Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой) Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине 31 марта, 2015 Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине В этом году пятая неделя Великого поста (память преподобной Марии Египетской) совпадает с датой гибели матери Марии (Скобцовой). Имя Мария для своего пострига и монашеского служения в 1932 году было выбрано Елизаветой Юрьевной неслучайно. К новой жизни с Богом и к служению людям она готовилась долго. Написала к постригу икону святой Марии Египетской, на которой изображен ангел, указывающий на неведомый град и мир, предрекая путь, по которому должна пройти святая. О ней столько уже написано, столько сказано! В 2000 году мне удалось собрать воедино семейный архив и опубликованные статьи о ней. Так появился первый сайт матери Марии на русском . Довольно быстро эта информация вызвала настоящий и неподдельный интерес к этой личности. Потом была выставка в России ее работ, книга «Красота спасающая» с предисловием митрополита Смоленского Кирилла, книга на французском в Париже , мемориальная доска в Риге и в Санкт-Петербурге, улица названная ее именем в Париже, вечера и экспозиции в музее Анапы и им. А. Ахматовой… 16 января 2004 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой) . Её имя долго возрождалось из пепла Равенсбрюка, и вот мать Мария вернулась к нам, чтобы рассказывать о вечных ценностях, просвещать нас любовью к ближнему, учить прощению и терпению. Сегодня, подходя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело».

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-na-rodin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.6 из  5) Оглавление Предисловие. Подвиг матери Марии …Настанет день на широту миров — Во всём преодолев стихию разрушенья — Творца мы прославлять восстанем из гробов, Исполнив заповедь и воскрешенья. Так писала незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк монахиня Мария (Скобцова). Она приняла смерть 31 марта 1945 года, в дни Святой Четыредесятницы, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир. На первый взгляд может показаться, что путь, избранный матерью Марией, — не тот, которым восходили «от силы в силу» великие учители иночества. Но истинное монашество состоит в отвержении себя: «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуюй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Так и жизнь, и смерть матери Марии — это путь отказа от себя, путь служения дальним и близким ( Еф. 2:17 ), путь деятельной, страдающей и милующей любви. Люди окружавшие монахиню Марию, переживали катастрофу старой России прежде всего как личную трагедию. Мать Мария принадлежала к тем, кто распознал в обстоятельствах времени и нечто большее: призвание к христианскому творчеству. Она была в потоке, уносившем от избыточной усложнённости «последних римлян» «Серебряного века» предреволюционной петербургской культуры к апостольской простоте первых христиан, к золотому веку Церкви. Она писала: «Мы безбытны. Что это случай? Что это — наша житейская неудача? В такую, мол, несчастную эпоху родились? В области жизни духовной нет случая, и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе…» В этом — смысл жизни и трудов матери Марии. Свобода рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом она сама оставалась по–настоящему свободным человеком. Её свобода оставалась в неустроенности земного бытия: в храмах, спешно переоборудованных из гаражей и конюшен, в «стульях» из пачек телефонных справочников, в незапиравшейся двери в каморку под чёрной лестницей. Её свобода была в безвозмездном служении нищим, убогим, отчаявшимся. Именно здесь обреталось высшее призвание служения м. Марии.

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

Эта улица примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией 31 марта. ПРАВМИР. В четверг в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии Скобцовой — монахини, богослова, иконописца, участницы движения французского Сопротивления. Эта улица находится b XV округе и примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией,  сообщает  «Интерфакс-Религия» со ссылкой на источник в Корсунской епархии, которая объединяет русские приходы в ряде стран Западной Европы. Присвоить улице Парижа имя героической русской монахини предложила вице-мэр XV округа по вопросам культурного наследия и новых технологий Жислен Фонладосса. Муниципальный совет мэрии единогласно проголосовал за это решение, отмечают в епархии. «Православное дело» вело обширную социальную деятельность: создало два общежития для бедных; дом для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран; на улице Лурмель открывает приходскую школу, курсы псаломщиков, а также миссионерские и лекторские курсы. В 1943 году мать Мария была арестована парижским гестапо, а в марте 1945-го погибла в лагере Равенсбрюк. По преданию, она добровольно вошла в газовую камеру, спасая другого человека. В 2004 году мать Марию канонизировал Константинопольский патриархат как преподобномученицу. . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 марта, 2012 31 марта, 2015 18 мая, 2015 30 марта, 2018 31 марта, 2017 31 марта, 2017 31 марта, 2016 27 июня, 2015 20 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/368204-2/

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, друзья! Интересная ситуация сложилась с некоторыми новоканонизированными святыми. Схиархимандрита Софрония (Сахарова) , монахиню Марию (Скобцову) канонизировал Константинопольский Патриархат. Но в святцы Русской Православной Церкви они не внесены. Вопрос: как их поминать? Подавать записки на литургию? Но они уже прославлены поместной Православной Церковью. Служить им молебны? Но это нарушение дисциплины. Как быть? Вопрос закрыт для новых ответов. 3 Ответа Я вот знаю человека, который не одного, а даже двух человек, канонизированных именно так, как о. Софроний, как писал в записках, так и пишет. Для него ничего не изменилось. И молится не им, а о них. Пока не канонизируют у нас. Вообще на Проскомидии и в Евхаристическом Каноне молятся также и о Святых, т.е. не Святым, а о них. Т.е. молиться о Святых — это обычная вещь. Может быть, может быть А зачем вообще их как-то поминать на богослужении? У вас есть для этого личная необходимость? На мой взгляд, вопрос праздный. А зачем тогда отвечаете? Хотелось бы понять мотивы вопрошателя, пока что вопрос выглядит праздным и я указал на то, что вопрос, как быть, не имеет смысла, если у человека нет обязанности поминовения этих лиц. Ну а зачем сразу предполагать худшее? Впрочем такое проходит с возрастом. А вопрос был самый самый поактический. Хотел помянуть отца Софрония (нравится он мне), причём помянуть в церкви. Келейно, понятное дело, я могу это сделать как угодно. Вот и задумался о том, как правильно это сделать. Я ведь не говорил о том, что у вас плохие мотивы. Жаль, что вы восприняли мое мнение, как упрек вам. Нет ничего предосудительного в том, чтобы помянуть среди усопших имя подвижника, который не внесён в святцы Русской Церкви. Также как нет ничего предосудительного в том, чтобы самому обращаться к нему в частных молитвах. Я понял, Сергей, что это у Вас такой стиль, немножко напористый) Что касается мон. Марии (Скобцовой), то ее канонизация многим представляется актом преимущественно политическим. Ее кончина не была мученической именно за Христа, но она сама пошла на смерть, заменившись с осужденной женщиной. Ее богословские взгляды были крайне радикальными, они шли вразрез с двухтысячелетней святоотеческой традицией. Информацию об этом легко найти . Таким образом, не случайно ее нет в наших святцах. Если Вы желаете ее поминать в храмах РПЦ, уместнее всего писать ее в заупокойных записках.

http://azbyka.ru/vopros/kak-pominat-arhi...

Интервью Наталья Ликвинцева: Мы хотели показать, что мать Мария (Скобцова) – святая нашего времени 09.09.2019 10:00 Фото предоставлено Н.Ликвинцевой  В августе 2019 г. в итальянском Римини проходил ежегодный масштабный христианский форум – « Митинг дружбы народов ». 40 лет подряд его проводит движение «Общение и освобождение» (Comunione e Liberazione- CeL). Сотни тысяч людей из разных стран в течение недели посещают общие встречи, книжные презентации, концерты и выставки, в числе которых непременно бывает одна, рассказывающая о русской святости и культуре. В этом году такая выставка была посвящена матери Марии (Скобцовой, 1891-1945), канонизированной в 2004 г. в лике преподобных.  Экспозиция называется «Мать Мария: хождение по водам». Наталья Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) – сокуратор этой выставки, наряду с Александром Филоненко, философом и богословом, профессором из Харькова, академиком Амброзианской академии (Милан). Она работает с архивом матери Марии, редактирует Собрание ее сочинений, написала о святой множество статей и биографическую книгу. Н.Ликвинцева рассказала «Благовест-инфо» о замысле этой экспозиции, о ее создании и восприятии людьми разных вероисповеданий и культур. Мать Мария (Скобцова). Фото с сайта pokazuha.ru  – Год за годом на Митинге в Римини проходили очень яркие «русские» выставки: об отце Александре Мене, о митрополите Сурожском Антонии, о Льве Толстом, о Марии Юдиной, об исповедниках и новомучениках российских. Как возникла идея познакомить участников Митинга с матерью Марией? – Изначально это идея Александра Филоненко и «Летающей общины» – это русско-итальянско-украинско-белорусское и православно-католическое сообщество людей, которое возникло на почве движения «CeL» и которых соединил интерес к наследию митрополита Сурожского Антония, они вместе готовили для Митинга в Римини выставку, посвященную лондонскому владыке. Но поскольку они редко могут собраться вместе, общину называли «летающей». Именно они подавали заявку на организацию выставки про мать Марию для Митинга в Римини в этом году. А меня привлекли как специалиста по наследию матери Марии. Сейчас многие из «летающих» участвовали в подготовке выставки: каждая группа получила свой раздел выставки, готовила его, а потом мы собирались все вместе и обсуждали, как лучше рассказать о матери Марии на Митинге.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мать Мария (Скобцова): Горячее сердце «На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме». 31 марта, 2012 «На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме». 31 марта 1945 года, накануне Пасхи, в фашистском концлагере погибла монахиня Мария (Скобцова). 1 мая 2004 года Константинопольская Православная Церковь причислила к лику святых русскую монахиню Марию (Скобцову). «На Страшном Суде меня не спросят, успешно ли я занималась аскетическими упражнениями и сколько я положила земных и поясных поклонов, а спросят: накормила ли я голодного, одела ли голого, посетила ли больного и заключенного в тюрьме» (мать Мария) . Первые друзья Елизавета Пиленко — таково девичье имя матери Марии (Скобцовой) — родилась 8 (20) декабря 1891года в Риге. Ее детские годы прошли в Анапе, куда после смерти деда переехала семья. В 1906 году после внезапной смерти отца семья переезжает в Петербург, где было много родных и друзей. Одной такой дружбой Лиза гордилась долгие годы. Ей было лет пять, когда Константин Петрович Победоносцев — обер-прокурор Священного Синода — впервые увидел ее у бабушки, которая жила напротив его квартиры и с которой у них была старинная дружба. Победоносцев очень любил детей и умел, как редко кто из взрослых, понимать их. Даже, когда Лиза бывала в Анапе, ей приходили письма от старшего друга. Пока она была маленькой, письма были попроще, со временем переписка становилась серьезней и нравоучительней. В одном из писем К.П. Победоносцев писал: «Слыхал я, что ты хорошо учишься, но, друг мой, не это главное, а главное — сохранить душу высокую и чистую, способную понять все прекрасное». «Я помню, — вспоминает мать Мария — что в минуты всяческих детских неприятностей и огорчений я садилась писать Константину Петровичу, что мои письма к нему были самым искренним изложением моей детской философии… Помню, как взрослые удивлялись: зачем нужна Победоносцеву эта переписка с маленькой девочкой? У меня на это был точный ответ: потому что мы друзья».1899 г. Лиза с братом на празднике Дружба эта продолжалась лет семь. Но наступили трудные годы для России, вначале Японская война, потом события 1905 года, студенчески волнения. «В моей душе началась большая борьба. С одной стороны, отец, защищающий всю эту революционно настроенную и казавшуюся мне симпатичною молодежь, с другой стороны, в заповедном столе письма Победоносцева». И Лиза решилась: выяснить все у самого Победоносцева. Не без волнения она пришла к нему и задала один единственный вопрос — «Что есть истина?». Он, старый друг, понял, какие сомнения мучают ее и что делается в ее душе.

http://pravmir.ru/mat-mariya-skobcova-go...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней 2 мин., 13.11.2015 Ксения Кривошеина. Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней. Москва: Эксмо, 2015. — 696 с. — (Религия. Великие люди ХХ века). Приступаешь к этой книге со смешанным чувством. Героиня ее — личность незаурядная. Монахиня, чья благотворительная деятельность поражала масштабами. Боец Сопротивления, под носом у гитлеровцев прятавшая евреев и советских военнопленных. Узница концлагеря Равенсбрюк, где она поддерживала измученных людей… С другой стороны — бурная личная жизнь, не по-монашески кипучий характер, критические замечания в адрес Московской патриархии… Этот внушительный том — плод многолетней самоотверженной и кропотливой работы Ксении Кривошеиной — помогает понять сложный образ одной из ярких фигур ХХ века. Хорошо, что в книге нет надрывной патетики и слезливой сентиментальности. Но каждая строчка выстрадана и наполнена любовью автора к своей героине. Это не «житие» святой (в 2004 г. монахиня Мария была канонизирована Константинопольским патриархатом). И даже не слишком подробная биография Елизаветы Пиленко, в замужестве Кузьминой-Караваевой и Скобцовой. Многие моменты ее жизни автор просто обходит целомудренным молчанием. И правильно. После смерти старшей дочери мать Мария призналась: «Мне открылось другое, какое-то особое, всеобъемлющее материнство…» С этого момента началось ее служение людям. Собственно, об этом — а еще о духовном содержании жизни матери Марии, о пламенной вере в Христа — книга Ксении Кривошеиной. Этой книге веришь не только потому, что она основана на тщательно проверенных документах — родственник Ксении, Игорь Кривошеин, участник Сопротивления, хорошо знал мать Марию и оставил большой архив с воспоминаниями о ней. А потому еще, что мерилом работы автора над этой книгой были порядочность и честность. Даже возможность расцветить известную легенду о том, что мать Мария пошла в газовую камеру вместо молодой женщины, Ксения Кривошеина не использует. Зато подробно и мужественно описывает истинную картину последних дней матери Марии. И в этих страданиях, через которые прошли миллионы заключенных фашистских лагерей, не меньше достоинства и красоты, чем в красивых мифах. Которые тоже, впрочем, нужны. «Да, она была странной монахиней… Но она была дочерью своего времени, той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов…»

http://foma.ru/mat-mariya-skobtsova-svya...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 16 августа в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоится встреча с французской писательницей Доминик Десанти. Организатор встречи – Свято-Петровское малое православное братство. Писательница представит петербуржцам свою новую книгу «Неверующая о святой: встречи с матерью Марией». Это личное свидетельство Доминик Десанти о преподобномученице Марии (Скобцовой). В настоящее время книга готовится к изданию на русском языке. Также будет показан документальный фильм с участием свидетелей подвига преподобномученицы – матери Евдокии (Мещериновой), Софии Михайловны Зерновой, Даниила Скобцова и других. «Доминик Десанти лично знала мать Марию, общалась с ней. Такое непосредственное свидетельство всегда имеет непреходящую ценность для христиан. Вспоминается хрестоматийное I Ин (1;1), т.к. Доминик свидетельствует о том, как говорится в этом послании, что слышала, видела своими глазами, и что осязала своими руками», – рассказывает ведущий вечера, заместитель председателя Свято-Петровского православного братства Александр Буров. Доминик Десанти лично знала не только мать Марию, но и все ее окружение – создателей объединения «Православное дело» - Г.П. Федотова, И.И. Фондаминского, К.В. Мочульского, Ф.Т. Пьянова, а со старшей дочерью матери Марии Гаяной дружила. «Для нашего братства живая память принципиально важна, потому что она помогает преодолевать разрыв между поколениями и разрыв традиции, который, к сожалению существует, – говорит Александр Буров,– Все члены нашего братства, как и многие люди, придя в Церковь в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, часто вынуждены были начинать путь воцерковления «с нуля» и проходить его «на ощупь». Ведь часто получается, что нет живых носителей традиции, у которых можно было бы учиться».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-08-11/9...

«Издревле на Руси было так…» Что мы знаем о стилях народного благочестия Лабиринты благочестия. Выпуск 4 12 марта, 2020 Лабиринты благочестия. Выпуск 4 Мы так привыкли сами себя истязать, что тратим уйму усилий на совершенно ненужные, а часто и вредные вещи. Как пройти «лабиринты благочестия», придуманные коллективным разумом – об этом цикл архимандрита Саввы (Мажуко). Читайте на «Правмире» в Великий пост 2020 года. В 1937 году мать Мария (Скобцова) написала статью «Типы религиозной жизни». Это не трактат кабинетного ученого, а скорее первая попытка дискуссии внутри русской традиции женского монашества. Про мать Марию написано немало, ведь она настолько поразила современников, что стала, пожалуй, единственным религиозным деятелем эмиграции, о котором в Советском Союзе сняли художественный фильм, сделанный с большой симпатией к героине. Архимандрит Савва (Мажуко) Мать Мария была убеждена, что монашество может быть разным, не только монастырским тихим затворничеством, но и деятельным служением людям, неудержимым благовестием любви Божией. «Или христианство — огонь, или его нет», — очень характерная фраза для матери Марии, звучит почти как манифест. Однако сестры, проживавшие с ней в одной общине, имели другие взгляды, им был ближе иной стиль жизни. И вот в полемике с монахинями появляется эта небольшая работа, ставшая уже классическим анализом типов благочестия Русской Церкви. Таких типов мать Мария насчитывает пять: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и евангельский. Совершенно естественно, что единственно приемлемым для матери Марии был последний тип, евангельский, который отождествлялся с путем охристовления жизни, жизни только Христом и во Христе.  Первые четыре типа подверглись вполне справедливой критике как раз потому, что выстраивали религиозную жизнь не вокруг Христа, а шли путем подмены, своего рода идолопоклонства: синодальный тип — поклонение идее православного государства с верой в национальную исключительность, уставщический — обожествление Типикона и обрядового благочестия, эстетический — служения церковной красоте и благолепию, аскетический — плохо прикрытый духовный эгоцентризм, которому Христос порой даже мешает.

http://pravmir.ru/izdrevle-na-rusi-bylo-...

Подпишитесь на наш Телеграм Николай Кошелев. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855 Церковная жизнь современного человека порой похожа на блуждание по запутанному лабиринту: сплошные запреты и предписания, зачастую непонятные и противоречащие друг другу. Весьма непросто бывает разобраться, что в этом бесконечном своде правил укоренено в мудрости Священного Предания, а что мы соблюдаем просто по привычке и из страха сделать что-то не так. Архимандрит Савва (Мажуко) в своей книге «Лабиринты благочестия» помогает найти путь в этом лабиринте и отличить благочестие страха — от благочестия свободы. В 1937 году мать Мария (Скобцова) написала статью «Типы религиозной жизни» . Это не трактат кабинетного ученого, а, скорее, первая попытка дискуссии внутри русской традиции женского монашества. Про мать Марию написано немало, ведь она настолько поразила современников, что стала, пожалуй, единственным религиозным деятелем эмиграции, о котором в Советском Союзе сняли художественный фильм, сделанный с большой симпатией к героине. Мать Мария была убеждена, что монашество может быть разным, не только монастырским тихим затворничеством, но и деятельным служением людям, неудержимым благовестием любви Божией. «Или христианство — огонь, или его нет» — очень характерная фраза для матери Марии, звучит почти как манифест. Однако сестры, проживавшие с ней в одной общине, имели другие взгляды, им был ближе другой стиль иноческой жизни. И вот в полемике с монахинями появляется эта небольшая работа, ставшая уже классическим анализом типов благочестия Русской церкви. Таких типов мать Мария насчитывает пять: синодальный, уставщический, эстетический, аскетический и евангельский. Само собой, единственно приемлемым для матери Марии был последний тип, евангельский, который отождествлялся с путем охристовления жизни, жизни только Христом и во Христе. Первые четыре типа подверглись вполне справедливой критике как раз потому, что выстраивали религиозную жизнь не вокруг Христа, а путем подмены, своего рода идолопоклонства: синодальный тип — поклонение идее православного государства с верой в национальную исключительность, уставщический — обожествление Типикона и обрядового благочестия, эстетический — служение церковной красоте и благолепию, аскетический — плохо прикрытый духовный эгоцентризм, которому Христос порой даже мешает.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010