Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. Что же это за правила, завещанные преподобным Сергием? Что же это за светлые страницы в нашей истории? Мы 11 мая стали свидетелями освящения храма преподобного Сергия на родине отца нашего преподобного Сергия. Это село Варницы, что недалеко от Ростова Великого в Ярославской обрасти, где Святейший Патриарх освятил храм, построенный в честь преподобного Сергия. На месте предположительного рождения преподобного Сергия. Он вырос в благочестивой семье, родители его были Кирилл и Мария. И что интересно: весь этот собирательный образ преподобного Сергия, вся его юность, его стремление к монашеской жизни, его подвиги, его борьба за объединение русских земель, его благословение Дмитрию Донскому- всех эти деяний сегодня мы с вами попробуем коснуться, чтобы каждый из нас запомнил эти страницы, этот заветный лик. Пример жизни Преподобного, который родился 700 лет назад, может, каким-то образом, станет для нас и для нашей современной практической духовной нравственной жизни примером в назидание лично нам самим. Интересно житие преподобного Сергия. Его родители с детства напитывали его молитвой. Любили Священное писание, вдохновлялись богослужением. Известно из жития, что мать преподобного Сергия, еще имея его во чреве, пришла в храм божий в воскресный день. И тут младенец перед чтением Евангелия, перед Херувимской и после возгласа «Святая святым» трижды вскрикнул в утробе матери. Она потом свидетельствовала священнику и спросила: что это за знак такой? И священник, которому она поведала о своем переживании, когда она носила младенца в утробе своей, ответил, что дитя будет великим служителем Пресвятой Троицы.

http://radonezh.ru/text/arkhimandrit-mel...

Приписан к Богородицерождественскому храму г. Волоколамск http://volokblag.ru Церковь Петра и Павла в Волоколамске до реформ Екатерины II являлась соборным храмом упраздненного Власьевского женского монастыря. В этой обители тридцать лет подвизалась Марина Санина, в иночестве Мариямать преподобного Иосифа Волоцкого. Над могилой инокини в конце XVII века был построен уцелевший до наших дней каменный Петропавловский храм, где 17 июля по старому стилю в день памяти святой мученицы Марины совершали панихиду. Церковь Петра и Павла бывшего Власьевского монастыря медленно восстанавливается. Возрождается и традиция ежегодных панихид на могиле инокини Марии. Некоторые места из Евангелия, на первый взгляд, настраивают христианина враждебно к своим родителям и семье. Вспомним, например, слова Христа, приведенные в 14 главе Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником». Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот сложный отрывок, писал: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает…» Примерами того, что слова Спасителя не стоит понимать прямолинейно, служат жития двух великих монахов: преподобного Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого. Оба последовали за Христом, отказались от мирской жизни, но не забывали о родителях, братьях и родственниках. Во все времена паломники особо почитали родителей преподобного Сергия Радонежского. Прежде чем поклониться мощам святого в Троице-Сергиевой лавре, богомольцы заходили в Хотьковский монастырь к могилам Кирилла и Марии Радонежских. В 1992 году родители преподобного Сергия были официально канонизированы в лике святых в Русской Православной Церкви. Сегодня над ракой с их мощами в Покровском соборе Хотьковской обители установлена икона «Рода Сергиева». Кроме родителей святого монахами были родной брат Сергия преподобный Стефан, вместе с которым он основал Троицкий монастырь на холме Маковец, и племянник Феодор, ставший затем святителем Ростовским. Таким же боголюбивым был род святого Иосифа Волоцкого – в миру Ивана Санина. Дедушка и бабушка святого приняли монашество с именами Герасим и Ирина, а один из трех братьев Вассиан также принял иноческий чин и стал впоследствии архиепископом Ростовским. На протяжении всей жизни Вассиан поддерживал своего знаменитого старшего брата. Уже будучи иноком Пафнутьева монастыря в Боровске, Иосиф призвал к монашеству своих родителей Ивана и Марину Саниных. Отец Иосифа постригся в том же Пафнутьевом монастыре с именем Иоанникий, а мать около тридцати лет прожила во Власьевской женской обители Волоколамска.

http://sobory.ru/article/?object=09100

С такими же чувствованиями идут толпы благочестивых странников и в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Прежде, нежели вступим в путь молитв и воспоминаний, обозрим достопамятности на сем пути в св. обитель, представим очерки жития основателя её, руководствуясь списателями его жития: учеником его св. Епифанием и Митрополитами Московскими Платоном и Филаретом. В Гороховском уезде была пустынь Живоначальной Троицы и св. Великомученика Георгия, где, по свидетельству жалованной грамоты Царя Феодора Иоанновича, «было зачатие великого чудотворца Сергия, в миру Варфоломея. 3 Для «прославления имени чудотворца Сергия», Царь пожаловал тому монастырю в Закудемском стану Нижегородского уезда поместные порожжия земли. Как утеснения от Монголо-Татар вынуждали тогда жителей переходить из одного места в другое: то, вероятно, посему и беременная Мария с семейством переехала оттуда в Ростов, где Варфоломей увидел свет. Но он еще во чреве материнском прославил троекратным возглашением Пресвятую Троицу: во время Херувимской песни Трисвятой, и Святая Святым, так что бывшие в церкви сперва подумали, что Мария имела младенца при себе. В колыбели своей являл Варфоломей дивное воздержание в свойственной ему пище: в середы и пятки не брал сосцев материнских, не вкушал молока. Семи лет стал учиться он грамоте; грамота ему не давалась; но благословение встретившегося с ним в лесу старца открыло ему разумение и он, получив неожиданный успех в учении, прилепился к чтению священных книг и с юных лет стал являть в жизни плоды учения. Неведомый старец сказал, что «отроку надлежит соделаться обителью Св. Троицы» и «что он будет велий пред Богом». Начатый им в колыбели пост Варфоломей продолжал и в отрочестве; в середы и пятки ничего не вкушал, а в прочие дни питался хлебом и водою. Сердобольная мать старалась умерить строгость такого поста, представляя сыну своему, что «тело его еще растет»; но он отвечал ей: «не ты ли сказывала, что я постился еще в колыбели по средам и пяткам?» Так первые искры Божественного желания начали возжигать этот великий светильник, коему предназначено было просиять в мрачной пустыни и оттуда светить стольному граду и всем пределам России!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Помолвка Это радостное и ожидаемое событие для любой девушки – помолвка. Что может быть желанней, если любимый мужчина, с которым общаешься, принимаешь от него цветы и подарки, предлагает пожениться? Неведомый Хмельницкий Думается, в жизни всякой выдающейся исторической личности имеются некие факты, которые летописцы старательно замалчивают и тщательно обходят своим драгоценным вниманием. Обычно подобное происходит тогда, когда какое-то событие ломает само собой разумеющийся и давно установленный образ одарённого политика или легендарного полководца. Факты из земной и неземной жизни Сергия Радонежского Шёл 1314 год. Беременная Мария, мать Сергия Радонежского усердно молилась в церкви. Вдруг ребёнок вскрикнул в её утробе. Это чудо повторилось несколько раз и озадачило женщину... Работа своими руками приносит особое удовольствие Ремесло возвращается в наши жизни. Люди опять начали ценить изделия, над которыми трудились своими руками талантливые мастера. Более того, традиция изготавливать одежду и аксессуары для себя и своих близких тоже снова в моде. Традиции празднования Рождества Православная Русь испокон веков отмечала Рождество с особенным размахом. Существуют многочисленные традиции, которым мы и следуем по сей день. Казанская икона — история и современность Одна из самых известных в России икон - Казанский образ Божией Матери. Он имеет славу чудотворного, и широко почитается, именем этой иконы названы храмы и монастыри. Что такое история? Существует разнообразное понимание смысла слова «история». Безусловно, понятия «мировая история» и «история сообщений в социальной сети» совершенно разные, общее в них только прошедшее время. Социальная сущность домонгольского периода Руси Вопрос об общественном и государственном строе нашей страны в домонгольский период ее истории в целом не решен. Крупное вотчинное хозяйство, на взгляд одних авторов, господствовало уже в домонгольское время, что знаменует собой торжество в эту эпоху феодализма. Маковей Медовый Спас или, как его еще называют, Маковей – это первый августовский праздник, который посвящен Иисусу Христу, нашему Спасителю. Еще этот день считается днем мучеников Маковеев. Отмечается он 14 августа.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

И 3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11/24 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком. Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятницам не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала. Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество — в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

http://patriarchia.ru/db/text/80043.html

3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей. Икона Богородицы " Поможение в родах " почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе. — Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой. — Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего. — То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины? — Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.

http://pravoslavie.ru/86905.html

Около 1335—1336 гг. он принял постриг в Покровском монастыре села Хотькова. Эта обитель, состоявшая тогда из мужской и женской частей, древнейшая из известных в Подмосковье. Вскоре в ней же надевали монашеские рясы отец и мать, Кирилл и Мария. Инок Стефан покоил их старость, а затем отдал им последний долг. После сороковин по родителям в монастырь пришел Варфоломей и стал просить брата пойти с ним в леса — искать пустынное место для молитвенных подвигов. Дело казалось слишком необычным, неподъемным. О таком подвижничестве на Руси не слышали, почитай, с XI—XII вв. Но Варфоломей был настойчив, и Стефан не счел возможным уклониться от попечения о младшем. Не смог допустить, чтобы Варфоломей один ушел в  леса и совершал там немыслимый духовный подвиг. Может быть, шевельнулось и честолюбие — Стефан увидел в младшем брате духовного делателя, намного превосходящего его самого, вспомнил, как младенцу Варфоломею пророчили богоизбранность. И не захотел быть ниже. Варфоломей охотно отдался под руководство старшего брата. Но тяготы зимовки в диком лесу Стефан едва вынес. Он надумал вернуться в обжитой людьми мир. Наверное, тщетно уговаривал и брата. Варфоломей был тверд, как скала. Стефан же решил крепить дух в ином месте: в Москве, стремительно приобретавшей статус церковной столицы Руси, где могли пригодиться его книжные познания. В Москве он пришел к земляку, бывшему ростовчанину — тысяцкому Протасию Вельяминову, ближайшему боярину великого князя. Вельяминовы были ктиторами Богоявленского монастыря, считавшегося аристократическим: его жаловали дарами великие князья, в нем принимали постриг бояре. При поддержке тысяцкого Стефан устроился жить в обители. Поскольку он уже имел опыт сурового пустынничества и в какой-то мере познал его благодатность, то и в Москве не стал искать послаблений. Своим аскетизмом он вскоре обратил на себя внимание другого насельника обители — 40-летнего Алексия, будущего митрополита Руси. Двух образованных подвижников сблизила также любовь к книжной науке и церковному пению. «На клиросе оба, рядом стоя, пели» (из Жития Сергия).

http://radonezh.ru/analytics/svyatoy-ste...

И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского , благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых — своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории… Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви — любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте — это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей.

http://azbyka.ru/olicetvorenie-istinnoj-...

Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

А.В. Богатырев, писатель, режиссер, сценарист, продюсер. Кавалер орденов Преподобного Сергия Радонежского III u святой Анны III cmenehu, призер  кинофестивалей и литературных премий Т.О. Иенсен, кинокритик, литератор, редактор, сценарист, соавтор фильма «Александр Мигдал» (цикл «Острова»), автор нескольких сценариев, редактор книги и автор идеи книги Юрия Норнштейна «Снег на траве» Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храма Благовещения в Петровском парке, литератор, главный редактор радио «Благовещение», автор нескольких сборников стихов, рассказов, сценариев, пьес Н. В. Кононенко, кинорежиссер, автор фильмов «Папа, здравствуй», «Мать Мария. Возвращение», лауреат премий, художественный руководитель Комиссии  духовно-нравственного и просветительского кино  «Творческая лаборатория»  СК России, автор идеи сайта КИНОКАНОН .ру, соавтор проекта регионального образовательного кинолектория. Программа показов: Конкурсная программа: 30 фильмов. Конкурс фильмов и телепрограмм: 25 фильмов. Информационная программа: 15 фильмов. Ретроспектива «Радонеж рекомендует: авторы и фильмы» 15 фильмов 20, 21, 22  января. Белый зал, Малый зал - 10.00, 13.00, 16.00, 19.00  23 января Большой зал- 19.00 Торжественное закрытие XXVIII МКФ «Радонеж» Точная программа будет опубликована по результатам работы жюри фестиваля. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 18.01.2024 - 07:11 Международные рождественские : Международные рождественские образователтные чтения Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2023/12/13/xxxii-rozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010