«Наклонили лица свои к земле» (стих 5). Это свидетельствовало о том, что мироносицы увидели в явившихся им мужах вестников Божиих. «Что вы ищете», т.е. вы напрасно ищете. «Живого», т.е. того, кто жив, а не мертв (ср. стих 23). «Между мертвыми», т.е. в месте, где подобает находиться мертвым, – как будто бы Христос мог остаться там, где лежать и оставаться мог только обыкновенный умерший! «Вспомните...» (стих 6). Евангелист Лука, очевидно, имеет здесь в виду слова Христа, приведенные выше ( Лк.9:22, 18:32 и сл.). У него указание Ангела имеет более общее содержание, чем у Марка. «Сыну Человеческому» (стих 7). Так Христос называл Себя только до воскресения (ср. стих 26). «Человеков грешников», т.е. язычников (ср. Лк.18:32 ; Гал.2:15 ) 32 . У евангелиста Матфея это выражение имеет более общее значение ( Мф.26:45 ). «И в третий день воскреснуть...» (см. Мф.16:21 ). «Возвестили» (стих 9). Здесь евангелист Лука согласен с Матфеем ( Мф.28:8, 10 ). Евангелист Марк говорит иное (см. комментарии к Мк.16:8 ). «То были Магдалина Мария...» (стих 10) Имена женщин, которые приводит здесь один евангелист Лука (Матфей и Марк имена этих мироносиц приводят ранее – см. Мк.15:40, 47 ; Мк.16:1, 6:3 и параллельные места Евангелия Матфея). При этом, согласно евангелисту Луке, были и другие женщины. «Не поверили им» (стих 11; ср. Мк.16:11 ). «Петр... побежал» (стих 12). Это упоминание о Петре не исключает возможности того, что с ним пошел и Иоанн ( Ин.20:3 ; ср. стих 24). «И пошел назад, дивясь сам в себе...» Правильнее: «и ушел к себе домой» ( πρς αυτν – «к себе», зависит не от слова «дивясь», а от слова «пошел», – Евфимий Зигавин; ср. Ин.20:10 ). Лк.24:13 .  В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; Лк.24:14 .  и разговаривали между собою о всех сих событиях. О путешествии двух учеников Христовых в Эммаус в день воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука. Евангелист Марк делает только намек на это явление ( Мк.16:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всё, что нужно, сказано в небольшом Евангелии от Марка. Множество великих дел совершает Христос у нас на глазах. И в особенном библейском динамизме чувствуется еще и происхождение этого Евангелия. Согласно церковному преданию, его писал ученик апостола Петра. Вот в Евангелии от Марка (и Петра) и дышит «порывистый», очень динамичный характер святого первоверховного Петра . Апостолу Марку ведь хотелось поточнее передать то, о чем свидетельствовал Петр. К тому же Евангелие от Марка по месту происхождения связано с Римом, и потому оно «пестрит латинизмами». Имперский Рим, столичный и многоголосый, в котором никогда не утихает бурление жизни! И наша жизнь – тоже бурливая, на свой лад. Главное, чтобы в ней нашлось место Евангелию и чтобы даже посреди неунимающегося «броуновского» движения нам соприсутствовал Христос. Евангелист Марк в этом помогает. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений 11 октября 2021, 15:37 СПАСИБО о.Павел. и на земли Рождшагося воспеваем и вопием Щедре, спасай Тебя чтущих римма 10 октября 2016, 16:02 Святой евангелист Марк, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, помоги нам в работе и учебе, внеси в насш дом мир и радость, счастье и удачу, не остави предстаьельством моих детей и внучку. Фаина 9 октября 2016, 20:25 Святой Евангелист Марк! Помоги!!! Иван Х. 12 мая 2014, 20:04 Большое спасибо за замечательную статью! Написанное для проповеди язычникам Евангелие от Марка привело в церковную ограду немалое количество людей лаконичностью изложения и краткостью. Типичный язычник времён Христа подобен современному человеку. Он не имеет возможности систематического глубокого изучения чего-либо, ему не интересно вникать (да он и не способен). Господь идёт навстречу таким людям, которых во все времена большинство. Чему это учит каждого христианина? Умению быть понятным, доступным. Скоро миссионерский пост, призывающий нас делиться Благой Вестью с окружающими людьми. Если не словами, то делами и образом жизни нам всем не мешало бы стать проще, добрее и светлее, чтобы люди тянулись не только к нам, но к нашему Божественному Учителю.

http://pravoslavie.ru/70506.html

Характерные особенности и темы Целью Марка было представить письменное свидетельство двенадцати апостолов о фактах жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Именно в этом заключается для него суть евангельской вести (1,1). Он не ставил себе задачи написать биографию Иисуса или полный отчет о Его общественном служении. Историческая хроника сокращена у него до минимума и «подогнана» под «проповедническую» структуру: пролог (посвящение Иисуса на служение Иоанном Крестителем), общественное служение Иисуса в «языческой» ( Мф. 4,15 ) Галилее и прилегающих областях и, наконец, заключительное путешествие Иисуса в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в жертву на кресте Голгофы. Из Евангелия от Иоанна следует, что Иисус, как минимум, пять раз посещал Иерусалим. Матфей и Лука гораздо полнее излагают учение Иисуса, но цель Марка, очевидно, иная. Используя исторические детали, он просто пытается дать изложение апостольской проповеди о значении креста Христова ( Деян. 1,21.22; 2,22–24 ; 1Кор. 2,2 ). Марк показывает Божественность Иисуса как Сына Божия и Сына Человеческого (1,11; 2,10.28; 3,11; 5,7; 9,7; 14,62; 15,39), привлекая внимание читателей к желанию Иисуса скрыть Свою истинную природу Мессии и Сына Божия (так называемый «мессианский секрет») от тех, кто неизбежно истолковал бы полученное знание неправильно (1,34.44; 3,12; 5,43; 7,36.37; 8,26.30; 9,9). Марк подчеркивает важность проповеди и изучения евангельской вести не только как богословской истины, но как «силы Божией» (12,24; ср. Рим. 1,16 ). Марк также пишет об отношении Иисуса к язычникам и тем самым обосновывает закономерность проповеди благой вести неиудеям. Эта идея видна в основной структуре Евангелия, в объяснении специфических иудейских выражений и обычаев, в наличии в тексте «латинизмов», в заявлении о том, что храм предназначен быть «домом молитв для всех народов» (11,17) и в заключительном (в этом Евангелии) возвышенном христологическом исповедании, которое прозвучало именно из уст язычника (15,39). Содержание

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Прежде всего: кто эта «другая Мария,» о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарии, «чтобы не показалось сомнительным» (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне. Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «И прочие с ними» (Лук. 24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц). Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером, как говорит св. Лука (23:56), а другие — уже «по прошествии субботы,» то есть вечером в субботу (Марк. 16:1). В разных выражениях затем говорят Евангелисты о времени прихода мироносиц ко гробу. Св. Матфей — «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели...» Св. Марк — «весьма рано, в первый день недели,... при восходе солнца...» Св. Лука — «В первый же день недели, очень рано...» Св. Иоанн — «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно...» Таким образом, все эти указания времени совпадают, говоря только о разных моментах наступления утра, из чего видно, что жены-мироносицы не все сразу пришли в одно и то же время. Более всего отличается от других Евангелистов описание св. Иоанна, что и понятно, ибо он, как и всегда, опускает рассказанное первыми тремя Евангелистами и восполняет их повествования тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

19. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии 20. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " 21. Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба " Катехон " при Институте философии Российской академии наук 22. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ 1. Председатель: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии 2. Секретарь: архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии Члены комиссии: 3. митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир 4. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 5. митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси 6. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 7. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 8. архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 9. епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 10.епископ Нарвский и Причудский Лазарь 11. епископ Читинский и Краснокаменский Владимир 12. протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества 13. архимандрит Антоний (Севрюк), секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии 14. протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища 15. протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви 16. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА 1. Председатель: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

http://religare.ru/2_105371.html

В состав президиума Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы, входят: 1. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия 2. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии, — секретарь Межсоборного присутствия Члены президиума по должности (председатели комиссий) 3. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий 4. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 5. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан 6. митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Белоруссии 7. митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 8. митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви 9. митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации 10. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 11. митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата 12. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви , ректор Киевских духовных академии и семинарии 13. архиепископ Берлинский и Германский Марк 14. Легойда Владимир Романович , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Члены президиума по избранию Священным Синодом 15. митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 16. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 17. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан , председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви 18. митрополит Горловский и Славянский Митрофан 19. епископ Егорьевский Тихон , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, председатель Патриаршего совета по культуре 20. протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

http://patriarchia.ru/db/text/4793937.ht...

21 Владычественным началом души принято именовать ум вместе со свободной волей. 22 В «Патрологии» Миня схолия, относящаяся к католическому изданию Нового времени: «Послушай это, Лютер, со своими слепыми последователями!» 23 В церковнославянском: во вся дни обета своего. 24 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. V, 3. 25 Недаром преп. Иоанн Лествичник называет сребролюбие «предсказателем старости» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 16, 2). 26 Опрощение или простота есть идеал духовной жизни и одна из добродетелей по учению христианскому, и даже по учению отдельных языческих философов, таких как Марк Аврелий ( Марк Аврелий . К самому себе. V, 9, 1), Плотин (см.: Плотин. Эннеады. VI, 9, 11). В церковной письменности эта тема занимает также важное место (см.: «Пастырь Ерма». Видения. I, 2—3; III, 8—9; Заповеди. 2; Подобия. IX, 15, 24, 3; Климент Александрийский. Строматы. II, 12, 55 и т. д.). Некоторым образом данная добродетель соответствует известному свойству Самого Бога — Божественной простоте. 27 Здесь — неподзаконному, то есть неиудею. 28 Имеется в виду, что давать в долг и оказывать милость в Священном Писании является взаимозаменимым повелением. 29 То есть небесполезно для богатых оказывать помощь нуждающимся, и в этом заключается гораздо более значительная польза по сравнению с земной выгодой. 30 Ростовщичество; взимание процентовс данных взаймы денег. 31 Цитата не идентифицируется. 32 Латинский перевод: «О рассеянностивнимания или неуместной озабоченности». 33 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. I. 34 То есть без избытка. 35 Речь идет о выкупе других людей из долгового рабства. 36 Ср.: «Пастырь Ерма». Подобия. I. 37 Речь идет, скорее всего, о кремне. Физиолог. 37//Physiologus (redactio prima)/Ed. F. Sbordone, Physiologus. Romë Dante Alighieri-Albrighi, Segati, 1936 (repr. Hildesheim: Olms, 1976). Р. 1—145. (Cod: 10,567: Nat. Hist.). 38 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 8—13. 39 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 4—5//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 40

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Вступление Мк 1:1 ставит Христа в центр действия и разворачивающихся событий. Торжественно, лаконично и недвусмысленно Марк возвещает божественные прерогативы и исключительность Мессии 8 . 2. Исключительность Мессии во многом составляет тему последующей перикопы (1:2–8) 9 , говорящей об Иоанне Крестителе. У Марка Иоанн наделён бесспорной ветхозавет-ной властью, однако эта власть целиком связана с его ролью Предтечи. В конечном счёте, пророчество Исайи (1:2–3) сосредотачивает внимание на Мессии 10 . Исключительность Мессии недвусмысленно выражена в заключительных стихах отрывка (1:7–8). Креститель возвещает: Грядущий есть «Сильнейший меня 11 , у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» 12 . Упомянутые здесь контрасты показывают глубокую разницу между властью Иисуса и властью Иоанна. При всём величии Крестителя, его власть не автономна, а имеет христологический смысл. В пользу этого говорит и тот факт, что, в отличие от Матфея ( Мф 3:7–12 ) и Луки ( Лк 3:7–14 ), Марк не упоминает о других аспектах Иоанновой проповеди . В Мк 1:2–8 Иоанн говорит только о Мессии и профетически утверждает Его несравненные прерогативы 13 . 3. Перикопа о крещении (1:9–11) 14 также возвещает уникальную власть Иисуса 15 . Открываются небеса – явление, которое в апокалиптической литературе Израиля соотносится с необычными событиями божественного плана 16 . В то же время «Дух сошёл как голубь» на принимавшего омовение Иисуса, дабы показать, что Бог признаёт и подтверждает Его мессианство 17 . Фразеология здесь напоминает типичный мессианский отрывок из Исайи (61:1): «Дух Господень на мне», намекая на исполнение ветхозаветных обетований. Однако важнее всего следующее: «И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (1:11) 18 . Уникальное и сверхъестественное Богосыновство Христа открывается здесь через вхождение трансцендентного в земную реальность. Крещение имеет удивительный характер теофании 19 , что также подчёркивается простотой языка. Тем самым вступительные стихи Марка ясно утверждают божественную власть Иисуса. Это полагает основы христологии Власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

12 червня 2008 р. 14:00 Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп: «Основа миссии сегодня — собственная праведность миссионера» [Ihmepb " ю] Архиепископ Филипп — председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, Ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии. 11 червня 2008 р. 13:00 Священник Владимир Вигилянский: «Никто сегодня не может обвинить Русскую Православную Церковь в изоляционизме и закрытости» [Ihmepb " ю] Руководитель Пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в интервью соборному сайту дал оценку изменениям в отношениях СМИ и Церкви, произошедшим в последние годы, поделился своим видением перспектив развития церковной информационной деятельности. 10 червня 2008 р. 16:00 Митрополит Климент: «Цели и задачи, которые наметит Архиерейский Собор, станут ориентирами в каждодневной жизни для миллионов верующих» [Ihmepb " ю] В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в интервью сайту Собора рассказал о предстоящем церковном форуме. 10 червня 2008 р. 15:59 Епископ Егорьевский Марк: «Многие японцы — православные по рождению и происхождению» [Ihmepb " ю] О том, какое место Православие занимает в Японии, заместитель председателя ОВЦС епископ Егорьевский Марк рассказал корреспонденту Guide «Япония» Павлу Коробову. 9 червня 2008 р. 14:00 Епископ Венский и Австрийский Иларион: «Божий зов подобен стреле» [Ihmepb " ю] Епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, ответил на вопросы Михаил Сердюкова, обозревателя еженедельника «Собеседник». Интервью опубликовано в газете «Союзное вече» от 5 июня 2008 года. 5 червня 2008 р. 17:02 Георгий Полтавченко: «Людей, которые стремятся восстанавливать утерянные традиции, становится все больше» [Ihmepb " ю] Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе в интервью порталу Патриархия.ru рассказал о деятельности Русского Афонского общества, главой Попечительского совета которого он является.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Мнения народные о Христе были известны ученикам, и они перечисляют эти мнения в ответ на вопрос Христа. Они сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Об этих мнениях народных евангелисты сообщают и по другому поводу ( Мк.6:14–16 . Лк.9:7–8 ) и там перечисляются те же самые мнения. Известно из евангелия, что за воскресшего Иоанна Крестителя считал Христа Ирод Антипа ( Мф.14:1–2 ; Мк.6:14 ). Илию ждали как предтечу Мессии на основании пророчества Малахии о явлении Илии Фесвитянина пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал.4:5 ). Книжники говорили, что Илии надлежит прийти прежде ( Мф.17:10 ; Мк.9:11 ). Христос указывал исполнение пророчества Малахии на Иоанне Крестителе ( Мф.11:14, 17:12–13 . Мк.9:13 ). Об ожидании пред пришествием Христовым Иеремии или ещё кого из пророков ничего не известно; упоминания об Иеремии в 2Мак.2:1–9, 15:12–16 ; 3Ездр.2:18 не дают основания к каким-либо определённым заключениям 21 . Марк и Лука опускают имя Иеремии. Были, следовательно, люди, которые считали Иисуса Христа вообще за одного из воскресших пророков, безотносительно к пришествию Мессии 22 . Подробные разыскания обо всех этих народных мнениях никакого особого богословского значения иметь не могут 23 . Когда апостолы перечислили различные мнения о Христе, распространённые в народе, Он спрашивает их: вы же за кого почитаете Меня? μες δ τνα με λγετε εναι; Самая форма вопроса показывает, что от Своих ближайших учеников и последователей Он ожидает такого мнения, которое можно противопоставить мнениям народным. «Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все отвечали на Его вопрос: когда же о их собственном, то Пётр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском, не терпит, предупреждает и говорит: Ты Христос, Сын Бога живого ( Мф.16:16 )» 24 . Сыном Божиим ученики называли Иисуса Христа и раньше: так назвал Его Нафанаил при самом своём призвании ( Ин.1:49 ) и «все бывшие в лодке после укрощения бури» ( Мф.14:33 ). Однако исповедание Христа устами ап. Петра в пределах Кесарии Филипповой сохраняет своё исключительное значение. Восклицание апостолов в лодке: ληϑς ϑεο υς ε – имело своим понятным источником те переживания, которые были у них как очевидцев чудесного проявления могущества Христова и Его власти даже над стихиями природы; здесь «исповедание» является ясным и сложившимся убеждением. Толкователи и комментаторы обращают внимание на то, что в ответе Петра все слова стоят с членом: Χριστς υς το ϑεο το ζντς. Пётр исповедал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010