Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694, Тула - 30.05. 1778, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Род. в семье купца, в 1710 г. поступил в Марчуговскую Соловецкую пуст. Московской губ., 30 нояб. 1712 г. принял монашеский постриг. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) 16 марта 1716 г. в Москве Е. был рукоположен во иерея и направлен в гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь . Здесь Е. познакомился с первоначальником Саровской пуст. схииером. Иоанном (Поповым) , к-рый ок. 1722 г. благословил его нек-рое время служить в Кержебелбашском Успенском мон-ре Нижегородского у., окормляя бывш. раскольников, обращенных о. Иоанном в Православие. Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) По Указу духовной дикастерии от 16 янв. 1727 г. Е. поступил в Саровскую пуст. и стал ближайшим помощником схииером. Иоанна (Попова), проходил послушания на клиросе, занимался переписыванием книг. К нач. XX в. в обители хранились написанные им полууставом Ирмологии, Обиходы и стихиры праздничные, Псалтирь с канонами, различные канонники и келейное правило (частично сохр. в РГАДА. Ф. 357 и в фондах ГА Респ. Мордовия). 24 окт. 1734 г. по, вероятно сфабрикованному, «делу первоначальника» Иоанна (Попова), Е. был арестован, лишен сана, заключен в Тайную розыскных дел канцелярию. В числе прочего Е. обвиняли в переписывании запрещенных сочинений архим. Маркелла (Радышевского) . В 1738 г. Е. был отправлен в ссылку в крепость г. Орска. Служил пономарем сначала при крепостной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, затем при ц. в честь Преображения Господня. «Этот великий монах был особенно замечателен... терпением, твердостью в искушениях и незыблемой надеждой на Промысл Божий»,- писал о Е. в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митр. сщмч. Серафим (Чичагов) .

http://pravenc.ru/text/182129.html

он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

В 1700 г. Берлюковское монастырище было приписано к угодьям Чудова мон-ря . Из Москвы перевели на жительство 2 семьи монастырских крестьян и неск. монахов, к-рые устроили конный и скотные дворы, а купец Вукол Мартынов в 1701/02 г. построил новый каменный Никольский храм. Строителем возрождающейся обители был определен иером. Никифор, ставленник опальной царицы Евдокии Лопухиной. Однако вскоре Никифор бежал, был схвачен в С.-Петербурге, заточен в Богословскую пуст. 27 янв. 1732 г. строителем Б. п. был назначен пострижник Саровской пуст. иером. Иосия (Самгин), братия состояла из ссыльных иеромонахов Иакова, Сильвестра, иеродиак. Боголепа и др. В 1733 г. по доносу Тайная канцелярия обнаружила в Б. п. списки сочинений опального архим. Маркелла (Радышевского) (в т. ч. «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный»). Указом Синода от 17 янв. 1734 г. иеромонахи Иосия, Иаков, Сильвестр и иеродиак. Боголеп были арестованы и 4 апр. 1734 г. отправлены в С.-Петербург. Среди обнаруженных в монастырской б-ке рукописей был уникальный список «Слова понуждаемого к ... царю ... Алексею Михайловичу ...» К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария . Разбирательством лично занялся архиеп. Феофан (Прокопович) , обвинив братию в антиправительственном заговоре. Главой заговора посчитали действительного тайного советника, президента Коммерц-коллегии А. В. Макарова на том основании, что семья Макаровых исповедовалась у о. Иосии. Указом имп. Анны Иоанновны в дек. 1738 г. монахи Б. п. были расстрижены и сосланы на каторжные работы в Сибирь и Охотск, а иером. Иосия был бит кнутом, подвергся вырезанию ноздрей и был сослан на вечное поселение на Камчатку. Решением Святейшего Синода Б. п. подлежала закрытию, оставшиеся в ней насельники и имущество - переводу в др. мон-ри. В 1759 г. пустынь числилась среди действующих, по описи 1764 г. в ней находились каменный одноглавый двухпрестольный храм во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца, деревянная колокольня, 2 настоятельские кельи, «крытые дранью, при одной через сени - хлебня, при другой - клеть», 4 братские кельи с сенями, сенной и тележный сараи, 2 хлебных амбара, бревенчатая ограда со св. вратами. Рядом с оградой находились скотный двор, конюшня, деревянная изба для конюхов. Вся пустынь занимала 29 ´ 49 сажен земли. Братии вместе с настоятелем и священником было 8 чел. После представления настоятелем игум. Никоном в Московскую духовную консисторию записки о бедственном положении Б. п. 30 апр. 1770 г. обитель была упразднена, имущество передано подмосковному Екатерининскому мон-рю .

http://pravenc.ru/text/78164.html

Сочинение удостоено премии Имени Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 6) «Письма преосвященного Виктора Садковского, первого минского архиепископа» (150 писем), собранные и объясненные г. Рункевичем. Минск. Отпечатаны в «Минских Епархиальных Ведомостях» за 1891 г. 23 и 24, 1892 г. 1–12, 15–24 и в отдельных оттисках. 7) «Религиозные мотивы в сочинениях А.С. Пушкина», СПБ. 1899 г. и 8) журнальные довольно многочисленные статьи, из которых многие вошли в представленную на соискание Уваровской премии книгу о Св. Синоде, предварительно напечатанные в «Христианском Чтении». По исчисленным ученым сочинениям и изданиям г. Рункевич пользуется известностью в русской церковно-исторической литературе. Ими он достаточно подготовил себя к ученому предприятию – приступить к составлению подробной истории русской церкви под управлением Св. Синода. Началом успешного исполнения этого предприятия, положенным в издании первого тома «Истории», заключающего в себе обширное исследование и изложение происхождение и первоначального устройства Св. Синода, г. Рункевич составил себе имя в русской церковно-исторической литературе. Новый ученый труд г. Рункевича составляет весьма ценный вклад в церковно-историческую литературу о Св. Синоде и отличается выдающимися особенностями. Автор такого сочинения не может и не должен опасаться не только объективного обстоятельного научного разбора его труда, но и притязательной на строгость критики его недостатков, воззрений и отношений к другим исследователям. Всякого рода критические замечания относительно исследуемого автором предмета, не лишенные научных оснований, могут служить лишь к научному уяснению авторитета Св. Синода в русской церкви. Безвозвратно прошло время, когда возможны были опасения за авторитет Св. Синода от критических воззрений на его происхождение, историю и современное значение. Не могли и не могут колебать его церковного авторитета ни оппозиционные ему возражения Маркелла Радышевского и Арсения Мацеевича, ни полемические нападения на него заграничных иноверных писателей, публицистов и подпольной раскольнической и старообрядческой письменности, ни письма даже таких пользующихся мировой известностью писателей, как гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Дорофею (Замятину), а сам большую часть времени проводил в уединенной молитве в пещерах, где слева от пещерной церкви, на месте первоначальных подвигов старца, стоял гроб, к-рый он подготовил для себя. Последние годы жизни принесли старцу тяжелые испытания. В 1730 г. саровский иером. Иосия (Самгин), утративший доверие И. и смещенный им с должности казначея, ушел из обители и возглавил Берлюковскую во имя святителя Николая Чудотворца пустынь Конфликт усугубился показаниями, к-рые по собственной инициативе стал давать в Московской синодальной конторе саровский мон. Георгий (Зворыкин Григорий), страдавший психическим заболеванием. После разбирательств его показаний и доноса о. Иосии в Саровской пуст. произвели обыск, была найдена запрещенная книга архим. Маркелла (Радышевского) «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный и на книгу О блаженствах», в к-рой критиковались церковные реформы имп. Петра I и архиеп. Феофана (Прокоповича) . На допросах выяснилось, что И. приобрел тетради с сочинениями архим. Маркелла в Москве у книготорговцев Щелягиных и поручил братии переписать их. Следствие по делу саровских монахов, получившее политический оборот, расследовалось в Тайной канцелярии. Осенью 1734 г. И., а также иером. Ефрем (Коротков) , иеродиак. Феофилакт и мон. Аарон были арестованы. И. скончался в тюрьме Тайной канцелярии, последняя выдача «кормовых» денег, согласно расходной книге, состоялась 16 дек. 1737 г. Старец был похоронен рядом с Преображенской ц. в Колтовской слободе, находившейся около Тайной канцелярии. В 1849 г. писатель А. Н. Муравьёв инициировал сбор средств для постройки вместо ветхой Преображенской ц. нового каменного храма (снесен в 1932). В числе первых жертвователей был саровский игум. Исаия II с братией. Попытка найти могилу или архивные сведения о точном месте захоронения И., предпринятые Муравьёвым, не увенчались успехом. В 1861 г. при строительстве Преображенской ц. были найдены останки некоего человека с железными цепями на ногах, мощи были положены в храме; благочестивые прихожане служили здесь панихиды по старцу.

http://pravenc.ru/text/469526.html

В 1725-1736 гг. Новгородскую кафедру возглавлял архиеп. Феофан (Прокопович). Его всевластие во многом основывалось на умении придавать малейшим провинностям политический характер. С особой жестокостью каралось неслужение молебнов при вступлении на престол имп. Анны Иоанновны, в дни ее именин и годовщин коронации, неучастие малолетних сыновей духовенства в присягах 1730 и 1731 гг. Примерами служат сохранившиеся указы о нещадном битье плетьми священника и пономаря Тихвинского посада (1730), священника Мусицкого погоста Новгородского у. (1732; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 291). Многие видные представители новгородского духовенства, не согласные с действиями архиепископа, оказались под следствием. Так, одним из первых, разбиравшихся в учрежденной в марте 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел, стало дело бывш. архим. Юрьева мон-ря Маркелла (Родышевского (Радышевского) ), давнего обличителя Феофана (Прокоповича). Лишились сана и монашества архимандриты Иверского мон-ря Серафим (Саввин) как «потатчик и угодник» арестанта (1733), Кий-Островского Крестного мон-ря Сергий (бит кнутом и в 1736 направлен «в работы» в Хутынский мон-рь); настоятель Юрьева мон-ря архим. Андроник скончался в 1734 г. в тюрьме при Синодальной канцелярии. В 1734-1740 гг. действовала Следственная новгородская о неприсягавших комиссия, к-рая «учинила решения» о 6529 лицах; Синод «согласовался» с предложением Тайной канцелярии от 10 сент. 1734 г. о наказании плетьми родителей и их детей только в случае, когда последним было не менее 8 лет от роду. В 1735-1736 гг. была проведена акция, значительно сократившая количество монахов и монахинь: всех постриженных «без указа» расстригли и определили на прежние места жительства: в Новгородской епархии к расстрижению назначили 494 чел. В февр. 1736 г. архиеп. Феофан начал расследование о «законности» существования Валаамского мон-ря, возрожденного 20 годами ранее; после смерти Феофана (8 сент. 1736) дело было закрыто, а 13 сент. Синод передал мон-рь в непосредственное ведение епархии.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В 1928 году Одрин был закрыт. Братия разогнана, старшие монахи расстреляны, либо сосланы в лагеря. Последующее разграбление коснулось всего монастырского имущества. В апреле 1995 года на момент возрождения обители как женской из 92 построек осталось только два полуразрушенных здания: игуменский дом и бывший братский корпус. За пять лет сделано немало: возведены святые врата, звонница, отремонтирован братский корпус, начато строительство ограды и реставрация игуменского дома. Возросла и община. 4 января 1998 года в жизни Николо-Одринской пустыни произошло знаменательное событие. Прямо на глазах у сестер обновился образ Николая-чудотворца, подаренный монахиням Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком. Древний же образ святителя Николая в советское время был утрачен и до сих пор вновь не обретен. Берлюковская Николаевская пустынь Берлюковская Николаевская пустынь расположена в восемнадцати километрах от города Ногинска, в сорока – от Москвы. Первоначально, говорят, на месте нынешнего монастыря около 1606 года поселился старец Варлаам и с ним пришли сюда две старицы – Евдокия и Иулиания, игуменья и казначея близлежащего Успенского Предтеченского монастыря, с сестрами. Старицы имели у себя икону святителя Николая, из-за которой у них выходили распри, так как каждая хотела владеть ей. Тогда старец Варлаам, чтобы помирить их, построил для образа Угодника большую часовню. Вот первое начало монастыря. С течением времени тот же Варлаам построил в первых годах царствования Михаила Феодоровича на месте часовни небольшую каменную церковь во имя Угодника. Однако, по преданию, после смерти Варлаама пустынька опустела; запустел и храм. Потом здесь поселились какие-то темные люди, под видом подвижничества занимавшиеся грабежом и разбоем. Предводитель их за свой страшный вид, – ибо ходил, говорят, всегда в одежде, сшитой мехом вверх, мехом обкладывая и голову, – получил название Берлюка или Бирюка, что по-простонародному значит – «зверь» или «волк». Оттуда и пустынь впоследствии получила название Берлюковской. Говорят, что за свои разбои Берлюк со своими товарищами был, наконец, схвачен и казнен. А пустынька без последнего осталась и окончательно запустела. Храм Угодника начал разрушаться, «входы его распались и поросли травой и кустарником, а икона святителя Николая продолжала находиться в запустелом храме». Вот что мы знаем о самых первых временах Берлюковской пустыни, и то знаем только из народного предания. После того судьба ее часто менялась. Расцветшая было в начале XVIII века, обитель потом в царствование Анны Иоановны вдруг подверглась раз грому, втянутая в лице своего строителя Иосии (и нескольких иноков) в известное дело Маркелла Радышевского, обвинявшего Феофана Прокоповича в протестантстве, и оставалась почти в полном запустении до времен Платона, митрополита Московского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ласси не рекомендовал никого и Иов не нашел в своей епархии обучавшихся в школах священников, почему и обратился с требованием к житомирскому епископу Варлааму, который и рекомендовал протоиерея Михаила Москаленко–Александровского. Последний и был определен 47 . Назначавшимся во флот обер–иеромонахам и в армию обер–полевым священникам выдавалась от Св. Синода инструкция, соображаясь с которою они должны были исправлять возлагавшиеся на них обязанности. Эта инструкция, будучи согласна в главных своих частях с вышеизложенными положениями морского и воинского устава о начальном священнике во флоте и обер–полевом священнике в армии, имела некоторые внешние особенности. Назначавшимся собственно во флот обер–иеромонахам и для наблюдения над иеромонахами обыкновенно выдавались составленные архимандритом Феодосием и напечатанные 15 мая 1719 г. в С.–Петербургской типографии пункты о том, что «иеромонахам при флоте российском, корабельном обретающимся надлежит исполнять». Эти пункты даны были первым назначенным им на флот обер–иеромонахам: Гавриилу Бужинскому и Иннокентию Кульчицкому 48 а по примеру и после них давались от Св. Синода прочим обер–иеромонахам как напр. Рафаилу Заборовскому, Иустину Рудинскому и Сергию Астраханскому, получившему назначение быть за обер–иеромонаха во флоте 49 . В виду этих фактов безошибочно заключить, что рассматриваемые пункты составляли обыкновенную инструкции для назначавшихся в морской корабельный флот обер–иеромонахов. Назначавшимся в другие места иеромонахам и для других занятий выдавались и другие инструкции. Так, назначенному в Ригу к кн. Репнину «для предики Слова Божия» и наблюдения над тамошними священно–служителями Маркеллу Радышевскому была дана особая инструкция, которая разделялась на две части по существу и характеру содержавшихся в ней наставлений и правил. В первой части изложены подробный наставления и правила о произнесении поучений, которые содержатся и в «регулах» духовного регламента «о проповедниках Слова Божия», с некоторыми особенностями в редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Шестым Саровским строителем стал иеромонах Ефрем (Короткой) 76 , примечательный «своею строгою монашескою жизнию, терпением и твердостию во искушениях, и незыблемою надеждою на Промысл Божий» 77 и отличавший особенно милостивым отношением к старцу Феодору. Отец Ефрем был уроженцем города Тулы и происходил из купеческого звания. Оставив в девятнадцатилетнем возрасте из любви к Богу мирскую жизнь, 30.11.1712 года он принимает в Марчуговской пустыни Московской губернии 78 монашеский постриг. А 16.03.1716 года по благословению блюстителя Патриаршего престола, преосвященного Стефана (Яворского) , митрополита Рязанского 79 , рукополагается в Москве Астраханским епископом Иоакимом 80 в иеромонаха и назначается в Гороховский Знаменский монастырь на Красной Гриве. По собственному горячему желанию и по прошению Саровского первоначальника иеросхимонаха Иоанна (Феодорова) 16.01.1727 года иеромонах Ефрем переводится указом Темниковской духовной дикастерии в эту пустынь. Исполняя богослужебные послушания и всегда находясь при церковных службах, он имел наблюдение о чинном и неспешном чтении и пении 81 . Все свободное время, остающееся от храмового богослужения и келейного молитвенного правила, старец Ефрем уединенно упражнялся в чтении душеполезных книг, писал нотные ирмологии, обиходы и праздничные стихиры столпового пения, канонники, псалтирь с канонами и келейное правило. Да и сам он «был точно живое правило и устав для братствующих» 82 . И этот–то праведный муж вместе с почтенным Саровским первоначальником иеросхимонахом Иоанном и иеродиаконом Феодоритом в 1733 году по ложному доносу был заподозрен в государственной измене, в непочитании ее величества Анны Иоанновны, недоношении о «крамольных» бреднях лжемонаха Георгия (Зворыкина), в следовании еретическим правилам архимандрита Маркелла (Радышевского) о монашестве, несоответствующим Духовному регламенту, и преступных связях с раскольниками 83 , а в октябре 1734 года закован в кандалы и доставлен в Тайную бироновскую канцелярию, а затем лишен сана, бит кнутом и в 1738 году 84 , после кончины старца Иоанна († 4.07.1737 года) 85 и Феодорита 86 , сослан в тяжкое заточение в Орскую крепость 87 Оренбургского края 88 , где пробыл, исполняя за еду обязанности пономаря крепостного храма, без ропота на свою участь, в терпении и благодарной преданности Промыслу Всевышнего почти 17 лет! Со временем его оправдали и 5.06.1755 года указом Святейшего Синода безвинный страдалец Ефрем был освобожден, восстановлен в сане и возвращен в Саров.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

в год, выдаваемых из церковных сумм и казенным помещением в казармах. При церкви всегда имелся хор певчих – любителей из нижних чинов и иногда из гг. офицеров. С 1 января 1884 года, с разрешения начальника школы, на ежемесячно жертвуемые гг. офицерами, классными чиновниками и священником 60 рублей, нанятъ небольшой хор певчих из студентов здешней духовной академии. До 1860 года жалованье священника ограничивалось 250 р., с 1860 года оно было увеличено до 400 рублей, а с 1882 года доведено почти до 600 р. Из них 300 р. собственно жалованья, а 276 столовых. Священнику отводится приличное помещение с отоплением в казармах, в обер – офицерском флигеле. Приход церкви составляют военные чины школы, число которых простирается до 800 человек. Семейных людей при школе 20–30 человек. Большая часть офицеров и нижних чинов исповедуют православную веру. Иноверцев т. е. католиков, лютеран, евреев и магометан, около 20–25 человек. При Офицерской Кавалерийской школе, как и в полках вообще, есть учебная команда нижних чинов. В нее выбираются лучшие из рядовых, как по способностям, так и по поведению, предназначаемые по окончании годичного курса, для производства в унтер-офицерское звание и для замещения ими соответствующих должностей. Здесь, под руководством опытных офицеров, они обучаются чтению и письму, топографическому черчению, составлению рапортов и других служебных бумаг, а также арифметике и Закону Божию. Преподавание последнего лежит на обязанности священника. Более точные и полные сведения о госпитальном храме начинаются с 1791 г. Из доношения первенствующего во флоте иеромонаха Маркелла Радышевского видно, что в это время уже был Котлиностровский госпиталь и в нем храм, в котором служил белый священник. Он находился где-то на южной стороне города, около так называемых губернских флигелей. За несколько лет до 1791 г. госпиталь передвинулся ближе к нынешнему месту. На плане Кронштадта 1791 г. часть госпитальных зданий занимает с.-вост. угол города, а главная часть растянута по нынешней Песочной улице, от Богоявленской до Наличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010