А.Д. Пантелеев Христианское мученичество: история явления и жанра На протяжении многих лет историю христианства в первые века было принято рассматривать как вереницу гонений и мученичеств. Согласно христианской традиции, Церковь до начала царствования Константина пережила десять гонений: при Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине Фракийце, Деции, Валериане, Аврелиане и Диоклетиане; при этом считается, что основание именно такого числа гонений – десять казней египетских. Но уже в XIX в. историки христианства поставили под сомнение эту стройную схему, заметив, что гонения не прекращались, по сути дела, на протяжении всего раннего периода христианской истории; если они угасали в одном месте, то тотчас начинались в другом: «Даже в самые счастливые времена для христиан встречались мученики», – замечает А. П. Лебедев 1 . Эти преследования были следствием не только и не столько запретительных мер римских властей, сколько негативного отношения к новой религии со стороны обычных жителей империи. Христиане вызывали раздражение своей сплоченностью и закрытостью от внешних наблюдателей, они не желали участвовать в общественной жизни и поклоняться богам вместе со всеми остальными, их собрания окружали зловещие и скандальные слухи. Язычники воспринимали христиан как членов запрещенного сообщества вроде разбойников или заговорщиков, которые поклоняются распятому преступнику и вербуют себе сторонников из самых низов общества. Повсеместно были распространены сплетни о страшных ритуалах посвящения в христиане с неизменным терзанием и поеданием младенцев и рассказы о разнузданных собраниях, переходивших в оргии с уклоном в инцест (Min. Fel. Oct., 9). Иначе зачем они постоянно говорят о любви и называют друг друга «брат» и «сестра»? Часть этих обвинений возводились греками и римлянами еще на иудеев, потом они «по наследству» перешли и на христиан; частично же они возникли из-за непонимания и искажения христианских литургических практик; так, обвинения в людоедстве стали следствием слов о «плоти и крови Господней», а обвинения в разврате – следствием вечерних собраний христиан (агап), в которых участвовали как мужчины, так и женщины. Верующих часто обвиняли в том, что они были причиной всевозможных природных и социальных бедствий – от землетрясений и неурожаев до войн, – так как их отказ от традиционного языческого богопочитания бросал вызов богам и нарушал гармонию между земным и небесным миром, то, что римляне называли pax deorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Луи Дюшен (католик) Глава XIV. Местные церкви во II веке  Христианство в Италии и Галлии. – Лионские мученики. – Ириней. – Евангельская проповедь в Африка: сциллийские мученики. – Афинская церковь . – Дионийсий Коринфский и его послания. – Азийская, Фригийская, Вифинская и Фракийская церкви. – Мученичество Поликарпа. – Азийские епископы: Мелитон и Аполлинарий. Римская церковь , жившая в это первое столетие своего существования такой напряженной жизнью, не могла не сделаться центром, откуда распространялся свет христианства. Далеко известная с самого своего зарождения своим авторитетом, учительными трудами, ревностью и благотворительностью, она не могла не иметь влияния, а порой и прямого воздействия в распространении Евангелия на близлежащие страны. Однако мы не знаем относительно этого воздействия никаких подробностей: нет ни одного свидетельства об образовании или существовании какой-либо иной группы христиан в Италии в течение всего второго столетия 295 . Древнейшие северные церкви, Равеннская, Миланская, Аквилейская, возраст которых может быть определен лишь приблизительно, не восходят далее эпохи Северов. Можно думать, что на юге, напр., в Кампании или окрестностях Рима, церкви могли быть основаны и ранее, но это – лишь предположение. При том нужно было бы еще знать, в какой степени эти группы верующих достигли правильной организации и в какой мере они обособлялись от того, что называлось римской церковью. У древних авторов, писавших в это время, или позднее, но об том же периоде, речь идет только о римской церкви. В Галлии, равно как и в Африке, первые шаги христианства покрыты мраком неизвестности. Есть предположения, но только предположения, о существовании во втором веке христианской колонии в Марселе. При Марке Аврелии была церковь в Лионе и другая в Виенне. Немного позднее св. Ириней говорит о церквах, находящихся в германских провинциях и в странах кельтов. Можно следовательно предполагать уже в те отдаленные времена некоторое распространение христианства в древней Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Письменные сношения св. Дионисия с Римским епископом Сикстом и пресвитерами Римской церкви Дионисием и Филимоном, вызванные спорами о крещении еретиков, происходили уже в то время, когда Церковь находилась под гнетом преследования, воздвигнутого на христиан императором Валерианом. За три или три с половиной года до конца правления Валериана (257–260 гг.) в настроении императора произошла резкая перемена. Насколько прежде он был кроток и снисходителен к христианам, настолько теперь он сделался суров и жесток в отношении к ним. 638 Св. Дионисий относит к нему даже слова из Апокалипсиса Иоанна: и даны быша ему уста, глаголюща велика и хульна, и дана бысть ему область творити месяц четыредесять два. 639 Неожиданное превращение Валериана из друга в гонителя христиан было тем более изумительно, что Валериан еще при Декии пользовался репутацией человека, безупречного во всех отношениях, и выделялся из всех своими добродетелями. Его считали другом добрых, врагом тиранов ненавистником и гонителем пороков. Когда император Декий решился восстановить древнюю должность цензора Империи, то при избрании кандидата на этот чрезвычайно важный государственный пост римский сенат и сам император без малейшего колебания остановились на Валериане как на человеке, более всех других достойном этой должности. 640 По званию цензора Валериан должен был заботиться о восстановлении общественной добродетели, древних правил и нравов и о поддержании авторитета законов. Но, может быть, именно при исполнении обязанностей цензора Валериан и убедился в том, какую серьезную опасность представляет христианство для римских языческих нравов, тем более что сам Декий видел в христианстве главное препятствие к осуществлению той же цели восстановления древних обычаев и охранения законов Империи. Ближайшее знакомство с христианами и появление христиан в собственном доме Валериана еще яснее показали ему, что христиане всегда будут непримиримыми врагами языческой религии. Под влиянием такого убеждения и другие языческие императоры, не менее Валериана восхваляемые историками, воздвигали жестокие гонения против христиан. При ошибочном воззрении на язычество как на главную жизненную силу Империи, языческие добродетели, восхваляемые в Траяне, Марке Аврелии и Диоклетиане, не только не удерживали их от суровых мер против христиан, но и делали из них самых настойчивых и жестоких гонителей христианской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Скачать epub pdf Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский Во времена апостольские, в городе Смирна жила благочестивая и богатая вдова по имени Каллиста. Не имея своих детей, она взяла на воспитание мальчика по имени Поликарп. С самого юного возраста он был добр и благочестив, так что Каллиста, умирая, оставила Поликарпу все свое имение, но он раздал богатство бедным, а сам жил в великом воздержании, беспрестанно молился, служил бедным, больным и престарелым. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие. В это время свв. апостолы Иоанн Богослов и Павел проповедовали в Малой Азии, и Поликарп, став их учеников, помогал в распространении Слова Божия. Следуя воле святых апостолов, св. Вукол рукоположил Поликарпа во священника, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. При посвящении Поликарпа на епископство, чудесные явления засвидетельствовали перед всем народом о том, что благодать Божия пребывала на нем. Чудесный свет осиял церковь , и некоторые из верующих увидали белую голубицу, летавшую вокруг головы Поликарпа. Иным он показался в образе воина, вооруженного мечем и готового на битву, другие видели его облеченным в царскую порфиру и озаренным неземным светом. Эти чудесные явления предвещали будущую судьбу св. Поликарпа, который вскоре сделался самым уважаемым епископом в Малой Азии; даже язычники почитали его за добродетели, твердость духа и кротость. Многих обратил он ко Христу; и ученики его – св. Ириней, Палий, Пионий – тоже прославились святостью жизни. Св. Поликарп беспрестанно проповедовал слово Божие, писал послания к вновь обращенным христианам, неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Около 167 года при императоре Марке Аврелии Антонине в Малой Азии началось особо сильное гонение на христиан. Язычники и особенно иудеи были озлоблены против Поликарпа, ибо они знали, с какой силой и ревностью он проповедовал Христа, и потому неотступно требовали, чтобы его привели на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 2 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Доникейское христианство (100 – 325 г. по Р. Χ.) Содержание Второй период доникейское христианство. Век гонений и мученичества от смерти апостола Иоанна до Константина Великого 100 – 325 г. по P. X. Предисловие к русскому изданию Предисловие к пятому изданию Предисловие к третьему, пересмотренному изданию Предисловие ко второму изданию Введение §1. Литература о доникейском периоде §2. Общий характер доникейского христианства Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы §4. Препятствия и помощь §5. Причины успеха христианства §6. Средства распространения §7. Распространенность христианства в Римской империи §8. Христианство в Азии §9. Христианство в Египте §10. Христианство в Северной Африке §11. Христианство в Европе «Империя движется на запад». Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан §12. Литература §13. Общий обзор Размах гонений Следствия Религиозная свобода §14. Гонения со стороны иудеев Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Талмуд §15. Причины гонений со стороны Рима Веротерпимость Рима Нетерпимость Рима Что мешало терпимому отношению к христианству §16. Положение церкви до правления Траяна §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X. Мученичество Поликарпа §20. Гонения при Марке Аврелии. 161 – 180 г. по P. X. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. §22. Гонения при Деции и Валериане, 249 – 260 г. по P. X. Мученичество Киприана §23. Временная передышка. 260 – 303 г. по P. X. §24. Гонения Диоклетиана. 303 – 311 г. по P. X. §25. Эдикты о веротерпимости. 311 – 313 г. по P. X. §26. Мученичество христиан §27. Возникновение поклонения мученикам и реликвиям Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература §29. Литературная оппозиция христианству §30. Иудейская оппозиция.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Есть и другие, вполне очевидные, соображения: у иудеев ветхозаветного времени не было никакого, как сейчас принято говорить, «когнитивного диссонанса» между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Вопрос 2 Как первые христиане относились к войне и воинской службе? По одним данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не порицалось. Указывают на существование при императоре Марке Аврелии отдельного христианского легиона, так называемого XII Молниеносного. Евсевий указывает также, что в правление Диоклетиана последователи Иисуса Назарянина состояли в личной охране императора. Однако служить солдатом или быть военачальником в Римской империи означало приносить обязательную присягу и участвовать в смотрах и празднованиях. Элементы воинского ритуала тесно переплетались с языческим культом. Армия участвовала также в преследованиях христиан. В любой момент воин-христианин подвергался угрозе стать палачом братьев по вере. Неудивительно, что церковные писатели первых веков высказывались неодобрительно по поводу воинской службы. В «Диалоге с Трифоном» Иустин Мученик говорит: «Мы, которые исполнены войной, взаимным кровопролитием и всяким злом, изменили свое воинское оружие, наши мечи на орала, а наши копья на орудия по обработке почвы». Тертуллиан подробнейшим образом аргументирует недопустимость для христианина возлагать на голову лавровый венок — символ победителей. А у Ипполита Римского (ок. 170 — ок. 235) в 16-м каноне читаем: «Солдата, находящегося на государственной службе, следует учить не убивать людей и отказываться делать это, если ему это будет приказано». В целом учителя раннего христианства не рекомендовали христианам поступать на военную службу вновь. Поступившим в армию до своего крещения полагалось необходимым избегать идолопоклоннических актов и пролития крови — то есть, по существу, пребывать на вспомогательных должностях и в охране. «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны браниться (участвовать в боевых действиях. — Ред.)», — гласит 13-й канон Ипполита Римского. В случае если христианин участвовал в боевых действиях и убивал, ему полагалась епитимья с отлучением от таинств, «чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» (канон 14).

http://pravoslavie.ru/101496.html

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества, П. была единственной дочерью благочестивых христиан Агафона и Политии, к-рые жили в окрестностях Рима в правление имп. Публия Элия Адриана (117-138). Долгое время бездетные супруги неустанно молились Богу о даровании им ребенка. Наконец Господь ответил на их просьбы, и у супругов родилась девочка, к-рую назвали Параскева, т. е. букв. «приготовление» - греч. название дня пятницы. Это имя П. получила в честь дня своего рождения и в честь дня Страстей Христовых. С юных лет П. отличалась добродетелями, усердно изучала Свящ. Писание. Когда ее родители умерли, раздала все имущество бедным и удалилась в некий мон-рь, а спустя нек-рое время вышла на проповедь Евангелия, подражая апостолам. Иудеи донесли на нее правившему тогда имп. Антонину Пию (138-161), к-рый стал принуждать П. отречься от Христа. Убедившись в ее непреклонности, император приказал подвергнуть ее пыткам: сначала на голову П. надели раскаленный шлем, затем святую бросили в котел с кипящей смолой, однако мученица оставалась невредимой. Антонин, не веря своим глазам, решил, что смола вовсе не горячая, подошел к котлу и велел П. плеснуть на него жидкостью. Мученица плеснула ему в лицо кипящей смолой, и император, получив сильнейший ожог, ослеп. Страдая от боли, он стал умолять П. о милости к нему Бога, Которого она проповедует, и по молитвам девы исцелился, после чего уверовал во Христа вместе со всеми присутствовавшими при этом чуде. П. была освобождена и продолжила странствовать и проповедовать. В городе, где правителем (в греч. тексте - βασιλες (царь)) был некто Асклепий, ее снова взяли под стражу и стали принуждать отречься от Христа, а после отказа по приказу Асклепия отвели в пещеру на растерзание живущему там огромному змею. Однако, увидев чудовище, П. сотворила над ним крестное знамение, и змей упал замертво, распавшись на 2 части, будто рассеченный невидимым мечом. Асклепий и свидетели чуда уверовали во Христа, а П. вновь отпустили на свободу. Во время странствий мученица пришла в некий город, к-рым управлял человек по имени Тарасий (Таресий, также названный «василевсом»), убежденный язычник. Он приказал схватить проповедницу и подвергнуть ее жестоким пыткам. Не добившись отречения от веры, Тарасий велел отрубить П. голову, и мученица предала душу в руки Господа. Кончина П. последовала при имп. Марке Аврелии (161-180), ей было ок. 20 лет (больше 20 лет, если она родилась при имп. Адриане).

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОН КАССИЙ КОКЦЕЯН [Коккеян; лат. Dio Cassius Cocceianus; Коккиан; греч. ων Κασσιανς Κοκκειανς; ] (ок. 155, Никея, пров. Вифиния, совр. Изник, Турция - 235, там же), греч. историк. Сын рим. сенатора Кассия Апрониана, к-рый при имп. Марке Аврелии (161-180) занимал посты наместника Далмации, затем Киликии. По материнской линии Д. К. К.- внук греч. оратора и философа Диона Хризостома (Златоуста). Получив на родине хорошее образование, Д. К. К. приехал в Рим и при имп. Коммоде (180-192) был уже сенатором. Время от времени он выступал в судах в качестве адвоката. Написав кн. «О снах и предзнаменованиях», Д. К. К. послал ее будущему имп. Септимию Северу, который ответил ему милостивым письмом. В 194 г., в начале правления Септимия Севера, Д. К. К. стал претором. В последние годы II в. Д. К. К. приступил к написанию «Римской истории» в 80 книгах, на что у него ушло 22 года: 10 лет он собирал материал и 12 лет писал грандиозное сочинение, начав его с прибытия Энея в Италию. Он уверял, что писать историю его побудило божество, явившееся ему во сне. После претуры Д. К. К. не получил продвижения по службе, отошел от дел и до смерти Септимия Севера (211) жил то в Риме, то в Капуе. При имп. Каракалле (211-217) Д. К. К. состоял в имп. свите. В правление императоров Макрина (217-218) и Элагабала (218-222) он исполнял должность наместника в Пергаме и Смирне. Затем из-за болезни Д. К. К. вернулся в родную Никею. На годы правления имп. Александра Севера (222-235) приходится резкий взлет карьеры Д. К. К.: он дважды становился консулом - в 222 и 229 гг., был назначен проконсулом Африки, а затем легатом в Далмации и В. Паннонии. В 229 г. старый и больной Д. К. К. получил от Александра Севера позволение выйти в отставку и вернуться в Никею. Там Д. К. К. писал продолжение «Римской истории», к-рую он завершил событиями 229 г. Единственное, сохранившееся во фрагментах и пересказах неск. позднейших авторов соч.

http://pravenc.ru/text/178499.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы» — собрание очерков о древних и новых писателях. Литературная критика Мережквоского — одно из безусловных достижений Серебряного Века. Здесь вспоминается знаменитое определение акмеизма, данное Мандельштамом: «тоска по мировой культуре». Эссе и исследования Мережковского, посвященные литературе не просто были проявлением такой тоски, они сами были — ярким, блистательным образцом мировой культуры, образчиком ее бытия на русской почве. В эту книгу вошли как и сами «Вечные спутники», так и дополнительные материалы: ПРЕДИСЛОВИЕ АКРОПОЛЬ «ДАФНИС И ХЛОЯ» МАРК АВРЕЛИЙ ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ КАЛЬДЕРОН СЕРВАНТЕС ФЛОБЕР ИБСЕН ДОСТОЕВСКИЙ ГОНЧАРОВ МАЙКОВ ПУШКИН ДОПОЛНЕНИЯ СТАТЬИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ИЗДАНИЕ «ВЕЧНЫХ СПУТНИКОВ» 1914 г. ТРАГЕДИЯ ЦЕЛОМУДРИЯ И СЛАДОСТРАСТИЯ ТУРГЕНЕВ РУКОПИСНЫЕ РЕДАКЦИИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЯМ ИЗ «ВЕЧНЫХ СПУТНИКОВ» МАРК АВРЕЛИЙ. Э. РЕНАН О МАРКЕ АВРЕЛИИ ВЫПИСКИ И ЗАМЕТКИ О МОНТАНЕ МОНТАНЬ СТАТЬИ 1880 —1890–х гг., НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ В «ВЕЧНЫЕ СПУТНИКИ» СТАРЫЙ ВОПРОС ПО ПОВОДУ НОВОГО ТАЛАНТА РУССО РАССКАЗЫ ВЛ. КОРОЛЕНКО МИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАШЕГО ВЕКА ПАМЯТИ ТУРГЕНЕВА ПАМЯТИ А. Н. ПЛЕЩЕЕВА О ПРИЧИНАХ УПАДКА И О НОВЫХ ТЕЧЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА II. НАСТРОЕНИЕ ПУБЛИКИ. ПОРЧА ЯЗЫКА. МЕЛКАЯ ПРЕССА. СИСТЕМА ГОНОРАРОВ. ИЗДАТЕЛИ. РЕДАКТОРЫ III. СОВРЕМЕННЫЕ РУССКИЕ КРИТИКИ IV. НАЧАЛА НОВОГО ИДЕАЛИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТУРГЕНЕВА, ГОНЧАРОВА, ДОСТОЕВСКОГО И Л. ТОЛСТОГО VI. СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ К ТРАГЕДИИ СОФОКЛА «ЭДИП–ЦАРЬ» КРЕСТЬЯНИН ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОЧЕРКИ БАЛЬЗАК МИШЛЕ НЕОРОМАНТИЗМ В ДРАМЕ БРЮНЕТЬЕР О ЗАКОНАХ ДРАМЫ ЛЕМЕТР О МИСТИЦИЗМЕ В ТЕАТРЕ МЕТЕРЛИНК О БУДУЩНОСТИ ТРАГЕДИИ НЕМЕЦКАЯ КРИТИКА О СКАЗОЧНОМ ТЕАТРЕ МИСТЕРИИ МОРИСА БУШОРА БОБУР И ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА О СОВРЕМЕННОЙ НЕМЕЦКОЙ ДРАМЕ И ГАУПТМАНЕ

http://pravbiblioteka.ru/book/vechnye-sp...

[лат. Eleutherius, Eleutherus; греч. Ελευθριος] († 185 или 193), свт. (пам. зап. 26 мая), еп. (папа) Римский (со 171 или 177). Согласно Liber Pontificalis , Е.- грек из г. Никополь (не уточняется из какого, вероятно из Никополя в Эпире); его отца звали Авундий (Абендий). По сообщению Евсевия , еп. Кесарии Палестинской, Е. был диаконом при папе Аникете , на Римской кафедре стал преемником папы Сотера и занимал кафедру 13 лет ( Euseb. Hist. eccl. IV 22). Принял в Риме сщмч. Иринея Лугдунского (Лионского) с посланием Лугдунских исповедников (Ibid. V 4. 1-2). Согласно Liber Pontificalis, епископское служение Е. длилось 15 лет 3 месяца и 2 дня (в Liber Pontificalis начальный и конечный годы епископата Е. считаются за полные, тогда как Евсевий Кесарийский их не учитывает). Также в Liber Pontificalis уточняется, что Е. занимал кафедру при рим. императорах Марке Аврелии (161-180) и Коммоде (180-192) от консульства Вера и Геренниана до консульства Патерна и Брадвы. Для начальной даты понтификата Е. неправильно указано имя одного из консулов; вероятно, вместо Вер следует читать Север: Тит Статилий Север был консулом в 171 г. вместе с Луцием Альфидием Гереннианом. Для конечной даты понтификата Е. имя 1-го консула также дано неверно. Вероятно, речь идет о Тиберии Клавдии Матерне, к-рый был консулом вместе с Марком Аппием Атилием Брадвой Региллом Аттиком в 185 г., что соответствует правлению имп. Коммода. Эта информация содержится в каталоге папы Либерия (сер. IV в.), где, хотя и отсутствует точное указание о длительности епископского служения Е. на Римской кафедре, верно указаны имена консулов и императоров, с правлением к-рых совпадает понтификат Е. В Liber Pontificalis сообщается, что Е. умер 26 мая и погребен на Ватиканском холме рядом со св. ап. Петром. Однако эти сведения противоречат как общему исчислению длительности епископского служения, так и указанию в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где дата памяти Е. помещена под 6 сент. и названо место - в катакомбах на Соляной дороге. Болландист Д. Папеброх предположил, что при редактировании Liber Pontificalis дата смерти Е. была перепутана с датой перенесения его мощей с Соляной дороги на Ватиканский холм (составитель жизнеописания мог легко ошибиться, поскольку по рим. хронологической системе 6 сент. является 8-м днем до сентябрьских ид, в то время как 26 мая - 8-м днем до июньских календ). О захоронении Е. на Ватиканском холме упоминается в каталоге папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus, после 530), но в Мартирологе блж. Иеронима об этом не говорится. По преданию, впосл. мощи Е. покоились в ц. св. Иоанна (Сан-Джованни делла Пинья). В 1591 г. они были перенесены в ц. св. Сусанны на Квиринале; ныне находятся в капелле св. Лаврентия.

http://pravenc.ru/text/189695.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010