Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗАБЕЛЛА I [Изабелла Кастильская, Изабелла Католичка; испан. Isabel I de Castilla, Isabel la Católica] (22.04.1451, Мадригаль-де-лас-Альтас-Торрес (совр. пров. Авила) - 26.11.1504, Медина-дель-Кампо), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516), в период царствования к-рых было положено начало объединению Испании в единое гос-во. Дочь от 2-го брака кор. Хуана II Кастильского. Во время правления своего сводного брата Энрике IV отказалась участвовать в заговоре знати, желавшей свергнуть короля и возвести И. на престол. В 1468 г. Энрике (после смерти младшего брата Альфонсо, наследника престола), в обход своей дочери Хуаны, которую многие считали незаконнорожденной, по настоянию знати объявил наследницей И. Когда Энрике умер в кон. 1474 г., она объявила себя королевой, но ее права оспорила Хуана, поддержанная группой кастильской знати и своим супругом Афонсу V, кор. Португалии. В результате длившейся до 1479 г. «войны за кастильское наследство» И. утвердилась на престоле. Еще при жизни брата, отвергнув предлагаемых им женихов (кор. Португалии Афонсу V (впосл. он женился на дочери Энрике IV Хуане), герц. Гиени и Берри Карла, магистра духовно-рыцарского ордена Калатрава Педро Хирона и др.), 19 окт. 1469 г. И. тайно сочеталась браком с Фердинандом, кор. Сицилии и наследником арагонского престола (с 1479 король Арагона). Поскольку И. и Фердинанд находились в родстве, для заключения брака требовалось особое папское разрешение, к-рое папа Римский Павел II (1464-1471) дать отказался. Необходимый документ был сфабрикован и впосл. подтвержден папой Сикстом IV (1471-1484). При заключении брака Фердинанд подписал договор, по к-рому обязался принимать решения, подписывать все указы совместно с королевой и признавать законной носительницей короны Кастилии только И. (в 1474 эти вопросы были уточнены в «Арбитражной сентенции Сеговии»). У супругов было 5 детей, среди них: Екатерина Арагонская, 1-я жена англ. кор. Генриха VIII Тюдора и мать Марии Тюдор, и Хуана Безумная, кор. Кастилии (1504-1555), мать императоров Карла V и Фердинанда I Габсбургов.

http://pravenc.ru/text/293824.html

Истоки религ. нонконформизма связаны с периодом правления кор. Эдуарда VI (1547-1553). В 1549 г. были приняты «Книга общих молитв» и 1-й Акт о единообразии, предписывавшие единый для всей Англии вид богослужения, за основу к-рого был взят видоизмененный католич. сарумский обряд . С т. зр. нек-рых англ. протестантов, власти, запрещая разнообразие вероучений, навязывали противоречащие истинному христианству «папистские пережитки», в частности использование гостии и преклонение колен во время мессы. Наиболее известным противником «Книги общих молитв» и Акта о единообразии стал Джон Хупер, к-рый неск. лет провел в Цюрихе и воспринял от Г. Буллингера цвинглианские взгляды на причастие и др. вопросы церковной жизни. Когда в 1550 г. ему предложили занять кафедру еп. Глостерского, он отказался от рукоположения в соответствии с ординалом, добавленным в «Книгу общих молитв» в 1550 г., из-за того, что предписанный порядок подразумевал использование во время церемонии облачений. Во время правления Марии Тюдор (1553-1558) среди англ. протестантов, оказавшихся в эмиграции на континенте (гл. обр. в Германии, Швейцарии и Нидерландах), споры по этим вопросам продолжились. Знакомство многих из них с идеями Ж. Кальвина привело к радикализации их взглядов на «католические пережитки» Церкви Англии времен Эдуарда VI и вызвало конфликты с теми, кто признавал литургию, установленную 2-й редакцией «Книги общих молитв» в 1552 г. Самым известным стал раскол англ. общины во Франкфурте в 1554-1555 гг. (подробнее об этом см. статьи: Дж. Нокс , Р. Кокс ). После восшествия на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) большинство эмигрантов вернулись на родину с идеями кальвинизма. В 1559 г. был принят новый Акт о единообразии, восстановивший «Книгу общих молитв» 1552 г. и установивший наказания для священников, нарушавших закрепленный в ней порядок вероучения, а также для мирян, не посещавших приходскую церковь по воскресеньям и праздникам. Хотя многие из вернувшихся эмигрантов по-прежнему считали Церковь Англии не лишенной недостатков, большинство из них заняли в ней различные должности. Надежды на продолжение и развитие реформационных преобразований связывались с конвокацией 1563 г., однако попытки, в т. ч. со стороны епископов, убедить королеву в их необходимости не были успешными. Основой гос. политики в области религии стало стремление к единству верующих и единообразию учения, для чего апологеты офиц. Церкви считали необходимым прибегнуть к понятию адиафоры (безразличное для спасения) и предлагали отнести к ней все проблемы, вызывавшие разногласия. Власти надеялись на согласие оппонентов в силу «безразличности» этих вопросов, однако право короны и епископата на вмешательство в область адиафоры стало предметом активных споров в 60-х гг. XVI в.; достигнуть согласия так и не удалось - оппоненты по-прежнему считали Церковь Англии «недостаточно реформированной». Тем не менее не все сторонники этой т. зр. открыто отказывались от посещения (и проведения) церковных служб.

http://pravenc.ru/text/нонконформистов.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНДАЛ Гриндал [англ. Grindal] Эдмунд (ок. 1519, Сент-Бис, совр. графство Камбрия, Великобритания,- 6.07.1583, Кентербери), архиеп. Кентерберийский. Г. получил образование в Кембридже (Модлин-колледж, Крайст-колледж и Пембрук-Холл). В 1538 г. Г. стал бакалавром, а в 1541 г.- магистром искусств; в 1544 г. был рукоположен во диакона. Пользовался покровительством Н. Ридли , ректора Пембрук-Холла, позднее еп. Лондонского, к-рый сделал Г. одним из своих капелланов и регентом хора собора св. Павла. Спустя нек-рое время Г. стал капелланом кор. Эдуарда VI (1547-1553) и пребендарием Вестминстерского собора; в окт. 1552 г. принял участие в теологической экспертизе «Сорока двух статей» перед утверждением их Тайным советом. В 1553 г. выступил с осуждением дворцовых нравов и предсказал, что после смерти Эдуарда VI для Англии начнутся тяжелые времена. Пророчество исполнилось после восшествия на престол католички Марии Тюдор (1553-1558), к-рая начала гонения на протестантов. Г. покинул страну и отправился в Страсбург. Там он передал рукописи своего друга и учителя протестант. теолога М. Буцера (1491-1551), преподававшего в 1549-1551 гг. в Пембрук-Холле, его секретарю К. Хуберту для дальнейшей публикации; в Базеле Г. помогал Дж. Фоксу в создании «Книги мучеников» (The Воок of Martyrs), где были собраны свидетельства о протестантах, пострадавших за веру в годы правления «Марии Кровавой». Г., имевший большую корреспондентскую сеть в Англии, постоянно сообщал Фоксу новые факты, пополнявшие книгу. Во Франкфурте Г. принял участие в литургическом диспуте между т. н. коксианцами (по имени еп. Р. Кокса), защищавшими «Книгу общих молитв» 1552 г., и ноксианцами (по имени шотл. пастора Дж. Нокса ), требовавшими еще большего упрощения богослужения. В янв. 1559 г., после того как трон перешел к Елизавете I (1558-1603), Г. вернулся в Англию; в том же году он был избран ректором Пембрук-Холла и назначен епископом Лондонским (по нек-рым данным, Г.

http://pravenc.ru/text/168141.html

[англ. Act of Supremacy] (1534), законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII . Статут, принятый «парламентом реформации» по настоянию короля, провозглашал его «единственным Верховным главой» (Supreme Head) Церкви Англии, называемой Ecclesia Anglicana, со всеми вытекающими отсюда «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы Церкви» (SR., 26 Hen. VIII. C. 1). А. о с. наделял короля не только всей полнотой юрисдикции над Церковью, правом контролировать ее доходы и назначать на церковные должности (что в определенной мере было свойственно средневек. монархам и ранее), но и полномочиями, принадлежащими исключительно примасу Церкви: решать доктринальные вопросы, утверждать чин литургии, совершать визитации диоцезов, инспектировать духовенство, исправлять заблуждения и искоренять ереси. Впрочем, Генрих VIII не претендовал на право совершать таинства и рукополагать в сан, оставляя эти функции архиепископу Кентерберийскому. Сам характер парламентского статута исключал развернутое теологическое обоснование предпринятого шага. Верховенство светского государя над Церковью Англии объявлялось непреложным историческим фактом, признаваемым англ. духовенством. Акт был аннулирован в период правления католички Марии Тюдор . При восшествии на престол Елизаветы I парламент восстановил А. о с. (1559) с нек-рыми изменениями. Елизавета I именовала себя не «Верховной главой», а «Верховной правительницей (Supreme Governor) во всех духовных и церковных делах» (SR. 1 Eliz. I. Р. 1), полагая, что женщина не может считаться главой Церкви. Это было продиктовано и политической необходимостью привлечь на свою сторону подданных, сохранивших католич. веру. В 1560 г. действие А. о с. было распространено на Ирландию. Принятие А. о с. сопровождалось требованием особой присяги на верность государю как главе Церкви и подписи каждого священника, должностного лица, члена университетской корпорации и школьного наставника. Подобной присяги потребовал и Карл II , восстановивший монархию и англикан. Церковь после периода гражданских войн и республиканского правления. При этом новой редакции А. о с. не было и он сохраняет свою юридическую силу (о роли правящего монарха в англикан. Церкви см. Англиканская Церковь ).

http://pravenc.ru/text/Акт о ...

[Англ. Bale] Джон (21.11. 1495, Ков, графство Суффолк - нояб. 1563, Кембридж), еп. Оссорийский, видный англ. теолог, историк и драматург. Получил образование при кармелитском мон-ре в Норидже и в Джизус-колледже (Кембридж). Уже в молодости отошел от католич. веры, отказался от монашеских обетов и стал энергично проповедовать реформационные взгляды, чем навлек на себя нападки духовенства, сохранившего приверженность католичеству. После смерти своего покровителя Т. Кромвеля в 1540 г. Б. был вынужден эмигрировать во Фландрию, а затем в Германию. В изгнании он публиковал исторические материалы об англ. мучениках-уиклифитах, полемические труды и аллегорические пьесы, в к-рых отстаивал дело Реформации. После восшествия на престол Эдуарда VI в 1547 г. Б. вернулся в Англию, где одержали верх сторонники активных церковных реформ, получил место настоятеля церкви в Бишопстоке, а в 1552 г.- вакантную кафедру епископа в Оссори (Ирландия). Его рукоположение в епископский сан вызвало протесты ирл. духовенства, не признававшего нового порядка посвящения епископов, принятого Эдуардом VI и англ. парламентом. Б. столь активно насаждал протестант. вероучение, что нажил множество врагов среди местного населения и духовенства. В правление Марии Тюдор был обвинен в гос. измене, но сумел бежать в Голландию, а затем в Швейцарию, в Базель. Возвратившись в Англию при Елизавете I , в 1560 г. Б. получил место пребендария в Кентербери. У Б. ок. 90 полемических работ (нек-рые из них выходили под псевдонимами J. Harryson и H. Stalbrydge), наиболее значимые среди них - «Деяния римских понтификов» (Acta Romanorum Pontificum. Basiliae, 1538), написанные с обличительных позиций. Стиль Б. отличался язвительностью и резкостью, за что его прозвали «желчным Бейлом» («Billious Bale»). Его перу принадлежал ряд пьес, написанных в традиции средневек. мираклей, где в аллегорической форме подвергалась критике католич. Церковь («Иоанн Креститель») и превозносилась реформационная политика англ. государя, направленная против коррумпированного духовенства и суеверий («Король Иоанн»). Б. известен также как автор первого в истории собрания жизнеописаний выдающихся англ. писателей - «Illustrium Majoris Britanniae Scriptorum Summarium» (Wesel, 1548).

http://pravenc.ru/text/77824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКАЯ КОМИССИЯ [англ. High Comission], орган по осуществлению контроля королевской власти за деятельностью Церкви Англии и по поддержанию единообразия вероучения, богослужебной практики и церковной дисциплины в XVI-XVII вв. Деятельность В. к. явилась продолжением деятельности средневек. трибуналов по борьбе с ересями, однако в отличие от последних в рамках В. к. функции духовных и светских лиц были практически не разграничены. После осуществления в Англии в 1-й пол. 30-х гг. XVI в. т. н. королевской Реформации связи с Римом были разорваны и Церковь Англии перешла под контроль монарха. Непоследовательность англ. Реформации, колебания между протестантизмом и католицизмом привели к тому, что в последние годы правления Генриха VIII (до 1547), при Эдуарде VI (1547-1553) и Марии Тюдор (1553-1558) трибуналы, подчиненные Тайному совету и укомплектованные в основном юристами и гос. чиновниками, помимо контроля за лояльностью духовенства боролись с тем, что при данном монархе считалось ересью. Офиц. датой образования В. к. считается 1549 год, когда такого рода трибунал стал именоваться комиссией, хотя полное название было утверждено в 1611 г. По принятому в начале правления Елизаветы I новому Акту о супрематии (1559) церковная юрисдикция подпадала под контроль королевской власти, в т. ч. и право назначения специальных уполномоченных для исправления всех «заблуждений, ересей и схизм». С этого момента и до конца существования В. к. являлась органом, с помощью к-рого монарх участвовал в церковных делах. В составе В. к. увеличилось количество духовных лиц, знатоков канонического права. Число членов комиссии варьировалось от 24 чел. в 1549 г. до 108 чел. в 1633 г. С 1565 г. В. к. действовала на постоянной основе и ее функции из инспекционных постепенно превратились в судебные. Комиссия не возбуждала дела самостоятельно, рассматривала только обращения, поступавшие в ее адрес. В отличие от церковных судов, к-рые имели право выносить лишь духовные наказания (вплоть до отлучения от Церкви), она была наделена принудительной властью. В 1549-1611 и 1625-1641 гг. решения В. к. были окончательными и обжалованию не подлежали, в др. периоды сохранялась возможность апелляции к королю. В нек-рых диоцезах действовали свои комиссии, аналогичные по функциям центральной, проводившей заседания в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/161079.html

Анна Болейн. Биография Историки до сих пор спорят о точной дате рождения Анны Болейн. Разные источники указывают года - от 1501 до 1507. Отцом Анны был вельможа Генриха VIII, Томас Болейн, человек не являвшийся потомком особо знатных придворных особ, но сумевший сделать неплохую карьеру при дворе. Мать будущей королевы, леди Елизавета Ховард, дочь герцога Норфолка, напротив, происходила из старинного рода. Анна Болейн получила прекрасное домашнее образование (насколько это представлялось возможным в Англии XVI столетия), но этого для ее амбициозного отца было недостаточно - его основной идеей стала придворная карьера дочери и её выгодный брак. Образование родители решили продолжить в Париже. В 1514 году маленькую Анну (и её старшую сестру Мэри ) отправили во Францию в составе свиты принцессы Марии Тюдор, сестры короля: Мария должна была выйти замуж за короля Людовика XII. При куртуазном французском дворе Анна не только постигала науки и искусства, но и совершенствовалась в тонкостях великосветского флирта. Несмотря на то, что престарелый король Людовик XII вскоре умер, а Мария Тюдор вернулась в Англию, Анна Болейн ещё несколько лет жила во Франции - при дворе короля Франциска I. В 1520 году после неудачных переговоров Генриха VIII с Франциском I отношения двух стран испортились окончательно, и Анна вернулась домой (правда, непосредственным поводом к отзыву девушки из Парижа послужило желание отца выдать её замуж за лорда Баттлера). Приехав из «галантной» Франции, Анна сразу же снискала большую популярность при английском дворе. По свидетельствам историков, Анна не обладала выдающимися внешними данными, но была изящно и дорого одета, неплохо обучена танцам и имела изрядные умственные способности. Брак с лордом Баттлером так и не состоялся. Разные источники называют многие причины, среди которых - стойкое нежелание самой девушки выходить замуж по расчету. К этому же периоду относится её роман с лордом Генри Перси, сыном герцога Нортумберленда, однако надеждам юной пары не суждено было сбыться, ибо Анну заметил сам английский король.

http://sedmitza.ru/text/679250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИЗАВЕТА I Тюдор [англ. Elizabeth I Tudor] (7.09.1533, Гринвич - 24.03.1603, Ричмонд), кор. Англии (c 17 нояб. 1558), во время правления к-рой окончательно сформировалась Церковь Англии. Е. была дочерью Генриха VIII от его 2-го брака с Анной Болейн, не признанного католич. Церковью. После казни кор. Анны Генрих объявил Е. незаконнорожденной, что было закреплено актом парламента. Однако позднее она была вновь включена в число офиц. наследников престола вслед за братом (впосл. кор. Эдуард VI ) и старшей сестрой (впосл. кор. Мария Тюдор ). Е. получила образование под рук. кембриджского грециста Дж. Чика, его ученика У. Гриндала, а позднее теоретика педагогики Р. Эскема. Программа обучения принцессы включала изучение древних и новых языков (франц. и итал.), произведений классических авторов, упражнения в риторике и искусстве эпистолографии. Самое раннее письмо Е., написанное на итал. языке, датируется 1544 г. Важная роль в обучении отводилась изучению текстов Свящ. Писания, комментариев на них и богословской назидательной лит-ре. В 1544 г. Е. перевела с франц. нравоучительную поэму Маргариты Ангулемской, кор. Наварры, «Зерцало грешной души» (The Mirror or a Glass of the Sinful Soul). Спустя 4 года этот перевод был опубликован протестант. теологом и писателем Дж. Бейлом под названием «A Godly Meditacyon on the Cristen Sowle…». В 1546 г. принцесса подарила отцу выполненный ею перевод на лат., франц. и итал. языки труда Екатерины Парр «Молитвы и размышления» (Prayers and Meditations), а Екатерине Парр - перевод 1-й гл. «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина. В период правления Марии Тюдор, восстановившей в Англии католич. Церковь, Е., воспитанная в протестант. вере, была заключена в Тауэр по подозрению в гос. измене, где под страхом смертной казни приняла католичество. Елизавета I Тюдор. 1575-1576 гг. Худож. Н. Хиллиард (Национальная галерея, Лондон) Елизавета I Тюдор. 1575-1576 гг. Худож. Н. Хиллиард (Национальная галерея, Лондон)

http://pravenc.ru/text/189795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРТРАЙТ [англ. Cartwright] Томас (ок. 1535 - 27.12.1603, Уорик, Англия), представитель англ. протестантизма , сторонник пресвитерианства , один из основоположников пуританизма ; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник. Жизнь, религиозная деятельность, сочинения Первое документальное свидетельство о К. относится к 1547 г., когда он поступил в Кембриджский ун-т. На основании этих сведений исследователи делают вывод, что он родился между 1532 и 1535 гг., т. к. в то время студенты обычно поступали в англ. ун-ты в возрасте 12-15 лет. Поздняя датировка является более вероятной; в частности, ее приводит 1-й биограф К. Самюэл Кларк (1599-1682), утверждающий, что К. скончался в возрасте 68 лет ( Clarke. 1651. P. 374). В документах Кембриджского ун-та содержится свидетельство, что К. происходил из графства Хартфордшир; вероятнее всего, его родиной был расположенный на границе между графствами Хартфордшир и Кембриджшир небольшой городок Ройстон, в окрестностях к-рого его семья владела неск. фермами ( Pearson. 1925. P. 1-2). Никакие др. сведения о семье К., ранних годах его жизни и начальном образовании не известны. Обучение и преподавание в Кембридже 16 нояб. 1547 г. имя К. было внесено в матрикул Кембриджского ун-та, он стал студентом-стипендиатом колледжа Клэр-Холл. Во время обучения К. в Кембридже богословие здесь преподавал известный немецкий реформат Мартин Буцер (1491-1551), который занимал кафедру теологии с 1549 по 1551 г. Возможно, через его лекции и проповеди К. впервые познакомился с пресвитерианскими религиозными идеями. В нояб. 1550 г. К. перешел в Сент-Джонс-колледж, где его научным руководителем был Томас Ливер (1521-1577) - талантливый церковный проповедник и убежденный протестант, сохранивший верность протестантизму, несмотря на преследования (Ibid. P. 3-6). Томас Картрайт. Гравюра из кн.: Clarks S. A. Generall martyrologie. L., 1651. P. 366a Томас Картрайт. Гравюра из кн.: Clarks S. A. Generall martyrologie. L., 1651. P. 366a С началом правления в Англии кор. Марии I Тюдор (1553-1558) в стране началась реставрация католицизма ; мн. видные деятели англ. протестантизма были вынуждены покинуть Англию и переселиться в континентальную Европу. Хотя К. остался в Англии, вскоре после получения в 1553/54 г. степени бакалавра свободных искусств он вынужден был прекратить обучение в ун-те. По сообщениям биографов, он устроился помощником кембриджского юрисконсульта (его имя неизвестно), выполнявшего различные юридические поручения местной аристократии. Т. о., хотя во время правления кор. Марии К. не отстаивал открыто свои протестант. религ. убеждения, он не пожелал связывать себя со ставшим католич. ун-том.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Томас Кранмер Томас Кранмер (Thomas Cranmer) ( 1489 - 1556 ) - деятель английской Реформации, архиепископ Кентерберийский. Доктор богословия в Кембриджском университете, затем архиепископ Кентерберийский (с 1533 ). Содействовал установлению королевской супрематии в церковных делах ( Генрих VIII был в 1534 провозглашен парламентом главой англиканской церкви ), проведению реформации и секуляризации церковного имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI Кранмер провёл ряд церковных реформ в духе протестантизма, не завершившихся, однако, полной реорганизацией английской церкви. После восстановления католицизма при Марии Тюдор Кранмер был обвинён в государственной измене, заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал - запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и 21 марта 1556 года сожжён на костре как еретик. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.   В старых книгах пишут Фома Кранмер Редакция текста от: 15.04.2005 20:09:03 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/362.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010