В архивных фондах сохранились дела о пожертвованиях на минскую кладбищенскую церковь: например, рядовой Лимаренко, умерший в 1835 году в Минском военном госпитале, пожертвовал в духовном завещании 800 рублей, а в 1845 году была завещана еще одна значительная сумма " ... на построение церкви " . Новопостроенная церковь была освящена во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины 26 октября 1847 года. Через год было построено новое деревянное здание богадельни. В 1903-1904 годах рядом с причтовым домом был возведен одноэтажный дом духовного училища (церковно-приходской школы). К этому же времени относится строительство каменной брамы, в нишах которой размещались иконы. Собственно, приход Сторожевской церкви во второй половине XIX-haчaлa XX веков был небольшим: " 73 двора... 294 прихожан мужского и 286 — женского пола " . О церкви за период 20-30-х годов данные очень отрывочные. Так, известно, что в 1926 году настоятелем прихода был протоиерей Язвицкий, открыто не поддержавший новообновленцев. Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины была закрыта в 1930-е годы и долгое время использовалась под склад. В годы Великой Отечественной войны храм открыли, и он продолжал действовать до конца 1940-х годов. Церковь повторно была закрыта решением Исполнительного комитета Минского городского Совета 27 октября 1949 года. Ее передали Центральному государственному архиву фотокинодокументов как хранилище архивных материалов. Уже в самом проектном задании была заложена программа по уничтожению архитектурного облика храма. В нем указывалось: " 1. При проектировании разрешается полностью реконструировать колокольню и купольную часть церкви. 3. Разрешается произвести надстройку здания. 4. Колокольня и купольная часть здания разбираются. Фасады реконструируются с расчетом ликвидации церковного характера здания с тем, чтобы внешний вид здания соответствовал его новому назначению " . При проектировании полностью игнорировалась историческая и архитектурно-художественная ценность храма. В частности, утверждалось: " Так как здание бывшей Сторожевской церкви не является памятником старины, то необходимо провести следующие работы по наружной реконструкции здания: 1. Разборка верхней части колокольни. 2. Снятие всех крестов. 3. Уменьшение размеров окон до нормальных.

http://sobory.ru/article/?object=08618

Церковь Покрова Пресв. Богородицы в мон-ре равноап. Марии Магдалины в ст. Роговская Тимашевского р-на Краснодарского края. 1997 г. Фотография. 2013 г. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в мон-ре равноап. Марии Магдалины в ст. Роговская Тимашевского р-на Краснодарского края. 1997 г. Фотография. 2013 г. Первоначально в М. М. м. были переведены 14 монашествующих казачек из Ладинского Покровского мон-ря Полтавской губ., Лебединского Николаевского мон-ря Киевской губ. и немировского во имя Святой Троицы монастыря ; настоятельницей выбрали мон. Митрофанию (Золотаревскую), возведенную в Ставрополе в сан игумении. Согласно принятому Положению о пустыни, для охраны зданий и ведения хозяйства были назначены 8 казаков. Еще весной 1849 г. было отремонтировано «довольно большое жилое помещение», в котором проживали сестры. 22 сент. 1849 г. была заложена и 9 апр. 1850 г. освящена деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. При обсуждении вопроса о выделении земли с Тифлисским начальством было решено отвести пустыни 171 дес. земли. 30 сент. 1850 г. рескриптом командующего Отдельным Кавказским корпусом мон-рю передали участок земли по р. Кирпили - «удобной, неудобной и под водами» - в 522 дес. 315 кв. саж. Для строительства М. М. м. Черноморское войсковое правительство внесло в Московский опекунский совет капитал - 20 тыс. р. серебром. 22 апр. 1851 г. именным указом Правительствующего Сената на имя военного министра разъяснялось, что первые 20 лет проценты с капитала пойдут на хозяйственные нужды пустыни, а с 1871 г. положенная под проценты сумма присоединится к войсковому капиталу (2 ПСЗ. Т. 26. Отд. 1. С. 311). Войско предоставило сестрам право на отводимых угодьях косить сено, заниматься скотоводством, хлебопашеством, рыбной ловлей и др. промыслами без постороннего вмешательства и без уплаты в пользу войска пошлины. При игум. Митрофании в М. М. м. принимали девочек-подростков, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались рукоделиям, церковному пению и чтению. В 1861 г.

http://pravenc.ru/text/2562014.html

Омилия Паламы интересна потому, что она отражает влияния разных толкователей этого события, им сопоставляемые и используемые. Интересно, что заимствования были сделаны даже из Севира Антиохийского, монофиситского патриарха VI в., о чем будет сказано ниже. Кроме того, при составлении предлагаемой омилии были сделаны заимствования из: Златоуста, св. Кирилла Александрийского , св. Ефрема Сирина , Георгия Никомидийского , Феофилакта Болгарского , Феофана Керамевса , вероятно из св. Анастасия Синаита , патр. Фотия и м. б. Никифора Каллисты Ксанфопула. Степень этих влияний выяснится из последующих сопоставлений. Главные экзегетические затруднения разбираемого текста были намечены уже Евсевием. Позднейшие писатели только оттеняли тот или иной момент, внося мало нового. Вот основные вопросы, намеченные Евсевием; 1 . Как по Матфею оказывается, что Спаситель воскрес «по прошествии субботы», тогда как по Марку «весьма рано, в первый день недели»? 2 . Как по Матфею «по прошествии субботы» Магдалина увидела воскресение, а по Иоанну она же стояла у гроба, плачущи в первый день недели»? 3 . Как по Матфею «по прошествии субботы» Магдалина и др. женщины ухватились за ноги Спасителя, а по Иоанну она рана утром в первый день недели слышит слова: «не прикасайся ко Мне»? Первый вопрос Евсевий предлагает решить двояким способом: а) или, что последнее (71-е), зачало Марка отсутствует в лучших рукописях; (нельзя не отметить смелый для его времени научно-критический подход!) или б) тем, что «по прошествии субботы» Спаситель воскрес, а «рано утром», явился Марии Магдалине, т. е, тем самым разделяя моменты воскресения и явления. При решении второго вопроса Евсевий вводит подробные рассуждения о точном значении разных выражений: «по прошествии субботы», «рано утром» и «еще в темноте». Кроме того, он подчеркивает два прихода Магдалины: один раз она приходит одна, на второй раз с «другой Марией». За сим он различает четыре Марии (Богоматерь, Мария Клеопова, Магдалина и Мария мать Иосифа и Иакова). Наконец, он настаивает на том, что нет противоречий в повествовании, т. к. разные евангелисты говорят о разных лицах и разных посещениях 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

В современном храме Воскресения Христова в Иерусалиме существуют два места, отождествляемые с явлением Воскресшего Марии Магдалине. Первое из них — православная церковь жён-мироносиц, находящаяся под колокольней, слева от церкви сорока Севастийских мучеников. Церковь жён-мироносиц находится под открытым небом, лишь иконостас имеет небольшой навес. В центре церкви находится небольшой беломраморный киворий, отождествляемый, согласно греческой традиции, с местом явления Воскресшего Христа Марии Магдалине . Второе место, отождествляемое с явлением Воскресшего Марии Магдалине, — францисканский придел святой Марии Магдалины в северной части ротонды, сразу за Кувуклией. «Предполагаемое (по традиции монахов-францисканцев) место встречи Воскресшего Христа и Марии Магдалины выложено мраморными кругами. Над этими местами всегда горят неугасимые лампады. Придел был реконструирован в 1980-х годах. Рядом расположен небольшой алтарь с бронзовым современным скульптурным изображением этого события» . Явившись Марии Магдалине возле Своего Гроба, Господь заповедал ей пойти и сообщить о Его победоносном Воскресении апостолам: Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина ид ёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей (Ин. 20:17–18). Второе явление Воскресшего Господа Марии и жёнам-мироносицам (Мк. 16:2–3; Мф. 28:5–7; Мк. 16:4–8; Мф. 28:8–10) Второе явление Воскресшего Господа Иисуса Христа жёнам-мироносицам произошло в районе Иерусалима. Согласно Мк. 16:2–3, мироносицы весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Евангелист Матфей информирует о том, что светоносный ангел, отваливший камень и сидевший на нём при входе (Мф. 28:2–4), сообщил пришедшим женщинам о Воскресении Иисуса Распятого, показал им гроб и также призвал: Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из м ёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:7). Здесь впервые упоминается Галилея, где Господь обещал явиться Своим апостолам.

http://bogoslov.ru/article/6174022

Особенностью приходов епархии является наличие в их границах по неск. храмов, что объясняется богатой историей правосл. жизни на этих землях и постоянной экспансией католицизма, в результате чего количество прихожан постоянно сокращалось, но сами церковные здания сохранялись. В отдельных районах наблюдался и обратный процесс, напр., в Браньске (Брянске) некогда существовало неск. правосл. церквей, в наст. время осталась одна. Общее число церквей и часовен в Бельско-Подлясском благочинии приближается к 50, в Хайнувском - 40, в Наревском - 20, в Семятычском - 20, в Клещельском - 30. В епархии 2 действующих мон-ря. Особенно почитаем среди православных жен. мон-рь Марфы и Марии на Св. горе Грабарка , в праздник Преображения Господня его посещают тысячи паломников. На самой вост. окраине Польши, на р. Буг, расположен муж. ставропигиальный Яблочинский мон-рь прп . Онуфрия Великого . Небесный покровитель епархии - прп. Иов Почаевский. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. Кафедральный собор во имя св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Фотография. 1998 г. В епархии находится неск. крупнейших духовных учебных заведений и правосл. научных орг-ций, напр. Варшавская православная духовная семинария , Бельская иконописная школа . Особое место среди них занимает правосл. секция экуменической Христианской Богословской Академии (организована в 1954), являющейся по своему статусу гос. учебным и научно-исследовательским учреждением. Секция имеет кафедры Свящ. Писания, правосл. догматического и нравственного богословия, истории Церкви, патрологии и др. Академия присваивает своим выпускникам степени магистра и д-ра богословия. В 1996 г. при Троицком соборе в г. Хайнувка (Гайновка), где проводятся международные фестивали церковной музыки, была открыта 2-летняя школа псаломщиков (регентов). Начиная с 1999 г. в епархии создано неск. ин-тов правосл. культуры, действующих в рамках отдельных благочиний. Самые крупные из них - в Хайнувке, Бельске-Подляски и Семятыче (Семятичах).

http://pravenc.ru/text/150463.html

В 1877 году церковь была ограблена. В связи с этим часть утвари была перенесена в дворцовую домовую церковь (на Ackerwand, 25). Здесь же обычно и совершались богослужения. В храме-усыпальнице служили только в дни памяти Марии Павловны, в престольный праздник и при посещении царствующих особ. С 1880 по 1907 год к Веймарской церкви был приписан Франценсбадский храм, а в 1882—1902 и 1906—1910 годах — и Мариенбадская церковь. В связи с этим в летний период богослужения в Веймаре не совершались. В связи с закрытием в Веймаре русской дипломатической миссии, богослужения в надгробном храме прекратились в мае 1910 года, причт переведён во вновь построенный храм в Бухаресте. Православные богослужения совершались в Веймаре редко и только в домовой церкви. С началом Первой мировой войны службы прекратились совсем. 2 сентября 1950 года храм был передан Русской православной церкви. Митрополит Филарет (Вахромеев) (Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит.), освятил новый антиминс и прислал храмовую икону святой Марии Магдалины, написанную в греческом стиле. В 1965—1982 годах церковь была приписана к Дрезденскому приходу. В 1976 году был начат капитальный ремонт храма. В результате большой работы реставраторов он воссиял своей первозданной красотой. Для храма был сделан новый престол. 5 октября 1980 года патриарший экзарх, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Мелхиседек (Лебедев) вновь освятил обновлённую церковь. В слове, сказанном по этому поводу, архиерей отметил, что «Веймарский русский православный храм имеет особое значение, символически напоминая своим соседством с мавзолеем великих гуманистов Гёте и Шиллера обоюдные дружественные отношения между нашими народами». 14 ноября 1982 года было отмечено праздничным богослужением 120-летие храма, которое возглавил архиепископ Мелхиседек. На службе пел октет студентов Богословского факультета Университета имени Мартина Лютера Галле-Виттенберг. Как отметила 16 ноября 1982 года областная газета «Тюрингер Тагеблат», «в храм прибыли разделить юбилейную радость представители католической и лютеранской церкви и общественности». Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_равноапос...

стихира). Что это значит? Конечно, тут не может быть речи о попытке какого-либо страстного прикосновения, нет! – Просто совершенная неожиданность видеть оплаканного Учителя живым охватила душу Марии такой непосредственной радостью, что она раньше, чем подумать о таинственном Воскресении, о Божестве Его, просто предалась восторженной радости, как о дорогом человеке, избегшем смертной опасности, и забыв, что она женщина, хотела обнять Учителя и облобызать Того, Кого почитала мертвым и украденным в предшествующие мгновения. Господь напоминает ей о неуместности такого выражения, хотя бы и совершенно чистой радости, предлагая затем, в тот же вечер, своим еще сомневавшимся ученикам мужского пола осязать Его раны. – Иное было отношение Господа к поклонению той же Марии Магдалины и другой Марии через час или два после Своего первого явления. Здесь обе Марии уже знали, что Господь является верующим, как победитель смерти и ада, как восходящий к Небесному Отцу в вечное царство и властно посылающий апостолов на проповедь и на победоносную борьбу с миром. Теперь обе жены, встретив Его, говорящего им: «Радуйтесь», уже не «земная мудрствуют», а поклоняются Ему, как живой святыне, как Сыну Божию, и потому Он не препятствует сделать то, что они сделали: «Оне же ястеся за нозе Его и поклонистеся Ему» ( Мф.28:9 ). – Ты согласил Матфея с Иоанном, скажет, пожалуй, читатель, но как ты согласишь их с двумя прочими евангелистами? Куда поместишь пришествие Магдалины на гроб с ароматами, в сопровождении других жен мироносиц, поименованных у Марка и Луки? Главная мысль нашего ответа будет такая. Мария Магдалина с ароматами вовсе и не приходила на гроб Господень, а приходили с ароматами другие жены, после первого явления Христа Марии, а может быть, даже после второго, но не знавшие еще о воскресении Христовом. Повествование Иоанна говорит о том, что было «еще сущей тьме» ( Ин.20:1 ), а повествование Марка отмечает событие о бывшем «весьма рано при восходе солнца» ( Мк.16:2 ), («воссиявшу солнцу» – так и в греческом), а Лука – о том, что было «очень рано» ( Лк.24:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Примером может служить и первое соборное послание апостола: «Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин. 2: 89). И. Каравидопулос, говоря об особенностях стиля апостола Иоанна, пишет: «Кроме того, известное учение синоптиков о настоящем веке и будущем веке выражается здесь при помощи следующих пар противопоставлений: вечный свет – тьма, истина – ложь, вера – неверие, свобода – рабство, жизнь – смерть и подобными им» . В данном случае тьма еще и противопоставляется свету Воскресения Христова, которое уже совершилось, но о котором еще предстоит узнать – сначала ближайшим ученикам Христа, а затем и всему миру. Любовь и усердие жен-мироносиц Настоящее гимнографическое произведение, как и само евангельское чтение, начинается с повествования о Марии Магдалине. Мария – жена-мироносица. Мироносицы – те женщины, которые спешили помазать тело Христа миром в первый день после субботы. Ученики оставили Спасителя, женщины же, следовавшие за Христом, становятся свидетельницами Его Распятия, положения во гроб и позже бесстрашно спешат оказать почесть своему Божественному Учителю. Архиепископ Аверкий (Таушев) свидетельствует: «Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю» . Почему в тексте Евангелия Иоанна и стихире говорится только об одной Марии Магдалине в то время, как у других евангелистов женщин было несколько? Архиепископ Аверкий отвечает и на этот вопрос: «Но она шла не одна, а с целым сонмом мироносиц, о чем повествуют первые три евангелиста. Она только, по особенной любви к Господу и живости темперамента, упредила других жен и пришла, когда еще было темно, в то время как другие жены подошли ко гробу, когда уже начало светать» .

http://pravoslavie.ru/150171.html

8 января, в первый день Святок, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий посетил детскую больницу 2 святой Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. «Поздравляю вас с великим праздником — Рождеством Христовым, — сказал митрополит Варсонофий, обращаясь к маленьким пациентам, их родителям и сотрудникам больницы. — Это поистине детский праздник, мы сегодня в яслях видим Богомладенца Христа. Вы все, думаю, родились в больницах, в хороших условиях, а Он явился в мир в хлеву, куда загоняли овец от непогоды. Вот какое смирение явил Христос: не в царском дворце родился, а в простой убогой пещере, показывая, что для Бога все это — условность. Он пришел, чтобы родиться в наших душах, привести их в Царствие Божие, где не будет болезней и страданий. Желаю вам укрепиться в любви и надежде, что Господь вам даст выздоровление, а в будущем, надеюсь, вы будете проводить свою жизнь по заповедям Божиим». Для всех собравшихся в актовом зале больницы состоялось выступление хора Спасо-Преображенского собора под управлением протодиакона Артемия Лебедева. Дети получили сладкие подарки и книги. Митрополит Варсонофий также посетил и маленьких пациентов, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать в зале. Он побеседовал с детьми в палатах, поддержал их и передал подарки. Больничному храму в честь равноапостольной Марии Магдалины митрополит Варсонофий подарил икону Рождества Христова. Врачам, сестрам милосердия и певчим были также подарены иконки Рождества Христова. В тот же день в Алма-Ате митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился с воспитанниками, воспитателями и педагогами детского дома Астанайской епархии «Солнышко». Он был открыт при православной обители милосердия «Радонеж» в Алма-Ате — центре социальной защиты Казахстанского митрополичьего округа. «Наступили светлые дни празднования Рождества Христова, которые именуются Святками, святыми днями. Люди вместе с ангелами торжествуют, мир видимый и невидимый ликует, прославляя пришествие Бога к роду человеческому. Дорогие мои, никогда не забывайте — Бог очень близок к вам, и поэтому в каких-то трудных жизненных обстоятельствах смело обращайтесь к Господу, и Он будет вам помогать. С добротой и уважением относитесь и к своим товарищам, и к учителям, и к наставникам. Желаю всем вам радостного настроения, помощи Божией, здоровья, мира душевного, а воспитателям и сотрудникам — сил и крепости духа. Пусть всех нас на путях жизни озаряет немеркнущий свет Вифлеемской звезды», — сказал митрополит Александр в своем поздравлении, обращаясь к воспитанникам и сотрудникам детского дома.

http://radonezh.ru/2021/01/11/arhierei-r...

Итак, занятия вел Сергей Ким, занимающийся преподаванием богослужебного Устава в кружке при Трехсвятительском храме. Он закончил Московскую духовную семинарию, затем был откомандирован на учебу в Рим и Париж. Учился в Патрологическом институте в Риме («Иституто Патристико Аугустинианум»- по-итальянски), в Парижском Католическом институте на отделении «языков и цивилизаций древнего Востока». Изучает древнехристианские тексты, сохранившиеся в разных христианских традициях: патрологические, т.е. тексты Святых отцов, и литургические.. Сергей в своих лекциях в Везле поделился с нами своими знаниями о развитии Древнего богослужения; вот его рассказ о поездке: «20 марта в субботу утром, после Литургии, с благословения Владыки, мы сели в машины, и сразу начался интеллектуальный пир. Мы вели беседы на разные темы, волнующие прихожан, и темы, связанные с богослужебным Уставом. А через 2,5 часа мы уже были в Везле — средневековом городе, который находится на вершине холма, окруженного виноградными долинами. По приезде нас встретил православный священник отец Стефан Хедли, американец. «Он представляет собой образ спокойного, рассудительного, радостного пастыря, который согревает душу», — так описал его Антон Одайский, который и сам был замечательной фигурой в поездке, предводителем и в буквальном смысле «руководителем» нашего паломничества, водившим всех восхищенных паломников за руку. Мощи св.Марии Магдалины Отец Стефан рассказал нам вкратце об истории города, потом мы спели акафист в базилике св. Марии Магдалины, и поклонились ее святым мощам. В субботу вечером было всенощное бдение в православном храме, — доме, обустроенном под православную церковь. Службы ведутся там на русском, французском и английском языках. Там мы познакомились с местными прихожанами. В этих лекциях я пытался говорить о наиболее общих вещах, которые интересуют людей, посещающих церковь, но не соприкасающихся с богослужебными книгами и клиросом. В своих беседах я старался давать информацию структурально и показывать, что есть смысл в структуре богослужения, что это не просто непонятная последовательность случайных текстов, а гармонически устроенная система, которая в нашем современном виде несет следы исторического развития, тогда как в древности она имела вполне симметричные формы.

http://pravmir.ru/burgundskie-sxolii-ili...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010