Изумительно, что мы можем находить некоторые косвенные указания у самого же Евангелиста Марка на то, что Мария Магдалина, умолчав в общем собрании всех, сообщила потом обо всем, когда собрались одни ближайшие ученики Господа. Упомянув о том, что жены ничего не сказали о повеленном им ( Мк.16:8 ), он затем говорит совершенно неожиданно, как будто без связи с предыдущим: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим» ( Мк.16:9–10 ). Очевидно, тут связь есть, именно связь впечатлений. Сперва, т.е. в присутствии всех, Мария Магдалина и Мария Иаковлева молчали о виденном и слышанном ими, потому что боялись неточно исполнить волю Господа. Потом, когда собрались одни бывшие с ним, т.е. ближайшие Его ученики, Мария Магдалина рассказала о явлении ей воскресшего Господа. VII Наполним теперь этот общий скелет полнотой содержания и постараемся воспроизвести все событие в его жизненной целостности, воспользовавшись всеми сближениями, которые мы усмотрели, и всеми указаниями, которые мы находим у Евангелистов. Поздно в субботу, когда воссиявал первый день недели, Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть Гроб ( Мф.28:1 ). Посмотрев его и узнав что нужно, Мария Магдалина вернулась обратно. Так как суббота уже миновала, то она, Мария Иаковлева и Саломия покупают ароматы, чтобы утром помазать Иисуса ( Мк.16:1 ). Между тем «другая» Мария была у Гроба. И вот сделалось великое землетрясение, и Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери Гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Страхом пред ним потрясены были стерегущие и стали, как мертвые ( Мф.28:2–4 ). А Мария Магдалина после покупки ароматов, оставив своих подруг, опять спешит ко Гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Макрин, муч. III века (с Евангелом), 7 июля. Макровий муч. (с Фидием), 15 сент. Максима муч. IV века, 26 марта (с Иринеем). Максимилиан (из 7 Еф. отрок.), 4 августа. Максимилиан Норичский 282 г., 12 октября. Максим Тотемский 1650 года, 16 января. Максим Угровлахийский 1516 г., 18 января. Максим Исповедник 662 года, 21 января. Максим Грек 1556 г., 21 янв. Максим муч. около 250 года, 10 апреля. Максим муч. (с Емплианом) 362 г., 18 июля. Максим комит муч. 296 года, 11 августа. Максим муч., 5 сентября. Максим Мизийский IV в., 15 сент. Максим Блаженный 1433 года, 11 ноября. Максим муч. III в., 22 ноября. Максим, митр. Киевский, 1305 г., 6 декабря. Малахия пророк, 3 января. Малх преп., 26 марта. Мамант муч. 275 г., 2 сентября. Маммий муч. I века, 28 апреля. Мануил муч. 814 г., 22 января. Мануил муч. IV века, 17 июня. Марана преп. IV в., 28 февраля. Марана подвижница 430 г., 3 авг. Мардарий муч. IV века, 13 декабря. Мардарий затворник XIV века, 28 августа. Мардоний муч. 303 г., 3 сентября. Марина подвижница VI века, 12 февраля. Марина (Маргарита) великомуч. IV века, 17 июля. Марин муч. 269 г., 6 июля. Марин муч. IV века, 18 июля. Марин воин 260 г., 7 августа. Мариав пресвитер 362 года, 9 апреля. Мариама, сестра апост. Филиппа, I века, 17 февр. Мариамна муч. 346 г., 9 июня. Марианна (Мария) с Феклой и Яздундоктой, 3 ноября. Мария преп. V в. (с Ксенофонтом), 26 января. Мария (с Мастридией), 7 февраля. Мария Египетская 522 г., 1 апр. Мария, вел. кн., 1206 г., 19 марта. Мария, сестра Лазаря, 4 июня. Мария муч. 346 г., 9 июня. Мария Голиндуха VI века, 12 июля. Мария Магдалина, 22 июля. Мария Патрикия VIII века, 9 авг. Мария Эгисская 607 г., 14 сент. Мария Константинов, 886 года, 23 сентября. Мария Палестинская 553 года, 29 сентября. Мария блаженная (с Аврамием), 29 октября. Маркелла муч. 202 г., 28 июня. Маркеллив муч. (с Фидием), 15 сентября. Маркеллин папа 304 г., 7 июня. Маркеллин трибун (с Евангелом), 7 июля. Маркеллин муч. 287 г., 18 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV Зашло солнце в субботу, и кончилось определенное законом время субботнего покоя. С возжением вечерних светильников воссиявал уже следующий день; наступал первый день недели. В евангельских рассказах мы сейчас же находим несколько, теперь уже временных, точек для взаимного сравнения и упорядочения далее сообщаемого. У Евангелиста Матфея мы читаем: В вечер же субботний — поздно в субботу) свитающи во едину от суббот — когда воссиявал, или наступал первый день недели) прииде Мария Магдалина и другая Мария видети Гроб (Мф.28:1). Так намечается первый пункт времени: поздно в субботу , когда воссиявал первый день недели . Воссиявал здесь не значит в буквальном смысле — рассветал . Из Матфея (27:62), и из Луки (23:54) мы видим, что положение тела во Гроб было в пятницу вечером до наступления еще захода солнца, когда начиналась уже суббота, и этот момент у Евангелиста Луки обозначается словами: , суббота воссиявала, или, как в русском переводе, наступала (Лк.23:54). Таким образом, — воссиявало, обозначает здесь не рассвет природного дня, а начало суток, которые на востоке считались с вечера, когда воссиявали, возжигались светильники в храме. Итак, поздно в субботу можно определить точнее: когда зажигались вечерние огни и наступал по закону следующий день, первый по счету в еврейской неделе. В это время Мария Магдалина и другая Мария приходят посмотреть Гроб Так повествует Ев. Матфей. У Евангелиста Марка читаем: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его (Мк.16:1). Устанавливается второй пункт — время покупки ароматов теми женами, которые не запасались ими в пятницу; это именно когда прошла суббота. Это обозначение — более общее сравнительно с предшествующим; покупка ароматов была вообще по прошествии субботы, но раньше или позже, чем Мария Магдалина с другой Марией ходили смотреть Гроб , точно определить, на основании этого евангельского места, нельзя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=803...

Она подумала, что пред нею стоит садовник. Она же мнящи, говорит евангелист, яко вертоградарь есть – глагола ему: Член пред показывает, что Мария думала об определенном садовнике, именно, о том, что возделывал сад, в котором находился гроб Господень. Этот сад, нужно полагать, принадлежал Иосифу Аримафейскому. Последний, как человек богатый ( ), не стал бы устраивать себе гробницы в чужом саду. Под садовником Мария разумела, однако, не самого владетеля сада, т. е. Иосифа Аримафейского. Последний, как известно, был хорошо знаком Марии: с ним она участвовала в погребении тела Иисуса. Мария обратилась бы к нему, как к знакомому человеку и сказала бы ему не такие вежливо – холодные слова, какие она произнесла тотчас. По всей вероятности, Иосиф Аримафейский, как человек богатый, поручил наблюдение за садом опытному садовнику. Вот за этого то человека и приняла Мария Иисуса Христа. Нельзя, однако, думать, что Мария Магдалина сочла Иисуса Христа за садовника потому, что Он был одет в рабочее платье последнего, как думают некоторые 78 . Чтобы быть узнанным своими учениками, Иисус Христос должен был иметь прежний вид и подобные прежним одежды. Поэтому нужно думать, что Мария Магдалина сочла Иисуса Христа за садовника не по платью, а по естественному предположению, что в это время в саду никому не должно было находиться, кроме садовника. Из вопросов Иисуса Христа Мария Магдалина поняла, что пред нею стоит человек, имеющий к ней сострадание и знающий о причине ее глубокой скорби. По этому она отвечает ему совершенно иначе, чем ангелам; в ее словах выражается даже доверчивая просьба: Господи (господин), говорит она, аще Ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его: и аз возму Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Ответив ангелам, Мария Магдалина оглядывается назад. И сия рекши, повествует евангелист, обратися вспять и виде Иисуса стояща: и не ведяше, яко Иисус есть. На первый взгляд не понятно, почему Мария Магдалина оглянулась назад: она должна была бы поддерживать разговор с ангелами. Их спокойное присутствие во гробе ясно указывало на то, что они знают, куда исчезло тело Иисуса. Между тем Мария оставляет разговор с ними и оглядывается назад. Златоуст думает, что причиною этого послужили сами ангелы. «Мне кажется, пишет он, что в то время, как она говорила, Христос внезапным своим явлением позади ее привел в изумление ангелов, и они, узревши Владыку, и видом, и взором, и движением тотчас обнаружили, что увидели Господа, а это заставило жену оглянуться и обратиться назад. Так явился Христос ангелам, а Марии – не так, чтобы не поразить ее изумлением с первого взгляда, но в виде более смиренном и обыкновенном» 73 . С этим объяснением согласен Феофилакт и Евфимий Зигабен . Западные экзегеты представили иные объяснения этого. Одни de Wette, Baumgarten-Crusius) считают возможным, что Мария Магдалина услышала сзади себя шум от шагов приближающегося Господа и потому повернулась назад. Но с этим мнением нельзя согласиться, так как невозможно было, чтобы Господь, являвшийся ученикам своим через запертые двери без всякого шороха, мог произвести какой либо шум. Другие экзегеты (Bengel, Luthardt, Godet, Nebe) думают, что Мария Магдалина обернулась вследствие внутреннего беспокойства. Она искала тело своего Учителя и потому должна была глядеть туда и сюда, – не найдется ли кто-нибудь, который помог бы ей разыскать драгоценное тело Господа 74 . Но и это объяснение не имеет твердого основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Трудно, конечно, с полной достоверностью установить отношение этого явления к явлению Марии Магдалине в смысле времени, но едва ли можно сомневаться в том, что это два различные явления, хотя они и не различаются отчетливо Ев. Матфеем и Ев. Лукою. Однако, ясное указание Ев. Марка, что Иисус Христос «явился сперва Марии Магдалине» ( Мк.16:9 ), и обстоятельное повествование Ев. Иоанна об этом явлении Воскресшего одной Марии Магдалине не оставляют сомнения в том, что его нельзя смешивать с явлением Господа прочим женам-мироносицам... О том же говорит и сравнение самых явлений. Явление Марии Магдалине имело место у самого гроба; явление прочим мироносицам произошло, когда они шли от гроба в город возвестить ученикам Его. Мария, охваченная радостью, бросается к Явившемуся и слышит предостерегающее «Не прикасайся ко Мне»; прочие жены, охваченные страхом и трепетом, слышат ободряющее их «Радуйтесь». «И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф.28:9 ). То, что не разрешено было сделать Марии Магдалине, потому что еще не настало для этого время, разрешается теперь прочим женам; а это позволяет думать, что самое явление Воскресшего отделено было некоторым временем от Его первого явления. Иначе, наконец, звучит повеление Господа, данное Марии Магдалине, и повеление, полученное прочими мироносицами. Всего этого вполне достаточно, чтобы признать это второе явление совершенно самостоятельным, отличным от первого, хотя в общем и имевшим одну и ту же цель – достойным образом вознаградить усердие благоговейных спутниц Христовых и обрадовать как их самих, так и скорбящих учеников Христовых. Евангелия не говорят нам подробно о третьем явлении Воскресшего Господа, имевшем место в это же утро, а именно – о явлении Господа ап. Петру. Только в Евангелии Луки находим мы краткое упоминание, что «Господь истинно воскрес и явился Симону» ( Лк.24:34 ). Так как это засвидетельствовано было вечером, как событие хорошо известное одиннадцати апостолам и бывшим с ними, то ясно, что оно имело место раньше вечера. В данном случае важен самый факт явления Господа апостолу Петру, самолично видевшему пустоту гроба и оставившему опустевший гроб в полном недоумении. Обстоятельства явления Воскресшего Господа ап. Петру остались совершенно неизвестными, но самый факт не подлежит сомнению: он засвидетельствован не только Ев. Лукою, но и ап. Павлом, который в 1-м послании в Коринфянам, перечисляя явления Воскресшего, определенно говорит ( 1Кор.15:5 ), что Христос явился Кифе (т. е. ап. Петру).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Воскрес Он; нет Его здесь. Идите сюда, посмотрите, вот место, где положен был Он. Идите же скорей и скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам. И выйдя поспешно из Гроба со страхом и радостью великой, побежали они возвестить ученикам Его ( Мк.16:1–8 ; Мф.28:5–8 ), а Мария Иаковлева, объятая трепетом и ужасом, направилась отдельно прямо к Петру. Когда же они шли, се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус, не бойтесь! пойдите, и возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там Меня увидят ( Мф.28:9–10 ). Между тем галилейские жены, возвратившись от Гроба, возвестили одиннадцати и всем прочим все с ними происшедшее, т.е. явление Ангелов и их благовестие о воскресении. К ним присоединились и Мария Магдалина и Мария Иаковлева, так что все они вместе говорили Апостолам. И показались им слова женщин неправдоподобными н не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко Гробу, и наклонившись, увидел только пелены лежащие и отошел, дивясь сам в себе происшедшему ( Лк.24:9–12 ). Мария же Магдалина и Мария Иаковлева, подтверждая пред всеми собравшимися, среди общего недоверия, свидетельство галилейских жен, никак не могли осмелиться присовокупить к нему еще то, что лично ими одними видено и слышано. Они никому и ничего не сказали – ни о повелении идти Петру и другим ученикам в Галилею, ни о явлении Самого Господа. Они боялись говорить об этом открыто перед всеми и дожидались, когда будут одни одиннадцать ( Мк.16:8 ). И вот, когда этот момент настал, Мария Магдалина возвещает им, «бывшим с Ним», плачущим и рыдающим, что видела Господа, и передает слова, которые Он сказал ей. Но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили ( Мк.16:9–11 ). Такова была воскресная ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Мк 15:43–16:8 Неделя 3 по Пасхе, св. жен мироносиц, на литургии. Евангелие от Марка, зачало 70 В те дни, по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Иисуса. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

О блаженны и преблаженны дивные сии мужи, кои с такою храбростью, заботою и любовью взяли пречистое тело Господне и положили во гробе! Сколь дивный пример всем любящим Господа! И сколь ужасный укор тем священникам и мирянам, кои, стыдясь мира, с небрежением и без любви подходят к святой чаше, дабы принять в себя пречистое и животворящее тело и пречистую и животворящую кровь Господа, и при том воскресшего и живаго Господа! Но Иосиф и Никодим были не единственными из друзей Христовых, которые могли лично засвидетельствовать, что Он умер и был погребен. Их забота об умершем Господе является как делом любви к Божественному Учителю, так, вероятно, и делом долга, налагаемого человечностью по отношению к страдальцу за правду. Но се, возле гроба еще две дружеские души, кои внимательно смотрят на дело Иосифа и Никодима, готовясь со своей стороны к делу чистейшей любви ко Господу, - две жены-мироносицы, Мария Магдалина и Мария Иосиева! Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Сперва упоминаются две жены, затем три. Две были как бы дозорными при всем, что происходило с Господом на Голгофе. Они видели, как тайные ученики Христовы сняли мертвое тело со Креста; видели все, что далее было сделано с мертвым телом; и, что было для них самым главным, видели гроб, где тело было положено. О, как хотелось бы и им, подбежав, помочь Иосифу и Никодиму: омыть тело от крови, стянуть и промыть раны, привести в порядок власы, сложить и поправить руки, осторожно обвязать платом главу и обвить тело плащаницею! Но обычай и порядок не допускали, чтобы женщины выполняли эту работу вместе с мужчинами: жены придут позднее, дабы сделать все сие одни и еще, кроме того, помазать тело Господа ароматами.

http://pravoslavie.ru/46331.html

В жизни не видел. М а р и я М а г д а л и н а. Значит, изменилась с горя. Мария! И ты, Мария! Быстро! Распустите мне волосы! Погляди, Марцелл, у кого еще в Иерусалиме такая рыжая грива? С о т н и к. Магдалина! С о л д а т ы. Мария! Рыжая Мария! Где ты пропадала? М а р и я М а г д а л и н а. Ради моих песен, ради моих плясок, ради моей красоты — пусти меня, Марцелл! Марцелл. Красота — для живых. Зачем она Ему? Он сейчас умрет. М а р и я М а г д а л и н а. Я жива только Им, а вы Его думайте, что хотите… только дайте мне пройти! 1–й с о л д а т. А чем заплатишь? 2–й с о л д а т. Спой, как бывало, а? С о л д а т ы. Верно! Верно! Спой! Мы посмеемся, мы и поплачем. Спой, Магдалина! М а р и я М а г д а л и н Я все перезабыла… Нет, нет… Постойте, сейчас… Что вам спеть: Розы Сарона ? Красотку Дину ? Что загрустил, солдат ? С о л д а т ы. Солдата ! Солдата ! Вы, тихо! Солдаты и толпа притихают. Мария Магдалина. Что загрустил, солдат? Дома цветы цветут Дома ручей журчит, Дома девушка ждет. Дальше — вместе с солдатами. Эй, пошагай, пошагай, пошагай! Скоро — отбой, скоро — домой, Там ни побудки, ни крика Стой! , Там настоящий рай, br> Истинный рай, радостный край , Дверь не запирай, Свету и ветру лицо подставляй, С девушкой гуляй… Нет, не могу… С о т н и к. Ладно, Мария… Пустим ее, ребята… и мамашу с другом… Вот так, хватит… О–той–ди!.. Что там, Публий? 4–й с о л д а т. Да вот одежка… С о т н и к. Верно, берите себе добычу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010