Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Справка об исторической достоверности художественного фильма режиссера А. Учителя По представленным на исследование сценарию фильма и двум трейлерам 28.06.2017 4782 Время на чтение 34 минут Император Николай II и Императрица Александра Феодоровна полюбили друг друга с детства. В 1884 г. Аликс, так называли Принцессу Алису домашние, приехала на свадьбу своей старшей сестры Эллы, которая выходила замуж за Великого Князя Сергея Александровича. Во время праздничного застолья Цесаревич Николай сидел рядом с юной Принцессой и после свадьбы записал в дневнике: «Я сидел с маленькой двенадцатилетней Аликс, которая мне ужасно понравилась». Цесаревич тоже понравился Принцессе. В 1916 г. в письме к Супругу Императрица Александра Феодоровна свидетельствовала: «Моё детское сердце уже стремилось к Тебе с глубокой любовью». В январе 1889 г. Принцесса Алиса снова приехала в Россию в гости к своей сестре Элле. Цесаревич нашёл, что Аликс «очень выросла и похорошела» . Чувство влюблённости в отношении гессенской Принцессы, зародившееся у Наследника пять лет назад, вспыхнуло с новой и гораздо большей силой. Императрица Мария Феодоровна не считала Гессенскую Принцессу лучшей партией для своего старшего сына. Дело было не в личной неприязни, против самой Аликс Императрица ничего не имела, а в её довольно стойкой германофобии, доставшейся от датского периода её жизни. Александр III поначалу считал увлечение сына несерьёзным, а по политическим соображениям предпочитал женитьбу Наследника на дочери графа Парижского Луи-Филиппа Альбера Орлеанского, претендента на французский престол. Императрица Мария Феодоровна пыталась завести разговор с сыном по поводу его возможного сватовства к Елене, но встретила с его стороны почтительный, но стойкий отказ. Вскоре, вопрос этот отпал сам собой, так как Елена Орлеанская заявила, что никогда не откажется от католичества. Между тем, Принцесса Алиса, несмотря на свою искреннюю и горячую любовь к русскому Престолонаследнику, тоже не хотела изменять своей лютеранской вере. В августе 1890 г. Аликс приехала погостить к сестре в Ильинское. Родители запретили Николаю Александровичу туда ездить, пока там находится Аликс, а ей видеться с Цесаревичем запретила накануне поездки её бабушка - королева Виктория. В дневнике Цесаревич писал: «Боже! Как мне хочется поехать в Ильинское, теперь там гостит Виктория с Аликс; иначе если я не увижу теперь, то ещё придётся ждать целый год, а это тяжело!!!».

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово перед панихидой по императрице Марии Феодоровне в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 28.09.2006 224 Многоуважаемый Александр Сергеевич! Многоуважаемая Валентина Ивановна Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга! Уважаемые представители королевских домов Европы, органов государственной власти России и Дании! Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы отдаем дань благодарной памяти дочери датского Королевского дома, которая стала верной супругой Российского императора Александра Александровича. Горячо полюбив ставший для нее единоверным православный русский народ, императрица Мария Феодоровна много сил положила для блага нашего Отечества. Нельзя не вспомнить те прекрасные человеческие качества, которыми наделил ее Господь. Почившая императрица была деятельной благотворительницей, тонким дипломатом, государственно мыслящим человеком. Она всегда старалась быть с народом, заботясь о его благе и в радостях, и в испытаниях. После кончины венценосного супруга она была рядом со своим сыном - императором Николаем Александровичем, и помогала мудрыми наставлениями в несении Креста правителя государства Российского. Душа ее особенно болела за Россию и за ее жителей тогда, когда над нашей Родиной сгустились тучи безумной смуты, невиданной по накалу богоборческих и братоубийственных страстей. Пройдя через горнило испытаний, потеряв в огне революции двух сыновей и пятерых внуков, оказавшись за пределами России, императрица Мария Феодоровна не утратила любви к нашему народу. Крепкое упование на Бога и верность высшим нравственным идеалам вселяли в нее надежду на лучшее будущее для нашего Отечества. Ныне императрица Мария Феодоровна, имевшая желание быть похороненной в России, возвращается в дом, ставший для нее родным. Убежден: наилучшей данью ее памяти станет возрождающаяся Россия - Россия, вновь идущая по пути Христову, Россия, стремящаяся жить в мудрости и благочестии, жить по правде и по вечному нравственному закону.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Скачать epub pdf (Основные особенности личности и творчества). Феодор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года, в Москве, в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных – Михаила Андеевича Достоевского. Дед писателя по отцу, Андрей Михайлович, был протоиерей в г. Брацлаве, Подольской губернии. Один из сыновей о. Андрея, Лев Андреевич, дядя писателя тоже был священником. Из шести дочерей о. Андрея – три стали матушками, выйдя замуж за священников. Отец писателя Михаил Андреевич сначала обучался в Каменец-Подольской Семинарии, но не окончив ее, с согласия и благословения матери удалился из отеческого дома в Москву, где поступил студентом в Московское отделение Медико-Хирургической Академии. По свидетельству младшего брата писателя, Андрея Михайловича, их отец, после окончания курса медицинских наук в Академии, в 1812 г. был командирован на службу лекарем в военные лагеря, а затем в Бородинский пехотный полк, где получил звание штаб-лекаря. Из Бородинского полка он был переведен ординатором в Московский военный госпиталь в 1818 г. Затем, в 1821 году уволен из военной службы и назначен лекарем в Московскую Мариинскую больницу, со званием штаб-лекаря. Дослужился он до чина коллежского советника и был кавалером трех орденов. По свидетельству близких, он был человек чрезвычайно раздражительный, вспыльчивый и заносчивый, угрюмый и замкнутый, болезненно ревнивый, а кроме того, еще и страдал хроническим алкоголизмом. Мат Достоевского, Мария Феодоровна Нечаева, происходила из купеческой семьи. Дед писателя по матери, Феодор Тимофеевич Нечаев, в конце 18-го века переселился из глуши Калужской губернии в Москву и сначала служил сидельцем в лавке, а затем вступил в третью купеческую гильдию и стал торговать самостоятельно в суконном ряду. Потом он купил дом и выдал свою старшую дочь за представителя московской коммерческой аристократии – Александра Куманина. Младшая дочь Феодора Тимофеевича – Мария Феодоровна Нечаева, девушка светлой души, жизнерадостная и религиозная, – стала женой штаб-лекаря Достоевского и матерью гениального писателя. Она любила поэзию, ценила и любила Жуковского и Пушкина, зачитывалась романами, была очень музыкальна, пела народные песни и романсы под собственный аккомпанемент на гитаре. Будучи любящей женой и матерью, Мария Феодоровна умела смягчать жесткий, угрюмый и вспыльчивый характер мужа и была первой учительницей всех своих детей. Старинный портрет Марии Феодоровны, изображающий скромную молодую женщину в белом платье, с открытой шеей, с ниспадающими шелковистыми локонами вдоль щек, по верному и меткому замечанию известного биографа Достоевского Л. Гроссмана, – напоминает нам наряд и прическу Татьяны Лариной. Отсюда позволительно предположить, что мать писателя, любившая и ценившая Пушкина, своим идеалом считала Татьяну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Русское Православие в Германии Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре От редакции. Здесь публикуется перевод двух глав из диссертации архимандрита Макария, написанной им во время пребывания на богословском факультете Университета Мартина Лютера в Галле (Германия) и защищенной там же в 1988 г. В 1999 г. эта работа была опубликована в Эрлангене в серии ΟΙΚΟΝΟΜΙΑ (Bd. 38). В издательском предисловии сообщается, что впервые за несколько последних десятилетий богослову, получившему образование в православной Академии, была присвоена ученая степень евангелического богословского факультета. II. Великая герцогиня и великая княгиня Мария Павловна 1786–†1859) Основание и жизнь веймарского православного храма неразрывно связаны с именем великой княгини и великой герцогини Марии Павловны, дочери русского царя Павла I Вступив в брак с наследником веймарского герцога Карлом Фридрихом, она прибыла в Веймар в сопровождении православного клира, оставаясь здесь до своей кончины. Пребывание в Веймаре православной герцогини и послужило непосредственным поводом для того, чтобы основать здесь православный храм. Кем же была Мария Павловна и каким образом можно охарактеризовать ее деятельность в Веймаре? Она родилась 16 февраля 1786 г. в царской семье в Петербурге и была в семье пятым ребенком 1550 . Ее воспитательницей была швейцарка Мазебет; «ее ученица оставалась ей благодарной до конца дней» 1551 . Позднее композитор Сарти преподавал юной великой княжне музыку и считал, что у нее к тому имеется большой талант 1552 . В 1795 г. ей пришлось пережить смерть младшей трехлетней сестры Ольги, а в 1801 г. – насильственную смерть отца, императора Павла I. Павел был женат дважды и оба раза на немках. Первой его женой была принцесса Вильгельмина Дармштадтская (Наталия Алексеевна). Вторая жена, София Доротея Августа Вюртембергская (Мария Феодоровна), была матерью Марии Павловны. При описании деятельности Марии Павловны подчеркивается, что Мария Феодоровна примером собственных трудов оказала большое влияние на дочь в том, что касается ее позднейшей благотворительности 1553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре 16 июля, 2012 От редакции. Здесь публикуется перевод двух глав из диссертации архимандрита Макария, написанной им во время пребывания на богословском факультете Университета Мартина Лютера в Галле (Герма­ния) и защищенной там же в 1988 г. В 1999 г. эта работа была опубликована в Эрлангене в серии OIKONOMIA (Bd. 38). В издатель­ском предисловии сообщается, что впервые за несколько последних десятилетий богослову, получившему образование в православной Ака­демии, была присвоена ученая степень евангелического богословского факультета. II. Великая герцогиня и великая княгиня Мария Павловна – †1859) Основание и жизнь веймарского православного храма неразрывно связаны с именем великой княгини и великой герцогини Марии Павловны, дочери русского царя Павла I Вступив в брак с наследником веймарского герцога Карлом Фридрихом, она прибыла в Веймар в сопровождении православного клира, оставаясь здесь до своей кончины. Пребывание в Веймаре православной герцогини и послужило непосредственным поводом для того, чтобы основать здесь православный храм. Кем же была Мария Павловна и каким образом можно охарактеризовать ее деятельность в Веймаре? Она родилась 16 февраля 1786 г. в царской семье в Петербурге и была в семье пятым ребенком 1 . Ее воспитательницей была швейцарка Мазебет; “ее ученица оставалась ей благодарной до конца дней” 2 . Позднее композитор Сарти преподавал юной великой княжне музыку и считал, что у нее к тому имеется большой талант 3 . В 1795 г. ей пришлось пережить смерть младшей трехлетней сестры Ольги, а в 1801 г. — насильственную смерть отца, императора Павла I. Павел был женат дважды и оба раза на немках. Первой его женой была принцесса Вильгельмина Дармштадтская (Наталия Алексеевна). Вторая жена, София Доротея Августа Вюртембергская (Мария Феодоровна), была матерью Марии Павловны. При описании деятельности Марии Павловны подчеркивается, что Мария Феодоровна примером собственных трудов оказала большое влияние на дочь в том, что касается ее позднейшей благотворительности 4 .

http://pravmir.ru/hram-svyatoy-ravnoapos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Царственная мц. кнж. Ольга Романова. Икона. 10-е гг. XXI в. Иконописец М. В. Сергеева Царственная мц. кнж. Ольга Романова. Икона. 10-е гг. XXI в. Иконописец М. В. Сергеева (3.11. 1895, Царское Село - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж., старшая дочь св. мучеников имп. Николая II Александровича и имп. Александры Феодоровны . Крещена во имя равноап. кнг. Ольги 14 нояб. 1895 г. в домовой ц. Царскосельского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым ; восприемниками О. Н. стали имп. Мария Феодоровна , вел. кн. Владимир Александрович. После причащения новорожденной имп. Мария Феодоровна возложила на О. Н. высший жен. орден Российской империи - вмц. Екатерины. С 8 лет О. Н. проходила курс домашнего обучения. 11 июля 1909 г. была назначена почетным командиром 3-го Елизаветградского гусарского Её Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полка Русской императорской армии. Во время первой мировой войны О. Н., как и ее мать и сестры, ухаживала за ранеными в организованных во дворцах (Царскосельском и Петергофском) лазаретах. Вместе с сестрой Татианой прошла курс обучения сестер милосердия военного времени. Сначала была назначена хирургической сестрой, но не смогла выносить психологическое напряжение во время операций и была переведена из хирургического отд-ния. Работала в госпитальных палатах, убирала за ранеными, ухаживала за ними. Состояла членом Комитета помощи солдатским семьям, вела большую общественно-благотворительную деятельность, хотя из-за стеснительности не любила публичных выступлений. После Февральской революции 1917 г. находилась вместе с семьей под домашним арестом в Царском Селе, затем, с авг. того же года,- в Тобольске. В кон. апр. 1918 г. ее отец, мать и сестра Мария были увезены в Екатеринбург, О.

http://pravenc.ru/text/2578373.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом... " О.Н.Куликовская-Романова надеется на то, что возле гроба Императрицы Марии Феодоровны будут регулярно совершаться богослужения 29.09.2006 361 Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он является сейчас. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС заявила супруга племянника Царя-Мученика Николая II Александровича - Тихона Николаевича - Ольга Николаевна Куликовская-Романова. После окончания церемонии перезахоронения праха Императрицы Марии Феодоровны Ольга Николаевна заявила, что она надеется, что и в ближайшие даты - 13 октября (день кончины) и 26 ноября (день рождения) - в соборе Петропавловской крепости возле гроба Императрицы пройдут панихиды. " Мария Федоровна, принявшая в России Православие, была полноценным членом Церкви, посещала богослужения, свято чтила память своих близких. В ее дневниках часто встречаются записи о том, как она заказывала панихиды в дни рождения, именин и смерти всех своих близких " , - сказала по этому поводу О.Н.Куликолвская-Романова. По ее словам, даже в датской королевской усыпальнице в Роскилле, где в течение почти 78 лет покоился прах Марии Феодоровны, проводились православные богослужения в дни ее памяти. " Петропавловский собор должен стать полноценным храмом, а не преимущественно музеем, каковым он сейчас является, чтобы царские усыпальницы не были просто музейными экспонатами " , - считает Ольга Николаевна. Напомним, что ранее, отвечая на вопрос одного из участников Санкт-Петербургского Патриотического Форума , О.Н.Куликовская-Романова также коснулась проблемы передачи Петропавловского собора Санкт-Петербурга Русской Православной Церкви . " Что касается передачи храма в церковное владения, - отметила О.Н.Куликовская-Романова, - то я не знаю, сможет ли Церковь потянуть подобные расходы. Это ведь тоже вопрос довольно серьезный. Я не говорю, что сейчас он прекрасно содержится, но все-таки, несмотря на то, что ремонты в соборе идут по 6-8 лет, он как-то поддерживается " .

http://ruskline.ru/news_rl/2006/09/29/pe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.3 из  5) Оглавление XV. Последние недели. Отрывки из екатеринбургского дневника Некоторые заметки о Екатеринбургском дневнике С того времени, как Августейшую Семью Романовых насильно сослали в Тобольск, прошло 8 месяцев. К апрелю 1918 года события приняли критический оборот. Местные большевистские власти в Екатеринбурге и Омске хотели захватить Семью. Их сдерживало только то, что ЦИК в Москве пока не одобрял этот план. Наконец, 9/22 апреля из Москвы прибыл новый комиссар Василий Яковлев, который привез приказ отправить Семью в неизвестное место назначения. Сначала он хотел забрать только Николая Александровича, но, натолкнувшись на его решительный отказ расстаться с родными, разрешил ему, в конце концов, взять всех, кого он пожелает. Время для переезда было неподходящее. Алексей Николаевич, который еще раньше подхватил сильный кашель и страдал от серьезных внутренних кровотечений, вызванных постоянным кашлем, только еще поправлялся и был слишком слаб. К тому же, неосторожное падение привело к еще одному кровоизлиянию, на этот раз — в пах и ниже — в ногу. Жильяр свидетельствовал, что это было еще хуже, чем мучительная боль, которая была в Спаде — одна ступня была полностью парализована. Доктор Деревенко, сопровождавший Семью, был в отчаянии. У него кончились лекарства, новых он не мог достать и не мог облегчить страдания ребенка. Решили, наконец, что Императрица и Великая княжна Мария Николаевна поедут с Императором, другие же останутся, пока Алексей не поправится, чтобы ехать. Поездка была мучительной. Страдальцам предоставили открытые тряские повозки при все еще морозной погоде. Домочадцы положили в одну из них матрац, чтобы Александра Феодоровна могла на нем лежать, а дно закрыли соломой. Во время поездки они пешком переходили реки, покрытые тонкой корочкой льда, держась друг за друга, цепочкой, по узким доскам. В одном месте их заставили идти по колено в ледяной воде, и Император перенес Императрицу на руках. Тем не менее, когда они приехали в Тюмень, Александра Феодоровна попросила коменданта послать детям телеграмму, что “все благополучно прибыли”.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Бад Наугейм. Церковь Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Хотя известность Бад-Наугейма, расположенного у лесистых гор Таунуса, как бальнеологического курорта, исцелявшего своими горячими соляными источниками разные виды ревматизма и болезни сердца, начинается с середины XIX века, русским он полюбился только в самом его конце. Перед началом Первой мировой войны на курорт из России прибыло 4214 человек (20 % общего числа гостей) — две трети из них были православными. Эти гости принадлежали в основном к аристократическим или богатым буржуазным кругам. Трижды (1897, 1903, 1909) бывал здесь молодой Александр Блок, первые два раза, сопровождая мать, в третий — возвращаясь из поездки в Италию. Поэт посвятил Бад-Наугейму цикл стихов «Через 12 лет». В 1912 по следам Блока в нем побывала Е. Ю. Кузьмина-Караваева, будущая мать Мария (Скобцова). Лечился на курорте также философ В. В. Розанов с женой, художник И. И. Левитан. Некоторые гостиницы в городе носили русские названия: «Санкт-Петербург», «Вилла Романов» и «Вилла Александра»; на русском языке печатали свои объявления местные газеты. Русских часто можно было встретить в курпарке, где находились главнейшие источники и ванные заведения, и в курзале, в котором постоянно устраивались театрально-концертные вечера. Климат курорта считался «умеренным и здоровым». В соседнем замке Фридберг провели свое детство вел. кнн. Елизавета Феодоровна и ее сестра — Императрица Александра Феодоровна. Первый взнос на устройство православной церкви сделала фрейлина Мария Федоровна Головина, отдыхавшая в Бад-Наугейме. Летом 1901 в городе был устроен русский благотворительный вечер, половина сборов от которого предназначалась на постройку церкви. Через год, под председательством прот. Иоанна Альбова из Петербурга, состоялось собрание, постановившее открыть подписку и просить казначея берлинского Свято-Владимирского братства прот. Алексия Мальцева «взять строительство под свое покровительство». В это время русские отдыхающие молились в зале местной школы.

http://sobory.ru/article/?object=21627

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010