Закрыть itemscope itemtype="" > Великой Княжне Марии Николаевне Романовой посвящается К очередной годовщине со дня рождения Царевны Мученицы 27.06.2022 2839 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором 14 июня по старому стилю 1899 года родилась Великая Царская Княжна Мария Николаевна Романова, третья дочь Царя Николая II и Царицы Александры Фёдоровны Романовой. Канонизирована Русской Православной Церковью как Страстотерпица. Вот, пожалуй, и всё, что можно узнать о Ней из интернета. После поездки в Пермь в этом году ко мне пришла книга, изданная Елизаветинско-Сергиевским просветительским обществом, к 150-летию со дня рождения Императрицы Александры Фёдоровны. Из неё я узнала, что Младшие Великие Княжны, Мария и Анастасия, имели под своим попечением несколько лазаретов и постоянно посещали их, чтобы поддерживать моральный дух раненых воинов. А мне вдруг вспомнился удивительный случай, связанный с Марией Николаевной. Произошёл он на Крестном ходе «Покаяние за Царя» Нижний Новгород – Дивеево в июле 2000 года, когда Царская Семья ещё не была прославлена. Шли мы без священников, но по благословению. Идти было трудно. И Господь нас утешал необычными явлениями, конечно, не по-нашему недостоинству, а по Великой Святости Царской Семьи. При подходе к Дивееву нам навстречу выехала на дамском велосипеде молодая девушка с русой косой в шерстяном плаще густого болотного цвета с пелериной. Жара стояла + 37 градусов по Цельсию. И появление её в таком наряде не по погоде выглядело весьма странным. Она приветствовала нас словами: «Христос Воскресе!» А была уже не Пасха. Вдруг её плащ перед нами раскрылся, и мы увидели её необычный наряд. Перед нами предстала барышня не из нашего времени. Было ощущение, что она только что выехала со сценической площадки или сошла с экрана телевизора. Меня её появление настолько удивило, что из головы не выходил вопрос: «Кто же это была?» И вот в день преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Макарьевском Желтоводском монастыре на Волге во время Литургии в храме Святой Троицы на мысленном уровне пришёл ответ: «Одна из Царевен». В храме я была вместе с моей подругой, поэтом Марией Сухоруковой. Я ей рассказал об услышанном. Она сразу определила, что это Мария Николаевна любила кататься на велосипеде, который ей подарили.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/27/ve...

Жукова Ксения Николаевна, Анна, Валентина Православные женщины, проживавшие в Енисейске. Судя по письмам, приехали в город издалека, возможно, были сосланы. В книге протоиерея Г. Фаста «История церкви в Енисейске» упоминается Ксения Николаевна Жукова в числе лиц, подписавших договор с горсоветом о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной Церкви в 1946 г. Договор был заключен 3 июля 1946 г. 448 Анна и Валентина ранее принадлежали к одной из тайных обшин, окормляемой, судя по письмам, епископом Нектарием (Трезвинским?) 449 . 1. 1 ноября 1954 г. 450 Христос посреди нас. Милость Божья будет с вами, владыка святый, спаси вас Господи за ваше вниманье к нам, грешным. Получили Ваше письмо с молитвою, сердечно благодарим, читаем утром и вечером на молитве, но этого нам еще мало обличенья, живем – плохо исправляемся, вкоренилось зло и гордость и все прочие пороки, помолитесь, чтобы Господь помог исправиться, думаем стараться, а лукавый опять искушает. Жили мы 5 человек да на дворе во флигеле 4 человека, сейчас остались трое: мы с сестрой да хозяйка Ксенья Н[иколаевна]. Все ушли в казенные квартиры, много настроили казенных. К тюрьме там все новы дома, 9 человек все молились вместе и сейчас когда приходят на праздник. В церковь мы не ходим, грешники, с первых перевыборов, простите, может, и неладно живем и поступаем не так, как надо. Приезжает из Красноярска епископ, и на груди у него медаль с Ленин[ым], и все порядки не как раньше, но я их не сужу, такой им приказ, молитесь, чтобы Господь помог жить по духу, а не по плоти, быть Марфой, а не Марией, получили ваше письмо давненько, пишу 19 октября по-старому, выпал снег, уже 5 дней лежит. Как Ваше положенье, о жизни, ничего Вам не объясняют, когда вас отпустят, пишите в чем будете нуждаться, не стесняйтесь, привет передавайте Аполинарье, очень жаль ее, у них домик свой, огород [?]. Очень хорошо в доме, дом не на планту, в огороде сейчас одна сестра ждет без терпенья [?], все мы вам низко-пренизко кланяемся и просим ваших свя[тых] мол[итв] и Бож[иего] благ[ословения]. Печатно я очень хорошо Ваши письма разбираю, а письменно трудновато, можете изменить почерк [?]... мы все малограмотны. Будьте здоровы и Богом хранимы. Остаемся помнящие Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Париж. Последние годы. Свидетельство о предначертанной судьбе России В 1928 году владыка Феофан, думая о затворе, писал одному из своих духовных чад: «Хотел бы я умолкнуть для всех и навсегда, но пока еще не знаю на это воли Божьей». 16 (29) апреля 1931 года он навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет, и переехал во Францию. В Париже он поселился в доме Пороховых в пригороде Кламар на рю Паскаль, 2. Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы были известны ему еще по Петербургу. Супруги были в свое время близки ко Двору, к Императрице Марии Феодоровне, духовно окормлялись у благодатного старца Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеросхимонаха Варнавы. Бездетное семейство Пороховых имело духовную тайну: Лидия Николаевна была в тайном постриге монахиней Марией. Сохранилось одно свидетельство о благодатной жизни в Кламаре. Во время Пасхальной заутрени, совершавшейся в доме Пороховых, произошло нечто подобное тому, что происходило не раз во время служений Святителя и в Астрахани, и в Полтаве, и в Югославии, и в Болгарии. «Мы до сих пор, – писал Федор Васильевич Порохов, – под чудным, неземным впечатлением от святой заутрени, которую совершал святитель Феофан. Воистину благодать Святого Духа соприсутствовала в продолжение всей службы! Даже наши хозяева-французы, атеисты, сообщили нам свои восторги и сказали, что они в ночных рубашках сидели все время под нашей комнатой, где происходила служба; они в течение шести лет не были в храме, а после этого пошли в костел. Между прочим, они очень просили нас, не понимая сути дела: нельзя ли, – говорили они, – опять такую же службу «сделать»? Но разве дело в службе? Здесь была великая милость Божья, что мы сподобились присутствия явной благодати Духа Святого!» Вскоре после переезда архиепископа Феофана в Париж и поселения в доме Пороховых была обнаружена слежка за ним. Дело в том, что у него были постоянные выезды в воскресные и праздничные дни в церковь на рю Одесса (теперь этой церкви давно уже нет). Выяснилось, что какие-то люди не только следили за ним, но и создавали на пути ловушки. Таких, только замеченных, попыток поймать Архиепископа было несколько, но все расчеты злоумышленников, слава Богу, оказались тщетными. Обо всем этом было заявлено префекту столичной полиции Ж. Шиаппу, и он принял меры охраны. Но на основании собранных материалов архиепископу Феофану было предложено совсем прекратить выезды для посещения богослужений, так как это давало возможность заранее знать, когда Архиепископ будет в церкви. И Владыка начал совершать Литургии у себя на дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: «С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: «Вы желали исповедоваться». Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека. Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, и даже священнику — общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста. После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня — на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента я продолжал бывать у него — приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал проповеди отца Бориса за литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена. Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым: «Саша, вы — наша смена». Это теперь и исполнилось».

http://pravmir.ru/skonchalsya-protoierej...

Глава III. Горицкий монастырь, исторические сведения об оном; игумения Маврикия Ходенева; слепая старица Феодосия; Феофания Готовцова; ее сестра Маврикия Щулепникова; Ангелина Кожухова; Агния Шилова Горицкий монастырь Воскресенский Горицкий монастырь (3-го класса, девичий) состоит в Новогородской епархии, в Кирилловском уезде, на левом берегу реки Шексны, вытекающей из Белаозера и впадающей в Волгу; находится в расстоянии 7 верст от города Кирилова по большой Санкт-Петербургской дороге, от Вологды в 127 верстах, и от Новгорода в 614 верстах. Кем эта обитель основана и когда именно, неизвестно, но в начале XVI века уже существовала, и в 1544 году княгиня Старицкая, Евфросинья Андреевна, рожденная княжна Хованская, жена удельного князя Андрея Ивановича, родного дяди Иоанна Грозного, построила собор, каменный в два яруса, первоначально крытый тесом и имевший только два престола: наверху – Воскресения Христова, внизу – Кирилла Новоезерского. Впоследствии иждивением седьмой супруги Иоанна Грозного, Марии Феодоровны (из рода Нагих во иночестве Марфы), в верхнем ярусе устроены еще два придела: 1, во имя Божией Матери иконы Одигитрии и 2, Кирилла Белоезерского. Через некоторое время к этим приделам пристроены новые два придела: 3, во имя святого царевича Димитрия и 4, святой великомученицы Екатерины. В 1831 году при больничном корпусе, выстроенном монахиней Марией (в миру бывшей Параскевой Николаевной Хованской), устроена была церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1852 году на хорах в этой церкви вновь сделаны два придела: 1, во имя святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил и 2, святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Колокольня каменная над соборной папертью строена в 1611 году царицей, инокиней Марфой. При поступлении моих сестер в Горицкий монастырь настоятельницей там была игуменья Маврикия, и так как она замечательная старица, то скажу о ней что знаю. В миру ее звали Мария Матвеевна Ходнева, она была дочь Белоезерского дворянина Матвея Ивановича, жившего неподалеку от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Роль Марии Сухоруковой в истории Лыскова К открытию мемориальной доски поэту на здании детской библиотеки, носящей её имя 09.06.2022 1606 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором 7 июня поэту Марии Сухоруковой исполнилось 70 лет. Лысковчане отметили эту дату в жизни талантливой землячки открытием мемориальной доски на здании детской библиотеки города, носящей имя поэта. ПРАВОСЛАВНОЕ ЛЫСКОВО Частица Первого Удела Пречистой Девы Пресвятой – Меня ты, Лысково, согрело Её Небесной Теплотой.   Её Красою удивило Средь чуждой сердцу суеты, И Нины ты Святой явило Смиренно-мудрые черты.   Продуты волжскими ветрами Твои закаты и заря. Освещено ты куполами Макарьева монастыря.   О, Лысково! Мой несказанный, Молитвенный мой уголок, Ты смотришь добрыми глазами На тихий, розовый восток.   Оконной красною геранью Хвалу Всевышнему поёшь, На белых каравеллах храмов Во Царство Божие плывёшь.   Всё зацелованное солнцем, Всё в светлой свежести берёз, В твоих ключах, в твоих колодцах Живёт целительный мороз,   Живительная неба бодрость, Что вдохновляет, веселит. А Божья Матушка с тобою Неизреченно говорит…   Частица Первого Удела Предивной Мати Пресвятой – Во мне ты, Лысково, запело Её Небесной Чистотой.   Так начинается книга поэта Марии Сухоруковой «Песнь над холмами», посвящённая 600-летию славного старинного города Лыскова. Господу было угодно поселить Марию в  этом городе, чтобы она поэтически воспела это место.   Лысково… Кто же не знает о нём? Чем оно это село знаменито? Князь здесь Грузинский живёт Именитый В пышном, богатом именье Своём.   Как-то мы с Марией Арсентьевной встретились с Лысковским краеведом, знатоком этих мест – Альбиной Николаевной Мясниковой. «Вы знаете, что Лысково было столицей Князя Грузинского?» – сказала при встрече Альбина Николаевна. Вот так Господь дал задание в ярких словесных красках описать Марии Арсентьевне и столицу Князя Грузинского, и самого Князя Георгия Александровича – потомка древнейших Царей Грузии, чей род восходит к Царю, Пророку и псалмопевцу Давиду.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/09/ro...

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в Лесном. Церковь Спаса Преображения при Доме Милосердия в Лесном Карта и ближайшие объекты Историю свою Дом Милосердия в Лесном ведет с 1833 г., когда в Санкт-Петербурге по инициативе Сарры Бюлер было организовано первое частное благотворительное заведение. Оно называлось Магдалинским убежищем и представляло собой приют для «раскаивающихся женщин, желающих возвратиться на путь честного труда». В 1844 г. вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосердия как отделение кающихся. В период 1863-64 гг. отделение было преобразовано в Дом Милосердия и поступило под покровительство вел. кн. Марии Николаевны, дочери Императора Николая I. Она разработала новый Устав Дома Милосердия, согласно которому приют должен был быть разделен на два отделения – для взрослых и для несовершеннолетних. К 1864 году в Санкт-Петербурге уже существовало несколько частных домов милосердия для взрослых, тогда как для несовершеннолетних ни одного. В это же время некий господин Воронин, живший в Лесном, предоставляет свою дачу в бесплатное пользование для размещения этого детского отделения. Кроме этого он пожертвовал 3000 рублей на перестройку помещения и необходимые приспособления. Дача эта располагалась на Большой Объездной улице, в районе Лесного Института. Место было очень удобное для организации детского приюта. Несмотря на небольшой размер дачи, на вновь образованное детское отделение принимались все без исключения поступающие. Например, в 1864 году в Доме Милосердия проживало 13 девочек от 9 до 15 лет. Девочки направлялись туда городской полицией. В этом же году организаторы Дома Милосердия разработали «Положение Санкт-Петербургского Дома Милосердия», подписанное Министром внутренних дел, Статс-Секретарем Валуевым, и Высочайше утвержденное 17 января 1864 г. В Положении излагались цели создания этого учреждения, а также состав, права и обязанности руководства. В 1865 г. руководство Дома Милосердия покупает дачу Воронина и большой участок земли. На этом участке стоится новое двухэтажное здание для 40-50 воспитанниц, что сразу расширяет возможности приюта. Все расходы по строительству были оплачены частными жертвователями. Помимо помещений для воспитанниц, там располагались лазарет на 6 кроватей и домовая церковь во имя Преображения Господня, которая была освящена 25 февраля 1868 г. Иконы в эту церковь были пожертвованы из домашней церкви Мариинского дворца Великой Княгиней Марией Николаевной.

http://sobory.ru/article/?object=01694

Священник Михаил Красноцветов в заключении в Вишерском ИТЛ. Архивное фото ЖМП 4 апрель 2022 /  8 апреля 2022 г. 14:00 Небесный заступник Тюменского края СВЯЩЕННИК МИХАИЛ КРАСНОЦВЕТОВ - В СОНМЕ НОВОМУЧЕНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал 111) . Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой».  PDF-bepcuя. Михаил Григорьевич Красноцветов родился 29 сентября 1885 года в городе Калуге в семье диакона Иоанно-Богословской семинарской церкви Григория Красноцветова, происходившего из известной священнической династии, берущей начало в XVIII веке. В 1900 году Михаил окончил Калужское духовное училище и пошел по стопам отца, поступив в духовную семинарию. Но по окончании 1-го класса по собственному желанию и неожиданно для родных подал прошение об увольнении, решив получить светское образование. После этого обучался в Московской частной классической гимназии Франца Креймана и по ее окончании — на юридическом факультете Императорского Московского университета.  В 1907 году Михаил Григорьевич вступил в брак с Марией Николаевной Давыдовой. Через два года, не окончив университетский курс по семейным обстоятельствам, стал служить по гражданскому ведомству — сначала народным учителем в селе Шиморском Меленковского уезда Владимирской губернии, затем, в 1911–1917 годах, участковым земским страховым агентом в Меленковском уезде. При Временном правительстве был избран мировым судьей, обязанности которого нес до 1920 года. 

http://e-vestnik.ru/history/sviaschennom...

Скачать epub pdf «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» ( Евр 13:7 ) Верующим москвичам хорошо знакомо имя прозорливого батюшки протоиерея Алексея Мечева и его сына протоиерея Сергия, настоятелей храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Два-три десятилетия назад еще встречались люди, лично общавшиеся с отцом Алексеем, и его имя с благоговением поминалось не только в Москве, но и в далекой Средней Азии и в Прибалтике, где совершали священническое служение духовные дети старца. Промыслом Божиим быстротекущее время не удалило, а приблизило к нам батюшку. В 1990 году храм святителя Николая, закрытый в 1932 году, был возвращен Церкви, и вновь образовавшаяся маросейская община ощущает свою преемственную связь с духовными чадами отца Алексея и отца Сергия. Теперь мы имеем возможность прочесть в печатных изданиях те воспоминания о маросейских пастырях, которые более полувека передавались из уст в уста, переписывались от руки, перепечатывались на машинке. Особенно ценны для нас уже выдержавшие два издания “Жизнеописание московского старца Алексея Мечева ”, составленное его духовной дочерью, выдающимся иконописцем монахиней Иулианией (Марией Николаевной Соколовой), и роскошно оформленный третий том из серии “Русское Православие XX века” 1 , вместивший огромный материал из архива другой духовной дочери отца Алексея, Елены Владимировны Апушкиной, имевшей счастье дожить до его публикации. Особая роль отца Алексея в истории Русской Церкви заключается в том, что он осуществил на практике идею “монастыря в миру” 2 , создал православную общину, которая после его кончины выдержала испытание временем и в эпоху жесточайшей борьбы государства с религией служила закваской христианского образа жизни, свидетельствуя верой и любовью к Богу и людям о вечной евангельской Истине. Для отца Алексея христианство не было отвлеченным учением, сводом жестких правил или культурной традицией, оно было для него жизнью, и он мог с Апостолом сказать “уже не живу я, но живет во мне Христос” ( Гал 2:20 ). К этой жизни во Христе он приобщал свою паству, тщательно вникая в сущность и душу каждого человека, объемля каждого своею милующей любовью, беря на себя горе и тяготы всех. Этот опыт воспитания любовью и сейчас бесконечно дорог и необходим нам, и для того, чтобы его усвоить, мы должны внутренне сблизиться с личностью батюшки, сердцем войти в ту жизнь, которую он прожил. Ради этого предлагаем читателю краткий биографический очерк, составленный на основании опубликованных трудов о блаженном старце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тридцатая. Приезд во Францию Переезд Архиепископа Феофана во Францию был вызван исключительными по глубине и важности соображениями. В середине апреля 1931 года, в среду, 29 числа по новому стилю, Архиепископ Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет. Он переехал во Францию по настоятельной просьбе его петербургских знакомых Пороховых и поселился в Париже, в районе Клямар, на рю Паскаль, 2. Люди эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России после революции, в 1918 году, были приближенными ко Двору, в частности, к Императрице Марии Федоровне, супруге Императора Александра III и матери последнего из Дома Романовых Императора Николая II. Духовно Пороховы окормлялись широко известным благодатным Старцем, иеросхимонахом Варнавой, подвизавшимся в Гефсиманском скиту Св. Троице-Сергиевой Лавры. Род Пороховых знаменит. Он берет свое начало от Богдана Хмельницкого. У гетмана Малой Руси Богдана (Феодора) Хмельницкого был сын. И дал ему Богдан по нраву прозвище – Порох. А в те далекие времена турецкие султаны вели непрерывную войну с бедствующей Малой Русью, с запорожскими казаками... Грабили население, уводили в плен, убивали. И случилась беда – сын Гетмана, казак Порох, попал в плен к туркам. Турки хотели его убить. Но, по молитвам родителей и множества молившихся о его спасении, совершилось чудо, Господь спас его от смерти. Потрясенный чудом спасения сына Пороха, Богдан снял с руки своей золотой перстень, вынул из него драгоценный камень и вложил его в икону Спасителя. По прошествии времен прозвище «Порох» удлинилось, превратившись в фамилию Пороховых. Федор Васильевич Порохов, его прямой потомок, по чину – генерал, профессор математики. Человек, беззаветно преданный Богу. От Господа дана была ему мудрость и сила. Мало кто знает о нем, человеке героической судьбы, но он, чуждаясь славы человеческой, жил во славу Господа. Брата его Василия Порохова, расстреляли большевики. И его дочь Анастасию, оставшуюся круглой сиротой, Федор Васильевич принял к себе. Она вместе с ним и его женой Лидией Николаевной, в тайном постриге монахиней Марией, выехала за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010