Слово в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны 16 О свободе чувства. Всяцем хранением блюди свое сердце: от сих бо исходища живота ( Притч. 4. 28 ). Со времени распространения в христианском мире, так называемых, свободных наук (с XVI-ro столетия по Рождестве Христове) и высвобождения человеческого знания из-под руководства Божественного Откровения, доселе проповедуются учеными людьми всевозможные виды свободы. Прежде всего появилось учение о свободе разума, т. е., о праве каждого человека мыслить и веровать по своему; потом учение о свободе, воли, т. е., о праве каждого распоряжаться собою, ни от кого независимо, по своему усмотрению; наконец, в наше время получило широкое распространение учение о свободе чувства, которому будто бы человек должен следовать без сопротивления, не взирая ни на какие препятствия. Первая, – неограниченная свобода ума выразилась сначала в искажении христианских догматов, и потом в неверии и отрицании Христа Спасителя, и Бога Творца и Промыслителя, и мира духовного, и вечной жизни, и суда Божия. Вторая, – свобода воли – разразилась противлением власти родительской и правительственной, государственными переворотами, мятежами и убийствами. Последняя, – свобода чувства, или правильнее: свобода сердца – на наших глазах обнаруживается в крайнем разливе нравственного развращения, в грубейших пороках и плотских страстях. Каждый из этих видов свободы – один может погубить человека, но все вместе в полном развитии несомненно погубят и все человечество. Единственное средство спасения мира христианского, как и вообще всего мира, состоят в искреннем обращении к вере во Христа Искупителя с послушанием Его заповедям. Начало этого обращения должно быть положено именно в ограничении свободы чувства, или сердца, и в его очищении так как только за его просветлением и умиротворением открывается и свободный доступ к душе человеческой веры, и кроткое послушание ее внушениям, и исправление жизни. По этому особенному значению сердца в нашей деятельности и по гибельным последствиям нового учения об его неограниченной свободе, мы признаем полезным, по силам нашим, разобрать это учение. Новое выражение: „свобода чувства“ мы признаем неправильными. Оно введено в употребление, чтобы новым словом обозначить новое, как будто доселе неизвестное учение. Между тем во все времена словом: „чувство“ в науках о человеке обозначалось частное ощущение телесное, или духовное, или даже орган телесных ощущений, каковы: зрение, слух и проч. Потому мы это неточное слово будем заменять словом „сердце“, как наиболее полно выражающим заключающееся в нем понятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слово на день рождении Благоверной Государыни Цесаревны и Великой Княгини Марии Феодоровны. (14 ноября 1867 г.) Аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы. О Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих. (Дневн. Ап. 1Кор. 4:15 ). Так писал коринфским ученикам своим апостол Павел, поставляя им на вид, что он есть не только их наставник, но и духовный отец; ибо родил их во Христе Иисусе благовествованием, т е. привел их к вере Иисус – Христовой; и что поэтому он имеет право надеяться, что они будут подражать ему в своей жизни как отцу, точно так, как он сам подражал Христу. Если бы слова апостола мы захотели приложить к себе и своему времени, то они были-бы следующие: хотя у вас и тысячи наставников, но немного наставников о Христе. Ибо чему в самом деле не учат и не учатся в нынешнее время, чем не наполняются с самого раннего детства головы наших воспитанников, как не дробятся науки? – одним только пренебрегают, или не то что пренебрегают, а как-то не ценят и не прилагают к сему усердно рук, – это к религиозному воспитанию! Трудно в самом деле отрицать важность участия религии в деле воспитания, какой бы взгляд ни имелся на это наиважнейшее из человеческих дел, и какое бы направление ни хотели ему дать, но на самом то деле и в приложении к жизни действительно замечается у нас какое-то равнодушие к религиозным вопросам в деле воспитания. Как будто это есть что-то несущественное, отдаленное и не очевидное. Обыкновенно все дело здесь ограничивается одними благожеланиями и словесным признанием того, что при воспитании детей на религию обращать внимание непременно надобно. Такое равнодушие к самой существенной и важнейшей стороне воспитания зависит отчасти от того предрассудка, будто детский возраст слишком нежен и неразумен для такой возвышенной и отвлеченной области, какова религиозная область, главным же образом от неуменья взяться за дело, или прямее – от нерелигиозности самих воспитателей и родителей. Хотелось бы нам выяснить несколько, что заботиться о воспитании религиозного чувства именно с раннего детства, и должно и можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вследствие некоторой умственной отсталости П. не сразу нашел свое призвание: выйдя из семинарии, он хотел было идти в Медицинскую Академию, но затем избрал Педагогический институт, «что все нашли очень выгодным». Но и в институте он первоначально пошел по чуждой его дарованиям дороге, поступив на физико-математическое отделение; вскоре впрочем, уступив врожденной наклонности, он навсегда посвятил себя историко-филологическим наукам. Однако ж, особенным рвением и научной пытливостью он там не отличался. «Хотя между товарищами, – рассказывает он, – почитали меня отлично-хорошим учеником, но я был всегда ленив: не любил ничего учить, особенно наизусть; всякое дело откладывал и надеялся на удачу, которая к удивлению не изменяла мне. Даже в институте я ничего основательно не узнал. На экзаменах попадалось мне все что-то легкое». Таким образом нельзя сказать, чтобы П. в отношении к ученым познаниям был особенно обязан институту. Гораздо более он обязан всем достигнутым дальнейшему своему самообразованию, высоким порывам и стремлениям благородной души своей, всегда жаждавшей усовершенствования, и исключительно благоприятным условиям, какими судьба его окружила с первых шагов его на жизненном поприще. Действительно, в этом отношении он был ее баловнем, родился, как говорят, под счастливой звездой. Без особенных усилий, без всякого искательства, которое было ему совершенно чуждо, единственно благодаря своим достоинствам и труду, он еще в молодые годы создал себе прочное положение и почетную роль в обществе и литературном мире, приобрел дружбу и доверие целой плеяды лучших наших писателей и такие же уважение, доверие и симпатию у престола, у высочайших особ, с которыми его сблизили обстоятельства. И это выдающееся положение и отношение к себе он с честью и неизменно сохранил до конца. На смертном одре он говорил духовнику своему: я родился как бы с тем (т. е. в таких условиях), чтобы прожить жизнь в темном углу. Но Господь судил мне другое... Он вспоминал при этом, как он пользовался расположением трех русских императриц (Елизаветы Алексеевны, Марии Феодоровны и Александры Феодоровны), и тут не было никакого преувеличения. Известно, что Имп. Елизавета Алексеевна перед смертью просила не забывать Плетнева, ее сотрудника по Патриотическому институту. Чтобы заслужить такое всеобщее уважение современников, дружбу и сочувствие стольких лучших людей, стольких «избранных», надо было, конечно, обладать высокими нравственными достоинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

23.06.2023 Митрополит Климент: Все зависит от нас самих У номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Анатолия Юрьевича Аврутина есть строки, которые напоминают человеку о том, что он пожнет то, что посеял. У номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Анатолия Юрьевича Аврутина есть строки, которые напоминают человеку о том, что он пожнет то, что посеял. Они актуальны всегда, а в наше время особенно. И мы уйдем… И это нас не вспомнят. И это наше дело предадут. И мебель нашу выбросят из комнат, Порывы осмеять не преминут. Многие ли из нас, живущих сегодня, вспоминают своих прадедов и прабабушек, не говоря уж о еще более далеких предках? Многие ли бережно хранят семейные фотографии, показывают их детям и внукам и рассказывают, кто на них? Многие ли готовы продолжать и развивать какие-то хорошие начинания, оставленные ими нам? К сожалению, нет. И если родственники – внуки и правнуки этих людей – не вспомнят о них, то вполне закономерно будет что и их самих в будущем не вспомнят. Это будет вполне закономерным результатом того, какой пример был им преподан в свое время. Смеются сегодня люди над какими-то представлениями, словами, поступками, чертами характера своих предков. Так кто же будет виноват, если так же насмешливо и даже пренебрежительно выросшая молодежь будет отзываться о нашем времени. Вспоминаю одну историю. Все наследство Петра Михайловича и Марии Феодоровны досталось одному внуку, хотя была еще внучка и даже сыновья. Но пожилые люди все, что у них было, еще при жизни завещал ему, в том числе две квартиры. Скончался Петр Михайлович, и Мария Феодоровна осталась в одной квартире, а в другую заселился внук. Соседка по той квартире однажды звонит Марии Феодоровне и говорит: внук и его друг выбрасывают мебель из квартиры через окно. Именно так: через окно. Квартира была на втором этаже, ему было жаль платить деньги за вынос мебели, сам выносить не хотел. Вот он и нашел «выход»: выбрасывать в окно. Мебель в квартире была хорошая, даже были отдельные предметы старинные, сделанные из дуба. Она им досталась от их родителей. Отдавая квартиру внуку, они думали, что он все сохранит. А вышло иначе, внук даже не спросил бабушку, которая была еще жива, какую ценность имеет все то, что осталось в квартире. Он решил сделать евроремонт, и все старое ему не нужно. Если сегодня внук так поступает, то чему удивляться, когда и его потомки через десятилетия повторят подобное?

http://plp.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

А.А. Половцов Демидов, Прокопий Акинфиевич Демидов , Прокопий Акинфиевич, старший сын Акинфия Никитича, известный своими чудачествами, родился в Сибири 8 июня 1710 года. Владея огромными богатствами, унаследованными от отца, Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход, проживая большею частью в Москве и лишь изредка по делам выезжая за границу, удивлял москвичей своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Близкий ко двору Императрицы Екатерины II и коротко знакомый со многими вельможами, Прокопий Акинфиевич охотно ссужал своих сановных приятелей значительными суммами денег, но при этом всегда на каких-либо курьезных условиях. Между прочим, в первую Турецкую войну он оказал важную услугу и русскому правительству, ссудив его на военные нужды, через графа Румянцева, четырьмя миллионами рублей. Пользуясь расположением Екатерины II за щедрые пожертвования на общественные нужды, Демидов нередко позволял себе злые шутки над вельможами, что ему обыкновенно сходило безнаказанно и доставляло высшее удовольствие. Когда по инициативе Государыни начата была в Москве постройка «Сиропитательного дома», Прокопий Акинфиевич внес на устройство этого Воспитательного дома 1107000 рублей, причем из этой суммы выделил 205000 рублей на устройство при Воспитательном доме Коммерческого училища, которое и было основано в 1772 году в Москве, а затем в 1799, году по желанию Императрицы Марии Феодоровны, переведено в Петербург. За это щедрое пожертвование Прокопий Акинфиевич получил чин статского советника и медаль. Кроме того он внес 20000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, пожертвовал 20000 рублей Московскому университету с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим из студентов, главному народному училищу в Москве пожертвовал 5000 рублей, а для Московского университета купил дом за 10000 рублей, в который университет и был переведен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Зражевская, Александра Васильевна Зражевская , Александра Васильевна , писательница-переводчица, родилась 28 апреля 1805 г. в Петрограде, где отец ее был архитектором. Получив образование в одном из частных столичных пансионов и дома под руководством родителей, З. еще в ранней молодости не только свободно говорила и писала по-французски, но, что встречалось гораздо реже среди ее современниц, отлично владела и русской литературной речью; знала она и английский язык. Благоприятная домашняя обстановка, серьезное направление мысли окружающих, и постоянное общество образованных людей способствовали развитию духовных сил и литературных вкусов молодой девушки. Ранние детские воспоминания З. тесно связаны с именем ее крестной матери Варвары Ивановны Бакуниной, влиянию которой она сама приписывала свои первые литературные опыты. «Первые семена того, что теперь взошло – писала она в 1836 г. своей «дорогой Maman» – посеяны вами». Начала писать З. очень рано: еще ребенком она перевела томик сочинений г-жи Гион (Guyon) «Краткий и легкий путь к молитве», а с 11-ти лет «беспокойная страсть переводить бумагу», по словам самой писательницы, уже всецело овладела ею. Она сочиняла повести, романы, фантастические путешествия, писала много, с недетским усердием, хотя родные, справедливо опасаясь вредных последствий такого раннего развития, и старались удержать ее от чрезмерного увлечения. Напрасно. С годами «страсть обратилась в природу». В 1828 г. З., горячая поклонница императрицы Марии Феодоровны, задумала написать роман, посвященный ее имени. В течение двух недель по ночам, тайком от окружающих, работала она над своим произведением, а когда роман был окончен, она по почте отослала его в Царское Село. Роман З. понравился императрице; она дала его на просмотр В. А. Жуковскому, а начинающей авторше, в виде поощрения, послала подарок. Таким образом, тайна молодой писательницы стала известна ее семье. Теперь ей уже не запрещали писать, и сама она поверила в свои силы. Возникшая вслед за тем, по поводу ее романа (он не был напечатан и даже название его неизвестно), переписка с Жуковским, который предупреждал неопытную девушку о том, как много ждет ее трудов и неприятностей, так как «женщины-писательницы составляют исключение; и очень дорого заплатили за блестящую славу свою», не испугала смелой энтузиастки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Клингер, Федор Иванович (Friedrich Maximilian v. Klinger) Клингер , Федор Иванович (Friedrich Maximilian v. Klinger) – генерал-лейтенант, немецкий писатель. Род. во Франкфурте на Майне 6 (17) февраля 1752 г., ум. в Петербурге 13 февраля 1831 г. Происходил из недостаточного семейства, рано лишился отца и детство провел в крайней бедности; мать содержала семейство поденною работою, но дала сыну возможность поступить в гимназию; в 1774 г. он поступил в Гиссенский университет на юридический факультет. Еще во Франкфурте познакомился он с Гете, затем в Вецларе посещал его кружок. В 70-х годах Клингер задумывал поступить в военную службу, в один из отрядов, которые Англия набирала в Германии для службы в Северной Америке, но блестящий успех на сцене первого же его произведения заставил его отказаться от этой мысли; он остался в Германии и занялся литературою. В 1778 г. Клингер поступил в военную службу, а в 1780 г., по рекомендации брата цесаревны Марии Феодоровны, был принят на службу в Россию. Прибыв в Петербург в сентябре 1780 г. Клингер был зачислен лейтенантом в морской батальон и принят цесаревичем Павлом Петровичем к своему двору; он исполнял, в числе других, должность чтеца, вскоре заслужил расположение великого князя и его супруги и пользовался их расположением до самой их смерти. С сентября 1781 г. по ноябрь 1782 г. Клингер сопровождал великого князя Павла Петровича с супругою в продолжительном путешествии их по Европе (под именем графа и графини Северных) и при этом имел случай возобновить некоторые свои литературные связи и знакомства. Поступив на русскую службу в надежде отличиться на военном поприще, Клингер при самом начале смут в Крыму, окончившихся присоединением полуострова к России, явился с письмом от цесаревича к гр. П. А. Румянцеву и был назначен в один из полков первой линии; но, как известно, до вооруженного столкновения дело не дошло и Клингеру не пришлось принять участие в военных действиях; с ним в это время случилось несчастие: он был укушен бешеною собакой, и хотя врачи спасли ему жизнь, но здоровье его навсегда пошатнулось от тех способов лечения, какие были в этом случае применены, согласно тогдашнему состоянию медицины; после этого Клингер уже не мог думать о специально военной карьере.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Поль, Андрей Иванович Поль , Андрей Иванович, заслуженный профессор Московской Медико-хирургической академии и Московского университета, академик, совещательный член Медицинского совета, родился 8-го февраля 1794 г., в Петербурге, умер в июне 1864 г. в Серпуховском уезде. В своей автобиографии П. называл себя «сыном иностранца прусской нации»; он учился сначала в частных учебных заведениях, затем в Петербургском Петропавловском училище. Отец готовил его в коммерсанты, и по окончании курса Петропавловского училища П. поступил (в 1809 г.) в контору датского консула, купца Ниманна, в Кронштадте. В конторе он пробыл 1½ года, но затем, не чувствуя влечения к торговле, поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию, где уже учился тогда его брат. 1-го сентября 1815 г. П. был выпущен из Академии со званием лекаря 2-го Отделения и затем поступил сверхштатным ординатором в Обуховскую больницу. Уже в Академии Поль выказал склонность к хирургии и, по его словам, «имел счастье пользоваться особенной благосклонностью знаменитого нашего хирурга, покойного профессора и академика Ивана Федоровича Буша, которому и обязан первоначальными сведениями в теоретической и оперативной хирургии». В больнице он занимался хирургией под руководством Лерхе. По рекомендации этого ученого он был избран членом Общества немецких врачей в Петербурге, в котором сошелся с лейб-медиком Штофрегеном. Последний устроил его домашним врачом к министру просвещения, графу Алексею Кирилловичу Разумовскому, а затем доставил ему и случай побывать в чужих краях. По его рекомендации M. И. Полетика, секретарь императрицы Марии Феодоровны, пригласил П. ехать с ним за границу, и 1-го марта 1817 г. П. уволился из Обуховской больницы и отправился в Западную Европу. Там он провел 2 года и в течение этого времени посещал высшие учебные заведения в Вене, Берлине, Париже, Лондоне и др. городах. В 1819 г. он вернулся в Петербург и поступил домашним врачом к князю Д. В. Голицыну. В 1820 г. Голицын был назначен военным генерал-губернатором в Москву, П. отправился вместе с ним и в том же году выдержал докторские экзамены, защитил диссертацию о наружном применении мушек и других раздражающих средств, и 20-го июля Московская Медико-хирургическая академия удостоила его степени доктора медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Чихачев, Петр Александрович Чихачев , Петр Александрович, известный ученый путешественник и географ, член многих ученых обществ и учреждений; родился в Гатчине в 1808 г. Отец его, отставной полковник Преображенского полка, служил директором дворца при Императрице Марии Феодоровне. Мать Ч. была урожденная Бестужева-Рюмина. Воспитание П. А. получил домашнее, но для того времени, по-видимому, очень хорошее. Родители его, люди состоятельные, переехали в Царское Село, и П. А. вместе со своим младшим братом Платоном учился у профессоров тамошнего лицея. В 1830 г. П. А. поступил на службу в дипломатический корпус и находился при русской миссии в Константинополе. Его рано возникшая страсть к путешествиям отчасти находила себе удовлетворение в разъездах с различными поручениями в Малую Азию, Египет, Сирию и Грецию. Но в 1835 г. он, уступая своему влечению к изучению географии и естествознанию вообще, оставил службу и всецело посвятил себя научным занятиям и путешествиям по Европе с образовательными целями. В этом смысле он вел свои занятия в течение целого ряда лет, сначала во Фрейберге, где слушал Наумана и Брейтгаупта, в Мюнхене, где работал у Либиха, в Берлине слушал Леопольда фон Буха и Густава Розе, а затем в Париже занимался в Ecole de mines и в Collége de France. Здесь он сделался учеником Эли-де-Бомона, имевшего большое влияние на его научное развитие. Другое близкое знакомство у него было с палеонтологом А. де Вернейль и маркизом д " Аршиаком, равно как и с известным С. Р. Мурчисоном. Свою ученую карьеру П. А. начал в сороковых годах. Первою его печатною статьею было: «Geognostiche Schilderung des monte Gargano in den Jahren 1839 und 1840», помещенная в «Leonhard " s Neue Fahrbuch für Mineralogie», 1841, pp. 39–58. За этой первой статьей последовала в том же 1841 г. на немецком же языке заметка о геологическом строении Ниццы, а год спустя появилось первое отдельно изданное сочинение: «Coup d " oeil sur la constitution géologique des provinces meridionalles du Royaume de Naples», Berlin, 1842. За это сочинение (подробно разобрано в «Leonhard " s N. Fahrbuch» за 1842 г.) Ч. был, по велению короля обеих Сицилий, избран в члены Реджийского ученого Общества в Калабрии. В том же 1842 г. было издано в Берлине другое сочинение: «Coup d " oeil sur le charpente rocheuse des montagnes de la Calabre, de la Sicile et des Alpes maritimes de Nice». Возвратившись в Россию, Ч. продолжал свои научные занятия под руководством Фишера, директора Ботанического сада, Купфера, директора физической обсерватории, и зоолога Брандта.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Щуровский, Григорий Ефимович Щуровский , Григорий Ефимович – д. с. с., доктор медицины, ординарный профессор Московского университета по кафедрам минералогии и геологии и старший врач Императорского Московского воспитательного дома; родился в Москве 30 января 1803 года. Родители Щ., люди малосостоятельные, поместили сына в 1814 г. за счет опекунского совета в воспитательный дом, в то время, благодаря непосредственному попечению императрицы Марии Феодоровны, стоявший в образовательном отношении не ниже других средних учебных, заведений. Окончив через 8 лет классическое отделение, равное по программе тогдашним гимназиям, Щ. в 1822 г. поступил на медицинский факультет Московского университета, имевший тогда знаменитых профессоров–практиков: Лодера, Мудрова, Мухина, Гильдебрандта, Альфонского, Ризенко и других. Кроме лекций по своей специальности, Щ. слушал профессоров и на физико–математическом факультете, куда привлекали его преимущественно естественные науки: химия, физика, зоология и ботаника – науки, с которыми он отчасти был знаком из лекций профессора Ловецкого, читавшего физику и естественную историю в воспитательном доме. Хотя естественная история на медицинском факультете и составляла особую кафедру, но как вспомогательный предмет читалась очень кратко, и эту краткость Щ. восполнял лекциями профессоров Двигубского, Павлова и Максимовича, оказавших сильное влияние на характер его взглядов и направление научных занятий. В 1826 г. Щ. окончил медицинский факультет со степенью лекаря первого отделения и оставлен был при университете для подготовления к докторскому званию. Через два года он выдержал экзамен на диплом доктора и акушера и был определен в воспитательный дом преподавателем физики и естественной истории. В следующем 1829 г. Щ. защитил диссертацию «De Erysipelate» и был утвержден в звании доктора. В 1831 году Щ. был назначен младшим медиком или ординатором при воспитательном доме. Получение этой должности дало ему возможность отказаться от частной практики и заняться исключительно своим любимым предметом. После же ухода адъюнкт–профессора Фишера на физико–математический факультет Щ. в 1832 г. занял кафедру естественной истории при медицинском факультете и в следующем году был утвержден в звании адъюнкта, а еще через год назначен лектором минералогии при физико–математическом факультете с оставлением при прежней должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010