От издателя Наследие свт. Григория Паламы и поныне остается мало освоенным и не в достаточной мере исследованным. Это касается в первую очередь греческого текста, ибо издание П. К. Христу (PS) во многом несовершенно. Хронология сочинений Паламы в PS достаточно условная: ученый не выявил множество святоотеческих и иных цитат и аллюзий в ткани текста. Им не было проведено исследование и сличение реестра творений святителя в тех или иных собраниях, а также не был проведен анализ «фона» этих сочинений, то есть текстов, которые включены в кодексы с трудами Паламы. Кроме того, и в отношении apparatus criticus, и эдиционно издание П. Христу не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время на Западе готовится новое издание всех текстов свт. Паламы и проводится «ревизия» монументального труда П. Христу, что, вероятно, займет годы, если не десятилетия. Не лучше обстоит дело и с русскими переводами. С 60-х годов прошлого века свт. Григорий Палама переводился на русский спорадически: Гомилии, Триады в защиту священ нобезмолвствующих, Сто пятьдесят глав и некоторые другие писания 1 . Между тем наиболее ценные, глубокие и сложные полемико-богословские трактаты, такие как Ан тирретики к Акиндину 2 , Четыре слова против Григоры, оставались в тени внимания переводчиков и исследователей. Такая же участь постигла и уникальный агиографический «бестселлер» свт. Паламы, который читали и читают ныне монахи-святогорцы. Слово на дивное и равноангель ское житие преподобного и богоносного Отца нашего Пе тра, на Святой горе Афонской подвизавшегося было одним из самых известных на Афоне житийных текстов, но на славянский язык так и не было переведено. Эта книга восполняет пробел и представляет вниманию читателя первый русский перевод Слова (выполнен А. Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой). Слово на дивное и равноан гельское житие преподобного Петра предваряет статья итальянского исследователя Антонио Риго (Rigo 1995, перевод А. Ю. Волчкевич), которая послужила sui generis синтезом его многолетних исследований, посвященных древнейшей традиции почитания прп. Петра. Текст перевода Слова был откомментирован нами при участии А. Ю. Виноградова, А. В. Маркова и А. С. Егорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКОВЫ ГЛАВЫ Богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов. Эти указания в редакциях Студийского устава не имели авторского надписания и не выделялись в отдельный текст, а записывались под теми днями Синаксаря (собрания уставных рубрик для служб церковного года), к к-рым относились. В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в правосл. Церквах в XIII-XV вв., указания подверглись переработке и с дополнением новых глав были выделены в конце Типикона в особую статью со своим заглавием. При этом уставные статьи сохранились и непосредственно в тексте устава под соответствующими днями месяцеслова: в одних случаях они воспроизводили указания Студийского типикона, в других - изменились и были дополнены применительно к особенностям нового устава ( Мансветов. Устав. С. 216-222). Редакторская работа по составлению М. г. была проведена во 2-й пол. XIII в. на Афоне (в древнейших списках Иерусалимского устава М. г. отсутствуют). Так, в греч. списке Иерусалимского устава, сделанном на Афоне в кон. XIII в., главы в количестве 95 атрибуируются некоему иером. Марку (ГИМ. Син. греч. 456, 1297 г.) и имеют название «Μρκω μαρτολ ερομονχω σνταγμα πονηθν ες τ πορομενα το τπικου» (Свод, составленный грешным иеромонахом Марком, на недоумения Типика). Из 95 глав (в ряде рукописей их количество могло варьироваться), входивших в статью, ок. 60 глав носили месяцесловный характер, т. е. содержали уставные указания о совершении служб неподвижных праздников церковного года, а ок. 35 имели более общий литургический характер (т. е. указания о соединении родов праздников - Господских, Богородичных, святых - с воскресеньем, субботой и т. д.). В такой редакции главы встречаются во множестве афонских Типиконов XIV-XVI вв. В 1-й трети XIV в. (не позднее 40-х гг.), вероятно в К-поле, на основе афонской редакции Иерусалимского Типикона, содержащей М. г., была создана еще одна, «расширенная», редакция. Особенностями этой редакции стали включение М. г., относящихся к конкретным праздникам месяцеслова, в текст Синаксаря и перенос глав общелитургического характера в 1-ю, общую часть Типикона. Эти т. н. Иерусалимские богослужебные главы регламентировали совершение всенощного бдения (одной из главных особенностей богослужения, отличающих Иерусалимский устав от Студийского) и служб суточного круга (см.: Пентковский А. М. Иерусалимский устав в К-поле в Палеологовский период//ЖМП. 2003. 5. С. 77-96). Проблема авторства

http://pravenc.ru/text/Марковы ...

В Казанском соборе отметили день ангела и 85-летие протодиакона Василия Маркова января 2016 В праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, 14 января, в Казанском кафедральном соборе отметили день ангела и 85-летие председателя приходского совета протодиакона Василия Маркова . Божественную литургию возглавил настоятель протоиерей Павел Красноцветов . Ему сослужили настоятель храма святого Пантелеимона на улице Пестеля протоиерей Александр Румянцев и духовенство собора. По отпусте был отслужен благодарственный молебен, после которого настоятель поздравил именинника со знаменательной датой. " Сегодня Святая Церковь празднует Обрезание Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа, - сказал отец Павел. - Богомладенец, родившийся по плоти как человек, совершает все, что положено по закону Моисееву. Господь сказал: " Кто не крестится водою и Духом, не внидет в Царствие Небесное " (Ин., 3:5). Крещение - это обет единения с Богом вместо ветхозаветного обрезания " . " Также мы празднуем память святителя Василия Великого. Он родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. После получения образования будущий святитель встает на путь аскетической жизни, а в 370 году избирается епископом Кесарии Каппадокийской. До нас дошли его труды: Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, собрание монашеских правил. Также святитель составил чин Божественной литургии, которую мы совершили сегодня. Он отдавал себя полностью служению Богу и людям. Сегодня же в нашей семье праздник, потому что приход - это семья. Протодиакон Василий Марков без малого 58 лет служит в диаконском чине. Мы с отцом Василием познакомились в 1970 году, когда он был протодиаконом в Князь-Владимирском соборе. Он - усердный служитель престола Божия, помощник при совершении Таинства Евхаристии " , - отметил настоятель. Отец Павел рассказал, что митрополит Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх, предлагал отцу Василию иерейский сан и назначение настоятелем собора Владимирской иконы Божией Матери, но отец Василий отказался, так как не мог отвергнуть глубокое внутреннее ощущение своего призвания именно к диаконскому служению.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБИХОДНИК Тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре. Сохранились О.: Троице-Сергиевой лавры, Иосифова Волоцкого, Соловецкого, Кириллова Белозерского, Новоспасского, Антониева Сийского и др. мон-рей Московской Руси. Типологически О. можно разделить на 2 группы: богослужебные и столовые. В состав первых входили такие разделы, как Марковы главы (устав соединения служб неск. церковных памятей), уставные рубрики на весь год или на его часть, указания о проведении еженедельных молебнов и панихид , о тех или иных отдельных частях ежедневного богослужения, о церковном звоне. Этот материал уточнял или дополнял, иногда существенно, содержание имевшихся в мон-рях рукописных копий Иерусалимского устава . Столовые О. содержали не богослужебные указания, а пищевые предписания: какие блюда и в каком объеме следует подавать на монастырской трапезе в течение всего церковного года. Сохранившаяся в них информация является важным источником сведений о быте средневек. Руси; возможно, поэтому столовые О. привлекали внимание исследователей в целом чаще, чем богослужебные. К столовым О. тесно примыкают т. н. Кормовые книги: списки «кормов», т. е. трапез в дни памяти жертвователей монастыря, с поминовением их имен. Состав этих трапез и их объем прямо зависели от объема сделанных вкладов и пожертвований; как правило, «кормы» были обильнее, чем предписывалось столовым О. Кормовые книги по содержанию напоминали столовые О., но одновременно представляли собой реестры вкладов и поэтому были родственны вкладным книгам мон-рей. Также в ряде случаев в рукописях материал богослужебного и столового О. соединен: за указаниями о богослужении в тот или иной день следует перечень блюд на трапезе этого дня либо Кормовая книга включается в богослужебный О. в качестве одной из его глав и т. п. Всё это затрудняет строгую классификацию О. по типам.

http://pravenc.ru/text/2578053.html

Рыбинск. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский храм (1834) на месте Гостиного двора Ансамбль Крестовоздвиженского комплекса строили в течение трех десятилетий. По первоначальному проекту губернского архитектора Панькова, церковь, колокольню и дома причта соединяла грандиозная колоннада в духе Казанского собора Северной столицы. Проект в столице утвердили, лишь значительно его упростив (А.И. Мельников, И.И. Шарлемань, Д.И. Висконти). Храм построили в 1834-1846 годах, пятиярусную колокольню – в 1863 году. На первом этаже располагался теплый Сретенский храм, на втором – летний Крестовоздвиженский. Закладку Сретенского храма, построенного по завещанию и на средства рыбинского купца П.А. Щербакова, произвели в 1868 году, а освятили – в 1873. Автором проекта его был еще один известный столичный архитектор М. Щурупов. Крестовоздвиженскую церковь и колокольню в 30-х годах ХХ века разобрали и на их месте построили здание казарм. Сретенский храм, лишенный глав и внутреннего убранства, длительное время использовался под спортивный зал. Сегодня от ансамбля Крестовоздвиженского комплекса остался только Сретенский храм. В 1830 году, когда в Рыбинск впервые пришла эпидемия холеры, горожане в память счастливого избавления от страшной напасти решили построить на улице Крестовой, где был пустырь с тремя прудами, храм во имя Животворящего Креста Господня. Первыми дали деньги на строительство церкви ярославский губернатор Константин Маркович Полторацкий и рыбинский городской голова купец Михаил Иванович Журавлёв. Их примеру последовали купцы М.Н. Вязьмин, И.А. Миклютин, И.А. Наумов и другие самые богатые люди Рыбинска того времени. Организатором строительных работ выбрали купца Петра Александровича Переславцева, в будущем ставшего рыбинским городским головой. Проект храма выполнил ярославский губернский архитектор П.Я. Паньков. Если бы этот проект воплотили в жизнь, то рыбинцы имели бы на Крестовой то, что имеют питерцы на Невском проспекте в виде Казанского собора.

http://sobory.ru/article/?object=35393

Госсекретарь Ватикана находится с визитом в Черногории и Сербии. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Госсекретарь Ватикана находится с визитом в Черногории и Сербии 28.06.2018 16:46 Версия для печати Рим, 28 июня. Впервые государственный секретарь Святого Престола кардинал Пьетро Паролин посетит Черногорию и Республику Сербию. Целью поездки станет укрепление дипломатических отношений с этими странами и поддержка миссии поместной Католической Церкви. Официальный визит кардинала Паролина в балканские страны начался 26 июня, по приглашению глав государств и епископов. Ватиканский иерарх прибыл в столицу Черногории, где останется на три дня. В Подгорице его встретили члены правительства, в также лидеры поместных католических, православных и мусульманских общин. В программе визита – встреча с премьер-министром Черногории Душко Марковичем и президентом страны Мило Джукановичем. В четверг утром состоится беседа с председателем парламента Иваном Брайовичем, после которой ватиканский госсекретарь, в сопровождении министра культуры Александра Богдановича, посетит древнюю столицу Черногории Цетине. На вторую половину дня запланирована встреча с духовенством во францисканском приходе посёлка Тузи, после которой кардинал вернётся в резиденцию архиепископа в Подгорицу.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Возведение стен Храма После закладки Храма было приступлено к устройству средней его части и четырех пилонов, т. е. массивных столбов, назначенных для поддержания главного купола. Эти пилоны в течение осени доведены были до высоты 2 3 / 4 арш. от основания подвального этажа, а внешние стены храма – до 7 аршин. По мере возвышения их, наружный около них ров засыпался щебнем, поливался известью и плотно утрамбовывался. В вертикальных бороздах, нарочно оставленных между кирпичами, помещены были трубы – чугунные для стока воды с крыши Храма в большую, проведенную в реку, трубу, и глиняные гжельские для калориферов, т. е. нагревательных каналов. Храм Христа Спасителя, как вековой памятник Отечественной славы, требовал для сооружения своего материалов русских, отечественных. Несмотря на минеральное богатство, которым обладает Россия, несмотря на разнообразие и несомненное превосходство над каменными чужеземными породами относительно употребления их для здания северного климата, этот источник народной промышленности оставался мало разработанным. Дешевизна заграничных мраморов, получаемых из каменоломен, существующих целые столетия и имеющих огромнейший и постоянный сбыт, всегда давала и дает до сих пор значительный перевес в употреблении заграничных мраморов перед русскими, которые, как по их высокой цене, так и по неиспытанным их качествам, мало применялись в архитектуре. Но строение Храма Христа Спасителя вызвало желание употребить в дело преимущественно такие материалы, которые находятся в России. И вот, для обложки цоколя и стен Храма, равно как и для изваяния наружных рельефных изображений, избран мрамор беловатого цвета, открытый в недалеком от Москвы расстоянии, Коломенского уезда, в селе Протопопов. Этот камень, нигде до того времени в наружных частях строений не употреблявшийся, оказал свойства, устраняющие всякое сомнение при назначении его в дело. Им были обложены все не гладкие, выдающиеся, части наружных стен, посредством твердых скреплений в виде железных скоб и якорей, залитых свинцом. Все же гладкие части кирпичных стен оштукатурены портландским цементом и выкрашены под цвет мрамора. Работы по возведению здания храма совершались правильным образом, без недоразумений, неудач и замешательств. В 1846 г. был сведен свод большого купола; в следующем году окончены стены и своды малых куполов; своды заливались асфальтом и цементом; три года спустя завершены были работы по внешней облицовке и началась установка металлических крыш и глав. Читать далее Источник: Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве : [Ист. очерк]/Прот. В.С. Марков. - Москва : Рус. печ., 1914. - 73 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV в. распространение И. у. сопровождалось внесением дополнений в «базовую» редакцию. Так, в составе И. у. появилось пространное наставление игумену о необходимости тщательного соблюдения предписаний Типикона. Содержащееся в нем сообщение о создании этого текста в палестинских мон-рях на долгое время определило представления историков о месте возникновения И. у. Новая часть И. у., Марковы главы , состояла из указаний («глав») о совершении богослужения в случае совпадения различных праздников, пред- и попразднств с воскресными днями и праздниками подвижного круга. Кроме того, в текст месяцесловной части вносились специальные рубрики, связанные с местными богослужебными обычаями. Одновременно с различными дополнениями «базовой» редакции появлялись новые пространные редакции И. у. Так, вероятно, не позднее нач. 40-х гг. XIV в. была создана пространная редакция И. у., в которой Марковы главы распределили по тексту месяцесловной и триодной частей, а также включили часть этих глав в состав «Иерусалимских богослужебных глав», общее число к-рых дошло до 50. В 3-й четв. XIV в. пространная редакция И. у. с распределенными Марковыми главами распространилась и на Афоне. Тогда же в конце «Иерусалимских богослужебных глав» появилось неск. глав (о совершении последования по усопшим, о возжжении свеч и о постных днях в течение года), надписанных именем К-польского патриарха Никифора. Кроме того, на основании «базовой» редакции И. у. была составлена пространная «келлиотско-киновиальная», где в тексте «Иерусалимских богослужебных глав» систематически отмечены различия в совершении служб суточного круга в мон-рях келлиотских и в монастырях киновиальных, а в месяцесловную и триодную части устава включены рубрики, регламентирующие совершение малой вечерни для праздников, имеющих всенощное бдение. Появление и распространение нового богослужебного устава в К-поле и на Афоне в палеологовский период стало причиной появления и распространения новых богослужебных книг, соответствующих И. у.: Евангелия служебного, Апостола служебного, Часослова, Евхология, Миней служебных, Триоди Постной и Цветной, Октоиха, а также различных сборников, предназначенных для обеспечения уставных чтений . Переход на богослужение, регламентировавшееся И. у., привел к существенным изменениям и в практике церковного пения, в результате к-рых в кон. XIII - нач. XIV в. в Византии сложился новый тип богослужебных певч. рукописей (т. н. Ακολουθαι), включающих невмированные песнопения великой вечерни и утрени по И. у., а также песнопения Божественной литургии.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимскому ...

В Иерусалимском уставе, к-рый с XIII в. (на Руси с кон. XIV в.) был постепенно принят всеми правосл. Поместными Церквами, Б. г. несомненно студийского происхождения ( Пентковский. Типикон. С. 131). С течением времени Б. г. в иерусалимских Типиконах постепенно усложнились за счет добавления новых глав о совпадении Благовещения с субботой Акафиста, 3, 4, 5-й неделями Великого поста и др., а также особых глав о его предпразднстве и отдании и достигли своего совр. состояния в печатных изданиях. Несмотря на то, что в редакциях Иерусалимского устава указания о службах благовещенского цикла могут не совпадать друг с другом, по сравнению со студийскими памятниками эти различия, как правило, незначительны. В древнейших списках Иерусалимского устава Б. г. по виду и объему еще очень близки к студийским и находятся в месяцесловной части Типикона (как в Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 44-46; ср.: Там же. С. 84-94). В рукописях XIII-XIV вв. Б. г. дополняются приписками на полях и значительно разрастаются (ср. ГИМ. Син. Греч. 381, 1-я пол. XIV в.); в рукописях кон. XIII - XVI в. все замечания о совпадении неподвижных праздников с днями седмичного и годового подвижного циклов, как правило, собраны в один отдел, разделены на главы и надписаны именем Марка, еп. Отрантского (см. ст. Марковы главы ); чаще всего встречается набор из 95 глав (так, напр., в ГИМ. Син. Греч. 456, 2-я пол. XIII в.; во мн. афонских Типиконах кон. XIV - 1-й трети XVI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 206-208, 222-224, 241-242, 252-253, 260-282, 301-315, 325-326), в слав. рукописях XIV в., напр., ГИМ. Син. 328 и 329 и проч.- см. Скабалланович. Типикон. С. 482-483). Возможно и дублирование богослужебных предписаний в разных отделах Типикона (см., напр., греч. венецианское издание 1577 г. (Fol. 45-48v, 110-117v) и первопечатное московское издание 1610 г. (Л. 624об.- 634, 106об.- 150), где Б. г. приведены как в месяцеслове, так (более кратко) и среди Марковых глав). Печатные греч. Типиконы XVI в. и московские издания Устава 1610 и 1633 гг. включают Б. г. в состав Марковых глав; последующие рус. издания Типикона распределяют Марковы главы (в т. ч. Б. г.) по числам месяцесловной части.

http://pravenc.ru/text/149287.html

Сергей Марков правильно развил то, к чему я призываю десятки лет – чтобы каждый пишущий человек избавился от термина Украина как оккупационного и использовать подлинно историчную лексику – Новороссия, Малороссия и Подкарпатская Русь. На СВО мы боремся с унией, и эта борьба несовместима с лояльностью Ватикану и эскалацией «русского» европеизма. Поэтому прав Сергей Моисеев, предложив в своем выступлении переименовать московскую Площадь Европы в площадь Переяславской Рады. Какая Европа? Сейчас есть только «Евросодом», который готовится нас уничтожать, ЕС накачивает военные мускулы. Европеизм сегодня – это путь уничтожения России. Путь России – это путь Катехона, православного возрождения и русского воссоединения путем СВО, которая бесполезна без освобождения Одессы, где «Евросодом» собрался создать Европейскую военно-морскую базу для уничтожения русского Крыма, и Киева, где в центре русского монашества режим Зеленского хочет возвести «алтарь Сатаны». Коллеги подробно описали ход присяги глав семейств Малороссии русскому Царю и резонно заметили, что тех, кто ждет ВС России в Новороссии и Малороссии много, но организовать восстание они не могут, укрорейх тоталитарен, и поэтому надеяться на дестабилизацию по причине отмены выборов и истечение срока каденции Зеленского не стоит, альтернативы русской победе не существует, и новый Богдан Хмельницкий прибудет на русском танке. Дмитрий Куницкий рассказал о ключевой роли Белой Руси в грядущей русской победе, что, вероятно, она возьмет ответственность за волынское Полесье, Владимир Букарский рассказал о связи русских Новороссии и Бессарабии, а Алексей Селиванов первым выслал свой важный доклад: «Одной Переяславской рады вполне достаточно. Выступление представителя Добровольческого штурмового корпуса Русской армии, помощника командира отряда “Енисей” казачьей бригады “Сибирь”, киевлянина Алексея Селиванова на конференции “Переяславская Рада – смогли тогда, сможем и сейчас”». Если мы говорим о том, что нужна еще одна Рада – мы ставим под сомнение легитимность Присяги 1654 года. А этого делать не стоит.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/22/pe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010