ко гробу Христову. Четвертое воскресное евангелие. О пришествии жен мироносиц ко гробу Христову повествуют и св. Еванг. Матфей ( Мф.28:1 и дал.) и Марк ( Мк.6:2 и дал.). Евангел. Лука повествует об этом согласно с ними, но только с тем различием, что, опуская их подробности, вносит свои. Еванг. Матфей прежде путешествия жен мироносиц на гроб Спасителя, повествует о самом воскресении Христовом (28:1 ст. и дал.) Равным образом еще прежде повествования о воскресении, он описывает, как враги Христовы поставили стражу к Его гробу ( Мф.27:62 и дал.) Еванг. же Лука, как равно и Марк, опуская эти события, прямо говорят о мироносицах. Лк.24:1 . Во едину же от суббóт зелó рáно приидóша на грóб, носящя яже уготóваша аромáты: и другия с ними: (В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;) Во едину от суббот (в первый день недели). Суббота у евреев – седьмой и последний день недели, день праздничный (4-ая запов.). Едина от суббот или первый день недели; это – первый день после субботы, в который Господь воскрес и который с того времени у нас христиан называется воскресным: этот день был третьим от Его смерти. Что Господь имел воскреснуть в третий день, это пророчески представлено было прор. Ионою, который, будучи поглощен китом, на третий день живым был извергнут им из чрева, и об этом Сам Господь неоднократно предсказывал Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в Пасхальном синаксаре: вечер четверга и день пятка – вот сутки, по еврейскому счету, ночь пятка и день субботний – другие сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром после полуночи (Амвр. Медиол.). Зело (очень) рано, у Матфея, на рассвете, у Марка, весьма рано. Приидоша на гроб (пришли они), т. е. женщины, которые следовали за Господом из Галилеи и смотрели на Него распятого (23:49). Ниже (10 ст.) св. Лука указывает трех из них, но прибавляет, что с этими тремя были и другие. Носяще, яже уготоваша (приготовленные) ароматы, т. е. благовонные масти, какими, по обычаю иудеев, намазывали тела умерших. Масти эти составлялись из разных благовонных веществ и различно. Бывали они из одного вещества, нардового цельного мира ( Марк. 3 ), но большею частию составлялись из смешения разных веществ ( Иов.41:22 ), – чистого оливкового масла и привозных веществ, особенно из мирры, нарда и ладана и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Марк Мангано (протестант) Книги Ездры и Неемии. Дейл Мейнор Книги Ездры (ивр.) и Неемии (ивр.) названы так в честь главных героев повествований. Обе книги считаются одной в еврейском каноне, а Вавилонский Талмуд объединяет их под названием Книга Ездры. 518 Масоретский текст, хотя и признает разделение на две книги, тем не менее, считает их единым произведением, что обозначено на полях текста, где Неемии 3:32 назван серединой композиции. Ко времени Оригена (III век н.э.) и Иеронима (IV век н.э.) книги уже существовали отдельно в их современном виде. Хотя Ездра/Неемия считаются единой книгой по еврейскому канону, почти дословное повторение родословной в Ездры 2 и Неемии 7, похоже, указывает на то, что книги изначально были отдельными композициями (см. дальнейшее обсуждение вопроса в этой главе). Еврейская Библия помещает Ездру/Неемию в раздел, известный под названием «Писания» (ивр., кетувим), который иногда называется «Агиографы» («Священные Писания»). Обычно Ездра/Неемия находятся до Паралипоменона, но в некоторых традициях, Паралипоменон стоит в начале раздела «Писания», а Ездра/Неемия – в конце. В Септуагинте расстановка книг соответствует двум историческим периодам. Девтерономистская история, которая начинается книгой Второзаконие и завершается книгами Царств, где книга Руфи вставлена в соответствии с хронологической последовательностью, сразу после книги Судей. Серия исторических книг начинается Паралипоменоном и продолжается до Ездры, Неемии и книги Есфирь. Книги второго исторического периода написаны в хронологическом порядке после пленения и касаются вопросов, которые волновали людей, возвратившихся из плена. 519 Исторический и культурный фон Контекст Ездры/Неемии сильно связан с вавилонским завоеванием и пленением при Навуходоносоре. Вавилоняне осуществили три похода в Иудею, нанесших стране разную степень ущерба. Первый поход состоялся вскоре после смерти Иосии, когда вавилоняне в 605 году взяли Иерусалим под свое покровительство. Именно тогда они увели в плен Даниила ( 4Цар 24:1 ; Дан.1:1 ). Из-за постоянного непослушания Иудеи и ее стремления к союзу с Египтом, Навуходоносор вошел в страну вторично в 597 году и пленил Иоакима, уведя его в Вавилон и посадив там под домашний арест ( 4Цар.24:1016 ). Он также взял в плен большое число искусных художников и строителей, а также воинов ( 4Цар.24:16 ). Среди этих пленников был Иезекииль ( Иез.1:12 ). Вместе с пленением царя, значительным идеологическим ударом стало разграбление храма, откуда были вынесены золотые сосуды и сокровища ( 4Цар.24:13 ). На трон он посадил дядю Иоакима, дав ему имя Седекия. Но Седекия, так же, восстал против вавилонских сюзеренов, приблизив третье нашествие на Иудею ( 4Цар.24:1725:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Глава 5 1–20. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов. – 21–43. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира. Мк.5:1 .  И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не «в страну Гадаринскую», а «в страну Гергесинскую». Это название происходит от имени Гергеса – города, который находился, по свидетельству Оригена , вблизи от Тивериадского моря (Толкование на Ин.6:24 , al. 40). Евсевий называет Гергесу «деревней» и говорит, что она лежала на горе. У Матфея же исследователи евангельского текста читают не «Гергесинскую», а «Гадаринскую» ( Мф.8:28 ). О Гадаре же известно, что это был значительный греческий город, находившийся приблизительно в десяти километрах от юго-восточного берега Тивериадского моря. Население этого города в массе было греческое, но в окружавших город селениях говорили и по-арамейски. Очень вероятно, что Гергеса входила в область Гадаринскую. Мк.5:2 .  И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, Здесь мы находим, очевидно, повествование о том же событии, о котором сообщает евангелист Матфей ( Мф.8:28 и сл.). Марк говорит, однако, об одном бесноватом, а не о двух, как Матфей, но это значит только, что Марк считал нужным сказать о том из двух бесноватых, который был наиболее известен тамошним жителям своей силой и злобой. Исцеление этого бесноватого, конечно, произвело большое впечатление на народ и учеников Христовых. «Одержимый»... (см. Мф.4:24 ). Мк.5:3 .  он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, Ср. Мф.8:28 . «Никто не мог»... Сила этого бесноватого была чрезвычайно велика, его не могли удержать никакие цепи и оковы (ручные). Мк.5:4 .  потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; Мк.5:5 .  всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; «Бился о камни»... Точнее: он цеплялся за камни, и они падали на него, когда он обрывался и падал со скалы ( κατακπτειν)».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Беседа 35 Эсхатологическая речь (Мк.13,1–37; Мф 24,1–51; Лк.21,5–38). Продолжение. Продолжаем разбор Эсхатологической речи Иисуса Христа, которая занимает всю 13-ю главу Евангелия от Марка. Прошлый раз мы остановились на обсуждении пророчества о втором пришествии Иисуса Христа в ветхозаветном облике Сына Человеческого, о Котором повествует пророчество Даниила. Сначала придут дни всемирной катастрофы, и тогда люди «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Это будут дни тотального кризиса всего мира, когда христианам останется лишь молить Бога о сокращении тех ужасных дней. Теперь мы переходим к заключительным частям Эсхатологической речи. Притча о смоковнице (Мк.13,28–31; Мф 24,32–35; Лк 21,29–33). 28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. 29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. 30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. 31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Заключительные стихи «эсхатологической речи» содержат на первый взгляд противоречащие друг другу высказывания: С одной стороны, утверждается близость предстоящего конца, которую можно распознать по знамениям ( Мк.13:29–30 ); с другой стороны, настоятельно подчеркивается, что о сроке конца знает только Бог ( Мк.13:32 ). Конечно, трудно предположить, что Евангелист не сознавал этого напряжения, что было бы в том случае, если бы он бездумно соединял друг с другом дошедшие к нему из предания тексты. Но если мы так не думаем, то остается предположить, что Евангелист Марк видел это напряжение между очевидными знамениями конца и внезапностью конца, чувствовал напряжение между этими утверждениями, но только так, только в таком напряжении и мог выразить то, что, собственно, он хотел сказать своим читателям , чтобы они могли правильно понять и пережить свою ситуацию. – Жить в постоянной бдительности! Христиане поступают неправильно, если они откладывают то, что следовало бы, доверяя Евангелию, делать сегодня , так как для этого, мол, все еще есть время! Вот если бы нас убедили, что уже завтра мир может погибнуть! Однако, то, что желает выразить Марк, лежит гораздо глубже. На это обращает внимание стих 28: «От смоковницы возьмите подобие...»:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

24.07.2017 4 ноября 2007 года были объявлены лауреаты II Открытого конкурса книжных изданий «Просвещение через книгу» Награждение победителей прошло в ходе церемонии закрытия церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства», сообщает Служба коммуникации ОВЦС Перед участниками церемонии и посетителями выставки-форума выступили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк и председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев. Целью проведения конкурса является объединение усилий церковных и светских издательств по выявлению и популяризации печатных изданий, соответствующих высоким нравственным идеалам духовно-патриотического воспитания читательской аудитории, а также привлечения широкого общественного внимания и издательского интереса к данной проблеме. Экспертный совет книжной премии возглавил председатель Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев. Сопредседатель – заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк. В составе экспертного совета – президент выставочного объединения «РЕСТЭК» С.Н.Трофимов, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Е.С.Полищук, вице-президент Совета по детской книге России заслуженный художник, член Союза писателей Г.Н.Юдин, советник Министерства культуры и массовых коммуникаций России В.И.Карасев, руководитель дирекции выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» А.В.Балашова. Организаторы конкурса – Издательский совет Русской Православной Церкви, Фонд поддержки церковно-общественных проектов и программ, выставочное объединение «РЕСТЭК». На конкурс поступили 124 книги, выпущенные 39 церковными издательствами из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Перми, Белгорода, Нижнего Новгорода, Новомосковска, Твери, Брянской, Днепропетровска, Ивановской и Московской областей. Победителями конкурса «Просвещение через книгу» стали:

http://prosveschenie.izdatsovet.ru/news/...

Глава 7 1–23. О чистом и нечистом. – 24–30. Женщина-хананеянка. – 31–37. Исцеление глухого косноязычного. Мк.7:1 .  Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, Мк.7:2 .  и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Беседа с фарисеями и книжниками о соблюдении преданий старцев, разговор с народом о фарисеях и беседа с учениками, которые вел Христос, объяснены в Евангелии Матфея (см. комментарии к Мф.15:1–20 ). Евангелист Марк делает, впрочем, к сказанному Матфеем некоторые прибавления. Точно так же у него есть изменения в порядке изречений Господа. Наконец, нельзя не отметить того обстоятельства, что у евангелиста Марка вопрос о чистом и нечистом поставлен на более широкую почву, чем у Матфея: тогда как Матфей сводит в конце концов речь к вопросу о вкушении пищи неумытыми руками, у евангелиста Марка вопрос о мытье рук служит только иллюстрацией для разъяснения принципиального вопроса о чистом и нечистом (ср. Мф.15:20 и Мк.7:23 ). Мк.7:3 .  Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; Мк.7:4 .  и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Евангелист Марк, имея в виду своих читателей – христиан из язычников, подробно передает обычаи омовения, которых держались иудеи при вкушении пищи. Бывая на рынке и дотрагиваясь до разного рода продающихся там предметов, еврей мог коснуться до чего-нибудь оскверненного. Мк.7:5 .  Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Мк.7:6 .  Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, Мк.7:7 .  но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Мк.7:8 .  Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Роль религиозно-нравственных ценностей в развитии личности на примере российских слепоглухих 1 Часть 24.11.2023 77 Время на чтение 3 минуты Фото: Даниила Михайлова Предисловие автора Вышло так, что история воспитания первых слепоглухих, получивших образование и основательную реабилитацию, обрела летописцев в лице всемирно известных писателей. Об американках Лоре Бриджмен и Елене Келлер писали, соответственно, Чарльз Диккенс и Марк Твен, а о русской слепоглухой Ольге Скороходовой – Максим Горький. Марк Твен даже утверждал, что знал два чуда XIX века – Наполеона и слепоглухую Елену Келлер. И в дальнейшем занимала эта проблема многих самых разных людей – педагогов, медиков, психологов и других специалистов, священников, журналистов, писателей, а в определенные периоды - широкую общественность. В чём же причина подобного интереса? Можно называть многие факторы, этому способствовавшие, но, думается, самое главное – это вопрос о человеческих возможностях. Ведь реальные успехи людей с тяжёлыми ограничениями здоровья - пример для людей практически здоровых. И именно в этом смысле философ Дени Дидро написал своё «Письмо о слепых в назидание зрячим». Давно известно: помощь инвалидам – дело похвальное и праведное. Сейчас оно стало ещё и престижным у нас и за рубежом. Но реализация человеческих возможностей в жизни инвалидов полезна и поучительна для обычных людей. Знаменитый Алексей Маресьев клинически был тяжёлым инвалидом, а функционально – здоровее многих здоровых, ведь далеко не каждый здоровый может стать военным лётчиком. Вообще же важно вот что: помогая инвалидам, мы помогаем и самими себе. I При всей специфике слепоглухоты, нас интересуют прежде всего закономерности личностного развития, общие для всех людей. Главное здесь состоит в том, что, как констатировал еще Аристотель, человек есть существо социальное. Люди не существуют вне социума (даже Робинзон Крузо прежде, чем попасть на необитаемый остров, сформировался в определенных социальных условиях, а в своей изолированной жизни оставался частью своего общества и применял полученные в нем навыки, пытался привить аборигену Пятнице свои социальные ценности и т.д.). В свою очередь, и общество есть нечто не абстрактное, а исторически конкретное («Человечество – это народы», по словам этнолога акад. Ю. Бромлея); реальной формой существования общества всегда является конкретный этнос (группа этносов) и создаваемая ими культура, и при этом ни одна культура не мыслима без жизни в определенных природных условиях и без использования этносами их природного ландшафта (по Л.Н.Гумилеву).

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/24/...

Марк Мангано (протестант) 1 и 2 книги царств. Дейл Мейнор Изначально первая и вторая книга Царств были единой книгой. Об этом в Масоретском тексте говорит заметка на 1Цар.28:24 , указывая на этот стих как на центр композиции. Почти во всех современных английских переводах, как и в иудейской Библии, книга была известна под названием «Самуил» (ивр.). В русских же переводах принято называть книгу первой и второй книгами Царств, что отражает перевод Септуагинты – 1 и 2 ивр. (Басилейон). Еврейское название происходит от имени главного персонажа первых двух книг. Самуил был пророком, помазавшим на царство первых двух монархов Израиля, которые, в свою очередь, также являются основными героями первых двух книг. Однако в повествовании второй книги Самуил вообще не появляется. В каком-то смысле, Септуагинта дает более подходящее название, ведь 14 книги Царств являют собой последовательное повествование, рассказывающее о более чем четырехсотлетнем периоде развития монархии Израиля – от дня ее основания и до полного падения в 586 году до н.э. Исторический и культурный фон Хронологию событий, описанных в 1 и 2 Книгах Царств, можно подсчитать, оттолкнувшись от известной даты сражения Ахава с ассирийским царем Салманасаром II, которое произошло при Кваркаре в 853 г. до н.э. Это позволяет датировать события 12 Книг Царств 1100970 гг. до н.э., а восшествие Давида на престол 1010 г. до н.э. В этот период область Восточного Средиземноморья остается относительно спокойной, по сравнению с всеобщим беспорядком. Хетты окончательно исчезают из этого региона, а ассирийцы и египтяне не проявляют здесь никакой активности. Единственным противником израильтян становятся филистимляне, не так давно пришедшие в эти земли и осевшие вдоль южного побережья Восточного Средиземноморья. Остальные Народы Моря обосновались в городах, разбросанных вдоль побережья. 405 Бог мог использовать это временное политическое затишье для того, чтобы закрепить молодую разрозненную группу племен 406 в этом регионе и позволить им перейти от родовой организации общества к монархии. Угроза со стороны филистимлян ( 1Цар.48 ) и аммонитян ( 1Цар.12:12 ) подтолкнула Израиль к введению монархии и образованию государства. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Марк Мангано (протестант) Книга Иисуса Навина. Дейл Мейнор Эта книга названа в честь главного героя повествования – Иисуса Навина. В Пятикнижии он назван Осией (ивр.), хошеа, что означает «спасение» или «избавление»), но по каким-то необъясненным причинам Моисей изменил его имя и назвал Иисусом Навиным (ивр.), иехошуа, что значит «Яхве есть спасение [избавление]», Числ.13:16 ). Это имя указывает наЯхве, как на источник спасения и избавления. С тех пор преемник Моисея известен всем под этим именем. Текст и автор Автором книги традиционно считается Иисус, сын Навин, который стал вождем Израиля после смерти Моисея ( Втор.31:18 ; И. Нав.1:19 ). Его взрастил Господь, выпестовал Моисей, а постановление о его назначении было вписано в Пятикнижие ( Втор.31:78:23 ). Законность пребывания Иисуса на этом месте многократно подтверждается различными параллелями с жизнью Моисея. Бог открывает Иисусу, что будет с ним, как был с Моисеем, если (подобно Моисею) Иисус будет тверд и мужествен (И. Нав.1:5 ). Готовность народа следовать за Иисусом, также как они следовали за Моисеем, показывает преемственность власти (И. Нав.1:1617 ). Подобно переходу через Тростниковое море, переход через реку Иордан по суше, несмотря на сезон половодья, еще больше укрепил позиции Иисуса в глазах народа (И. Нав.3 и Исх.14 ). Иисус был свидетелем большинства событий, описанных в книге, поэтому вполне логично, что именно он мог стать человеком, создавшим, по крайней мере, основные ее части. И действительно, слова, относящиеся к Раав, намекают на то, что она была все еще жива, когда писались некоторые рассказы этой книги (И. Нав.6:25 ). Понятно, что Иисус не мог сделать записи о собственной кончине и погребении (И. Нав.24:2930 ). Это добавление к книге во многом подобно рассказу о смерти Моисея в конце Второзакония (гл. 34). Несмотря на все, сказанное ранее, сама книга ничего не говорит об авторстве Иисуса Навина, как, впрочем, и о том, что она была записана почти сразу, еще при жизни Иисуса Навина. Она вполне могла быть составлена позднее, но определить точную дату составления книги невозможно из-за недостатка информации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010