Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Панорама Спасо-Преображенского мон-ря в Новгороде-Северском. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина). Н.-С. м. до XVI в. Время возникновения обители является предметом дискуссий. Его установление осложняется отсутствием письменных источников о мон-ре до XVI в. В «Кратком топографическом описании Новгород-Северского наместничества», составленном в 1787 г. А. Ф. Шафонским, основание Н.-С. м. было отнесено к 1033 г. (Черниговские ГВ. 1851. Ч. неофиц. 45. С. 382). М. Е. Марков в нач. XIX в., ошибочно интерпретировав текст «Повести временных лет», выдвинул версию о том, что мон-рь был основан в 1036 г. (Мат-лы для ист.-стат. описания г. Новгорода-Северского//Там же. 1853. 1. С. 8). В сер.- 2-й пол. XIX в. появление обители стали относить к 1-й пол. XII в. ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 36-37). В 2012 г. Ю. А. Карманов, исходя из несовпадения планового расположения сохранившихся подземных галерей и наземных сооружений мон-ря, выдвинул гипотезу, согласно к-рой Н.-С. м. мог быть основан в домонг. время и первоначально представлял собой пещерную обитель ( Карманов. 2012. С. 101-102). Археологические исследования на территории Н.-С. м. проводили Н. В. Холостенко (1954-1956), члены экспедиции под рук. А. В. Кузы (1979-1983), Е. Е. Черненко и А. Л. Казаков (2003, 2015), Е. Е. Черненко и О. М. Иоаннисян (2013). В результате изучены находки XI-XIII вв., установлено, что в кон. XI - 1-й пол. XII в. в мон-ре существовал двор, окруженный частоколом, в сев.-вост. углу обители зафиксирована плотная жилая застройка XII-XIII вв. Куза высказал мнение о том, что на территории позднейшего Н.-С. м. находилась княжеская резиденция ( Куза А.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАЧА Драча, жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в одноименном селе, в 9 км от г. Крагуевац (Сербия). В наст. время в мон-ре проживает ок. 10 насельниц. Основан в XV в. на фундаменте древней церкви, по преданию, там, где остановилась повозка с телом прп. Иова Синаита , к-рую не смогли сдвинуть с места. Поэтому святого похоронили здесь, а не на Св. Горе, как он завещал. По др. версии, прп. Иов подвизался и почил в Д. Согласно 3-й версии, в нач. XVIII в. мощи прп. Иова обрел обер-капитан Станиша Маркович-Млатишума и решил построить церковь близ Крагуеваца для их хранения. При перенесении мощей у мон-ря была остановка, и люди убедили капитана оставить мощи в Д. Впервые Д. упоминается в тур. документах в 1572-1573 гг. и в Врдникском помяннике кон. XVI в. В 1627 г. в мон-ре по заказу митр. Венчацкого и Рудникского Серафима была переписана Псалтирь ( Записи. 1. 921). При великом переселении сербов в 1690 г. насельники покинули Д., взяв ценную церковную утварь, и обосновались в мон-ре Ново-Хопово. В 1731 г. игум. Леонтий был делегатом от Крагуеваца и его окрестностей на Церковно-народном Соборе в Сремски-Карловци. В 1726 и 1731 гг. упоминается игум. Д. иером. Герасим. В февр.-сент. 1788 г. нек-рые монахи участвовали в антитур. восстании Кочи Анджелковича. После подавления восстания братия мон-ря во главе с игум. Исаией (Йовановичем) бежала в мон-рь Ново-Хопово, Д. была сожжена турками. В 1793 г. братия вернулась и обновила мон-рь, к-рый вскоре стал духовным центром Крагуеваца и окрестностей. В сер. XIX в. серб. политический деятель Тома Вучич Перишич и кн. Милош Обренович построили 2 корпуса для братии. Видимо, до 1734 г. в мон-ре была деревянная церковь. Надпись в люнете над входом в храм сообщает, что с мая по окт. 1734 г. обер-капитан Маркович-Млатишума, обновивший мон-рь Каленич, возвел каменную церковь, но, возможно, церковь была лишь обновлена за такой короткий срок. Кубический объем храма, сложенного из крупных блоков тесаного камня, увенчан 8-гранным барабаном с прорезанными узкими окнами и перекрыт 8-скатной кровлей. С востока храм имеет полуциркульную алтарную апсиду, с сев. и юж. сторон к нему примыкают 2 полуциркульных в плане придела, в юж. приделе находится гробница прп. Иова Синаита; с зап. стороны пристроен обширный наос с 3 арочными входами, над ним - звонница (сер. XIX в.) с граненым куполом барочных форм.

http://pravenc.ru/text/180413.html

[македон., болг. Кирил] (Пейчинович) (ок. 1771, с. Теарце близ Тетова, совр. Республика Македония - 12.03.1845, мон-рь свт. Афанасия, близ с. Лешок, там же), болг. иером., книжник. О молодых годах жизни К. сведений не сохранилось. Возможно, он был учеником Иоакима Кырчовского . К. принял монашеский постриг в Хиландарском мон-ре на Афоне вместе со своим отцом Пейчином (в монашестве Пимен) и дядей (в монашестве Далмат) и впосл. жил в мон-ре Пресв. Богородицы в Кичеве. В 1801-1818 гг. он был игуменом Маркова мон-ря во имя вмч. Димитрия Солунского близ Скопье. Восстановил мон-рь после разграбления и возродил в нем духовную жизнь. Здесь в традициях болг. дамаскинов на простом болг. языке он составил «Зерцало, написанное для использования на простейшем и некнижном языке болгарском Нижней Мёзии» (Огледало: Описася ради потребы и ползования препростейшим и не книжним языком болгарским долния Мисий. Будим, 1816), в которое включил различные проповеди, поучения, нравственные наставления, толкования библейских чтений, молитвы и оригинальное «Поучение каждому христианину, как следует отмечать праздники Господские и в честь святых и как подобает причащаться Святым Причастием». «Поучение...» получило широкое распространение в болг. книжности XIX в. В 1818 г. стал игуменом мон-ря во имя свт. Афанасия Александрийского (см. Лешокский мон-рь ), к-рым управлял до 1830 г., а после жил в нем как простой монах. Основал при обители келейное уч-ще, собрал богатую б-ку (сейчас рукописи из ее собрания хранятся в архивах Москвы, Белграда, Софии и др.) и планировал открыть типографию. В 1831 г. К. составил «Книгу глаголемую утешение грешным», к-рая была напечатана в Фессалонике (Солуни) в 1840 г. в типографии Феодосия Синаита (автограф хранится в НБКМ). Также К. написал Краткое житие кн. Лазаря и ряд записок летописного, исторического (в основном об истории мон-ря свт. Афанасия) и автобиографического характера, сохранившихся на полях рукописных и печатных книг (напр., Кичевского сборника (ГИМ. Хлуд. 123), Цветной триоди 1488 г. (София. БАН. 46), Сборника с творениями Псевдо-Дионисия Ареопагита 1553 г. (НБКМ. 1032) и др.). На надгробной плите К. выбита написанная им краткая автобиографическая стихотворная эпитафия, к-рая считается ранним образцом болг. поэзии периода Возрождения. Имя К. носят 3 средние школы в Республике Македонии.

http://pravenc.ru/text/1840337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБИХОДНИК Тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре. Сохранились О.: Троице-Сергиевой лавры, Иосифова Волоцкого, Соловецкого, Кириллова Белозерского, Новоспасского, Антониева Сийского и др. мон-рей Московской Руси. Типологически О. можно разделить на 2 группы: богослужебные и столовые. В состав первых входили такие разделы, как Марковы главы (устав соединения служб неск. церковных памятей), уставные рубрики на весь год или на его часть, указания о проведении еженедельных молебнов и панихид , о тех или иных отдельных частях ежедневного богослужения, о церковном звоне. Этот материал уточнял или дополнял, иногда существенно, содержание имевшихся в мон-рях рукописных копий Иерусалимского устава . Столовые О. содержали не богослужебные указания, а пищевые предписания: какие блюда и в каком объеме следует подавать на монастырской трапезе в течение всего церковного года. Сохранившаяся в них информация является важным источником сведений о быте средневек. Руси; возможно, поэтому столовые О. привлекали внимание исследователей в целом чаще, чем богослужебные. К столовым О. тесно примыкают т. н. Кормовые книги: списки «кормов», т. е. трапез в дни памяти жертвователей монастыря, с поминовением их имен. Состав этих трапез и их объем прямо зависели от объема сделанных вкладов и пожертвований; как правило, «кормы» были обильнее, чем предписывалось столовым О. Кормовые книги по содержанию напоминали столовые О., но одновременно представляли собой реестры вкладов и поэтому были родственны вкладным книгам мон-рей. Также в ряде случаев в рукописях материал богослужебного и столового О. соединен: за указаниями о богослужении в тот или иной день следует перечень блюд на трапезе этого дня либо Кормовая книга включается в богослужебный О. в качестве одной из его глав и т. п. Всё это затрудняет строгую классификацию О. по типам.

http://pravenc.ru/text/2578053.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (Ок. 1359/60, близ г. Печ, Косово и Метохия - после 1411/12, Хвостно (Хвосно, близ совр. пос. Врела, близ г. Печ)), еп. Печский (Хвостненский); серб. агиограф и гимнограф. Биографические данные о М. ограничиваются сведениями из его сочинений. Предложенная Г. Подскальски более ранняя дата рождения М. (ок. 1336; Podskalski. 2000. S. 420) лишь формально соответствует времени его поставления во епископа, принятому в серб. научной литературе ( 1970. С. 307; Кашанин. 1975. С. 323; 1980. С. 203 и др.). Отец М. учился у старца Авраамия, затем женился, стал священником, имел 5 сыновей (все они потом служили священниками), в конце жизни принял монашество с именем Герасим, построил ц. вмч. Георгия Победоносца и умер в 1392 г. Мать М., постригшаяся в монашество с именем Евфимия, жила при этой же церкви. М. был младшим сыном в семье. В 17 лет его постриг в монахи патриарх Сербский свт. Ефрем . После ухода Ефрема с Патриаршего престола (ок. 1380) М. поселился вместе с ним в мон-ре св. Архангелов близ Призрена, затем сопровождал его при возвращении на Патриарший престол (1389). Ок. 1390 г. М. был рукоположен во священника и поставлен епископом Печским; его кафедра находилась в Хвостно. Ок. 1411 г. М. окончил строительство ц. вмч. Георгия Победоносца в Ждрелнике (совр. с. Левоша близ г. Печ, Косово и Метохия), где и был погребен. В память о нем храм получил название «Маркова церковь» (в наст. время разрушен). М. является автором Жития патриарха Ефрема и службы ему, службы архиеп. Сербскому свт. Никодиму, храмоздательной грамоты и автобиографии. Житие учителя он написал в 1-й год после смерти патриарха. По типу оно представляет расширенный вариант синаксарного проложного Жития, читаемого во время службы после 6-й песни канона. В тематическом отношении текст является редким для средневек. серб. литературы иноческим Житием (хотя Ефрем был главой Церкви). В этом смысле М.- продолжатель традиции иером. Феодосия Хиландарца , написавшего Житие пустынника прп. Петра Коришского. В тексте ярко проявилось отношение автора к своему учителю. Главное внимание автор уделил величию исихастских подвигов преподобного, а сообщать о современных ему трагических событиях серб. истории (о битве на Косовом поле, гибели св. кн. Лазаря и порабощении Сербии османами) он не считал нужным. Все это выделяет творение М. из круга современных ему произведений. Житие является ярким проявлением традиций исихазма в серб. лит-ре рубежа XIV и XV вв.

http://pravenc.ru/text/2562202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Василий Горбачёв. Фотография. 1938 г. (Архив ПСТБИ) Григорьевич Горбачёв (1885, с. Нарышкино Сердобского у. Саратовской губ.- 26.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу, любил церковное пение (обладал муз. способностями), прислуживал в храме. Отец хотел женить В. против его желания, юноша покинул родной дом и поселился в Иверском Страстном мон-ре в Саратове, позднее перешел в Данилов московский муж. мон-рь , где был сначала певчим, потом послушником. В 1913 г. по приглашению Верненского еп. Иннокентия (Пустынского) В. переехал в г. Верный (ныне Алма-Ата), где исполнял послушание эконома архиерейского дома, руководил большим церковным хором. Во время первой мировой войны служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви. В 1918 г. женился на В. А. Трофимовой и был рукоположен во диакона, супруги поселились в с. Ванновском Черняевского р-на Сырдарьинской обл. В 1923 г. семья переехала в Саратов, В. служил сначала в соборе апостолов Петра и Павла, а затем в ц. Рождества Христова; в янв. 1924 г., во время голода в Поволжье, умер старший сын В. Виктор. В 30-х гг. В. переехал в с. Марково Московской обл., вскоре он был назначен в церковь в с. Ильинский Погост Куровского р-на, в 1936 г.- в Никольскую ц. в с. Парфентьеве рядом с Коломной, где помимо диаконского служения занимался реставрацией настенных росписей. Осенью 1936 г. настоятель Никольской ц. был арестован; под предлогом отсутствия священника власти намеревались закрыть храм. По просьбе прихожан В. был рукоположен во пресвитера, и на короткое время богослужения возобновились. Вскоре храм был все же закрыт, В. перешел в церковь в с. Б. Вязёмы. 15 февр. 1938 г. он был арестован на основании показаний лжесвидетельницы, к-рая помимо фактов «контрреволюционной деятельности» В. сообщила о том, что прихожане его любили, считали одним из лучших среди тех, кто служил в их храме, говорили, что он хорошо читал проповеди и часто со слезами на глазах призывал верующих к терпению. Виновным в «контрреволюционной агитации и распространении клеветы против советского правительства» В. себя не признал. Расстрелян по постановлению тройки НКВД от 19 февр. 1938 г. Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г.

http://pravenc.ru/text/150533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I Дебрский († 1037), архиеп. Охридский. В «каталоге» Охридских архиепископов (Список Дюканжа, XIII в.; Cod. Paris. gr. 880. Fol. 407v - 408) имя И. стоит на 8-м месте между архиепископами Филиппом и Львом . Этот же источник сообщает, что И. из с. Агноандника в районе Девры (κ Δερης, χωρου Αγνοανδνκης) был игуменом мон-ря Пресв. Богородицы. Под топонимом Δερη мн. исследователи понимали г. Дебар (на территории совр. Республики Македонии), поэтому в болг. исторической лит-ре за И. закрепилось прозвище Дебрский, а Й. Иванов предположил, что он был игуменом Бигорского монастыря (см.: Иванов. 1970. С. 83). Но В. Маркович высказал мнение, что, вероятно, в данном случае речь идет о г. Девра (болг. Дебрец, ныне Анарахи, ном Козани, Греция; см.: В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Милановац, 20022. С. 14). Как сообщает грамота (1019) визант. имп. Василия II Болгаробойцы, поставление «благочестивейшего монаха» И. Охридским архиепископом произошло по завоевании Болгарии византийцами (1018). Т. о. И. был 1-м архиепископом Охридской кафедры после возведения ее в ранг архиепископии ( Снегаров. 1924. С. 195). Но в нач. ХХ в. сербский историк Б. Прокич выдвинул маловероятную версию, в конце века поддержанную С. Пириватричем, что И. с титулом патриарха был главой Болгарской Церкви еще до 1018 г. ( 1911; С. Самуилова држава: обим и карактер. Београд, 1998. С. 158). Это утверждение основано на записи в старшем (серб., по мнению Пириватрича) списке XIV в. Жития прп. Антония Великого (ГИМ. Хлуд. 195. Л. 239б - 240а) о «строителе церковном» Иоанне, «еже бе патриархъ боугарсцей земли», и на наличии в венском списке Хроники Иоанна Скилицы при передаче сана И. термина «архиерей», а сана Давида (см. Давид , архиеп. Болгарский) - «архиепископ», что, по мнению исследователей, скрывает Патриарший сан первого. В Списке Дюканжа архиеп. Охридский Лев назван «первым из ромеев», поэтому считалось, что И. был последним иерархом-славянином; далее кафедру возглавляли иерархи греч. происхождения. Однако это указание применительно к X-XI вв. может свидетельствовать не столько о греч. национальности иерарха, сколько о языке, на к-ром он совершал богослужения и проповедовал.

http://pravenc.ru/text/469668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРОШ Вáрош [венг. város - городской посад], сев.-зап. пригород Прилепа (Республика Македония), находящийся на месте средневек. города, где сосредоточено значительное число архитектурных памятников разных периодов. Расположен на склоне и у подножия холма Маркови-Кули (Башни короля Марко). На этом месте в эпоху поздней античности находилось эллинистическо-рим. поселение Керамея. Средневек. Прилеп состоял из цитадели (Маркова крепость) и посада (В.). В надписи 996 г., обнаруженной в мон-ре Архангелов в В., содержится имя, возможно, одного из первых местных епископов - Андрея. Исторические источники XI - кон. XIV в. свидетельствуют о значении этого адм. и церковного центра. В период правления царя Самуила здесь была воздвигнута крепость ( Ioannes Scylitzes. Synopsis historianum. B.; N. Y., 1973. P. 349), продолжавшая существовать и в эпоху визант. владычества. В XIII в. этот стратегический пункт играл важную роль в войнах между Эпирским деспотатом, Болгарией и Никейской империей. Новый подъем развития города приходится на годы правления серб. царя Стефана IV Душана (1345-1355); при кор. Вукашине (1365-1371) В. становится столицей его владений, а при кор. Марко (1371-1395) - епископской кафедрой. Маркова крепость Король Марко. Роспись ц. Архангелов в Вароше. Кон. XIV в. Король Марко. Роспись ц. Архангелов в Вароше. Кон. XIV в. расположенная на высоком холме вулканического происхождения, по своим размерам входит в число крупнейших крепостей Балканского региона. Ее древнейшая часть (XI - нач. XIII в.) состояла из 3 оборонительных поясов. Сооружение стен на юж. и зап. склонах датируется сер. XIII - кон. XIV в. Стены с башнями разной конструкции (сохр. 8 башен) окружали дворцовый комплекс и хозяйственные постройки. Одним из древнейших памятников В. является мон-рь Архангелов, расположенный над посадом и соединенный с Марковой крепостью лестницами, высеченными в скале. В сев.-вост. части ц. арх. Михаила сохранилась стена от первоначальной постройки XI-XII вв. Фрагменты древнейшей фресковой росписи были обнаружены в вост. части храма. Сохранившиеся изображения епископов и архангелов, относящиеся к декорации древней апсиды, отличаются замечательным рисунком, искусной моделировкой форм и нежным колоритом. Под западной частью церкви, в фундаменте здания, была сооружена погребальная часовня. В последних десятилетиях XIII в. здание было перестроено в однонефную двухкупольную церковь. Ктитор Иоанн, «великий хартуларий Запада», с моделью храма в руках изображен на зап. стене храма.

http://pravenc.ru/text/154311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Болотов Дмитрий Михайлович; 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), иером., худож., иконописец, фотограф. Из дворянского рода, правнук А. Т. Болотова . В 1854 г. поступил в АХ вольноприходящим учеником, учился в мастерской проф. исторической живописи А. Т. Маркова. Его сокурсниками были К. Е. Маковский , В. В. Верещагин , И. И. Шишкин, К. В. Лемох, А. И. Корзухин. Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 г. Был награжден 2 большими и 2 малыми серебряными медалями, в т. ч. в 1862 г. большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (ТМИИ). В 1865 г. окончил академию со званием классного художника 3-й степени, в 1868 г. ему была присвоена 2-я, в 1870 г.- 1-я степень. В 1876 г. написал портрет И. К. Айвазовского (Научно-исслед. музей Рос. АХ в С.-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его. Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ) Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ) Болотов жил в С.-Петербурге, давал уроки живописи, в т. ч. вел. князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. В числе его произведений этого периода - автопортрет 1866 г. (ГРМ), неск. детских портретов 1861-1862 гг. (ТМИИ), портреты В. П. Аваева (1878, ТОКГ), М. Н. Поливанова (1881, Ульяновский обл. худож. музей), А. М. Решетова (1882, ТГОМ) и др. Его работы хранятся в музеях С.-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери. Еще во время учебы в академии Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. В его дневниковых записях 50-70-х гг. XIX в. отразились глубокие религ. размышления. Он читал творения св. отцов, делал выписки из них. В 70-х гг. XIX в. начал писать иконы в живописном стиле. Болотов посетил схим. Амфилохия Реконского , и тот предсказал ему, что он будет монахом. Познакомился с прп. старцем иеросхим. Амвросием (Гренковым) , духовной дочерью к-рого была сестра Болотова схиигум. София (Астафьева) , первая настоятельница Шамординской Казанской общины (впосл. мон-рь). В 1886 г. по благословению прп. Амвросия Болотов поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. 2 апр. 1887 г. причислен к братству Иоанна Предтечи скита при Оптиной пуст. 4 дек. 1899 г. пострижен в монашество, 19 янв. 1900 г. посвящен во диакона и во иерея Калужским еп. Макарием (Троицким) . В мон-ре исполнял живописное послушание, часто вел беседы с паломниками, его неоднократно отпускали в мир с целью проповеди.

http://pravenc.ru/text/171244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ Иоанникий (Казанский), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Ок. 1901 г. (РГИА) Иоанникий (Казанский), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Ок. 1901 г. (РГИА) (Казанский Иван Афанасьевич; 18.06.1839, Орловская губ.- после 1919), архиеп. Архангельский и Холмогорский. Из семьи причетника. В 1863 г. окончил Орловскую ДС. В 1864 г. был рукоположен во диакона. В 1868 г. поступил в МДА. 12 мая 1872 г. принял монашество с именем Иоанникий, затем был рукоположен во иерея. В том же году окончил МДА кандидатом богословия, назначен преподавателем Олонецкой ДС. С 1879 г. смотритель Петрозаводского ДУ. В 1881 г. возведен в сан архимандрита. С 1882 г. ректор Донской ДС в Новочеркасске. В 1884 г. назначен ректором Смоленской ДС. В 1885 г. настоятель витебского Марковского муж. мон-ря, находился на чреде служения в С.-Петербурге. 21 февр. 1888 г. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге во епископа Великоустюжского. Стал викарием новоучрежденного Великоустюжского викариатства Вологодской епархии. Посещал с миссионерскими поездками отдаленные приходы в Усть-Сысольском, Сольвычегодском и Яренском уездах, где было значительное число старообрядцев; боролся с языческими суевериями коми. В Вел. Устюге было открыто епархиальное жен. уч-ще при Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре. 3 мая 1891 г. назначен епископом Владикавказским в подчинении экзарха Грузии. Особое внимание уделял открытию и благоустройству церковноприходских школ, регулярно встречался с учениками духовных и светских учебных заведений. При И. началась подготовка к строительству во Владикавказе здания ДУ. Был достроен и освящен единоверческий храм в ст-це Червлённой, где жили старообрядцы. И. устраивал продолжительные диспуты-собеседования с представителями различных старообрядческих течений. Для изыскания средств на возобновление строительства Успенского собора в Моздоке предлагал проводить по Терской обл. крестный ход с чудотворной Моздокской иконой Божией Матери. В 1892 г., во время эпидемии холеры, И. ежедневно посещал холерные бараки, ободрял больных, напутствовал умирающих. С 23 авг. 1892 г. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии. 29 марта 1895 г. назначен епископом Угличским, викарием Ярославской епархии.

http://pravenc.ru/text/577970.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010