«Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной 6 ноября, 2015 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной 24 ноября 2015 года в 18.30 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на представление книги известного русско-французского публициста, художника Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Труд Ксении Кривошеиной — пожалуй, самое подробное исследование жизненного пути матери Марии, 70-летие со дня гибели которой отмечается в этом году. Книга состоит из двух частей: собственно летописи жизни монахини, написанной Кривошеиной, и материалов, дополняющих жизнеописание, — это и свидетельства современников, например философа Николая Бердяева, и воспоминания родных матери Марии, и исследования ее литературного творчества, и отрывки из номеров «Вестника» участников французского Сопротивления. Очень помог автору семейный архив: Игорь Кривошеин, отец супруга Ксении Кривошеиной Никиты, сам был участником Сопротивления и вместе с матерью Марией помогал спасать евреев от депортации в Германию, в концлагеря. Ксения Кривошеина — русско-французский художник, публицист. Родилась в 1945 году в Ленинграде. До эмиграции во Францию в 1980 году работала иллюстратором детских книг. Сегодня живет в Париже, занимается исследованием жизни матери Марии (Скобцовой). Первая ее книга «Красота спасающая», посвященная творчеству монахини, была выпущена в Петербурге в 2004 году. Публикуется в российских и французских СМИ, одна из ведущих редакторов сайта «Parlons d’orthodoxie» Корсунской епархии, автор сайта о матери Марии (mere-marie.com). Читая вновь вышедшую книгу, понимаешь, что вторая часть ее названия — «Святая наших дней» — это не просто указание на время, в которое выдалось жить героине книги, но и ее характеристика. «Она была дочерью своего времени, той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов, чуяла и предрекала безысходность», — так пишет автор в предисловии к своему труду.

http://pravmir.ru/mat-mariya-skobtsova-s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.6 из  5) Оглавление Предисловие. Подвиг матери Марии …Настанет день на широту миров — Во всём преодолев стихию разрушенья — Творца мы прославлять восстанем из гробов, Исполнив заповедь и воскрешенья. Так писала незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк монахиня Мария (Скобцова). Она приняла смерть 31 марта 1945 года, в дни Святой Четыредесятницы, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир. На первый взгляд может показаться, что путь, избранный матерью Марией, — не тот, которым восходили «от силы в силу» великие учители иночества. Но истинное монашество состоит в отвержении себя: «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись от себя, и возьми крест свой, и следуюй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Так и жизнь, и смерть матери Марии — это путь отказа от себя, путь служения дальним и близким ( Еф. 2:17 ), путь деятельной, страдающей и милующей любви. Люди окружавшие монахиню Марию, переживали катастрофу старой России прежде всего как личную трагедию. Мать Мария принадлежала к тем, кто распознал в обстоятельствах времени и нечто большее: призвание к христианскому творчеству. Она была в потоке, уносившем от избыточной усложнённости «последних римлян» «Серебряного века» предреволюционной петербургской культуры к апостольской простоте первых христиан, к золотому веку Церкви. Она писала: «Мы безбытны. Что это случай? Что это — наша житейская неудача? В такую, мол, несчастную эпоху родились? В области жизни духовной нет случая, и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе…» В этом — смысл жизни и трудов матери Марии. Свобода рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом она сама оставалась по–настоящему свободным человеком. Её свобода оставалась в неустроенности земного бытия: в храмах, спешно переоборудованных из гаражей и конюшен, в «стульях» из пачек телефонных справочников, в незапиравшейся двери в каморку под чёрной лестницей. Её свобода была в безвозмездном служении нищим, убогим, отчаявшимся. Именно здесь обреталось высшее призвание служения м. Марии.

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

Книга посвящена святому наших дней, мученику Димитрию Клепинину (1904–1944). Д. Клепинин, как и множество людей в то время, эмигрировал. Клепинин участник кружка православной молодежи, основанного Зерновами, выпускник Свято-Сергиевского Православного Института в Париже, духовный сын отца Сергия Булгакова и отца Сергия Четверикова. Один из основателей [вместе с матерью Марией (Скобцовой)] благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело», а также общежития для обедневших русских эмигрантов на ул. Лурмель в Париже. Настоятель домового храма при этом общежитии. Отец Димитрий Клепинин участвовал в Сопротивлении, спасал евреев от нацистов. За это вместе с матерью Марией, ее сыном Георгием и Ильей Фондаминским арестован гестапо. Отцу Димитрию Клепинину предлагали свободу при условии, что он впредь не будет помогать евреям. Он показал свой наперсный крест с изображением Распятия: «А этого Еврея вы знаете?». Ему ответили ударом по лицу. Вместе с другими сотрудниками «Православного дела» Димитрий Клепинин заключен в нацистский концлагерь Компьень, а затем в подземный лагерь «Дора» («Бухенвальд»). Претерпел многочисленные издевательства и погиб 8 февраля 1944 г. в лагере Бухенвальд. Канонизирован Константинопольским Патриархатом в 2004 г. и причислен к лику святых. Составители книги «Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина» — Т. В. Викторова, Н. А. Струве. Они писали ее как сборник материалов к канонизации отца Димитрия Клепинина. Книга состоит из биографии святого, его творений («Сердце и ум в молитве Иисусовой», дневники, переписка, проповеди, беседы), воспоминаний и свидетельств о жизни, служении и мученической кончине отца Димитрия Клепинина. Группа Вконтакте Facebook группа Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина ЖИЗНЬ И ЖИТИЕ СВЯЩЕННИКА ДИМИТРИЯ КЛЕПИНИНА От составителей Эта книга готовилась как сборник материалов для возможного причисления о. Димитрия Клепинина к лику священномучеников и была представлена весной 2000 г. в Синодальную комиссию Московской Патриархии.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

Мне привелось познакомиться с о. Киприаном в 1942 году, будучи еще школьником. В то время о. Киприан уже покинул улицу Лурмель в Париже, где он священствовал при «Православном Деле», созданном матерью Марией (Скобцовой), и стал настоятелем домовой церкви семьи Трубецких, имени свв. Константина и Елены в Кламаре (в предместьях Парижа). Помимо этого о. Киприан был приглашен в Свято-Сергиевский православный богословский институт, читать курс литургики. Впоследствии, когда о. Георгий Флоровский оказался в Греции на все время войны, о. Киприан занял кафедру патрологии, а затем и пастырского богословия. О. Киприан стал моим духовным отцом и руководителем в трудные годы немецкой оккупации. Уже с юных лет я стремился к священству, и духовное водительство о. Киприана оказалось для меня неоценимой поддержкой и помощью. О. Киприан занимал небольшую комнату на втором этаже профессорского дома. Стены были уставлены полками с книгами. Многие книги были редкостью, и о. Киприан ими дорожил. В углу были иконы с аналоем. Перед ними мне приходилось стоять на исповеди. Обычно после разрешительной молитвы о. Киприан усаживал меня и угощал «греческим» кофе в маленьких фарфоровых чашках. Он любил вспоминать о событиях и встречах прошлого на Востоке. Вообще, от самого облика о. Киприана веяло Востоком, он внушал нам любовь к восточному Православию. Последний год военного времени был особенно трудным. Часто и подолгу метро и автобусы не ходили и о. Киприану приходилось отправляться пешком через весь Париж, ночевать на полпути у гостеприимных друзей (чаще всего в семье Бориса Константиновича Зайцева, с которым он был очень близок) и затем уже доходить до Кламара, где он неизменно и без пропусков совершал воскресные и праздничные богослужения. Обратный путь на Сергиевское подворье совершался таким же образом. Я любил молиться в Кламарском деревянном храме. О. Киприан служил прекрасно, величаво. Его служение стало для меня идеалом и примером на всю жизнь. Осенью 1944 года я поступил студентом в Богословский институт. Помню первоначальную беседу о. Киприана с нами, новоначальными студентами (среди которых был и Иван Мейендорф ). Слова его потрясли нас. Они были приблизительно таковы: «Вы приближаетесь к тайне, пред которой ангелы закрывают свои лица крыльями (о. Киприан поднимал рукава широкой греческой рясы, и мы исполнялись трепетом и удивлением). Подумайте хорошенько, желаете ли вы идти по избранному вами пути. Еще не поздно одуматься». Он указывал на трудный подвиг богословствования, напоминал, что богословская наука ревнива и не терпит двоедушия и легковерности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Гестаповец сказал ему: «Вы сами себя погубили!» — история православного священника, который обрек себя на смерть 13 мин., 09.05.2023 Ему достаточно было чуть слукавить, и он остался бы жив. Но он поступил иначе. Этот человек сделал свой выбор, понимая, сколь высока может быть плата за него. О судьбе священника Димитрия Клепинина — статья журнала «Фома». Допрос О том, что происходило в тот день, сохранилось несколько свидетельств. Причем одно из них принадлежит... гестаповцу по фамилии Гофман. Он проводил обыск в доме, где находились близкие отца Димитрия, и между делом поделился с ними подробностями случившегося. ...Перед немецким офицером стоял невысокий худощавый человек — невзрачный, с носом картошкой. Сквозь очки в стальной оправе смотрели близорукие, чуть косящие глаза. Обычный штатский, никакой не заговорщик. От него требовалось лишь подтвердить, что к организации «Православное дело» и ко всему «противозаконному», что происходило у матери Марии (Скобцовой) на улице Лурмель, он отношения не имеет... Немец намекал, что отпустит арестованного, если тот пообещает не помогать неблагонадежным. Но священник молчал. — Объясните, ради кого вы стараетесь?! — не выдержал гестаповец. — Ради этих... евреев?! Тогда отец Димитрий взял в руки свой наперсный крест: — А об Этом еврее вы слыхали?.. И тут же получил удар кулаком в лицо. Но не шелохнулся, лишь прошептал разбитыми губами: — Если вы меня освободите, я буду делать то же, что и раньше. — Что ж, вы сами себя погубили. Гестаповец вышел, и охрана принялась жестоко избивать священника. Участь его была решена — концлагерь. В тени матери Марии Священник Димитрий Клепинин не был ни ученым-богословом, ни ярким проповедником. После него остались только дневники, письма и немногочисленные воспоминания — в основном в связи со знаменитой монахиней Марией. Мать Мария (Скобцова) — героиня французского Сопротивления, которая организовала на парижской улице Лурмель приют для бедняков и русских эмигрантов, а во время фашистской оккупации — для тех, кого преследовали оккупанты, в первую очередь для евреев. Спасшая многих людей, сама она приняла мученическую смерть в концлагере.

http://foma.ru/gestapovec-skazal-emu-vy-...

1, 1939 Первая и единственная публикация в сборнике «Православное Дело». Объединение «Православное дело» – благотворительная и культурно-просветительная организация, основанная причисленными в начале XXI столетия к лику святых матерью Марией (Скобцовой) и священником Димитрием Клепининым, на улице Лурмель в Париже. Г. П. Федотов был членом этой организации и именно ему было доверено написать предисловие к сборнику. В вводной статье мать Мария писала о целях и работе организации: «...Мы собрались вместе не для теоретического изучения социальных вопросов в духе православия. Среди нас мало богословов, мало учёных, и мы тем не менее хотим поставить нашу социальную идею и мысль в теснейшую связь с жизнью и работой. Вернее, из работы мы исходим и ищем посильного богословского её осмысления. Мы помним, что «Вера без дел мертва», и что главным пороком русской богословской мысли, – была её оторванность и беспочвенность от церковно-общественного ДЕЛА. Этой ошибки мы не хотим повторять. Ошибки, конечно, будут и не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а Бог , да поможет нам видеть и исправлять их в неустанном нашем покаянии. Ряд статей, вошедших в этот первый Сборник, связан одной темой, это религиозное обоснование пути «Православного Дела». Исключением являются две статьи отца Сергия Булгакова и Н. А. Бердяева . Статья Бердяева написана по частному поводу, но поднимает общую проблему: христианская совесть и отношение к этой острой политической злобе дня. Статья отца Сергия Булгакова не имеет видимой связи с темой Сборника, но редакция дорожит ею из глубокого уважения к её автору, богословие которого так богато социальным вдохновением». «Православное Дело» существует более трех лет как организация практической христианской работы. Но только сейчас оно решилось вступить с теоретическим обоснованием своего дела. Конечно, кормить голодных, давать кров бесприютным и больным можно без всякого обоснования. Это христианская азбука, которую никто не оспаривает. Но делая ударение на этой, так называемой, социальной работе, «Православное Дело» было приведено к необходимости своего богословского самоопределения. Три года понадобилось для того, чтобы его самосознание созрело, и чтобы оно яснее увидело предназначенное ему, хотя бы скромное, историческое место в жизни и предании Церкви. Как это часто бывает, внутреннему созреванию содействовали внешние силы: нападки противников, создавшаяся вокруг «Православного Дела» атмосфера недоверия и подозрений. Мы были вынуждены утверждать наше православие и привести доказательства, в то же время отметить то, что мы считаем нашим особым призванием, нашим путем в православии. Новое сочетается со старым, как в каждом живом деле и «живом предании», и оба вырастают из вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Подпишитесь на наш Телеграм 140 лет назад, 18 февраля 1884 года, родился Федор Степун — мыслитель, к нашему всеобщему стыду, очень недооцененный — между тем по праву достойный занять одно из первых мест в плеяде не только русских, но европейских в целом теоретиков, занимавшихся политическо-теологической, социально-религиозной проблематикой. Скажем несколько слов о нем и презентуем семь его книг — каждую в своем отдельном жанре из тех, в которых работал Степун. Наследие его обильно, а главное — разносторонне: ниже вы найдете ни в коем случае не исчерпывающие обзор этого наследия и не «главные книги», а только семь иллюстраций, не более того. Жизнь и творчество Степуна представляет собой весь блеск Серебряного века, Русского религиозно-философского ренессанса; притом Степун — редкий среди его представителей сознательный западник, проводник, апологет европейской интеллектуальной, научной и философской культуры, критик неославянофильства, собеседник Риккерта, Тиллиха, Шпенглера и т. д.; притом и одновременно — и во многом благодаря западничеству! — редкий среди представителей Ренессанса «просто» православный, воцерковленный мыслитель, без софиологических и т. п. увлечений — но притом решающий его основные вопросы, думающий над его основными темами. При этом он — активнейший деятель: один из организаторов философской инфраструктуры (журналы и пр.) в России и в русской эмиграции, театральный деятель, боевой офицер, депутат Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, начальник политуправления армии при Временном правительстве, публицист, преподаватель, один из самых активных интеллектуалов не только русской эмиграции, но и веймарской и постнацистской Германии — нацисты запрещают ему публиковаться и преподавать из-за пропаганды «жидо-русофильских» взглядов и т. д.: он в гуще событий Европы первой половины XX в. Предельно кратко о сути наследия Степуна: вместе с Георгием Федотовым и др. «новоградцами» (и шире в одном потоке с матерью Марией (Скобцовой), Николаем Бердяевым и т. д.) он разрабатывал сознательно православно-христианские решения основных практических, актуальных проблем своей эпохи — политических, социально-экономических, культурных и пр. — притом на твердой, разработанной общефилософско-теоретической, социологической, политологической базе. Вот это бесконечно ценно в наследии Степуна: образец православного политического мышления: «неопатристическая» политическая теология — между прочим, в том числе напрямик направленная против оказавшейся столь значимой доныне в социогуманитарных дискурсах политической теологии (и вообще теории) Карла Шмитта — и в самый момент её появления (термин «неопатристика» появляется под конец жизни Степуна и вне связи с его теоретическим предприятием; используя его, имеем в виду: на базе восточнохристианских дискурса, установок, ценностей, интуиций — с отбрасыванием внешне православизированных модерно-идеалистских дискурсов вроде софиологии).

http://blog.predanie.ru/article/pravosla...

Эта улица примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией 31 марта. ПРАВМИР. В четверг в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии Скобцовой — монахини, богослова, иконописца, участницы движения французского Сопротивления. Эта улица находится b XV округе и примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией,  сообщает  «Интерфакс-Религия» со ссылкой на источник в Корсунской епархии, которая объединяет русские приходы в ряде стран Западной Европы. Присвоить улице Парижа имя героической русской монахини предложила вице-мэр XV округа по вопросам культурного наследия и новых технологий Жислен Фонладосса. Муниципальный совет мэрии единогласно проголосовал за это решение, отмечают в епархии. «Православное дело» вело обширную социальную деятельность: создало два общежития для бедных; дом для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран; на улице Лурмель открывает приходскую школу, курсы псаломщиков, а также миссионерские и лекторские курсы. В 1943 году мать Мария была арестована парижским гестапо, а в марте 1945-го погибла в лагере Равенсбрюк. По преданию, она добровольно вошла в газовую камеру, спасая другого человека. В 2004 году мать Марию канонизировал Константинопольский патриархат как преподобномученицу. . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 марта, 2012 31 марта, 2015 18 мая, 2015 30 марта, 2018 31 марта, 2017 31 марта, 2017 31 марта, 2016 27 июня, 2015 20 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/368204-2/

Музей Анны Ахматовой проводит выставку художественных работ матери Марии (Скобцовой) 13 июля, 2016. Новостная служба Многие экспонаты представлены впервые: графические листы 1910-х годов из собрания ГРМ и музея Анны Ахматовой, автографы стихов, письма, уникальные вышивки из частных собраний Франции 13 июля. ПРАВМИР. С 15 июня по 25 июля в Музее Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге проходит выставка художественных работ матери Марии (Скобцовой). Экспозиция «Я весть Твоя» к 125-летию матери Марии (Скобцовой) (Елизаветы Кузьминой-Караваевой) состоит из фондов музея Анны Ахматовой, Государственного Русского музея, частных собраний России и Франции. Многие экспонаты представлены впервые: графические листы 1910-х годов из собрания ГРМ и музея Анны Ахматовой, автографы стихов, письма, уникальные вышивки из частных собраний Франции. Одна из них — знаменитая надвратная вышивка-икона «Тайна Вечеря», созданная в Париже матерью Марией в преддверии мировой катастрофы. Выставка в музее Анны Ахматовой не ставит задачу хронологического жизнеописания. Посредством визуальных образов, цитат, представления подлинных вещей и видеоматериалов выставка создает «личностное пространство» матери Марии, «новой души» XX века (Николай Бердяев), соединившей в себе русскую ренессансную эпоху, революционную стихию, глубокую действенную веру, свободное творчество, новую святость. Имя матери Марии (Скобцовой), в миру Елизаветы Кузьминой-Караваевой (1891–1945) — мыслителя, поэта, художника, богослова — связано с Серебряным веком русской культуры, с Александром Блоком, Анной Ахматовой, Алексеем Толстым, русской религиозно-философской мыслью XX века, новыми путями Православной Церкви. Масштаб личности матери Марии, искавшей ответы на вызовы «гибельной эпохи», ее возрожденческая одаренность, яркая жизнь и мученическая смерть не вписываются в рамки традиционной биографии или агиографического канона, говорится в сообщении на сайте музея. Монахиня Мария (8 декабря 1891, Рига — 31 марта 1945, Равенсбрюк, Германия) — монахиня Западноевропейского Экзархата русской традиции Константинопольского Патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года. Участница Сопротивления, 9 февраля 1943 года была арестована гестаповцами и сначала помещена в тюрьму форта Роменвиль, а затем в концлагерь Равенсбрюк. Была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

http://pravmir.ru/muzey-annyi-ahmatovoy-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Жатва Духа (новонайденные жития)» — уникальный опыт переложения житий великой святой XX века, монахиней, поэтом, философом преподобномученицей Марией (Скобцовой). В предлагаемом электронном варианте совмещены оба выпуска «Жатвы духа». Всего «Жатва Духа» вмещает восемь житий: «Как авва Леонтий исцелял», «Спиридон — епископ Тримифундский», «Лев Катанский и Илиодор-волхв», «Милостивый Филарет», «Виталий монах», «Петр, сборщик податей», «Серапион-синдонит», «Путь к человеческим душам». Протоиерей Сергий Гаккель в своей книге «Мать Мария» пишет о «Жатве Духа»: «Мысль о том, что она [мать Мария (Скобцова)] лишь «меч в руке», не покидала ее. В другом стихотворении она поставила вопрос: «Кто я, Господи?» и ответила: «Лишь самозванка,/Расточающая благодать». Ее призвание — «расточать […] искры от огня»: «Бог сделал меня орудием, чтобы с моей помощью расцветали другие души». В таком же духе заканчивается одно стихотворение 1936 года: Я весть Твоя. Как факел, кинь средь ночи, Чтоб все увидели, узнали вдруг, Чего от человечества Ты хочешь, Каких на жатву высылаешь слуг. Еще в 1927 году она издала сборник житий под названием «Жатва Духа». В своих пересказах житийного материала она явно стремится к тому, чтобы выдвинуть именно этот момент — центральную роль в сборнике играет просветление и расцвет чужих душ в результате жертвенного служения святых подвижников. Она писала об египетском иноке Серапионе, который готов был отдать последнее и самое драгоценное имущество — рукопись Евангелия — в пользу «нищих и бродяг». Когда его спрашивали, куда он девал Евангелие, он отвечал: «Я продал слово, которое научило меня: продай имение свое и раздай нищим». Она писала также о Никифоре, дружба которого со священником Саприкием, длящаяся почти всю жизнь, порвалась из–за пустяковой ссоры. Саприкий упорно отказывался от примирения; гордыня, которая у него развилась из–за ссоры, привела его к отступничеству в пору гонений на веру. Никифор же, отвергнутый и поруганный другом, принял мученическую смерть вместо него и ради него.

http://pravbiblioteka.ru/book/jatva-duha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010