Программы предоставлены  радио «Град Петров» . При копировании указание на авторство радио «Град Петров» обязательно. Статья — предупреждение об уклонениях от Евангельской святости, которые, к сожалению, были и остаются распространенными среди православных верующих. В «Типах религиозной жизни» Мать Мария (Скобцова) разбирает синодальный, уставщический, эстетический, аскетический виды искажения веры. В завершение очерка Мать Мария (Скобцова) рисует подлинный — евангельский тип веры. «Типы религиозной жизни» — не абстрактное рассуждение или пустая критика. Мать Мария (Скобцова), без сомнения, сама принадлежала этому евангельскому «типу религиозной жизни». Опыт веры в диаспоре, где для бытовой, «автоматической» веры просто нет почвы, где она или уничтожается или превращается в националистический или ностальгический бред стал основным для рефлексии православия (в нашей стране это был опыт гонений) в XX веке. Христианство действительно вернулось к ситуации своего зарождения: крохотные общины в окружении языческого мира. Для «диаспоральной» ситуации современного православия — св. Мария (Скобцова) — пример. Ее кенотическое, жертвенное служение обездоленным, смерть в нацистском концлагере делают «Типы религиозной жизни» богословием в святоотеческом смысле — богословием от опыта. Вот слова Марии (Скобцовой) о евангельском «типе религиозной жизни», которые с полным правом мы можем отнести к самой матери Марии: «Пусть мы призваны к духовной нищете, к юродству, к гонениям и поношениям, — мы знаем, что это единственное призвание, данное нам Самим гонимым, поносимым, нищающим и умаляющимся Христом. И мы не только верим во обетования и блаженства, — сейчас, сию минуту, среди унылого и отчаявшегося мира, мы уже вкушаем это блаженство тогда, когда с Божьей помощью и по Божьему повелению отвергаемся себя, когда имеем силу отдавать свою душу за ближних своих, когда в любви не ищем своего». Группа Вконтакте Facebook группа Типы религиозной жизни Если мы начнем изучать историческое место, на котором мы находимся, или вернее, те исторические типы благочестия, которые сейчас выработало наше историческое положение, то мы сможем объективно и беспристрастно увидеть разные категории лиц, неодинаково понимающих религиозное призвание человека.

http://predanie.ru/book/68260-tipy-relig...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2012 Оливье Клеман. Таинство брата Мать Мария (Скобцова) погибла в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945 года. Действительно ли она своей смертью спасала жизнь другой женщины? Или была сожжена в печи по воле случая? Для агиографов даже сама ее кончина остается загадкой. Она долгое время надеялась выжить... И в течение последних недель, выменивая хлеб на нитки, вышивала необычную икону-ордалию: Божия Матерь обнимает крест, на котором изображен распятый Младенец Христос. Мать Мария (Скобцова) погибла в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945 года. Действительно ли она своей смертью спасала жизнь другой женщины? Или была сожжена в печи по воле случая? Для агиографов даже сама ее кончина остается загадкой. Она долгое время надеялась выжить... И в течение последних недель, выменивая хлеб на нитки, вышивала необычную икону-ордалию: Божия Матерь обнимает крест, на котором изображен распятый Младенец Христос. Для многих жизнь матери Марии была камнем преткновения. В прошлом соци-ал-революционерка, дважды бывшая замужем, обратившись в христианство, она осталась мыслителем левых взглядов, анархисткой революционного духа. Многих эмигрантов шокировала ее дружба с евреями. Она, монахиня, признавала, что жизнь большинства монастырей представляет собой лишь бледный суррогат жизни семейной. Это возмущало и почитателей созерцательного отшельничества, и ревнителей Opus Dei. Она отказалась от всякого уюта, будь то литургическое убаюкивание или тишина монастырского затвора, принимая до конца, до самой смерти суровую бедность, неиссякаемую изобретательность любви, чтобы навсегда занять свое место в «истощании», самоумалении Бога, ставшего человеком и в этом явившего миру все безумие Своей любви. В этой женщине нескончаемая, не­истовая и необузданная сила жизни была как затяжной прыжок любви. Не той любви, которая постепенно восходит к бесстрастию, но любви распятой, которая расширяется до бесконечных пределов и перерастает в духовное материнство. Руководствуясь чувством материнского сопереживания, девушкой-революционеркой она укрывала от полиции нищих ялтинских студентов, обучала письму питерских рабочих и, выйдя в 18 лет замуж по неудержимому порыву души, жаждала спасти будущего мужа от алкоголя и нищеты. Разве Александр Блок, питавший к ней щемящее чувство сострадания, не просил ее каждый день хотя бы просто проходить под его окнами и «по-матерински» вспоминать о нем?

http://aquaviva.ru/journal/olive-kleman-...

1, 1939 Первая и единственная публикация в сборнике «Православное Дело». Объединение «Православное дело» – благотворительная и культурно-просветительная организация, основанная причисленными в начале XXI столетия к лику святых матерью Марией (Скобцовой) и священником Димитрием Клепининым, на улице Лурмель в Париже. Г. П. Федотов был членом этой организации и именно ему было доверено написать предисловие к сборнику. В вводной статье мать Мария писала о целях и работе организации: «...Мы собрались вместе не для теоретического изучения социальных вопросов в духе православия. Среди нас мало богословов, мало учёных, и мы тем не менее хотим поставить нашу социальную идею и мысль в теснейшую связь с жизнью и работой. Вернее, из работы мы исходим и ищем посильного богословского её осмысления. Мы помним, что «Вера без дел мертва», и что главным пороком русской богословской мысли, – была её оторванность и беспочвенность от церковно-общественного ДЕЛА. Этой ошибки мы не хотим повторять. Ошибки, конечно, будут и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а Бог , да поможет нам видеть и исправлять их в неустанном нашем покаянии. Ряд статей, вошедших в этот первый Сборник, связан одной темой, это религиозное обоснование пути «Православного Дела». Исключением являются две статьи отца Сергия Булгакова и Н. А. Бердяева . Статья Бердяева написана по частному поводу, но поднимает общую проблему: христианская совесть и отношение к этой острой политической злобе дня. Статья отца Сергия Булгакова не имеет видимой связи с темой Сборника, но редакция дорожит ею из глубокого уважения к её автору, богословие которого так богато социальным вдохновением». «Православное Дело» существует более трех лет как организация практической христианской работы. Но только сейчас оно решилось вступить с теоретическим обоснованием своего дела. Конечно, кормить голодных, давать кров бесприютным и больным можно без всякого обоснования. Это христианская азбука, которую никто не оспаривает. Но делая ударение на этой, так называемой, социальной работе, «Православное Дело» было приведено к необходимости своего богословского самоопределения. Три года понадобилось для того, чтобы его самосознание созрело, и чтобы оно яснее увидело предназначенное ему, хотя бы скромное, историческое место в жизни и предании Церкви. Как это часто бывает, внутреннему созреванию содействовали внешние силы: нападки противников, создавшаяся вокруг «Православного Дела» атмосфера недоверия и подозрений. Мы были вынуждены утверждать наше православие и привести доказательства, в то же время отметить то, что мы считаем нашим особым призванием, нашим путем в православии. Новое сочетается со старым, как в каждом живом деле и «живом предании», и оба вырастают из вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни Если мы начнем изучать историческое место, на котором мы находимся, или, вернее, те исторические типы благочестия, которые сейчас выработало наше историческое положение, то мы сможем объективно и беспристрастно увидеть разные категории лиц, неодинаково понимающих религиозное призвание человека. Каждая категория имеет свои положительные и свои отрицательные черты. Очень вероятно, что только сумма их дает правильный облик многогранной христианской жизни. С другой стороны, классифицируя типы религиозной жизни в православии, надо иметь всегда в виду, что, наряду с отчетливыми и законченными представителями того или другого типа, большинство людей представляют из себя некое смешение двух, а зачастую и большего количества типов религиозной жизни. Классифицируя и определяя, очень трудно удержаться в рамках беспристрастия и объективности, потому что в жизни каждый человек притягивается к ему свойственному пониманию христианства и отталкивается от понимания ему чуждого. Тут можно только хотеть сделать все усилия, чтобы избежать такой пристрастности. Если, наблюдая верующих людей, вести с ними беседы, читать разнообразные книги и журналы, посвященные духовным вопросам, то сразу бросится в глаза невероятная многогранность понимания духовной жизни. Если же попытаться свести это разнообразие к каким-то более или менее определенным группам, то мне кажется, что в данный момент эти группы таковы: в православии существует: 1) синодальный тип благочестия, 2) уставщический тип, 3) эстетический, 4) аскетический и 5) Евангельский. Конечно, такое подразделение до некоторой степени условно. Жизнь гораздо сложнее. Очень вероятно, что есть и другие категории, которые мне не удалось почувствовать. Но такое условное подразделение очень помогает в понимании многих явлений нашей жизни и до известной степени дает возможность разобраться в собственных симпатиях и антипатиях, в собственном духовном пути. У каждого духовного типа есть своя, подчас очень сложная история, свой собственный генезис, каждый определяется разнообразнейшими условиями своего возникновения. Человек не только по внутреннему тяготению оказывается в одной или другой группе, но как бы и предопределяется к ней той средой, из которой он вышел, воспитанием, научением, влияниями. Попробуем характеризовать каждую категорию с точки зрения ее исторического возникновения, попробуем характеризовать ее нравственные свойства, ее быт, даже ее искусство, силу ее распространения, творческие возможности, заложенные в ней, ее соответствие современным задачам церковной жизни. 1

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одна из ключевых публицистических статей мыслителя. Горькая ирония Федотова была использована его врагами и не понята многими его коллегами по Свято-Сергиевскому богословскому институту. Монархические круги были не на шутку задеты сравнением Сталина с российскими императорами немецкого происхождения: «Все подозревают Сталина в расчетах на мировую революцию, в том, что он предает Россию испанцам, китайцам, не знаю кому. Какая слепота! Что может быть бесспорнее предательства Сталиным революции в Европе? Предательства республиканской Испании, предательства чешских коммунистов. Думают, что если тиран душит Россию, то обязательно в интересах Интернационала. Думают так единственно потому, что могут представить себе радикальное зло только в образе Интернационала и не догадываются, что служение Интернационалу тоже требует самоотречения, жертвенности, – тех добродетелей, на которые Сталин не способен. Быть полновластным хозяином страны, связать навеки свое имя с ее историей и пожертвовать этой страной в интересах человечества, братства трудящихся, поистине для этого требуется сверххристианская жертвенность. Всякий бандит, овладевший государством, перестает отделять интересы этого государства от своих собственных. Сталин, как немецкие императоры в Петербурге XVIII века, прежде всего хозяин России. Но хозяин хищнический, варвар, головотяп, который ради своих капризов или своей тупости губит землю, истощает ее силы». Митрополит Евлогий вынужден был созвать правление Богословского института и предложил вынести «порицание» публицистической деятельности Федотова, так как она приняла «характер опасный и угрожающий существованию института, вызывая смущение и соблазн в русском обществе». Федотов в это время находился в служебной командировке в Англии и тяжело переживал сложившуюся ситуацию. Правлению он ответил письмом, в котором указал на опасность ориентации Богословского института на правые круги эмиграции. В поддержку Федотова выступили студенты института, мать Мария (Скобцова), Н. А. Бердяев и другие члены Православного Дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2020 Биография от Бытия до Откровения Русский исход — это не русская смерть. Это жизнь русской культуры, в том числе русской поэзии, в других, хотя бы и не очень благоприятных, обстоятельствах изгнания. Примером такого «бытия в ином» является поэзия матери Марии (в миру Елизаветы Юрьевны Скобцовой), которая (речь о поэзии) стала другой, но и осталась той же. Григорий Беневич продолжает (и завершает) свой рассказ о матери Марии как поэте. Победа над злом (к высадке английского десанта в Нормандии). Вышивка матери Марии на полотне (лагерной косынке). 1944 год Молчание Вслед за участием в революции на стороне правых эсеров и в Гражданской войне для Елизаветы Скобцовой началась жизнь в эмиграции. В 1924 году семья добралась до Парижа. Пришло время осмысления событий русской революции. Стихи не писались — очевидно, из-за провала мессианских чаяний, выраженных в «Руфи» (1916), утраты внутренней правоты. В эти годы (1924–1926), однако, Скобцовой создаются замечательные прозаические произведения о революции и Гражданской войне: повести «Равнина русская» (1924) и «Клим Семенович Барынькин» (1925), а кроме того, очерки — «Последние римляне» (1924, о культуре русского модерна), «Друг моего детства» (1925, о К.П. Победоносцеве) и «Как я была городским головой» (1925, об уникальном опыте в качестве городского главы Анапы во время Гражданской войны). Радикальный переворот в душе Елизаветы Скобцовой произошел 7 марта 1926 года, когда умерла её младшая дочь Настя, — и она прошла через то, что можно назвать «огненным покаянием», увенчавшимся монашеским постригом в 1932 году. После поэтического молчания, длившегося с 1917 по 1927 годы, покаяния и прихода в Церковь к Скобцовой вернулся и поэтический голос, который уже не изменял ей до последних лет жизни. Стихи, написанные в 1927–1933 годах, были собраны в одну тетрадь (далее — «Тетрадь»), которая состояла из 12 разделов: «Люди», «Земля», «Города», «Ханаан», «Иное», «В начале», «Вестники», «Мать», «Покаяние», «Смерть», «Ликование», «Мир». «Тетрадь» в своем первоначальном виде до сих пор не опубликована, стихи из нее разбросаны по разным изданиям. Мать Мария включила часть стихов из «Тетради» — меньше половины — в сборник 1937 года, в котором только два раздела — «О жизни» и «О смерти». Несмотря на эти текстологические трудности, можно попробовать сказать об основных темах стихов «Тетради».

http://aquaviva.ru/journal/?jid=184641

Мать Мария (Скобцова) как художник и иконописец. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Репортажи Мать Мария (Скобцова) как художник и иконописец 08.06.2017 13:45 Версия для печати Москва, 8 июня, Благовест-инфо. Круглый стол «Мать Мария (Скобцова) как художник и иконописец» состоялся 5 июня в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына (ДРЗ) в рамках проекта литературно-философских собраний «Отражения». Встреча была посвящена осмыслению художественного наследия преподобномученицы Марии (1891-1945), поиску источников ее литургического творчества. Наталья Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ДРЗ выступила с докладом «Раннее творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой: между поэзией и живописью» (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (в девичестве Пиленко) – это имя будущая мать Мария носила после первого замужества – ред.) В воспоминаниях сохранились свидетельства о том, что еще в гимназии Лиза проявляла себя как «настоящая художница», что она не стремилась рисовать правильно и точно, но в своих рисунках старалась ярко выразить какую-то идею.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сортировать по Исключить новости 31 марта 1945 года мать Мария Скобцова погибла в печах Равенсбрюка Прозаик Ксения Кривошеина ведет сайт, посвященный Марии (Скобцовой) 31 марта, 2017 Прозаик Ксения Кривошеина ведет сайт, посвященный Марии (Скобцовой) В этом месяце вспоминаются две даты, связанные с именем монахини Марии (Скобцовой). 85 лет назад 16 марта она приняла монашеский постриг. А 31 марта 1945 года трагически оборвался ее земной путь в крупнейшем женском концентрационном лагере нацистов Равенсбрюк, находившемся в 90 километрах от Берлина. Ее жизнь была деятельной и яркой, наполненной событиями, творчеством, благими делами во имя ближних. Кончина – мученическая. Все это нашло отражение на сайте, который создала и ведет художник, публицист, прозаик Ксения Кривошеина, живущая в Париже. «…И все готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности…» – Ксения, мы с Вами беседовали после выхода Вашей новой книги в московском издательстве «Эксмо» –  «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Интервью было размещено на сайте СОММ – «Мать Мария (Скобцова) – возвращение на Родину». Давайте теперь поговорим о сайте, посвященном монахине Марии, – http://mere-marie.com/. Как Вам пришла идея его создания и сразу ли обозначились рубрики  или они постепенно «прорисовывались», в процессе работы? – К концу 90-х годов, когда в русском интернете только стали появляться первые сайты, у меня скопилось много материалов о матери Марии. Как я уже говорила, в 2000 году я задумала написать ее символическое изображение (парсунь), а в 2001 – возникла идея устроить выставку ее работ в Русском музее. Нужно было собрать воедино максимальное количество ее акварелей и икон, разбросанных по Европе, и привезти в мой родной город на Неве. Для предварительного знакомства зрителей с творчеством монахини Марии создание сайта было насущной необходимостью.  Многопрофильный специалист, знаток литературы и искусства Алексей Гринбаум стал  моим верным соработником, помощником в этом деле. И уже с первых месяцев появления сайта я начала получать письма от читателей и биографов монахини Марии, писавших о необходимости пополнения тех или иных разделов.

http://pravmir.ru/31-marta-1945-goda-mat...

Сортировать по Исключить новости Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой) Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине 31 марта, 2015 Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине В этом году пятая неделя Великого поста (память преподобной Марии Египетской) совпадает с датой гибели матери Марии (Скобцовой). Имя Мария для своего пострига и монашеского служения в 1932 году было выбрано Елизаветой Юрьевной неслучайно. К новой жизни с Богом и к служению людям она готовилась долго. Написала к постригу икону святой Марии Египетской, на которой изображен ангел, указывающий на неведомый град и мир, предрекая путь, по которому должна пройти святая. О ней столько уже написано, столько сказано! В 2000 году мне удалось собрать воедино семейный архив и опубликованные статьи о ней. Так появился первый сайт матери Марии на русском . Довольно быстро эта информация вызвала настоящий и неподдельный интерес к этой личности. Потом была выставка в России ее работ, книга «Красота спасающая» с предисловием митрополита Смоленского Кирилла, книга на французском в Париже , мемориальная доска в Риге и в Санкт-Петербурге, улица названная ее именем в Париже, вечера и экспозиции в музее Анапы и им. А. Ахматовой… 16 января 2004 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой) . Её имя долго возрождалось из пепла Равенсбрюка, и вот мать Мария вернулась к нам, чтобы рассказывать о вечных ценностях, просвещать нас любовью к ближнему, учить прощению и терпению. Сегодня, подходя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело».

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-na-rodin...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Мать Мария (Скобцова) – возвращение на родину Первая книга Ксении Кривошеиной  «Красота спасающая», посвященная творчеству матери Марии (Скобцовой), была выпущена в Санкт-Петербурге издательством «Искусство» в 2004 году. В нынешнем году в московском издательстве «Эксмо» вышла ее новая книга  «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней», где впервые публикуется подробная биография монахини Марии. В представленном интервью Ксения Кривошеина делится своими размышлениями о личности и жизни монахини Марии. Статья – Ксения Игоревна, давайте начнем с самого начала. Расскажите, пожалуйста, как, при каких обстоятельствах Вы узнали о матери Марии (Скобцовой)? Что особенно поразило Вас в этой личности?         – Мне бы хотелось начать с того, что, к сожалению, изучение ее деятельности было значительно затруднено в силу ряда причин. Во-первых, в силу исторических обстоятельств: Елизавета Юрьевна, будущая мать Мария, оказалась в эмиграции, и творчество ее, как, прочем, и вся жизнь, было разрублено пополам. Первая половина – Россия, вторая – исход в 1921 году, эмиграция во Францию с Россией в сердце... Мой  свекор Игорь Александрович Кривошеин скончался в 1987 году. После его ухода в мир иной остался довольно большой архив. И вот я принялась разбирать доставшиеся мне в наследство чемоданы писем, фотографий  и папки с историческими  документами. Игорь Александрович был единственным и первым репатриантом из Парижа, который после выхода из Дахау в 1945 году (куда он попал как участник движения Сопротивления во Франции), а затем – из Тайшетского лагеря ГУЛАГа в 1954 году (туда же был сослан после своего возвращения в СССР – за «сотрудничество с мировой буржуазией») стал активно рассказывать о матери Марии, которую он знал лично и с которой тесно сотрудничал, помогая жертвам фашизма. Его молитвами и стараниями во многом состоялось  «проявление» матери Марии в бывшем СССР. И по мере того как я перелистывала записи в тетрадях и вчитывалась в старые вырезки газет, то  все глубже и глубже окуналась в жизнь и судьбу одной из самых замечательных женщин русской эмиграции. Она вошла в мой мир неожиданно, обожгла. С ней стало жить интересно, но в то же время неудобно: она волновала и ввергала в совершенно неожиданные обстоятельства, возникало множество вопросов.

http://bogoslov.ru/article/4638935

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010